Содержание
Введение……………………………………………………………….…..
1.Теоретико-правовые основы правового регулирования банковской деятельности………………………………………………………………
1.1 Понятие и правовая природа регулирования банковской деятельности………………………………………………………….…….
1.2 Банковская деятельность как предмет правового регулирования…
1.3 Правовое регулирование банковской деятельности Банком России………………………………………………………………………
2. Анализ особенностей правового регулирования банковской деятельности……………..……………………………………………….
2.1 Анализ сочетания частных и публичных экономических интересов в правовом регулировании банковской деятельности………
2.2 Анализ особенностей комплекса правовых методов и форм воздействия…………..…………………………………………………….
Заключение……………………………………………..…………………..
Список литературы..
Выдержка из текста работы
В большинстве современных передовых государств все большее влияние на развитие государства, в целом, оказывает банковская система страны. Состояние банковской системы и банковской деятельности является и важным критерием для международной оценки государства.
Как отмечают эксперты, проблема устойчивости банковской системы перерастает национальные границы. Построение модели банка, банковской системы, наиболее защищаемой от общеэкономических и социальных потрясений, становится общенациональной проблемой, приоритетной экономической задачей современного мира. Вероятно, и в XXI столетии не раз придется столкнуться с необходимостью создания прочной банковской конструкции, способной защитить общество от потерь.
Действующее законодательство о банках и банковской деятельности принималось во многом спонтанно, ускоренно, с заимствованием иностранного опыта, т.к. свою «банковскую историю» Россия оставила еще в начале 20 века. К настоящему времени банковское законодательство представляет собой десятки и сотни разноуровневых нормативных актов, зачастую противоречащих друг другу.
Кроме того, в России до сего времени отсутствует ряд законов, регулирующих деятельность денежно-кредитных институтов. Неясность законодателя по ряду фундаментальных положений, как независимость Банка России, роль государственной собственности в банковском секторе, место иностранного капитала на российском рынке, незавершенность правового обеспечения иностранных инвестиций дестабилизируют экономическое развитие, отпугивают отечественных и иностранных инвесторов, снижают приток финансовых ресурсов в экономику страны.
Как отмечают исследователи, в деятельности банковской системы и ее отдельных институтов сохраняется ряд противоречий, снижающих эффективность хозяйствования, возможность развития более ускоренными темпами.
В последнее время проблемы банковской деятельности связывают с тем, что кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Между тем в отдельных странах банкам разрешены сделки с недвижимостью, участие в капитале предприятий и др. Оправданно ли это с позиции обеспечения устойчивости денежно-кредитных институтов? Как известно банковский кризис возникший после августа 1998 г. специалисты связывают с тем, что большинство коммерческих банков связывали свои активы с государственным ценными бумагами. Быть может пора расширить спектр банковской деятельности?
Несмотря на наличие реальных проблем в современной банковской деятельности, есть и ряд законодательных решений, которые несут положительные моменты. Несомненно, дальнейшее развитие отечественной экономики и юриспруденции возможно только с опорой на устойчивую банковскую систему, банковскую деятельность, соответствующее законодательство. И, прежде всего, рассматривать такую систему следует с нормативных основ взаимодействия ее отдельных элементов.
Исходя из поставленной цели, мы выдвигаем следующие задачи:
— рассмотреть историю становления банковских правоотношений в России;
— дать понятие банковской деятельности;
— проанализировать современное правовое регулирование банковской деятельности;
— рассмотреть особенности правового статуса кредитных организаций по действующему законодательству РФ;
— наметить проблемные аспекты современной банковской системы;
— выделить пути и направления совершенствования законодательства о банковской деятельности.
В работе будет проанализирован весь пласт законодательства о банковской деятельности, также подзаконные и ведомственные акты.
Несмотря на то, что в юридической литературе есть множество разработок посвященных банковской системе и банковской деятельности, большинство из них отстают от темпов развития о совершенствования законодательства, тем самым рассматриваемый вопрос не теряет своей актуальности.
В исследовании будут использованы теоретические разработки и юридическая литература по рассматриваемой тематике: монографии, комментарии и периодика.
Банки и банковская деятельность — институты появившиеся в России намного позже, чем в Европе.
Более правильную организацию получают русские кредитные установления только в царствование Елизаветы Петровны. Указом 13 мая 1754 года учреждены Дворянские Заемные Банки в Санкт-Петербурге и Москве при Сенате и Сенатской конторе и Купеческий банк в Санкт-Петербурге при коммерц-коллегии для торгующего в Санкт-Петербурге порте купечества.
Действие дворянских банков сперва распространялось только на великороссийское дворянство и иностранцев, принявших вечное подданство и владевших недвижимыми имениями в Великороссии. В 1766 г. остзейское дворянство сравнено в правах с руским; в 1776 году действие банков распространено и на Белоруссию, а в 1783 г. право пользования банками получили дворяне смоленской губернии и малороссийские.
Купеческий заемный банк выдавал ссуды русским купцам, торговавшим при Санкт-Петербургском порте под залог товаров в порте в размере 3/4 стоимости сроком 1-6 месяцев (впоследствии срок увеличен до года, а в исключительных случаях, как напр.: неполучение денег из казны, неподвоз товаров вследствие распутицы, давались и более продолжительные отсрочки). Кроме того, требовалось еще свидетельство из коммерц-коллегии и поручительство купцов. В 1764 г. разрешено выдавать купцам ссуды без заклада товаров под поручительством магистратов и ратуш. При продаже имущества с торгов банк имел преимущественное перед другими кредиторами право, хотя бы последние и раньше выдали ссуду.
Царствование Екатерины II отличается чрезвычайным напряжением финансовых и платежных сил, какое приходилось делать государству, чтобы покрывать все более и более увеличившиеся военные доходы: победоносные войны второй половины 18 века требовали затраты огромнейших денежных средств. Банковая политика Екатерины II подчиняется главному стремлению финансового управления того времени — измышлять все возможные средства для пополнения всегда нуждавшейся казны. С этой целью в 1769 году учреждены Ассигнационные банки (ук. 29 дек. 1768, I-е. П. С. З. № 13219-20), имевшие целью заменить полноценную ходячую монету бумажными деньгами, более удобными для обращения. Размен ассигнаций но звонкую монету банк должен был производить безостановочно.
В царствование императора Александра I система кредитных установлений подверглась значительным преобразованиям. Чтобы придать единство всем кредитным установлениям как «частям единого здания», по словам манифеста 7 мая 1817 года, образовано учреждение, которое должно было сосредоточить в себе управление всеми кредитными учреждениями — Совет государственных кредитных установлений: на него были возложены: 1) ревизия и поверка с уставами всех операций банка, о которых он обязан был представлять ежегодный всеподданнейший отчет, подлежащий обнародованию; 2) предварительное рассмотрение, соображение и заключение по всем законопроектам по кредитной части. Под ведением Совета поставлены государственная комиссия погашения долгов, Ассигнационный банк, Заемный банк и вновь образованный Государственный Коммерческий банк.
Государственный Коммерческий банк был основан в 1817 вместо существовавших учетных контор при Ассигнационном банке, для оживления оборотов промышленности и для содействия в кредите торговому сословию.
При императоре Николае I кредитная система оставалась без существенных изменений вплоть до коренного ее преобразования в начале царствования Александра II. Основной чертой этой системы является, прежде всего, ее казенный характер. В 1857 году частных банков было всего 21. Такое слабое развитие частной банковой промышленности объясняется существующим экономическим строем.
В 1871 году 17 мая определены в законодательном порядке общие основания, на каких могут быть учреждаемы банки — земствами, и наконец, в 1872 г. 31 мая изданы общие правила о порядке учреждения кредитных установлений частных и общественных.
В 1883 году, в связи с тем, что некоторые банки обанкротились, были изданы постановления об ответственности банков за целостность вверенных им сумм. В этот же период было положено начало мелкому сельскому кредиту и в 1866 году основано первое ссудосберегательное товарищество.
К концу 19 века система наших кредитных учреждений представлена в следующем виде. Кредитные установления разделяются на: 1) государственные, 2) общественные, 3) частные.
После Февральской и Октябрьской революций 1917 г., началась ликвидация существовавшей системы кредитных учреждений. Декретом от 14 декабря 1917 г. все банки были национализированы советской властью и объединены с Государственным банком, а банковское дело стало монополией государства. Государственный банк был преобразован в Народный банк РСФСР, с которым по декрету СНК от 10 апреля 1919 г. были объединены сберегательные кассы. После ряда преобразований в 1922 г. был образован Государственный банк СССР. Наряду с ним, начиная с 20-х годов, было образовано достаточное количество различных кредитных учреждений, в том числе акционерных банков, осуществляющих операции по банковским счетам. Таким образом, складывалась двухуровневая банковская система. Но необходимо учитывать, что в связи с гражданской войной, военным коммунизмом и другими негативными явлениями в экономике страны говорить о полноценных операциях по банковским счетам не имеет смысла вплоть до периода НЭПа, когда началось оживление экономических отношений.
В советский период правовое регулирование банковской деятельности осуществляется достаточно обширным массивом нормативных актов, принятых различными государственными органами. Вначале это были декреты и постановления ЦИК, СНК, Наркомфина и других органов, затем — постановления Совета Министров, в том числе совместно принятые с ЦК КПСС, уставы Государственного и других банков, отраслевые нормативные акты, ведущую роль среди которых играли инструкции, письма, приказы и телеграммы Государственного банка СССР.
Реформирование советской банковской системы начинается в конце 90-х годов. Назревает острая необходимость обновления и кодификации банковских норм.
В период с середины 80-х гг. по 90 гг. принимаются ряд подзаконных актов кардинально меняющих основы осуществления банковской деятельности в СССР и РСФСР.
Складывающие экономическая ситуация, рост количества банков, вызывают необходимость в принятии кодифицированного законодательного акта о банковской деятельности.
1.2 Развитие банковского законодательства на современном этапе
В конце 1990 года принимаются долгожданные законы:
— Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изм. и доп. от 12 декабря 1991 г., 24 июня, 13 декабря 1992 г.);
— Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 27 декабря, 26 апреля 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г., 19 июня, 6 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
Во исполнение названных актов принимаются ряд ведомственных документов. В частности можно выделить Инструкцию ЦБР от 30 апреля 1991 г. N 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» (с изм. и доп. от 17 марта, 28 мая, 7 июля, 30 июля 1993 г., 15 февраля 1994 г., 3 января, 24 марта, 6 мая, 31 октября, 24 ноября, 27 декабря 1995 г.), которая утратила юридическую силу только в 1996 г.
Таким образом, банковская система, возникшая после отхода от государственной монополии на банковские услуги и распада СССР, складывается в беспрецедентно короткий срок. Процесс, который в других странах длился на протяжении столетий, в России завершился в течении нескольких лет. Такая стремительность не могла не сказаться на качестве реформ и предопределила несовершенства полученной системы.
После принятия Закона «О банках и банковской деятельности» в последний неоднократно вносятся изменения, а Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ настоящий Закон изложен в новой редакции.
С Законом в новой редакции страна входит в кризис 1998 года и тут-то и выявляются многие недостатки существующей банковской системы.
Число банков с 2539 по состоянию на 1 августа к декабрю сократилось до 700 действующих банков. Реальный объем кредитных вложений предприятиям за этот период сократился на четверть. Назревает острая необходимость реформирования банковской системы.
После августского кризиса 1998 года принимается Программа «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации» (Одобрена Советом директоров ЦБР и Президиумом Правительства РФ 17 и 21 ноября 1998 г.). Следует пояснить, что реструктуризация банков — это управляемый согласованными мерами Банка России, законодательной и исполнительной власти, действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей кредитных организаций процесс изменения структуры банковской системы, восстановления условий и функций, необходимых для банковского обслуживания потребностей экономики.
Основными проблемами тогда (в 1998 году) были названы:
— низкий уровень банковского капитала;
— значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной;
— высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;
— чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
— пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;
— высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;
— низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
— политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;
— недостаточная жесткость надзорных требований;
— недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора, отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.
Фактически решение названных проблем и обусловило дальнейшее совершенствование законодательства о банковской деятельности.
Первый этап реформирования (сентябрь 1998 года — 2000 год) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном решены задачи, о которых мы говорили выше, в том числе принимается Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».
В течение данного периода были в основном решены задачи, определенные Правительством РФ и Банком России в совместном документе «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации», принятом в ноябре 1998 года.
Напомним, что указанным Заявлением в целях восстановления нормального функционирования банковской системы страны и содействия ее эффективному развитию, опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем, было объявлено о создании специальной структуры — Агентства по реструктуризации кредитных организаций.
При этом Агентство создавалось с участием Правительства РФ и Банка России с уставным капиталом 10 млрд руб. в форме небанковской кредитной организации и было призвано осуществлять следующие задачи:
— участвовать в проведении процедур банкротства в целях законного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, а также обеспечивать условия для эффективной реализации процедур банкротства;
— проводить государственную политику по предупреждению банкротств кредитных организаций;
— создавать и обеспечивать функционирование рыночного механизма отстранения от управления кредитными организациями участников, в результате деятельности которых эти организации стали неплатежеспособными;
— формировать рынок долгов кредитных организаций и их должников.
Важнейшими условиями достижения целей реструктуризации банков были признаны совершенствование законодательства путем создания и корректировки законодательной базы в области гарантирования вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций, расширение возможностей Агентства участвовать в рекапитализации банков.
Второй этап реформирования начался в 2001 году (продолжается до настоящего времени).
23 июня 2001 г. вступили в силу федеральные законы, которые вносят важные с точки зрения перспектив развития банковского законодательства и банковской системы России изменения в основные федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность. Речь идет о следующих актах: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», «О внесении дополнения в статью 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Как отмечено в «Стратегии», основными целями дальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.
В «Стратегии» выделяются факторы, мешающие развитию банковской деятельности: внешние и внутренние Считаем необходимым их выделить, т.к. именно их разрешение означает совершенствование банковской деятельности в России.
К числу внешних факторов относятся: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостаточная достоверность отчетности многих отечественных предприятий и слабая прозрачность большинства из них, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, обеспеченных залогом, несовершенство судебной системы, недостаточное правовое обеспечение возможностей банковского надзора, уровень странового рейтинга России.
К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих кредитных организациях, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, непрозрачную структуру собственности, недостаточное развитие современных банковских технологий.
2.1 Банковская система РФ
Итак, рассмотрим международные банковские системы.
Первый тип — банковско-ориентированная финансовая система, распространенная в континентальной Европе и Японии. Ее отличают:
а) сравнительно низкий уровень развития финансовых рынков, прежде всего рынков рискового капитала;
б) сбережения трансформируются главным образом в форму краткосрочных и долгосрочных кредитов через сеть коммерческих банков и других сберегательных институтов;
в) значительная доля всех финансовых контрактов находится в руках самих банков, а их кредитная политика прямо направлена на финансирование промышленных корпораций;
г) коммерческие банки, как правило, не имеют строгих ограничений в выборе вложений (портфель банка) и контроле за деятельностью корпораций.
Государство оказывает значительную поддержку коммерческим банкам, осуществляя иногда и прямую интервенцию.
Второй тип финансовой системы — рыночно ориентированная, господствующая в США и Великобритании. Для нее характерны:
а) высокий уровень развития рынка капитала; население большую часть своих сбережений вкладывает в производство непосредственно или через систему небанковских финансовых посредников; банки удовлетворяют потребности корпораций главным образом в краткосрочном кредите;
Прежде чем отнести банковскую систему Российской Федерации к тому или иному виду мировых систем, проанализируем ее внутреннее устройство.
Возглавляет Российскую банковскую систему — Банк России. Как мы уже отмечали, его правовой статут установлен Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января 2003 г.).
Центральный банк является юридическим лицом и одновременно выступает как институт государства (банк подотчетен Государственной Думе Российской Федерации). С 1 января 2003 года уставный капитал Банка России определен в размере 3 млрд. рублей.
Целями деятельности Банка России являются (Ст. 3 Закона «О ЦБР»):
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Важно подчеркнуть, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
На Банк России возложен ряд функций (ст.3 Закона «О ЦБР…»). Выделим лишь основные:
— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
— устанавливает правила проведения банковских операций;
— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор) и др.
Современная банковская система в ее иерархическом построении предусматривает возложение на Банк России достаточно широкого круга административных функций. В частности, действующее законодательство содержат нормы, позволяющие говорить о безусловно административно-распорядительной роли Банка России во всей банковской системе. Отдельной формой проявления этой роли являются мероприятия по применению Банком России мер к кредитным организациям, деятельность которых тем или иным образом не соответствует требованиям законодательства или самого Банка России.
Считаем важным обратить внимание на такую функцию ЦБР как банковское регулирование и банковский надзор. Действующее законодательство (как Закон «О ЦБР», так и Закон «О банках…») содержат нормы, подробно раскрывающую средства, пути реализации и цели поддержания стабильности и надежности банковской системы. Глава X «Банковское регулирование и надзор» Закона о Центробанке определяет, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (ст.55). Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитной организацией законов и иных нормативных актов, непредставления или представления неполной, искаженной информации он имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения данного предписания или в случае реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в т.ч. изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до 6 месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев.
В настоящее время существует несколько видов коммерческих банков. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования различаются акционерные банки, банки с ограниченной или дополнительной ответственностью, с участием иностранного капитала. По видам совершаемых операций банки подразделяются на универсальные и специализированные, по территориальному признаку — на республиканские и региональные. В последнее время стали создаваться и банки функционального профиля — биржевые, ипотечные.
Понятие иностранного банка дается в ст.1 Закона «О банках…» — это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории Российской Федерации и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.
Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.
Анализ Российской банковской системы показывает, что она не относится не к первой (Европейской), ни ко второй (Американской) банковской системе.
Во-первых, в России высоки финансовые риски. Во-вторых, виды банковской деятельности жестко лимитированы. В-третьих, не развита система кредитования (опять-таки в виду высоких финансовых рисков).
Термин «кредитная организация», ранее не известный Российскому банковскому праву, пришел в российское законодательство из европейского банковского права. Первая банковская директива Европейских Сообществ от 12 декабря 1977 г. «О координации законов, правил и административных положений, регулирующих организацию и ведение бизнеса кредитных организаций» (77/780/ЕЕС) содержала следующее определение термина «кредитная организация»: это предприятие, чья деятельность заключается в привлечении депозитов (вкладов) или других средств на возвратной основе от публики и в выдаче кредитов от своего имени и за свой счет (ст.1).
Из приведенного определения можно выделить следующие характерные черты кредитной организации:
— кредитной организацией считается только юридическое лицо;
— кредитная организация может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выданной Банком России. Только с момента получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций;
— кредитная организация в качестве своей деятельности осуществляет банковские операции, перечень которых закрепляется в Законе «О банках и банковской деятельности».
Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество: акционерное общество, общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью (Инструкция ЦБР от 23 июля 1998 г. N 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями от 18 мая, 24, 28 июня 1999 г., 28 августа 2000 г., 20 декабря 2001 г., 5 июля 2002 г.)).
Как отмечают исследователи, определение банка в российском законодательстве построено на основе определения кредитной организации в европейском банковском праве, однако шире его по числу конститутивных (ключевых) элементов.
Отличие же банка от небанковской кредитной организации практически состоит лишь в круге выполняемых операций: если банк имеет право совершать все банковские операции, что и составляет существо его деятельности, то небанковская кредитная организация может совершать лишь отдельные операции, сочетание которых строго ограничено.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители — юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке и действовать не менее трех лет, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители (участники) кредитной организации должны располагать собственными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации (статья 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России. В частности можно выделить «Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов», утвержденное приказом ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 02-195.
Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.
Требования к содержанию устава кредитной организации установлены ст.10 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Устав кредитной организации должен содержать: фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные ст.7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; указание на организационно — правовую форму; сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст.5 Закона «О банках и банковской деятельности»; сведения о размере уставного капитала; сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно — правовой формы.
Во исполнение требований статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Указанием Банка России от 24.06.99 N 586-У «О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций» установлены:
— минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро;
— минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. евро; минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.
Указанием ЦБР от 30 сентября 1998 г. N 365-У разрешено производить оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте.
Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально, до 5 числа первого месяца квартала на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих телеграммах, публикуемых в «Вестнике Банка России». Доли (акции) в уставном капитале кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в рублях и в иностранной валюте, основными средствами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация (за исключением незавершенного строительства). На увеличение уставного капитала может быть также направлено имущество кредитной организации в установленном законом порядке.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, неденежные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оцениваются независимым оценщиком.
Размер неденежной части уставного капитала, оплаченной банковским зданием (помещением), при создании кредитной организации не должен превышать 20% уставного капитала.
В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.
Действующее законодательство предъявляет особые требования к назначению руководства кредитной организации (ст. 11.1 Закона «О банках и банковской деятельности»).
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.
Кандидатуры на обозначенные должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При этом кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях (в рамках указанных должностей). В свою очередь Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях.
Кредитная организация обязана уведомить Банк России и в случае освобождения от указанных руководящих должностей.
Ассоциации и союзы — некоммерческие организации. Они создаются в целях не преследующих извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.
Порядок создания и деятельности ассоциаций и союзов регулируется Федеральным закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Наряду с образованием ассоциаций и союзов, кредитные организации могут быть участниками банковских групп и банковских холдингов.
Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Роспотребнадзор продолжает борьбу с банками в сфере потребительского кредитования. По мнению Роспотребнадзора, кредитная организация не вправе уступать (передавать) долг, возникший из кредитного договора в пользу другого лица, например, в пользу коллекторских организаций. Банки считают иначе.
Судебная практика (арбитражная) по этому поводу на стороне банков. Однако, встречаются решения, которые хоть и не признают соответствующую уступку незаконной, но создают определенные трудности для этого.
Так, например, «Росбанк» (ОАО) пытался в судебном порядке оспорить предписание Роспотребнадзора по Магаданской области, в частности, требование Роспотребнадзора исключить из кредитных договоров условия о предоставлении третьим лицам, привлекаемым банком для взыскания задолженности информации о клиенте.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 22 марта 2011г. по делу (А37-944/2010) встал на сторону Роспотребнадзора и, в частности, решил, что:
Высший Арбитражный суд РФ согласился с принятыми актами и определением от 14.07.2011г. отказал банку в пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» (открытое акционерное общество) (далее — истец, банк) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ (т.4 л.д.7-8, 23-24), о взыскании с закрытого акционерного общества «Барвиха-Вилладж» (далее — ответчик, заемщик) солидарно с закрытым акционерным обществом «МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ» (далее — ответчик, поручитель) на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/85/07 (т.1 л.д.60-63), закрытым акционерным обществом «Золотая Миля» (далее — ответчик, поручитель) на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/88/07 (т.1 л.д.72-74), обществом с ограниченной ответственностью «МИЭЛЬ ЗС » (далее — ответчик, поручитель) на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/86/07 (т.1 л.д.64-67) и закрытым акционерным обществом «МИЭЛЬ — Инвестиции в Загородную Недвижимость» (далее — ответчик, поручитель) на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/87/07 (т.1 л.д.68-71) задолженности по Кредитному договору № VK/40/07 от 07.05.2007 (т.1 л.д.14-22) в размере 20 000 000 долларов США по кредиту, 3 259 726,02 долларов США по просроченнымпроцентам, 200 000 долларов США по просроченной плате за ведение ссудного счета, 564 924,28 долларов США по повышенным процентам по основным процентам, 1 341 369,86 долларов США по повышенным процентам по основному долгу, 13 413,69 долларов США по повышенным процентам по оплате за ведение ссудного счета.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав на неисполнение ответчиками обязательств по заключенным договорам.
Ответчики ЗАО «МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ», ЗАО «Золотая Миля», ЗАО «МИЭЛЬ — Инвестиции в Загородную Недвижимость» и третье лицо — Орбант С.Л., надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания (т.3 л.д.126-132; т.4 л.д.35-42), не явились, отзывы на заявленные требования не представили, в связи с чем суд, рассмотрел дело, руководствуясь положениями ч.1, 3, 5 ст.156 АПК РФ.
Ответчики ЗАО «Барвиха-Вилладж» и ООО «МИЭЛЬ ЗС» против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам отзыва (т.4 л.д.43-44, 45), просили применить положения статьи 333 ГК РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав объяснения явившихся представителей истца и ответчиков, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Материалами дела подтверждается, заемщиком в порядке ст.812 ГК РФ и поручителями на основании ст.ст.364, 812 ГК РФ не оспаривается факт выдачи истцом (т.1 л.д.40) на основании и условиях заключенного с ЗАО «Барвиха-Вилладж» с учетом дополнительных соглашений (т.1 л.д.23-38) Кредитного договора от 07.05.2007 № VK/40/07 (т.1 л.д.14-22) по заявлению последнего (т.1 л.д.39) целевого кредита в сумме20 000 000 долларов США на срок 48 календарных месяцев с момента первого транша 30.05.2007 — до 30.05.2011 с погашением кредита согласно графи ку (т.1 л.д.14), установленному п.1.2 кредитного договора и уплатой процентов за пользование кредитом по ставке с 07.05.2007 — до 01.12.2008 — 13 % годовых, с 02.12.2008 — до 31.07.2009 — 16,5 % годовых, с 01.08.2009 — до 17.05.2010 — 15 % годовых, с 18.05.2010 и до наступления сроков возврата кредита включительно 12 % годовых, а после наступления сроков возврата кредита повышенных процентов в размере 24 % годовых за каждый период с даты, следующей за днем, в который должен был быть осуществлен следующий платеж, по дату зачисления соответствующей части кредита, с взиманием платы за ведение ссудного счета в сумме эквивалентной 200 000 долларов США по курсу Банка России на дату зачисления платы за ведение ссудного счета.
Из представленных в материалы дела выписок по ссудному счету (т.1 л.д.41-48,т.4 л.д.28) и расчета задолженности (т.4 л.д.25-27) следует, что по состоянию на 01.05.2011 задолженность по кредиту и процентам с учетом произведенного заемщиком частичного погашения составляет 20 000 000 долларов США и 3 259 726,02 долларов США соответственно.
Учитывая установление в ходе судебного разбирательства обстоятельств ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по возврату кредита и уплате процентов, суд на сновании ст.ст.819, 811, 330 ГК РФ и п.4.1.2 кредитного договора признает обоснованным начисление банком повышенных процентов по основным процентам, по основному долгу и по плате за ведение ссудного счета в размере 564 924,28 долларов США, 1 341 369,86 долларов США и 13 413,69 долларов США соответственно.
Расчет задолженности по повышенным процентам по основным процентам, по основному долгу и по оплате за ведение ссудного счета (т.4 л.д.25-27) судом проверен и признан правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела.
При этом суд, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской едерации, изложенную в п.15 Постановления Пленума ВС № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 8.10.1998, согласно которой начисление процентов по повышенной ставке с момента арушения основного обязательства представляет собой вид неустойки, руководствуясь оложениям ст.333 ГК РФ с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, изложенной в п.1, 2, 4 Ин формационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 № 17 и в п.42 Постановления Плен ума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума от 01.07.1996 года № 6/8, и исходя из компенсационного характера неустойки в гражданско-правовых отношениях, принципа соразмерности начисленной неустойки последствиям неисполнения обязательств должником, периода неисполнения обязательств и сопоставимости суммы долга и процентов по обязательству суммам начисленной неустойки, снижает сумму повышенных процентов по просроченным процентам до 280 000 долларов США, по кредиту до 670 000 долларов США и по комиссии за ведение ссудного счета до 6 700 долларов США.
Как следует из материалов дела, исполнениеобязательств заемщика по кредитном у договору в полном объеме (включая сумму основного долга, проценты и повышенные проценты) было обеспечено в порядке ст.ст.361-367 ГК РФ поручительством закрытого акционерного общества «МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ» на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/85/07 (т.1 л.д.60-63), закрытого акционерного общества «Золотая Миля» на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/88/07 (т.1 л.д.72-74), общества с ограниченной ответственностью «МИЭЛЬ ЗС» на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/86/07 (т.1 л.д.64-67), закрытого акционерного общества «МИЭЛЬ — Инвестиции в Загородную Недвижимость» на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/87/07 (т.1 л.д.68-71) и Орбант С.Л. на основании договора поручительства от 07.05.2007 № PR/89/07 (т.1 л.д.75-77).
Суд решил взыскать с закрытого акционерного общества «Барвиха-Вилладж» солидарно с закрытым акционерным обществом «МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ», закрытым акционерным обществом «Золотая Миля», обществом с ограниченной ответственностью «МИЭЛЬ ЗС» и закрытым акционерным обществом «МИЭЛЬ — Инвестиции в Загородную Недвижимость» в пользу Акционерного коммерческого банка «РОСБАНК» (открытое акционерное общество) задолженность в размере 20 000 000 (двадцать миллионов) долларов США по кредиту, 3 259 726 (три миллиона двести пятьдесят девять тысяч семьсот двадцать шесть) долларов США 02 (два) цента просроченных процентов, 200 000 (двести тысяч) долларов США комиссии, повышенные проценты по просроченным процентам в размере 280 000 (двести восемьдесят тысяч) долларов США, по кредиту в размере 670 000 (шестьсот семьдесят тысяч) долларов США и по комиссии за ведение ссудного счета в размере 6 700 (шесть тысяч семьсот) долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день исполнения решения суда. В удовлетворении остальной части заявленных требований — отказать.
15.08.2011 в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление ОАО АКБ «РОСБАНК» о признании несостоятельным (банкротом) ЗАО «МИЭЛЬ — Инвестиции в Загородную Недвижимость».
Определением суда от 22.08.2011 указанное заявление было оставлено без движения на срок до 24.10.2011.
Изучив материалы дела, суд установил, что заявителем не устранены обстоятельства, послужившие основаниями оставления заявления без движения, указанные в определении суда от 22.08.2011.
В соответствии со ст. 44 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 44 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 125, 126, 128, 129, 184-186, 188 АПК РФ, суд определил Заявление ОАО АКБ «РОСБАНК» о признании несостоятельным (банкротом) ЗАО «МИЭЛЬ — Инвестиции в Загородную Недвижимость» — возвратить заявителю.
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.
3.1 Понятие банковской деятельности
Действующее законодательство не содержит легального понятия «банковской деятельности», однако систематический анализ норм о банках и банковской деятельности, позволяет такое определение сформулировать.
Банковская деятельность — это, прежде всего, деятельность, осуществляемая банками и кредитными организациями.
В виду того, что кредитные организации как юридические лица обладают специальной правоспособностью, законодатель четко отчерчивает виды деятельности, которые являются банковскими.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий.
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Как следует из п.1 ст.49 ГК РФ, законодатель применительно к коммерческим организациям, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, исходит из принципа их общей правоспособности. Однако из указанного принципа существуют исключения. Так, учредители коммерческой организации вправе сами ограничить в учредительных документах виды деятельности, которые может осуществлять данное юридическое лицо; на некоторые виды деятельности необходимо получить лицензию.
Как подчеркивает И.А. Дубов, редакция запретительной нормы нам представляется не совсем удачной. Исходя из ее текста, можно сделать вывод о том, что перечень видов деятельности, которыми запрещено заниматься кредитной организации, является исчерпывающим и какими-либо другими видами деятельности кредитная организация может заниматься. Однако это не так; кредитная организация не может заниматься ничем иным, кроме осуществления банковских операций и сделок, разрешенных законом.
Специальная правоспособность кредитных организаций закрепляется в законе, а также в учредительных документах кредитной организации. Так, ст.10 Закона «О банках…» предусматривает, что устав кредитной организации помимо иных сведений должен содержать исчерпывающий перечень осуществляемых банковских операций и сделок. Таким образом, кредитные организации не имеют права заниматься какими-либо иными видами деятельности, кроме определенных в учредительных документах.
3.2 Пути совершенствования законодательства о банковской деятельности
Как мы уже отмечали, основными целями дальнейшего развития банковского сектора являются:
— укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
— повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
— укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
— усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
— предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
Решение обозначенных целей будет осуществляться вместе со следующими задачами в сфере нормативного правового регулирования:
— приблизить основные правовые нормы функционирования кредитных организаций к международно признанным нормам, в том числе определенным в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора»;
— укрепить права кредиторов и вкладчиков;
— обеспечить совершенствование правовых механизмов и развитие процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
— укрепить нормативные механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
— законодательно обеспечить условия для формирования системы гарантирования вкладов;
— создать нормативно-правовые условия для перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
— обеспечить совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля;
— создать условия для более широкого применения современных электронных технологий;
— обеспечить возможности для противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями.
Разработчики «Стратегии…» (Правительство РФ и ЦБР) выделили следующие принципиальные шаги по принятию законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:
— защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;
— изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств;
— повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг;
— изменения в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);
— развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи и о переводе денежных средств);
— повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;
— установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;
— предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;
— предоставление Банку России права обмениваться информацией с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе и информацией, полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками (за исключением справок по операциям и счетам), без получения согласия кредитной организации и обеспечение защиты информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.
Кредитные потребительские кооперативы граждан не относится к числу кредитных организаций. Однако, со временем, в случае если деятельность данных кооперативов выйдет за рамки предоставления кредитов только на потребительские цели и только членам ассоциаций (кооперативов), то, как свидетельствует международный опыт, более рациональным является функционирование указанных организаций в рамках банковской системы с соответствующим регулированием и надзором за их деятельностью.
Таким образом, в ближайшие несколько лет, число кредитных организаций, может быть пополнено еще одной разновидностью.
Итак, сделаем некоторые выводы проделанному исследованию.
1. Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Большей частью правовое регулирование банковской деятельности строится на ведомственных актах Банка России.
2. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
3. Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом.
4. Кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации.
5. Действующее законодательство разделяет банковскую деятельность на операции и сделки. Виды банковских операций и сделок, которые могут совершать кредитные организации четко отграничены законодателем.
6. В современном законодательстве четко зафиксировано правило «четырехзвенной структуры» управления кредитной организацией, в соответствии с которым в системе органов управления кредитной организации должны присутствовать все органы управления, предусмотренные корпоративным законодательством: собрание учредителей (участников) — совет директоров — единоличный исполнительный орган — коллегиальный исполнительный орган.
7. В настоящее время в Российской Федерации действуют в два раза меньше кредитных организаций по сравнению со статистикой на лето 1998 года. В тоже время, число кредитных организаций постепенно растет. Развитие банковского сектора в настоящее время происходит на фоне позитивных изменений макроэкономической ситуации в стране, обусловленных, в том числе благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности. Достигаются рост производства товаров и услуг, увеличение реальных доходов населения, повышение инвестиционной активности, обеспечивается стабильная ситуация на финансовых рынках. В тоже время экономическая ситуация, сохраняющиеся финансовые риски не позволяют развиваться банковской системе.
8. Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора является внедрение в полном объеме признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения.
И уже следующим этапом развития банковского законодательства можно было бы наметить принятия Банковского кодекса, который стал бы стержнем всего банковского права.