Содержание
Введение………………………………………………………………….3.
I.Понятие административного права и его особенности. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом……………………………………………………………. .6.
II.Методы административно-правового регулирования…………14.
III.Источники (формы выражения) административного права……18.
IV.Система административного права………………………………22.
V.Роль и значение административного права в регулировании управленческих и иных общественных отношений……………24.
Заключение………………………………………………………………27.
Список литературы………………………………………………………29.
Выдержка из текста работы
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Филиал в г. Оренбурге Оценка Подпись преподавателя « » 2006 г. Административное право, его предмет, метод и система.Контрольная работа по административному праву Семёнов И.А. 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» гр.31-1 Научный руководитель: Люлина В.А. Оренбург-2006 План работы стр. Оглавление… 2 Раздел 1: Введение… 3 Раздел 2: Глава 1 Предмет административного права…. Глава 2 Метод административного права…. Глава3 Система административного права… Заключение … Введение Современная концепция административного права Российской Федерации это актуальная и пока, что явно недостаточно разработанная проблема в научном и учебных планах.
Разумеется, это основная и сложная комплексная проблема, требующая времени и, главное усилий не только учёных — административистов, но и теоретиков государственного, публичного управления, конституционалистов, специалистов различных отраслей права, в первую очередь гражданского, финансового, налогового и таможенного, уголовного права и процесса, экологического права и др. Только с учётом и на основе вклада, конкретных разработок специалистов различных отраслей и направлений правового знания можно будет постепенно создать полноценную и современную концепцию административного права РФ. Поэтому я проанализирую состояние, уровень научной разработанности упомянутой концепции, сформулирую мои собственные обобщения, выводы, касающиеся данной проблемы. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что даже ведущие учёные — административисты не уделили должного внимания исследованию этой жизненной проблемы.
В солидных и интересных трудах таких видных учёных — административистов, как Ю.М. Козлов, ВБ.М. Лазарев, нет достаточно развёрнутых и углублённых блоков , разделов, посвящённых рассматриваемой мной проблеме.
Дело ограничивается, как правило, отдельными замечаниями и выводами относительно тех или иных аспектов модернизации, реформирования административного права, либо констатацией негативных сторон практической реализации положений и норм административного права.
Анализируя совсем недавнее состояние административного права, Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов отмечали: «Резким нападкам подвергалось не само административное право, а практика применения его норм, для которой, к сожалению, действительно характерными были бюрократические извращения самой сути этих норм, т.е. правил должного поведения.
Они вызывали негативную реакцию, причём вполне обоснованную».Думается, явно недостаточно сводить проблему к бюрократическим извращениям, хотя они нанесли обществу и гражданину громадный вред. В целом же проблема, конечно, много сложнее и требует большей ясности и чёткости в её постановке и формулировании.Последствия этого царившего много десятилетий господства ощущаются, к сожалению, по настоящее время, когда в стране уже произошли глубочайшие политические и социально- экономические преобразования.
Именно с учётом этого тяжелого вывода следует подходить к решению проблемы формирования административного права, искать, а ней ключи, пути постановки.А генеральное направление такого реформирования — это демократизация и гуманизация административного права, предполагающие преобразование, реформу институтов этой одной из ведущих отраслей российского права, перевод их на рельсы цивилизованного и демократического развития.
В связи с этим выделим два момента проблематики реформирования административного права РФ. Первое- это одно из направлений демократизации и гуманизации, а также углубления принципа компетентности и профессионализма в административном праве.Имеется в виду дальнейшее совершенствование российского законодательства в такой крупной и актуальной подсфере административного права, как административные правонарушения и административная ответственность.
Конечно в первую очередь, новый (2001-г.) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и последующие на его основе обновления законодательства России об административных правонарушениях.Второе — непременное требование и элемент реформирования- возрастание места и роли дозволений, разрешений в системе способов и методов регулирования различных сторон и граней отношений, находящихся в сфере административного права РФ. Речь, конечно, идёт не только об общих по характеру отношениях- предмет, система, источники, субъекты, государственная служба, ответственность, контроль и т.д но и об отношениях в отраслевой и межотраслевой сферах, которые отличаются особой сложностью, комплексностью, разветвлённостью, дифференцированностью.
Глава 1 Предмет административного права В юридической науке общепризнанным является мнение, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования.
По поводу содержания и структуры и предмета административного права в литературе имеются самые различные мнения. Предмет административного права — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.Бахрах Д.Н. пишет « Предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно- распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями» «Административное право.
М 1993. с.1-2». Имеется другое мнение по поводу предмета административного права.По мнению Ю.М. Козлова, предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно: • Управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти; • Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры; • Управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления; • Отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общества объединений и других негосударственных формирований, а также в связи осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий.
По моему мнению, ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти (или государственного управления) сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и в конечном счёте само административное право.
Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно- правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль над деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений.
Словом, необходимо серьёзно видоизменить сам подход к предмету административного права и таким образом постепенно перейти к новому демократическому и цивилизованному видению современного российского права.В этих целях и для углубления представлений о современном административном праве небесполезно кратко познакомиться с пониманием и трактовкой этой отрасли представителями англосаксонской и континентальной систем права.
В общем плане административное право понимается ими как совокупность юридических норм, регламентирующих деятельность административных учреждений. Американский административист К. Лобенджье, занимавшийся вопросом места административного права в системе права, определял административное право как отрасль публичного права, которая имеет дело с администрацией ( управление в действии). Однако объекты регулирования в англо- американском административном праве и континентальном административном праве существенно различаются.
Это различие отражено в науке административного права. В трудах учёных- представителей континентальной системы всегда важное место занимают вопросы структуры администрации.В американском административном праве проблема структуры администрации не получила сколь — нибудь значительного развития.
Американские учёные полагают, что структурой административных учреждений призвана заниматься наука государственного управления.Таким образом, проводится чёткая грань между административным правом и государственным управлением. Американское административное право поэтому скорее следует именовать административно- процессуальным правом». Перестраивая, реформируя административное право России, целесообразно учесть, а возможно, частично и непосредственно использовать опыт функционирования американского административного права и континентальной системы права с учётом особенностей и специфики современных российских условий.
Пока же российское административное право, за некоторыми исключениями, функционирует по наработанным в течение семидесятилетия схемам и стандартам.Этот вывод относится и к определению предмета административного права: «это общественные отношения в сфере исполнительной власти, сложные и многоструктурные по своим взаимосвязям с другими отраслями российского права, в которых всё более доминируют связи: гражданин и административное право; регулирование административно- правовой части статуса гражданина и общественных объединений; контроль судов всех видов за деятельностью органов исполнительной власти и иных субъектов административного права; повышение ответственности названных органов и административных учреждений, усиление контроля за ними со стороны представительных учреждений, а также органов прокуратуры, других контрольно- надзорных органов и инстанций».Это один из обновлённых вариантов определения, который, как и любой другой, несколько условен, но имеет резервы для дальнейшей модификации.
Глава 2 Метод административного права Наряду с предметом отрасли права большое значение имеет метод разграничения отраслей права.
Правда, иногда высказывается мнение, что решающим является предмет, т.е. круг общественных отношений, которые регулируются той или иной отраслью права.Даже утверждается, что метод – это подчинённый элемент, без которого можно обойтись при выявлении и разграничении отраслей права, т.е. вопрос о методе отдвигается на второй план. В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере исполнительной власти это совокупность правовых средств и способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.
Вместе с предметом они дают наиболее полную и чёткую характеристику каждой отрасли российского права, том числе административного.
Вообще проблема методов в науке административного права достаточно дискуссионная. Опираясь на труды теоретиков права и административистов, можно сформулировать основное содержание методов административного права (административно- правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти). Первое.Административно- правовой метод предполагает неравенство сторон- участников административно- правовых отношений, т.е. отношение власти- подчинения (подчинение одной стороны другой), субординационные по характеру.
Второе. Механизму административно- правового регулирования присущи правовые средства, т.е. предписания. Одной стороне регулируемых отношений предоставлен определённый объём юридических властных полномочий (по терминологии Ю.М. Козлова), адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчинится предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Третье.Административно- правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношения.
Четвёртое. Можно выделить, помимо отмеченных, следующие моменты: установление определённого порядка действий- предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренных данной административно- правовой нормой; несоблюдение такого порядка не влечёт за собой юридических последствий, на достижение которых ориентируется норма, запрещение определённых действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия, например дисциплинарной или административной ответственности; предоставление возможности выбора одного из вариантов должностного поведения, предусмотренных административно- правовой нормой.
В общем, такой метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причём последние не вправе уклонятся от такого поведения.Это, по словам Ю.М. Козлова, «жёсткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении например , вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия( взыскания) либо освобождения его от ответственности.
Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные.Таким образом, дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определённых действий. Разрешительный метод является достаточно перспективным.
Такова в целом общая характеристика метода административного права. Глава 3 Система административного права Эта проблема теснейшим образом связана с вопросами о понятии, предмете и методе административного права. В тоже время вопрос о системе является одним из основных в теории административного права.Административное право как и другие фундаментальные отрасли права — гражданское, уголовное и другие обычно подразделяется на Общую и Особенную части.
Но такое деление делают не все авторы. Теперь обратимся к терминам «система», «системность» применительно к административному праву.Сами по себе они означают некую целостность, единство, органическую связь группы однотипных явлений, феноменов, институтов, которые располагаются в определённой логической взаимосвязанной последовательности и объективно объединяются благодаря действию системообразующих факторов, таких в первую очередь, как глубокие и неразрывные функциональные и организационные связи, и ряда других.
В административно – правовой литературе нет единообразного определения системы административного права. В общем и учебных планах это целостная система объединённых едиными предметом и методом, принципами и целями, органически взаимосвязанная совокупность административно – правовых норм и институтов, расположенных в определенной логической последовательности. Распространенным, является деление административного права на Особенную и Общую часть.Формирование как Общей, так и Особенной частей права специфично.
В литературе имеются ряд вариантов построения структуры Общей части и Особенной части. Общая часть: • Введение. • Административное право- отрасль российского права. • Субъекты административного права. • Формы и методы осуществления исполнительной власти. • Ответственность по административному праву. • Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти.Особенная часть: • Управление в экономической сфере. • Управление в административно-политической сфере. • Управление в межотраслевой сфере.
В ещё большей степени это относится к внутренней структуре каждой из названных частей, прежде всего Особенной части, отличающейся большим динамизмом входящих в неё сфер и отраслей, появлением новых областей управления (налоговая служба, таможенное дело и ряд других. Определённую сложность представляет и проблема отнесения тех или иных отраслей и сфер к соответствующим укрупнённым разделам Особенной части.Заключение В данной контрольной работе я рассмотрел три взаимосвязанных между собой вопроса административного права это его предмет, метод и система. Суммируя всю гамму вышеназванных и частично проанализированных вопросов и аспектов административного права, можно сделать общий вывод: в совокупности они составляют проблему системы административного права.
В связи с многопрофильностью, динамизмом и недостаточной разработанности многих вопросов административного права необходимы его систематизация и кодификация.
Эта проблема требует самостоятельного исследования, что обусловлено в первую очередь коренной реформой многих административных институтов, которая проводится в России. Но данная реформа проводится не последовательно и часто «сани бегут впереди лошади» и в связи с этим происходит судорожное метание из одной крайности в другую, принятием законов ухудшающих положение простого человека. Бюрократизацией общества связанной с усилением укрепления вертикали власти.Таким примером могут стать положения многих статей административного кодекса РФ, многие из которых будучи принятыми не работают по причине отсутствия нормативной базы, а многие статьи административного кодекса РФ то усиливают ответственность за отдельные правонарушения , то практически освобождают от неё, таким примером может служить ответственность за нарушение части правил дорожного движения.
Проблема административной ответственности, безусловно, является актуальной в настоящее время в России.До сих пор не принято четкое определение административной ответственности, также не полностью раскрыты принципы и методы реализации ответственности, сущность ответственности не только граждан перед государством, но и государства перед гражданами.
Особо следует сказать о проблемах, связанных с определением ответственности юридических лиц. Множество коммерческих предприятий не имеют, в отличие от государственных, четкой структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений.
Поэтому следует сделать еще многое для улучшения системы норм права.Однако, несомненно, принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) явилось решительным шагом на пути по упорядочению российского законодательства об административных правонарушениях в современных российских условиях, в переходный для страны период.
А приведение в ближайшем будущем в стройную систему норм права, касающихся совершенства ответственности за правонарушения в различных сферах деятельности, несомненно, облегчит задачу правоохранительных и правоприменительных органов и будет способствовать стабилизации правовой структуры страны.Список литературы: 1.Конституция РФ. М 1993. 2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/ Под ред. А.П. Гуляева, Л.Л. Попова. – М.: Экзамен, 2005. 4. Бахрах Д.Н Россинский Б.В Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. 5. Габричидзе Б.Н Чернявский А.Г. Административное право: Учебное пособие М.:Проспект.2003. 6. Козлов Ю.М Попов Л.Л. Административное право: Учебник для вузов для юридических специальностей М.: Юристъ, 1999. 7.Интернет-газета.Газета.ру. gazeta.ru http://gazeta.ru/2005/11/01/oa_176310.sh tml.