Выдержка из текста работы
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений. В рыночной экономике, в том числе и в отношениях свободной купли-продажи, встречаются и действуют различные люди со своими целями, задачами, с определенными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее активной фигурой является предприниматель.
Предпринимательство имеет многовековую историю, однако, только в период становления капитализма появилось современное понимание этого вида деятель нести. Англичанин Ричард Кантильон был первым, кто в XVIII веке ввел в экономический анализ понятие «предприниматель». Согласно определению Р.Кантильона, предприниматель — это человек с неопределенными нефиксированными доходами, который приобретает чужие товары по известной цене, а свои будет продавать по цене, ему пока неизвестной. Главная отличительная черта предпринимателя-риск, а функция — приведение в соответствие предложения со спросом на различных товарных рынках. Предпринимателем (по Кантильону) мог быть и торгующий земледелец и разбойник.
Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство. Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание невозможно.
В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство переживает своеобразный ренессанс. Все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела.
Что же подвигает человека на занятие предпринимательской деятельностью?
С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и администраторов, не имеющих качеств предпринимателя. Специалист ориентирован на профессиональный рост и накопление знаний, для чего важна оценка его действительной квалификации профессионалами. Администратор ориентирован на должностной рост и склонен к управленческому труду. Поэтому далеко не каждый специалист или администратор может стать предпринимателем. Для того чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические способности и соответствующие мотивы поведения.
Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) — природных, трудовых, капитальных (в виде реального капитала, т.е. в форме средств производства, и финансового, т.е. в денежной форме), предпринимательских, а также научных (научно-технических, информационных знаний). В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики или региона мира, или всей мировой экономики. Предпринимательский ресурс становится все более влажным экономическим ресурсом.
Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов — труда, земли, капитала, знаний — для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура.
Таким образом, предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.
Деятельность субъекта малого предпринимательства должна осуществляться в тесном контакте с органами и организациями, реализующими меры государственной поддержки малого бизнеса. Следует помнить, что в бюджетах всех уровней на поддержку малого предпринимательства выделяются определенные финансовые средства, на получение которых малые предприятия имеют право.
Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу. Для выхода из кризиса и ускорения экономического роста, для преодоления уравниловки и ее отрицательных социально-экономических последствий важно не глушить предпринимательство, а создавать все благоприятные условия для его функционирования и развития.
Целью курсовой работы является изучение предпринимательства и основ бизнеса в России
Задачи:
1) Изучить понятие и основы предпринимательской деятельности,
2) Рассмотреть правовой статус предпринимателя,
3) Установить субъекты и объекты предпринимательства,
4) Рассмотреть элементы предпринимательского риска и перспективы развития предпринимательства в России.
Объект исследования – предприниматель.
Предмет – основа предпринимательской деятельности и перспективы развития.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гражданский кодекс РФ. Ч. 1.
2.Гражданский кодекс РФ. Ч. 2.
3.Уголовный кодекс РФ.
4. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Москва, 1996
5. Белов А. Субъекты предпринимательской деятельности. //Право и экономика — 1999. №6 – С. 20–27.
6. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс, 2002 -М.,1997
7. Грачев И. Развитие малого предпринимательства. Деньги и кредит . 2001. -№1 -С.15-21.
8. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 18-20.
9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. — М., 2003
10. Джиоева В. А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад. А. Г. Лобко — М.:Высш. шк., 1997.
11. Жилинский С. З. Правовые основы предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. — М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 1998.
12. Жеребцов А. П. Проблемы квалификации незаконного предпринимательства // Рос. юрид. журнал. 1998. № 2. С. 40-50.
13. Зубко Н. М. Основы экономической теории. — Москва, 1999.
14. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. — М, 2003.
15. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.
16. Лапин М. С., Лапин С. М. Предприниматель без образования юридического лица: практическое пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999.
17. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1993.
18. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
19. Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 72-80.
20. Никитин Е. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образо-вания юридического лица. //Российская юстиция. 2001. -№ 12. С.13-14.
21. Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности //Закон. 2003. № 6.
22. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика . 2002. — №2. -С.3-15.
23. Райзберг Б.А. «Курс экономики». М: Инфра-М, 1999
24. Семеусов В. А. Предпринимательство и право: Учеб. пособие. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.
25. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М: Прогресс, 1992
26. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М: 1993
27. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. М: 1991
28. Черников Г.П. Предприниматель-кто он? М: Международные отношения, 1992
29. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. Кн.2.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
30.»Экономика». Под редакцией к.э.н., доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.