Содержание
Содержание
Введение………………………3
1. Финансовая политика государства. Управление государственными финансами….5
2. Понятие, виды, методы финансового контроля.15
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль и правовая регламентация их деятельности. Аудиторский финансовый контроль.21
Заключение.36
Список литературы….38
Выдержка из текста работы
Вопросы правового регулирования государственного финансового контроля являются составной частью правовых основ функционирования института государственного финансового контроля в Российской Федерации, и их исследование позволит выявить общие закономерности в сфере правового регулирования деятельности контрольных органов.
В целом, финансовый контроль является важной составляющей успешного государственного управления, приобретающей на фоне быстро меняющихся как внешних, так и внутренних социально — экономических условий в стране все большее значение. Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.
Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.
Создание стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.
Концентрация значительных бюджетных ресурсов в руках государства, их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без должной организации финансового контроля в бюджетной сфере России. Для этого необходима налаженная система государственных органов на всех уровнях публичной власти с четко определенной компетенцией, необходимым арсеналом организационных, финансовых и правовых средств, координирующих свои усилия в достижении ясно сформулированных задач в рамках единой финансово-экономической политики государства, призванной адекватно реагировать на реалии социально-экономической жизни, обуславливаемые факторами внутреннего и внешнего характера.
Как показывают результаты финансовых проверок, в бюджетно-финансовой системе имеются серьезные проблемы. Выявленный ущерб государства от злоупотреблений в финансовой сфере составляет сотни миллиардов рублей. Распространены такие характерные нарушения, как нецелевое, незаконное, неэффективное использование государственных финансовых ресурсов. Принимая во внимание масштабы движения финансовых ресурсов, усложнение характера финансовых отношений, важным становится не столько количество выявленных нарушений, сколько повышение эффективности использования государственных финансовых ресурсов, повышение отдачи от использования бюджетных средств. Главным в каждом контрольном мероприятии должна быть оценка эффективности использования финансовых ресурсов с конструктивными рекомендациями по улучшению работы проверяемых объектов.
В настоящее время в регулировании государственного финансового контроля имеет место целый ряд проблем и противоречий как субъективного, так и объективного характера, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государственного финансового контроля. Особенно актуальным представляется уточнение роли, функций и места контролирующих органов в обновленном бюджетном процессе, степени их участия в оценке результативности расходования бюджетных средств, разработка процедур и методологии контроля обоснованности планирования и использования бюджетных средств, а также предотвращения нарушений нормативно-правовых актов в бюджетной сфере. В Российской Федерации функционируют разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующие между собой. В действиях контролирующих органов нет должной координации, они не увязаны в единую систему, все элементы которой работали бы в одном ритме, преследовали бы одни и те же цели — обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов государства, сохранности, эффективности и целевого расходования государственных средств, законности и высокой результативности их использования.
Президент России в своих бюджетных посланиях неоднократно определял задачи в части кардинального изменения подходов к осуществлению государственного и муниципального финансового контроля, четкого разграничения полномочий и ответственности органов государственного и муниципального контроля, устранения параллелизма и дублирования в их работе.
Все вышеперечисленное указывает на актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и обусловило ее выбор.
Целью настоящей работы является изучение правового регулирования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
1. Рассмотрение основ организации и функционирования системы финансового государственного контроля в Российской Федерации.
2. Изучение структуры, приоритетных задач органов, осуществляющих государственный финансовый контроль (надзор) в Российской Федерации.
3. Определение проблем и разработка путей совершенствования правового регулирования системы государственного финансового контроля.
В соответствии с определенными целями и задачами в первой главе работы последовательно раскрывается сущность и значение системы государственного финансового, определяются его функции и методы.
Во второй главе проводится анализ системы правового регулирования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Глава 1. Особенности правового регулирования государственного финансового контроля (надзора) в Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность государственного финансового контроля (надзора)
Государственный финансовый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательного элемента управления общественными финансовыми средствами, гак как такое управление влечет ответственность перед обществом. Такой подход позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными (запланированными) показателями.
Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.
Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственною финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Контроль — это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Сущность и назначение контроля состоят в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъекта; получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте; выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; принятии мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государственные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов.
Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики, и в таком качестве он имеет несколько аспектов.
Во-первых, государственный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.
Во-вторых, государственный финансовый контроль — это одна из станций конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подачи физическими лицами налоговой декларации, государство в лице налоговых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.
В-третьих, государственный финансовый контроль — это форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.
В-четвертых, государственный финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.
С учетом изложенного для объективной оценки роли и места финансового контроля его следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.
В широком аспекте государственный финансовый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.
В узком аспекте государственный финансовый контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе всс сущностные черты последнего. В то же время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля (органов и агентов) и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов. Специфика государственного и муниципального финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятельности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфер, сфер денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.
Объектами государственного финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.
Предметом государственного финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.
Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государственного и муниципального финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.
Цель государственного финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Финансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении органами исполнительной власти, органами местного самоуправления всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).
Однако целью государственного и муниципального финансового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового контроля не должно препятствовать или делать невозможным аккумулирование, распределение или использование денежных фондов государства и муниципальных образований.
Выполнение основной цели государственного и муниципального финансового контроля — обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности — осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:
— обеспечения экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
— обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
— улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
— проверки выполнения Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;
— проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями организациями и физическими лицами;
— проверки целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств;
— проверки финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;
— проверки осуществления субъектами финансового права денежных расчетов и правил ведения кассовых операций;
— обеспечения соблюдения правил совершения операций с валютой и валютными ……..
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016).
3 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации».
4 Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5 Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
6 Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
7 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности».
8 Указ Президента РФ от 16.03.1996 № 383 (ред. от 25.11.2003) «О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации».
9 Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 (ред. от 22.03.2005) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
10 Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
11 Указ Президента РФ от 13.06.2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».
12 Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
13 Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
14 Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28.06.2012 г. «О бюджетной политике в 2013 — 2015 годах».
15 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
16 Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307).
17 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2012. — 703 с.
18 Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — 208 с.
19 Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М., 2011. — 240 с.
20 Замятина Н.В. О повышении эффективности государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации.- // Журнал «Финансы и кредит».- 2013.- No16.-с.48-53
21 Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. — М.: Юриспруденция, 2011.-218 с.
22 Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики».-2013.-№4.- С.58-64.
23 Кокарев А.И. Вопросы реформирования государственного финансового контроля. // Журнал «Финансы и кредит».- 2014.- № 11.-с.58-64.
24 Кузнецова А.А., Мельник Д. М. Проблемы и перспективы финансового контроля в России. // Журнал Science Time. — 2014. — № 6 (6).
25 Кузьменко В.В. Финансовый контроль в системе управления бюджетными ресурсами / Кузьменко В.В., Никитенко Т.В. ; Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. — Ставрополь, 2011. — 193 с.
26 Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р).
27 Минаева Е.А. Особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета. // Журнал «Финансы и кредит».- 2014.- № 3.-с.56-64.
28 Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / Е.В. Овчарова. — М.: Зерцало-М, 2013. — 224 с.
29 Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования//Журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». — 2014.-№ 6.
30 Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. 2013. № 2. С. 13-16.
31 Рябухин С.И. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. — М., 2012 — 230 с.
32 Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля// Журнал «Финансы и кредит».- 2014.- № 13.-с.2-9.
33 Федотов, А.Ф. Финансовый контроль: учебное пособие./ А.Ф. Федотов. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. — 182 с.
34 Шевченко А.А., Аюбов И.А. Актуальные проблемы государственного финансового контроля/Журнал Финансовые исследования.- 2013 . — №.1.