Содержание
Введение6
Глава 1. Понятия и место гостиничных услуг в индустрии туризма11
§1. Генезис, понятие и социально-экономическое значение индустрии туризма11
§2.Понятие и признаки гостиничных услуг18
Глава 2. Договор на оказание гостиничных услуг23
§ 1. Общие положения договора на оказание гостиничных услуг23
§ 2. Права, обязанности и ответственность сторон по договору на оказание гостиничных услуг34
Заключение55
Библиография61
Приложение 172
Приложение 275
Приложение 378
Выдержка из текста работы
Экономические реформы, проводимые в России в последние десятилетия, обусловили коренные изменения в системе российского образования. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями появились частные образовательные учреждения. Их отношения с заказчиками образовательных услуг строятся на основе равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Именно характер отношений, складывающихся между частными образовательными учреждениями и заказчиками образовательных услуг, определил их договорную природу.
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Эта ступень образования призвана обеспечить воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление ребенка дошкольного возраста на основе поддержки его индивидуальности, уважении интересов и потребностей ребенка, развития его творческих способностей.
Актуальность исследования заключается в том, что особое значение в решении проблемы гуманизации дошкольного образования приобретают задачи и функции дошкольного учреждения, основанные на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, так как именно в этот период формируются представления об окружающем мире, происходит интенсивное развитие личности ребенка. Интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.
Соответственно, данный факт в тех или иных аспектах отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на условие внимания к проблемам педагогической деятельности. Значимость и необходимость развития целостной личности ребенка, в единстве всех ее сторон, может обеспечить целостное содержание образования на основе интеграции всех его компонентов.
Проблема качества образования отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» . Качество содержания дошкольного образования предполагает усвоение детьми не только представлений об окружающем мире и самом себе, но и наиболее существенных, естественных, наглядно представленных, доступных восприятию взаимосвязей объектов и явлений окружающего мира. Интегрированное содержание образования обеспечивает, прежде всего, усвоение таких взаимосвязей и ведет к формированию целостных представлений о мире.
Целью настоящей работы является исследование гражданско-правового регулирования оказания образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— Проанализировать понятие и социально-экономическую сущность дошкольных образовательных услуг;
— Исследовать нормативно-правовое регулирование оказания дошкольных образовательных услуг;
— Раскрыть понятие, стороны, форму и виды договора возмездного оказания дошкольных образовательных услуг;
— Показать условия и содержание договора возмездного оказания дошкольных образовательных услуг;
— Рассмотреть права детей на надлежащее дошкольное образование;
— Раскрыть ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора возмездного оказания дошкольных образовательных услуг.
Объект исследования составляют отношения по оказанию платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметом исследования настоящей работы является действующее законодательство регулирующие оказание платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
Теоретической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов образовательного права, в частности работы: В.Н. Карташова, Е.В. Бусловой, В.М. Сырых, Ю.А. Кудрявцева, С.В. Курова, В.И. Шкатуллы, Н.А. Селезневой, М.Ю. Федоровой и других авторов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы познания. В процессе дипломного исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция, системный, структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, и другие.
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие источники: Конституция РФ, как основной закон, в котором содержатся основные права в сфере образования. Закон Российской Федерации «Об образовании», который является основным законом в образовательном процессе. Также при написании настоящей работы использовались другие нормативно-правовые акты посвященные теме настоящего исследования.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих, в себя шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.
Заключение
На основании поведенного исследования гражданско-правового регулирования оказания дошкольных образовательных услуг можно сделать следующие выводы.
Образовательные услуги можно определить как деятельность образовательной организации по обучению и воспитанию, состоящая в передаче обучающемуся знаний, умений, навыков, направленная на формирование и (или) развитие его личности.
Тем самым дополнить ст. 779 ГК РФ текстом следующего содержания:
«Образовательные услуги можно определить как деятельность образовательной организации по обучению и воспитанию, состоящая в передаче обучающемуся знаний, умений, навыков, направленная на формирование и (или) развитие его личности».
Общий анализ законодательства Российской Федерации в области дошкольного образования показывает, что, несмотря на значительное число нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области образования, оно не носит системного характера, достаточно декларативно, зачастую не содержит норм прямого действия и конкретных правовых механизмов по обеспечению реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, а в ряде случаев имеет правовые неопределенности, противоречия и таким образом остается низкоэффективным. Например, в Законе РФ «Об образовании» образование, право на которое является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Данное определение не отражает специфику дошкольного образования, так как оно согласно п. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» не является образовательным уровнем (образовательным цензом), достижение которого удостоверяется соответствующим документом. Получение дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении неразрывно связано с предоставлением учреждением дополнительных услуг, в том числе по содержанию ребенка в учреждении, плата за которое взимается с родителей. Таким образом, несмотря на важнейшую роль дошкольного образования, весьма продолжительный срок обучения детей в этой отрасли образовании (срок обучения детей в системе дошкольного образования может достигать семи лет), действующее законодательство не отражает особенности отношений даже по основополагающему вопросу дошкольного образования – месту дошкольного образования в общей системе образования.
Более того, действующим законодательством не урегулированы:
— порядок приема в дошкольные образовательные учреждения или обязанность учредителей дошкольных образовательных учреждений устанавливать порядок приема в рассматриваемый тип образовательных учреждений, который обеспечивал бы прием всех проживающих на данной территории, имеющих право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
— нормативы финансирования дошкольных образовательных учреждений;
— понятие «содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях»;
— принципы и методика расчета стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
— размер предельной платы родителей за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях;
— основные требования к условиям обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
— права и обязанности родителей как участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
— полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации предоставления указанного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории городских округов, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов государственной власти по организации предоставления дошкольного образования дошкольными образовательными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации и федеральными государственными дошкольными образовательными учреждениями.
Следовательно необходимо принять Федеральный закон «О дошкольном образовании» в котором закрепить все вышеизложенные вопросы.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако в нарушение этих положений вопросы приема детей в дошкольные образовательные учреждения с указанием, кто из них принимается в первую очередь, регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
Необходимо в законодательном порядке в новый Федеральный закон «О дошкольном образовании» включить нормы вопросы приема детей в дошкольные образовательные учреждения с указанием, кто из них принимается в первую очередь. Запретить необоснованный отказ в приеме в дошкольное образовательное учреждение. Запретить по угрозой уголовного наказания поборы, взимаемые при поступлении в дошкольное образовательной учреждение.
Таким образом, несмотря на большое количество нормативных правовых актов, принятых по вопросам дошкольного образования, в целом законодательство не обеспечивает решение многих основополагающих вопросов, стоящих перед системой дошкольного образования. Отсутствие достаточно полной законодательной базы дошкольного образования, ее распределение по множеству законов и подзаконных актов, нестабильная экономическая обстановка в последние десятилетия и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры образования заметно ухудшили положение с реализацией конституционного права граждан на дошкольное образование.
Учитывая, что право на получение дошкольного образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, что в настоящее время положение с реализацией этого права остается неудовлетворительным, в том числе за счет слабой законодательной базы, представляется необходимым в ближайшие годы сформировать комплексную, функционально полную правовую базу, максимально обеспечивающую реализацию права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Одновременно исходя из того, что сегодня отношения в области дошкольного образования регулируются значительным количеством нормативных правовых актов, во многом дублирующих друг друга или даже противоречащих друг другу, что многие отношения в области дошкольного образования являются общими для всех уровней образования и могут быть урегулированы одним законом, представляется целесообразным не только значительно развить законодательную базу дошкольного образования, но и провести кодификацию нормативных правовых актов в области образования, приняв Федеральный закон «О дошкольном образовании».
Принятие Федерального закона «О дошкольном образовании» позволит не только восполнить пробелы и исключить противоречия в законодательстве, регулирующем указанные отношения, сократить, а в некоторых случаях исключить различного рода подзаконные акты, в том числе ведомственные, но и за счет изменения концептуального подхода к роли, задачам и целям дошкольного образования обеспечить эффективную реализацию конституционного права граждан на дошкольное образование, повышение его качества, укрепление здоровья подрастающего поколения.
Заказчик и потребитель в договоре оказания платных образовательных услуг ДОУ не совпадают в одном лице. Заказчиками по договору оказания платных образовательных услуг могут выступать законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители, в том числе специальные учреждения и органы опеки и попечительства) несовершеннолетних и сами несовершеннолетние (как самостоятельно, так и в лице их законных представителей).
Законные представители обучающихся являются заказчиками по договору в случаях, когда обучающиеся являются самостоятельной стороной договора, а также когда они являются третьими лицами, в пользу которых заключен договор. Для того чтобы быть самостоятельной стороной по договору либо третьим лицом, в пользу которого заключен договор, несовершеннолетний должен обладать частичной дееспособностью малолетнего, то есть он должен достигнуть возраста шести лет.
Поэтому предлагаем в п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» внести соответствующие изменения:
«Заказчиками по договору оказания платных образовательных услуг могут выступать законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители, в том числе специальные учреждения и органы опеки и попечительства) несовершеннолетних и сами несовершеннолетние (как самостоятельно, так и в лице их законных представителей).
Законные представители обучающихся являются заказчиками по договору в случаях, когда обучающиеся являются самостоятельной стороной договора, а также когда они являются третьими лицами, в пользу которых заключен договор. Для того чтобы быть самостоятельной стороной по договору либо третьим лицом, в пользу которого заключен договор, несовершеннолетний должен обладать частичной дееспособностью малолетнего, то есть он должен достигнуть возраста шести лет.»
Нами вносится предложение о внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг в части использования термина «потребитель», который в Правилах охватывает как лиц, заказывающих такие услуги для себя или других граждан, так и граждан, получающих образовательные услуги, заказанные для них другими лицами. Для этого в пункте 2 Правил предлагается ввести новый термин «заказчик», которым обозначить организации или граждан, имеющих намерение заказать, либо заказывающих образовательные услуги для себя или иных граждан. Термин же «потребитель» сузить и обозначить им граждан, имеющих намерение лично получить либо получающих образовательные услуги по договору, заключаемому в их пользу заказчиком.
Нами формулируется определение образовательной услуги как совершаемой на возмездных началах правомерной деятельности по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется его активное участие в качестве обучающегося.
Данное понятие необходимо снести в п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»:
«Образовательная услуга — это совершаемая на возмездных началах правомерная деятельность по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется его активное участие в качестве обучающегося.
Отмечая, что одной из важнейших характеристик договора оказания образовательных услуг служат сроки, часть из которых включается в саму характеристику образовательных услуг (продолжительность и частота занятий), часть — согласуется сторонами в качестве условия о сроках (начальные и конечные сроки, время занятий), считаем, что время занятий является крайне важным сроком в обязательстве по оказанию платных образовательных услуг и его следует считать существенным условием договора. В связи с этим предлагается внести соответствующее дополнение в обязательный перечень сведений, включаемых в договор оказания платных образовательных услуг, содержащийся в п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг:
«14. Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации — исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) сроки оказания образовательных услуг (продолжительность и частота занятий);
г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.»
Нами делается вывод, что проведение какого-либо конкурсного отбора обучающихся — потребителей образовательных услуг при заключении договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования является незаконным, поскольку в силу п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу и не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 — 388.
3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята в г. Париже 14.12.1960 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Ведомости ВС СССР. 2 ноября 1962 г. N 44. Ст. 452.
4. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
5. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
6. Конвенция о правах ребенка Постановление ВС СССР от 13 июня 1990 г. — N 1559-I. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. С. 242 — 257.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
10. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
11. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140.
12. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 29 июля.
13. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 29.12.2010) «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
14. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 28.12.2010) «О беженцах» // Российская газета. 1997. 3 июня.
15. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
16. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
17. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
18. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
19. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
20. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
21. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.
22. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства РФ, от 16 июля 2001 г. — № 29. — Ст. 3016
23. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. II). Ст. 119.
24. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 39. Ст. 4432.
25. Постановление Правительства РФ от 02.12.2009 N 984 (с изм. от 28.12.2010) «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 49 (2 ч.). Ст. 5983.
26. Письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ин-40/31-09 «О направлении методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг» // Официальные документы в образовании. 2002. N 32.
27. Письмо Минобразования РФ от 30.03.1994 N 212/19-12 «О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о ДОУ в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
28. Приказ Минобразования РФ от 22.08.1996 N 448 // «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» // СПС Консультант плюс.
29. Письмо Минобразования РФ от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг» // Бюллетень Минобразования РФ. 2000. N 4.
30. Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09 «О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования» // Официальные документы в образовании. 2002. N 32.
31. Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 19.
32. Приказ Росстата от 20.07.2010 N 255 (ред. от 12.10.2010) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования» // СПС Консультант плюс.
33. Постановление ВС РФ от 06.03.1992 N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» // Российская газета. 1992. 19 марта. (утратил силу).
2. Литература
34. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг. М., 2010.
35. Богданов В.В. Российское образовательное законодательство: актуальные проблемы // Сборник научных трудов Академии права и управления. Вып.1. М., 2010.
36. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. М., 2009. 413с.
37. Волохова Е.Д. Проблемы кодификации законодательства об образовании // Социальные проблемы права: Сборник статей: выпуск первый / Под общ. ред. Н.Е. Борисовой. М.: Союз, 2010. С. 21-51.
38. Волчанская Л. Определить в законе форму и содержание договора оказания образовательных услуг // Российская юстиция. 2010. № 9. С. 28-37.
39. Гражданское право. Часть I. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. М., 2010.
40. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2010.
41. Жукова Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. № 8. 2010. С. 9-18.
42. Карташов В.Н. Проблемы юридической ответственности и совершенствования законодательства об образовании. М., 2010. 354с.
43. Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права: Монография. Челябинск, 2009.
44. Кванина В.В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон. 2007. № 4.
45. Китайгородская Г.А. От деятельности к личности // Вестник Московского университета. 2009. № 1.
46. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2009.
47. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2001. 467с.
48. Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. М., 2009.
49. Куров С.В. Особенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг. // Право и образование. 2010. № 6. С. 31-47.
50. Малеина М.Н. Договор о подготовке специалиста // Государство и право. 2008. № 8.
51. Образовательное право / Под ред. В.М. Сырых и В.И. Шкатуллы. Уфа. 2010. 369с.
52. Озеров В.В. Правовые основы образования в Российской Федерации // Право и образование. 2010. № 3. С. 41-54.
53. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 1.
54. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2009.
55. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2010.
56. Федорова М. Ю. Образовательное право: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2010. 320с.
57. Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов. М.: Норма, 2010. 681с.
58. Шкатулла В.И. Договор об образовании: значение и содержание // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 51-67.
59. Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М., 2010. 491с.
3. Материалы судебной практики
60. Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002. № 115-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 1.
61. Определение Нижегородского областного суда от 13.11.2007 по делу N 33-5475 // СПС Консультант плюс.
62. Определение Нижегородского областного суда от 25.03.2008 по делу N 33-1435 // СПС Консультант плюс.
63. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2010 г. N Ф09-5036/10-С1 по делу N А60-9080/2010-С9 // СПС Гарант.
64. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 N 17АП-9107/2010-АК по делу N А60-23110/2010 // СПС Консультант плюс.
65. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 N 17АП-9623/2010-АК по делу N А50-16201/2010 // СПС Консультант плюс.