Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Прибыль и рентабельность: понятие и методы анализа………………5
2.Анализ прибыли и рентабельности ЗАО «Орион»…………………….10
2.1Организационная характеристика предприятия……………………..10
2.2Анализ прибыли………………………………………………………….11
2.3Анализ рентабельности………………………………………………….15
3.Рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности…………..20
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы…………………………………………….………………..23
Приложения………………………………………………………………………24
Выдержка из текста работы
Значение прибыли в современной рыночной экономике огромно.Как экономическая категория она отражает финансовый результат предпринимательской деятельности организации. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность процесса производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости продукции. В то же время прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческой деятельности, интенсификацию производства продукции.
В своей практической деятельности организация исходит из того, что конечным результатом ее предпринимательской деятельности является достижение необходимой рентабельности продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных организацией за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности организации.
Из прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие могут быть созданы фонды специального назначения — фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в данные фонды устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителями.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.
Распределение чистой прибыли дает возможность расширять бизнес за счет собственных, а следовательно более дешевых источников финансирования. При этом снижаются расходы организации на привлечение внешних источников финансирования. Нераспределенная прибыль как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости организации, о наличии источника для последующего развития.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью качественного проведения анализа формирования и распределения финансовых результатов предприятия и необходимость их прогнозирования для предприятий всех отраслей и форм собственности.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ анализа и оценки финансовых результатов в реальном секторе экономики, анализ эффективности формирования, распределения и использования прибыли на примере ООО «Стимул», выявление факторов, влияющих на финансовый результат предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления прибылью в условиях предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить понятие финансового результата и нераспределенной прибыли;
· рассмотреть теоретические основы анализа и оценки финансовых результатов предприятия;
· проанализировать формирование чистой прибыли предприятия и влияние различных факторов на этот процесс;
· провести анализ динамики, структуры и структурной динамики распределенной прибыли;
· определить мероприятия, направленные на повышение эффективности формирования и распределения прибыли и оценить их эффективность;
Объектом исследования является компания «Стимул», занимающаяся оптово-розничной торговлей бытовой химии и декоративной косметикой.
Предметом исследования в данной работе является информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей управления финансовыми результатами данного предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования явились законодательные акты, нормативные акты, регулирующие механизм формирования и распределения финансовых результатов на предприятиях различных форм собственности. Практической основой данной работы является бухгалтерская отчетность ООО «Стимул» за 2009- 2011 годы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Цели, задачи и этапы анализа финансовых результатов предприятия
Методика анализа формирования и распределения финансовых результатов является неотъемлемой частью общей методики финансового анализа, основная цель которого — получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. [12, с. 15]Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач:
— Анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;- Анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;- Расчет и факторный анализ показателей рентабельности;- Анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;- Анализ использования прибыли предприятия;- Оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;анализ выполнения плана по использованию прибыли.
Исходной базой анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся:
· прибыль от реализации продукции;
· доходы и расходы от прочих операций;
· балансовая прибыль;
· налогооблагаемая прибыль;
· чистая прибыль и др. [12, с. 15]
Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.
Источниками информации для анализа формирования, распределения и использования финансовых результатов являются также документы предприятия. Среди документов, подлежащих изучению, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность. 1. Первичные документы: приказ об учетной политике организации; договоры на реализацию продукции; накладные на сдачу готовой продукции; требования на отпуск продукции; карточки складского учета; счета-фактуры; журнал регистрации полученных и выставленных счетов-фактур; книга продаж; инвентаризационные описи; накладные на реализацию готовой продукции; количественно-суммовые карточки, оборотные ведомости. 2. Регистры синтетического и аналитического учета: главная книга, журнал-ордер № 11, ведомость № 16 4. Бухгалтерская отчетность предприятия: бухгалтерский баланс (форма N 1) и отчет о прибылях и убытках (форма N 2); 5.Другие документы: Устав, Положение о распределении прибыли; решения общего собрания акционеров или участников общества, планово-экономическая документация; акты; сметы.
Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них — горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ. Методика анализа формирования и распределения прибыли включает в качестве обязательных элементов применение всех перечисленных методов анализа.
При анализе оценивается влияние на прибыль факторов, определяющих результаты работы предприятия и ее эффективность. Для анализа используют следующую факторную модель:
ЧП = В — С/С — КР + ПП — ПУ + ПД — ПР — НП (1)
ЧП — чистая прибыль;В — выручка от продажи продукции;С/С — себестоимость проданной продукции;КР — коммерческие расходы;ПП — проценты к получению;ПУ — проценты к уплате;ОД — прочие доходы;ПР — прочие расходы;НП — налог на прибыль.
В ходе анализа производят расчет нескольких показателей рентабельности:
— рентабельности продаж;- рентабельности организации;- рентабельности активов;- рентабельности основного капитала;- рентабельности собственного капитала. [12, с. 16]
Рентабельность продаж определяется организацией как отношение прибыли к объему реализованной продукции, умноженное на 100%:
Рпр.= П : В x 100%, (2)
где Р пр. — показатель рентабельности продукции (товаров); П — показатель прибыли от реализации продукции; В — показатель выручки от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). [15, с. 314] Показатель рентабельности продукции находится в прямой зависимости от объема реализуемой продукции, себестоимости этой продукции и полученной в результате этого прибыли. Однако исчисление рентабельности по всей продукции не дает полного представления о рентабельности отдельных изделий организации и об ее резервах. Если на рентабельность продаж влияют показатели выручки от реализации продукции (товаров) и себестоимость реализованной продукции (товаров), то рентабельность организации зависит не только от этих показателей, но и от процентов к получению и уплате, от доходов от участия в других организациях, операционных и внереализационных доходов и расходов:
Р орг. = П ч. : В x 100%, (3)
где Р орг. — показатель рентабельности организации;
П ч. — чистая прибыль; [15, с. 314]
Рентабельность капитала определяется в организации как отношение чистой прибыли за отчетный период к стоимости капитала организации на конец отчетного периода, умноженное на 100%. Формула определения рентабельности капитала выглядит следующим образом:
Р к = П ч. : К x 100%, (4)
где Р к — рентабельность капитала;
К — стоимость капитала. [15, с. 314]
Низкий уровень показателя рентабельности капитала по сравнению с этим показателем у других организаций позволяет сделать вывод о том, что в организации имеет место перевложение капитала в активы или отсутствует спрос на производимую и реализуемую продукцию (товары). Рентабельность основного капитала определяется организацией как отношение чистой прибыли к основному капиталу, умноженное на 100%:
Рок. = П ч. : С ок. x 100% (5)
где Рок. — рентабельность основного капитала;
П ч. — чистая прибыль;С ок. — стоимость основного капитала. [15, с. 315]
При этом, чем выше значение указанного показателя, тем эффективнее осуществляется использование основных средств организации. Повышение рентабельности основного капитала при снижении показателя рентабельности активов организации свидетельствует о необоснованном увеличении оборотных средств в результате скопления остатков материально-производственных запасов, готовой продукции и т.д. В этом случае путем проведения дополнительного анализа организация выявляет причины такого положения. Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность капитала, инвестированного в организацию за счет собственных источников финансирования. Изменение этого показателя в ряде случаев оказывает непосредственное влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах. Рентабельность собственного капитала определяется по следующей формуле:
Рск. = П чл. : С ос. x 100%, (6)
где Рск. — рентабельность собственного капитала;
П чл. — показатель чистой прибыли за ряд лет;С ос. — средняя стоимость основных средств. [15, с. 315]
По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что анализ и оценка финансо……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н с изм. от 27.11.2010 г.)
2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, (утверждено приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н. изм. от 27.11.2010 г.)
3. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ: Учеб. пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. — М.: ИНФРА-М., 2010. — 315 с.
4. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово — экономическое состояние предприятия: Практическое пособие — М.: Изд-во «ПРИОР», 1999. — 96 с.
5. Губин В.Е., Губина О.В. Анализ финансово — хозяйственной деятельности: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. — 336 с.
6. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. — 144 с.
7. Ермолович Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Мн: Книжный Дом. -2010. — 524 с.
8. Жминько Л.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли // Экономический анализ. Теория и практика. — 2012. — № 7. — С. 25-26
9. Киперман Г. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации // Финансовая газета. — 2010. — № 7. — С. 5
10. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. — М.: ИНФРА-М. -2010. -283 с.
11. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 405 с.
12. Макарьева В.И. О рентабельности и путях ее повышения // Налоговый вестник. — 2009. — № 7. — С. 15-18
13. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ — М.: «ПРИОР», 1997. — 160 с.
14. Матанцева О.Ю., Матанцева И.В. Финансовая устойчивость организации и оценка ее стоимости // Аудиторские ведомости. — 2009. — № 9. — С. 32
15. Самойленко О.Б. Практика анализа финансово-хозяйственной деятельности по итогам года // Налоговый учет для бухгалтера. — 2010. — № 1. — С. 22-24
16. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. — 2-е изд. — М.- Издательский дом «Дашков и К», 2010. — 752 с.