Выдержка из текста работы
Глава 1. Правовые основы статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее сенатор, член Совета Федерации) и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее депутат Государственной Думы)
1.1 Определение понятий депутат Государственной Думы и члена Совета Федерации. Нормативная база, определяющая правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
1.2 Изменения статуса члена Совета Федерации в связи с реформами Совета Федерации
Глава 2. Порядок наделения и прекращения полномочий депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
2.1 Требования, предъявляемые к кандидатам, претендующим к наделению полномочиями депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
2.2 Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации- представителя от законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации
2.3 Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
2.4 Начало и прекращение полномочий депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Глава 3. Содержание правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
3.1 Права и полномочия и гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования: Сегодня многие развитые страны мира имеют двухпалатный парламент. Такое явление называется бикерализм. Не является исключением и Российская Федерация. Парламент России- Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат. Нижней палатой является Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), формирующаяся представителями политических партий, верхняя- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), формирующейся по непартийному принципу и состоящий из 2 представителей субъектов Российской Федерации: по 1 от исполнительной и законодательной власти субъекта Федерации соответственно.
Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации — это особая группа людей, отличающаяся как от остальных государственных служащих, так и от простых граждан, прежде всего по осуществляемой этой группой деятельности- законодательной деятельности в масштабах всей страны. Данное отличие отражается в особом правовом статусе парламентариев: в правах, обязанностях, ограничениях, привилегиях, которые предусматривает для депутатов и членов Совета Федерации («сенаторов») закон, чтобы они осуществляли свою деятельность максимально эффективно и беспристрастно. Например, в Конституции Российской Федерации установлен запрет депутатам Государственной Думы заниматься любой иной оплачиваемой деятельности кроме деятельности парламентария, исключение составляет преподавательская деятельность. Другим примером особого статуса данных лиц является то, что они не могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке без согласия соответствующей палаты.
Данная работа сейчас особенно актуальна в связи с проходившим и проходящим ныне реформированием органов государственной власти, особенно реформированием Совета Федерации. Сюда же можно отнести и достаточно изменчивое российское законодательство. Изменения происходят во всех сферах, в том числе и в сфере, регулирующей вопросы правового статуса парламентариев.
Данная работа имеет своей целью раскрыть содержание правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации: их права, полномочия.
В работе также будет рассмотрено реформирование Совета Федерации и то, как в результате этого реформирования изменилось правовое положение членов Совета Федерации, а также рассмотреть отдельные аспекты деятельности парламентариев.
Глава 1. Правовые основы статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
1.1 Определение понятий депутат Государственной Думы и члена Совета Федерации. Нормативная база, определяющая правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
федерация депутат дума законодательный
Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ дает следующее определение депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации: «Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом».
Если говорить о нормативном регулировании правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, то прежде всего стоит сказать, что Государственная Дума и Совета Федерации формируют парламент Российской Федерации, осуществляющий свои полномочия на всей территории Российской Федерации, соответственно и статус парламентариев будет регулироваться федеральным законодательством. Так, правовой статус членов нижней палаты парламента Российской Федерации регламентируют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (далее- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ); Федеральный закон № 51-ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ» (далее- Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ); Регламент Государственной Думы (далее- Регламент Государственной Думы), другие нормативные акты.
Правовой статус членов верхней палаты парламента Российской Федерации регламентируют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ; Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229- ФЗ), Регламент Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, другие нормативные акты. Как можно заметить, практически вся нормативная база, определяющая правовой статус члена Совета Федерации и депутата Думы практически одинакова, за исключением Регламентов, регулирующих. деятельность соответствующих палат.
1.2 Изменения статуса члена СФ ФС РФ в связи с реформами Совета Федерации
Говоря о правовом статусе члена Совета Федерации, нельзя не сказать о реформах достаточно сильно изменивших его. Поиски такой модели формирования Совета Федерации, который бы наиболее полно обеспечивал главное предназначение палаты — представлять и отстаивать интересы регионов, ведутся на протяжении всей истории ее существования. Ситуация осложняется и тем, что Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания о способе создания верхней палаты российского парламента. В ней указывается лишь, то, что в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого региона. Один от законодательной и один от исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Коснулись реформы и порядка назначения, требований, предъявляемых к кандидатам в члены Совета Федерации. По мнению Н. А. Филипповой за все время деятельности Совета Федерации было 4 модели его формирования:
1 этап: 1993-1995 гг. Совет Федерации формируется путем прямых выборов;
2 этап: 1995-1997.
3 этап: 2000-2003. Представитель от исполнительной власти субъекта федерации назначается главой субъекта федерации, а представитель от законодательной власти субъекта федерации- законодательным (представительным) органом субъекта;
4 этап: 2014- н.в. Реформа Совета Федерации сопровождалась внесением поправок в Конституцию Российской Федерации.
Примечательно, что первый состав Совета Федерации формировался населением путем всеобщего тайного голосования. Такого больше никогда в истории не было.
Отправной точкой для реформ послужило телевизионное обращение Владимира Путина к гражданам страны 17 мая 2000 г. и внесение Президентом в Государственную Думу ряда законопроектов. По итогам их рассмотрения были приняты несколько законов: Федеральный закон от 4 августа 2000 г №-107 Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 4 августа 2000 г. № 107-ФЗ); Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113- ФЗ). Последний из упомянутых законов вызвал наиболее острые споры в высших эшелонах власти. Законопроект в Государственную Думу внес Владимир Путин в марте 2000 г. Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении 31 мая. Совет Федерации спустя неделю направил в Государственную Думу свои поправки к законопроекту, а 14 июня дополнил их. Так в поправках говорилось следующее: «существующий порядок формирования Совета Федерации в полной мере соответствует действующей Конституции Российской Федерации, сложившейся политической ситуации и нет необходимости менять его столь радикальным способом». 23 июня Государственная Дума, рассмотрев более сотни поправок, приняла Закон во втором и третьем чтениях большинством голосов. 28 июня верхняя палата подавляющим большинством голосов отклонила законопроект и даже усомнилась в создании согласительной комиссии в данной ситуации. И тем не менее, Государственная Дума предложила Совету Федерации создать данную комиссию для решения разногласий по данному законопроекту. На своем внеочередном заседании 7 июля Совет Федерации согласился с данным предложением и утвердил состав своих представителей в ней. Тоже самое сделали Государственная Дума и Президент. Через неделю- 14 июля стороны заявили, что разногласия не преодолены (в частотности, не было достигнуто компромисса по поводу статей 4 и 9 законопроекта, касающихся назначения члена Совета Федерации — представителя исполнительной власти субъекта Федерации и прекращения полномочий члена Совета Федерации). Представители Государственной Думы в комиссии предложили вернуться к рассмотрению разногласий. 17 июля стороны все-таки достигли компромисса и представили в Государственную Думу согласованную редакцию Закона. Через два дня Закон был принят Государственной Думой, 26 июля одобрен Советом Федерации и 5 августа 2000 года подписан Президентом.
Другой причиной, которая заставила реформировать Совет Федерации было то, что в него входили главы субъектов. А должность сенатора в верхней палате законодательного органа открывала им прекрасную возможность для продвижения своих личных интересов.
Первоначально, членами Совета Федерации были губернаторы (главы) субъектов РФ и главы региональных законодательных (представительных) органов, бывшие членами Совета Федерации в силу своих должностей. А в случае отставки главы региона или председателя законодательного органа субъекта, он автоматически выходил из состава Совета Федерации, а его полномочия на этом посту передавались его преемнику Работал Совет Федерации не постоянно, а сессионно. В 2000-2003 годах прошла еще одна реформа Совета Федерации, в результате которой достаточно серьезно изменился способ его формирования. Теперь Совет Федерации формировали не сами главы субъектов, а представители от исполнительной власти субъектов, а вместо председателей законодательных (представительных) органов субъектов федерации, соответственно, представитель законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Таким образом главы субъектов лишились возможности продвигать свои собственные интересы на федеральном уровне и заниматься карьеризмом. Стоит отметить и то, что Совет Федерации теперь действовал на постоянной основе, а не сессионно, как это было раньше.
Следующий этап реформирования Совета Федерации начался в 2012 году. Связан он с принятием Федерального закона от 3 декабря № 229- ФЗ. Закон установил требования к кандидатам в члены Совета Федерации: кандидат не должен быть моложе 30 лет, иметь безупречную репутацию, а также ценз 5 лет постоянного проживания в данном субъекте, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению. Причем данный ценз требование не всегда было одинаковым. В 1993-2007 гг. такового ценза вообще не было. В 2007-2009 гг. ценз был самым длительным и составлял 10 лет. С 2009 по 2012 гг. ценз постоянного проживания кандидата в соответствующем субъекте снова был отменен. И наконец с 1 января 2013 г. ценз составляет 5 лет. Но и здесь после принятия закона произошли изменения. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 310-ФЗ) были внесены изменения в ценз оседлости. Требование о постоянном проживании на территории региона теперь не распространяется на лиц, которые уже являются членами Совета Федерации в течение 5 лет, предшествующих их выдвижению в качестве кандидатов.
Был установлен специальный ценз оседлости для кандидатов, которые в течение последних 5 лет замещали либо замещали (в течение предшествующих 5 лет в совокупности) должности на федеральной государственной гражданской службы на территории соответствующего субъекта (до этого таковое правилось имело только в отношении региональных и муниципальных служащих). Новый Федеральный закон установил и две разные процедуры наделения полномочиями сенатора. Причем, для представителя от исполнительной власти субъекта этот порядок очень интересный. Во время выборов каждый кандидат на пост главы субъекта представляет в избирательную комиссию список, состоящий из трех кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации от данного региона. Совпадений в списках каждого претендента на пост главы региона быть не должно. И в случае выбора главой субъекта соответствующего кандидата, один из трех выдвинутых им кандидатов и станет членом Совета Федерации.
За время преобразований Совета Федерации изменялся и порядок отзыва члена Совета Федерации. Первоначально, отзыва члена из Совета Федерации не было предусмотрено. С 1995 по 2005 гг. сенатора мог отозвать соответствующий орган власти субъекта Федерации. С 2005-2011 гг. отзыв мог быть осуществлен по представлению председателя Совета Федерации. С 2011-2013 снова вернулись к практике, по которой отозвать сенатора мог орган власти субъекта Федерации. И наконец, с 1 января 2013 года члена Совета Федерации до истечения срока его полномочий отозвать нельзя. Все это демонстрирует достаточную нестабильность деятельности Совета Федерации как законодательного (представительного) органа. Еще одним нововведением в деятельности Совета Федерации было изменение редакции статьи 95 Конституции Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»(далее- Федеральный конституционный закон от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ). Теперь Президент Российской Федерации имеет право назначать представителей Российской Федерации, но не более десятой части от состава Совета Федерации, то есть не более 17 человек. Но на данный момент Президент РФ этим правом ни разу не воспользовался. Из всего вышесказанного можно сделать вывод- власти страны пытаются найти такую модель формирования и деятельности на основе которой Совет Федерации максимально эффективно выполнял бы свою основную деятельность- представление субъектов на федеральном уровне. И скорее всего, будут новые изменения в его формировании или деятельности.
Глава 2. Порядок наделения и прекращения полномочий ГД ФС РФ и члена СФ ФС РФ
2.1 Требования, предъявляемые к кандидатам, претендующим к наделению полномочиями депутата ГД ФС РФ И члена СФ ФС РФ
Конституция Российской Федерации в ч.1 статьи 97 устанавливает требования к кандидатам, претендующим на должность депутата Государственной Думы. Таковыми требованиями являются: наличие гражданства, достижение 21-летнего возраста и наличие активного избирательного права. Но все это лишь минимальный набор требований.
Первое и самое главное требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы — наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства таковых прав не имеют. Установление в Основном законе данного условия исключает всяческую возможность избрания депутатом Государственной Думы лица, не являющегося гражданином Российской Федерации или лица, имеющего документ, дающий ему право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Это положение было введено в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» (далее — Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 128- ФЗ). Данное требование вызвано тем, что депутаты Государственной Думы как и другие лица, замещающие должности на государственной и муниципальной службе, принимают непосредственное участие в решении государственных вопросов, в том числе, касающихся вопросов национальной безопасности. Вторым критерием, которому должен соответствовать кандидат в депутаты Государственной Думы является достижение этим кандидатом ко дню голосования возраста в 21 год.
Третье требование — наличие активного избирательного права- права избирать. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции не имеют данного права граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Но данное ограничение может быть снято также решением суда (например, лицо полностью восстановлено в дееспособности).
К кандидатам, претендующим к наделению полномочиями члена Совета Федерации также предъявляется требования, которые прописаны Федеральным законом от 3 декабря № 229-ФЗ: наличие Российского гражданства; достижение 30-летнего возраста; безупречная репутация и ценз оседлости в данном субъекте в течение 5 последних лет.
Первое требование- как и для кандидатов в депутаты Государственной Думы является самым главным. Членом Совета Федерации не может быть лицо, которое не имеет гражданства Российской Федерации или имеет документ, дающий право лицу постоянно проживать на территории другого государства.
Второе требование- достижение кандидатом в члены Совета Федерации 30-летнего возраста. Связано это с тем, что для эффективного выражения интересов представляемого сенатором региона в законодательном органе страны нужно иметь определенный жизненный опыт и достаточную зрелость и осознавать какая будет на кандидате ответственность в случае, если его наделят полномочиями члена Совета Федерации.
Третье требование-обладание безупречной репутацией. Это субъективное требование и вопрос о безупречности кандидата решается самим представительным органом субъекта или его главой субъекта.
Четвертое требование — постоянное проживание на территории соответствующего субъекта Федерации. Для того, чтобы соответствовать этому требованию, кандидат в члены Совета Федерации должен прожить перед выдвижением в данном субъекте федерации не менее 5 лет, либо совокупно в течение 20 лет.
Текущее законодательство также предусматривает ряд ограничений в отношении кандидатов в депутаты Государственной Думы и членов Совета Федерации, например: наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; наличие судимости на совершение преступлений экстремистской направленности; привлечение к административной ответственности за публичную демонстрацию нацистской атрибутики; запрет занятия иных должностей на государственной или муниципальной службе, а также занятие деятельностью, связанной с управлением коммерческими и некоммерческими организациями, компаниями, акционерными обществами; лица, подвергнутые административному наказанию за совершение правонарушения; лица, в выступлениях, предвыборных программах, иных агитационных материалах которых, а также в материалах и выступлениях их доверенных лиц имеют место призывы к экстремистской деятельности.
Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, а также начало уголовного судопроизводства является основанием для прекращения полномочий парламентария.
2.2 Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации- представителя от законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации
Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации как от представителя законодательного (представительного органа) субъекта Федерации определен ст. 3 Федерального закона от 3 декабря № 229- ФЗ. Процедура наделения начинается с внесения на рассмотрение парламента субъекта кандидатуры в члены Совета Федерации. Вносить кандидатуры на рассмотрение могут председатель парламента, фракция или одна пятая часть депутатов от общего состава парламента. Причем, они имеют право вынести на рассмотрение только одну кандидатуру. Далее парламент субъекта рассматривает все представленные кандидатуры в соответствии со своим регламентом. Решение представительным органом нового созыва должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе. Решение принимается большинством голосов членов парламента и оформляется в виде соответствующего постановления этого органа. Федеральным закон от 28 июня 2014 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 28 июня 2014 года №191-ФЗ) в эту статью были внесены дополнения в виде п. 5. Данный пункт разрешал представителям от законодательной власти субъекта Федерации в Совета Федерации совмещать данную должность с должностью депутата в региональном парламенте, от которого он избирался.
2.3 Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации как представителя от исполнительной власти субъекта Федерации урегулирован ст. 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ. При выборе главы субъекта населением соответствующего субъекта каждый кандидат на эту должность представляет в избирательную комиссию три кандидатуры, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым в статьей 2 вышеупомянутого закона. Причем, списки кандидатов не должны совпадать. Список кандидатур подается вместе в соответствующую избирательную комиссию вместе с документами, необходимыми для регистрации в качестве кандидата на должность главы субъекта федерации. При избрании главой субъекта Федерации соответствующего лица, один из трех кандидатов, выдвинутых этим лицом и станет представителем субъекта Федерации от исполнительной власти соответствующего субъекта в Совете Федерации.
В случае, если основной закон или устав субъекта Федерации предусматривает избрание главы субъекта депутатами законодательного (представительного) органа этого субъекта, кандидат на должность главы субъекта представляет не позднее, чем за пятнадцать дней до дня голосования в представительный орган три кандидатуры, отвечающие всем требованиям, одна из которых, соответственно, в случае избрания представившего ее кандидата на пост главы субъекта будет наделена полномочиями члена Совета Федерации как представитель от исполнительной власти субъекта.
Если глава региона досрочно оставил свой пост, представитель исполнительной власти в Совета Федерации от соответствующего субъекта продолжает исполнять свои обязанности до избрания его преемника на этом посту.
2.4 Начало и прекращение полномочий депутата ГД ФС РФ или члена СФ ФС РФ
В соответствии с п.1, ст. 7 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ: «Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации». Но за три дня до принятия решения соответствующим органом кандидат должен направить в данный орган копии заявлений об освобождении от должностей, несовместимых с должностью члена Совета Федерации. О прекращении срока полномочий члена Совета Федерации говорит п.3 ст. 7 вышеупомянутого закона: «Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации — представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом». Срок полномочий депутатов Государственной Думы начинается со дня их избрания в Государственную Думу т.е. Со дня избрания Государственной Думы и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата. Таковые случаи прописаны в ст. 4 Федерального Закона от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ. Полномочия члена Совета Федерации могут быть досрочно сложены с него:
1) по его собственному желанию путем подачи заявления. Предварительно, данный вопрос рассматривается Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. Решение о снятии полномочий члена Совета Федерации решается путем голосования в Совете Федерации и оформляется соответствующим постановлением;
2) в случае его избрания на иную выборную должность или назначения на иную государственную или муниципальную должность.
3) в случае, если депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации начали заниматься деятельностью по управлению коммерческой организацией, вошел в орган руководства иностранной компанией или ее представительствами в Российской Федерации, а также при осуществлении любой иной оплачиваемой деятельности. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность;
4) в случае утраты гражданства. Если член Совета Федерации или Депутат Государственной Думы отказался от гражданства Российской Федерации или получил гражданство иного государства, он лишается статуса парламентария;
5) в случае, если парламентарий умер или по решению суда парламентарий признан недееспособным, безвестно отсутствующим или признан умершим;
6) в случае, если в отношении парламентария вступило в силу решения обвинительное решение суда;
7)в случае непредставления несвоевременного предоставления парламентарием декларации о своих доходах, расходах, имущества, а также о доходах, расходах, имуществе своей семьи членов семьи;
8) в случае, если во еще в статусе кандидата в депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, были выявлены факты наличия у кандидата счетов, вкладов, наличных денежных средств в иностранных банках, а также пользовании иностранными денежными инструментами;
Дополнительно, полномочия депутата Государственной Думы могут быть досрочно прекращены в случае:
1) роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией;
выхода из состава фракции, представленной в Государственной Думе;
2) по требованию фракции, в случае, если депутат в течение 30 и более календарных дней не исполнял своих прямых, служебных обязанностей; Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации выносятся в виде постановления соответствующей палаты с указанием дня прекращения полномочий; Мандат депутата Государственной Думы передаются следующему кандидату в федеральном списке кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Глава 3. Содержание правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
3.1 Права и гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Права и полномочия парламентариев определены в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. №-3 ФЗ. Рассмотрим их подробно.
I) Право законодательной инициативы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
П.1 ст. 11 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ гласит: «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним»
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации являются членами нижней и верхней палаты федерального собрания Российской Федерации- законодательного органа Российской Федерации. Соответственно, важнейшим правом парламентариев является право законодательной инициативы. Под правом законодательной инициативы, в общем, можно понимать право определенных субъектов вносить в законодательный орган проект закона или предложение о внесении изменения в уже действующее законодательство. В более узком смысле, это право отдельных, формально определенных субъектов вносить в установленном законом порядке проекты законов или проекты изменений текущего законодательства в Государственную Думу. Полный и исчерпывающий перечень субъектов, имеющих данное право перечислен в п.1, ст. 104 Конституции Российской Федерации. Собственно, именно с внесения проекта закона и начинается законотворческий процесс. Само право законодательной инициативы условно можно разделить на 2 этапа: подготовка законопроекта; внесение его на рассмотрение в Государственную Думу. Вносить проект закона или проект дополнения или изменения в действующее законодательство может группа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой части от общего числа членов соответствующей палаты. Соответственно, для Депутатов Государственной Думы таковой группой является группа депутатов численностью не менее 90 человек, а для члена Совета Федерации- не менее 34 человек. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации могут реализовать право законодательной инициативы тремя способами: 1) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов, проекты федеральных законов; 2) законопроекты о внесении изменений и дополнений в уже действующее законодательство: в законы Российской Федерации; федеральные конституционные законы и федеральные законы; 3) проекты законов о признании утратившими силу актов законодательства РФ, РСФСР, СССР;
Может иметь место и такая ситуация, когда, например, проект закона вносится членами Совета Федерации, а дополнения к нему- депутатами Государственной Думы.
II) Право депутатов Государственной Думы и члена Совета Федерации на первоочередной прием к должностным лицам.
Ст. 16 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ: «По вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований».
Особое место в этом перечне имеет право первоочередного приема к должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации. Поскольку их деятельность связана с обеспечением обороноспособности страны, а также с доступам к государственной тайне доступ к ним имеют немногие. Данное право парламентариям дано в связи с тем, что в своей деятельности решают наиболее важные, приоритетные задачи и вопросы государственного масштаба, которые не терпят отлагательств и промедления. Но данным правом парламентарии пользуются лишь при исполнении своих непосредственных служебных полномочий. По всем иным вопросам, не связанных с исполнением ими своих служебных обязанностей деятельностью, они принимаются должностными лицами в общем порядке.
III) Право депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации на получение и распространение информации.
П. 1. ст. 17 вышеназванного закона гласит: «Должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации обеспечивают в установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации порядке члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, печатными изданиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, другими документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, иными государственными органами»
Если говорить более подробно, то данное право заключается в том, что они при осуществлении парламентариями своих профессиональных обязанностей, они могут получать необходимые сведения, информацию от любых органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных субъектов, а также обязанность последних предоставлять требуемую парламентариями информацию. Особое место среди такой информации имеет охраняемая законом тайна, особенно составная ее часть-государственная тайна. К информации, составляющей государственную тайну имеют доступ только формально определенный круг лиц, только в определенном порядке. Связана это с тем, что это сведения, связанные с деятельностью государства, сохранность которой напрямую связана с обороноспособностью государства и ее целостностью. За необеспечение должной сохранности, а также за незаконное получение и разглашение государственной тайны предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная, которая распространяется и на парламентариев. Процедура предоставления информации, составляющей государственную тайну регулируется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» (далее-Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I).IV) Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
Ст. 21 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ: «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому, административному или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий»
Еще одним правом, вытекающим из статуса депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации является отказ от дачи свидетельских показаний.
Данное право парламентариев понимается как их право на отказ от дачи показаний. Причем, это не значит, что парламентарии совершенно не могут давать показаний. Они могут сделать это в добровольном порядке. Но если депутат Государственной Думы или члена Совет Федерации не желает делать этого, начинает действовать данное право.
V) Право депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации на транспортное обеспечение.
П.1. ст. 32 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3- ФЗ: «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право на внеочередное получение проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а также на автобусы междугородных сообщений с последующим возмещением их стоимости соответствующим организациям за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы…»
Данное право парламентария обусловлено с тем, что профессиональная деятельность Депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации связана с необходимостью перемещения, причем, не только в пределах Российской Федерации, но и за рубежом. Данное право парламентария включает в себя два основных момента. Первый- это предоставление служебного транспорта, как правило автомобильного, а второй- это компенсация расходов, связанных с транспортным обслуживанием. Использование любого вида транспорта допускается только в служебной деятельности. Но отсутствие какого-либо контроля за пользованием служебные автомобилем, делает эту норму фиктивной. Транспортное обслуживание парламентариев включает в себя: 1) автомобильный транспорт — данный вид транспорта является самым распространенным не только среди парламентариев, но и среди других государственных служащих. Плюсом автотранспорта во многом является его мобильность. Депутат Государственной Думы или член Совета Федерации в любой момент могут сесть в служебный автомобиль и отправиться в необходимое для него место, чего нельзя, например, сделать с железнодорожным или воздушным транспортом. Главным недостатком автомобильного транспорта является значительные временные затраты для переезда из одного места в другое. 2) воздушный транспорт. Это особенно актуальный вид транспорта, учитывая размеры территории Российской Федерации. Стоит отметить, что законодательство не ограничивает парламентариев в выборе компании-перевозчика. Таковыми могут быть как небольшие частные кампании, так и крупным, в деятельности которых участвует и государство. 3) железнодорожное обслуживание. Авиация, безусловно удобный и быстрый вид транспорта, но в силу определенных обстоятельств его не всегда можно использовать. Таковыми обстоятельствами, например, является то, что воздушная инфраструктура в мире является самой плохо развитой; воздушное сообщение во многом зависит от погодных условий и др. Тут целесообразнее всего использовать железнодорожное сообщение. Железнодорожная инфраструктура достаточно хорошо развита, многие населенные пункты, даже небольшие имеют возможность принимать и отправлять железнодорожный транспорт. 4) водным транспорт. Является самым специфическим и используется меньше всего. Но порой это возможный или доступный вид транспорта. Транспортное обслуживание парламентария также подразумевает его вправо на первоочередное получение проездных документов на выбранный парламентарием вид транспорта при предъявлении им служебного удостоверения депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Проездные документы предоставляются парламентарию бесплатно, за счет федерального бюджета. Члены Совета Федерации также, в соответствии с данным правом, могут пользоваться, при наличии таковых, залами для официальных лиц и делегаций.
VI) Право депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации члена Совета Федерации на первоочередное поселение в гостинице
Ст. 33 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ: «Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставлять члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы»
Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предполагает достаточно частые разъезды парламентария как по России, так и за ее пределами. В силу этого, статус депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации дает право на внеочередное поселение в гостинице в течение часа после обращения и при предъявлении удостоверения депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Закон не регламентирует вопрос о том, каким должен быть номер- стандартный или комфортабельный. Но исходя из практики и учитывая статус депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, данный номер является комфортабельный. Обязательным, законодательно закрепленным условием является наличие в номере телефона, хотя в большинстве случаев, предоставляется и выход в Интернет. Однако право внеочередное поселения относится только к государственным или муниципальным гостиницам, т.е. к тем, которые находятся в собственности органов государственной власти или органов местного самоуправления. Но в этом месте норме дается расширительное понятие и включает в себя помимо государственных и муниципальных гостиниц также частные. Стоит отметить и то, что номер должен быть предоставлен не только парламентарию, но сопровождающим его лицам. Это их помощники, другие лица, способствующие осуществлению парламентарием своих служебных обязанностей. Для них номер может быть и уровнем ниже, но, как правило, парламентарии требуют, чтобы номер сопровождающих их лиц находился вблизи их номеров. Продиктовано это, в основном, двумя условиями: чтобы при необходимости сопровождающие лица были доступны парламентарию и соображениями безопасности — так как среди лиц сопровождающих парламентария, как правило, находится его охрана.
Поселение парламентария и сопровождающих его лиц происходит за счет средств федерального бюджета.
VII) Право депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации на обеспечение жилым помещением в городе Москве.
П. 1 ст. 34 Федерального закона № 3-ФЗ: «Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим жилого помещения в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется укомплектованное всем необходимым для проживания служебное жилое помещение в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Перечень необходимых для проживания предметов устанавливается органом, образованным (определенным) в соответствии с регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов организации деятельности палаты, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим социально-бытовое обслуживание членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы»
Депутату Государственной Думы или члену Совету Федерации, который не имеет жилья в городе Москве в период осуществления им своих полномочий представляется служебное жилье, оснащенное всем необходимым в соответствии с законодательством.
До предоставления служебного жилого помещения депутату Государственной Думы и члену Совету Федерации, а также, при наличии, членам их семей предоставляется гостиничный номер. После предоставления депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации служебного жилого помещения, он и члены его семьи должны в недельный срок освободить гостиничный номер. В случае окончания или прекращения полномочий депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, парламентарий и члены его семьи обязаны не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий в добровольном порядке должны освободить занимаемое жилье, в противном случае выселение происходит в судебном порядке.
Если говорить о гарантиях деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то законодательство дает парламентариям следующие гарантии их деятельности.
I) Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
В п.1. ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ написано: «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий»
Первой и важнейшей гарантией деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации является его неприкосновенность. Неприкосновенность депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации предоставляется им на весь период их работы в Федеральном Собрании. Неприкосновенность депутат Государственной Думы или члена Совета Федерации заключается в том, что его невозможно арестовать, привлечь к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой по решению суда без согласия соответствующей палаты. Но это не значит, что парламентария нельзя привлечь к ответственности, просто в отношении них действует особый порядок привлечения. Сделано это для того, чтобы, во-первых, деятельность парламентария была максимально беспристрастной, во-вторых оградить парламентария от необоснованного преследования. Неприкосновенность парламентария предполагает невозможность: 1) привлечения депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; 2) задержания, а также обыска, досмотра (за исключением случаев задержания на месте совершения преступления), т.е. проводить следственные действия. Эти действия можно проводить только после возбуждения уголовного дела, предварительно получив разрешение соответствующей палаты Федерального Собрания; 3) личного досмотра, досмотра личных вещей, личного и служебного транспортных средств за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
Здесь стоит отметить то, что депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются неприкосновенностью не только на территории Российской Федерации. Так, воздушное и морские суда, приписанные к порту в Российской Федерации считаются территорией Российской Федерации. Также территорией Российской Федерации, расположенной за ее пределами признаются территория консульств Российской Федерации или территория посольств, расположенных в пределах другого государства; транспортные средства, имеющие дипломатические регистрационные номерные знаки.
Еще одним важным моментом в неприкосновенности депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации является то, что данная неприкосновенность распространяется не только на саму персону депутата или сенатора. Неприкосновенность также распространяется на занимаемые парламентариями жилые и служебные помещения; используемые ими личные и служебные транспортные средства; средства связи; принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Данный список является закрытым и его дополнение не допускается.
II) Обязательное государственное страхование депутата Государственной и члена Совета Федерации
Ст. 22 вышеупомянутого гласит: «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае: а) гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; б) причинения увечья или иного повреждения здоровья».
В этом случае начинают действовать статьи 927 и 935 Гражданского Кодекса. Первая из названных статей определяет порядок страхования, а вторая устанавливает то, что обязательному страхованию подлежат определенные законодательством лица, в числе которых и депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Причем, страхуются жизнь и здоровье парламентариев за счет средств федерального бюджета. Закон указывает исчерпывающий перечень страховых случаев. Таковыми случаями являются гибель (смерть), в случае ее наступления вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинение увечья или иного повреждения здоровья.
III) Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
П.1, ст. 23 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ: «В случае причинения члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию»
Основаниями для возмещения вреда жизни и здоровья депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации является увечье (повреждение здоровья, наступившее у парламентария при исполнении им своих служебных обязанностей); смерть парламентария.
При определении размера понесенного вреда учитываются характер и степень утраченного здоровья, характер и степень утраченной трудоспособности путем медико-судебной экспертизы; доход, который парламентарий мог бы иметь в случае, если его здоровью не был нанесен вред; иные расходы- это текущие расходы, понесенные парламентарием для восстановления своего здоровья. Компенсационные выплаты для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации могут быть в виде: денежного вознаграждения; пенсии по инвалидности; суммы компенсации, в виде разницы между денежным вознаграждением и назначенной пенсией;
В случае смерти парламентария право на возмещение вреда имеют члены его семьи, близкие родственники и т.д. Члены семьи (родители, супруга, дети), при этом имеют привилегию перед остальными родственниками.
IV) Гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
П.1, ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3- ФЗ: «Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы».
Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации»
Так как депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации являются членами федерального органа, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации, они, соответственно являются федеральными государственными служащими и срок их полномочий засчитывается в общий стаж федеральной государственной службы и в общий трудовой стаж. Для того, чтобы депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации нужно иметь стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. Еще одной гарантией деятельности депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации является. В отличие от иных категорий служащих, для которых установлен срок в два месяца для сохранения непрерывного трудового стажа при условии дальнейшего трудоустройства, для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации этот срок составляет шесть месяцев с момента увольнения или прекращения полномочий депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Для остальных лиц данный срок составляет два месяца, Также бывший депутат Государственной Думы или член Совета Федерации может вернуться на прежнюю работу на прежнюю должность и с материальным обеспечением. Если сделать этого невозможно, лицо должно быть назначено на аналогичную должность с материальным обеспечением, равному обеспечению до назначения на должность депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Но лицо в данном случае имеет право выбора. В случае возвращения бывшего парламентария на прежнюю должность, работодатель не может в одностороннем порядке изменить существовавшие до перехода лица на работу в Государственную Думу или в Совета Федерации существенные условия трудового договора. Для этого нужно согласие работника.
Данные требования распространяются не только на депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, но и на их супругов.
Парламентарии, а также их супруги имеют право на льготы, доплаты, надбавки, премии, льготные пенсии, предусмотренные для них до начала исполнения полномочий депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации и т.д.
V) Запрос депутата Государственной Думы члена Совета Федерации (депутатский запрос)
П.1, ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ: «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц…»
Депутатский запрос- это один из важнейших способов осуществления парламентариев своих полномочий. Депутатский запрос представляет собой обращение депутата Государственной Думы или члена Совета федерации в органы государственной власти любого уровня, органы местного самоуправления, к руководителям органов или должностным лицам по возникшим у парламентария вопросам. Темы для запроса могут быть самые разные: предоставить парламентарию информацию, носить какие-либо рекомендации, обратить на что-либо особое внимание и т.д. Ответ парламентарию должен быть дан не позднее, чем через месяц после запроса. В случае, если должностное лицо или орган, которому запрос был отправлен обсуждает его коллегиально, парламентарий имеет право участвовать в данном обсуждении.
VI) Предоставление депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации служебного помещения.
Ст. 30 того же закона: «Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи»
Для исполнения своих служебных обязанностей, депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации, как и всякому должностному лицу, должно быть предоставлено служебное помещение, как правило, кабинет. Причем данное помещение должно быть предоставлено в том здании, в котором размещается соответствующая палата Федерального Собрания. В кабинете могут осуществлять свою деятельность не только сами парламентарии, но и их помощники. Кабинет должен быть оснащен всем необходимым оборудованием: персональным компьютером, принтером, телефоном и др. Оборудование кабинета парламентария происходит за счет средств федерального бюджета.
VII) Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации своих полномочий.
П.1, ст. 35 Федерального закона от 8 мая 1994 г. №- 3 ФЗ: «Членам Совета Федерации независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра»
Законодатель по финансовому положению приравнивает парламентариев к федеральным министрам, а председателей палат парламента- к председателю правительства. При определении ежемесячного денежного вознаграждения парламентариев исходят из того, чтобы данное вознаграждение было достаточным для нормального исполнения парламентарием своих полномочий.
Важным моментом в данном вопросе является момент, с которого начинается выплата денежного вознаграждения. Таковым моментом является увольнение новоиспеченного парламентария с прежнего места работы, о чем должна быть сделана соответствующая запись в трудовой книжке. Если этого нет, то предполагается, что парламентарий не уволился с прежнего места работы и совмещает ее с парламентской деятельностью, а это противоречит законодательству не только данному положению, но и всему законодательству в целом. Моментом прекращения выплаты денежного вознаграждения для парламентариев является день прекращения полномочий парламентария.
Особым способом регулируется денежное вознаграждение председателей палат. Если говорить о председателе нижней палаты парламента, он так же как и остальные является депутатом. Если о верхней палате-Совете Федерации, то ее председатель так же как и другие члены Совета Федерации представляют законодательную или исполнительную власть какого- либо субъекта Российской Федерации. Но вместе с тем, на них возлагаются дополнительные обязанности по руководству деятельностью соответствующей палаты. Они также, как и председатель правительства Российской Федерации осуществляет руководство. Именно по этой причине председатели палат и приравниваются к нему по своему положению.
Ежемесячное денежное вознаграждение парламентариев складывается из: ежемесячного денежного оклада; ежемесячного денежного оклада за классный чин; ежемесячных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами являются ежемесячная надбавка за выслугу лет; за работу с информацией, составляющей государственную тайну; различные премии; единовременные выплаты.
Помимо вышеперечисленных, парламентарию подлежат компенсации и доплаты, связанные с осуществлением парламентариями своих полномочий. Таковыми доплатами являются, например, доплаты и выплаты, которые бы парламентарий получил по прежнему месту работы если бы он не был назначен парламентарием, также к подобным расходам относятся расходы, связанные с переездом в Москву для осуществления полномочий парламентария. Закон не устанавливает исчерпывающий список оснований для подобных выплат позволяет парламентариям злоупотреблять подобными выплатами, включая сюда и расходы членов своей семьи.
VIII) Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
П.1, ст.28 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ: «Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня»
Ст. 21 Трудового Кодекса устанавливает перечень прав работников, в числе которых находится и право работника на ежегодный оплачиваемый отпуск. Ежегодный отпуск является самым длительным периодом отдыха в году парламентария и составляет 42 календарных дня, но отпуск может быть и более длительным, в случаях, предусмотренных законом
Отпуск парламентарию не всегда предоставляется ему по его желанию. В период сессии соответствующей палаты, отпуск депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации может быть предоставлен только лишь в особых случаях, например, смерть члена семьи. Отпуск в большинстве случаев, парламентариям предоставляется в период между сессиями. Это, как правило июль-август каждого года. Также предусмотрена возможность парламентария воспользоваться отпуском сразу и полностью и по частям. Делается это, опять же по желанию самого парламентария и по возможностью соответствующей палатой предоставления такого отпуска.
IX) Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Статья 29 Федерального закона от 8 мая 1994 г. №-3 ФЗ: «Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для федерального министра. Медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которым причинено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления ими своих полномочий, сохраняется за ними и после прекращения их полномочий на условиях, установленных настоящей статьей»
Данная статья регламентируют порядок предоставления наиболее важных социальных гарантий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
К основными видами обеспечения, предоставляемым не только парламентариям, но и всем государственным чиновникам в целом относится:
— медицинское;
— санаторно-курортное;
— бытовое;
— пенсионное.
Медицинское обслуживание представляет собой перечень способов по поддержанию на должном уровне, контролю и восстановлению здоровья парламентария.
Санаторно-курортное обслуживание дает парламентариям право на пользование специализированными ведомственными санаториями, домами отдыха для восстановления здоровья или просто отдыха.
Бытовое обеспечение рассматриваемых субъектов предполагает предоставление всех необходимых материальных благ и жилищных условий.
Пенсионное обслуживание представляет собой форму материального (денежного) обеспечения парламентариев со стороны государства. В отличие от вышеназванных, которые предоставляются парламентариям только на срок их полномочий, пенсионное обеспечение предусмотрено и после истечения сроков деятельности. Данный вид обслуживания, в основном регулируется: Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ).
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации могут претендовать дополнительно к государственной пенсии на ежемесячную надбавку. Если стаж работы в качестве парламентария составляет от одного до трех лет, то парламентарий может претендовать на надбавку в размере до 55% от заработной платы, а если срок работы в качестве парламентария составляет свыше трех лет, парламентарий может претендовать на надбавку в размере до 75 %. Но данная сумма может меняться в зависимости от средней заработной платы парламентария, так как высчитывается именно из нее. Закон также предусматривает возможность лиц, которые занимали должности и депутата Государственной Думы, и члена Совета федерации на получение нескольких видов доплат. К таковым относятся: пенсию за выслугу лет; ежемесячное пожизненное содержание; дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение (последнее выплачивается только субъектам, определенным Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячно материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее- Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ)); ежемесячную доплату к государственной пенсии.
Данные выплаты подлежат уплате на протяжении всего периода выплаты государственной пенсии.
Заключение
В результате проведенного исследования мы можно сделать следующие выводы:
1. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации не одинаков как может показаться многим. Да, на первый взгляд представители одной ветви власти, и те и другие являются членами российского парламента и осуществляют законотворческую деятельность. Но если более подробно разобраться, можно убедиться, что различия есть и достаточно существенные. Таковыми различиями является, например, то, что депутаты Государственной Думы выбираются населением, а члены Совета Федерации назначаются; депутаты представляют их избравший народ, а члены Совета Федерации- субъекты от которого они назначены и т.д.
2. Данная тема остается актуальной в связи с происходившими и наверное, не последними реформами органов государственной власти. За последние пятнадцать лет произошли серьезные изменения в формировании и деятельности палат федерального собрания, которые коснулись и Федерального собрания Российской Федерации. Самым существенные изменения были отражены в реформе верхней палаты Федерального Собрания- Совета Федерации, которые достаточно сильно изменили порядок его формирования и деятельности, правовой статус члена Совета Федерации. Так, например, членами Совета Федерации от исполнительной власти субъекта Российской Федерации после реформ перестали быть по совместительству главы субъектов Российской Федерации. Сам Совета Федерации начал порядок на постоянной, а не сессионной основе, что, безусловно, является большим плюсом в деятельности Совета Федерации
3. Законодателю также есть над чем поработать. Если внимательно изучить текущее законодательство, особенно Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ, то можно обнаружить, что у парламентариев достаточно много прав и привилегий, которые достаточно детально расписаны, но вот про обязанности и ответственность парламентариев за неисполнение своих служебных обязанностей мало, либо вообще ничего не сказано. Взять хотя бы Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ, который, собственно, и регулирует правовой статус парламентария. В нем 45 статей и ни в одном не сказано об ответственности самих парламентариев за невыполнение или ненадлежащее выполнение им своих служебных обязанностей. Закон практически полностью регулируют только права парламентариев. Законодателю стоило бы четок определить виды и размеры ответственности для парламентариев
В целом, законодательство, регулирующее вопросы правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, нуждаются в более детальном исследовании и дополнении. В частности, стоит окончательно определиться с цензами для кандидатов, претендующих к занятию должности члена Совета Федерации. За достаточно длительное время деятельности виды и размеры ценза сильно менялись. Также, нужно решить вопрос о возможности досрочного отзыва члена Совета Федерации. Тут, как и с цензами, власти страны экспериментировали, что иногда вызывало определенные вопросы.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. — 4398.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 24. — Ст. — 2253.
3. О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. Закон от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ (ред. От 15.07 2016) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 2. — Ст. 74.
4. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 03 декабря 1994 года № 229-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 50. — Ст. 6962.
5. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 03 июля 2016 года № 310-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 27. — Ст. 4243.
6. О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 30. — Ст. 4202.
7. О государственной тайне: закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 года № 5485-I // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997- № 41- № 5485-I.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей: федер. закон от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31. — Ст. 3427.
9. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 22 февраля 2014 года № 191-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 8. — Ст. 740.
10. О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 28 июля 2014 года № 191-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 26. — Ст. 3397.
11. О страховых пенсиях: федер. закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 52. — Ст. 6965.
12. О накопительной пенсии: федер. закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 52. — Ст. 6989.
13. О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией: федер. закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 10. — Ст. 964.
14. Гражданский Кодекс Часть вторая: федер. закон от 29 января 1996 года № 15-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
15. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы от 21 декабря 1998 года № 2134-II ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 7. — Ст. 801.
16. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 7. — Ст. 635.
17. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 21. — Ст. 1919. Утратил силу с 4 октября 2016 года.
18. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 5 декабря 1995 № 192-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869. Утратил силу с 5 августа 2000 года.
19. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федер. закон от 06 декабря 1994 года № 107-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3330. Утратил силу с 1 января 2009 года.
20. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 05 августа 2000 года № 113-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3336. Утратил силу с 1 января 2013 года.
21. Авакьян С.А., Конституционное право России: учеб. курс Том 2 // С.А. Авакьян — 5-е изд., перераб.и доп.-М.: «НОРМА ИНФРА», 2014 С. 650-665.
22. Баглай, М. В., Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. С 585-598.
23. Булгаков, О.Н., Рязанцев, И.Н., Парламентское право России: курс лекций // О.Н. Булгаков, И.Н. Рязанцев, — Изд-во «Юстицинформ» — С. 120-125.
24. Глотов, С.А., Фомиченко, М.П., Конституционное право: учеб. пособие / С.А. Глотов, М.П. Фомиченко, — М.: Международный юридический институт 2011. С.280-284.
25. Киричек, Е.В., Конституционное право России: учеб. / Е.В. Киричек- Тюмень Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России 2011. С.398-407.
26. Казанник, А.И. Костенков, А.Н Конституционное Право Университетский курс / Казанник, А.И. Костенков, А.Н // ООО «Проспект». — 2014. — С. 226-232.
27. Соколов, И.А., Конституционное право Российской Федерации: учеб. Пособие // И.А. Соколов, — М.: МГИУ, 2010. С. 207-212.
28. Беспалый, И.Т., Полянский, В.В. Государственное право Российской Федерации: учеб. пособие Изд. 3-е, перераб. // И.Т. Беспалый, В.В. Полянский, — Самара: Изд-во «Самарский университет» 2009. С.431-438.
Размещено на