Содержание
Содержание
Введение3
1. Предпринимательство как основа рыночной экономики6
1.1. Понятие и сущность предпринимательства6
1.2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России9
2. Анализ практики предпринимательства в России на примере ООО «АЛФ Интернэшнл»14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «АЛФ Интернэшнл»14
2.2. Рекомендации по оптимизации дальнейшего развития ООО «АЛФ Интернэшнл»27
Заключение32
Список используемой литературы34
Выдержка из текста работы
Федеральное агентство по образованию РФ Байкальский Государственный Университет Экономики и Права Кафедра экономики Курсовая работа на тему Модель социальной рыночной экономики и практика России Выполнила Студентка МРК-06-1 Харченко Н.Н. Проверила Доцент кафедры экономической теории Шелохова Н.Д. Иркутск 2007 СодержаниеВведение . 3Глава 1. Сущность социально рыночной экономики Понятие социальной рыночной экономики 4 Модели социальной рыночной экономики .7 Социальные аспекты товарного производства и частного предпринимательства 9 Эффективность социальной рыночной экономики .10 Глава 2. Отличительные особенности социально ориентированной модели рыночной экономики и примеры ее реализации в отдельных странах 14Шведская модель экономической реформы 16 Немецкая или континентальная модель экономической реформы .21 Глава 3. Формирование социально ориентированной рыночной экономики в России Факторы формирования социальной рыночной экономики 25 Заработная плата в системе экономических отношений социально-ориентированной рыночной экономики 31 Социальная рыночная экономика в России 34 Заключение 37Список литературы .38 ВведениеРыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой.
Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества.
У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки несовершенства. Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов.
Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом.
Прежде всего, это формирование социальных трансфертов пенсии, стипендии, пособия, поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер. В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.
Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления. Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.
Данная проблема актуальна для современных государств, в частности для России, которые стремятся к рыночной экономике. Современные экономисты исследуют опыты других стран для создания социальной рыночной экономики в своей стране. Глава 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Понятие социальной рыночной экономики Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к предвоенным работам ученых — В. Ойкена, Ф. Бёма и др — разработавшим концепцию порядков. Это научное направление называют ордолиберализмом.
Главное понятие данной теории- порядок — определяется как совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства. Ордолиберализм попытался создать цельную картину экономической системы, которая может функционировать в единстве экономических и неэкономических институтов. Политико-правовой анализ экономических процессов позволил Ойкену и его последователям разработать классификацию экономических порядков от чисто рыночной до централизованно управляемой.
Когда после второй мировой войны немецкие теоретики и руководители приступили к разработке концепции восстановления экономики и последующего социально-экономического развития, идеи ордолиберализма послужили одним из главных ее теоретических источников. Вместе с тем между сторонниками теории социальной рыночной экономики и ордолиберализма существуют разногласия, на которые неоднократно обращал внимание создатель концепции социальной рыночной экономики А. Мюллер-Армак. Они касаются понимания роли государства концепция социальной рыночной экономики настаивала на более активном и непосредственном участии государства в хозяйственной жизни.
Хотя Германия- хрестоматийный пример страны с социальным рыночным хозяйством, история этого типа экономической системы выходит далеко за рамки германского опыта.
Социально-экономическим моделям, применяемым в разных странах, присуща выраженная специфика в зависимости от достигнутого уровня развития, исторического пути и национальных традиций. Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, в основном в Западной Европе, и отличающийся очень высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан.
Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не только высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает набор социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Сегодня теория социальной рыночной экономики воспринимается не просто как очередное модное направление научной мысли, а как комплексное учение, объектом которого служит современная экономика, которая утвердилась в наиболее развитых и успешных странах.
Во-первых, эта теория рассматривается как продукт всего предыдущего развития экономической науки, воплотившего в себе наиболее важные и проверенные временем достижения всех научных школ и течений экономической мысли.
Во-вторых, вносится уточнение в сам предмет теории социальной рыночной экономики, в который включается проблематика свободного рынка и присущей ему социальной направленности и теоретические и практические аспекты управления рыночными и социальными процессами. В-третьих, проводятся разграничения между деятельностью государства по обеспечению нормального и бесперебойного развития экономики и государственной социальной политикой, направленной на борьбу с бедностью и социальным и экономическим неравенством.
Масштабная социальная политика может отрицательно сказаться на экономическом развитии страны, если она сопровождается низкой нормой накопления и уменьшением трудовой активности населения. Высокая степень социальной защиты населения со стороны государства требует роста налогообложения, что оборачивается инфляцией, снижением конкурентоспособности национальной продукции, оттоком капитала и, в конечном счете, замедлением или прекращением экономического роста.
В каком смысле используется термин социальная применительно к современной рыночной экономике? Изначально социальным принято считать все то, что характеризует социум, то есть любое общество в отличие от индивидов. В более узком значении это слово употребляется для характеристики взаимоотношений между классами, слоями и группами населения в едином обществе или государстве. Термин социальная употребляется сразу в обоих значениях — как целообщественная характеризующая общество в целом и как социально-структурная характеризующая социальную структуру общества и взаимоотношения между различными социальными слоями и группами. В первом значении этого термина социальная рыночная экономика предстает как единый организм, развивающийся по своим общим естественным законам.
Во втором смысле социальность рыночной экономики соответствует всеобщему пониманию, принятому в социологии, которая изучает взаимоотношения между различными слоями населения. При этом теория социальной рыночной экономики рассматривает эти взаимоотношения как сами по себе, так и в плане их воздействия на состояние и развитие экономики.
Очевидно, что снижение социальной напряженности в обществе, достижение некого равновесия служит характерной особенностью социальной рыночной экономики, теория которой доказывает, что в процессе поступательного экономического развития рыночной экономике улучшаются и социальные отношения не без участия самого общества в лице его политических органов и гражданских объединений. В самом понятии социальной рыночной экономики содержатся два противоположных начала, отражающих существующую объективную действительность.
В экономике сосуществуют с одной стороны — стремление индивидов и их групп к обогащению и занятию как можно более благоприятной позиции в жизни, а с другой стороны — желание общества и государства ограничить в интересах общей справедливости эгоистические устремления людей определенными рамками под лозунгом Живи и дай жить другим. Помимо известной всем конкуренции товаропроизводителей за доминирование на рынке, идет также и постоянное соревнование в обществе между людьми за рабочие места, за наиболее выгодные профессии, за более прибыльный бизнес, то есть имеет место социальная конкуренция.
В ходе такой конкуренции возникает и постоянно сохраняется экономическое и социальное неравенство людей. Таким образом, в обществе идет вечное противостояние сил, выступающих за естественный ход развития, сопровождающийся усилением неравенства.
В экономике это выражается в противоборстве сторонников повышения экономической эффективности и, напротив, соблюдения социальной справедливости, которые поочередно одерживают верх. Модели социальной рыночной экономики Существует несколько моделей социально ориентированной экономики, которые можно классифицировать по следующим критериям Ш Место социальной политики среди национальных приоритетов Ш Распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором Ш Масштабы государственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе Ш Особенности социальной политики.
Последний критерий предполагает различия в целях и инструментах социальной политики. Это, например, отношение к проблеме полной занятости выбор между поддержанием полной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособности производства, характер развития социального сектора социальные услуги могут предоставляться как через государственные, так и через частные учреждения и организации, доля социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели, адресность социальной политики и тд. Классификация по указанным критериям позволяет выделить 4 основные модели.
Первая модель традиционно называется континентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции.
Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет около 50 , формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости. Вторая модель англосаксонская используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде. Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП не более 40 , преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг.
По различным сводным индексам комфортность и качество жизни Канада в последние годы вышла на первое место в мире. В странах Южной Европы Греция, Испания, Италия реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует от почти 60 в Греции и Италии до 40 в Испании. Социальная политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.
Наконец, четвертая — скандинавская — модель применяется в Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии. Для скандинавской модели характерны очень активная социальная политика, понимание социального благосостояния как цели экономической деятельности государства, очень высокие 50-60 ВВП объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный характер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через субнациональные бюджеты.
Социальные аспекты товарного производства и частного предпринимательства
Помимо социальной направленности рынка, понимаемого только как товарообмен, объективные элементы социализации заложены также в самом товарном производстве. Производство товаров, услуг, интеллектуальных ценностей в условиях рыночной экономики невозможно без денег, которые выступают эквивалентом не только обычных товаров, но и производственных ресурсов, прежде всего капитала и труда. Любые деньги в силу их универсальности могут быть использованы для основания и развития какого-то бизнеса, как и любой человек, их имеющий, может открыть свое дело. В современную эпоху люди редко ведут натуральное хозяйство, предпочитая производить товары в основном для других, для массового потребления.
Предприниматель вкладывает свои или заемные средства в избранное им дело, создавая тем самым рабочие места и привлекая нужных специалистов-профессионалов. Уже сам этот факт свидетельствует о том, что эгоистичное стремление предпринимателя к получению прибыли имеет и социальную нагрузку, поскольку в его дело вовлекаются люди, не имеющие достаточно свободных средств или не способные и не желающие становиться бизнесменами.
Социальная роль предпринимателей в частнособственнической рыночной экономике состоит, прежде всего в том, что они являются инициаторами открытия дела, создают предприятие и задают основные направления их деятельности, которая затем оперативно организуется и управляется наемными менеджерами.
Вследствие создания и расширения бизнеса открываются рабочие места для дополнительных наемных работников, которые таким образом втягиваются в систему общественного производства. Но этим социальный аспект частного предпринимательства не исчерпывается. В самом акте продажи бизнесмену работником своей рабочей силы то есть его способности к труду и получения предпринимателем возможности использовать, эксплуатировать эту рабочую силу заложена их взаимная заинтересованность в успешности данного бизнеса, так как работник, занятый в более прибыльном и перспективном деле, получает более высокие личные доходы.
В результате поиска работниками лучших возможностей для приложения своего труда происходит перелив рабочей силы из одних предприятий и отраслей в другие и устанавливается реальная, постоянно возрастающая на рынке труда цена рабочей силы, выраженная в заработной плате. Социально-рыночная экономика — эффективная экономика Конечно, высокий уровень культуры производства и организации труда, сложившийся в цивилизованных странах, сам по себе является фактором эффективности экономики.
Но достижения в этой области находятся в общем русле социальной направленности рыночной экономики в высокой организации труда и в культуре производства заключены свои социальные аспекты. Эти достижения есть следствие заботы о человеке труда, гуманизации общей социально-экономической жизни в обществе, которая в данном случае органически переплетается с соображениями экономической целесообразности и эффективности.
Однако все эти достижения, относящиеся непосредственно к самому процессу производства действуют только в тесном единстве с механизмом распределения, образуя тем самым единый процесс создания разнообразной продукции, ориентированной на спрос потребителей, процесс постоянно возобновляющийся и повторяющийся.
Следовательно, социальный характер современной развитой рыночной экономики проявляется не только в эффективном насыщении рынка обилием и разнообразием материальных благ и услуг, но и в гуманизации самого производственного процесса, в эстетизации труда, в создании на производстве условий, в которых работник мог бы реализовать себя как личность, наиболее полно раскрыл и использовал бы свой творческий потенциал. К этому следует добавить получившие широкое распространение в развитых странах отношения социального партнерства, которые реализуются в частности в системе так называемых человеческих отношениях и других формах сотрудничества различных социальных групп в процессе производства.
Иначе говоря, наряду с гуманизацией самого процесса труда на предприятиях устанавливается своеобразный социальный климат, который в немалой степени способствует — эффективности производства. Таким образом, можно утверждать, что в условиях современной развитой рыночной экономики социальный элемент пронизывает все стороны процесса производства и распределения это и направленность всего процесса производства непосредственно на потребности, выражающиеся в платежеспособном спросе, это и гуманизация самого процесса труда, это и развитие отношений социального партнерства, выражающееся в создании на производстве благоприятного социального климата, это и внедрение системы распределения, обеспечивающей, с одной стороны, высокую заинтересованность в результатах труда, а с другой стороны социальное равенство и социальную обеспеченность.
Проведение сильной социальной политики стало императивом для всех развитых стран мира в послевоенный период.
Именно в ее проведении проявляется усиление роли государства в экономических процессах в последние десятилетия, хотя незыблемым остается принцип, определяющий меру его участия в экономике государство должно делать то, чего не может делать рынок. Социальная политика развитыми рыночными странами в той или иной мере проводилась и ранее, но особое значение она приобрела в период, когда индустриальный тип развития экономики поднялся на современный уровень.
Когда в процессе производства человеческий фактор приобрел решающее значение, а в сфере общественных отношений получила всеобщее признание система социального партнерства. Объективной основой и сущностью социальной рыночной экономики является не механизм распределения как таковой, а высокий уровень производства жизненных средств, обеспечиваемый использованием в процессе их создания самых последних для каждого этапа достижений науки, техники и технологии.
Вся стимулирующая мощь рыночного механизма в развитых странах направлена прежде всего на обеспечение высокой эффективности производства жизненных средств и сточки зрения их количества и обилия, и с точки зрения — качества. Органической частью этого механизма является, как уже говорилось, распределение по вкладу. Высочайший уровень производства жизненных средств — это черта социальной рыночной экономики. Перераспределительный же механизм — важный элемент социальной рыночной экономики, но это элемент производный от главной ее черты.
Колоссальные масштабы средств, перераспределяемых через государственный бюджет и другие фонды в социальную сферу, становятся возможными благодаря огромным массам жизненных средств, создаваемых в обществе. Распределить и перераспределить можно только то, что создано и приняло внешнюю форму дохода. Необходимо заметить, что экономика развитых стран динамична, и эта динамичность проявляется, во-первых, в более или менее устойчивых темпах роста.
Если рассматривать среднесрочную перспективу не говоря уже о долгосрочной, то эта экономика постоянно находится в состоянии роста. Во-вторых, постоянно, под влиянием научно-технического прогресса, происходят структурные изменения в экономике возникают новые виды производства и соответственно — отрасли, сокращается производство в некоторых традиционных отраслях, возникает профессиональная и отраслевая подвижность рабочей силы. И все указанные процессы так или иначе связаны с эффективностью производства.
Так что эффективность производства как определяющий фактор подвижности экономики противостоит, прежде всего, экономическому росту, а также обеспечению полной занятости. Поэтому необходимо сначала рассмотреть проблему соотношения, во-первых, экономической эффективности и экономического роста, во-вторых, экономической эффективности и полной занятости. Нет сомнения, что развитая социальная рыночная экономика, обеспечивающая всеобщее благосостояние, это высоко эффективная экономика.
Все выдающиеся достижения этой экономики в области уровня жизни, вложений в развитие человека и социальной обеспеченности обязаны эффективности общественного производства. Нет также сомнений и в том, что условием этой высокой эффективности на макроуровне является более или менее возможно достижимая сбалансированность между совокупным спросом и совокупным предложением, которая сбалансированность в свою очередь не стоит на месте, а постоянно находится в движении в связи с ростом масштабов производства.
Следовательно, валовой внутренний продукт и национальный доход после первичного распределения подвергаются перераспределению не только в пользу социальной сферы, но и в пользу накопления, обеспечивающего экономический рост. Причем если брать краткосрочный период, то фонд накопления непосредственно противостоит той части ВВП, которая остается у фирм и распределяется по вкладам участников производства, стимулируя текущую эффективность последнего.
Это противостояние выражается в соотношении больше — меньше чем больше средств направляется на накопление, тем меньше их остается для распределения по вкладам и соответственно, для стимулирования текущей хозяйственной деятельности в направлении повышения ее эффективности. Под текущей хозяйственной деятельностью следует понимать функционирование фирм в краткосрочном периоде, в течение которого остается неизменным уровень технической оснащенности производства, сложившаяся технология, данный уровень профессиональной подготовки работников.
Но и в рамках этого краткосрочного периода сохраняется необходимость экономического стимулирования, которое не направлено на изменение техники и технологии, но мобилизует работников на эффективное использование ресурсов, на поддержание заданного режима работы технических средств, обеспечивающего получение качественной продукции, т.е. на соблюдение технологической дисциплины и т.д. В условиях сложившегося богатства и обилия жизненных средств в развитых странах при распределении ВВП и национального дохода заведомо закладывается изъятие его части на нужды накопления, не затрагивая при этом той его доли, которая распределяется среди участников производства с учетом их вкладов.
Иначе говоря, высокая величина национального дохода, обусловленная богатством жизненных средств, создаваемых в обществе, позволяет направлять необходимую его часть на нужды накопления, не умаляя той его части, которая остается для распределения по вкладам среди работников и обеспечения стимула текущей эффективности производства.
Не меньшее, а может быть и большее значение для социальной рыночной экономики имеет противоречие экономической эффективности и социальной справедливости. Эта проблема широко обсуждается в отечественной печати, и чтобы не вносить путаницы в дискуссию, с самого начала определимся с понятиями. Под экономической эффективностью в данном аспекте мы будем, как и прежде, рассматривать способность фирм сохранить в дееспособном состоянии стимулирующую роль механизма распределения дохода среди участников производства по их индивидуальному вкладу, т.е. механизма, обеспечивающего эффективное функционирование фирмы в соответствии с законами рыночного хозяйства.
И это при том, что часть дохода, полученного фирмой в порядке первичного распределения, изымается через бюджетный механизм в пользу социальной сферы. Социальная справедливость рассматривается в двояком смысле во-первых, признается наиболее справедливым распределение, свойственное именно рыночному механизму по вкладу такое распределение порождает более или менее глубокую дифференциацию доходов, но тем самым служит важным стимулирующим фактором.
Во-вторых, под социальной справедливостью понимается механизм перераспределения с целью предотвращения излишне глубокой дифференциации доходов, т.е. механизм, направленный на относительное сглаживание различий доходов у разных групп населения. Именно этот механизм перераспределения и порождает проблему противоречия экономической эффективности и социальной справедливости, поскольку, как показывает мировой опыт, излишнее акцентирование внимания на перераспределении с целью относительного выравнивания доходов уменьшает ту часть дохода фирм, которая остается в их распоряжении для распределения по вкладу, и соответственно угнетает механизм экономического стимулирования.
ГЛАВА 2
Отличительные особенности социально ориентированной модели рыночной экономики и примеры ее реализации в отдельных странах
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Опыт формирования социальной рыночной экономики в странах Запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида экономической системы.
Ш Принцип главенства права. Соц. рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики.
Ш Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния. Ш Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов. Ш Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для которого должно создавать государство. Ш Принцип установления соц. гарантий населению. Ш Принцип социальной справедливости. Ш Принцип социальной защиты людей. Ш Принцип соц. партнерства, обеспечивающее равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
Ш Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни. Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для соц. рыночной экономики.
Тогда другими, специфическими ее функциями будет удовлетворение социальных потребностей общества граждан обеспечение социальной справедливости обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий. Главными составляющими соц. рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан. Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более или менее позитивным экономическим и социальным результатам.
Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан государство берет свои в руки управление рыночной экономикой дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.
Шведская модель экономической реформы
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения.
Назовем главные из них высокий уровень развития полит. культуры, кооперационный характер отношений между разными слоями и группами населения и полит. партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе соц. приемлемых компромиссов и научной экспертизы кооперационная культура в экономической сфере — высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии гос. институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в крупные единые научно-производстввенные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начина от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий инновационный климат в соц. области — возрастание среди традиционных факторов производства труд — капитал — технологии — природные ресурсы значения человеческого фактора — высококвалифицированного, творческого характера труда, которое получило выражение в концепции человеческого капитала и соц. направленности экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа соц. ориентация. Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты.
Экономически эта модель базируется на получении своеобразной технологической ренты, получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.
Опыт Швеции интересен том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально риентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло. Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой.
В шведском доме для народа высокий уровень жизни и социальной защищенности, которые обеспечивают для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и госбюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
В Швеции налог на доходы физических лиц варьируется от 31 , если он не превышает 170 тыс. крон, до 51 за пределами этого порогового минимума.
Корпоративный налог был снижен с 50 в 1980-х гг. до 25 в настоящее время.
Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25 . Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и соц. защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда. Швеции принадлежит приоритет по многим начинаниям социально-экономического плана в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта, выработке курса на эгалитарное общество всеобщего благоденствия организации социального диалога перехода от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС. Первая в 20в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения.
Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного хозяйства — Г. Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.
Согласно его концепции экономический кризис, если он принимает затяжной характер, должен служить двигателем изменения своей структуры общественных и политических отношений, функций полит. институтов, как это и произошло в Швеции в 1930-е гг. и было продолжено в послевоенные годы. Шведский опыт показывает, что экономическая система, которая позволяет компенсировать высококвалифицированный и интенсивный труд, создающий высококачественную и инновационную продукцию или услуги, возрастающим уровнем жизни, пробуждает и вводит в действие на пользу экономическому и общественному развитию могучие созидательные силы общества.
Тот крупный общественный сдвиг в сторону соц. ориентированного рыночного хозяйства, который начался в Швеции в 1930-х гг. и был продолжен в 1960-1970-ее гг обеспечил мощный подъем и поныне, потребовав в начале 1990-х гг. некоторой перенастройки политико-экономического механизма.
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикарательного регулирования, специфический юридический институт — специальное доверенное лицо — омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции.
Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику.
В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения к ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике и произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним.
Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Де регуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции — все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране.
В настоящее время контроль в Швеции над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства. Государственный бюджет Швеции подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50 ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2 3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др. Гуманность шведской социальной политики проявляется и в том, что работодатели 43 фонда заработной платы отчисляют в фонды пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в размере 90 заработка.
Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов еще в 1970-х гг. создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями. После многочисленных дебатов и колебаний предложение было реализовано в смягченном варианте одновременно с мерами реорганизации государственной пенсионной системы в 1993 г однако уже в следующем году оно было дезавуировано буржуазно ориентированным правительством.
В системе государственного регулирования экономики страны нашли отражение идеи рациональной централизованной экономики и социального планирования, развитые Г.Мюрдалем. Кооперативный характер отношений между предпринимателями, политической элитой и трудящимися выразился в том, что был найден компромисс глобального характера.
Они взаимно признали следующие уступки друг другу рабочее движение отказалось от проведения широкомасштабной национализации, а шведские работодатели признали за социал-демократами право на проведение социально ориентированных реформ и трансформацию Швеции в государство всеобщего благоденствия. Сложилась своеобразная политическая культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой.
В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на жилые помещения — в 5, на офисные помещения — в 4, в то время как на потребительские товары — только в 2 раза. Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду.
И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг как раз накануне присоединения к ЕС. Шведское законодательство было отрегулировано в соответствии с неолиберальными принципами, получившими применение в Евросоюзе были несколько сокращены расходы на социальные нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения однако не боле, чем на 10 , были уменьшены корпоративные налоги — сначала с 50 до 30 , а затем до 25 — что имело целью стимулировать инвестиции и поддерживать полную занятость.
В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество.
За 1991-1996 гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В результате своевременно предпринятой корректировки экономической политики удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993 гг. Уже с 1994 г. начался промышленный и экономический рост с 1994 по 1996 гг. ежегодный прирост составил 2,8 . Динамика производительности труда, превышающая средние для стран-участниц ОЭСР показатели, подтвердила, что направление реформы по-шведски было выбрано правильно. Таблица 1 Рост производительности труда в час в производящих отраслях Страна 1971-1979 1979-1990 1990-1996 Швеция 3,62 2,95 3,66 11 стран-участницОЭСР 4,69 3,06 3,23 Экономическая реформа Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств, особенно экспортоориентированных — фармацевтики и электроники.
Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала 25 крупных компаний контролируют 80 совокупного промышленного производства в стране.
В период 1991 -1994 гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний.
Ускорился рост инновационных процессов. Шведская социально-политическая система, на первый взгляд, выглядит довольно идеальной не только в сравнении с белорусской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями.
Но реальность иная растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов.
Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах.
Немецкая или континентальная модель экономической реформы
Приход к власти в середине 60-х большой коалиции ХДС ХСС и СДПГ , а затем и социал — либерального кабинета СДПГ и Свободные демократы фактически обусловил появление новой модели экономической политики. Новизна заключалась в расширении гос. вмешательства в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов.
Кредитно — денежная политика дополнялась активным использованием инструментов госбюджетной и налоговой политики. Одновременно в процесс выработки решений вовлекались союзы работодателей и профсоюзы в рамках согласованного действия представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками. Согласованное действие вносило в систему социального рыночного хозяйства кейнсианскую политику доходов, предполагавшую принятие хозяйственно-политических решений по вопросам распределения национального дохода упрощенно говоря, заинтересованным сторонам приходилось договариваться, какая доля национального дохода образует прибыль и другие доходы на капитал, а какая — заработную плату. Впрочем, на деле она свелась к политике заработной платы. Для ориентации народного хозяйства вводилось среднесрочное скользящее пятилетнее финансовое то есть бюджетное планирование.
Оно опиралось на общеэкономические проектировки, представлявшие собой прогнозы основных экономических показателей.
Новая политика получила наименование фискальной политики стабилизации. По сути, это конъюнктурная, антициклическая политика, у которой две взаимосвязанные цели не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Был взят курс на соразмерный рост и достижение общеэкономического равновесия в экономике. Закон о стабильности обязывал федеральные и земельные власти приспосабливать свою бюджетную политику к целям общеэкономического равновесия, выраженным в так называемом магическом четырехугольнике стабильность цен или — что-то же самое — стабильность ценности денег высокий уровень занятости внешнеэкономическое равновесие иногда определяемое как равновесие платежного баланса постоянный и сбалансированный соразмерный экономический рост. Эти цели считались равно значимыми и должны были достигаться одновременно, не в ущерб друг другу.
В основе политики стабилизации финансовыми средствами лежала кейнсианская концепция регулирования совокупного спроса, которую надо было интегрировать в систему социального рыночного хозяйства.
Государство должно было осуществлять свои расходы не синхронно с частным сектором, а в противоположном направлении. Принимаемые меры не носили временного антикризисного характера, они увязывались в единую систему, причем связующим элементом как раз и становилось среднесрочное финансовое планирование и прогнозирование.
Система получила название глобальное регулирование. Лозунгом новой политики стали слова Шиллера Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо. Однако уже в середине 70-х годов глобальное регулирование показало свою несостоятельность. Глобальное регулирование нельзя назвать абсолютно негодным средством. Среднесрочное финансовое планирование с большим или меньшим успехом применяется до сих пор. После 1982 г. произошел частичный возврат к исходной эрхардовской модели, но с учетом опыта неокейнсианского глобального регулирования 60-70-х годов, усиления экологической ориентации всей модели, отдельных монетаристских нововведений 80-х и главное — с осознанием проблемы удушающего бремени чрезмерных государственных расходов.
Основным новшеством экономической политики после смены власти в 1982 г. стал поворот от стимулирования совокупного спроса к экономике предложения. С 1983 г. кабинет Коля сдерживал рост расходов, не позволяя им увеличиваться быстрее, чем растет производство.
В результате медленно, но устойчиво начала снижаться доля государства в перераспределении ВВП — один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику. Начиная с 1997 г. немецкому правительству удается последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета в 1996 г. он составлял 3.4 ВВП, а уже в 1997 г. снизился до 3 это соответствовало одному из маастрихтских критериев, необходимых для вхождения в зону евро, в 1999 г. уже после смены правительства Коля красно-зеленой коалицией Шредера — до 1.2 ВВП, а в 2000 г. бюджет вообще стал профицитным.
Правда, отношение государственного долга к ВВП в 1997-1999 гг. сократилось незначительно — с 62 до 61 , но в 2000 г. уменьшилось до 59 и в ближайшие годы эта тенденция сохранится. Огромный государственный долг связывал правительству руки, и оно не было способно проводить осмысленную и созидательную финансовую политику. В 2000 г. началась реформа по кардинальному обновлению налогообложения.
Реформа не удалась, т. к. высокие налоги сохранялись, и государственный долг постоянно увеличивался. Особенно заметным этот процесс стал после воссоединения Германии, причем финансирование объединения страны за счет заимствований. Благодаря реформам Л. Эрхарда, в конце 40-х годов, в течение 10-15 лет в послевоенной Германии удалось добиться высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения — как за счет постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения.
Эта система социального государства стала показательной для многих стран. Однако постепенно государство стало слишком щедрым и заботливым. Помимо того, что немецкая зарплата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты больничные от предприятия, отпускные, 13-я зарплата и др. достигли не превзойденного в мире уровня в 1995 г. общие издержки на оплату труда составили 45.52 марки в час, из которых 20.44 марки — дополнительные выплаты соответствующие показатели составляли для США — 25.18 и 7.42, для Японии — 35.48 и 14.56 для Великобритании -20.96 и 6 . Рабочие места стали настолько дорогими, что в условиях мировой конкуренции приносят лишь убытки.
Ясно, что предприниматели содержать их не собираются. Ликвидация рабочих мест или нежелание создавать новые в первую очередь обусловлены их не конкурентоспособностью, а последняя стала прямым следствием разбухших социальных благ, размер которых не увязывался с производительностью труда.
Таблица 2 Основные экономические показатели 1999г. 2000г оценка 2001г прогноз ВВП 1.6 3.0 2.0-2.7 Производственные инвестиции 3.3 2.4 2.7-3.0 Инфляция 0.6 1.9 1.9-2.1 Бюджетный дефицит ВВП -1.4 1.3 -1.8 Экспорт 5.1 13.2 7-8 Импорт 8.1 10.2 8-10 Торговый баланс млрд. евро 65 56 50-54 Платежный баланс млрд. евро -16.8 -23 0 -30 Доля безработных в трудоспособном населении 10.5 9.6 8.8-9.0 Самая крупная и нерешенная до сих пор социально-экономическая проблема объединенной Германии — высокая и устойчивая безработица.
В наиболее неблагоприятном 1997 г. число занятых в Германии уменьшилось более чем на 400 тыс в том числе в западных землях — на 300 тыс. Только зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении в Германии в целом насчитывалось около 4.4 млн. более 3 млн на Западе, или 11.4 трудоспособного населения на Западе — 9.9 , на Востоке -17.4 . Еще не менее 2 млн. человек составляли скрытую безработицу. Только в 1998 г. впервые за десятилетие число занятых в Германии немного увеличилось на 0.4 , доля безработных снизилась еще существеннее, но эти улучшения происходили почти исключительно на западной территории.
В 1999 г. число безработных также уменьшилось, но слабее, чем в предшествовавшем году. Лишь в 2000 г. произошло заметное снижение безработицы среднегодовой показатель составил 3.89 млн. человек, уровень безработицы в начале 2001 г 9.3 , но опять-таки только на Западе, а не на Востоке.
Сила германской экономики — высокая конкурентоспособность товаров на мировом рынке и высокая экспортная доля в ВВП почти 30 -вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежностью. Ведь только высокие темпы роста экспорта а в 2000 г. они достигли рекордных 13-14 , причем и в 2001г. ожидается дальнейшее увеличение экспорта более чем на 10 обеспечивают высокие темпы роста экономики в целом. Надежды на то, что внутренний спрос будет играть все большую роль как фактор роста, пока не оправдываются вклад внутренних факторов в темпы прироста ВВП в прошлом году составил 1.9 пункта и таким же ожидается в следующие два года. Так что и в ближайшие годы только существенный зарубежный спрос обеспечит взятие национальной экономикой планки в 2 . Снижение безработицы стало одним из самых видимых проявлений успехов экономической политики в апреле2001г. число безработных, наконец, снизилось до уровня менее 4 млн в мае — до 3.8 млн. доля безработных в среднем за 2000 г. составила 9.6 против 10.5 годом ранее, но в конце года, установившись на уровне 9.3 , перестала снижаться. Заметно перестраивается вся государственная финансовая бюджетная система.
Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов. Доля государства в перераспределении ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается.
Отличительной особенностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Налоговая политика, конкуренция, государственное регулирование — факторы формирования социальной рыночной экономики В настоящее время одной из основных проблем российского общества является низкий уровень благосостояния населения.
Отставание уровня жизни большинства россиян от уровня жизни населения в экономически развитых странах существовало и во время функционирования командно-административной системы в СССР, и усугубилось в период экономических реформ 1990-х годов.
Вследствие этого вопрос об увеличении благосостояния населения нашей страны не теряет актуальности, а необходимость проведения реформ, направленных на повышение уровня жизни является общепризнанной. Преодолеть проблему низкого уровня жизни россиян позволит формирование экономики, отличающейся сильной социальной направленностью, которая проявляется в высоком уровне благосостояния населения и наличии эффективной системы социальной защиты граждан. В тоже время остается дискуссионным вопрос о повышении эффективности использования основных форм государственного воздействия на становление социально ориентированной рыночной экономики в нашей стране.
Одной из таких форм выступает налоговая политика. Актуальность теоретического исследования проблем налоговой политики в России обусловлена тем, что в связи с переходом от централизованной экономики к рыночной возникла потребность в изменении этой формы государственного воздействия. Данная необходимость вызвана расширением функций налоговой политики, введением новых видов изъятий и увеличением числа объектов обложения произошедших в 90-х годах.
Следует отметить, что в советской экономике, на базе которой возникла современная российская экономика, налоговые изъятия состояли из подоходного налога, налога на имущество граждан, сельскохозяйственного налога, налога с оборота и местных налогов. Удельный вес налогов в структуре доходов государственного бюджета составлял лишь 7 — 8 , в то время как главным источником доходов государства в Советском Союзе являлись поступления от социалистической собственности.
Это обусловило недостаточность практического опыта и теоретической базы, определяющих влияние налогового регулирования на экономику России. В процессе перехода к рынку были использованы зарубежные модели налоговой политики, которые не учитывали особенностей российской экономики и стимулировали сокращение объемов производства и снижение благосостояния россиян. Поэтому отечественная налоговая политика неоднократно подвергалась реформированию и до настоящего момента сохраняется необходимость в расширении теоретической базы, позволяющей наиболее эффективно использовать эту форму государственного воздействия при формировании социально ориентированной рыночной экономики.
Все это обуславливает необходимость построения теоретической базы для изменения налоговой политики при формировании социально ориентированной рыночной экономики в России. Теоретическая база, лежащая в основе современной налоговой политики, была разработана представителями различных направлений экономической теории.
В неоклассической школе заметный вклад в развитие теории налоговой политики внесли М. Берне, А. Лэффер, Г. Стайн, М. Уэйнденбаум. В неокейнсианской школе существенный вклад в исследование влияния налогового регулирования на социально-экономические процессы внесли такие экономисты, как Н. Калдор, М. Лорэ, И. Фишер. В последнее десятилетие интерес к исследованию налоговой политики существенно вырос во всех странах, что связано с обостряющейся проблемой государственного долга, а также чередой фондовых и денежных кризисов, подрывающих устойчивость систем государственных финансов.
Вследствие этого акценты в исследовании проблем налоговой политики сместились от изучения данной формы воздействия, как стимулирующей экономический рост, к выявлению возможностей повышения налоговых поступлений государству. Это обусловило сложившуюся в настоящее время ограниченность применения такой мощной формы государственного регулирования, как налоговая политика, в плане стимулирования развития производства и повышения благосостояния общества.
Помимо этого следует отметить, что развитие научных концепций налогообложения происходило в отрыве от развития теории социальной ориентированной рыночной экономики. В ряде стран сформировалась социально ориентированная рыночная экономика и существующая в них налоговая политика объективно этому способствовала. Однако специальных теоретических разработок, определяющих влияние налоговой политики на процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики в различных странах не сложилось.
Выявлены особенности налоговой политики в странах с различными разновидностями СОРЭ — в странах с ограниченным государственным регулированием основным источником доходов бюджета выступает подоходный налог, изымаемый по высоким ставкам. Налог на прибыль характеризуется высокими ставками и большим числом льгот, что позволяет снизить величину изъятия при расширении производства. Низкий уровень ставок по НДС и социальным отчислениям обусловливает малые доли этих налогов в структуре доходов государств — в странах со средним уровнем государственного регулирования основным источником доходов бюджета выступает НДС, изымаемый по высоким ставкам.
Налог на прибыль взимается по единой низкой ставке с ограниченным количеством льгот. Подоходный налог изымается по низким ставкам и занимает малую долю в структуре доходов государств. В настоящее время в этих странах возникла тенденция к сокращению ставок и уровня изъятия социальных отчислений — в странах с высоким уровнем государственного регулирования основным источником доходов бюджета являются социальные отчисления и подоходный налог, изымаемые по высоким ставкам.
Практика обложения налогом на прибыль характеризуется использованием высоких ставок и большого числа льгот. В этих странах существует относительно низкий уровень изъятия и ставок НДС. В настоящее время одна из основных проблем России заключается в низком уровне социально-экономического развития.
Этому свидетельствуют показатели уровня жизни и объемов производства. Так в 2002 г. размер ежемесячной заработной платы почти 40 россиян составлял менее 40 долл. США, еще 20 населения располагали средствами в размере 40 — 70 долл а 35 российских граждан имели ежемесячные доходы в диапазоне 100 — 300 долл. США. Следует отметить, что средний уровень ежемесячной зарплаты россиян составлял 130 долл. США. При этом, согласно данным ОЭСР, в 2002г. минимальная ежемесячная заработная плата в европейских и североамериканских странах варьировалась от 500 долл. в Италии до 2000 долл. в Швеции. По объему производства Россия находится лишь на 50-ых местах в мире, в то время как страны Западной Европы и США занимают первые двадцать мест. Крайне низкие уровень жизни и объемы отечественного производства определяют необходимость проведения социально-экономических преобразований, имеющих целью повысить уровень благосостояния россиян.
В современной экономической литературе уделяется достаточно много внимания проблеме повышения производства и уровня жизни в России при помощи различных форм государственного регулирования. Одной из таких форм выступает налоговая политика, которая до настоящего времени подвергалась многократному изменению.
Однако, несмотря на эти изменения, проблема дальнейшего реформирования налоговой политики, имеющего целью стимулировать повышение благосостояния россиян, остается нерешенной.
Экономисты считают, что в данном случае следует обратиться к опыту налогового регулирования в странах Западной Европы, США, Канады и Японии, в которых сформировалась социально ориентированная рыночная экономика, характеризуемая высоким уровнем благосостояния граждан. Изучение особенностей налогового регулирования в условиях социально ориентированной рыночной экономики далее СОРЭ требует исследования природы и основных принципов данной экономической системы.
Это обусловлено тем, что эффективность налогового регулирования экономики зависит от того, какие функции и в каком объеме выполняет налоговая система и насколько она учитывает потребности экономики. Положительное влияние рыночной конкуренции. как механизма формирования социальной направленности экономики проявляется в ее способности стимулировать следующие процессы а рост объема производства конкурентоспособных потребительских товаров б повышение уровня национального дохода в эффективное распределение ресурсов и товаров.
Недостаточность действия одного лишь механизма конкуренции для формирования социально ориентированной экономики, обеспечивающей достижение высокого уровня общественного благосостояния, проявляется в следующем а действие механизма конкуренции не имеет адресной направленности б рыночная конкуренция не может способствовать производству общественных благ в снижение конкуренции без внешнего регулирования. Выявленная ограниченность влияния механизма конкуренции на формирование социальной ориентации экономики может быть устранена государственным регулированием согласно определению социальной направленности экономики, данного А. Мюллер-Армаком. Вследствие этого, наряду с конкуренцией, государственное регулирование является механизмом, формирующим социальную ориентацию экономики.
Положительное влияние механизма государственного регулирования на становление СОРЭ заключается в следующем а проведение мероприятий социальной политики б производстве общественных благ в создании условий для стимулирования конкуренции.
Для осуществления указанных задач применяются различные формы воздействия государства на экономику налоговая, бюджетная, кредитно-денежная политика и др. Роль налоговой политики, являющейся предметом настоящего исследования, в становлении СОРЭ заключается в стимулировании конкуренции, производства и формировании доходов государства. Следует отметить, что для формирования СОРЭ действие лишь одного из механизмов конкуренции или государственного регулирования будет ограниченным.
Недостаточность влияния одного из механизмов обуславливается стремлением предпринимателей и государства получить монопольную власть на рынке. Поэтому для формирования наибольшей социальной направленности экономики и максимального уровня благосостояния необходимо наличие, как механизма конкуренции, так и государственного регулирования. Одновременное действие механизмов государственного регулирования и конкуренции, способствует формированию условий, в которых проходит процесс становления СОРЭ. Данные условия включают 1 высокий объем производства и низкий уровень монополизации, 2 существование высокого уровня доходов населения, 3 проведение мероприятий социальной политики и производство общественных благ. Следует отметить, что интенсивность действия механизмов конкуренции и государственного регулирования на формирование СОРЭ в различных странах может варьироваться. Это обуславливает существование в настоящее время нескольких разновидностей данной экономической системы.
Теоретические исследования разновидностей СОРЭ проводились рядом отечественных и зарубежных исследователей.
Так, А. Нестеренко, определил критерием классификации разновидностей СОРЭ географический ареал распространения и выделил англосаксонскую, континентальную, средиземноморскую и скандинавскую модели. Выявленные особенности позволяют сделать вывод о том, что отличительной чертой рассматриваемых стран является преобладающее влияние механизма конкуренции на формирование социальной направленности экономики, в силу ограниченного действия механизма государственного регулирования.
Поэтому конкуренция в наибольшей мере определяет условия существования СОРЭ в данных странах. Именно действие конкуренции в СОРЭ с ограниченным государственным регулированием обеспечивает- 1 высокий объем производства и низкий уровень монополизации, 2 рост доходов населения, 3 осуществление мероприятий социальной политики и производство общественных благ. Механизм государственного регулирования в странах этой разновидности СОРЭ в большей мере направлен на проведение мероприятий по защите конкуренции методами налоговой, инвестиционной, финансовой, бюджетной политики.
Заработная плата в системе экономических отношений социально-ориентированной рыночной экономики
Проблема оплаты труда — одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.
В системе современного общественного производства человек выступает как фактор и цель одновременно. Роль человека, его существо в экономике предопределяется тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других общественных отношений. Взаимодействие общественного и личного фактора производительных сил является одновременно и диалектическим единством и противоречием.
Именно человек и только человек создает и оживляет предметы производства, превращая их в элементы производительных сил, участвующих в производстве общественных благ. Рабочая сила и труд рассматриваются при этом как главная производительная сила общества. Однако, человек не только главная производительная сила общества, но и конечная цель производства. Общественный продукт, пройдя производство, распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении, что означает — без потребления любое производство бессмысленно.
В этой связи удовлетворение потребностей человека, обеспечение его всемерного развития в обществе является естественным конечным назначением общественного производства. При этом потребность в рабочей силе, оценка и вознаграждение за труд является во многом прерогативой общества. Через подобное внутрипротиворечивое сочетание раскрывается суть соответствия рабочей силы, труда и заработной платы в системе общественных отношений, присущей рыночной экономике.
Развитие рыночных отношений в России, преодоление тенденции к маргинализации предполагает переход всей системы экономических отношений на качественно новый уровень, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы, включая замену способа координации хозяйственной деятельности, механизма мотивации и институциональной структуры функционального механизма, одним из важнейших звеньев которого является институт заработной платы. Хозяйственные преобразования привели к изменению всех неэкономических отношений общественной жизни и, прежде всего, социальных.
В настоящее время приоритетная роль принадлежит именно социальной ориентации развития экономики являющейся альтернативной процессу маргинализации. Формирование социальной экономики предполагает адекватную ей социальную организацию труда, обеспечивающую эффективную трудовую деятельность как населения в целом, так и каждого человека. В этих условиях особенно актуальной становится необходимость создания новой, соответствующей рыночным отношениям системы социальной защиты трудящихся, и в первую очередь их права на справедливую оплату труда.
Снижение заработной платы может лишь снизить платежеспособный спрос и тем самым ухудшить положение. Если нет платежеспособного спроса, то единственным способом решения проблемы остается вмешательство государства, которое противодействует процессу роста цен, когда спрос превышает имеющиеся возможности рабочей силы и оборудования. Меры воздействия государства — прямые и косвенные.
Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования — с упором на рынок или на централизованное воздействие. Переходная экономика изменила роль заработной платы как одного из источников доходов населения. Практика побуждает переоценивать и координировать многие прежние подходы к организации оплаты труда своевременно реагировать на новые проблемы, возникающие в ходе трансформации общества и экономики.
На современном этапе рыночных преобразований в России первостепенными задачами являются — восстановление и расширенное воспроизводство человеческого потенциала — связь результатов экономической деятельности и заработной платы — формирование высокотехнологичной наукоемкой национальной воспроизводственной системы и соответствующей ей рабочей силы высокого качества — преодоление отношений эксплуатации и отчуждения наемных работников, в том числе и посредством существенного роста заработной платы и развития различных систем участия работников в прибылях и доходах — формирование механизмов сотрудничества в целях развития, как на макро, так и на микроуровне.
Вместе с тем экономическая наука отстает от практических запросов. Хотя в ряде работ были проведены исследования проблем организации и регулирования оплаты труда на предприятиях различных типов и форм собственности, особенности организации оплаты труда в условиях рыночной экономики рассмотрены лишь отчасти.
Мало изучены различные аспекты взаимозависимости доходов работников с конечными результатами деятельности предприятий, структурных подразделений, индивидуального вклада каждого. Необходимость более глубокого и всестороннего изучения проблем организации оплаты труда в экономике рыночного типа с точки зрения экономической теории обусловлена, с одной стороны, требованиями общих экономических законов развития, с другой стороны, непосредственными нуждами общества, связанными с практикой формирования рыночных отношений.
Оплата труда играет двоякую функцию с одной стороны, является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой — основным рычагом материального стимулирования роста и повышения эффективности производства. Наиболее важными являются следующие функции заработной платы воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая распределительная, социальная, производственно-долевая. Заработная плата выступает как институт социально-ориентированной рыночной экономики, как совокупность основополагающих политических, правовых, экономических и социальных правил, образующих общий базис для производства, обмена, распределения и потребления.
Рынок труда в условиях социально-ориентированной экономики обусловливается существенным влиянием социально-экономической политики государства, которое формирует развитые механизмы социального партнерства, в том числе государственные социальные стандарты, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития.
Экономическая природа заработной платы и ее воспроизводственная функция в социально-ориентированной рыночной экономике принимает инвестиционный характер и реализуется в форме долгосрочных инвестиций в человека. Для достижения эффекта синергии и сбалансированности интересов социальная ориентация экономики государства должна быть дополнена соответствующей социальной ориентацией экономики предприятий.
Социальная рыночная экономика в России
Критический взгляд на итоги социально-экономических преобразований в Российской Федерации на рубеже XXI в. позволяет сделать следующий вывод к сожалению, задача успешной адаптации российского общества к рыночным условиям хозяйствования в должной мере так и не была решена. При этом сегодня становится вполне очевидным тот факт, что форсированный переход России от плана к рынку без должного учета целого ряда объективных и субъективных факторов стимулировал возникновение и обострение в нашей стране различных социально-экономических противоречий.
В результате — возникла ситуация взаимного торможения процессов развития экономической, социальной и политической сфер жизнедеятельности российского общества, что, в свою очередь, породило углубление экономического кризиса, эскалацию социальной напряженности в стране и привело к стагнации системы государственного регулирования хозяйственных процессов.
Вместе с тем, анализ накопленного в развитых странах опыта борьбы с социально-экономическими кризисами позволяет обнаружить общую черту в действиях их правительств по спасению национальной экономики — почти всегда и везде, где достигался успех в этом отношении, имел место поворот в политике руководства страны в сторону социализации экономики. Более того, почти всегда и везде идеологи реформ учитывали национальные традиции и исторический опыт развития своей страны, а также специфику состояния национальной экономики и наличие соответствующих экономико-правовых механизмов.
В связи с этим, многие отечественные и зарубежные специалисты в процессе научного поиска путей выхода из сложного положения, в котором оказалась Россия, все чаще приходят к следующему заключению для преодоления социально-экономического кризиса в нашей стране необходим решительный поворот экономической политики государства лицом к потребностям большинства граждан, что, соответственно, ставит перед руководством страны актуальную задачу разработки эффективной стратегии формирования в Российской Федерации социального рыночного хозяйства.
Следует отметить, что значительная часть политико-экономической элиты российского общества уже давно осознала потребность в определении стратегии социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Именно поэтому Президент РФ В.Путин еще в первом своем Послании к Федеральному собранию РФ июнь 2000г. подчеркнул Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям.
И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели Главное понять, в какую Россию мы верим, и какой хотим мы эту Россию видеть. Причем к данной теме он будет не раз возвращаться, выдвигая в качестве стратегических задач своей политики возрождение моральных ценностей, усиление и укрепление государства, подъем экономики, а в социальной сфере — обеспечение необходимых людям устойчивости, уверенности, возможности планировать будущее — свое и своих детей — не на месяцы, а на годы, десятилетия, подчеркивая особенность переживаемой российским обществом драмы -угнетенность национального самосознания, настроение безысходности и отчаяния в обществе, пережившем действительно великие потрясения. В свою очередь, после тщетных поисков национальной идеи в предшествующие годы такая ориентация и постановка целей была воспринята большинством граждан России как признак серьезных перемен в социально-экономической политике государства.
Однако, хотя на практике и удалось добиться определенной политической стабильности и ощутимого повышения темпов экономического роста, тем не менее, из системного кризиса наша страна еще не вышла.
Кроме того, отдавая должное активности и прагматизму российского руководства, приходится признать, что сколько-нибудь существенных изменений в самой политике реформ пока не произошло. На сегодняшний день ситуация такова в России нет не только стратегической программы социально-экономического развития которая была бы известна и разделялась большинством населения, готовым поддержать намеченные преобразования и ради этого жертвовать своими интересами, но и осмысленного одновременно критичного и самокритичного анализа исходного состояния социально-экономической сферы жизнедеятельности общества и результатов предшествующей политики реформ, опирающегося на беспристрастное восприятие и оценку реальной действительности.
Между тем, без такого анализа любое целеполагание бесперспективно, поскольку повисает в воздухе и рискует попасть в разряд благих намерений. В этой связи, особую значимость приобретает анализ основных проблем формирования в нашей стране социально ориентированной рыночной экономики.
В свою очередь, трудности, возникшие при переходе нашей страны на рыночные отношения, придали определенный импульс исследованиям по проблемам социально-экономического развития и формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.
В частности, к исследованиям такого рода следует отнести работы таких специалистов, как Л.Абалкин, Ю.Александров, В.Андрефф, Ю.Воронин, С.Глазьев, А.Илларионов, В.Куликов, С.Липина, Д.Львов, В.Мау, С.Меньшиков, Ю.Овсиенко, Н.Петраков, В.Радаев, А.Разумов, Б.Ракитский, Р.Роуз, А.Селезнев, Д.Твигг, В.Хорев, Т.Четвернина, Л.Чередниченко, К.Шектер, С.Шишкин и др. Результаты анализа современного состояния социально-экономической сферы России и проблем формирования в стране социального рыночного хозяйства проводимая на протяжении всего периода рыночных реформ экономическая политика российского государства, зачастую, не способствовала созданию в России предпосылок формирования социально ориентированного хозяйства рыночные реформы оказались весьма разрушительными для общества и государства нерыночная монополизированная экономика сырьевая ориентация экономического развития деформация системы хозяйственных норм, установок и ценностей запредельный уровень коррупции и экономической преступности низкая инвестиционная привлекательность промышленности резкое снижение потенциала высоких технологий нарастание угроз экономической безопасности страны политизация государственной системы регулирования национальной экономики слабый общественный контроль за властными структурами недооценка государством роли неформальных институтов в экономическом развитии общества и др. основную направленность реформ в социальной сфере России можно охарактеризовать следующим образом а сужение круга государственных гарантий б сокращение государственных расходов на социальную сферу в перераспределение ответственности за социальную защиту населения между государством, предприятиями и домохозяйствами в сторону увеличения ответственности двух последних групп хозяйствующих субъектов д децентрализация управления и финансирования социальной сферы, перенесение на региональные власти основного бремени государственной политики в области социальной защиты граждан социальная цена, которую заплатило российское общество за реформы заключается в крайне низком уровне жизни большинства населения, превышении смертности над рождаемостью, прямой угрозе генофонду страны, дезинтеграции прежней социальной структуры без какого-либо замещения ее более прогрессивными формами социальной защиты населения, нарастающей детской беспризорности, эскалация преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, росте и обострении межэтнической напряженности, и т.д. институты социальной ответственности бизнеса и социального партнерства пока мало чем могут помочь решить задачу снижения социальной напряженности в российском обществе, поскольку находятся лишь в стадии формирования.
Опыт западноевропейских стран по становлению и функционированию социальной рыночной экономики не может не быть привлекательным для России, ставшей на путь рыночных преобразований.
Хотим мы того или нет, но при осмыслении перспектив развития нашей экономики мы невольно обращаемся к этому опыту.
Провозглашая курс на создание в России социальной рыночной экономики, мы и должны исходить из этой коренной природы рынка, который должен наконец повернуть нашу экономику на путь последовательного и устойчивого роста благосостояния.
При этом важно определиться в том, что мы должны заимствовать из мирового опыта исторического развития рыночных отношений.
В ходе обсуждения проблем переходной экономики некоторые экономисты утверждают, что нам необходимо с самого начала учитывать национальные особенности при создании основ рыночной экономики, что эти особенности и российский менталитет должны закладываться в характер создаваемых рыночных отношений. Нет сомнения, что будущая российская экономика, став в ряды рыночных экономик мира, впитает в себя российские национальные особенности, такие специфические черты, которые не свойственны ни одной из экономик мира. Иначе говоря, со временем на российском пространстве должны сложиться рыночная экономика как и все развитые экономики мира несущая в себе определенные национальные черты.
Но начинать практически с нуля создание рыночной экономики мы не можем и не должны с поиска этих национальных особенностей.
Едва ли кто-нибудь мог бы сейчас сформулировать конкретно те особенности и национальные черты, которые могут быть присущи будущей российской рыночной экономике.
Они непременно сложатся, но лишь в самом процессе становления последней. В формировании рыночной экономики мы должны строго следовать закономерностям соотношения общего и особенного.
В нашем случае общим является совокупность основополагающих принципов организации рыночного хозяйства, которые едины и лежат в основе организации экономических систем всех развитых стран. Благодаря этому единству все развитые страны образуют единое рыночное пространство, их экономика развивается в принципе по одним и тем же объективным экономическим законам. Именно с освоения этих общих основополагающих принципов мы и должны начинать формирование рыночной экономики в своей стране.
И уже на эти общие и единые принципы организации рыночного хозяйства, как и в каждой стране, в России наложатся особые, специфические черты, характерные национальному менталитету, историческим условиям и т. д. В ходе обсуждения перспектив российской экономики экономистами и политиками высказываются различные представления о сущности социальной рыночной экономики. Уже неоднократно высказывалось, в частности, мнение, что будущая российская экономика должна нести в себе и капиталистические, социалистические начала. Так, мэр столицы Ю.М. Лужков, рисуя картину желанной экономики будущего России, изображал ее как некий симбиоз производство должно развиваться по капиталистически, а распределение — по социалистически.
Надо полагать, что таким наглядным образом политику представляется пропагандировавшаяся много лет в различных рыночных странах конвергенция — в виде механического смешения двух по сути непримиримых начал.
Заключение
Итак, общий обзор главных принципов социальной рыночной экономики, сложившейся в различных странах, дает основание утверждать, что определяющим условием становления такой экономики послужило широкое и всестороннее развитие производства жизненных средств и с точки зрения их количества. и с позиции эффективности затрат труда и средств в этой сфере.
В свою очередь, первоочередное развитие ТНП было естественным следствием свободного функционирования рыночного механизма, обеспечивающего перманентное перераспределение ресурсов в сферу производства жизненных средств под влиянием развития человеческих потребностей, представленных на рынке постоянно изменяющейся структурой потребительского спроса.
Однако, объяснение путей становления экономики всеобщего благосостояния лишь ссылкой на общее действие рыночного механизма было бы односторонним и недостаточным. Необходим, возможно, всесторонний анализ всей совокупности макропроцессов, вскрывающий многосложный механизм становления такой экономики, и в частности — механизм формирования пропорций народного хозяйства, его структуры, ориентированной на удовлетворение постоянно растущих потребностей всего населения и социальную защищенность.
Только уяснение и осмысление этого механизма может позволить выработать стратегию становления социальной рыночной экономики на российской почве. Центральная проблема любой современной экономики — это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным.
Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Список используемой литературы 1 А.Н.Нестеренко. Социальная рыночная экономика концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России. Вопросы экономики , 1998, 8. 2 Ю.Князев. Социальная рыночная экономика теория и практика. Власть , 2004, 6-7. 3 Ю.Князев. Современный взгляд на теорию социальной рыночной экономики.
Общество и экономика , 2004, 5-6. 4 К.А.Хубиев. Формирование российской модели социальной рыночной экономики. Философия хозяйства , 2005, 6. 5 Т.В.Юрьева. Социальная рыночная экономика, уч.пособие, 1999. 6 www.referat.ru 7 www.economika.ru 8 www.allbest.ru.