Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Инновационный бизнес в России7
§ 1.1. Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий7
§ 1.2. Инновационная деятельность в российской экономике — состояние и проблемы14
§ 1.3. Выводы по 1й главе20
Глава 2. Российский инновационный потенциал, инновационное развитие и инновационная культура22
§ 2.1. Российский инновационный потенциал, инновационное развитие и инновационная культура22
§ 2.2. Факторы, сдерживающие осуществление инноваций25
§ 2.3. Выводы по 2й главе29
Глава 3. Правовые аспекты инновационной деятельности31
§ 3.1. Некоторые правовые проблемы формирования и координации научно-технической политики и инновационной деятельности в Российской Федерации31
§ 3.2. Предложения по мерам законодательного обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации35
§ 3.3. Выводы по 3й главе37
Заключение40
Список литературы44
Введение
Государственная инновационная политика должна создавать условия, при которых предприятия были бы заинтересованы в развитии инновационной деятельности, то есть была бы поддержана их естественная мотивация к этому.
Предприятия занимаются инновационной деятельностью потому, что появляется, во-первых, дополнительный источник финансирования фундаментальных исследований, возможность сохранения научного потенциала, обеспечения его привлекательности, а во-вторых — большая независимость от чиновников.
Основная часть средств, получаемых от внебюджетного финансирования, направляется на проведение поддерживаемых государством фундаментальных исследований. Налоги, выплачиваемые, при этом часто превышают базовое бюджетное финансирование.
При таком подходе можно определенно утверждать, что превышение внебюджетного финансирования над бюджетным никак не является отрицательным моментом при оценке деятельности предприятия. Кроме того, нужно подчеркнуть, что предприятия — очень разные, и оценивать их надо по существу, а не по формальным критериям.
По оценкам отечественных специалистов Россия, используя зарубежный опыт, вполн могла бы побороться за 17 макротехнологий из тех 50 — 55, которые определяют потенциал развитых стран. Это авиационные и космические технологии, новые мыслящие материалы — керамика, металлы, полимеры, композиты, которые могут реагировать на окружающую среду, это и технология нефтедобычи и переработки, мембранная технология, электронно-ионные, плазменные технологии, технологии мониторинга природно-техногенной среды, биотехнологии, рекомбинантные вакцины, атомная энергетика и топливные элементы, информационные технологии и др.
Есть еще примерно 22 — 25 направлений, в которых можно рассчитывать выйти на мировой уровень через 5 — 7 лет. По оценкам специалистов только от экспорта наукоемкой продукции Россия ежегодно могла бы ежегодно получать 120 — 150 млрд. дол.
Однако в целом глубинная суть государственной инновационной политики в России до сих пор фактически заключается лишь в непродуктивном декларировании своих, остающихся нереализованными общих намерений.
Актуальность данного исследования заключена в том, что политика государства в инновационной сфере по-прежнему лишена эффективных конструктивных механизмов ее действенной реализации и нацеленной на конечный стратегический, конкурентоспособный на мировом рынке инновационный продукт результативной системы действий.
Несмотря на принятие в годы реформ десятков правовых актов Правительства и Президента Российской Федерации, нескольких сотен нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, так или иначе относящихся к сфере инновационной деятельности или затрагивающих ее, отсутствие целевой системы комплексного федерального нормативного правового регулирования этой деятельности является одним из важных сдерживающих факторов ее развития.
Для касающихся инновационной деятельности федеральных и региональных актов в целом характерно ужесточение государственного регулирования.
Цель курсовой работы показать, что основой государственной инновационной политики становится установление в стране жесткой государственной инфраструктуры с бюджетным финансированием и властным управлением инновационной деятельностью, что играет на руку чиновничьему аппарату, но реально абсолютно не способствует переводу эконмики на инновационный путь развития.
Для федеральных и ведомственных целевых программ характерно наличие третьих сторон, которые имеют возможность решающим образом влиять на предопределение конкретных направлений работ, объем финансирования, оценку и приемку результатов выполненных работ.
К ним относятся, например, дирекции программ, наблюдательные советы, попечительские советы, а также различные экспертные советы, комплексные комиссии, научно-технические советы при Администрации Президента, Правительстве, министерствах и т.д., куда обычно включаются представители самых разных министерств и ведомств.
Состав этих общественных органов постоянно претерпевает частые и существенные, конъюнктурного характера изменения. Сами эти органы и их члены не несут какой-либо юридической и материальной ответственности за содержательные результаты деятельности этих структур, за качество и эффективность находящихся под их опекой инновационных разработок.
Что не обеспечивает необходимой преемственности в деятельности этих органов, формировании ими целостной, логически связанной с предысторией инновационной деятельности государственной инновационной политики.
Отмеченное в полной мере относится и к специализированным фондам, которые приобретают возможность по-своему подрегулировать распределение выделенных государством и иных поступивших для проведения инновационных работ финансовых средств. К ним относятся, например: Венчурный инновационный фонд, Российский фонд технологического развития Минпромнауки России, Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы.
Представляется, что эти фонды и государственная инновационная машина в целом реально имеют практически неограниченные возможности под вывеской стратегических инновационных разработок профинансировать НИОКР независимо от качества, уровня, практической значимости и состояния внедрения их результатов.
Глава 1. Инновационный бизнес в России
§ 1.1. Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий
Для устойчивого экономического роста и развития субъекта хозяйствования любого уровня необходим хозяйственный механизм, построенный на системном взаимодействии инновационно-образующих факторов.
Хозяйственный механизм представляет собой совокупность тех средств, с помощью которых можно достичь поставленной цели. Как правило, хозяйственный механизм включает правовые акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, а также совокупность условий, стимулов, побудительных мотивов, объективно существующих в экономике и регулирующих поведение основных экономических агентов.
Научно-производственная деятельность организации по своей экономической природе носит комплексный характер. Нововведения, являясь инструментом стратегического управления, затрагивают сферы текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, вызывают изменения во всех их областях, а также оказывают влияние на отдельные факторы микросреды.
Коммерческая организация как открытая система, обменивающаяся ресурсами с микросредой, получает извне информационные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, использует их в своей деятельности и возвращает внешней среде конечный продукт в виде товаров, работ или услуг, а также оплаты за использованные ресурсы.
Поступление и расходование ресурсов, направление их преобразования и прочие пути производственно-финансовых взаимоотношений с внешней средой регулируются системой управления организацией. В соответствии с общими корпоративными целями, система управления ставит и решает задачи по оптимизации взаимодействия с динамически меняющейся внешней средой и улучшению использования ресурсов. Решение этих задач зачастую требует изменения сложившихся процессов производства, сбыта и управления, т. е. инноваций.
К внешним факторам нововведений относят развитие технологий, действия конкурентов, предпочтения потребителей и инвесторов.
К внутренним факторам, стимулирующим техническое и организационное развитие, можно отнести предпочтения собственников и менеджеров организации относительно доходности инвестированного капитала и роста стоимости фирмы, выражающиеся в стремлении максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, как материальные, так и нематериальные.
С точки зрения стратегического управления нововведения служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, а также средством постоянного совершенствования процессов в организации, направленного на рост эффективности ее деятельности.
Решение стратегических задач, стоящих перед фирмой, возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов или на основе изменения существующих и создания новых процессов (инновации). Таким образом, в системе принятия стратегических решений инновации являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации. От выбора этого варианта зависит успех деятельности компании и достижение целей в долгосрочном периоде.
В качестве факторов, определяющих успех научно-производственной деятельности предприятия, рассматриваются следующие компоненты:
a.стратегический подход (инновационная политика предприятия);
b.человеческий фактор (эффективная организационная структура и культура, максимальная отдача каждого специалиста);
c.использование профессиональных приемов управления;
d.ориентация на будущее;
e.эффективное освоение практического опыта.
Все вышеперечисленное существенно влияет и определяет инновационный потенциал того или иного предприятия.
Научно-производственный потенциал предприятия это есть мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы стратегических технических и организационных изменений.
В качестве компонентов научно-производственного потенциала предприятия следует определить стратегию, инновационную политику и цели фирмы, маркетинг и менеджмент, производственный и технологический уровень, финансовое состояние предприятия и др.
Выдержка из текста работы
Инженерно-геодезические работы позволяют создать геометрическую основу строительства промышленных и гражданских сооружений на каждой стадии строительного процесса, начиная от изысканий и выноса проекта в натуру и заканчивая наблюдениями за деформациями сооружений в процессе их эксплуатации. Строителю в процессе работы приходится решать специальные инженерно-геодезические задачи, связанные со строительством зданий и сооружений, и рассчитывать необходимую точность геодезических измерений. Поэтому ему важно знать основные нормативно-правовые аспекты по осуществлению данной деятельности.
Целью исследования данной работы является изучение нормативно-правовых аспектов осуществления деятельности по инженерной геодезии. В ходе работы были поставлены следующие задачи:
рассмотреть актуальные нормативно-правовые аспекты в системе инженерной геодезии
показать процесс лицензирования и контроля работ в топографо-геодезической деятельности
выделить основные тенденции и перспективы развития системы нормативно-правового регулирования в сфере кадастра, геодезии и картографии
В настоящее время, проведение геодезических работ является наиболее первым, важным и обязательным этапом. Это комплекс мер, которые включены в законодательство, как обязательный список инженерно — геодезических работ при строительстве.
Глава 1 Актуальные нормативно-правовые аспекты в системе инженерной геодезии
.1 Федеральный закон о геодезии и картографии от 26.12.1995 (ред. От 04.03.2013 с изменениями, вступившими в силу 04.03.2013)
Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Он был принят Государственной Думой 22 ноября 1995 года с изменениями и дополнениями от: 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 3 июня 2005 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 27 июля 2010 г., 20 марта, 18, 19 июля, 7 ноября 2011 г., 28 февраля 2012 г., 4 марта 2013 г.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области геодезии и картографии.
Федеральный закон о геодезии и картографии включает в себя 3 главы и 20 статей:
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Правовое регулирование в области геодезической и картографической деятельности
Статья 3. Геодезическая и картографическая деятельность
Статья 4. Субъекты и объекты правовых отношений в области геодезической картографической деятельности
Глава II. Регулирование и осуществление геодезической и картографической деятельности
Статья 5. Вопросы ведения Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности
Статья 6. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности
Статья 7. Обеспечение единства измерений при осуществлении геодезической и картографической деятельности
Статья 8. Финансирование геодезической и картографической деятельности
Статья 9. Государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации
Статья 10. Федеральная собственность на результаты геодезической и картографической деятельности
Статья 11. Исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности
Статья 12. Лицензирование геодезической и картографической деятельности
Статья 13. Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии
Статья 14. Геодезическая и картографическая деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации
Статья 15. Передача информации об объектах местности
Статья 16. Охрана пунктов государственных геодезических сетей
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической и картографической деятельности
Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате геодезической и картографической деятельности
Глава III. Заключительные и переходные положения
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 20. Переходные положения
«Правовое регулирование в области геодезической и картографической деятельности осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Настоящим Федеральным законом регулируются правовые отношения в области геодезической и картографической деятельности. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в процессе геодезической и картографической деятельности, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации» ( г.1, с. 2, п.1 ФЗ о геодезии и картографии).
«Нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической и картографической деятельности влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. » ( г.2, с.17, п.1 ФЗ о геодезии и картографии).
Так же для инженерной геодезии очень важны такие статьи, как: 6,7,10,11,12,13,17 и 18. В них отраженные основные нормативно-технические документы, права на результаты геодезической и картографической деятельности, лицензирование и федеральный государственный надзор геодезической и картографической деятельности, а так же ответственность за нарушение Федерального закона о геодезической и картографической деятельности.
Актуальность уточнения действующего ФЗ «О геодезии и картографии» от 26.12.1995 № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) с учетом современных новаций сомнений не вызывает. Особую тревогу вызывает то, что указанный законопроект фактически идет в разрез с частью 4 поручения Президента Российской Федерации от 30.09.2013 №Пр-2263, касающейся совершенствования системы государственного управления в области геодезии и картографии, поскольку в нём отсутствует системообразующее начало. По мнению экспертного сообщества, принятие законопроекта негативно скажется на достижении целей, касающихся точности, достоверности и актуальности геодезической и картографической информации, создаваемой, в том числе, в интересах органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
.2 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства» Основные положения
Настоящие строительные нормы и правила Российской Федерации разработаны на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и содержат общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий, выполняемых при хозяйственном освоении и использовании территорий, для проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий, зданий и сооружений.
Технические требования и рекомендуемые правила в развитие и обеспечение основных положений СНиП 11-02-96 регламентируются и детализируются сводами правил, в которых устанавливается состав и объем работ, технология и методика их выполнения для отдельных видов инженерных изысканий, в том числе для различных видов строительства, выполняемых в районах развития опасных природных и техноприродных процессов, на территории распространения специфических грунтов, а также в районах с особыми природными и техногенными условиями.
Они разработаны: Производственным и научно-исследовательским институтом по инженерным изысканиям в строительстве (ПНИИИС), ГО "Росстройизыскания" при участии Геонадзора г. Москвы, НИИОСП им. Н.М.Герсеванова, АО "Институт Гидропроект", МГСУ, АООТ "ЦНИИС", АООТ "Мосгипротранс", АО "Ленгипротранс", ОАО "Теплоэлектропроект", АООТ "Гипрокаучук", АО "Гипроречтранс", АО "Ленгипроречтранс", института "Энергосетьпроект", Союздорпроект, ГСПИ РТВ, ВНИПИИСТРОМСЫРЬЕ, АО "ЛенТИСИЗ", Управления архитектуры и градостроительства Тверской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, ЦНИИЭПграждансельстрой, НПЦ "Ингеодин", МАЭН, АО "Моринжгеология", АО "Геоэхитус".
Включает в себя:
. Нормативные ссылки.
. Термины и определения.
. Общие положения.
. Инженерно-геодезические изыскания.
. Инженерно-геологические и инженерно-геотехнические изыскания.
. Инженерно-гидрометеорологические изыскания.
. Инженерно-экологические изыскания.
. Изыскания грунтовых строительных материалов.
. Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод.
И Приложения от А до М.
Приложение А «Нормативные ссылки» является важным нормативно-правовым аспектом в осуществлении деятельности по инженерной геодезии.
Оно содержит в себе информацию различных ГН, ГОСТ, СанПин, СП и СТ.
Их список:
ГН 2.1.5.1315-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
ГН 2.1.5.2280-07 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
ГН 2.1.7.2041-06 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве
ГН 2.1.7.2511-09 Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве
ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов.
ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 12536-79 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава
ГОСТ 17.1.1.03-86 Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользований
ГОСТ 17.1.1.04-80 Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования
ГОСТ 17.1.2.04-77 Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов
ГОСТ 17.1.3.06-82 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод
ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков
ГОСТ 17.1.3.08-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества морских вод
ГОСТ 17.1.5.01-80 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность
ГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов
ГОСТ 17.1.5.04-81 Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия
ГОСТ 17.1.5.05-85 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков
ГОСТ 17.2.1.03-84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения
ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 17.2.6.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов
ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы
ГОСТ 17.4.1.02-83 Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения
ГОСТ 17.4.2.01-81 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния
ГОСТ 17.4.2.03-86 Охрана природы. Почвы. Паспорт почв
ГОСТ 17.4.3.01-83. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб
ГОСТ 17.4.3.04-85* Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения
ГОСТ 17.4.3.06-86 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ
ГОСТ 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа
ГОСТ 17.5.1.03 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ
ГОСТ 17.5.4.02-84 Охрана природы. Рекультивация земель. Метод измерения и расчета суммы токсичных солей во вскрышных и вмещающих породах
ГОСТ 19912-2001 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием.
ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости.
ГОСТ 20522-96 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний
ГОСТ 21.302-96 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям
ГОСТ 21153.2-84 Породы горные. Методы определения предела прочности при одноосном сжатии
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.
ГОСТ 23278-78 Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости.
ГОСТ 23740-79 Грунты. Методы лабораторного определения содержания органических веществ.
ГОСТ 24481-80 Вода питьевая. Отбор проб
ГОСТ 24846-81 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений.
ГОСТ 24902-81 Вода хозяйственно-питьевого назначения. Общие требования к полевым методам анализа
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация
ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации.
ГОСТ 26447-85 Породы горные. Метод определения механических свойств глинистых пород при одноосном сжатии
ГОСТ 27593-88 Почвы. Термины и определения.
ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора
ГОСТ 28168-89 Почвы. Отбор проб
ГОСТ 28985-91 Породы горные. Метод определения деформационных характеристик при одноосном сжатии
ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения.
ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания. Общие положения
ГОСТ 4979-49 Вода хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Методы химического анализа. Отбор, хранение и транспортирование проб
ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.
ГОСТ 5686-94 Грунты. Методы полевых испытаний сваями
ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества
ГОСТ Р 51593-2000 Вода питьевая. Отбор проб
ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения
ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений
ГОСТ Р 8.589-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения ИСО 5667 Качество воды. Отбор проб
СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
СанПиН 2.1.4.1175-02 Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников
СанПиН 2.1.5.2582-10 Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения
СанПиН 2.1.5.980-00 Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод
СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (с изменениями на 25 апреля 2007 года)
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
СанПиН 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)
СанПиН 42-128-4433-87 Санитарные нормы. Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве
СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве
СП 14.13330.2011 Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования.
СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений.
СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты. Актуализированная редакция
СНиП 2.02.03-85
СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСП ОРБ 99/2010)
СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция. СНиП 2.07.01-89*
СТ СЭВ 6017-87 Строительная техника. Определение максимальной плотности и оптимальной влажности грунтов.
Глава 2. Лицензирование и контроль работ в топографо-геодезической деятельности
.1 Лицензирование топографо-геодезической деятельности
В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности "лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственные, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проекторной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности определяется Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 1016 .
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), предусмотренные ч. 1 и ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
б) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальной форме;
в) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте «б» пункта 3 Положения, высшего профессионального или среднего профессионального образования по соответствующим специальностям, а также копии документов, подтверждающих наличие работников в штате организации и их стаж работы по соответствующей специальности;
г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений для осуществления заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях и (или) помещениях);
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных работ, с приложением свидетельств (сертификатов) об их поверке (калибровке), а также копии документов на используемые в этих приборах и оборудовании программные средства;
е) копии документов об организации системы производственного контроля за соблюдением технологии выполнения геодезических и картографических работ и за соответствием качества выпускаемой продукции требованиям нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.1995 №209-ФЗ «О геодезии и картографии»;
ж) опись прилагаемых документов.
"Приказом Росреестра от 08.06.2012 №П/238 утверждены формы документов (в том числе заявлений), используемых в процессе лицензирования геодезической и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение";
С 01 октября 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявители вправе в установленной Росреестром форме заявления о предоставлении лицензии не заполнять следующие строки:
для юридического лица — данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ, и данные документа, подтверждающего факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе;
для индивидуального предпринимателя — данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, и данные документа, подтверждающего факт постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Лицензии действуют бессрочно и действительны на всей территории Российской Федерации. За получение лицензии предусмотрена уплата государственной пошлины 6000 рублей. В случае отказа соискателю в предоставлении лицензии сумма государственной пошлины не возвращается.
Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление, о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи. Государственная пошлина за переоформление лицензии в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, — 2 600рублей. Государственная пошлина за переоформление лицензии в других случаях — 600 рублей.
В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление такого дубликата. В случае порчи лицензии к заявлению о предоставлении дубликата лицензии прилагается испорченный бланк лицензии. Срок оформления дубликата лицензии — три рабочих дня. Кроме того, лицензиат имеет право на получение копии лицензии, которая оформляется в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении копии лицензии. Государственная пошлина за предоставление (выдачу) дубликата лицензии — 600 рублей.
Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений
.2 Органы, контролирующие работу топографо-геодезических служб. Их полномочия
В России существуют специальные органы для контроля и регулирования различной топографо-геодезической деятельности. Это:
.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
.Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (до 30 декабря 2008 года — Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
К полномочиям Росреестра относятся функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
В рамках своих полномочий Росреестр:
·ведёт Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
·ведёт Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (ГРСО)
·ведёт Государственный кадастр недвижимости
·ведёт Государственный каталог географических названий
·ведёт сводный государственный реестр арбитражных управляющих
·осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства
·осуществляет контроль за проведением землеустройства
·проводит экспертизу землеустроительной документации
Официальный сайт: https://rosreestr.ru ( Рис.2.2.1)
Рис.2.2.1 Официальный сайт Росреестра
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществлявший следующие функции:
. управление государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства;
. выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения, в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, и сооружений, а также в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В ведение Госстроя не входили государственный технический учет и инвентаризация объектов капитального строительства; техническое регулирование производства и передачи тепловой энергии в режиме комбинированной выработки/передачи электрической и тепловой энергии.
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года федеральное агентство по строительству и ЖКХ преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Официальный сайт: #»justify»>
Рис 2.2.2 Официальный сайт МинСтрой
инженерный геодезия картография
Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы нормативно-правового регулирования в сфере кадастра, геодезии и картографии
.1 Программа развития геодезии и картографии на основе плана мероприятий реализации концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года
Программа развития геодезии и картографии на основе «Плана мероприятий реализации концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года» подготовлена Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского» (ФГУП «ЦНИИГАиК») для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Программа разработана на базе утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2378-р Концепции, в соответствии с методическими указаниями и прогнозными макроэкономическими показателями Минэкономразвития России.
Учитывая значительную роль геодезии и картографии в обеспечении экономической и стратегической безопасности и повышении уровня потребности в топографо-геодезической продукции в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию геодезии и картографии и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. Для России также с ее огромной территорией и геополитическим положением рост потребительского рынка, удовлетворение потребностей отраслей экономики, обороны и безопасности, науки и образования, населения в картографо-геодезических материалах и данных входит в число приоритетных направлений развития отрасли на период до 2020 года.
Федеральные государственные унитарные предприятия в указанный период выступали как рядовые участники рынка и вступали в конкурентную борьбу с организациями других форм собственности. Однако они не так мобильны, как частные предприятия, и не могут быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, поэтому проигрывают в конкурентной борьбе, и количество их уменьшается.
Реформирование организационной структуры государственного управления отраслью геодезии и картографии за период, начиная с 1967 года, осуществлялось неоднократно с целью повышения качества управления отраслью в условиях перевода экономики на рыночные основы, повышения эффективности отрасли при обеспечении решения первоочередных государственных задач.
Реформы государственной системы управления отрасли геодезии и картографии и изменение организационных структур государственной системы управления отраслью геодезии и картографии, как всякая реорганизация, порождало введение режима функционирования отрасли в условиях так называемого «ликвидационного периода», что вело не только к ослаблению управляемости, нарушению структурных связей системы управления и других, связанных с реорганизацией негативных явлений, но и способствовало усилению отрицательных последствий сложностей переходного периода.
За 18 последних лет структура государственной системы управления отраслью геодезии и картографии была реорганизована 11 раз, в том числе в период с 1998 г. по 1999 г. она была изменена четыре раза, а в период с 2004 г. по 2008 г. — три раза ( Приложение 1).
Указ Президента РФ № 1847 от 25 декабря 2008 года, содержащий пункт об упразднении Роскартографии — федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, определил новый этап коренного преобразования структуры организации и управления отраслью.
Начиная с 2009 года, геодезические работы федерального назначения выполнялись федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года утвержденной 17 декабря 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации за № 2378-р, предусмотрены новые организационные структуры, в том числе:
в целях создания и развития инновационной структуры государственных геодезических сетей запланировано создание полнофункционального международного эфемеридного центра, организация информационного сервиса и введение государственной услуги по предоставлению потребителям точных эфемерид искусственных спутников Земли системы ГЛОНАСС
в целях развития и эксплуатации высокоэффективной системы геодезического обеспечения требуется создание федерального автономного учреждения по государственному геодезическому обеспечению (далее — центр геодезического обеспечения).
для выполнения функций по ведению федерального картографо-геодезического фонда целесообразно создать федеральное автономное учреждение — оператор базовых пространственных данных (далее — оператор данных).
в целях создания, хранения, актуализации и распространения навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания в морских зонах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и акватории Мирового океана необходимо создание в ведении Министерства обороны Российской Федерации федерального автономного учреждения по картографическому обеспечению морской деятельности (далее — центр картографического обеспечения морской деятельности).
в целях эффективного выполнения задач в сфере геодезии и картографии федеральные государственные унитарные предприятия отрасли геодезии и картографии, осуществляющие производственную деятельность, требуют существенной модернизации как в техническом и технологическом оснащении, так и в структуре управления. Для комплексного решения задачи модернизации, переоснащения и реструктуризации этих предприятий необходимо привлечение существенных инвестиций. Решение данной задачи должно осуществляться путем проведения акционирования этих предприятий. С целью обеспечения государственного контроля за деятельностью созданных акционерных обществ путем образования на базе приватизируемых предприятий открытого акционерного общества с предполагаемым включением его в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень стратегических открытых акционерных обществ.
Планом мероприятий по реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 1177-р в разделе «IV. Создание федеральных государственных учреждений, обеспечивающих выполнение государственных функций и оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, оптимизация участия государства в капитале коммерческих организаций» предусмотрено (пп.12-14):
создание открытого акционерного общества в сфере геодезии и картографии;
создание федеральных государственных учреждений по государственному геодезическому обеспечению по операциям с базовыми пространственными данными;
создание федерального государственного учреждения по картографическому обеспечению морской деятельности;
создание федерального государственного учреждения по геоинформационному обеспечению;
марта 2012 года за № 296 опубликован Указ Президента РФ об открытом акционерном обществе «Роскартография», которым ФГУП «МАГП» преобразуется в открытое акционерное общество «Роскартография».
Все федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные Росреестру, за исключением ФГУП «ЦКГФ», ФГУП «ЦНИИГАиК», ФГУП «Госгисцентр» и ФГУП «Картгеоцентр», преобразуются в открытые акционерные общества и «вливаются» в ОАО «Роскартография», 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности.
Далее доля Российской Федерации в уставном капитале открытого акционерного общества «Роскартография» уменьшается до 51 процента путем размещения акций по закрытой подписке.
Указом определено, что приоритетным направлением деятельности открытого акционерного общества «Роскартография» является осуществление геодезической и картографической деятельности в интересах органов государственной власти Российской Федерации, а также в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
апреля 2012 г. за № 640-р вышло распоряжение Росимущества о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный картографо-геодезический фонд» (ФГУП «ЦКГФ») в форме присоединения к нему федеральных государственных унитарных предприятий:
Центрального ордена "Знак Почета" научно-исследовательского института геодезии, аэросъемки и картографии имени Ф.Н. Красовского (ФГУП «ЦНИИГАиК»),
Государственного картографического и геодезического центра (ФГУП «Картгеоцентр»),
Государственного научно-внедренческого центра геоинформационных систем и технологий (ФГУП «Госгисцентр»).
ФГУП «ЦКГФ» в трехмесячный срок с даты издания указанного распоряжения необходимо представить в органы государственной регистрации сведения для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ФГУП «ЦНИИГАиК», ФГУП «Картгеоцентр» и ФГУП «Госгисцентр».
Подготовлен, но пока не реализован проект Распоряжения Правительства Российской Федерации о реорганизации образованного на базе четырех предприятий, о которых речь шла выше, ФГУП «ЦКГФ» в форме преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных». Намечаются приоритетные направления и основные цели деятельности нового учреждения:
ведение федерального картографо-геодезического фонда;
ведение Государственного каталога географических названий;
выполнение научных исследований, методических и нормативно-технических разработок в области геодезии и метрологического обеспечения топографо-геодезических и картографических работ;
В дальнейшем направления и цели деятельности будут уточняться в Росреестре, Минэкономразвития и Минфине.
Заключение
Инженерная геодезия в строительстве — главное направление геодезии 2000-х годов. Все самые передовые методики и приборы применяются здесь. С каждым днем возрастают требования к точности измерений, к их сложности, скорости их производства. Инженерная геодезия применяется как при строительстве, так и при эксплуатации зданий и сооружений. С помощью инженерной геодезии можно решить много прикладных задач, таких как : получение актуальных данных для последующего проектирования, определение на местности границ и характерных точек для объекта, контроль геометрии строящегося объекта, съемка отклонений от проекта, измерение сдвижений и деформаций в процессе строительства, наблюдение за сдвижениями и деформациями после сдачи объекта в эксплуатацию.
Такая отрасль требует не только практических и расчетно-математических знаний, но, так же, обязует знать многие нормативно — правовые аспекты данной деятельности, чтобы работа выполнялась по стандартам и законам, установленными государством. Знание всего этого может уберечь нас от «нежелательных проблем» с органами, контролирующими работу топографо-геодезических служб, а еще быть уверенным в себе и своей работе.
инженерный геодезия картография
Список литературы
1. «Программа развития геодезии и картографии на основе плана мероприятий реализации концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года», ФГУП «ЦНИИГАиК», Москва, 2012 г.
. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (с изменениями и дополнениями).
. СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», МинСтрой России, 1996 г.
. gosstroy
. rosreestr
. Курс инженерной геодезии / Под ред. В.Е. Новака. — М.; Недра, 1989. — 430с.
. Инженерная геодезия / Г.В. Багратуни, В.Н. Ганьшин, и др. — М.; Недра, 1984. — 344 с.
. Кулешов Д.А., Стрельников Г.Е. Инженерная геодезия для строителей. — М.; Недра, 1990. — 256 с.
. Инженерная геодезия: учебник для вузов. / Е.Б. Клюшин, М.И. Киселев и др. Под редакцией Михелева Д. Ш.. — М.: Высшая школа, 2000.- 464 с.
. Инженерная геодезия / Под ред. П.С. Закатова. — М.; Недра, 1976. — 583 с.
. Практикум по инженерной геодезии / Б.С. Хейфец, Б.Б. Данилевич и др. — М.; Недра, 1979. — 334 с.
. Инженерная геодезия: учебник для вузов. / Е.Б. Клюшин, М.И. Киселев и др. Под редакцией Д.Ш. Михелева. — М.: Высшая школа, 2000.- 464 с.
. Черкозьянов А.Т., Землянский А.А. Инженерная геодезия. Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2002. — 232с.
. Черкозьянов А.Т., Землянский А.А. Инженерная геодезия. Практикум: Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. — 182с.
. Учебное пособие по геодезической практике / В.Ф. Лукьянов, В.Е. Новак и др. — М.; Недра, 1986. — 236 с.
. СН — 212 — 73. Инструкция по топографо-геодезическим работам при инженерных изысканиях для промышленного, сельскохозяйственного, городского и поселкового строительства. — М.; Стройиздат, 1976.
. СНиП 3. 01. 03 — 84. Правила производства и приемки работ. Геодезические работы в строительстве. — М.; ЦНИОМТП Госстроя СССР, 1985.
. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)
.«Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических , топографических и картографических работ.» ГКИНП (ГНТА) 17-004-99, Москва, 1999г.
Приложение 1
Наименование структуры по осуществлению государственной системы управления отраслью геодезии и картографииГод созданияГлавное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР (ГУГК при СМ СССР)1967 г. (постановление Совета Министров СССР от 10 мая 1967 года № 415)Комитет по геодезии и картографии СССР (Госгеодезия СССР)1991 г. (постановление Кабинета Министров СССР от 13 апреля 1961 года № 176)Главное управление картографии при Совете Министров РСФСР (Главкартография)1991 г. (постановление Совета Министров РСФСР от 15 июля 1991 года № 397)Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации1992 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. № 71)Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) при Правительстве Российской Федерации1992 г. (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. № 1148)Упразднена Федеральная служба геодезии и картографии России1998 г. (Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 483)Образована Федеральная служба России по геодезии и картографии (Роскартография)1998 г. (Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142)Упразднена Федеральная служба геодезии и картографии России. Функции в сфере деятельности упраздненной Федеральной службы геодезии и картографии переданы Министерству природных ресурсов России2004г. (Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314)Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) Министерства транспорта Российской Федерации2004 г. (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649)Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации2008 г. (Указы Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 от 30.05.2008 № 863, от 06.09.2008 № 1315; от 07.10.2008 №1445)Функции отрасли геодезии и картографии переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации (Росреестр)1 марта 2009 г. (Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847)