Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1. Общие принципы ведения бухгалтерского учета5
1.1 Организация бухгалтерской службы на предприятии5
1.2 Принципы ведения бухгалтерского учета8
2.Правовое и методическое обеспечение учета на предприятии16
2.1 Правовое обеспечение учета16
2.2 Методическое обеспечение учета на предприятии18
Заключение28
Список использованной литературы31
Введение
Все предприятия и индивидуальные предприниматели на территории Российской Федерации должны вести бухгалтерский и налоговый учет и составлять отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.
Пользователями бухгалтерской отчетности предприятия являются:
собственники (учредители, участники, акционеры и т.п.) предприятия;
органы статистики;
налоговые и другие контролирующие органы.
В предпринимательской деятельности широко используются данные бухгалтерского учета и отчетности для принятия управленческих решений, оценки привлекательности инвестиций в предприятие, определения стоимости предприятия при его продаже и тому подобных целей.
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, его изменениях, финансовых результатах деятельности.
Бухгалтерский учёт это основная часть управленческой информационной системы организации. Юридически ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский учёт в организациях обычно осуществляется бухгалтерией, во главе с главным бухгалтером. Когда в организации бухгалтерская служба отсутствует, руководитель имеет право поручить ведение учёта, отчётности специализированной компании, оказывающей подобные услуги.
Знание правил законодательства позволяет не только ориентироваться в действующих нормах законодательства, но и спокойно воспринимать, и, что самое главное, понимать его возможные будущие изменения. Это особенно актуально сейчас, когда бухгалтерское законодательство кардинальным образом меняется в связи с переходом России на Международные стандарты бухгалтерского учета.
Как порядок бухгалтерского учета, нормативно определяемый действующим законодательством, так и правила анализа бухгалтерской информации, содержащейся в отчетности организаций, базируются на основных принципах бухгалтерского учета.
Тема данной курсовой работы- принципы организации бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. С того момента, как принципы бухгалтерского учета, закрепленные в Международных стандартах, вошли в российское бухгалтерское законодательство, их содержание стало определять предписываемую нормативными документами методику ведения бухгалтерского учета. В связи с этим, понимание этих принципов становится очень важным именно с позиции практики бухгалтерского учета, что составляет актуальность выбранной темы.
Для чего следует соблюдать вышеперечисленные принципы?
Во-первых, потому что этого требуют законодательные и нормативные документы. Во-вторых, только при соблюдении перечисленных принципов формируемая отчетность будет достоверной, а значит, не возникнет разногласий с пользователями отчетности, в том числе с налоговыми органами, аудиторами и прочими контролирующими органами, в основе деятельности которых лежит проверка бухгалтерской и (или) налоговой отчетности.
В данной курсовой работе поставлена цель проанализировать и переосмыслить отдельные принципы организации бухгалтерского учета на предприятии. Для этого нужно решить следующие задачи, возникающие в связи с классическими и новыми требованиями к бухгалтерской информации, формулируемой в системе финансового учета, направленной на полное обобщение итогов кругооборота капитала в процессе хозяйственной деятельности:
общие правила организации бухгалтерской службы в организации;
принципы ведения бухгалтерского учета;
правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета в РФ.
1. Общие принципы ведения бухгалтерского учета
1.1 Организация бухгалтерской службы на предприятии
После учреждения юридического лица необходимо решить, каким образом будет организовано ведение бухгалтерского учета в данной организации. При постановке бухгалтерского учета руководитель и главный бухгалтер организации имеют право:
самостоятельно устанавливать организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;
определять форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и контроля;
разрабатывать систему внутрипроизводственного управленческого учета,
отчетности и контроля;
формировать в установленном порядке учетную политику организации.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации несет ее руководитель.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля хозяйственных операций;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Бухгалтерская служба организации (бухгалтерия) это специальное подразделение или отдел, который ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерские отчеты. Бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением организации и возглавляется главным бухгалтером.
Структура бухгалтерской службы зависит от размеров организации и сферы ее деятельности, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Можно выделить три основных варианта структуры бухгалтерской службы: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
При линейной структуре бухгалтерской службы все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Линейный вариант применяется в небольших организациях с численностью бухгалтерской службы до 7-9 человек.
При вертикальной структуре бухгалтерской службы в ее состав входят промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), выполняющие законченный объем работ и возглавляемые старшими бухгалтерами. Старшие бухгалтеры подчиняются главному бухгалтеру и выполняют его распоряжения, руководя своими подразделениями (группами, отделами, секторами).
В составе бухгалтерской службы могут быть созданы следующие группы (отделы, бюро, секторы): материальная группа, группа учета оплаты труда, производственно-калькуляционная группа, группа учета готовой продукции; общая группа, группы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В крупных организациях дополнительно могут быть созданы отделы учета тары, учета основных средств, группа подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитический отдел. Данная структура бухгалтерской службы применяется в большинстве средних и части крупных организаций.
При комбинированной структуре бухгалтерской службы в ней выделяются определенные структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям бухгалтерских подразделений, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции. Такая форма организации бухгалтерии применяется в особо крупных организациях и производственных объединениях.
Величина, обособленность, объемы операций структурных подразделений организации влияют на решение, каким образом централизованно или децентрализовано- бухгалтерсая служба будет осуществлять цикл бухгалтерского учета в организации.
В случае централизованного учета бухгалтерская служба сосредоточена в главной бухгалтерии организации, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета. В подразделениях организации (цехах, отделах и т.д.) осуществляется лишь первичная регистрация фактов хозяйственной жизни, оформляются первичные и сводные документы и передаются в главную бухгалтерию.
При децентрализованном учете организация выделяет на отдельные балансы некоторые подразделения, которые в данном случае имеют свою бухгалтерскую службу. Обособленные подразделения ведут синтетический и аналитический учет и составляют свою отчетность. Эта отчетность направляется в главную бухгалтерию, где составляется сводная отчетность по организации в целом, а также контролируется постановка учета в обособленных подразделениях.
В некоторых организациях применяется частичная децентрализация бухгалтерского учета, при которой в структурных подразделениях вместе с документальным оформлением хозяйственных операций ведется аналитический учет к некоторым синтетическим счетам. В производственных подразделениях на основе данных учета производственных затрат может исчисляться фактическая себестоимость произведенной продукции. В то же время в этих подразделениях не осуществляется полный цикл бухгалтерского учета и не составляется бухгалтерский баланс.
Количество бухгалтеров, работающих в бухгалтерской службе организации, и их должности зависят от характера, состава и объема проводимых учетных работ. Возможные должности бухгалтерских работников и их функции приведены в таблице 1. Непосредственно руководителю организации подчиняется главный бухгалтер, который несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, за соответствие законодательству осуществляемых хозяйственных операций. Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, осуществляемых организацией, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерскй отчетности, осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Таблица 1. Функции бухгалтерских работников
ДолжностьФункции
Главный бухгалтерОтвечает за организацию и ведение бухгалтерского учета и контроля в организации
Бухгалтер по расчетам с персоналомРасчет заработной платы, учет расчетов с работниками организации
Бухгалтер по учету основных средствУчет поступления и расходования основных средств, их хранения и использования
Бухгалтер по учету материаловУчет материальных ценностей, их хранения и использования, расчеты с поставщиками и подрядчиками
Бухгалтер по расчету себестоимостиУчет затрат по всем видам производства, калькуляция себестоимости выпускаемой продукции, определение затрат на незавершенное производство
Бухгалтер по подготовке отчетностиУчет дебиторов и кредиторов, сведение данных в Главную книгу, составление финансовой отчетности
Бухгалтер-кассирВедение книги кассовых операций
1.2 Принципы ведения бухгалтерского учета
К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования, часто называемые принципами:
непрерывности и полноты бухгалтерского учета;
своевременности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
имущественной обособленности;
отражения в учете фактически имеющих место активов и обязательств;
последовательности применения учетной политики;
непрерывности деятельности организации;
осмотрительности;
правильности оценки активов и обязательств;
приоритета содержания перед формой.
Принцип непрерывности и полноты бухгалтерского учета. В соответствии с этим принципом организация должна вести бухгалтерский учет с момента своей регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В части учета материалов полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности обеспечивается, прежде всего, определением лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, за систематическую сверку записей складского и бухгалтерского учета материальных ценностей.
Выдержка из текста работы
Формирование в нашей стране рыночных отношений предъявляет повышенные требования к бухгалтерскому учету в управлении предприятием. Бухгалтер из регистратора превращается в бухгалтера-аналитика, бухгалтера-мыслителя. Поэтому в новых условиях у предприятия возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу.
Следует отметить, что наряду с новыми объектами бухгалтерского наблюдения, вызванными к жизни рыночными преобразованиями, не потерял своей актуальности такой традиционный раздел как учет основных средств, который занимает особое место в системе бухгалтерского учета. Это объясняется тем, что объекты основных средств, в своей совокупности, образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель хозяйства.
В работе в качестве объекта исследования выступает комплексная система организации бухгалтерского учета основных средств. Рыночные преобразования также сказались на методическом обеспечении бухгалтерского учета данного раздела. Новшества и изменения в методике учета предопределили выбор направления исследования и его актуальность.
Целью работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета основных средств и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка.
Для осуществления поставленной цели в работе определены и решены следующие конкретные задачи:
— изучены перспективные направления развития бухгалтерского учета в Российской Федерации;
— рассмотрена законодательная и нормативная база бухгалтерского учета основных средств;
— изучена организация первичного, аналитического, синтетического учетов основных средств;
— рассмотрено ведение бухгалтерского учета основных средств на предприятии;
— проведен анализ основных показателей деятельности предприятия;
— разработаны предложения по совершенствованию учета организации.
Теоретической, методологической и методической основой работы послужили Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, положения по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, методические указания, рекомендации и иные аналогичные документы.
Также были использованы научные труды таких авторов, как Кондраков Н.П., Гетьман В.Г., Козлова Е.П., Донцова Л.В., Никифорова Н.А.
Разработанные в курсовой работе предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета основных средств позволят применительно к конкретным организационно-техническим условиям ООО «Универмаг» осуществить систему мер, направленную на повышение оперативного, аналитического и других видов учета.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Современный этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Система бухгалтерского учета, которая существовала в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) обусловили необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета в России.
Следует отметить, что началом реформирования бухгалтерского учета в России считается разработка и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее — Минфин РФ) от 1 ноября 1991 г. №56. Также значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:
— Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 20 марта 1992 г. №10;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденного Приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. №100.
В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствие с МСФО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283 [2].
Основной целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. В связи с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:
— формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
— обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
— оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Правильным будет выделить основные направления реформирования бухгалтерского учета:
— законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ);
— формирование нормативной базы (стандартов);
— методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
— кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
— международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
— подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;
— разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов, пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
— пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
— для улучшения кадрового обеспечения предусмотрено пересмотреть программы обучения специалистов разных уровней;
— в области международного сотрудничества намечены вступление в Совет по международным стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями.
В работе по всем направления реформирования бухгалтерского учета активное участие принимает Институт профессиональных бухгалтеров, созданный 29 декабря 1997 г.
Следует отметить, что основные направления реформирования бухгалтерского учета и меры по выполнению задач по каждому направлению определены не только Программой реформирования бухгалтерского учета, но и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина РФ от 01.07.04 г. №180 [3].
Указанная Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров.
Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования. Она ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике в России призвана:
— обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
— быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;
— являться основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными документами;
— помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для организации всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм.
Основной целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.
Применительно к внешним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу пользователей при принятии решений.
Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности.
В процессе реформирования бухгалтерского учета можно выделить ряд положительных моментов, а именно: получил развитие рынок аудиторских услуг; появился престиж бухгалтерской профессии; появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.
В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы:
— в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО;
— в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
— слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности;
— в низком уровне подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов;
— в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
— в излишних затратах из-за необходимости ведения параллельного бухгалтерского и налогового учета.
Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации.
Однако в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.
В связи с этим дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
— повышение качества информации;
— создание инфраструктуры применения МСФО;
— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
— усиление контроля качества бухгалтерского учета;
— повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Следует подчеркнуть, что важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет.
Переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации. Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно.
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности — повышение качества информации, формируемой в них. Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают индивидуальную бухгалтерскую отчетность и консолидированную финансовую отчетность.
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике РФ является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в РФ; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленный МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая бы учитывала интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала минимум издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели — разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.
Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями.
Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. При подготовке специалистов следует использовать разработки зарубежных ученых в области теории бухгалтерского учета, основанные на большом опыте работы компаний в рыночных условиях. Однако, по мнению профессора Я.В. Соколова [25, с. 49]: «Американская школа, давшая основные идеи МСФО, является ведущей бухгалтерской школой мира, … но это не значит, что все ею созданное годится для всех, всегда и во всех случаях. Ее нужно изучать, но воспроизводить и копировать надо только то, что полезно для нас».
Важно отметить, что в 2004-2012 гг. предполагается осуществить два этапа Концепции. На первом этапе (2004-2007 гг.) намечено выполнение следующих основных направлений:
— обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйственных субъектов, кроме тех, которые составляют отчетность по иным международно-признаваемым стандартам;
— утверждение основного комплекса российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
— совершенствование принципов к организации учетного процесса, а также правил бухгалтерского учета;
— сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
— повышение квалификации кадров;
— развитие международного сотрудничества.
На втором этапе (2008-2010гг.) соответственно намечено выполнение следующих основных направлений:
— оценка возможности составления индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО;
— повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии бухгалтерской профессии;
— развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности;
— расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО;
— укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы одобрения стандартов бухгалтерского учета и отчетности.
Нельзя не отметить, что Международные стандарты по финансовой отчетности — это новый этап развития бухгалтерского учета. Современный бизнес особую важность придает информации о дне завтрашнем, информации, которая давала бы возможность прогнозировать развитие бизнеса, принимать экономические решения на будущее, таким образом МСФО лучше всего обеспечивают формирование информации, необходимой рынку и обществу в целом. Поэтому абсолютное большинство стран, в том числе и Россия, ориентир……..