Выдержка из текста работы
В современных условиях рыночной экономики предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
В профессиональном смысле предпринимательство рассматривается, как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.
Целью работы является изучение проблемы предпринимательской деятельности организаций в условиях рыночной экономики России.
Исходя из поставленной цели, решим следующие задачи:
— Проанализировать сущность и содержание предпринимательской деятельности, рассмотрев формы и основные виды предпринимательства,
— Дать анализ факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность,
— Проанализировать проблемы и перспективы различных видов предпринимательства.
Добиться успеха в предпринимательстве можно на основе предварительной подготовки самого себя как такого рода деятельности. Но успеха также в предпринимательстве может добиться человек, обладающий прирожденным талантом, особой предрасположенностью к этой деятельности. Однако в любом случае усложнение современной экономической ситуации в стране и в мире в целом предполагает овладение каждым вступающим в сферу предпринимательства тем минимум знаний, навыков и умений, без которых осуществление предпринимательских функций выглядит как любительская, а не профессиональная деятельность.
Глава 1. Понятие предпринимательства, порядок расчета себестоимости
1.1 Предпринимательство и его виды в рыночных условиях
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям.
Предприятие как хозяйствующий субъект наделяется правом юридического лица
Признаки юридического лица:
– имеет обособленное имущество;
– отвечает этим имуществом по своим обязательствам;
– может от своего имени приобретать и осуществлять имуще-ственные и неимущественные права;
– несет обязанности;
– выступает в качестве истца и ответчика в суде;
– имеет самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица могут быть двух типов:
– преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются «коммерческими»;
– не преследующие в качестве основной цели извлечение при-были и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются «некоммерческими». Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.
Предприятий существует великое множество и все предприятия можно разделить по отдельным признакам на группы, т.е. классифицировать.
I Классификация предприятий по характеру капитала, на основе которого функционирует предприятие (форме собственности):
1. Единоличные частные предприятия
2. Частные коллективные предприятия
3. Смешенные предприятия
4. Государственные предприятия
II Классификация предприятий по организационно-правовой форме:
1. Индивидуальные частные предприятия
2. Полное товарищество
3. Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
4. Общество с ограниченной ответственностью
5. Общество с дополнительной ответственностью
6. Производственный кооператив
7. Открытое акционерное общество
8. Закрытое акционерное общество
9. Муниципальное унитарное предприятие
10. Государственное унитарное предприятие
III Классификация предприятий по размеру:
1. Мельчайшие предприятия — мелкотоварное производство, характерная черта такого рода предприятия — участие собственника средств производства в процессе производства своим трудом. В ряде стран сохранились ремесленные мастерские. Численность таких предприятий до 10 человек.
2. Мелкие предприятия численностью 10 — 50 человек.
3. Средние предприятия. Размер среднего предприятия существенно колеблется в зависимости от страны, в которой работает предприятие. Например, в Японии средним считается предприятие с численностью работников 50 — 300 человек, Великобритании: 50 — 200 человек, в некоторых Скандинавских странах численность персонала на средних предприятиях может доходить до 100 человека.
4. Крупное предприятие, как правило, акционерное общество, численностью более 500 человек.
Следует отметить, что размер предприятия также зависит от сферы его деятельности, предприятия с одной и той же численностью персонала, но, относящиеся к разным сферам деятельности, могут иметь совершенно разный размер.
IV Классификация на основе законности существования предприятия:
1. Предприятия, зарегистрированные в органах государственной регистрации
2. «Теневые предприятия»…………
Глава 2. Практическая часть
Задание 1
Рассчитать затраты на 1 рубль товарной продукции и их снижение по следующим данным:
№ п/п Показатель 2004 2005
1 Объем товарной продукции (млн. руб.) 25 600 25 850
2 Сумма товарной продукции в оптово-отпускных действующих ценах 24 950 25 100
…………..
Задание 2
Рассчитать калькуляцию единицы продукции и всего выпуска по следующим данным:
1. выпуск продукции по количеству – 2 600 шт.;
2. оптово-отпускная цена – 452 руб.;
3. норма расхода стали – 15 кг;
4. оптово-отпускная цена на материал – 47 руб. за 1 кг;
5. комплектующие изделия: 1 шт. по цене 150 руб., 25 шт. по цене 175 руб., 30 шт. по цене 210 руб.;
6. суммарная сдельная расценка за единицу составляет 285 руб.;
7. процент дополнительной зарплаты – 19%;
8. процент расходов по содержанию и эксплуатации оборудования – 170%;
9. процент общецеховых расходов – 105%;
10. процент общепроизводственных расходов – 82%;
11. процент коммерческих расходов – 82%;
12. процент транспортно-заготовительных расходов – 22%
Решение
Составим калькуляцию на весь выпуск продукции.
…………
Задание 3
Рассчитать снижение себестоимости в процентах в 2005 г., если себестоимость в 2004 г. составила 2 525 тыс. руб. – 2 340 руб.
Решение
……..
Заключение
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
Предпринимательство — интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым. Предпринимательская деятельность использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, информационные. Предприниматель – это человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели — максимизации прибыли. Предпринимательство характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений. Можно выделить четыре ступеньки иерархии. Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации. На второй ступеньке находятся люди весьма инициативные, но в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. В третей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. И, наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной.
Правовая форма предприятия – это комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм. Гражданский кодекс Российской Федерации допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и му-ниципальные унитарные предприятия, некоммерческие предприятия. Индивидуальное предпринимательство – наиболее распространенный вид бизнеса, и самый дешевый способ организации бизнеса. В соответствии с Гражданским кодексом РФ действуют два вида товариществ: 1) полно товарищество; 2) товарищество на вере. Хозяйственное общество может создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества. Наиболее развитой формой предприятия является АО, наиболее замкнутой — ЗАО, наиболее открытой — ОАО.
Фирмы и предприятия представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и, прежде всего за счет максимизации прибыли, увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции.
Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики, а также его спецификой. Одним из ключевых факторов является система образования, способная предпринимателям привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику. Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая). – М.: Юринформ, 2001.
2. Закон РСФСР от 25.12.90. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» ст. 418.
3. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)
4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). – М.: Финансы и статистика. – 1997, 528 с.
5. Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем. Минск-Москва, 2001.
6. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. //Малое предприятие, №11, 2002.
7. Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес. — М., 2001.
8. Жизнин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом (американский опыт). — Минск, 2002.
9. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики. //Бизнес для всех № 10, 2002
10. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М., 2001.
11. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе. //Российская газета, № 30, 2002
12. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание. //Финансовая Россия, № 2, 2002
13. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М.: Юнити, 2001 г.
14. Кожахметов, А. Богатство России – в хорошие руки. //Финансовая Россия, № 27, 2002
15. Кумок С.И. Предприниматель и право. – М., 2002.
16. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) //Общество и экономика, 2002, № 9-10, 11-12
17. Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции, — Ижевск, 2000.
18. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – СПб.: Бизнес-пресса, 1999.
19. Основы предпринимательской деятельности: Эконом. теория, маркетинг, фин. менеджмент. / Под ред. В.М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1999.
20. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2001
21. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса М. 2001.
22. Радаев В. Предпринимательство: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 2001, № 7..
23. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. — М,2002.
24. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. – М., 2002.
25. Ричмен Д. и др. Современный бизнес. — М.2001.-Ч.1,2.
26. Ровенский Ю.А. Эволюция предпринимательства в России. //Социально-политический журнал, 2002, № 2.
27. Фельдман Г.И. В лабиринтах рынка. – М., 2001.
28. Фрейнкман. Е.Ю. Экономика и бизнес. – М., 2003.
29. Хизрич Р. Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха (выпуск 1 «Предприниматель и предпринимательство»). – М., 2000.
30. Экономика. /Под ред. Булатова А.С. – М., 2001.