Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и правовое положение «вынужденных переселенцев» по законодательству Российской Федерации5
1.1. Особенности категории «вынужденный переселенец»5
1.2. Порядок приобретения и прекращения статуса «вынужденный переселенец»7
1.3. Особенности правового положения «вынужденного переселенца»18
Глава 2. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев20
2.1. Взаимодействие Российской Федерации и иностранных государств о помощи беженцам и вынужденным переселенцам20
2.2. Формы сотрудничества24
2.3. Защита прав вынужденных переселенцев26
Заключение34
Список использованных источников и литературы36
Выдержка из текста работы
Сегодня в Российской Федерации более полумиллиона человек имеют статус вынужденного переселенца, а более 16 тысяч человек — статус беженца. Правовые аспекты жизни этих людей на территории России определяют и регулируют специальные законодательные акты о беженцах и переселенцах, международные нормы и конвенция, ратифицированная нашей страной.
Общество сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства. Категория беженцев в международной миграции ежегодно составляет около 20 млн. человек.
На последнюю четверть XX века и начало нынешнего приходится многократное увеличение масштабов и расширение географии вынужденной миграции в мире, что является результатом сохраняющихся и вновь возникающих очагов политической напряженности, войн, этнополитических конфликтов, экологических катастроф.
Прекращение существования СССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Кроме того, острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее [1].
На сегодняшний день самым показательным примером миграции может служить непростая обстановка в соседней Украине.
Россия, как гуманное государство, протягивает свою руку помощи всем людям, вынужденным покинуть родную страну. Даже тем, кто не подпадает под категории «беженец» или «временный переселенец». Тем, кому отказано в присвоении статуса, наша страна предоставляет временное убежище.
Специфика правового положения беженца определяется тем, что страна его гражданской принадлежности не гарантирует ему важнейшие права и свободы человека, что является причиной бегства и поиска защиты у другого государства. В результате, страна-убежище из гуманитарных соображений предоставляет иностранному гражданину права и обязанности вместо страны его гражданской принадлежности. Очевидно, что эта ситуация выходит за пределы действия национального законодательства и регулируется нормами международного права, основанных на признании ряда общечеловеческих прав и свобод. Вместе с тем, правовое положение беженцев определяется и действующим национальным законодательством в отношении прочих иностранных граждан, пребывающих в данном государстве, и собственных граждан этой страны.
И беженцев, и вынужденных переселенцев объединяет вынужденный характер миграции, но рознит, как правило, тип и наличие или отсутствие гражданства государства, где люди ищут спасения [2].
Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц. Возникла острая необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав людей. И в феврале 1993 года принимаются Федеральные Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, в них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Рассмотрение вопросов правового положения вынужденных мигрантов в России невозможно без опоры на международные документы, которыми оговорены принципы политики государств в отношении названной категории лиц. К таковым относятся: Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и Протокол к ней 1967 г. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ эти акты являются составной частью правовой системы России.
Целью данной курсовой работы является исследование правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
— раскрыть понятие «беженец»;
— исследовать особенности правового положения беженца в Российской Федерации;
— исследовать правовой статус вынужденного переселенца;
— изучить вопросы регулирования прав беженцев и вынужденных переселенцев на законодательном уровне.
1. Правовое положение беженцев в Российской Федерации
1.1 Понятие и правовой статус беженцев
В настоящее время статус беженцев регулируется Законом «О беженцах» в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г.). Этот закон определяет статус беженца, устанавливает порядок обращения с ходатайством о признании за ним такого статуса, права и обязанности, обратившихся с таким ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем, его права и обязанности в таком качестве и решает другие вопросы. Статья 1 Федерального закона «О беженцах» даёт следующую характеристику понятия «беженец»:
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:
1) не является гражданином Российской Федерации;
2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства — вне страны своего прежнего обычного места жительства);
3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
Для получения этого статуса необходимо ходатайство лица в соответствующий орган миграционной службы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом — в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе — при отсутствии поста иммиграционного контроля — в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц, признанных беженцами.
Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.
Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.
Лица, признанные беженцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации [3].
Процедура признания лица беженцем предваряется анкетированием данного лица и оформлением на него опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования. При этом уполномоченные федеральные органы при необходимости могут затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи. Это могут быть тексты судебных приговоров, постановления местных властей, приказы об увольнении или переводе на другую работу, полицейские протоколы, медицинские справки об увечьях и, наконец, газетные заметки и публикации. Нередко получить такие документы невозможно, а иногда и просто опасно. В таком случае, если лицо выезжает из так называемых «горячих» точек, то миграционная служба не требует предоставления специальных доказательств. Если же речь идет о таких местностях, где явных военных действий нет, но права лица попираются и существует реальная угроза его жизни, здоровью, чести и достоинству, а подтверждающие документы получить сложно и опасно, лицо вправе обратиться в российский суд по месту его прибытия с заявлением об установлении юридического лица опасности преследования его или членов его семьи в порядке особого производства. Предварительно оно должно получить в миграционной службе предварительный отказ в рассмотрении ходатайства о признании его беженцем из-за отсутствия документов, подтверждающих факт или угрозу преследования. При этом свидетелями могут выступать другие люди, приехавшие из тех же мест, а также представители общественных правозащитных организаций [4].
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по мест……..
Список использованных источников.
1. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2001. — 520 с. ISBN 5-7975-0084-1 с. 106
2. М.Б. Смоленский Конституционное (государственное) право России: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. — 416 с. ISBN 5-91131-029-5 с. 198
3. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2001. — 520 с. ISBN 5-7975-0084-1 с. 106-108
4. М.Б. Смоленский Конституционное (государственное) право России: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. — 416 с. ISBN 5-91131-029-5 с. 199
5. Федеральный закон «О беженцах» в ред. от 28 июня 1997 г.
6. Собрание законодательства РФ. 2001. № 16. Ст. 1604.
7. Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
8. Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
9. Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 313.
10. Собрание законодательства РФ. 1998. № 41. Ст. 5030.
11. Собрание законодательства РФ. 2004. № 1. Ст. 16.
12. Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
13. Собрание законодательства РФ. 2002. № 22, Ст. 2031.
14. Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
15. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 10.
16. М.Б. Смоленский Конституционное (государственное) право России: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. — 416 с. ISBN 5-91131-029-5 с. 200
17. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» в ред. от 18.07.2006 № 121-ФЗ.
18. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» в ред. от 23.07.2008 № 160-ФЗ.
19. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1103; № 26. Ст. 3055.
20. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2001. — 520 с. ISBN 5-7975-0084-1 с. 108.
21. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» в ред. от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ.