Содержание
Введение3
Правовые основы деятельности прокуратуры4
Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности12
Правовое положение прокурорских работников16
Заключение18
Список источников и литературы19
Выдержка из текста работы
- Введение;
- Задачи, стоящие перед органами прокуратуры;
- Нормативные акты, регулирующие деятельность прокуратуры;
- Принципы организации и деятельности прокуратуры;
5.Заключение;
6.Список используемой литературы.
1. Введение.
Прокурорский надзор за точным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности. Прокуратура обеспечивает успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных . Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях роста преступности в РФ , в том числе преступности организованной и коррумпированной, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства — неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона.
2.Задачи, стоящие перед органами прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в редакции от 27 декабря 2000 г.).
Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ,прокуратуры республик, краёв,областей,городов Москвы и Санкт-Петербурга,автономной области,автономных округов,городов и районов,военные,транспортные и иные специализированные прокуратуры.
Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор вправе принять к своему производству уголовное дело или передать его от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правила подследственности. Прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания.
К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее опасных преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 2 ст. 151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных и некоторых других органов, военнослужащими и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Главной задачей прокуратуры является надзор за исполнением законов.
Надзор за исполнением законов — сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (исполнительно-распорядительная деятельность органов управления; деятельность органов предварительного следствия; действия органов исполнения судебных решений и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. В их числе:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следует подчеркнуть, что прокуроры осуществляют надзор не за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.
Самостоятельная функция прокуратуры — уголовное преследование за совершение преступлений. Она заключается в полномочии прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах.
Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства (п. 1 ст. 37 УПК РФ). Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими правоохранительными органами, наделенными функцией расследования преступлений путем предварительного следствия и (или) дознания.
3. Нормативные акты, регулирующие деятельность прокуратуры
Статья 3 Федерального закона «О Прокуратуре РФ» устанавливает правовые организации и деятельности Прокуратуры РФ. Организация и деятельность прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуратуры определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Прокуратуре» и федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Общие вопросы организации и деятельности прокуратуры определены статьей 129 Конституции РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. В комплексе регулируются все основные вопросы организации и осуществления прокурорского надзора по всем его направлениям. Вместе с тем, избежать перегрузки основного нормативного акта о прокуратуре помогает разрешение конкретных вопросов прокурорского надзора по соответствующему отраслевому законодательству (ГПК, АПК, УПК, Таможенному кодексу, «Об учреждениях и исполняющих уголовные наказания», Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О внешней разведке» и некоторые другие). Статья 31 вышеуказанного ФЗ регламентирует расследование преступлений органами Прокуратуры РФ. Компетенция органов прокуратуры по расследованию дел об уголовных преступлениях определена статьей 126 УПК. Правомочия следователей установлены частью 1 статьи УПК.
4. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ — это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.
Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать такие принципы правосудия как независимость судей и подчинение их только закону, право подсудимого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса, неизменность состава судей и т.д. Если прокурор не будет соблюдать эти принципы, он допустит нарушение служебного долга как блюститель законности, стоящий на охране прав и законных интересов участников судебного разбирательства.
Органы прокуратуры:
- составляют единую и централизованную систему — прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;
- они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными актами;
- осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;
- принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности;
- взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.
Прокуроры республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов систематически информируют соответственно Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, правительства республик, местные органы самоуправления, а также трудовые коллективы и общественные организации о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.
Весьма существенное положение относительно принципов организации и деятельности органов прокуратуры содержится в действующем законе «О прокуратуре РФ». В Законе подчеркивается, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Рядом с этим принципом стоит принцип следующего содержания: создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений.
Законом «О прокуратуре РФ» возведено в ранг принципа положение о том, что прокуроры не вправе заниматься по совместительству какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Обладая властно-распорядительными полномочиями, он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого и т. д.
С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление.
Наконец, прокурор наделен функциями административного характера относительно следственного аппарата органов прокуратуры. Как должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т. д.
В компетенцию прокуратуры входит надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях. В условиях все более возрастающего уровня преступности, ухудшения её криминогенной характеристики, широкого распространения организованной и коррумпированной преступности большое значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки сообщений и заявлений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях.
Важным аспектом деятельности прокуратуры является надзор за законностью возбуждения уголовных дел. Только своевременное и правильное возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий могут способствовать быстрому и полному его раскрытию и качественному расследованию преступления. Не менее опасна и другая крайность — это непродуманное, поспешное возбуждение дела, что влечет за собой незаконные и необоснованные аресты и задержания, обыски и выемки, необоснованное предъявление обвинения, а в конечном счете — незаконное и необоснованное осуждение граждан. Эта проблема является наиболее острой и интересной в деятельности прокуратуры, однако рамки этой работы позволяют лишь обозначить наличие таковой и сделать вывод о том, что правильно организованный прокурорский надзор, надзор эффективный и действенный, будет способствовать строгому соблюдению законности в такой ответственной стадии уголовного судопроизводства, как возбуждение уголовных дел.
В обязанности прокурора входит осуществление надзора за выполнением органами дознания или следователями требований Конституции Российской Федерации (ст.49) об обеспечении права обвиняемого на защиту. Здесь речь идет главным образом, об участии защитника-адвоката в производстве по уголовному делу. Конституционное регулирование деятельности адвокатов, а также принятие закона об адвокатуре СССР* свидетельствует о важном значении деятельности адвокатуры в уголовном судопроизводстве, в постановлении судом законного, обоснованного и справедливого приговора. В Конституции подчеркивается, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
5.Заключение.
Прокуратура является вторым важнейшим после суда правоохранительным органом государства. О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ), следуют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Прокуратура сегодня — это единая федеральная централизованная система органов (с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ), осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на его территории законов.
Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, закрепляется Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации», а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.
Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства.
В настоящее время Президент, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.
6.Список использованной литературы
1. Конституция РФ (ст.129,п.1,п.5);
2. Федеральный Закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ);
3. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2002.-400с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
5. Л.К.Савюк. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 671 с.