Содержание
Тема: «Принципы и функции права»
Содержание:
1. Введение _______________________________________________________ стр. 3
2. Принципы права _________________________________________________ стр. 5
3. Функции права __________________________________________________ стр. 15
4. Заключение _____________________________________________________ стр. 21
5. Список литературы _______________________________________________ стр. 25
Выдержка из текста работы
Актуальность темы "Понятие, принципы и функции права", рассматриваемой в данной курсовой работе, заключается в том, что право — это грандиозный, неисчерпаемый для познания общественный феномен. Прав был Кант, когда утверждал, что юристы все еще ищут определение права. Обусловленная теоретическими и практическими потребностями юридическая мысль обречена на постоянный поиск раскрытия "тайны" права, приведения его к общезначимому пониманию, что, как и достижение истины, не реально, но что не может остановить познавательно-мыслительный процесс. Право слишком значимо для человечества и для каждого индивида, поэтому на протяжении многих столетий привлекает к себе самое пристальное внимание.
Становиться ясным, что процесс правопонимания не может быть сведен к общему знаменателю. Простор для научного поиска остается здесь по-прежнему безграничным. В этом плане прав Ж.Л. Бержель, отмечая, что в поисках точного определения права можно опираться только на разнообразные тезисы, выдвигавшие в разное время, использовать их в качестве самого общего основания для продолжения познания права. Он пишет: "Сложность вопроса проистекает из неоднородности устройства правовых систем в разные эпохи и в разных странах, а также из нашей неуверенности в определении границ собственного права и правил другой природы, действующих в обществе".
Сложность правопонимания, невозможность выработки универсального определения права заключается в том, что объективное право как отражение сущностных реалий общественной жизни есть явление многомерное, многовариантное, синтетическое. Сказанное означает, что понимание права в решающей степени связано с волей, сознанием, мышлением, мировоззрением исследователей этого феномена. Правопонимание в значительной степени производно от содержания правового мышления и правосознания исследователя, который прямо или косвенно преломляет в своем видении права определенные собственные цели, интересы, устремления, намерения, по своему оценивает закономерности общественного развития, включая его правовые аспекты. В процесс правопонимания того или иного мыслителя вкладывается свое особое представление о социальной справедливости, духовно-нравственных, идеологических ценностях, теориях, концепциях, воззрениях на правовые явления.
Поиски правопонимания насчитывают столетия, выработано множество правовых теорий, в которых лучшие умы человечества стремились показать свои суждения относительно феномена права, его сущности и социального назначения.
В обосновании актуальности темы следует обратить внимание на ценность права, которая состоит в том, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным образом разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесообразно, практически надежно.
Стоит отметить, что свой весомый вклад в понимание права как нормативного регулятора наиболее важных общественных отношений внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Н.Н. Вопленко, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, В.М. Горшенев и многие другие ученые, обосновавшие важные ценностные аспекты роли и значения функционирования юридических норм как основы понимания права.
Цель курсовой работы — рассмотреть понятие права, его принципы и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятию "право", изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;
рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.
Глава 1. Понятие права его сущность и признаки
.1 Основные признаки права и определение его понятия
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом.
Ученые по-разному объясняют необходимость права. Например, известный европейский правовед П. Сандевуар пишет, что в общественной жизни люди и группы людей могут проявлять не только миролюбие, склонность к сотрудничеству, симпатию и солидарность, но и эгоизм, жадность, жестокость, стремление к превосходству над другими, чрезмерную требовательность и даже злонамеренность хищническое в своем роде поведение.
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество раз личных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля-продажа, и многих других.
В юридической литературе, и отечественной и зарубежной нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен.
Наличие множества определений права, сформулированных под воздействием жизненных обстоятельств и отражающих раз личные стороны правовой жизни и подходы к ней, само по себе следует рассматривать, несомненно, как явление положительное. Множество определений права позволяет взглянуть на него сквозь призму веков, отразить в нем наиболее важные его стороны и черты только для одной исторической эпохи, но и для ряда или всех эпох, увидеть право не только в статике, но и в динамике. Существование множества определений права свидетельствует, помимо всего прочего, о глубине и богатстве государственно-правовой мысли, об огромном разнообразии знаний о праве, накопленных авторами-теоретиками и практиками — за тысячелетия его исследования.
Однако в таком множестве определений есть и свои негативные моменты, изъяны. Главный из них заключается в трудностях, порождаемых порой взаимоисключающими друг друга подходами, отсутствием единого, концентрированного, целенаправленного процесса познания права и его практического использования. Диалектика, таким образом, состоит в том, что множественность определений понятия права как положительное явление выступает в то же время и как отрицательное явление.
Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее, известной разрозненности или даже противоречивости определений понятия о праве? В значительной мере — да. Можно использовать несколько путей решения данной проблемы. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время частных определений понятия права выработать пригодное "на все времена" и "на все случаи жизни" общее определение понятия права.
В отечественной и зарубежной юридической литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно. Отмечалось, в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других, смежных, неправовых общественных явлений. Одна ко тут же, и не без оснований, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться "одним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.
Специфические особенности характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие соответственно специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться, исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих особенностей. В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей характер.
Разработкой такого рода определений, когда право рассматривается в весьма абстрактном или одностороннем виде, лишь как "принуждения поведения человека власти правил" или как "правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством" нередко увлекаются западные юристы. Отечественные же авторы, предпринимавшие попытки выработки общего понятия права, в силу объективных и субъективных причин чаще всего "сбивались" на отдельные специфические черты, касающиеся "воли" того или иного господствующего класса, рассматривали право исключительно как классовый регулятор общественных отношений и т. п. Иллюстрацией сказанного может служить дефиниция общего понятия права, в соответствии с которой оно представляется как государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством, как классовый регулятор общественных отношений. правопонимание гражданин демократия общество
Анализ приведенных в качестве примеров определений общего понятия права показывает, что они пока довольно далеки от совершенства. Следовательно, окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории и практики общее понятие, они не могут служить эффективным средством, или путем преодоления негативных последствий множественности, разрозненности и противоречивости представлений о праве.
Не могут служить достижению этой цели "ходячие", по выражению известного немецкого теоретика права Иеринга, или "наиболее распространенные" воззрения на право как на "принудительные нормы, пользующиеся при знанием и защитою со стороны государства", как на "совокупность действующих в государстве принудительных норм". Ибо при всей своей "общепризнанности" и широкой распространенности они отражают лишь отдельные взгляды и подходы к анализу права и его определению и не являются универсальными средствами и подходами.
Вот почему наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определения права и подходов к нему является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то им, могло бы служить определение, согласно которому право понимается как "система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни".
Анализ многочисленных, сложившихся в различное время представлений и суждений о праве позволяет выделить следующие, отличающие право как регулятор общественных отношений от других, неправовых, регулятивных средств, признаки:
. Право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения.
Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее структурными элементами — нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Что бы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права.
В основе любой системы норм, или правил поведения, лежат как объективные, так и субъективные факторы. Из объективных факторов выделим однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как конкретные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и проецируются на реально существующие экономические, политические и иные отношения.
. Право — это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными — общественными, партийными и иными организациями.
Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о "санкционировании", то есть о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.
. Право всегда выражает государственную волю как его основу, которая в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциями, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.
Само собой разумеется, если исходить из мирового опыта существования и функционирования государства и права, в праве выражается прежде всего воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что последние, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждены считаться с волей и интересами подвластных.
. Право представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней, развивается, изменяется и прекращается. Г. Кельзен вполне резонно считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя, таким образом, или нет".
Общеобязательность как признак права распространяется не только на "рядовых" граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство. Цивилизованное, правовое государство, если оно не на словах, а на деле является таковым, непременно самоограничивает, "связывает" само себя и все свои органы требованием общеобязательности норм права, организует всю свою деятельность строго в рамках закона и следует ему до тех пор, пока он в установленном порядке не будет изменен или отменен.
. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.
.2 Сущность права
Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Вспомним, что "сущность" как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу.
Сущность права в конечном счете определяется в зависимости от ответа на вопрос: "Кто создает право и кому оно должно служить?"
Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны — классовую и общесоциальную.
Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.
Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими". Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. "Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни".
Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.
Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.
Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.
Однако следует отметить, что данные ценности носят конкретно-исторический характер. Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. Среди некоторых народов, которые населяли Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. У них была распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходит в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал его съесть. Такие были представления о добре.
В настоящее время представления о добре и зле также изменяются. Причем иногда переоценка нравственных начал происходит быстро.
Таким образом, при втором подходе имеется некоторая абстрактность общесоциального понимания сущности права. Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.
Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы". С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение — древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло в основном охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Право выполняло охранительную функцию с помощью механизма правосудия, относящегося к государству. Правосудие, с одной стороны, представляло собой процедуру тщательного и всестороннего рассмотрения конкретного социального конфликта, а с другой — опиралось на поддержку и мощь государства, т. е. верховной власти в обществе.
С утверждением буржуазного экономического и социального строя право постепенно начинает выполнять также и регулятивную функцию, более того, становится основным и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, особенно в таких областях, как экономика и политика. С формированием во второй половине XX в. в ряде стран развитого гражданского общества право становится развитым и в полной мере проявляющим свои ценные свойства.
Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. В пределах своих прав человек уверен и свободен в собственных действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, а зло — нарушением этой нормы.
Далеко не все современные национальные правовые системы в полной мере проявляют указанные сущностные свойства. Право более ранних эпох вообще не могло иметь такие характеристики. В связи с этим существовали и существуют сейчас и другие взгляды на сущность права. Наиболее распространенной является теория классовой сущности права, обстоятельно и всесторонне разработанная в марксистском учении о государстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса.
Представляется, что изначально право создавалось в интересах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления классовости в содержании права следует рассматривать как искажение его общесоциальной сущности.
Сущность права находит свое выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.
Глава 2. Ценностно-функциональные основы права
.1 Принципы права
Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права — это основы права.
Принцип права — основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.
Каждый принцип — это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.
Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве; принципы права — только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования
Способы закрепления принципов. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный — для системы общего права.
В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль:
. Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.
. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.
. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.
Виды принципов права. В правовой системе можно выделить множество различных принципов. С точки зрения охвата выделяют принципы:
. Общеправовые — действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права.
. Межотраслевые — действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).
. Отраслевые — действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.).
. Принципы правовых институтов — положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.).
Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.
Теория государства и права изучает прежде всего общеправовые принципы права, т. е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом.
Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специальноюридические.
Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.
К общесоциальным принципам права относят:
· политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);
· экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);
· нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).
Специальноюридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования.
К ним относят:
· принцип законности;
· принцип равенства перед законом;
· принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;
· принцип судебной защиты прав и свобод граждан;
· принцип единства прав и обязанностей;
· принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.
Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права. Далее подробнее будут рассмотрены наиболее значимые из общеправовых принципов.
Принцип социальной справедливости. Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.
Особенности юридической справедливости заключаются в то, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формальноопределенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Принцип справедливости носит нормативнооценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.
Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как "справедливое равенство" и "справедливое неравенство". Справедливость имеет парную категорию "несправедливость". Устранение несправедливости — одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости — важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.
Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политикоправовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. последнее является материальной основой равноправия. Равенство более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.
Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.
Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).
Сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение — методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.
Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием правовых норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным факторам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия.
Вместе с тем человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Принуждение осуществляется в особых процедурных формах, что исключает произвол. Принуждение — сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия — меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.
Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.
Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.
.2 Функции права
Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия "функции права" можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:
содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-правовой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов. Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях:
регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;
охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;
оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;
функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.
Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:
. экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;
. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.
. воспитательная функция — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).
Специально-юридические функции права. Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.
. Регулятивная функция — направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.
Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.
. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.
В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).
Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная — без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.
Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:
информационной (передастся определенная информация);
ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).
Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.
Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.
Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).
Функции права классифицируют по различным критериям:
по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;
в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.
Эти две функции считаются основными функциями права.
Суть регулятивной функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.
Суть охранительной функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.
Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.
Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.
Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.
Заключение
Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, реалистическую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
право частной собственности является основой всех прав человека;
право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими признаками:
правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах;
нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата;
право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;
право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении.
В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.
Сущность права состоит в служении интересам и потребностям каждой личности, большинства членов общества. С ценностно-нормативной позиции право, безусловно, является мерой свободы, равенства и справедливости, что и предопределяет должный правопорядок, а социально-регулятивной точки зрения — направлено на упорядочение, опосредование, регламентирование всего многообразия общественных отношений, складывающихся в сфере действия права.
Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях. Можно выделить три основные группы принципов права: общие (социальная свобода, социальная справедливость, демократизм, гуманизм, равноправие, ответственность за вину, законность), межотраслевые (определяющие наиболее существенные стороны нескольких родственных отраслей права) и отраслевые (характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права).
Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях. Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны — упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.
В сущности, социальном назначении и в соответствующих функциях современного демократического права обнаруживаются его ценностные качества. Понятие ценности права раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Ценность права — это способность права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов, как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что право признает и защищает (обеспечивает) абсолютные ценности — свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок).
В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках всего мирового сообщества.
Список использованной литературы
. Антоненко Т.А., Власов В.И., Власова Г.Б., Колюшкина Л.Ю., Лаврененко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. — Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003.
. Бержель Ж.Л. Общая теория права. Перевод с французского / Под общ. ред.: Даниленко В.И.; Пер.: Чуршукова Г.В. — М.: Nota Bene, 2000.
. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник — СПб.: Питер, 2006.
. Коркунов Н.М. Общая теория права. СПб., 1906.
. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Понятие, сущность и социальная ценность права // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997.
. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2002.
. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юрид. лит., 1996.
. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова — М. Издательство "Интерстиль", "Омега-Л", 2006.
. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010.
. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. Академика О.Е. Кутафина. — М.: Юристъ, 1997.
. Основы права: учебное пособие для вузов /Под ред. Д.П. Котова. — М.: Центр, 1998.
. Политика и право. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/М.И. Шилобод, А.С. Петрухин, В.Ф. Кривошеев. — М.: Дрофа, 2001.
. Правоведение: Учебник /Под общей редакцией В.А. Козбаненко. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005.
. Гегель. Указ. соч.
. Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1909; Он же. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. СПб., 1909.
. Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904.
. Кельзен Г. Общее учение о праве. Вена, 1967.
. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. СПб., 1911.
. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. I-II.
. Трубецкой Е.Н. Указ. соч.
. Штаммлер Р. Хозяйство и право. СПб., 1907. Т. II.
. Власть и право. М., 1990.