Содержание
Введение..3
Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СФЕРА ТУРИЗМА.5
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..8
2.1. Общие положения..8
2.2. Основы государственного регулирования туристской деятельности.10
2.3. Лицензирование туристской деятельности…14
2.4. Права и обязанности туриста. .15
2.5. Реализация туристского продукта…20
2.6. Правовое регулирование оказания основных туристских услуг..25
2.6.1. Услуги по организации перевозок туристов различными
видами транспорта25
2.6.2. Услуги по организации проживания туристов..28
2.6.3. Услуги по организации питания туристов.29
2.6.4. Услуги по организации оздоровительных, спортивных, развлекательных, познавательных, экскурсионных мероприятий..32
2.6.5. Дополнительные туристские услуги33
2.7. Правовое регулирование безопасности туризма..33
Глава 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА37
Заключение…..51
Библиография.52
Выдержка из текста работы
Актуальность темы дипломного исследования связана с тем, что в сфере банковской деятельности и банковского регулирования сформированы правовые режимы, обладающие специфическими свойствами.
Их наличие обусловлено тем, что банковская деятельность является элементом кредитно — финансовой сферы государства и регулируется наиболее строго, поскольку социальные последствия противоправной деятельности могут быть весьма значительными.
Особенностью специального юридического режима банковского законодательства является то, что роль и значение публичных (административно — и финансово — правовых) элементов в регулировании банковской системы значительно выше по сравнению с другими областями предпринимательской деятельности, что связано с особой значимостью банковской системы для дальнейшего функционирования и развития российской экономики.
Следует отметить, что применение термина «юридический режим», если он используется как синоним правового режима, к законодательству не совсем корректно, поскольку под правовым режимом понимается порядок регулирования, и он является категорией концепции правового регулирования, поэтому говорить о правовом режиме законодательства бессмысленно, так как само законодательство, правовые средства, предоставляемые им, являются элементами правового режима.
В банковской деятельности выделяются несколько правовых режимов, под которыми следует понимать порядок осуществления банковских сделок и последствия несоблюдения установленных правил.
При этом правовой режим понимается как совокупность режимных требований, предъявляемых к субъектам банковской деятельности.
Под правовым режимом банковской деятельности, по нашему мнению, следует понимать установленный законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти, Банка России специфический порядок государственного регулирования и осуществления банковской деятельности с целью развития и укрепления банковской системы, защиты интересов вкладчиков и клиентов банков от банковских рисков, предотвращения правонарушений в банковской сфере.
Кроме того, в силу особого порядка регулирования каждый правовой режим в сфере банковской деятельности помимо вышеуказанной имеет свою специальную цель, что является одним из оснований их формирования и развития, а также дифференциации правовых режимов.
Таким образом, установлением правового режима банковской деятельности преследуется общая цель — укрепление банковской системы и защита интересов вкладчиков и клиентов банков и специальная цель, свойственная определенному правовому режиму.
Кроме того, правовой режим банковской деятельности, его дифференциация по субъектам, определяет пределы вмешательства государства, регулирующих органов в деятельность кредитных организаций, действующих в рамках установленного для них правового режима.
Правовой режим реализуется через специфическую совокупность правовых средств банковского права нормативного и индивидуально — правового регулирования, которые будут рассмотрены в данном дипломном исследовании.
Объектом дипломного исследования является банковская система Российской Федерации.
Предметом дипломного исследования является способы правового регулирования банковской деятельности.
Целью дипломного исследования является анализ различных проблем правового регулирования банковской деятельности.
В соответствии с данной целью в дипломном исследовании рассматриваются следующие вопросы:
понятие и виды банковского регулирования;
государственные стандарты, обеспечивающие устойчивость кредитных организаций;
правовые режимы банковской системы РФ;
специальные правовые режимы деятельности кредитных организаций;
правовые проблемы государственного регулирования банковской деятельности;
рекомендации по совершенствованию правого регулирования банковской деятельности.
Структурно данная дипломная работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в рассмотрении различных нормативно — законодательных актов, регламентирующих банковскую сферу, позволяющее использовать их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Глава 1. Банковское регулирование в Российской Федерации
1.1 Понятие и виды банковского регулирования
Важнейшим принципом организации и функционирования бан¬ковской системы в Российской Федерации является принцип государ¬ственного регулирования. Государство не может оставить вне своего суверенного воздействия такую важную сферу, как банковская деятель¬ность.
Одно из направлений деятельности государства в банковской сфере — банковское регулирование как разновидность управляющего воздействия на участников банковских правоотношений. Термин «банковское регулирование» может трактоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле «банковское регулирование» характеризует все (государственные и негосударственные) формы управляющего воз¬действия на банковскую систему.
Речь идет о деятельности органов государства (законотворчество, административные и неадминистративные средства воздействия на банковскую систему, правосудие) и о деятельности кредитных органи¬заций, их союзов и ассоциаций, оказывающих самостоятельное влия¬ние не только на своих клиентов, но и на стабильность всей банковской системы.
Регулирующее государственное воздействие на банковские отно¬шения в пределах своей компетенции оказывают: Президент РФ, Фе¬деральное Собрание РФ, Правительство РФ, Банк России. Не случай¬но в Законе о банках установлено, что правовое регулирование банков¬ской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федера¬ции, Законом о банках, Законом о Банке России, другими федераль¬ными законами, нормативными актами Банка России.
Сами кредитные организации также могут оказывать влияние на своих клиентов. Например, банки устанавливают лимиты остатка на¬личных денег в кассах обслуживаемых ими организаций, осуществля¬ют безакцептное списание денежных средств клиентов, представляют сведения о своих клиентах уполномоченным органам государства, осу¬ществляют меры по предотвращению легализации денег, полученных незаконным путем.
Вместе с тем по своему содержанию упомянутые выше действия кредитных …….
Заключение
Анализ правового механизма государственного регулирования банковской деятельности приводит к необходимости введения в банковское право категории правовых режимов банковской деятельности как свойства правовой среды, в котором осуществляется деятельность кредитных организаций, дифференциации правового регулирования и установленного порядка, определяющего воздействие государства на определенные группы кредитных организаций в зависимости от их организационно — правового, финансового состояния, сферы деятельности и иных внутренних и внешних по отношению к кредитной организации факторов.
Изучение результата воздействия всего комплекса правовых средств на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности, не менее важен для оценки правового механизма государственного регулирования в данной сфере, чем изучение самих правовых средств воздействия.
Прагматический подход к данному явлению позволяет изучить эффективность действия правового механизма государственного регулирования в динамике осуществления банковской деятельности в определенный момент времени, проанализировать структуру и сочетание правовых средств, используемых в определенных сферах банковской деятельности, качественных состояниях объектов управления, социальной среды, оценить эффективность правового воздействия и выявить недостатки для целей дальнейшего совершенствования.
В результате принятия законодательных актов и их последующего использования и применения уполномоченными субъектами в конкретной сфере общественных отношений создается определенная правовая среда, предписывающая объектам регулирования определенный порядок нахождения в этой среде и возможности осуществления деятельности.
При этом следует отметить, что правовая среда формируется в результате воздействия всего комплекса регулирующих мер правового характера: законодательно определенных статусов субъектов деятельности в данной правовой среде, правовых принципов деятельности, нормативного регулирования на законодательном и ведомственном уровне, принятия индивидуально — правовых правоприменительных актов, преобладания стимулирующих или ограничивающих, запретительных методов регулирования, уровня правового регулирования и состояния законности в данной сфере.
В теории права правовой режим понимается как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права, это функциональная характеристика права.
Необходимостью установления правового режима является целевая ориентация на регулирование конкретных областей общественных отношений во временных и пространственных границах, установление специфических режимных требований для определенной области деятельности
Элементом правового режима банковской деятельности выступает также установление статуса субъектов банковской деятельности и режимных требований.
Статус субъекта банковской деятельности определяется через совокупность прав и обязанностей.
В статье 1 Закона «О банках и банковской деятельности» выделяются следующие субъекты банковской деятельности (кредитные организации):
1) Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
2) Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
В статье 5 вышеуказанного Закона определяется перечень банковских операций и других сделок, которые при наличии соответствующей лицензии вправе совершать кредитные организации.
Таким образом, в статьях 1 и 5 Закона «О банках и банковской деятельности» определяется статус кредитных организаций путем перечисления определения банковских операций, которые вправе осуществлять кредитные организации. Статус конкретной кредитной организации определяется индивидуально — правовыми актами Банка России — лицензией на право совершения банковских операций, актами, ограничивающими банковскую деятельность, и т.д.
Под режимным требованием банковской деятельности необходимо понимать установленное законом необходимое общее условие осуществления банковской деятельности, выступающее как правовое средство установления и поддержания правового режима. Совокупность режимных требований является необходимым и достаточным условием осуществления банковской деятельности.
Кроме того, по нашему мнению, к режимным требованиям относятся обязанность соблюдения субъектами банковской деятельности законодательства, включая нормативные акты Банка России, соблюдения установленных экономических нормативов.
Особым режимным требованием, которое является одновременно и гарантией банковской деятельности, следует рассматривать предусмотренную ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» обязанность банков гарантировать банковскую тайну.
В соответствии со ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Правовые режимы представляют собой особый вид регулирования, в рамках которого создается и используется специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств, к которым относятся: правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах; уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать или поддерживать соответствующий режим; детальная, своего рода операционная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой; строгая система контроля и ответственности за деятельность в рамках режима.
Библиографический перечень использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ.- 1993. – 12 дек.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Закон РФ от 30 нояб. 1994 г. N 5 — ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. N 32. ст. 3301. В ред. ФЗ от 21 марта 2002 г. — N 31 — ФЗ.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Закон РФ от 30 нояб. 1994 г. № 51 – ФЗ // Рос. газ. – 1994. – 8 дек. – В ред. ФЗ от 15 мая 2001 г. № 54 – ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2001. — № 22.
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая), от 05.08.2000, N 117-ФЗ, в редакции от 29.07.2004 N 95-ФЗ, с измениями, внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 129-О, Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», от 03.02.1996, N 17-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492. В редакции Федеральных законов от 31.07.1998 N 151-ФЗ, от 05.07.1999 N 126-ФЗ, от 08.07.1999 N 136-ФЗ, от 19.06.2001 N 82-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 181-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ. С изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П, Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ. Изменения, внесенные Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ, вступают в силу со дня его официального опубликования.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», от 10 июля 2002 года, N 86-ФЗ, в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 5-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, N 28, ст. 2790. Изменения, внесенные Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ, вступают в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 и пунктов 1 и 2 статьи 2, которые вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 96-ФЗ.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», от 10 декабря 2003 года, N 173-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, N 50, ст. 4859. Изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, вступили в силу с 1 июля 2004 года.
8. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 25 февраля 1999 года, N 40-ФЗ. // «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999, N 9, ст. 1097. В редакции Федеральных законов от 02.01.2000 N 6-ФЗ, от 19.06.2001 N 86-ФЗ, от 07.08.2001 N 116-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 28.07.2004 N 84-ФЗ. С изменениями внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.07.2001 N 10-П).
9. Федеральный закон Российской Федерации «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5029. В редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 106-ФЗ.
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 года, N 152-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.11.2003, N 46 (ч. 2), ст. 4448, «Российская газета», N 234, 18.11.2003.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 7 августа 2001 года, N 115-ФЗ. // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418. В редакции Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ, вступают в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
12. Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 9 июля 1999 года, N 160-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3493. В редакции Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ
13. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти», от 20 мая 2004 года, N 649. // Собрание законодательства РФ», 24.05.2004, N 21, ст. 2023. В редакции Указа Президента РФ от 28.07.2004 N 976. Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 28.07.2004 N 976, вступили в силу с 28 июля 2004 года.
14. Распоряжение Аппарат Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации «Перечень полных и сокращенных наименований Федеральных органов исполнительной власти», от 6 августа 2004 года, № 1001, N 1363 // «Российская газета», N 170, 11.08.2004.
15. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации», от 30 декабря 2001 года.
16. Приказ Центрального Банка России Положении банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России», от 15 сентября 1997 г. N 02-395, в редакции Указания ЦБ РФ от 24.06.98 N 262-У). С изменениями внесенными решением Верховного Суда РФ от 18.04.2002 г.
17. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М.: Юрист. 2002
18. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Прогресс. 1999.
19. Алексёев С.С. Теория права. — М.: Просвещение. 2003.
20. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно — функциональные вопросы): Учеб. пособие. — М.: Право. 2003.
21. Банковское дело / Под редакцией О.И. Лаврушина. — М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2003.
22. Банковское дело: управление и технологии. Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
23. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть. Т.1. под редакцией Г.А. Тосуняна. — М.: Юристъ. 2004.
24. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть. Т.2. под редакцией Г.А. Тосуняна. — М.: Юристъ. 2004.
25. Букато Ю. М, Львов В. Г. Банки и банковские операции в России — М.: БЕК, 1999.
26. Валютные операции: бухгалтерский учет, банковский и таможенный контроль //Серия «Библиотека делового человека», N7, 2000.
27. Гейвандов Я.А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 6.
28. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. — М.: Финансы. 2003.
29. Голубович А.Д., Кулагин М.В., Миримская О.М. Валютные операции в коммерческих банках — М.: Акционерное общество «Менатеп-информ», 2000.
30. Деньги, кредит, банки. Под ред. О.И. Лаврушина. –М.: Финансы и статистика, 1998.
31. Ефимова Л. Правовая природа Центрального банка Российской Федерации // Хозяйство и право, 2001, N 5.
32. Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебное и практическое пособие. — М.: Наука. 2002.
33. Ефимо¬ва Л.Г. Правовые проблемы безналичных денег // Хозяйство и право. 1999. № 2.
34. Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка Российской Федерации: теоретико — правовые аспекты. — М.: Юрист. 2001.
35. Новоселова Д.А. Проблемы граж¬данско-правового регулирования расчетных отношений: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук.- М.: Право. 2002.
36. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. — М.: Право. 2003.
37. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособ./ По ред. О.Г. Семенюты. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001.
38. Основы денежного обращения и кредита: Учебное пособие / Под ред. В.П. Полякова, Л.А. Московкиной. – М.: ИНФРА-М, 1995.
39. Паламарчук А., Бут Н. Законодательство о банках и банковской деятельнос¬ти // Законность. 2000. № 1.
40. Сарайкин С.В. Контракты своп по праву США // Законодательство. 2001. № 8.
41. Семенов С.К. Бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций. Учеб.пособие. – М.: Издательство «Экзамен»,2002.
42. Смирнова Л.Р. Банковский учет / Под редакцией проф. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика,2000.
43. Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело:Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
44. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Финансы. 2002.
45. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы