Выдержка из текста работы
Неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики является использование информационных технологий. Особую роль информационных технологий в таможенной политике подчёркивает тот факт, что в Таможенном кодексе Союзного государства [6] уделено большое значение информационным технологиям.
Вопросы информатизации общества, создания электронного правительства, организации электронной торговли в последние десятилетия вышли из сферы обсуждения в отдельных странах и рассматриваются на международных форумах руководителями крупнейших стран мира.
Интеграция в глобальную экономику сегодня в немалой степени зависит от уровня развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе в таможенной сфере. Яркий пример может служить введение с 1 января 2010 года в странах Европейского союза обязательного предварительного электронного декларирования транзитных товаров, а с 1 января 2011 года всех товаров, вступление в силу Таможенного кодекса Союзных государств.
На высшем уровне диалог с Евросоюзом в области электронного обмена таможенными документами ведет Российская Федерация, так как имеет больше торговых отношений с этими странами. Республика Беларусь также неоднократно выступала с инициативой по организации предварительного электронного и информационного обмена со странами ЕС, который ввели с 1 января 2011 года.
За последние годы белорусская таможня достигла значительного развития в применении передовых IТ-технологий, преследуя основную цель таможенного администрирования — ускорение и упрощение таможенных процедур.
На данный момент таможенными органами ведётся огромная работа по совершенствованию и развитию электронного декларирования. Однако следует отметить, что в Европе на порядок лучше поставлена работа таможенных органов с использованием новейших технологий.
Перспективы электронного декларирования определены в рамках проекта «Электронная таможня». Это развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры таможенных органов, а также органов государственного управления и участников внешнеэкономической деятельности, повышение качества и доступности предоставляемых информационных услуг. «Электронная таможня» будет интегрироваться с информационными ресурсами банковской системы, государственных органов, информационными системами зарубежных таможенных служб.
Цель курсовой работы: Рассмотреть систему электронного декларирования товаров в таможенных органах в современных условиях.
Задачи работы: Выявить принципы работы системы электронного декларирования товаров в современных условиях. Изучить основные взаимодействия в области информационных технологий товаров на международном уровне. Проанализировать электронное декларирование в Республике Беларусь. Определить развитие и перспективы электронного декларирования.
Курсовая работа написана на основе следующих источников: Таможенный кодекс таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан [6]; Таможенный кодекс Республики Беларусь [5], который в связи с внедрением системы электронного декларирования, претерпел серьёзные изменения; Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронно-цифровой подписи» [4]. Постановление Совета министров Республики Беларусь «Об особенностях таможенного декларирования товаров [2]; постановление Государственного таможенного комитета «О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме [1]. Указ президента Республики «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»[7]. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам и порядке регистрации таких документов»[9]. Эти законодательные акты регулируют отношения в области связанных с электронным декларированием товаров как внутри Республики Беларусь, так и в отношении белорусских товаров находящихся на территории других стран.
Теоретические и практические аспекты функционирования системы электронного таможенного декларирования рассматривались в работах белорусских исследователей. Процесс внедрения и использования системы электронного декларирования рассматривает в своих работах начальник Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Л. Кузьмич [13]. Тенденции развития электронного декларирования анализируются руководителем Центра исследования проблем управления инвестиционными и предпринимательскими рисками ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» кандидатом экономических наук Г. Грицем [11,12]. Кроме того, использовались Интернет ресурсы: Белорусское телеграфное агентство [16], Информационный интернет-портал Республики Беларусь [19]. Интернет-портал официального телевидения Республики Беларусь [22]. На информационных порталах представлена информация о развитии электронного декларирования товаров, международное сотрудничество в области информационных технологий в таможенной сфере, материалы конференций связанных с перспективами развития передовых технологий в таможенной сфере Республики Беларусь и стран ближнего зарубежья. На официальных Интернет порталах государственных комитетов Белоруссии, Латвии, Литвы [17], [18], [21]. Представлены материалы, касающиеся сотрудничества с соседними странами в области передовых технологий, описание работы и характеристики системы электронного декларирования товаров каждой страны.
1. Система электронного декларирования информационных таможенных систем РБ
Сегодня, в век информационных и компьютерных технологий, информация является основным двигателем социального прогресса. Компьютеризация проникает во все сферы жизнедеятельности общества, что, в свою очередь, приводит к изменениям в области коммуникаций и становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Электронный обмен данными оказывает значительное влияние на экономику и политику. В нем участвуют органы государственной власти, коммерческие и некоммерческие организации, а также граждане в своих официальных и личных отношениях.
Использование электронного документа для многих юридических и физических лиц стало нормой и находит все более широкое применение в практике субъектов предпринимательской деятельности. Информационные технологии такие, например, как электронное декларирование товара предоставляют большие возможности для ведения бизнеса.
Электронное декларирование — это информационный обмен электронными документами между автоматизированными системами различных органов государственного управления и субъектов хозяйствования в формализованном виде [6].
В рамках программы построения интегрированной телекоммуникационной сети пограничной и таможенной служб Беларуси выполнена полномасштабная модернизация телекоммуникационных сетей объектов таможенной инфраструктуры. Организованы высокоскоростные каналы связи.
Динамика роста числа оформленных электронных документов за 10 месяцев 2010 года подтверждает заинтересованность экспортеров: в марте — всего 1,5 %, около 40 % — на конец июля и, как уже отмечалось, более 75 % — в середине октября. Причем в ряде регионов данный показатель превысил 90 %, в настоящее время эти показатели превышают 90 % рубеж. Это связано преимуществом декларирования товара в электронной форме, в отличие от традиционных форм декларирования [12].
Таможенное оформление товаров с использованием декларирования в электронной форме может применяться только лицами, обладающими статусом «Добросовестный участник ВЭД» в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, не подлежащих обложению вывозными таможенными пошлинами и в отношении которых не применяются ограничения по основаниям экономического либо неэкономического характера, установленные законодательством Республики Беларусь. В случае декларирования товаров в электронной форме декларант обязан сделать следующее:
— оплатить таможенные сборы за таможенное оформление;
— произвести загрузку товаров в транспортное средство;
— наложить на транспортные средства полученные от таможенного органа средства идентификации;
— разместить товары в зоне таможенного контроля [13];
Представить таможенным органам следующие электронные документы, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах: грузовую таможенную декларацию (далее — ЭГТД) и документ таможенного транзита (далее — ЭДТТ), подписанные электронной цифровой подписью. ЭГТД и ЭДТТ, посредством электронного обмена информацией представляются декларантом в пункт таможенного оформления (далее — ПТО), где будет производиться таможенное оформление [13].
Субъект хозяйствования должен приобрести соответствующее программное обеспечение. Кроме того, на электронные документы субъект должен накладывать свою электронно-цифровую подпись, которая бы идентифицировалась таможенными органами. То есть таможенные органы должны точно знать, от кого пришел документ. Должен быть закуплен так называемый носитель ключевой информации.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
декларация на товары;
транзитная декларация;
пассажирская таможенная декларация;
декларация на транспортное средство [15].
Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза. Этого вполне достаточно, так как дает полную информацию о характере товара.
В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза [16].
Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии таможенного союза или законодательством государств — членов таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.
Поступление в ПТО ЭГТД и ЭДТТ является уведомлением таможенного органа о размещении товаров в зоне таможенного контроля. После поступления на рабочую станцию должностного лица, производящего таможенное оформление и таможенный контроль, документов, необходимых для таможенных целей, данное лицо с помощью программных средств осуществляет проверку на подлинность электронной цифровой подписи лица, подписавшего данные документы, и после успешной завершения такой проверки осуществляет проверку на правильность заполнения полей и соответствие форматов данных документов формату, установленному нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее форматно-логический контроль) [12].
В случае выявления ошибок при проведении форматно-логического контроля либо несоответствия электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) лица, подписавшего документы, лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, направляет декларанту электронное сообщение, содержащее информацию о недостоверности электронной цифровой подписи либо перечень ошибок.
В случае успешного прохождения форматно-логического контроля и соответствия ЭЦП лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, присваивает ЭГТД регистрационный номер и направляет декларанту регистрационный номер данной ЭГТД, заверенный электронной цифровой подписью лица производящего таможенное оформление и таможенный контроль.
С момента присвоения ЭГТД регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Заявление в ЭГТД недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме либо иных сведений, необходимых для таможенных целей, впечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь [14].
После присвоения ЭГТД регистрационного номера должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, осуществляет автоматизированную проверку соответствия сведений, указанных в ЭГТД на предмет соответствия таких сведении ограничениям по основаниям экономического либо неэкономического характера, а также требованиям тарифного регулирования, установленным законодательством Республики Беларусь. При выявлении на этапе проверки ЭГТД ошибок, не позволяющих выдать свидетельство о помещении товаров под таможенный режим экспорта, программный продукт формирует электронное сообщение, содержащее информацию о невозможности продолжения оформления, которое подписывается ЭЦП должностного лица, производящего таможенное оформление и направляется декларанту. При этом проверка ЭДТТ не производится.
После устранения ошибок весь пакет документов подается за новыми регистрационными номерами декларанта.
При наличии информации, полученной в рамках системы анализа и управления рисками, должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, принимает решение о проведении таможенного досмотра товаров либо иных операций таможенного контроля. Проведение таможенного досмотра товаров либо иных операций таможенного контроля должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, направляет декларанту электронное сообщение о времени и месте проведения таможенного досмотра товаров, заверенное электронной цифровой подписью должностного лица, производящего таможенное оформление и таможенный контроль [15].
В случае выявления при проведении таможенного досмотра несоответствия количества товаров, указанных в ЭГТД, фактическому количеству товаров либо при выявлении товаров, не указанных в ЭГТД, должностным лицом, производящим таможенное оформление таможенный контроль, принимается решение об отказе в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим, а также предпринимаются иные действия, предусмотренные законодательством.
В случае успешного завершения автоматизированной проверки соответствия сведений, указанных в ЭГТД, а также после осуществления контроля полноты и своевременности уплаты таможенных сборов за таможенное оформление путем проверки наличия денежных средств на счетах таможенного органа, а также сравнения реквизитов платежного документа, указанного в ЭГТД, с реквизитами платежного документа в базе данных системы учета движения таможенных платежей должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, выдает свидетельство о помещении товаров под таможенные режимы, после чего направляет декларанту выданное свидетельство, заверенное своей электронной цифровой подписью [11].
Должностное лицо таможенного органа после выдачи таможенного свидетельства о помещении товаров под таможенные режимы, распечатывает копию внешнего представления основного листа ЭГТД на бумажном носителе (лист формата А4 по форме ТД-1 бланка «Грузовая таможенная декларация»). Распечатанная копия ЭГТД заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица, производившего таможенное оформление и таможенный контроль, и подшивается в пункте таможенного оформления в дело постоянного хранения «Свидетельства о помещении товаров под таможенный режим, выданные в ПТО» в порядке возрастания номеров свидетельств. Это позволяет уменьшить вероятность подделок. После выдачи свидетельства о помещении товаров под таможенные режимы должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, на своей рабочей станции с помощью программных средств осуществляет проверку на подлинность электронной цифровой подписи лица, подписавшего ЭДТТ, и после успешного завершения такой проверки открывает ЭДТТ, осуществляет его форматно-логический контроль, а также контроль в рамках системы анализа и управления рисками, что даёт полную оценку о правомерности перемещения данного типа товара через границу [8].
В случае выявления ошибок при проведении форматно-логического контроля либо несоответствия электронной цифровой подписи лица, подписавшего документы, лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, направляет декларанту заверенное ЭЦП электронное сообщение, содержащее информацию о недостоверности электронной цифровой подписи либо перечень ошибок.
При выявлении на этапе проверки ЭДТТ (после выдачи свидетельства о помещении товаров под таможенные режимы) ошибок, не позволяющих выдать разрешение на таможенный транзит, программный продукт формирует электронное сообщение, содержащее информацию о невозможности продолжения оформления, которое подписывается ЭЦП должностного лица, производящего таможенное оформление и направляется декларанту.
После устранения ошибок декларант заново подает на оформление пакет документов, содержащий подписанное электронной цифровой подписью таможенных органов свидетельство о помещении товаров под таможенными режимами и номер этого свидетельства, полученные ранее от таможенного органа, а также исправленную ЭДТТ, подписанную электронной цифровой подписью декларанта. Таможенное оформление в этом случае начинается с этапа проверки ЭЛТТ. В случае обработки информации в рамках системы анализа и управления рисками и принятия решения о проведения таможенного досмотра товаров либо иных операций таможенного контроля должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, направляет декларанту электронное сообщение о времени и месте проведения таможенного досмотра товаров, заверенное электронной цифровой подписью должностного лица, производящего таможенное оформление и таможенный контроль [10].
После выдачи разрешения на таможенный транзит, данный документ, подписанный электронной цифровой подписью лица, производившего таможенное оформление и таможенный контроль, направляется декларанту и в пункт ввоза/вывоза, через который будет осуществлен вывоз товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь. Декларанту направляется также копия внешнего представления ЭДТТ в РОР-формате с нанесенным штрих-кодом для последующей печати и предъявления в пункте ввоза/вывоза.
Должностное лицо таможенного органа после выдачи разрешения на таможенный транзит распечатывает копию внешнего представления ЭДТТ на бумажном носителе для передачи в отдел контроля доставки товаров таможни и отправления для хранения в деле «Разрешения на таможенный транзит, выданные в ПТО [10].
После поступления декларанту ЭГТД, а также ЭДТТ транспортные средства могут убыть из зоны таможенного контроля в направлении пункта ввоза/вывоза, указанного в ЭДТТ. До убытия транспортных средств из зоны таможенного контроля декларант обязан распечатать ЭГТД, а также ЭДТТ и передать их перевозчику для представления в пункте ввоза/вывоза. Распечатанные экземпляры ЭГТД, ЭДТТ, а также транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, указанные в ЭГТД и ЭДТТ, должны храниться декларантом в течение 3 лет, в порядке, установленном постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 июня 2007г. № 67 «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам и порядке регистрации таких документов» [1].
С момента поступления товаров в пункт ввоза/вывоза должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, после представления перевозчиком распечатанных экземпляров ЭГТД, а также ЭДТТ с нанесенным номером разрешения на таможенный транзит и транспортных (перевозочных), коммерческих документов, необходимых для таможенных целей, вводит номер ЭДТТ в базу данных (считывает штрих-код данного номера с помощью технических средств) для вывода на экран монитора ЭДТТ. После вывода на экран монитора ЭДТТ должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, сверяет данные сведения со сведениями, содержащимися в товарно-транспортной накладной и иных транспортных (перевозочных), коммерческих документах, представленных перевозчиком в пункте ввоза/вывоза. В случае совпадения сведений, содержащихся в ЭДТТ, со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих документах, представленных перевозчиком, должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль в пункте ввоза/вывоза, выдает разрешение на убытие товаров с таможенной территории.
Впоследствии производятся выдачи разрешений на убытие товаров с таможенной территории и должностное лицо, производящее таможенное оформление и таможенный контроль, оформляет СДТ в соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 70 «Об утверждении инструкции о порядке совершения таможенных операций при таможенной процедуре таможенного транзита», а также формирует пакет документов для передачи в отдел контроля доставки товаров таможни, назначения для хранения в деле таможни «Свидетельства о завершении процедуры таможенного транзита, выданные в ПТО». Электронные документы, формируемые должностными лицами в процессе таможенного оформления и заверенные ЭЦП, подлежат хранению в ПТО и ежедневному направлению в адрес отдела статистики таможни, а также в адрес Минской центральной таможни для формирования электронного архива.
С января 2011 года система электронного декларирования работает с импортными декларациями без предшествующих (сменных) режимов, к которым относится декларация обязательства, таможенный склад и СВХ. В переводе с номенклатурного языка: под импортными грузами, понимаются те, которые поступают в Беларусь, уже готова техническая база для таможенной очистки с транспортного средства, без размещения на складе [12].
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом [6].
К таким документам относятся:
документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
транспортные (перевозочные) документы;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов таможенного союза;
документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита [6].
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1), 2), 4), 7), 8) и 12) настоящего пункта. Как видно таможенный режим экспорта проще в оформлении чем режим импорта, так как для режима импорта должна быть налажена идеальная связь в информационном пространстве с Европейским союзом [12].
Белтаможсервис 21.10.2010 г. провел на сервере НАСЭД работы по установке обновлений, позволяющих осуществлять в НАСЭД обработку электронного документа «декларация таможенной стоимости — 2» (далее — ЭДТС-2) при осуществлении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Дополнительно к появлению нового вида таможенного документа в НАСЭД изменится входной контроль на предоставление декларации таможенной стоимости (далее — ЭДТС), в том числе в системе появится третий вариант представления ЭДТС в НАСЭД — по желанию декларанта. Данный вариант представления ЭДТС будет доступен декларанту до момента совершения должностным лицом регистрации принятия импортной декларации на товары в НАСЭД. Эти все меры предоставляют более широкие возможности, связанные с системой электронного декларирования товаров [16].
Одновременно с 21.10.2010г. на сервере Минской Центральной таможни появилась новая версия Программного Обеспечения «НАСЭД — инспектор», в которой дополнительно к возможности совершения операций с ЭДТС-2 будет реализована роль — «старший смены». То есть лицо, уполномоченное таможней на выполнение данной роли, сможет осуществлять следующие функции, ранее не доступные должностным лицам таможен в НАСЭД:
распределение документов среди должностных лиц ПТО;
изменение статуса электронного документа («разблокировка»);
отказ в принятии документа к оформлению в ПТО (отказ в регистрации);
перевод недооформленного электронного документа в архив (оформленных с переходом на бумажный носитель при технических сбоях).
Это позволит разграничить исполняемые функции и обязанности между таможенными инспекторами, что приведёт к более точным оценкам и принятию окончательного решения [16].
В Евросоюзе сейчас полностью введена в действие New Computerised Transit System (NCTS) — общеевропейская компьютеризированная система управления транзитными грузами CTS объединяет через центральный сервис в Брюсселе более 3000 таможенных пунктов на территории Евросоюза и полностью исключает бумажный документооборот [16]. В 2010 году интеграция с системой NCTS являлась одним из условий транзитного грузооборота со странами ЕС для ее партнеров, в числе которых представлена Республика Беларусь.
Система электронного декларирования товаров — это информационный обмен электронными документами между автоматизированными системами различных органов государственного управления и субъектов хозяйствования в формализованном виде. Система электронного декларирования позволят минимизировать влияния субъективного фактора, ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций. Также она предотвращает развитие коррупции, сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД, что в свою очередь приводит к развитию белорусского государства в экономическом плане. В Беларуси выполнена задача: обеспечить работу в системе электронного декларирования 100% экспортеров к началу 2010 года.
2. Основные взаимодействия в области информационных технологий в таможенной сфере на межгосударственном уровне
электронный декларирование таможня беларусь
На сегодняшний день Республика Беларусь является передовым государством на постсоветском пространстве в области информационных технологий внедряемых в таможенной сфере. Республика Беларусь сотрудничает с таможенными службами европейских государств, как на двухстороннем уровне, так и как член Таможенного союза между Россией и Казахстаном.
Европейский союз является крупнейшим Таможенным союзом в мире, на внутреннем рынке находятся около 500 млн. граждан. Доход ЕС составляет почти 20% мирового импорта, около 1,545 тонн морских грузов. В 2010 году в таможенных организациях заполнено 183 миллиона деклараций, таможнями Европейского союза обработано 283 миллиона заявлений. Вдобавок, ежегодно собирается около 12 миллионов евро. Большинство операций ЕС — это документы, образованные средствами с использованием информационных технологий. Также у них налажена более эффективная и современная система таможенных технологий в таможенной сфере, основанная на использовании безбумажной технологии ведения всех таможенных процедур [19].
28 февраля 1990 г. Комиссия ЕС представила проект Таможенного кодекса Сообщества (далее — ТК ЕС). В сопровождающем проект разъяснительном меморандуме предложение Комиссии ЕС описывалось как самый далеко идущий проект консолидации правовых норм, когда-либо предпринятый в сфере права сообществ. ТК ЕС был принят 12 октября 1992 г. Регламентом Совета N 2913/92 и вступил в силу 1 января 1994 г. 2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии N 2454/93 (так называемый Регламент о применении Таможенного кодекса), устанавливающий порядок вступления в действие и применения норм ТК ЕС. Цели таможенного союза Европы предназначены для облегчения торговли и повышения безопасности в ЕС внешних границ [22].
Принятие ТК ЕС представляет собой логическое завершение политики, начатой за 25 лет до этого первыми шестью странами — членами ЕС. Суть политики первых членов Сообщества заключалась в том, что вместо многочисленных национальных правовых актов взаимоотношения в таможенной сфере должны регулироваться актами Сообщества, для чего должна быть проведена обширная работа по гармонизации таможенных правил и принятию соответствующих наднациональных документов.
Дальнейшее развитие таможенных технологий, рост международной торговли требовали существенной переработки ТК ЕС, и было принято решение о разработке проекта Модернизированного таможенного кодекса.
Первый проект был представлен 10 декабря 2003 г., после учета всех замечаний проект еще раз был представлен 11 ноября 2004 г.; окончательный вариант был одобрен Комиссией ЕС 18 июня 2007 г. и направлен в Европейский парламент.
23 апреля 2008 г. был принят Регламент N 450/2008, утвердивший Модернизированный таможенный кодекс ЕС (далее — МТК ЕС).
Изменения в правилах ЕС по отношению к Белоруссии поэтапно вводились с июля 2009 года. Обязанность предоставлять предварительную информацию при импорте и экспорте товаров — это только часть серьезных изменений в таможенном регулировании ЕС. Параллельно вводились меры по облегчению процедур для добросовестных участников ВЭД, они получали статус уполномоченного экономического оператора. Вводилась унифицированная для всех стран ЕС компьютерная система анализа рисков. Создавалась на основе номеров единая база данных предприятий и организаций, как резидентов ЕС, так и не являющихся резидентами ЕС, но вступающих в отношения с таможенными органами ЕС (например, перевозчиков).
Электронное декларирование для ЕС — это обычная практика. Белорусские перевозчики также уже давно подают в таможенные органы ЕС транзитные декларации в электронном виде. С 1 января 2011 введены обязательные требования о предварительном информировании таможенных органов Европейского союза о ввозимых грузах, поскольку в соответствии с новыми требованиями таможенного законодательства ЕС информация обо всех грузах, которые ввозятся на территорию Европейского союза, подлежит обработке на предмет анализа рисков до прибытия груза на территорию ЕС.
Для этого в таможенные органы страны ввоза необходимо подать определенные данные — так называемую ввозную краткую декларацию (entry summary declaration). Объем необходимых для обработки данных, а также время подачи декларации зависят от вида транспорта, в котором перемещаются товары.
В случае перевозки груза автомобильным транспортом такая декларация должна быть подана не менее чем за 1 час до его фактического прибытия на территорию ЕС, в случае железнодорожных перевозок — за 2 часа, при авиаперевозках — до фактического отправления воздушного судна (при длительных рейсах — как минимум за 4 часа до прибытия воздушного судна в ЕС). Подать эти данные можно только в электронном виде, используя Систему контроля импорта или Новую компьютеризированную транзитную систему. Новую компьютеризированную транзитную систему (МСТS) можно использовать в случае, если данные будут подаваться вместе с транзитной декларацией или электронной книжкой МДП (TIR carnet).
Ответственность за подачу деклараций несет перевозчик, то есть лицо, несущее ответственность за перевозку груза на территории ЕС. Однако перевозчик имеет право заключить договор с любым иным лицом (доверенное лицо, представитель, брокерская фирма или получатель товара), в распоряжении которого имеется вся необходимая информация о грузе, а также которое имеет доступ к системе электронного декларирования соответствующей страны — участницы ЕС. Однако представление ввозной краткой декларации не перевозчиком, а иным лицом не избавляет перевозчика от ответственности. Перевозчик должен удостовериться, что ввозная краткая декларация была представлена в установленные сроки с указанием всех необходимых сведений в ней.
Ввозная краткая декларация, как уже было сказано выше, должна быть направлена в таможенные органы стран — членов Европейского союза не позднее чем за 1 час до ввоза товаров на таможенную территорию ЕС при перевозке товаров автомобильным транспорте [16].
С 1 января 2011 года на все товары, за редким исключением, необходимо предоставлять предварительно сведения безопасности. К этому необходимо отнестись серьезно, поскольку без предоставления такой предварительной информации товар просто не пропустят через границу, а возможно и наложение штрафа [16].
Другой момент, на который нужно обратить внимание, это возможные последствия анализа таможенными органами ЕС предоставленной информации. Как крайняя мера может быть принято решение об отказе в допуске товара в ЕС. Причем какими критериями будет руководствоваться таможня, не разъяснит, а автомобильный перевозчик о принятом решении узнает только на границе. Затрагивая тему обмена предварительной информацией между таможенными службами Беларуси и Европейского Союза Александр Шпилевский констатировал увеличение объемов внешнеторгового оборота между странами ЕС и нашей республикой. Только с 2004 по 2008 г., взаимный товарооборот вырос более чем в два с половиной раза и равен 22,7 млрд. долл. США, а удельный вес товарооборота со странами ЕС составляет более 30% от общего количества экспортно-импортных поставок. Белорусская таможенная служба чрезвычайно заинтересована в налаживании со странами Евросоюза, — в том числе на основе информационной платформы SPEED, — обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу Республики Беларусь и границы государств-членов ЕС. Официальная поддержка данной инициативы уже получена от латвийской, литовской и польской сторон. При этом Литва готова принять участие в пилотном проекте [13]. Это позволит наладить крепкие связи с европейскими компаниями, что приведет к увеличению товарооборота между странами Европы и Белоруссии.
Таможенные службы Белоруссии и Литвы имеют самые тесные связи в таможенной сфере, они намерены использовать свои возможности для создания благоприятных условий субъектам хозяйствования Беларуси при перемещении экспортных товаров через белорусско-литовскую границу. Таможенные органы имеют высокий уровень развития и использования информационных технологий, что обеспечивает высокоскоростной и безопасный режим обмена информацией. Учитывая это, таможенники двух стран выразили готовность с согласия экспортеров обеспечить передачу предварительной информации, требующейся для предварительного декларирования в странах ЕС.
В соответствии с информацией, представленной таможенным департаментом при Министерстве финансов Литовской Республики, и Главным таможенным управлением Государственной службы доходов Латвийской Республики ГТК Республики Беларусь обращает внимание, что для выполнения требований европейского законодательства необходимы определенные знания и действия со стороны заинтересованных лиц, в частности, заблаговременное заключение договора об электронном декларировании с таможенными органами ЕС, направление соответствующего заявления на получение доступа к информационным системам таможенных органов ЕС [21].
Так, таможенный департамент при Министерстве финансов Литовской Республики информирует, что перед ввозом товаров на таможенную территорию ЕС должна подаваться предварительная электронная информация. Эта информации должна подаваться в форме декларации (в настоящее время подается в течение одного дня после ввоза товаров) либо в форме таможенной (транзитной) декларации. Также лицам предоставлена возможность вместо подачи предварительной декларации представлять таможенным органам доступ к ее данным в электронной системе лица. Предварительная информация подлежит анализу с учетом общих критериев риска, установленных в масштабах ЕС и, когда это применимо, в международных масштабах.
Подавать предварительную информацию не требуется в случаях ввоза:
товаров, перемещаемых стационарными транспортными средствами (трубопроводами, линиями электропередачи),
мелких почтовых отправлений,
товаров, которые можно декларировать в устной и конклюдентной форме (кроме поддонов, контейнеров, транспортных средств и предметов домашнего обихода, перемещаемых по транспортному договору),
дипломатических товаров,
товаров, перемещаемых морским и воздушным транспортом между портами или аэропортами ЕС,
оружия и военного оборудования, перемещаемого органами, ответственными за оборону стран — членов ЕС,
товаров, перемещаемых на морских платформах, и ветряные электростанции, используемые лицами ЕС,
товаров из частей таможенной территории ЕС, находящихся за пределами фискальной территории ЕС, с острова Гельголанд, и из Сан Марино и Ватикана,
мелких отправлений, стоимость которых не превышает 22 евро, при согласии таможенных органов использовать для анализа риска данные из системы экономического оператора [18].
Так, для подачи деклараций таможенным органам Латвийской Республики лицам необходим доступ к Системе электронного декларирования (EDS) Латвийской Республики, через которую можно подключиться к вышеупомянутым таможенным системам. Доступ к EDS может получить любое юридическое или физическое лицо, заключив договор и дополнительное соглашение об электронном декларировании с Государственной службой доходов Латвийской Республики. Договор и дополнительное соглашение должны быть заполнены и подписаны на латышском языке в двух экземплярах, и высланы по почте в адрес Главного таможенного управления Государственной службы доходов Латвийской Республики.
Вместе с договором и дополнительным соглашением необходимо выслать:
заявление, в котором указываются системы и данные о пользователях (физических лицах), которые уполномочены подавать декларации от лица этой компании.
доверенность (с подписью и штампом), удостоверяющую, что данное должностное лицо имеет право подписывать выше упомянутый договор и соглашение, указав также, имеет ли право данное лицо уполномочить (регистрировать) других пользователей [21].
После получения вышеупомянутых документов Главное таможенное управление Государственной службы доходов Латвийской Республики, зарегистрирует лицо в системе и направит первоначальный идентификатор пользователя и пароль на адрес электронной почты, указанный в заявлении. Второй экземпляр договора и соглашения, подписанный Государственной службой доходов Латвийской Республики, будет выслан на юридический адрес лица по почте [21].
Подключение и использование систем бесплатное. Для того чтобы пользоваться системами, необходимо иметь подключение к Интернету. Системный интерфейс пользователя доступен также на русском и английском языках. Главное таможенное управление Государственной службы доходов Латвийской Республики информирует, что существует возможность подключить информационную систему лица напрямую к таможенным системам Латвийской Республики(system-to-system connection). Сертификация программного обеспечения лица не требуется [21].
В ЕС с 1 января 2011 г. внедрены в полном объеме требований безопасности мировой торговли. Условие функционирования европейской системы безопасности — полный переход на электронный документооборот между коммерческими организациями и государственными органами, контролирующими торговые операции [16].
8 сентября 2010 в Минске прошла очередная трехсторонняя встреча глав МИДов Украины, Беларуси и Литвы, участники которой утвердили перечень приоритетных проектов в рамках инициативы Европейского Союза «Восточное партнерство». Среди проектов — создание и внедрение электронной системы обмена информацией между таможнями в рамках инициативы «Интегрированное управление границами».
При этом можно надеяться, что ЕС поддержит разработанные проекты, касающиеся как инфраструктурных, пограничных и таможенных, так и гуманитарных вопросов [15].
Ю.Ш. Авиженис, начальник отдела согласования таможенного законодательства Таможенного департамента при Министерстве финансов Литовской Республики, обратил внимание что с 1 января 2011 г. до прибытия товара на таможенную территорию ЕС или отправления с нее в таможенные органы ЕС необходимо подать информацию о товаре в электронной форме. Для каждого вида транспорта предусмотрены сроки предварительного информирования, различаются также условия подключения к электронным системам каждой страны ЕС. Законодательство государства — члена ЕС, через границу которого осуществляется ввоз (вывоз) товара, может устанавливать санкции в случае непредставления соответствующей информации. Эти меры являются оправданными, так как приводят к прозрачности информации о том или ином виде товара [16].
М. Латти, глава сектора Восточной Европы Генерального директората по Таможенному союзу и налогообложению Европейской Комиссии, отметил, что для таможенных администраций и коммерческой деятельности в ЕС активно реализуется система EORI — одна из составных частей создаваемой в ЕС в рамках программы e-Customs, т.е. среды без бумажных носителей, электронной среды таможенного дела. Каждое из государств — членов ЕС разработало подобную национальную систему как часть единой системы [22]. Однако европейские таможенные операции в Европе являются сложными, потому что Европейский пейзаж таможенных органов огромен и сложен. Она включает в себя 27 государств-членов ЕС, стран граничащих с ними. У каждого государства-члена ЕС есть его собственное законодательство для решения национальных проблем. Многие государства-члены уже используют электронные декларации, многие из их существующих систем могут быть монолитными, но не в полной мере и не всегда подходят для изменения по требованию передовых стран Европейского союза.
В.Г. Шадурский, декан факультета международных отношений Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, обратил внимание присутствующих, что реализация опыта таможенной интеграции ЕС поможет создаваемому нашими странами Таможенному союзу не повторить некоторых ошибок и избежать трудностей [16]. В настоящее время на постсоветском пространстве существует целый ряд проблем, замедляющих реализацию идеи более широкого Таможенного союза, а именно:
интеграционный эгоизм государств;
высокая сырьевая зависимость большинства стран от нескольких государств, обладающих углеводородами;
недостаточная привлекательность центра (ядра) интеграции — Российской Федерации;
неучастие в основных интеграционных объединениях Украины;
вмешательство третьих стран во внутренние интеграционные процессы;
отсутствие эффективного механизма разрешения экономических споров на постсоветском пространстве.
Одним из эффективных решений большинства указанных проблем могла бы стать единая промышленная политика в СНГ [16].
В рамках европейской программы «Таможня 2013» совершенствуется законодательство стран-членов, внедряются новейшие информационно-телекоммуникационные системы, обеспечивающие согласованность действий в таможенной области, создаются общие координационные группы. Конечной целью ставится расширение функций таможни, организация партнерства и сотрудничества между таможенными органами и системами стран-участниц, уход от использования бумажных документов, пересмотр существующих таможенных процедур [16].
Модернизация идет путем развития применяемых информационных технологий и юридической базы. Самые актуальные направления — предварительное уведомление о ввозе товаров на территорию ЕС и создание системы управления рисками. Кроме того, до последней четверти 2011 года проводились работы по введению в действие положений измененного Таможенного кодекса Европейского союза.
В настоящее время отрабатывается взаимодействие, сближаются информационные системы Республики Беларусь и Европейского союза, страны лучше понимают друг друга. Предполагалось, что получение предварительной информации позволит значительно сократить время на таможенное оформление товаров в пунктах пропуска. Время, действительно, сократилось, но незначительно. Все упирается в то, что передаваемый ЕС состав данных недостаточен для процедур таможенного оформления в соответствии с белорусским законодательством. Но переговоры с европейскими коллегами продолжаются. И таможенные органы будут добиваться, чтобы пилотный проект приносил реальную выгоду для обоих сторон, создавая необходимые условия для облегчения и ускорения перемещения товаров из ЕС в Белоруссию.
3. Анализ электронного декларирования в Республике Беларусь
По данным статистических исследований, в международной торговле в одной сделке участвует в среднем 27 партнеров. Кроме продавца и покупателя, в нее включены перевозчики, отправители, банки, страховые учреждения, инспекционные и сертификационные органы и мн. др. Число различных документов, которыми они обмениваются между собой, может доходить до 40, а после их тиражирования — до 360 и более. Эти документы содержат приблизительно 200 элементов данных, многие из которых повторяются. Расходы по оформлению документов, их пересылке и обработке достигают от 7 до 15% общей цены торговой сделки. По некоторым оценкам, суммы, расходуемые на документооборот, составляют сотни миллиардов долларов в год.
Снижению этих расходов способствует внедрение в практику международной торговли электронного документооборота, систему электронного декларирования. С точки зрения организации таможенного дела электронное декларирование обеспечивает повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля за счет заблаговременного получения в электронном виде таможенных документов. Это позволяет провести полномасштабный контроль информации в системе анализа рисков, исключить субъективизм таможенного инспектора при принятии решения, обеспечивает единообразное применение норм, таможенного законодательства для всех без исключения участников ВЭД. Кроме того, обеспечивается прозрачность процесса принятия решения в отношении декларируемого товара, ускоряется сам процесс его таможенной очистки.
Таможенный кодекс [4] предусматривает возможность подачи деклараций в письменной и устной форме или электронным способом. В настоящее время при оформлении товаров используется комбинированный вариант — декларация подается на бумажном носителе и предоставляется ее электронная копия. На данный момент это не самый подходящий вариант. Во-первых, помимо бумажной декларации составляется электронная, следовательно, возрастает вдвое время на контроль, вдобавок, вследствие большого количества участников, задействованных в процессе декларирования, могут возникнуть расхождения в содержании бумажной и электронной деклараций. Во-вторых, общий процесс прохождения декларирования товара затягивается, так как при декларировании товара «бумажным способом» нет постоянной связи между всеми необходимыми звеньями системы декларирования (банк, клиент, ГТК, и т. д.), что полностью исключается при электронном декларировании. Так же не следует упускать и тот факт, что в случае декларирования в электронной форме значительно снижается участие в процессе людей, что влечёт за собой снижение человеческого фактора.
Экспортёр с помощью декларантского программного продукта формирует электронную грузовую таможенную декларацию и документ таможенного транзита. Электронные документы подписываются электронно-цифровой подписью и по интернету передаются в центр обработки. Затем по системе передачи данных направляется в пункт таможенного оформления. Таможенный инспектор проверяет ЭЦП декларанта и декларацию с помощью специализированной программы. И, если нет ошибок, выдаёт экспортное свидетельство. Далее декларант вносит через свой банк таможенные платежи, готовит, при необходимости, документы, указанные в протоколе контроля декларации. Эти дополнительные документы могут быть переданы в систему электронного документа, либо представлены в ПТО при фактическом оформлении товара. В любом случае система ЭД должна представлять возможность декларанту дополнять данные в декларации по мере появления у него необходимой информации. Далее информация направляется в систему контроля транзита для получения разрешения на транзит. Свидетельство и разрешение заверяются у инспектора и в обратном порядке через центр обработки возвращаются экспортёру. Тот распечатывает транзитный документ и вместе с товаросопроводительными документами передаёт его перевозчику. Товар не размещается на склад временного хранения, а отправляется прямо из временной зоны таможенного контроля (т.е. непосредственно со склада предприятия). В результате товар предъявляется таможне только в пункте пропуска на границе.
Особенностью электронного декларирования является и то, что оригинал электронной государственной таможенной декларации существует только на машинном носителе. При этом электронный документ на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу. Все экземпляры электронного документа, зафиксированные на машинном носителе и идентичные один другому, являются оригиналами (в отличие от бумажных носителей, где, как правило, оригинал документа один) и имеют одинаковую юридическую силу [11].
Однако полностью отойти от безбумажного документооборота пока ещё окончательно не удалось. ЭГТД в одном экземпляре всё же выводится на бумажный носитель и заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Этот экземпляр предназначен для передачи перевозчику в целях получения разрешения таможенных органов на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем.
Законом установлено [1, 2] что в случае, когда одним лицом создаются документ на бумажном носителе и электронный документ, идентичные по содержанию, оба документа признаются самостоятельными документами. При этом документ на бумажном носителе не является копией электронного документа. Таким образом, в рассматриваемом случае оригинал ЭГТД и его бумажная копия, заверенная в установленном порядке, имеют одинаковую юридическую силу [2].
Порядок уплаты таможенных платежей и документальное подтверждение их внесения на счёт таможенного органа при электронном декларировании не изменились. Таможенные сборы за таможенное оформление в случае осуществления ЭД товаров уплачиваются до выдачи таможенного разрешения:
— в безналичном порядке — на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством Республики Беларусь для таможни, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товаров, либо которая будет совершать юридически значимые действия. При этом подтверждением о произведённом платеже является экземпляр платёжного поручения (в электронном виде) с отметкой банка о перечислении уплаченных сумм в доход республиканского бюджета, заверенной подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скреплённой оттиском печати банка с указанием даты исполнения поручения;
— наличными денежными средствами — в кассу таможни, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товаров либо которая будет совершать юридически значимые действия, либо в кассу банка, либо через организацию связи Министерства связи Республики Беларусь с последующим перечислением на соответствующий счёт республиканского бюджета[2].
На сегодняшний день система электронного декларирования — это комплексная, многоуровневая система. Для её полномасштабного использования и внедрения требуются серьёзные реорганизации не только таможни и ГТК, но и ряда других звеньев системы, без которых она не может существовать (банк и др.). Нужна достойная телекоммуникационная система, развитые на надлежащем уровне локальные вычислительные сети. Желательно как можно более высокая степень избыточности сетей, то есть возможность резервного дублирования отдельных наиболее важных участков, что само по себе не дёшево. Встаёт вопрос о статусе бумажных копий электронных документов. Нужно определить, как добиться обеспечения достоверности при предъявлении таких документов другим инстанциям — налоговым органам, суду. То есть здесь уже следует говорить о технической готовности других служб. Следовательно, полностью отказаться от бумажного документооборота и перейти на электронные технологии таможня в отрыве от других ведомств не может [12].
С широким развитием электронных технологий возникает настойчивая необходимость нормативно-правового определения деятельности должностного лица. Ведь ответственность должностного лица никогда не будет перенесена на автоматизированный комплекс. Нужно прописать все нюансы, что и как должен выполнять человек и машина, и закрепить это нормативно.
Подводя итоги, следует отметить, что введение электронного декларирования позволяет:
1) существенно сократить затраты времени и соответственно издержки субъектов хозяйствования при осуществлении таможенного оформления, ввиду того, что:
— исчезает необходимость личного прибытия их представителей на пункт таможенного оформления;
— обмен информацией между заявителем таможенного режима и таможенным органом происходит по электронным каналам связи фактически в режиме реального времени;
2) значительно ускоряется процесс таможенного оформления товаров, т.к. проверка таможенной декларации осуществляется с помощью программных средств и в рамках системы анализа и управления рисками;
3) делает прозрачной саму процедуру таможенного оформления на всех этапах прохождения декларации:
— практически исключён человеческий фактор, т.к. отсутствует контакт между инспектором таможни и представителем заявителя таможенного режима;
— в режиме реального времени имеется возможность отследить стадии прохождения ЭГТД от момента её отправления субъектом хозяйствования в таможенный орган до выдачи таможенного разрешения.
Таким образом, все вышеназванные обстоятельства приводят к сокращению издержек экспортёров и повышению конкурентоспособности отечественной экспортной продукции.
4. Совершенствование системы электронного декларирования товаров и перспективы развития информационных технологий в таможенной сфере
Сегодня в Беларуси, по данным Государственного таможенного комитета, количество документов, оформляемых за сутки в электронном виде, составляет в среднем 2,2 тыс. единиц. Около 90% всех экспортных и 40% импортных поставок оформлены с применением электронной декларации. Более 90% временного вывоза также оформляется в электронном виде, реэкспорта — 25%, количество зарегистрированных электронных статистических деклараций — 40%. В этом проекте участвуют более 1400 экспортеров. Среди них предприятия с заслуженным авторитетом и богатым опытом внешнеэкономической деятельности — РУП «Минский тракторный завод», РУП «Белорусский металлургический завод», ОАО «Минский автомобильный завод»[16].
В системе электронного декларирования товаров оформляются экспортные, импортные, статистические декларации и другие. Страна имеет торговые связи с более чем 150 государствами.
С октября 2009 года организован прием электронных таможенных деклараций в режимах временного вывоза и реэкспорта, оформляются сборные грузы и вывоз товаров по частям.
Этому предшествовала сложная, на протяжении не одного года, работа по созданию информационных сетей, программного продукта, формированию необходимой нормативной базы, адаптации таможенных технологий к электронным. Государство вложило большие средства, создав для всех участников национальной экономики, независимо от формы собственности, принципиально новую схему взаимодействия с таможней.
Стратегической платформой такого сотрудничества является система электронного декларирования, организация которой базируется на принципах доверия и прозрачности[16].
В Беларуси более 500 субъектов хозяйствования, получивших такой статус, применяют упрощенный порядок таможенных операций, связанные с представлением товаров к таможенному оформления.
В декабре 2002 года создание пилотной зоны Национальной автоматизированной системы электронного декларирования вошло в Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003 — 2005 годы и реализована в 2010 года проект «Электронная Беларусь», а в период с 2010 до 2014 планируется реализовать проект «Электронная таможня»[22].
Для реализации амбициозного на тот момент проекта были приглашены специалисты Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук, которые разработали технологию и специальное обеспечения.
Эффективность внедрения системы во многом предопределила автоматизация делопроизводства. За несколько лет в таможенных органах 90 % внутреннего документооборота переведена в электронную форму.
Первую экспортную декларацию в Национальной автоматизированной системе электронного декларирования товаров оформили 2 апреля 2009 года в Минской региональной таможне. До этого надежность безбумажного таможенного оформления проверялась в режиме эксперимента, первыми участниками которого стали ОАО «Минский моторный завод» и ОАО «Керамин».
Надо сказать, что бизнес не сразу воспринял новацию. Потребовалось несколько месяцев точечной работы с каждым предприятием для формирования благоприятного социального контекста нововведения.
Одним из важных направлений в работе белорусской таможни является внедрение системы электронного декларирования товаров, главная цель которой минимизировать затраты предприятий и ускорить процедуры, связанные с таможенным оформлением. Начатый в 2011 году эксперимент в рамках Национальной автоматизированной системы электронного декларирования позволил не только сократить финансовые расходы предприятий, связанные с доставкой товаров на склады временного хранения, но и время таможенного оформления более чем в 8 раз: с 4-6 часов до 30 минут. Кстати, система создана с учетом международных стандартов в области электронного документооборота и позволяет интегрироваться с аналогичными зарубежными системами [20].
Как сообщил начальник управления организации управления таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на международной научно-практической конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства», которая прошла в Минске 20 — 21 сентября 2012 г. «Сегодня более 75% таможенных деклараций оформляется в виде электронного документа. Среднее время, затрачиваемое должностными лицами таможен на оформление одной электронной декларации, составляет около 15 минут при экспорте, около 40 минут при импорте товаров.
Дальнейшая реализация на практике заявительного принципа идет по пути автоматизации процессов регистрации таможенных документов. Первым этапом стало внедрение 26 сентября 2012 г. подсистемы автоматической регистрации статистических и периодических статистических деклараций.
Особенность данной системы в том, что регистрация статистических и периодических статистических деклараций будет осуществляться автоматически, без участия сотрудника таможенных органов. При этом ориентировочное время обработки электронной декларации автоматизированной системой таможенных органов будет составлять порядка 1-2 минут. Кроме того, внесение изменений и аннулирование зарегистрированных статистических и периодических статистических деклараций субъектами хозяйствования будет осуществляться самостоятельно, без обращения с заявлением в таможенный орган.
Данное нововведение значительно упростит процедуру и сократит до минимума время регистрации, фактически реализует на практике заявительный принцип регистрации таможенными органами статистических деклараций.
Система автоматической регистрации позволит высвободить должностных лиц таможенных органов от производства данных операций во всех регионах страны, задействовав их на наиболее напряженных участках работы, в первую очередь в республиканских и ведомственных ПТО.
В качестве следующего этапа автоматизации процессов принятия решения и выпуска товаров рассматривается внедрение системы автоматического присвоения регистрационного номера на все подаваемые в таможенные органы электронные декларации на товары. Внедрение процедуры запланировано на начало следующего года. В настоящее время от момента подачи декларантом в НАСЭД электронной декларации до присвоения должностным лицом таможни регистрационного номера проходит 10 — 30 минут. Внедрение системы автоматического присвоения регистрационного номера на поданную декларантом в НАСЭД электронную декларацию позволит сократить это время до 1 3 минут.
Одновременно развитие системы электронного декларирования идет по пути расширения ее функционала. Так, уже до окончания 2012 года будет обеспечено производство таможенных операций с использованием электронных таможенных документов при помещении товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства, уничтожения, временного ввоза, переработки для внутреннего потребления, переработки на/вне таможенной территории. В 2013 году планируется реализовать таможенную процедуру беспошлинной торговли, а в 2014 — полностью завершить реализацию в НАСЭД всех таможенных процедур (оставшаяся процедура — свободного склада). Данная последовательность закреплена п. 39 Программы мер по реализации Основных направлений развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
В качестве конечного этапа автоматизации процессов выпуска товаров таможенными органами рассматривается организация автоматического выпуска товаров на основе подаваемых в таможенные органы электронных деклараций на товары. За аналог будет взята подсистема автоматической регистрации статистических деклараций. Уже в 2014 году планируется полностью автоматизировать таможенную процедуру экспорта. Это сократит время ожидания декларантом решения таможенного органа о выпуске товаров по поданной электронной декларации до 3 5 минут. Одновременно в системе автоматической регистрации будет реализовываться возможность автоматического выпуска товаров и в других таможенных процедурах.
Итогом всей работы по автоматизации процессов регистрации таможенных документов должна стать система автоматической регистрации и выпуска электронных деклараций по всем товарам, в отношении которых системой анализа и управления рисками не дано предписание на проведение таможенного контроля.
Предполагаемые итоги работы по совершенствованию системы электронного декларирования:
сокращение времени проведения таможенных операций за счет электронного обмена информацией между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами Республики Беларусь;
внедрение заявительного принципа, заключающегося в выпуске товаров на основании сведений, содержащихся в электронной таможенной декларации и электронном документе таможенного транзита;
обеспечение прозрачности процесса совершения таможенных операций в отношении товаров;
сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности, связанных с таможенными операциями;
снижение риска коррупционных проявлений за счет исключения личного контакта должностного лица таможенного органа и участников внешнеэкономической деятельности;
минимизация ошибок или злоупотреблений, влияния субъективного фактора на результаты таможенных операций» [16].
Внедрения интернет-технологий при электронном представлении сведений — одна из приоритетных задач, которая была выполнена таможенными органами в 2010 г. С 2014 г. предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена. Теперь таможенное декларирование будет производиться только в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.
Сегодня 100% таможенных постов, принимающих декларации, готовы к работе по технологии электронного декларирования. Переход на Интернет-декларирование в значительной степени зависит от самих участников ВЭД, от их заинтересованности в применении информационных технологии. Отмечается рост интереса бизнес-сообщества к применению новейших технологий таможенного контроля. Таможенные органы в декабре 2010 г. ежедневно оформляли свыше 73,5 % деклараций в электронном виде, в том числе около 71,5 % — с использованием Интернета. Более 50,6 % участников ВЭД использовали интернет-декларирование [16].
Создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием выводит таможенное администрирование на качественно новый уровень. Основой технологии удаленного выпуска является разделение процесса таможенного контроля на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы. Это позволяет сокращать поток большегрузного автотранспорта, следующего в крупные города, упрощает документооборот, снижает расходы участников ВЭД, уменьшает время проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. В перечень таможенных постов, участвующих в реализации технологии удаленного выпуска, к концу года уже входило 36 внутренних и 27 приграничных таможенных постов.
В период с 2008 года по настоящее время, Государственным таможенным комитетом велась активная работа по созданию и внедрению системы электронного декларирования товаров, основанной на безбумажной технологии таможенного оформления. Применение современных информационных технологий позволило в значительной степени упростить взаимодействие таможенных органов и субъектов хозяйствования, снизить временные и финансовые издержки по осуществлению процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
ГТК Беларуси решает задачу применения электронных документов при взаимодействии с Федеральной таможенной службой России и Комитетом таможенного контроля Минфина Казахстана. Это позволит подтверждать фактический вывоз экспортных товаров через внешнюю границу Таможенного союза.
Заключение
Система электронного декларирования определяет способы взаимодействия бизнеса и таможни на долгие годы вперед. Поэтому этапы развития проекта, закреплены концепцией таможенного оформления с использованием электронных таможенных документов.
Таможенные органы Беларуси находятся на этапе, основная задача которого распространить безбумажную технологию на все таможенные режимы. Долгосрочная цель — полная автоматизация таможенных процедур и, следовательно, организация эффективного таможенного администрирования при внешней простоте и высокой скорости оформления товаров. Электронное декларирование гармонично вписывается в процесс формирования в нашей стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, развития процессов информатизации в секторах реальной экономики, включая создание системы электронной торговли и логистики.
В свою очередь, успех реализации инициатив в этой области зависит от крепких партнерских отношений между органами государственного управления, бизнесом и научным сообществом.
В настоящее время отрабатывается взаимодействие между таможенными органами, сближаются информационные системы Республики Беларусь и Европейского союза, страны лучше понимают друг друга, и понимают, что для плодотворной работы необходимо налаживать тесные связи.
Среди преимуществ системы электронного декларирования следует отметить:
1. Сокращение времени таможенного оформления за счет электронного обмена информацией между участниками ВЭД и таможенными органами (время сокращается с 1 часа до 3-5 минут).
Сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД (затрат, связанных с доставкой и хранением экспортных товаров на складе временного хранения, прибытием декларантов в пункт таможенного оформления для представления документов).
2. Внедрение на практике заявительного принципа таможенного оформления, заключающегося в выдаче свидетельства и разрешения таможенного органа на основании сведений, содержащихся в электронной таможенной декларации.
Прозрачность процесса таможенного оформления товаров
Предотвращение коррупции (исключение личного контакта должностного лица таможенных органов и участников ВЭД).
3. Минимизация влияния субъективного (фактора, ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций [16].
Для повсеместного внедрения системы электронного декларирования необходимо снизить порог критериев для получения статуса добросовестного участника ВЭД, что заметно активизирует внедрение ЭД и привлечет гораздо больше предприятий. Если субъект не был замечен в нарушениях таможенного и налогового законодательств, и здесь возникает вопрос: почему бы ему не стать добросовестным участником ВЭД? Ведь, когда таковыми станут большинство субъектов хозяйствования, намного уменьшится бумажная волокита и ускорится товарооборот. Кроме того, есть смысл пересмотреть размер сборов за таможенное оформление, ведь в системе ЭД значительно снижается и упрощается работа таможенных органов (отсутствует осмотр товаров, функции контроля деклараций выполняет компьютер и т.д.).
Для того чтобы расширить систему электронного декларирования товаров, необходимо обеспечить в полном объеме взаимодействие с различными ведомствами, которые выдают разрешения. Возможно, надо прописать в законе «о электронном документе и электронной цифровой подписи» поручение о разработке подзаконного акта, который устанавливает порядок утверждения протокола электронного взаимодействия между ведомствами.
Новые автоматизированные системы и технологии, такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, система финансово-хозяйственной деятельность и другие — требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы — она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме on-line на уровне 97 — 99%. Необходимо подготовить проект по интеграции системы электронного декларирования Республики Беларусь в европейскую и, самое главное, регистрации белорусских предприятий в европейских базах данных как участников внешнеэкономической деятельности.
Список использованных источников
1. О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме: Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, 16 января 2007 г., №4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007. — №83. — 8/16196.
2. Об особенностях таможенного декларирования товаров: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22 августа 2008 г., № 1213.
3. О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза: Закон Республики Беларусь, 2 июля 2010 г., №17 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2010 г.. — № 160. — 2/1694.
4. Об электронном документе: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г., №357-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — №7. — 2/132.
5. Таможенный кодекс республики Беларусь от 4 января 2007 г. Минск, Амалфея 2007. — 415 с. (по состоянию на 11. 2012)
6. Таможенный кодекс таможенного союза от 16.04.2010 г. Минск, Белтаможиздат 2010. — 437 с. (по состоянию на 11.2012)
7. Указ президента Республики Беларусь от 28.01.2008 года № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 г. № 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы»
9. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 июня 2007г. № 67 «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам»
10. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 70 «Об утверждении инструкции о порядке совершения таможенных операций при таможенной процедуре таможенного
транзита»
11. Гриц, Г. Электронное будущее таможенного декларирования / Г. Гриц // Таможня и ВЭД. — 2005. -№7. — С. 18 — 21.
12. Гриц, Г. Электронное будущее таможенного декларирования / Г. Гриц // Таможня и ВЭД. — 2005. — №6. — С. 10 -12.
13. Кузьмич, Л. А. Система электронного декларирования / Л.А. Кузьмич // Таможня и ВЭД. — 2005. — №1. — С. 13- 15.
14. Сиротский А.Н., Гошин Н.А. Основы таможенного дела: Учебник / В.Д Гошин, А.Н. Сиротский, Н.А. Дубинский и др., Под ред.А.Н. Сиротского, В.Д. Гошин. — Мн.: БГУ, 2003. — 475 с.
15. Сиротский А.Н. и др. Таможенное дело. / Науч. Ред. А.Н. Сиротский. — Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2004. — 368 с.
16. Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.belta.by. Дата доступа 19.10.2012.
17. Официальный Интернет-портал государственного таможенного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gtk.gov.by. Режим доступа: 19.10.2012.
18. Официальный Интернет-портал государственного таможенного комитета Литовской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cuslt.lt. Режим доступа: 21.10.2012.
19. Информационный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.newsby.org. Режим доступа 21.10.2012.
20. Информационный интернет-портал Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tks.ru Режим доступа 26.10.2012.
21. Официальный Интернет-портал государственного таможенного комитета Латвийской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vid.gov.lv. Режим доступа: 27.10.2012.
22. Интернет-портал официального телевидения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.profmedia.by. Режим доступа: 28.10.2012.
Размещено на