Содержание
Введение3
1 Принципы планирования и их характеристика4
2 Методы планирования, их сущность и назначение7
3 Система норм и нормативов для планирования13
Заключение15
Список литературы16
Выдержка из текста работы
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе особое внимание уделяется прогнозированию и планированию деятельности предприятия, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития предприятия.
Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования в бизнесе.
1.1. Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования.
Научное познание и использование законов развития общества тесно связано с прогнозами. Прогноз в переводе с греческого означает «вперёд, узнавание».
Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления [8].
Исследованием закономерностей разработки прогнозов занимается научная дисциплина прогностика. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Главная функция прогнозирования состоит в проведении научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а также в предвидении новых экономических ситуаций и выявлении узловых экономических проблем [8]. Основные функции прогнозирования состоят также в исследовании объективных связей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе развития экономики и общества, в оценке объекта прогнозирования, в выявлении возможных альтернатив развития экономики в перспективе, в принятии оптимальных решений.
Сложилась определённая классификация экономических прогнозов, т.е. система их деления на классы согласно определённым признакам (критериям). Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учётом следующих критериев:
1. В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный. Этот критерий даёт ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?»
Поисковый прогноз (или: исследовательский, трендовый, генетический) — это прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения действующих тенденций. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур числа браков или разводов в обществе.
Основным методом прогнозирования является экстраполяция. Нормативный прогноз (или: программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция.
2. По критерию природы объекта выделяют прогнозы социальные
(в том числе демографические); ресурсные (природные, материальные, трудовые, финансовые); научно-технические (перспективы развития науки и техники и влияния этих достижений на экономику); общественных и личных потребностей (спрос, потребление отдельных товаров, потребности в объектах образования, здравоохранения, правопорядка, культуры и др.)
3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные.
Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный — от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный — от 1 года до 5 лет; долгосрочный — от 5 до 15 лет; дальнесрочный — на период свыше 15 лет.
4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный. Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе — взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции близким к 1).
5. По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть: детерминированными, т.е. без существенных потерь информации в описании условий, статистическими, в которых требуется учёт случайных величин, смешанными, включающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов.
6. По критерию характера развития объекта во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен трен со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени, апериодические, для которых характерна периодическая функция времени.
7. По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем.
8. По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные [2; 9].
Понятно, что для отдельной фирмы или объединения предприятий речь, как правило, может идти о первых трёх видах, а для региона или страны (нескольких стран) более характерны три последних вида прогноза.
Прогнозирование представляет собой сложный процесс, по ходу которого необходимо решать большое количество различных вопросов. Для его производства следует применять в сочетании различные методы прогнозирования, которых на сегодняшний день существует огромное множество, но на практике используются всего 15 — 20. На наиболее популярных из них мы и остановимся.
Рис. 1. Наиболее популярные методы прогнозирования.
Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в том, что в основе прогноза лежит мнение одного специалиста или группы специалистов, которое основано на профессиональном, практическом и научном опыте. Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки, часто используется при оценке персонала.
Метод экстраполяции. Основная идея экстраполяции — изучение сложившихся как в прошлом, так и настоящем стойких тенденций развития предприятия и перенос их на будущее. Различают прогнозную и формальную экстраполяцию. Формальная — основывается на предположении о том, что в будущем сохранятся прошлые и настоящие тенденции развития предприятия; при прогнозной — настоящее развитие увязывают с гипотезами о динамике предприятия с учетом того, что в будущем изменится влияние на него различных факторов. Следует знать, что методы экстраполяции лучше применять на начальной стадии прогнозирования, чтобы выявить тенденции изменения показателей.
Методы моделирования. Моделирование — это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели.
Метод экономического прогнозирования (экономический анализ) заключается в том, что какой либо экономический процесс или явление, имеющие место на предприяти……..
Список использованных источников:
1. Буданов К.М. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие / К.М. Буданов, О.В. Лосева. — П.: Пенз. гос. пед. университет, 2009.
2. В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Г.А. Кандауровой. Мн., 2004г.
3. Елисеева И.И. Статистика: учебник / И.И. Елисеева. — Москва: Проспект, 2011.
4. Лялин В.С. Статистика: теория и практика в Excel: учебное / В.С. Лялин, И.Г. Зверева, Н.Г. Никифорова. — Москва: Финансы и статистика: Инфра-М, 2010. — 446 с.
5. Л.П. Владимирова. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие (второе издание): М.: 2001г.
6. Назаров М.Г. Общая теория статистики: учебник / под ред. М. Г. Назарова. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 410 с.
7. Нехорошева Л.Н. «Экономика предприятия» — Мн. Выш. шк., 2005г.
8. Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики, Учебно-методическое пособие, Екатеринбург 2007
9. Прогнозирование и планирование в условиях рынка (Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Новикова А.А., Салтанова Т.А.; Москва-2000 г)
10. Социально-экономическая статистика: практикум: учебное пособие / В.Н. Салин и др.; под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 192 с.
11. Т.В., Еремеева Я.И. Эконометрика. Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. -70 с
12. Тихонов Э.Е. Методы прогнозирования в условиях рынка: Учебное пособие, Невинномысск, 2006.