Содержание
Введение3
Глава 1. Соотношение формы права и источников права5
1.1. Понятие источников права5
1.2. Роль источников права в различных правовых системах13
Глава 2. Обычай – как источник права20
2.1. Санкционированный государством обычай (понятие, признаки, достоинства и недостатки)20
2.2. Международный торговый обычай и его место в правовой системе Российской Федерации27
Заключение31
Список источников и литературы32
Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что кардинальные перемены общественно-политической жизни в России, произошедшие на рубеже XX и XXI веков, заставляют обратиться к одной из основных теоретико-прикладных проблем юриспруденции — пониманию источников права.
Источник права — это внешняя форма выражения и закрепления юридической нормы, способ ее существования .
Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.
Обязательным свойством источника права является признание его в качестве такового государством. Только в случае одобрения государственной властью внешняя форма выражения и закрепления юридической нормы становится официальным ее «местонахождением», приобретает общеобязательность и гарантируется государством.
В теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источники права».
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался особенностями.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение правового обычая как источника права.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
• рассмотреть понятие источников права;
• исследовать роль источников права в различных правовых системах;
• раскрыть санкционированный государством обычай (понятие, признаки, достоинства и недостатки).
Глава 1. Соотношение формы права и источников права
1.1. Понятие источников права
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — их именуют одновременно и формами, и источниками права.
В юридической литературе дореволюционных лет и в современных научных произведениях не все авторы эту точку зрения разделяют. Так, признавая тот факт, что «различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права», Г. Шершеневич, тем не менее, считал, что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности» .
Развивая эту мысль, он вполне справедливо отмечал, что под термином «источник права» понимаются:
а) силы, творящие право. Например, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть»;
б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется, например, тогда, когда констатируют, что римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса или что труды ученого Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона;
в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права». Например, о таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris сivilis, русской правдой и т.п.;
г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона.
Разнообразие значений, придаваемых выражению «источник права», вызывает необходимость обойти его и заменить другим выражением — «формы права». Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм».
Определяя свое отношение к рассматриваемому вопросу и высказанному мнению, следует обратить внимание на то, что термин «источник права», кроме названных, имеет и другие смысловые значения. Например, в качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также — правовой системы в целом. Констатируя тот факт, что современная правовая система западных стран «полностью изменилась со времен средневековья» под воздействием изменившейся социально-экономической, политической и иной, именуемой обобщенно — «материальной», среды, американский правовед Л. Фридмэн весьма образно описывает возникшую ситуацию следующим образом. Когда мы смотрим на все эти изменения, то сразу становится ясным, что сквозь века «правовая система была перенесена громадными волнами социальных сил. Общественные движения перекатывались через них с силой могущественного моря. Правовая система кажется столь же могущественной, как и крейсер, когда он находится в доке, но, если он выходит в море, его мощь уже не кажется столь значительной, когда сравниваешь ее с мощью океана, ветра и природы».
В данном образном сравнении весьма доходчиво проводится мысль о неразрывной взаимозависимости правовой системы и общественно-политической среды, а также идея о том, что последняя выступает в качестве естественной движущей силы и своеобразного «материального» источника по отношению к первой……..
Заключение
Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений.
Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права.
Вопрос о соотношении обычая и других регуляторов гражданских отношений разрешен в той же ст.5 ГК РФ: обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат императивным нормам гражданского законодательства или договору. Причем в договорных отношениях перед обычаем имеют приоритет и диспозитивные нормы закона (п.5 ст.421 ГК РФ).
Таким образом, правовой обычай — это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. — № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996. — №1. — Ст. 16.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — N 25. — Ст. 2954.
6. Александров Н. Г. Понятие источника права. //Ученые труды ВИЮН. вып. VIII. — М.: БЕК, — 1946. — 235 с.
7. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. — М.: Наука, — 1993. – 265 с.
8. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. — М.: эксмо-Пресс, — 2005. – 824 с.
9. Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. — М., 1988. – 120 с.
10. Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. государство и право. — 1981. — N 3. — С. 128.
11. Малько А.В. Теория государства и права. — М.: Юристъ, — 2005. – 300 с.
12. Манов Г.Н. Теория государства и права. — М., — 1995.
13. Мартынчик Е., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике // Российская юстиция. — 1994. — N 12.
14. Марченко М. Н. Является ли судебная практика источником российского права // Журнал российского права. — 2000. — N 12.
15. Марченко М.Н. Источники права. – М.: Проспект, — 2005. – 759 с.
16. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Проспект, — 1999.
17. Проблемы теории государства и права. — М.: Юрид. литература, — 1997
18. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Действие и применение договоров. — М., — 1985. — 230 с.
19. Теория государства и права / Матузов Н.И., Малько А.В. – М.: Юристъ, — 2000.
20. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, — 1998.
21. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало. — 2004. – 630 с.