Содержание
Введение3
Глава 1. Особенности представительной власти в современной России5
1.1. Основные положения5
1.2. Соотношение представительной власти и исполнительной.6
1.3. Нормативное закрепление и особенности взаимодействия8
Глава 2. Этапы развития представительной власти, ее становление, формирование, реальная роль исполнительной власти.14
2.1. Становление и развитие представительной власти14
2.2. Роль исполнительной власти16
Заключение18
Список литературы19
Выдержка из текста работы
Политическая власть —основная категория государствоведения и самый труднопостижимая часть общественной жизни людей. В понятиях «политическая власть», «властеотношения» показываются основные стороны человеческого общества, отражается логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми признаками последней. Одновременно она имеет много качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти находиться в ее политической и классовой природе. В различной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, в принципе,возможно. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организован-ное насилие одного класса для подавления другого» . Для классового общества такая характеристика в общем верна. Но любую политическую власть, тем более демократическую, вряд ли можно сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что политическая власть — враг всему жи-вому, творчеству и созиданию. Отсюда появляеться негативное отношение к органам власти и лицам, ее представляющим. Отсюда и происходит социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество вынуждено терпеть. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления,сначало уменьшения роли, а после и уничтожения государства.
Но работающая на научной основе подлинная народная власть — великая сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные конфликты, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В классовом обществе властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными — отдельные лица, социальные, национальные общности. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он можнт быть индивидуальным источником власти. Он имеет право на активное участие в формировании представительных органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность. Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через непосредственную демократию. Словом, при демократическом режиме нету только властвующих и только подвластных. Высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.
Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому полному совпадению, то политическая власть утратит свой особый характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления систему.
Политическая власть реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе известных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач.
Еще одна важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих аппарат этой власти. Она потому и называется государственной, что ее фактически олицетворяет, приводит в действие, в жизнь прежде всего механизм государства. Поэтому политическую власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения подобное недопустимо.так как:1 — политическую власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной демократии принимает важые государственные решения.2-, политическая власть изначально принадлежит не государст-ву, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
Политическая власть может быть слабой или сильной, но без какой либо организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной проводить волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Политическую власть не без оснований называют цент-рализованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока есть политическая власть, будут и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей, силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные системы в обществе. Организованная сила обеспечивает государственной власти, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей вла-ствующего субъекта. Если политическая власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и слабости, отсутствия у нее глубокого и прочного фундамента в обществе. Применение всей имеющийся силы имеет безусловное оправдание при отра-жении агрессии извне или пресечении преступности.
Таким образом, политическая власть — это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть — определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.она проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов.
1. Методы осуществления политической власти
Колличество методов реализации государственной власти весьма многообразен. В современных условиях намного выросла роль методов морального и особо материального стимулирования, с помощью которых, государственные органы воздействуют на интересы людей и этим подчиняют их своей воле.
К традиционным методам осуществления государственной власти , относятся убеждение и принуждение. Данные методы, по-разному сочетаясь, сопровождают политическую власть на всем ее историческом пути.
Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, или коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, черех сознание, общественные интересы и требования власти приобретают значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове…» . Известный русский публицист и философ второй половины Х1Хв. Совсем не исключал воспитательного процесса со стороны других людей, он лишь делал упор на собственные умственные усилия человека, на постоянный труд по созданию прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек сам добыл и усвоил знания.
Метод убеждения стимулирует чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет разделения. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждення к действиям — так должен работать метод убеждения. С раз-витием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти соответственно растут.
Политическая власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государ-ственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим политическая власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственое принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностнных лиц государства на личность с целью за ставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение —сильное и действенное средство социального воздействия. Оно осно-вано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечивать полное превосходство в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в положение, когда у него нет выбора, кроме того что предложила (навязала) влась.С помощью принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, под давлением снимаются противоречия между общей и личной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и не-правовым. Второе может обернуться произволом го-сударственных органов, ставящих личность в абсолютно незащищенное положение. Подобное принужденние встречаеться в государствах с антидемократическим режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.
ПрПравовое государственное принуждение – то, вид и мера которого строго оговоренны правовыми нормами, и которое применяется в процессуальных формах . Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
1. подчиняеться общим принципам данной правовой системы,
2. является единым на территории всей страны,
3. нормативно регламентировано по содержанию,граниуам и условиям применения,
4. действует через механизм прав и обязанностей,
5. оснащено развитыми процессуальными формами .
Чем выше уровень правовой организации государст-венного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения весьма многообразны. Это меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.), правовое пресечение ( административное задержание, привод, обыск и т. д.) меры защиты(восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.)
2. Политическая власть и идеология
Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.
Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.
Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму………………….
Заключение
Проблема соотношения государственной власти и го-сударства относится к числу мало исследованных. Политическая власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, а потому к вопросу о соотно-шении между ними можно подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-тер-риториальную организационную форму общества, то политическая власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм политической власти, то они соотносятся как содержание и форма. И при этом характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Так, принадлежность власти эксплуататорскому меньшинству, необходимость навязывать волю властвующего меньшинства подвластному большинству выдвигают в механизме государства на первый план принудительные, карательные органы. И наоборот, в демократических странах государство, его органы служат обществу, а в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.
В современной России процесс становления политической власти носит специфические формы, однако он не может не опираться на опыт запада в данном вопросе, поэтому в данном случае роль теории очень велика и проблема формирования и становления политической власти еще весьма мало исследована и требует дальнейшего анализа. Целью же данного исследования было показать наличие данной проблемы и затронуть основные черты, присущие политической власти в целом, а также в России.
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.С. Общая теория права – М., 1981
2. Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции. Политические проблемы теории государства – М., 1993
3. Каменский В.Г. Государство как объект социологического анализа – М., 1977
4. Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения – М., 1993
5. Сахаров Н.А. Институт президенства в современном мире – М., 1994
6. Синюков В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. – 1993. — №5
7. Писарев Д.И. Соч. В 4 т. – М., 1956
8. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство – М., 1993