Содержание
n
Введение3
1. Правовой режим чрезвычайного положения4
2. Система чрезвычайных мер7
Заключение10
Список использованной литературы11
Выдержка из текста работы
Ни одно государство в мире не застраховано от периодического возникновения различного рода экстремальных ситуаций, конфликтов, волнений, катастроф и т.п. Поэтому в России, как и в любой другой стране, может возникнуть ситуация, при которой необходимо введение чрезвычайного положения.
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена значимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Правовой режим чрезвычайного положения, является важным элементом государственно-правовой системы Российской Федерации, обязательным компонентом системы обеспечения национальной безопасности государства. Он, будучи средством и гарантом нейтрализации и дальнейшей эскалации чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера, являясь инструментом насилия, в то же время защищает политические, экономические и социальные права и свободы граждан в период введения необходимых запретов и временных ограничений.
Под чрезвычайным положением понимаются законодательно установленные нормы, которые регулируют деятельность органов государственной власти в чрезвычайном, но в урегулированном законом порядке. Соответственно, институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм определяющих: обстоятельства введения режима чрезвычайного положения; государственный орган (или органы) уполномоченный вводить чрезвычайное положение; порядок введения чрезвычайного положения; временные и пространственные границы действия; особый режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, и возложение на них дополнительных обязанностей.
Кроме того, для России, федеративного государства с его региональными особенностями, важнейшим условием эффективного обеспечения чрезвычайного положения являются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов власти субъектов федерации.
Содержание чрезвычайного положения весьма противоречиво. С одной стороны, поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций невозможно предусмотреть в деталях и они требуют немедленных и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, то часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия. С другой стороны, такое недостаточно четко определенное расширение полномочий исполнительной власти крайне опасно, поскольку у нее естественно возникает искушение немедленно, быстро положить конец чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами.
Важнейшим признаком уровня политико-правового развития общества в целом и степени защищенности прав и свобод граждан в частности является то, что основные элементы чрезвычайного положения регулируются нормами конституционного права, федеральным законодательством, а не судебными прецедентами или подзаконными актами.
Но правоотношения в период чрезвычайного положения должны быть урегулированы не только федеральным, но и региональным законодательством. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Но достаточно много примеров, когда региональные законодатели просто переписывают положения федерального законодательства. Это утверждение касается и норм, регулирующих чрезвычайное положение.
С другой стороны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не должны быть стеснены в возможности быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию, федеральные же органы власти должны иметь необходимые возможности жестко влиять на ситуацию, в том числе и ограничивая методы такого реагирования. В противном случае, как подтвердила практика, органы государственной власти обречены на бездействие и нерешительность именно тогда, когда требуются срочные действия по обеспечению безопасности людей, защите общественного порядка или конституционного строя.
Целью данного исследования является анализ правовых норм, регулирующих обеспечение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения, а также внесение предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Для достижения цели в работе поставлен ряд задач:
— рассмотреть сущность чрезвычайного положения как особого правового режима;
— провести анализ правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод граждан на примере конкретной чрезвычайной ситуации;
— выявить проблематику как теоретического и нормативного характера, так и правоприменительной практики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения;
— разработать предложения по внесению изменений в правовые нормы в данной сфере.
Объектом исследования являются отношения личности и государства, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.
Предметом исследования является развитие и состояние правового института обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.
Методологическая основа исследования базируется на теории конституционного и административного права, выработанной отечественной и зарубежной наукой. В качестве общего метода используется системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования во взаимодействии и взаимосвязи с федеральным законодательством. В качестве частных методов использованы исторический, системный, сравнительно-правовой метод, а также различные логические методы (анализ, синтез, индукция, гипотеза).
Изучаемой проблеме посвящено немало исследований как российских, так и зарубежных авторов. В частности, в работе были широко использованы труды отечественных ученых: Н.П. Дубовика, Д.Е. Любишкина, К.А. Рыбалова, А.И. Шмарева, Д.Н. Бахрах, а также работы известных зарубежных авторов: А. Альскулера, Б. Стефаноса, Д. Линча, М. Лангера, М. Кинсли и др.
Информационной базой исследования являются действующие и разрабатываемые нормативные акты Российской Федерации, касающиеся темы исследования.
Цель, задачи, объект и предмет исследования обусловили логическую структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и сущность чрезвычайного положения Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки чрезвычайного положения в РФ
Важным условием формирования правового государства является совершенствование и развитие законодательства, направленного на обеспечение прав человека. Реализация гражданами принадлежащих им прав возможна в полной мере только при наличии соответствующего законодательства и действующих гарантий его реализации.
Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Этим же вопросам посвящена и часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…», а согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»………..
Заключение
Правовой режим чрезвычайного положения, являясь важным элементом государственно-правовой системы Российской Федерации, обязательный компонент системы обеспечения национальной безопасности государства. Он, будучи средством и гарантом нейтрализации и дальнейшей эскалации чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера, являясь инструментом насилия, в то же время защищает политические, экономические и социальные права и свободы граждан в период введения необходимых запретов и временных ограничений.
Под чрезвычайным положением понимаются законодательно установленные нормы, которые регулируют деятельность органов государственной власти в чрезвычайном, но в урегулированном законом порядке. Соответственно, институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм определяющих: обстоятельства введения режима чрезвычайного положения; государственный орган (или органы) уполномоченный вводить чрезвычайное положение; порядок введения чрезвычайного положения; временные и пространственные границы действия; особый режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, и возложение на них дополнительных обязанностей.
Чрезвычайное положение устанавливается в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера. Его целью является стабилизация общественной жизни при возникновении бедствий и катастроф, противодействие расширению масштабов чрезвычайного события.
Содержание чрезвычайного положения составляют «чрезвычайные» меры, отличительными чертами которых являются: необходимость для их реализации ограничения конституционных прав и свобод граждан и организаций, введения дополнительных обязанностей и запретов; предоставление исключительных полномочий органам власти в связи с вводимыми ограничениями; реорганизация повседневной структуры государственного управления, основанная на создании специальных органов, перераспределении компетенции, приостановлении деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.
Содержание чрезвычайного положения весьма противоречиво. С одной стороны, поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций невозможно предусмотреть в деталях и они требуют немедленных и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, то часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия. С другой стороны, такое недостаточно четко определенное расширение полномочий исполнительной власти крайне опасно, поскольку у нее естественно возникает искушение немедленно, быстро положить конец чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами.
Чрезвычайное положение является одним из наиболее эффективных механизмов обеспечения социально приемлемого уровня безопасности личности и общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации, а также устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
Введение чрезвычайного положения меняет вектор правового регулирования в сторону повышения запретительного его способа, ограничений прав и свобод физических и юридических лиц в целях своевременной и эффективной защиты национальных интересов.
Для России, федеративного государства с его региональными особенностями, важнейшим условием эффективного обеспечения чрезвычайного положения являются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов власти субъектов федерации.
Важнейшим признаком уровня политико-правового развития общества в целом и степени защищенности прав и свобод граждан в частности является то, что основные элементы чрезвычайного положения регулируются нормами конституционного права, федеральным законодательством, а не судебными прецедентами или подзаконными актами.
Но правоотношения в период чрезвычайного положения должны быть урегулированы не только федеральным, но и региональным законодательством. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Но достаточно много примеров, когда региональные законодатели просто переписывают положения федерального законодательства. Это утверждение касается и норм, регулирующих чрезвычайное положение.
С другой стороны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не должны быть стеснены в возможности быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию, федеральные же органы власти должны иметь необходимые возможности жестко влиять на ситуацию, в том числе и ограничивая методы такого реагирования. В противном случае, как подтвердила практика, органы государственной власти обречены на бездействие и нерешительность именно тогда, когда требуются срочные действия по обеспечению безопасности людей, защите общественного порядка или конституционного строя.
Таким образом, на сегодняшний день институт чрезвычайного режима нуждается в совершенствовании. Необходимо проявить дифференцированный подход в отношении права вводить чрезвычайное положение на территории всей страны или отдельной ее части. Это право должно быть предоставлено как Президенту Российской Федерации, так и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (на своей территории) и быть обусловлено исключительно обстоятельствами, по которым оно вводится.
Список использованных источников
1. Конституция РФ: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. (с изменениями, внесенными законами № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ)
2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в действующей редакции)
3. Авакьян С.А. Конституционное право России в 2 томах. — М.: Норма, 2011
4. Аленкин С.В. Институт чрезвычайного положения — исключительный правовой режим обеспечения безопасности государства // Право и безопасность. — 2010. — № 4. — С. 25 — 27
5. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. — М.: Норма, 2009. — 456 с.
6. Анисимов В.Л. Участие органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях и обстоятельствах: теоретический и правовой аспекты. — М.: Юрайт, 2010. — 401 с.
7. Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М.: Филинъ, 2010. — 518 с.
8. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. — М.: Филинъ, 2009. — 718 с.
9. Бахрах Д.Н. Административное право. — М.: Норма, 2008. — 572 с.
10. Виноградов В.А. Конституционное право РФ. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 420 с.
11. Высоцкий А.В., Щербак С.И. Административно-правовые режимы, используемые в интересах Российской Федерации. — М.: Статут, 2010. — 368 с.
12. Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в РФ при чрезвычайных ситуациях // Вестник МГУ, 2008. — № 4. — С. 50 — 54
13. Дубовик О.Л. Механизм действия права в чрезвычайных ситуациях. Обеспечение безопасности населения и территорий. — М.: Юрайт, 2007. — 458 с.
14. Жаворонкова Н.Г. Управление чрезвычайными ситуациями // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. — 2010. — № 1. — С. 13 — 14
15. Жаворонкова Н.Г. Теоретические проблемы развития законодательства в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях // Право и образование. — 2007. — № 3. — С. 18 — 20
16. Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций // Правовые проблемы регулирования безопасности. — 2008. — № 4. — С. 19 — 22
17. Жаворонкова Н.Г. Чрезвычайные ситуации: предупреждение и контроль в условиях мегаполиса // Вестник МГУ. — 2011. — С. 55 — 57
18. Златопольский Д. Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. — 2009. — № 11. — С. 41 — 43
19. Иванова А.И. Использование чрезвычайного положения в России: прошлое и перспективы // Проблемы государственного строительства и права. — 2010. — № 3. — С. 33 — 35
20. Ковачев Д. А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. — 2008. — № 9. — С. 24 — 26
21. Колесников Е.В. Конституционное право России. — М.: Юрайт, 2011. — 431 с.
22. Колесников Е.В. Особенности положения граждан во время введения чрезвычайного положения // Право. — 2010. — № 3. — С. 17 — 19
23. Конституционное право России: курс лекций / Под ред. Ю.Л. Шульженко. — М., Издательство Проспект, 2008. — 480 с.
24. Кутафин О. Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2009. — 501 с.
25. Кудрявцев В.П. Институт чрезвычайного правового режима // Административное право и права человека (специальный выпуск), 2009. — № 2. — С. 67 — 70
26. Ласточкин В.В. Административное право. — М.: Статут, 2009. — 521 с.
27. Ларин А.М. Чрезвычайные ситуации // Журнал российского права, 2007. — № 3. — С. 24 — 26
28. Мигачев Ю.И. Различия между чрезвычайным и военным положением по законодательству РФ // Журнал российского права. — 2011. — № 3. — С. 31 — 34
29. Назаренко И.А. Организация деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера // Журнал российского права. — 2010. — № 2. — С. 32 — 35
30. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. -М.: Статут. — 2011. -189 с.
31. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ.ред. Ю.В.Кудрявцева. — М.: Статут, 2011. — 224 с.
32. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. — М.: Норма, 2010. — 136 с.
33. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право, 2009. — №9. — С. 28 — 31
34. Рушайло В.Б. Понятие правового режима // Государство и право. — 2008. — № 4. — С. 18 — 20
35. Сергеев С.К. Конституционное право России. — М.: Норма, 2011. — 411 с.
36. Сергеев С.К. Чрезвычайное законодательство. — М.: Норма, 2010. — 255 с.
37. Смоленский М.Б. Чрезвычайное положение: особенности правового регулирования // Вестник МГУ, 2010. — № 5. — С. 36 — 39
38. Соловьев А.И. Институт чрезвычайного положения как инструмент защиты демократии и стабильности // Право и жизнь, 2010. — № 35. — С. 5 — 6
39. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. — М.: Юрайт, 2011. — 309 с.
40. Официальный сайт Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] Режим доступа mchs.gov.ru/
41. Официальный сайт органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа
42. Правовая информационная система «Консультант+» [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.consultant.ru