Содержание
Введение3
1. Теоретические основы антикризисного управления6
1.1 Понятие кризиса и его классификация6
1.2. Причины возникновения кризиса10
1.3. Прогнозирование кризисных ситуаций12
2. Профилактика возникновения кризисных ситуаций15
2.1. Проблематика антикризисного управления15
2.2 Антикризисное управление и регулирование16
1.3.Способы профилактики возникновения кризисных ситуаций19
Заключение22
Список использованной литературы23
Выдержка из текста работы
Переход от плановой экономики к рыночной поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм.
Перед управляющими появляются задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.
На решение именно таких задач должна быть нацелена система мер, именуемая «антикризисное управление».
В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния, а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.
Антикризисное управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проектов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации — применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов.
Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов. Антикризисное управление направлено на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.
Изучив причины возникновения кризисных ситуаций, мы будем знать, на что следует обращать внимание, чтобы предотвратить появление кризиса на предприятии.
Все выше перечисленное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Центр Аудиторских услуг».
Предметом исследования является комплексная оценка финансовой деятельности ООО «Центр Аудиторских услуг».
Цель курсовой работы – определить причины возникновения кризисных ситуаций и проанализировать финансовое состояние ООО «Центр Аудиторских услуг» за 2009 год.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные причины возникновения кризисов;
2. Провести анализ финансового состояния ООО «Центр Аудиторских услуг»;
3. Сравнить полученные значения с нормативными показателями, сделать выводы;
4. Дать рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Центр Аудиторских услуг»;
5. Сформулировать заключение, обобщить результаты теоретических и практических исследований.
Глава 1 Причины возникновения кризисов в организации
1.1 Понятие и особенности кризиса
Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, выход, решение конфликта». [5].
В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия». В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия [1].
Кризис – это период нестабильного состояния бизнеса. Каждый, кто может предсказывать или планировать кризис в своем бизнесе имеет гораздо более высокие шансы на успех, чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть себя врасплох. Несмотря на распространенное убеждение, кризис не обязательно влечет за собой крах, разорение, банкротство, увольнения. На самом деле, кризис на предприятии просто характеризуется определенной степенью риска и неопределенности. [2].
Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия. При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем.
При кризисе важной является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет, с одной стороны, оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает, с другой стороны, специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличие только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса. [8].
С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.
Рассмотрим классификацию по целям предприятия, находящимся под угрозой в связи с кризисом, что позволит нам в дальнейшем определить кризис стратегий, кризис результатов и кризис ликвидности.
О кризисе стратегий или стратегическом кризисе речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия, который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, исчерпан и нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.
Кризис результатов или результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия, недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал развития предприятия.
При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса, иначе говоря, превышения пассивов над активами [4].
Кризис это неотъемлемая характеристика рыночной экономики, протекает он следующим образом:
Первая фаза — снижение рентабельности и объемов прибыли. Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).
Вторая фаза — убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются — в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.
Третья фаза — истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.
Четвертая фаза — неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса [6].
Таким образом, для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Главным моментом является наступление или приближение неплатежеспособности. Именно эта ситуация должна быть объектом антикризисного управления.
Рассмотрим кризис, как непосредственную угрозу выживания предприятия. Здесь имеется два аспекта — внешний и внутренний. Внешний заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами — выплаты и обслуживания долгов. Внутренний — в способности обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности. Поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных ресурсов предприятия. Таким образом, в экономическом смысле кризис означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Этому определению соответствует следующее неравенство, представляющее экономическую формулу кризиса [2]:
Денежные средства < Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах.
Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) определяется как сумма выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов операциями.
Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой. Иными словами, если по смете месячный расход сырья А составляет 10 млн. руб., тогда как на складе его имеется лишь на 8 млн., то ТХП составляет 2 млн. руб. Если же сырья на складе на 12 млн., то потребность в оборотных средствах отсутствует (“отрицательной” потребности при этом не возникает).
Денежные средства — это собственно денежные и эквивалентные им средства. Считается, что именно сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия.
Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведена к денежной оценке (с учетом стоимостных и временных потерь). Во-вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская задолженность может быть безнадежной независимо от формальных сроков и обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции могут лежать мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства.
1.2 Сущность антикризисного управления
Антикризисное управление — такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:
— Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями ка…
**************************************************************