Выдержка из текста работы
Одним из условий принятия Украины в Совет Европы были принятые Парламентской Ассамблеей 1995 года рекомендации, относительно концепции правовой политики в области защиты прав человека.
Конституция Украины установила гарантии реализации и защиты прав и свобод граждан и организаций. Конституционные нормы, закрепляющие эти права и интересы, выступают основой для детализации их в отраслевом законодательстве, регулирования всех аспектов их действия, и для определения юридических гарантий реализации, а также для установления процессуального порядка защиты субъективных имущественных и личных неимущественных (гражданских) прав, охраняемых законом интересов и свобод, в том числе средствами гражданского процессуального права.
В соответствии со статьей 3 Конституции Украины "Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства" [1]. "Права и свободы — это гарантированные законодательством вид и мера возможного поведения человека и объединений людей" [2, с.84]. Большинство авторов отождествляют право и свободу, рассматривая их как равнозначные явления.
Деятельность государства выражается в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов разными методами и способами.
Однако, познание заложенных в Конституции Украины демократических основ защиты прав и свобод человека и гражданина, невозможно без анализа таких выдающихся достижений законодательного искусства в этой области, как Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Хартии Европейского Союза об основных правах и многих других актах, занявших исключительное место в системе защиты прав человека.
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что права человека являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство — гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека — своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.
Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества — на осуществление контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в повседневной практической жизни.
Часть 1 статьи 3 Конституции Украины содержит перечень основных прав человека, нашедших свое отражение практически во всех демократических конституциях мира. "Права человека и основные свободы являются правами, данными каждому человеку с рождения; их защита и поощрение являются первейшей обязанностью правительств", — было заявлено на Всемирной конференции по правам человека от 25 июня 1993 г. (статья 1 Венской декларации и Программы действий). Подобную позицию занимает и Конституционный Суд Украины, который в Решении по делу № 8-рп/2002 от 7 мая 2002 года постановил: "Признавая человека наивысшей социальной ценностью, Конституция Украины закрепляет широкий перечень прав и свобод, гарантирует и обеспечивает их защиту, в том числе и от нарушений со стороны государства, его органов и должностных лиц" [3, с.124]. В наши дни реальность прав человека в Украине должна рассматриваться как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти.
Одного декларирования прав человека не достаточно для их обеспечения и выполнения. Поэтому государство должно еще обеспечить и защитить права и свободы человека. Такую роль выполняют гарантии. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека — это система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту. В юридической науке различают две основные группы гарантий — общесоциальные и юридические.
Издавая нормы права и, тем самым, предоставляя возможность возникновения на ее основе субъективных прав и охраняемых законом интересов, государство обязано предусмотреть и соответствующую форму их защиты. Сегодня у управомоченного субъекта есть широкий выбор форм защиты его гражданских прав. Однако, наличие нескольких форм защиты права ставит перед законодателем проблему разграничения их использования. А следовательно перед субъектом права встает вопрос об эффективности и целесообразности использования той или иной формы защиты.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при защите субъективных гражданских прав.
Цель исследования — выявить особенности способов и форм защиты, раскрыть содержание правил, предусмотренных ГК Украины по исследуемым вопросам.
Теоретическое задание — изучить и проанализировать законодательство, научную литературу, материалы периодической печати по исследуемым вопросам с подготовкой выводов по каждой главе.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания общественных явлений и процессов. В работе использованы также общепринятые в юридической науке методы научного познания: формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, историко-правовой. Научная новизна работы определена целью и поставленными заданиями.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Субъективное гражданское право предоставляется лицу в целях удовлетворения определенного интереса. Последний связывает своего носителя с другими членами гражданского общества. Стало быть, и реализация этого интереса может произойти лишь в результате общих волевых актов связанных им лиц. Так, например, удовлетворение интереса заимодавца в получении долга предполагает совершение определенных действий каждым из договорных контрагентов; реализация интереса нанимателя во владении и пользовании наемным имуществом опосредствуется волевыми актами нанимателя и окружающих его третьих лиц и т. д. Однако для того чтобы управомоченный мог удовлетворить свой интерес, он должен иметь возможность распоряжаться не только своими действиями, но и чужим поведением противоположной стороны, которое он сам осуществить не в состоянии. "Поэтому любое субъективное гражданское право с неизбежностью расчленяется на два правомочия, одно из которых состоит в возможности совершения положительных действий самим управомоченным, а второе — в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанного лица" [4, с. 3].
Нормальный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраны. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятием "охрана гражданских прав" охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Что касается собственно правовых мер охраны, то к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается как развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, например, закрепление гражданской право-, дееспособности субъектов, установление обязанностей и т. п., так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов.
Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспариваний. В целях избежания терминологической путаницы охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав.
Защита гражданских прав — одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере и особенностях гражданско-правовых санкций, механизме их реализации и других вопросах, возникающих в связи с нарушением гражданских прав. Исследование данной категории предполагает, в свою очередь, выяснение содержания и соотношения ряда взаимосвязанных понятий, к числу которых в первую очередь относится само право на защиту.
Субъективное гражданское право на защиту. В общем виде право на защиту можно определить как "предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права" [5, с. 120]. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц. По мнению ряда ученых, обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения — это его неотъемлемое качество и такая возможность существует не параллельно с другими, закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями. Несмотря на некоторые различия, существующие между этими точками зрения, принципиальных расхождений между ними нет, так как в обоих случаях право на защиту рассматривается в качестве обязательного элемента самого субъективного права.
Такому пониманию права на защиту противостоит получающее все большее распространение в литературе мнение, в соответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право. Данное право в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного гражданского правоотношения. Эта позиция представляется наиболее убедительной.
Как и любое другое субъективное право, право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны, возможность требования определенного поведения от обязанного лица. Право на собственные действия в данном случае включает в себя такие меры воздействия на нарушителя, как, например, необходимая оборона, применение так называемых оперативных санкций и т.д. Право требования определенного поведения от обязанного лица охватывает, в основном, меры воздействия, применяемые к нарушителю компетентными государственными органами, к которым потерпевший обращается за защитой нарушенных прав.
Вывод: Следовательно, в общем виде право на защиту можно определить как "предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УКРАИНЕ
.1 Юрисдикционная форма защиты прав человека
Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается "комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов" [6, с. 99].
В.П. Воложанин выделяет самостоятельную защиту права, защиту, осуществляемую юрисдикционными органами, общественную защиту. Защиту, осуществляемую юрисдикционными органами автор подразделяет на "защиту в спорном и бесспорном порядке" [7, с. 7].
С.В. Курылев классифицирует формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов по характеру связи юрисдикционного органа со спорящими сторонами, выделяя при этом: "1) разрешение спора юрисдикционным актом одной из сторон спорного правоотношения; 2) разрешение спора актом органа, не являющегося участником спорного правоотношения, но связанного с одним или обоими участниками спорного правоотношения определенными правовыми или организационными отношениями; 3) разрешение спора органом, не являющимся участником спорного правоотношения и не связанным с ним правовыми или организационными отношениями помимо процессуальных" [8, с. 162].
Рассмотрим две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
"Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав" [9, с. 123]. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, хозяйственный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т. д. которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
О.С. Иоффе говорит о существовании "общего, специального и исключительного порядка защиты гражданских прав" [10, с. 314].
Общий порядок включает в себя, прежде всего, защиту гражданских прав судом. Поскольку судебный порядок имеет общее значение, он, по мнению автора, должен применяться во всех случаях, за исключением изъятий, прямо указанных в законе. О.С. Иоффе относит к общему порядку защиты и арбитраж.
Специальный порядок, считает автор, отличается от судебно-арбитражного порядка защиты гражданских прав тем, что он применяется не в виде общего правила, а только в случаях, прямо указанных в законе. К данному порядку защиты он относит административный порядок, защиту профсоюзными организациями, товарищескими судами, третейский суд.
По общему правилу, защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Наряду с ними судебную власть осуществляют хозяйственные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В тех случаях, когда конституционные права и свободы граждан нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд Украины.
Исходя из наличия практически неограниченного перечня средств обеспечения защиты прав и свобод человека в Украине, Конституция отмечает, что каждый имеет право любыми, не запрещенными законом способами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств. Способы защиты прав и свобод человека делятся на судебные, административные и государственные.
Право граждан на судебную защиту закреплено в ст. 10 Всеобщей декларации права человека, в соответствии с которой оно также зафиксировано в ст. 55 Конституции Украины. Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Согласно ст. 124 Конституции Украины судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Ст. 147 Конституции Украины определяет Конституционный Суд Украины единственным органом конституционной юрисдикции в Украине. Согласно Закону Украины "О Конституционном Суде Украины" с письменным ходатайством в Конституционный Суд относительно необходимости толкования Конституции и законов Украины с целью реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина могут обращаться граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица. Нормативно-правовыми способами защиты прав и свобод человека и гражданина при обращении в суд или другие институты является, прежде всего, Конституция Украины и соответствующие законы. Как отмечается в ст. 8 Конституции Украины, ее нормы являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции гарантируется. После использования всех национальных способов юридической защиты гражданин может обратиться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина. Судебная защита — необходимая и самая эффективная гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Суд является приоритетным, но далеко не единственным органом защиты прав и свобод человека и гражданина, на что прямо указывает Конституция. В частности, отмечается, что каждый может обратиться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина, если использованы все национальные средства правовой защиты.
В качестве средства судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает, по общему правилу, иск, — обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты являются заявление, в частности по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в Конституционный Суд Украины. Судебный или, как его нередко называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые особо указаны в законе.
Специальным порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, в соответствии с гражданским законодательством Украины, следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях.
Административная форма защиты предусматривает рассмотрение обращений граждан в вышестоящих органах государственной власти, органах местного самоуправления. Согласно Конституции Украины (ст. 40) каждый человек имеет право направлять индивидуальные или письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным и служебным лицам. Порядок обращений определяется законом Украины «Об обращениях граждан". Гражданин может выбирать любое средство защиты права в случае неудовлетворенности результатами рассмотрения его дела органами власти, предприятиями и т. д. Административный способ может быть первым (но не обязательным) шагом к восстановлению нарушенных прав. Судебный способ защиты при наличии независимой судебной системы является более объективным, квалифицированным, чем административный.
Вывод: Следовательно, юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, хозяйственный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т. д. которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
2.2 Неюрисдикционная форма защиты граждан
Следовательно, защита гражданских прав обеспечивается соответствующими способами, в соответствующей процессуальной форме, соответствующими государственными и общественными организациями.
Однако, возможна такая ситуация, когда управомоченное лицо вынуждено, с целью защиты своих прав и интересов, применять средства самозащиты (самообороны). Это возможно в случае крайней необходимости и необходимой обороны.
Такие случаи подробно регламентированы Уголовным кодексом Украины. Однако, упоминание о них, как о способах самозащиты находится в Гражданском кодексе Украины.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. В новом ГК указанные действия объединены в понятие "самозащита гражданских прав" и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав. "Самозащитой является применение лицом средств противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества" [11].
С данной их квалификацией в научном плане согласиться невозможно, так как здесь смешаны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия — способ и форма защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав с позиций теории — это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. К допускаемым мерам самозащиты относятся, в частности, действия лица в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, применение к нарушителю так называемых оперативных санкций, например, отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи и т. п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника и некоторые другие действия.
В перечне раздела 3 обстоятельств, исключающих преступность деяния, необходимая оборона предусмотрена ст. 36 УК Украины. "Необходимой обороной признаются действия, совершенные с целью защиты охраняемых законом прав и интересов защищающегося лица, или другого лица, а также общественных интересов и интересов государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, необходимого и достаточного в данной обстановке для немедленного предотвращения или прекращения посягательств, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны" [12].
Как сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины "О cудебной практике по делам о необходимой обороне", следует иметь ввиду, что "состояние необходимой обороны возникает не только в момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы причинения вреда защищающемуся" [13, с.78]. Отсюда следует, что основанием для необходимой обороны является наличие общественно опасного посягательства, а также наличие у обороняющегося необходимости в немедленном предотвращении или пресечении наличного общественно опасного посягательства.
Как известно, институт крайней необходимости, наряду с институтом необходимой обороны, относится к числу традиционных для уголовного права и, казалось бы, его регламентация в уголовном законе должна быть наиболее совершенной в сравнении с другими более "молодыми" обстоятельствами, исключающими преступность деяния.
"Социально-правовое назначение рассматриваемого института состоит в том, чтобы при коллизии правоохраняемых благ (охраняемых уголовным законом интересов) и, что не менее важно, способов их защиты стимулировать не безразличное отношение лица к такой ситуации, а стремление предотвратить опасность наступления более тяжких последствий, чем те, угроза наступления которых уже налицо" [14, с.14]. Это обусловливает и специфику содержания нормативных установлений о крайней необходимости, и их межотраслевую юридическую природу. В настоящее время нормативный материал о крайней необходимости представлен не только в уголовном, но и в гражданском законодательстве. При этом в орбиту уголовно-правового регулирования крайняя необходимость попадает лишь потому, что в процессе реализации права на защиту одних ценностей в ущерб другим может причиняться вред объектам уголовно-правовой охраны.
Такое обстоятельство, исключающее преступность деяния, как крайняя необходимость, закреплено статьей 39 УК Украины. "Крайняя необходимость расценивается как устранение опасности, непосредственно угрожающей лицу или охраняемым законом правам этого человека или других людей, а также общественным интересам государства, при условии, что в данной ситуации эту опасность невозможно было устранить другими способами, а также, если не превышены пределы необходимой обороны" [12].
Следовательно, для состояния крайней необходимости нужны два основания: 1) наличие опасности, угрожающей правоохраняемым интересам личности, общества или государства и 2) невозможности устранения этой опасности иными средствами, кроме совершения действия, подпадающего под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом.
Вывод: Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. В новом ГК указанные действия объединены в понятие "самозащита гражданских прав" и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
В юридической литературе вопрос определения понятия "форма защиты субъективного права" имеет различные подходы к его разрешению. Учитывая тот факт, что в законодательных актах используются такие термины как способ, порядок, большинство исследователей предлагают определять понятие формы защиты субъективного права через ее соотношение с этими категориями, дополнив их ряд еще категорией "средство защиты". Думается, что было бы не совсем верно рассматривать понятие формы защиты через соотношение с обозначенными категориями, без учета понятия механизма правовой защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов.
Механизм правовой защиты субъективных прав явление системное, благодаря взаимодействию элементов которого можно говорить о динамике охранительной функции права. Так как понятия "форма защиты", "способ защиты", "порядок защиты" и "средство защиты" относятся к охранительно-правовым категориям, то вопрос об их месте и роли в механизме реализации охранительной функции права немаловажен.
"Механизм правовой защиты субъективных прав — это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав" [15, с. 6]. При определении структуры (основных элементов) механизма защиты следует исходить из структуры механизма правового регулирования, так, как справедливо отметил В.В. Бутнев, механизм защиты — часть механизма правового регулирования [15, с. 6]. С.С. Алексеев выделяет в качестве основных элементов механизма правового регулирования: 1) юридические нормы; 2) правоотношения; 3) акты реализации прав и обязанностей [16, с. 364]. Эти же элементы, по вполне обоснованному суждению В.В. Бутнева, составляют структуру механизма правовой защиты субъективных прав.
Придерживаясь вышеуказанной структуры механизма правовой защиты субъективных прав, можно выявить сущностные признаки таких категорий как форма защиты, способ защиты, порядок защиты и средство защиты.
Начнем со способа защиты субъективного права. В юридической литературе выделяют различные определения способа защиты субъективных гражданских прав. Например, А.П. Сергеев понимает под способами защиты закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя [17, с. 284].
В приведенных определениях способа защиты гражданских прав, проявляется одна общая черта, а именно — закрепленность данных мер правовой нормой. И непросто нормой, а нормой охранительного характера материальной отрасли права. В то же время нельзя согласиться с использованием при определении понятия "способ защиты" терминов "средство" и "меры", так как, на наш взгляд, эти понятия не только семантически нетождественны друг другу, но и не согласуются с самой категорией "способ защиты" в качестве его структурно-дефинитивных единиц. А, следовательно, способ необходимо определять иначе.
В словаре С.И. Ожегова способ определяется как действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь [19, с. 658].
"Способы защиты субъективных гражданских прав — это закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, с помощью которых осуществляется установление, определение нарушенных спорных прав и воздействие на правонарушителя" [20, с. 188].
Способы защиты гражданских прав, допускаемые законом, отличаются друг от друга по юридическому и материальному содержанию, формам и основаниям применения. По этим признакам способы защиты гражданских прав можно классифицировать на следующие виды:
а) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;
б) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.
в) фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав.
Как правило, обладатель нарушенного права может воспользоваться не хоть каким, а вполне конкретным способом защиты собственного права. Частенько способ защиты нарушенного права прямо определен особым законом, регламентирующим конкретное гражданское правоотношение.
Статьей 16 ГК Украины предусмотрено, что способами защиты гражданских прав и интересов могут быть:
) признание права;
) признание правомочия недействительным;
) прекращение действия, нарушающего право;
) восстановление положения, существовавшего до нарушения;
) принудительное выполнение обязанности в натуре;
) изменение правоотношения;
) прекращение правоотношения;
) возмещение ущерба и другие способы возмещения имущественного вреда;
) возмещение морального (неимущественного) вреда;
) признание незаконными решения, действия или бездействия органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.
Суд может защитить гражданское право или интересы другим способом, установленным договором или законом.
Данный перечень вряд ли можно назвать завершенным, ведь он имеет существенные недостатки, которые касаются структуры (в частности объединение отдельных самостоятельных способов защиты в один) и содержания определенных способов.
Однако, закрепление в законе способов защиты даже в таком несовершенном виде имеет важное значение, ведь потерпевшие имеют возможность сориентироваться в выборе способа защиты, что значительно облегчает их выбор.
Как правило, лицо, право или интерес которого пострадали, может использовать не любой, а конкретный способ защиты своего права. Часто способ защиты нарушенного права прямо признан специальным законом, который регламентирует конкретное гражданское правоотношение. Так, например, согласно ст. 387 ГК Украины собственник имеет право истребовать свое имущество от лица, незаконно, без соответствующего правового основания, завладевшего им, т.е. восстановить положение, которое существовало до нарушения права. Однако, чаще, владельцу субъективного права предоставляется возможность самому выбирать способ защиты своего нарушенного права. Например, по договору подряда, если подрядчик допустил отступления от условий договора, которые ухудшили работу, или допустил другие недостатки в работе, заказчик вправе по своему выбору требовать безвозмездного исправления указанных недостатков в соответствующий срок или возмещения понесенных им необходимых затрат по исправлению своими средствами недостатков работы (если договором предусмотрено такое право заказчика), или соответствующего уменьшения вознаграждения за работу (ст. 852 ГК).
Достаточно очевидно влияние на выбор способа защиты и характера правонарушения. Так, если вследствие правонарушения субъективное право полностью уничтожается и восстановить положение, которое существовало до нарушения права, практически невозможно — возникает потребность в таких способах защиты, которые направлены на восстановления причиненного вреда, это может быть взыскание ущерба и неустойки, выполнение обязанности в натуре и прочее.
Определение в специальных нормах тех или иных способов защиты, так же, как и выбор способа защиты из перечисленных ст. 16 ГК Украины (если в специальных нормах нет указаний на конкретные способы защиты), зависят от специфики права, которое нуждается в защите, и характере нарушения. Так, например, такие способы защиты, как возмещение ущерба и взыскание неустойки применяются в случаях нарушений имущественных прав. И, наоборот, прекращение действий, нарушающих право (или создающих угрозу его нарушения), применяются для защиты личных неимущественных прав.
Рассмотрим некоторые способы защиты гражданских прав и интересов.
Признание права. Необходимость в этом способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица определенного субъективного права не признается, отрицается или есть реальная угроза такого непризнания в будущем, т.е. требование о признании права выдвигается для подтверждения его реального существования.
Часто неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или же препятствует такому использованию. Например, если владелец жилого дома не имеет на него правоустанавливающих документов, он не может этот дом продать, обменять и прочее. Признание права является способом устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения действий со стороны третьих лиц, которые препятствуют его осуществлению.
Признание права (или точнее — охраняемого законом интереса субъекта) как способа его защиты осуществляется только в судебном порядке. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца спорного права.
Нужно указать, что в большинстве случаев требование об определении субъективного права является необходимой предпосылкой применения других, предусмотренных ст. 16 ГК Украины, способов защиты. Например, чтобы восстановить положение, которое существовало до нарушения права или принудить должника к выполнению обязательства в натуре, истец должен доказать, что он владеет определенным правом, защиты которого он добивается. Однако, бывают случаи, когда требование о признании права имеет самостоятельное значение и не поглощается другими способами защиты. Так, признание права, как способа защиты права, применяется при защите права собственности, права авторства, права хозяйственного ведения и других прав.
Прекращение действия, нарушающего право; Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например, возмещением ущерба или неустойки, или иметь самостоятельное значение. В последнем случае интерес владельца субъективного права выражается в том, чтобы прекратить нарушение его права или ликвидировать угрозу его нарушения. Так, например, автор произведения, которое незаконно используется (готовится в печать без ведома автора, исправляется и др.) третьими лицами, может требовать прекращения этих действий не выдвигая других, например, имущественных претензий.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения; Как самостоятельный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное субъективное право вследствие правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально возобновлено путем устранения последствий правонарушения. Данный способ защиты охватывает широкий круг конкретных действий, ведь противоправное поведение может вызвать изменения как в имущественной так и в личной сферах жизни лица.
Лицо, совершившее противоправное поведение, может быть принуждено судом к восстановлению того состояния, которое существовало до правонарушения.
Принудительное выполнение обязанности в натуре. Иногда в юридической литературе этот способ называется еще реальным выполнением. Для этого способа характерным является то, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые предусмотрены обязательством между сторонами. Прежде всего, речь идет о выполнении обязанности по договору. По решению суда лицо обязывается к выполнению по содержанию обязанности, которую оно не выполнило добровольно.
Выполнение обязанности в натуре противопоставляется выплате денежной компенсации. Однако очевидно, что интерес пострадавшего не всегда может быть удовлетворен такой заменой. Он имеет право требовать от контрагента фактического осуществления тех действий, которые являются предметом соответствующего обязательства, например, реальной передачи вещи, выполнения работ, предоставления услуг и прочее. Только в тех случаях, когда реальное выполнение объективно невозможно или нежелательно для потерпевшего, данный способ может быть заменен другим способом защиты по выбору пострадавшего.
Важным является еще один момент, характеризующий данный способ защиты. Поскольку обязанность тесно связана с лицом, то она может быть выполнена лишь добровольно. Ведь, нельзя принудить, например, подрядчика построить определенный объект, о чем было договорено в договоре, или принудить приобретателя к реальному выполнению своих обязанностей по договору пожизненного содержания.
Изменение правоотношения. Способ изменения правоотношения может происходить путем изменения предмета обязательства, содержания прав и обязанностей. Так, покупатель, которому передана вещь ненадлежащего качества (если ее недостатки не были предупреждены продавцом), имеет право по своему выбору требовать замены вещи, соответствующего уменьшения покупательной цены, безвозмездного устранения недостатков вещи и прочее. По требованию подрядчика суд может изменить срок выполнения работы, если это обусловлено обстоятельствами, по которым он не отвечает.
Прекращение правоотношения, как способ защиты применяется при расторжении договоров. Так, отчуждатель жилого дома может отказаться от договора пожизненного содержания, если приобретатель не выполняет обязанностей, принятых им по этому договору. Наниматель может требовать расторжения договора найма, если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, оказывается в состоянии, непригодном для пользования.
Как правило, такой способ защиты реализуется в судебном порядке, но не исключается и самостоятельное его применение пострадавшим. Важно, что возможность прекращения или изменения правоотношения была прямо предусмотрена законом или договором.
Характерным для этого способа является то, что он может применяться в связи с виновными и невиновными действиями контрагента.
Возмещение ущерба и другие способы возмещения имущественного вреда является наиболее распространенным способом защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, который используется в сфере как договорных, так и не договорных отношений.
В соответствии со статьей 1166 Гражданского кодекса Украины, "имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездействием личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, причинившим его" [11].
Статьей 1192 Гражданского кодекса Украины установлено, что внедоговорная ответственность состоит из возмещения вреда в натуре (например, предоставление вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п.) или полного возмещения причиненных убытков. "Учитывая обстоятельства дела, суд по выбору потерпевшего может обязать лицо, причинившее вред, возместить его в натуре (передать вещь того же рода и такого же качества, починить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки в полном объеме" [11]. Отсюда следует, что при внедоговорной ответственности ущерб возмещается полностью независимо от объекта посягательства.
1 декабря 1994 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины "О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда". Статья 1 Закона устанавливает, что подлежит возмещению причиненный гражданину ущерб в следующих случаях:
1."незаконного осуждения, незаконного привлечения в качестве обвиняемого, незаконного ареста и содержания под стражей, незаконного проведения в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела обыска, выемки, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от должности и других процессуальных действий, ограничивающих права граждан;
2.незаконного применения административного ареста или исправительных работ, незаконной конфискации имущества, незаконного наложения штрафа;
3. незаконного проведения оперативно-розыскных методов, предусмотренных Законами Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" и другими актами законодательства" [21, с. 55]. Причем, уголовным законодательством Украины предусмотрена уголовная ответственность за совершение указанных выше незаконных действий со стороны должностных лиц правоохранительных органов. Возмещение вреда при этом, как правило, происходит на основании установления вины указанных лиц в совершении должностных преступлений.
"В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные методы, не подтвердилась, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, Пограничные войска Украины, Управление государственной охраны Украины обязаны возобновить нарушенные права и возместить причиненные материальные и моральные убытки" [22].
Нужно отметить, что законодатель предусматривает возможность привлечения к ответственности любого работника правоохранительной службы за нарушение прав человека, что отражено в Законах, регламентирующих их деятельность.
"Для того, чтобы оправданное лицо, в отношении которого дело прекращено по реабилитирующим основаниям, могло воспользоваться правом возмещения вреда, причиненного незаконными действиями и решениями должностных лиц во время осуществления необоснованной обвинительной деятельности в сфере уголовного судопроизводства, оно должно знать об этом праве" [23, с. 89].
Важное значение в защите прав человека играет Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека. В соответствии со статьей 5 Конвенции "на национальные правоохранительные и судебные органы возлагается обязанность соблюдать нормы материального и процессуального национального законодательства. "Кроме того, государство должно действовать добросовестно и не злоупотреблять властью. Другими словами, это условие указывает на то, что лица должно быть защищено от беззакония со стороны государственных органов" [24, с. 28].
Право на возмещение ущерба возникает в случаях:
1)постановления оправдательного приговора суда;
2)прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления, или недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления;
)отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела по вышеуказанным основаниям;
)прекращения дела об административном правонарушении.
Согласно части второй статьи 2 Закона Украины "О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда", право на возмещение вреда, причиненного указанными в статье 1 Закона оперативно-розыскными методами до возбуждения уголовного дела, возникает при условии, что на протяжении шести месяцев после проведения таких методов не было принято решение о возбуждении по их результатам уголовного дела или такое решение было отменено.
В соответствии со статьей 11 Закона от 1 декабря 1994 года, в случае полной реабилитации гражданина, орган дознания, следователь, прокурор или суд обязаны разъяснить гражданину порядок возобновления его прав и возмещения другого ущерба, а также по его просьбе в месячный срок письменно сообщить о своем решении в трудовой коллектив или общественную организацию по месту жительства.
Указанный Закон Украины предусматривает следующий порядок и виды возмещения причиненного ущерба. Так, в зависимости от того, какой орган проводил следствие или рассматривал дело, в месячный срок со дня обращения гражданина указанные лица определяют размер возмещения ущерба, о чем выносят постановление или определение. Вместе с постановлением или определением гражданину направляется уведомление, в котором разъясняется, куда и на протяжении какого срока можно обратиться за возмещением ущерба и возобновлением нарушенных прав. Причем, в уведомлении дается перечень только тех требований, на которые гражданин имеет право претендовать. Если гражданин не согласен с вынесенным постановлением, он вправе обжаловать его в суд, а определение суда — в суд высшей инстанции в кассационном порядке. Однако обжалование через суд не лишает гражданина права обратиться с жалобой к соответствующему прокурору. Причем, такая жалоба об обжаловании постановления по желанию гражданина может быть подана либо в суд по месту его жительства, либо по месту нахождения соответствующего органа.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины, возмещение ущерба производится, как правило, за счет средств государственного бюджета. Как уже было сказано ранее, гражданам возвращаются заработок и другие денежные доходы, которые он утратил вследствие незаконных действий со стороны должностных лиц органа дознания, следствия, прокуратуры или суда. Что касается возвращения заработка и других денежных доходов, которые гражданин потерял, их размер определяется с учетом заработка, не полученного гражданином за время отстранения от работы (должности), за время отбытия уголовного наказания или исправительных работ как административного взыскания.
Имущество возвращается в натуре, а в случае невозможности возвращения в натуре его стоимость возмещается за счет тех организаций, которым оно было передано безвозмездно. В случае, когда имущество было уничтожено, утрачено или повреждено во время нахождения в распоряжении органа дознания, следствия, прокуратуры или суда, гражданин имеет право обратиться с требованием о возмещении стоимости имущества. Если же невозможность возвращения имущества в натуре возникла после передачи его финансовому органу, требование предъявляется этому органу. Если речь идет о возвращении жилых домов, квартир и других сооружений, если они не сохранились в натуре, а гражданин отказывается от предоставления ему равноценного жилья, стоимость утраченного жилья возмещается ему из учета рыночных цен, действующих на момент обращения гражданина о возмещении ущерба.
Если предприятие, организация или учреждение, которым было бесплатно передано имущество гражданина, ликвидировано, или они не имеют достаточно средств для возмещения ущерба, все расходы по возмещению ущерба на себя берет государство.
С определенным требованием к указанным органам гражданин имеет право обратиться в течение шести месяцев со дня направления ему сообщения. Рассмотрено же данное требование должно быть в течение одного месяца. В случае смерти гражданина право на возмещение ущерба (кроме морального) переходит к его наследникам. При наличии нескольких наследников очереди, призванных к наследованию, каждому из них выплачивается его часть. Возмещение морального ущерба осуществляется в случае, когда незаконные действия органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда причинили моральную утрату гражданину, привели к нарушению его нормальных жизненных связей, требуют от него дополнительных усилий для организации своей жизни.
Кроме возвращения указанных в статье 3 Закона Украины видов материального ущерба, статья 6 Закона предусматривает возвращение гражданина в первоначальное положение. Ведь по ряду уголовных дел кроме ущерба имущественного характера гражданину приходится претерпевать и ряд других лишений, например, отстранение от занимаемой должности. Так вот, в данном случае незаконно привлеченный к уголовной ответственности гражданин подлежит восстановлению в прежней должности не позднее месячного срока со дня обращения. Если же предприятие, на котором работал гражданин, ликвидировано или существуют другие причины, по которым он не может быть восстановлен в должности, через центр занятости ему предоставляется другое место работы. В случае отказа в восстановлении на работе или нерешении этого вопроса в месячный срок со дня обращения гражданина, он имеет право в месячный срок обратиться в суд с иском о восстановлении на работе, на учебе в учебном заведении. Предоставление ранее занимаемой должности происходит в случае, если гражданин обратился в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу оправдательного приговора или вынесенного постановление (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, отсутствии в действиях состава преступления или недоказанностью участия обвиняемого в совершенном преступлении.
В таком случае запись в трудовой книжке об увольнении гражданина с занимаемой должности признается недействительной и по его желанию собственник предприятия или уполномоченный им орган может выдать ему дубликат трудовой книжки без аннулированной записи.
Одним из важнейших прав граждан является право на жилье, которого гражданин, незаконно привлеченный к уголовной ответственности и незаконно осужденный может быть лишен. Обязанность восстановить права гражданина на жилье согласно статье 9 Закона возлагается на органы местного самоуправления, которые на протяжении месяца со дня обращения к ним возвращают гражданину, утратившему право пользования жилым помещением вследствие незаконного осуждения, занимаемое им ранее жилое помещение, а если оно не сохранилось в натуре, на протяжении шести месяцев со дня обращения, предоставляют ему равноценное жилье с учетом членов семьи и действующими нормами жилой площади.
Кроме того, во исполнение рассмотренного Закона приказом Министерства юстиции Украины, Генеральной прокуратуры Украины и Министерства финансов Украины было принято Положение о применении Закона Украины "О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда". В соответствии с данным Положением, в случае, "если требование о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав не удовлетворено или гражданин не согласен с принятым решением, он имеет право обратиться в суд с исковым заявлением" [25, с. 67].
Президент Украины осуществляет защиту гражданских прав и интересов в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины.
В случаях, установленных Конституцией Украины и законом, лицо имеет право обратиться за защитой гражданского права и интереса в орган государственной власти, орган власти Автономной Республики Крым или орган местного самоуправления.
Орган государственной власти, орган власти Автономной Республики Крым или орган местного самоуправления осуществляют защиту гражданских прав и интересов в пределах, на основаниях и способом, которые установлены Конституцией Украины и законом.
Кроме того, нотариус осуществляет защиту гражданских прав путем совершения исполнительной надписи на долговом документе в случаях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, несмотря на то, что лицо, субъективное право которого нарушено, может само выбрать конкретный способ его защиты (в пределах определенных законом), сам этот выбор предопределяется указанными выше обстоятельствами.
Лицо имеет право на самозащиту своего гражданского права и права другого лица от нарушений и противоправных посягательств.
Самозащитой является применение лицом средств противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества.
Способы самозащиты должны отвечать содержанию нарушенного права, характеру деяний, которыми оно нарушено, а также последствиям, которые вызваны этим нарушением.
Способы самозащиты могут избираться самим лицом или устанавливаться договором или актами гражданского законодательства.
Защита субъективных гражданских прав может осуществляться не только в гражданско-правовом, но также в административно — правовом и уголовно — правовом порядке. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, диалектическим соотношением правовых статусов лица. Общеправовой (конституционный) статус является базой для отраслевого статуса, а отраслевой (гражданско-правовой) служит основой индивидуального или конкретного статуса. Так как общеправовой статус служит базовым для нескольких отраслей, то отраслевые статусы служат генетически взаимосвязанными, что предоставляет в ряде случаев единства охраняемых благ (например, право собственности). Во — вторых, в зависимости от характера правонарушения и типа органа, осуществляющего защиту права, можно условно выделить несколько степеней защиты прав. В отношении одного и того же субъективного права могут быть задействованы различные меры защиты.
Возмещение морального (неимущественного) вреда как гражданско — правовой способ защиты появилось в нашей правовой системе сравнительно недавно.
В соответствии с действующим законодательством моральный вред может состоять, в частности: в унижении чести, достоинства, престижа или деловой репутации; моральных переживаниях в связи с повреждением здоровья; в нарушении права собственности (в том числе и интеллектуальной); прав, предоставленных потребителям; других гражданских прав; в связи с незаконным нахождением под следствием и судом; в нарушении нормальных жизненных связей из-за невозможности продолжения активной общественной жизни; нарушения отношений с окружающими людьми; при наступлении других негативных последствий.
В постановлении Пленума Верховного Суда Украины "О судебной практике по делам о защите достоинства и чести физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица" отмечено, что "под достоинством следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной биопсихосоциальной ценности, с честью связывается положительная социальная оценка лица в глазах окружающих, которая основывается на соответствии его действий (поведения) общепринятым представлением о добре и зле, а под деловой репутацией физического лица понимается приобретенная лицом общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении им трудовых, служебных, общественных или других обязанностей" [26]. Под деловой репутацией юридического лица, в том числе предпринимательских обществ, физических лиц — предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других лиц, понимается оценка их предпринимательской, общественной, профессиональной или другой деятельности, которую осуществляет такое лицо как участник общественного отношения.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Украины от 31 марта 1995 года № 4 "О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) вреда" "под моральным (неимущественным) вредом нужно понимать потери неимущественного характера вследствие моральных или физических страданий или других отрицательных явлений, причиненных физическому или юридическому лицу незаконными действиями или бездействием других лиц" [27, с. 315].
Способы защиты, определенные в ст. 16 ГК Украины неоднородны по своей юридической природе, что также существенно влияет на возможности их реализации. В юридической литературе встречается разделение их на способы защиты и способы ответственности, которые различаются между собой основаниями применения, социальным назначением, выполняемыми функциями, принципами реализации и некоторыми другими моментами.
"Общее правило предусматривает, что способы ответственности в отличие от способов защиты, применяются только к виновному нарушителю субъективного права и выражаются в дополнительных ограничениях в виде лишения правонарушителя определенных прав или возложения на него дополнительных обязанностей" [28, с. 95 ]. Среди способов защиты гражданских прав ст.16 ГК Украины, способами ответственности могут быть определены возмещение ущерба, взыскание неустойки и компенсация морального вреда — все иные являются способами защиты.
Вывод: Способы защиты субъективных гражданских прав — это закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, с помощью которых осуществляется установление, определение нарушенных спорных прав и воздействие на правонарушителя.
Способы защиты гражданских прав, допускаемые законом, отличаются друг от друга по юридическому и материальному содержанию, формам и основаниям применения. По этим признакам способы защиты гражданских прав можно классифицировать на следующие виды:
а) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;
б) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.
в) фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодня в Украине сложилась система законодательных актов, создающих правовую основу для осуществления и защиты субъективных гражданских прав граждан.
Однако, существуют еще определенные недостатки, усложняющие оптимальное выполнение определенных субъективных прав и свобод граждан. Сейчас, в условиях низкого уровня договорной дисциплины, дальнейшее развитие должны получить способы обеспечения выполнения обязательств.
В общем виде право на защиту можно определить как "предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.
Защита прав является одной из важнейших функций любого правового государства. Защита прав важна для современной Украины, государства, в котором всего несколько лет существуют реальные правовые гарантии. Надежная защита гражданских прав гарантирует участникам правоотношений беспрепятственную реализацию субъективных прав.
В соответствии со сложившимся в науке понятием "охрана гражданских прав" охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включают меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. В настоящее время, гражданско-правовая защита прав, регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом Украины.
Субъективное гражданское право и охраняемый законом интерес являются очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями. Следует отметить, что понятие "законные интересы" отличается от понятия "интересы, охраняемые законом". Под законным интересом понимается тот интерес, который допускается (разрешается) законом, т.е. правомерный интерес. Под интересом, охраняемым законом, понимается интерес, который находится под охраной закона. В самом деле, в основе всякого субъективного права лежит тот или иной интерес, для удовлетворения которого субъективное право и предоставляется управомоченному лицу. Одновременно охраняемые интересы в большинстве случаев опосредуются конкретными субъективными правами, в связи с чем, защита субъективного права представляет собой и защиту охраняемого законом интереса. В науке гражданского права различают юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты прав. Юрисдикционная форма защиты — это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами, т.е. в судебном или административном порядке. Неюрисдикционная форма защиты гражданского права — защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным органам.
Способы защиты субъективных гражданских прав — это закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, с помощью которых осуществляется установление, определение нарушенных спорных прав и воздействие на правонарушителя.
Способы защиты гражданских прав, допускаемые законом, отличаются друг от друга по юридическому и материальному содержанию, формам и основаниям применения. По этим признакам способы защиты гражданских прав можно классифицировать на следующие виды:
а) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;
б) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.
в) фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав.
Приоритетом нового формирования прав человека является защита частной жизни, частной собственности, обеспечение человеку личной, социальной, экономической безопасности.
Актуальной в этом контексте является компетенция морального вреда. Однако, применению этого средства защиты препятствует несогласование норм, которые регулирует данное правоотношение, что, в свою очередь, создает коллизии действующего законодательства.
Так, в некоторых нормативных актах значительно сужены границы применения морального вреда, что не соответствует требованиям ГК Украины, которым предусмотрено право требовать возмещения морального (неимущественного) вреда в случае нарушения его права неправомерными действиями в любом правоотношении.
Существуют коллизии и в вопросе об органах, которые имеют право решать вопрос о возмещении морального вреда, ведь вопреки нормам ГК Украины некоторые нормативно-правовые акты предусматривают и другие органы, не определенные непосредственно кодексом.
Много спорного есть в вопросе об определении размера возмещения морального вреда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституція України: Закон вiд 28.06.1996 № 254к/96-ВР // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1996, N 30, ст. 141
2. Права человека: Учебник для вузов /отв. Редактор — член корр. РАН, доктор юрид. наук Е.А. Лукашева.- М., 1999.- 184 с.
. Решение Конституционного Суда Украины по делу № 8-рп/2002 от 7 мая 2002 года //Право Украины.- 2002.- № 9. — С.124.
4. Крашенинников Е.А. Структура субъективного права // Построение правового государства: вопросы теории и практики. Ярославль, — 1990. 120 с.
. Цивільне право України: Академічний курс: Підруч.: У двох томах /За заг. Ред. Я.М. Шевченко.- Т.1. Загальна частина.- К.: Концерн „Видавничий Дім „Ін Юре", 2003.- 520 с.
. Гражданское право Украины: Учебник: В 2-х кн../ Д.В. Бобровая, О.В. Дзера, А.С. Довгерт и др.; За ред. О.В. Дзери, Н.С. Кузнецової.- К.: Юрінком Інтер, 1999.- 864 с.
. Воложанин В. П. Основные проблемы защиты гражданских прав в несудебном порядке: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора юрид. наук. Свердловск, 1975. — 28 с.
. Курылев С.В. Формы защиты и принудительного осуществления субъективных прав и право на иск // ТрудыИркутского государственного университета. Сер. Юрид. Т. ХХII. Вып. 3. Иркутск, 1957. — 220 с.
. Харитонов Е.О., Саниахметова Н.А. Гражданское право:Учеб. пособие.- К.: А.С.К., 2002.- 832 с.
. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Учебник. М., 1967. — 520 с.
11. Цивільний кодекс України: Закон вiд 16.01.2003 № 435-IV // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2003, NN 40-44, ст.356
. Кримінальний кодекс України: Закон вiд 05.04.2001 № 2341-III // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2001, N 25-26, ст.131 )
13. Постанова Пленуму Верховного Суду України "Про судову практику у справах про необхідну оборону" від 26 квітня 2002 р. № 1.- Збірник Постанов Пленуму Верховного Суду України.- 2003р.- Юрінком Інтер.- 400 с.
. Орешкина Т. Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее преступность деяния / Уголовное право. 1999. — № 3.
. Бутнев В.В. Понятие механизма защиты субъектов гражданских прав// Механизм защиты субъективных гражданских прав: Сб. науч. тр. Ярославль, 1990. — 280 с.
. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. — 520 с.
. Сергеев А.П.Гражданское право: Учебник. Ч.1/ Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М., 1999. — 480 с.
. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1998. — 710 с.
. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. — 880 с.
. Цивільне право. Підручник під ред. О. А.Підопригора, Д.В. Боброва "Вентурі", К., 1997, ч.1, — 620 с.
. О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину вследствие незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда: Закон Украины // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины.- 1997.- № 9-10.
. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Украины от 7 июля 1992 года с последующими изменениями /Голос Украины, 16 февраля 1993 года.
. Відшкодування шкоди, заподіяної внаслідок необґрунтованої реалізації функції обвинувачення / Право України, 2003, № 5.
24. Стаття 5 Європейської конвенції про захист прав та основних свобод людини / Право України, 2001, № 12.
25. Положение о применении Закона Украины "О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину вследствие незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда": Закон Украины // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины.- 1997.- № 9-10.
. Постанова № 1 Пленуму Верховного Суду України від 27 лютого 2009 року Про судову практику у справах про захист гідності та честі фізичної особи, а також ділової репутації фізичної та юридичної соби
. Відшкодування матеріальної і моральної шкоди та компенсаційні виплати:нормативні акти, розяснення, коментарі. Бюлетень законодавства і юридичної практики, 1997, №№9-10, "Юрінком", К., 1988.- 400 с.
. Косінов С., Співвідношення заходів захисту і мір відповідальності у цивільному праві України, Право України, 1998, № 12.