Содержание
Содержание
Введение3
1Общее понятие о предприятии как о хозяйствующем субъекте4
1.1Характеристика понятия «предприятие»4
1.2Цели и задачи деятельности предприятий5
1.3Предприятие как хозяйствующий субъект7
1.4Предприятие как юридическое лицо9
1.5Классификация предприятий10
2Формы объединения предприятий12
2.1Организационно-правовые формы предприятий13
3Создание и ликвидация предприятий14
3.1Создание предприятий14
3.2Ликвидация предприятия15
4Финансовая система предприятий17
4.1Ресурсы предприятия17
4.2Затраты предприятий20
4.3Доходы предприятия25
Заключение27
Список литературы29
Выдержка из текста работы
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.
Предприятие — это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнение работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем.
Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт, выделяющих его в самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:
1. Производственно — техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии.
2. Организационное единство. Предприятие — это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления.
3. Экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.
Существенными признаками выступают единая территория, вспомогательное хозяйство, и т. п. Независимо от форм собственности, предприятие работает на условиях коммерческого расчета, т. е. осуществляет сделки, операции, получает прибыль или несет убытки. За счет прибыли оно обеспечивает стабильное финансовое положение, реализует социально — экономические интересы трудового коллективаРыночные отношения требуют не только производство продукции, но и ее сбыта и реализации. Лишь на этой основе возможна нормальная деятельность предприятия. В то же время самостоятельность в качестве платы обусловливает возможность не состоятельности и банкротства. Таким образом, поведение предприятия в рыночных условиях существенно видоизменяется. Эти изменения касаются многих вопросов деятельности предприятия.
Тема работы является актуальной, так как предприятия выступают в качестве основных звеньев рынка.
Цель курсовой работы — рассмотреть предприятие как хозяйствующий субъект рыночных отношений. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект;
2) рассмотреть производственную структуру и инфраструктуру предприятия;
3) рассмотреть классификацию предприятий;
Работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.
Для исследования темы в работе будут использованы учебники, учебные пособия по экономике следующих авторов: Раицкий К.А., Горфинкель В.Я., Кондратьева М. Н и т. д.
1. Теоретические основы функционирования предприятия.
1.1. Сущность функционирования и цель создания предприятия.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В современных, рыночных, условиях ключевая фигура рыночных отношений — предприниматель. Субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и их объединение. Действительно, основная цель предпринимательства — получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.
Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь четкую и ясную идею, подкрепленную системой постоянного получения заказов на производимую продукцию или оказываемые услуги. Намечаемые выпуск продукции, оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, предпринимателю следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе — предпринимательском бизнес-плане.
Важное качество любого предпринимателя и современного предприятия — способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников, надо быть готовым к конкурентной борьбе. Нужно четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах — официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.
Современное предприятие — сложная организационная структура. В рыночных условиях возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:
1. научной организации производства;
2. научной организации труда;
3. научной организации управления.
Научная организация производства имеет цель создать оптимальную технико-технологическую систему на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.
Задача научной организации труда (НОТ) — построение здоровых формальных отношений в коллективе работников, включающее систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и экономическими активами.
Научная организация управления — это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего материально-технологического и экономического эффекта.
Создание предприятия — это юридический акт, в результате которого возникает новый хозяйствующий субъект. Создание предприятия следует отличать от постройки производственно-хозяйственного объекта. Такой объект может быть полностью готовым с производственно-технической точки зрения, но он не является еще предприятием в юридическом смысле слова. Более того, создание предприятий, как правило, осуществляется без какого-либо нового строительства.
Различаются два вида создания предприятий:
-путем учреждения;
-посредством реорганизации существующих хозяйствующих субъектов.
В зависим……..
Список использованных источников.
1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М., Издательский дом ”Дашков и К”, 2010.
2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
3. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства: учебное пособие. М.: СОФИТ,2010.
4. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учебное пособие. — М.: «Финпресс», 2009.
5. Зайцев Н.А. Экономика организации. — М.: “Экзамен”, 2011.
6. Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — Ульяновск : УлГТУ,2009.
7. Остапенко В. В. Акционерное дело и ценные бумаги: Справочное пособие.- М.:Экономика, 2012.
8. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2011.
9. Сазанова С.В. Экономика предприятия. Тюмень: Вектор Бук, 2009.
10. Семёнов В.М. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2011.
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010.
12. Хасбулатов, Р. Типология предпринимательства и принцип оптимальности в экономической системе//Международная экономика. 2011.
13. Чигир В. Ф., Липень Л. И., Липень Н. В., Кандрусева Н.И. Акционерные общества. Общества с ограниченной ответственностью. Товарищества с ограниченной ответственностью. — Мн.: Школа предпринимателя «Амалфея», 2011.
14. Экономика предприятия: экзаменационные ответы / Под ред. проф. Пелиха А.С. Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
15. Экономика и организация предприятия: Практикум / Под редакцией д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.