Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение1
Глава 1. Актуальные проблемы
функционирования Совета Безопасности ООН……….9
Глава 2. Юридическая роль решений Совета Безопасности ООН17
Заключение 27
Введение
Акты так называемых организаций «семьи ООН» и прежде всего органов собственно ООН обычно не обладают императивностью для государств, относясь к категории soft law или «мягкого права». С одной стороны они являются весьма удачным (по сравнению с национальным законодательством государств-участников) отражением «согласованной воли государств» — источника права в материальном смысле. С другой теряют важнейший признак полноценного источника права в смысле формальном общеобязательность. Исключение составляют решения Совета Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении этой задачи Совет Безопасности, во-первых, правомочен вести борьбу и с экономическими явлениями, подрывающими мир и безопасность, например, с противозаконной торговлей наркотиками, оружием, отмыванием «грязных» денег и т.п. во-вторых, Совет наделен правами принимать силовые действия экономического характера: вводить торговую блокаду, эмбарго и т.п. меры в качестве санкций, применяемых к государствам, в интересах пресечения угрозы миру и безопасности.
Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов. Пять — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), а остальные 10 мест распределяются следующим образом: 3 места — Африка; 2 — Азия 2- Латинская Америка; 2- Зап.Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия; 1- Восточная Европа. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых 9-ти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требует не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех
постоянных членов. Это означает, что достаточно 1-му или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против какого-либо решения — и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена или неучастие его в голосовании по общепринятому правилу как вето не рассматривается.
В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За последнее время не было практически ни одного важного международного события (исключение составляет бомбардировка американскими военными силами Ирака без санкции ООН в декабре 1998 г.), поставившего под угрозу мир и вызвавшего споры между государствами, на которое не обращалось бы внимание Совета Безопасности.
Совет Безопасности ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т.е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя Совета (их число превысило 100).
Кратко функции Совета Безопасности ООН можно классифицировать таким образом:
1.Общие:
1.1. Дает рекомендации по приему новых членов ООН и кандидатуре Генерального Секретаря ООН;
1.2. Осуществляет контроль за управлением стратегическими территориями ;
1.3. Определяет условия участия государств — не членов ООН в Статуте Международного Суда ООН;
2.В случае спора между государствами:
2.1. Заявляет требования о мирном урегулировании спора;
2.2. Рекомендует процедуры или способы мирного урегулирования;
3.При нарушении мира, агрессии:
3.1. Принимает решение о квалификации деяний как агрессии;
3.2. Подписывает соглашения с государствами — членами ООН о предоставлении ими вооруженных сил;
3.3. Применяет сформированные воорженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности;
4.В ситуациях, представляющих угрозу миру:
4.1. Разрывает дипломатические отношения;
4.2. Прекращает экономические связи;
4.3. Прекращает воздушные сообщения;
4.4. Прекращает железнодорожные сообщения;
4.5. Прекращает почтовую и телеграфную связь;
4.6. Блокирует порты;
4.7. Демонстрирует вооруженную силу и др.
Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
— эмбарго на поставки вооружений в ЮАР в 1977 г.;
— экономический бойкот Родезии (теперь Зимбабве) в 1977 г.;
— экономическая блокада Ирака в 1990 г.;
— эмбарго на поставки вооружений и на воздушный транспорт в Ливию в 1992 г.
Экономические по содержанию санкции, введенные Советом Безопасности ООН в 1990 г. против Ирака, в 1992 г. — против Югославии и частичные санкции в 1992 г. — против Ливии, по существу нельзя, разумеется, относить к санкциям именно экономическим. Эти и подобные акции, кстати, мотивируемые интересами обеспечения безопасности, — несомненно имеют сугубо политический характер, лишь выражение их (метод принуждения или кары) — экономическое.
Прием новых государств в ООН осуществляется исключительно по рекомендации Совета Безопасности. Так прием Косово в ООН практически невозможен, поскольку два его постоянных члена Китай и Россия выступают против одностороннего провозглашения этой территорией независимости.
Уникальным источником международного уголовного права являются принятые Советом Безопасности ООН уставы международных уголовных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды. Несмотря на то что принятие подобных международно-правовых актов едва ли вытекает из Устава ООН, тем не менее их молчаливое признание государствами можно рассматривать как легализацию.
Совет Безопасности ООН принял решение о санкциях в отношении движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение 1373 от 28 сентября 2001 г. обязало государство принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения.
Устав ООН предусматривает два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).
В структуре ООН одним из главных органов, отвечающих за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, «уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации» (ст. 42).
В Уставе ООН не содержится полного перечня конкретных принудительных мер. Совет Безопасности может принять решение о применении иных мер, специально не перечисленных в Уставе .
Решения Совета Безопасности ООН непосредственно не обязывают органы государства. Они реализуются на основе и в соответствии с указом Президента. Примером может служить Указ Президента от 6 марта 2001 г. N 266 «О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН 1333 от 19 декабря 2000 г.». Указ обязал государственные организации и коммерческие фирмы предельно ограничить свои связи с территорией, контролируемой движением «Талибан», а также предусмотрел ряд других мер и указал государственные ведомства, несущие ответственность за выполнение данного Указа
О том, насколько существенно такого рода указы способны воздействовать на правовую систему страны, можно судить по Указу Президента РФ от 10 января 2002 г. N 6 «О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.», посвященной борьбе с международным терроризмом. Этот Указ предусматривает принятие мер к пресечению финансирования терроризма, обязывает отказывать в убежище лицам, связанным с террористической деятельностью, предписывает квалифицировать террористические акты как серьезные претупления, обязывает соответствующие ведомства осуществить «анализ законодательства Российской Федерации на предмет его соответствия обязательствам, содержащимся в Резолюции Совета Безопасности ООН» и представить необходимые предложения Правительству.
Решения Совета Безопасности зачастую требуют приостановления действия договоров с государством, к которому применяются санкции. Закон о международных договорах предусматривает, что Президент РФ может приостановить действие лишь межправительственного договора. Что же касается договора, решение о согласии на обязательность которого принималось в форме федерального закона, то его действие может быть приостановлено Президентом РФ «в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием» Федерального Собрания РФ и внесения в Государственную Думу ФС РФ проекта соответствующего закона (ст. 37). Думается, что в случае принятия указа Президента РФ о приостановлении действия договора в соответствии с решением Совета Безопасности ООН можно ограничиться информированием Федерального Собрания РФ.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установил порядок компенсации убытков, понесенных в результате применения санкций. Возмещение осуществляется на основе судебных решений за счет средств федерального бюджета. В результате требования по возмещению убытков на международном уровне переходят к государству (случай суброгации).
Решением Совета глав государств СНГ, подписанным 21 декабря 1991 г., был поддержан переход к России членства СССР в Совете Безопасности ООН со всеми вытекающими отсюда правами и обязательствами. 19 декабря 2001 г. Президентом РФ был издан Указ о выполнении в России резолюции Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. о проведении целого ряда мероприятий против террористов, а Верховный Суд РФ в середине февраля 2003 г. запретил деятельность более 15 организаций, признав их террористическими.
Наиболее эффективным путем противодействия транснациональным криминальным корпорациям является подрыв финансовой основы их деятельности путем оказания давления на оффшорные зоны со стороны мирового сообщества по аалогии с современной практикой деятельности Совета Безопасности ООН в ситуациях, квалифицируемых как угроза миру, нарушение мира или акт агрессии.
Так, после введения Советом Безопасности ООН экономических санкций против государства обычно предписывается «осуществлять санкции, несмотря на существование каких бы то ни было прав и обязанностей, созданных … любым контрактом»
Выдержка из текста работы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Содержание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Курсовая работазаслуживает_______________________________________________________
«___________» _____________________2006.
Подпись руководителякурсовой работы________________
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
План:
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Tahoma">1.<span Times New Roman"">
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Tahoma">2.<span Times New Roman"">
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Tahoma">3.<span Times New Roman"">
Значимость Совета Безопасности
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Tahoma;font-weight:normal">4.<span Times New Roman"">
Юридические границы деятельности Совета Безопасности
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-bidi-font-family: «Times New Roman»;font-weight:normal">
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Tahoma;font-weight:normal">5.<span Times New Roman"">
Заключение
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman»;font-weight:normal">
<span Tahoma",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Tahoma">6.<span Times New Roman"">
Используемая литература
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Tahoma",«sans-serif»; mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
1. ОрганизацияОбъединённых Наций
ООН — международнаяорганизация, главной задачей которой является поддержание и укреплениемеждународного мира и безопасности и развитие сотрудничества междугосударствами. Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке; официальными языкамиявляются английский, французский, испанский, русский и китайский языки. Основыдеятельности этой организации и её структура разрабатывались в годы 2-й мировойвойны 1939-45 ведущими участниками антигитлеровскойкоалиции. Важнейшими этапами на пути создания ООН былиМосковское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 1943,Думбартон-Оксконференция 1944, Крымскаяконференция 1945,Сан-Францисскаяконференция 1945. На конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945г.представителями 50 государств (эти государства, а также Польша считаютсяпервоначальными членами ООН) был подписан Устав ООН, вступивший в силу 24октября 1945, после сдачи ратификационных грамот Советским Союзом, США,Великобританией, Францией, Китаем и большинством др. подписавших Уставгосударств (24 октября ежегодно отмечается как День Организации ОбъединённыхНаций).
В Уставе ООН в результате усилий всех стран участниц закреплены такиедемократические принципы международного сотрудничества, как суверенноеравенство всех членов ООН; разрешение международных споров исключительномирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или еёприменения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН; невмешательство ООНв дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, идр. Членство в ООН открыто для всех миролюбивых государств, способных ижелающих выполнять обязательства, содержащиеся в её Уставе. Приём государств вчлены ООН производится ГенеральнойАссамблеей ООН по рекомендации СоветаБезопасности ООН. На сегодняшний день членами ООН являются около200 государств, в том числе 51 государство, входящее в число первоначальныхчленов [Австралия, Аргентина, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания,Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика,Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай (до 1971 место Китая незаконно занималпредставитель режима Чан Кай-ши на о. Тайвань; 25 октября 1971 права КНР в ООНвосстановлены), Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург,Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай,Перу, Польша, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, США, СССР, Турция, Уругвай,Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия,Южно-Африканская Республика (до 1961 Южно-Африканский Союз)], 87 государств, принятых в ООН в 1946-74:Афганистан, Исландия, Швеция (19 ноября 1946); Таиланд (16 декабря 1946);Йеменская Арабская Республика (до 1962 Йеменское Мутаваккилийское королевство),Пакистан (30 сентября 1947); Бирма (19 апреля 1948); Израиль (11 мая 1949);Индонезия (28 сентября 1950); Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Иордания,Ирландия, Испания, Италия, Камбоджа, Лаос, Ливия, Непал, Португалия, Румыния,Финляндия, Шри-Ланка (до 1972 Цейлон) (14 декабря 1955); Марокко, Судан, Тунис(12 ноября 1956); Япония (18 декабря 1956); Гана (8 марта 1957); Малайзия (до1963 Малайя; 17 сентября 1957); Гвинея (12 декабря 1958); Берег Слоновой Кости,Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Камерун, Кипр, Народная Республика Конго (додекабря 1969 Республика Конго), Заир (до 1964 Республика Конго, до 1971Демократическая Республика Конго), Малагасийская Республика, Нигер, Сомали,Того, Центральноафриканская Республика, Чад (20 сентября 1960); Мали, Сенегал(28 сентября 1960); Нигерия (7 октября 1960); Сьерра-Леоне (27 сентября 1961);Мавритания, МНР (27 октября 1961); Танзания (14 декабря 1961) (14 декабря 1961в члены ООН была принята Танганьика, а 16 декабря 1963 — Занзибар. 26 апреля1964 вступило в силу соглашение об объединении Занзибара с Танганьикой водно государство — Танзанию, датой вступления которой в ООН считается день 14декабря 1961.); Бурунди, Руанда, Тринидад и Тобаго, Ямайка (18 сентября 1962);Алжир (8 октября 1962); Уганда (25 октября 1962); Кувейт (14 мая 1963); Кения(16 декабря 1963); Замбия, Малави, Мальта (1 декабря 1964); Гамбия, Мальдивскиеострова, Сингапур (21 сентября 1965); Гайана (20 сентября 1966); Ботсвана,Лесото (17 октября 1966); Барбадос (9 декабря 1966); Народная ДемократическаяРеспублика Йемен (до 1970 Народная Республика Южного Йемена; 14 декабря 1967);Маврикий (24 апреля 1968); Свазиленд (24 сентября 1968); Экваториальная Гвинея(12 ноября 1968); Фиджи (13 октября 1970); Бахрейн, Бутан, Катар (21 сентября1971); Оман (7 октября 1971); Объединённые Арабские Эмираты (9 декабря 1971);ГДР, ФРГ, Содружество Багамских островов (18 сентября 1973); Бангладеш,Гвинея-Бисау, Гренада (17 сентября 1974). Последними членами ООН стали вновь образованные государства, ставшие независимыми при распадеСССР, одним из которых является и Республика Молдова.
Главные органы ООН — Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН.
Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы впределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООНи давать рекомендации по таким вопросам с ограничениями, обусловленнымиспециальными полномочиями Совета Безопасности.
Совет Безопасности несёт главную ответственность заподдержание международного мира и безопасности; его решениям обязаныподчиняться все члены ООН. Он действует на основе принципа единогласияпостоянных членов Совета Безопасности (РФ – де факта правопреемница СССР, США,Великобритания, Франция, Китай).
В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности в случаяхугрозы миру, нарушений мира или актов агрессии, когда другие меры могутоказаться или уже оказались недостаточными, имеет право предпринять такиедействия вооруженными силами государств — членов ООН, предоставленными в егораспоряжение, какие могут оказаться необходимыми для поддержания иливосстановления международного мира и безопасности. Совету Безопасностипринадлежит исключительная компетенция в решении всех вопросов, связанных ссозданием и функционированием вооруженных сил ООН.
2. Функционирование СоветаБезопасности ООН
Решения и действия ООН отражают складывающееся соотношениесил между государствами мира, преобладающие тенденции международной жизни. Завремя своей деятельности ООН приняла ряд важных и полезных резолюций, преждевсего в области разоружения иукрепления международной безопасности. Среди них — резолюции о принципах,определяющих общее регулирование и сокращение вооружений (1946), о выдаче инаказании военных преступников (1946), о мерах против пропаганды новой войны(1947), о мерах по установлению и укреплению мирных и добрососедских отношениймежду государствами (1957 и 1958), о всеобщем и полном разоружении (1959);Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, обограждении их независимости и суверенитета (1965); Декларация об укреплениимеждународной безопасности (1970); Декларация о принципах международного права,касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами всоответствии с Уставом ООН (1970); резолюции в пользу созыва Всемирнойконференции по разоружению (1971—73); резолюция о неприменении силы вмеждународного отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия(1972), резолюция о сокращении военного бюджетов государств — постоянных членовСовета Безопасности ООН на 10% и об использовании части сэкономленных средствна оказание помощи развивающимся странам (1973).
Мир вступил в период глобальныхперемен, отмеченный исключительно противоречивыми тенденциями. Региональные иконтинентальные объединения государств намечают пути расширения сотрудничестваи регулирования определенных спорных моментов, которые связаны спротивостоянием суверенитетов и столкновением националистических интересов.Национальные границы размываются и стираются под воздействием современныхсредств коммуникации и мировой торговли, атакже вследствие решения государств уступить частьсвоих исключительных прерогатив организациям, в которые они входят. В то жесамое время вновь дают о себе знать проявления национализма и притязания насуверенитет, а единству государств бросают вызов серьезные этнические,религиозные, социальные, культурные или иные противоречия. Социальному миру, содной стороны, угрожают новые проявления дискриминации и отчуждения, а с другой- акты терроризма, направленные на то, чтобы помешать переменам,осуществляющимся демократическим путем <span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[1].
Эффективность ООН в деле поддержаниямира и безопасности непосредственно связана с действенной работой СоветаБезопасности, деятельность которого уже довольно давно подвергаетсякритическому анализу. Здесь хотелось бы уделить особое внимание рассмотрениюпроблемы усиления роли Совета, органа, на который Уставом ООН возложенаответственность за осуществление основной цели Организации Объединенных Наций.
Основой системы безопасности в период«холодной войны» служило взаимное ядерное сдерживание. Фундаментом новойсистемы, складывающейся в мире в настоящее время, являются взаимные гарантии,обеспечение которых требует способности развивать и поддерживать сотрудничествомежду суверенными государствами по проблемам, традиционно считавшимсясердцевиной суверенитета любого государства, а именно, связанным с потребностяминациональной безопасности.
Система совместной безопасностибазируется на:
— доверии, основанном на открытости,транспарентности и предсказуемости;
— сотрудничестве и гарантиях;
— законности, которая зависит отосознания государствами того факта, что ограничения в военной областидействительно способствуют обеспечению их безопасности.
Многие из этих элементов уже нашлисвое отражение в деятельности существующих структур безопасности, главнымобразом в рамках ООН и Организации безопасности и сотрудничества в Европе.
В кризисных ситуациях, тем более в моменты возникновения вооруженныхконфликтов, международная военная интервенция или принудительное установлениемира должны рассматриваться как меры чрезвычайные, с помощью которых можнодобиться лишь ограниченных, временных результатов, и которые нельзя считатьуниверсальным средством. В подобных условиях, если взять, к примеру,внутригосударственный конфликт, существуют две (или более) противоборствующиегруппировки, стремящиеся к власти, между которыми наблюдается определенныйбаланс сил. При вмешательстве внешних сил подобный баланс нарушается, но, каквидно из недавнего опыта ООН в бывшей Югославии, присутствие третьей стороны неустраняет сам конфликт. Соответственно, если происходит вывод таких сил изданного государства, то баланс между противниками быстро восстанавливается, иконфликт разгорается с новой силой <span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[2].
В ходе подобных конфликтов, какправило, имеется мало шансов на достижение компромисса, а, следовательно, и науспех в посреднической деятельности; в этих случаях операции по поддержаниюмира оказываются менее эффективными, поскольку действия участников конфликта неподчиняются каким-либо традиционным «правилам игры», в первую очередь потому,что миротворческие силы должны оставаться беспристрастными и нейтральными<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[3].Еще более деструктивное воздействие на внутренний конфликт оказывает военноевмешательство третьих стран, в особенности, если оно не основывается на УставеООН, а осуществляется во имя каких-либо политических интересов. Наиболее яркимпримером тому является развязанная весной <st1:metricconverter ProductID=«1999 г» w:st=«on»>1999 г</st1:metricconverter>. военная операцияНАТО в Союзной Республике Югославии, прикрытая целью разрешения конфликта вКосово и предотвращения «гуманитарной катастрофы», а по существу лишь приведшаяк усугублению «белградско-косовского» противостояния.
Наилучшим способом предотвращения конфликтов на внутригосударственном уровнепредставляется превентивная дипломатия. Это понятие включает в себя целый рядконкретных практических мер по своевременному выявлению очага напряженности иоперативному его устранению еще до возникновения самого конфликта. В их числе:
— меры по укреплению доверия между противоборствующими сторонами;
— установление конкретных фактов и обстоятельств, что дает возможностьнезамедлительно начать превентивные действия именно в тот момент, когда назреетсоответствующая обстановка;
— раннее предупреждение, находящеесяв тесной зависимости от действий по установлению фактов;
— превентивное развертываниенеобходимых средств и сил, создающее барьер между противниками и способствующеевосстановлению диалога и привлечению посредников;
— создание демилитаризованных зон,позволяющее предотвратить ведение боевых действий, если, несмотря на всепопытки примирить противников, таковые будут иметь место, в местах наибольшегоскопления гражданского населения и гражданских объектов.
Меры превентивной дипломатии, их эффективное осуществление во многом зависят отдеятельности региональных соглашений и организаций, их участия на самой раннейстадии возникновения предконфликтной ситуации. Устав ООН, как известно,содержит положения о привлечении региональных организаций к разрешениювопросов, связанных с поддержанием международного мира и безопасности (Гл.VIII), которые долгое время находились в тени и лишь теперь подверглись анализу.Хотя очевидно, что при возникновении очага напряженности в том или ином регионеименно соответствующая региональная организация способна принять самоедейственное участие в урегулировании конфликта на начальной стадии, опираясь назнание обстановки, политического климата и расклада сил в регионе <span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[4].
Существует множество причин, которыепривели к тому, что вопрос о придании Совету Безопасности большего веса ивлияния рассматривается именно на данном этапе истории ООН. После распадабиполярной системы и возрождения сотрудничества внутри Совета между РоссийскойФедерацией и Соединенными Штатами начался своего рода «renaissance» в делеиспользования ООН в качестве инструмента многостороннего сотрудничества ввопросах внешней политики государств-членов. Разрушение барьеров, установленных«холодной войной», породило новый подход к сотрудничеству и координациидействий на подиуме Организации. Совет Безопасности, как орган, непосредственноответственный за стабильность на Земле, оказался на переднем плане в процессепринятия важнейших решений по урегулированию региональных кризисов иконфликтов.