Содержание
Введение…3
Глава 1. Муниципальная служба: понятие и характерные черты..8
1.1. Цели, задачи и функции муниципальной службы.8
1.2. Реформирование муниципальной службы после принятия нового закона.13
1.3. Муниципальная служба в контексте реформы местного самоуправления..20
Глава 2. Муниципальная должность муниципальной службы: понятие, виды27
2.1. Прохождение муниципальной службы в ЯНАО (ямало-ненецкий ао)27
2.2. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации муниципальных служащих35
2.3. Муниципальная служба как объект правового регулирования.59
Заключение66
Список использованной литературы69
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Ресурсы любого муниципального образования всегда ограниченны, поэтому при формировании бюджета следует учитывать приоритетные направления, отражающие стратегические цели и задачи муниципальной бюджетной политики. Принцип сбалансированности местных бюджетов предусматривает не только рост их доходной части, но и снижение расходов. В связи с этим, особое значение приобретает проблема разработки и внедрения новых методов государственного и муниципального управления, позволяющих наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами. В этих целях часто используют муниципальный заказ, который позволяет внедрить конкурсные начала в процесс осуществления расходов муниципальных образований.
В России первые акты с упоминанием «публичных» торгов для выбора подрядчиков появились в 17 веке. Не удивительно, что такие выгодные дела, как поставки для казны, тут же стали предметом афер и взяточничества. Практика торгов совершенствовалась при Петре I, который сурово боролся с мошенничеством. Известен случай, когда он лично наказал “битием” своего друга Меньшикова за то, что тот продал казне гнилое сукно. На протяжении всей последующей истории России принимались дополнительные законы о том, как надлежит объявлять торги и условия участия в них, как назначать цены, наказывать сговоры между соискателями, поощрять местных подрядчиков. Советское законодательство, 70 лет работавшее на плановую экономику, в последние десятилетия трансформируется в соответствии с требованиями рынка. В странах с рыночной экономикой проблема размещения публичных заказов была обозначена еще с начала 20 века. Так как роль государства в условиях рынка, специфики его задач, особого характера средств, используемых на финансирование государственных и муниципальных заказов, являлась основой наиболее экономного хозяйствования, были сделаны попытки в правовом регулировании гражданско-правовых отношений между государственными и муниципальными органами, с одной стороны, и негосударственными организациями и предпринимателями, с другой стороны.
В последнее время в России сложилась система правовых норм, регулирующих отношения по внедрению и реализации нового способа эффективного расходования бюджетных средств – муниципального заказа. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с муниципальным заказом, получили свое развитие и выделились в обособленную группу сравнительно недавно. Поэтому особенности правового регулирования отношений в сфере размещения муниципального заказа являются в настоящее время новыми, окончательно не сложившимися и наиболее актуальными.
Степень научной разработанности. Так как внедрение практики муниципального заказа в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления произошло сравнительно недавно, то комплексного исследования особенностей правового регулирования отношений в сфере размещения муниципального заказа не проводилось.
В отечественной юридической науке за последние годы появились работы, в которых содержатся концептуальные основания для правоведческого анализа самой категории «муниципальный заказ». Это работы О. Берга, В.М. Бушуевой, Е.Г. Власовой, Г.А. Малицкого, Е.И. Николаенко, П. Ореховского, А. Прониной, И. Черносой.
В 2006 году вышел учебник С.И. Лушина и В.А. Слепова «Государственные и муниципальные финансы», в котором рассматриваются основы построения муниципальных финансов, их содержание, структура, функции, роль и принципы эффективного их распределения с помощью размещения муниципального заказа, а также организация муниципального финансового контроля.
Методологической базой исследования явились научные достижения как в общей теории права, так и в гражданского, муниципального и конституционного права.
В области общей теории государства и права основополагающее значение для науки имеют труды Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, С.Н. Бобурина, М.И. Байтина, В.В. Борисова, А.М. Васильева, В.М. Горшенева, Ю.И. Гревцова, М.П. Евтеева, В.Б. Исаова, О.С. Иоффе, Д.А. Керимова, Н.М. Кркунова, А.И. Королева, В.М. Кудрявцева, В.В Лазарева, Р.З. Лившица, Е.Н. Лукашевой, А.В. Малько, М.Н. Марченко, В.Н. Протасова, Ф.М. Иешетникова, Л.И. Спиридонова, Н.Н. Тарасова.
По конституционному и муниципальному праву в данной работе используются положения и выводы таких ученых, как С.А. Авакаян, М.В. Баглай, Г.В. Барашев, А.А. Белкин, Н.С. Бондарь, В.В. Бойцова, Т.М. Бялкина, В.И. ВасильевМ.И. Кукушкин, В.О. Лучин, И.И. Овчинников, Н.В. Постовой, Н.С. Тимофеев, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет.
В работе использованы материалы статей И.В. Бабичева, А.Г. Гладышева, Н.А. Емельянова, С.Д. Князева, А.М. Медведева, Н.Б. Орешкиной, А.А. Сергеева, Н.Л. Туманова, С.И. Штань.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают особенности правового регулирования отношений в сфере размещения муниципального заказа. Предметом исследования являются теоретические суждения о муниципальном заказе, федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие отношения в сфере размещения муниципального заказа.
Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать особенности правового регулирования отношений в сфере размещения муниципального заказа.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и решались следующие задачи:
— анализ содержательной стороны понятия «муниципальный заказ»;
— выявление особенностей правовой природы муниципального заказа;
— выявление и исследование составляющих системы муниципального заказа, принципов и способов его размещения;
— анализ основных этапов процедуры реализации муниципального заказа: планирование, формирование, размещения и контроль за исполнением;
— анализ состояния правового регулирования в сфере размещения муниципального заказа в России на современном этапе;
— разработка путей и способов совершенствования правового регулирования отношений в сфере размещения муниципального заказа.
Методы проведенного исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектический, социологический, логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный методы, выступающие в единстве, обеспечивающие концептуальную целостность исследования. В работе также использовался исторический метод, позволивший изучить закономерности развития законодательства о размещении муниципального заказа и практику его применения.
Практическая значимость работы. Результаты исследования можно применить в практической деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления, занимающихся формированием, размещением и контролем за использованием муниципального заказа.
Структура работы обусловлена ее целями и поставленными задачами исследований. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА
1.1. Понятие муниципального заказа и его содержание
Для достижения целей и решения задач, поставленных в дипломной работе, важны теоретико-правовые основы муниципального заказа.
Слово «заказ» означает поручение на изготовление чего-нибудь по чьей-либо просьбе, требованию, поручение исполнить или доставить что-либо . Это значение применимо и при определении понятия «муниципальный заказ» как поручения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. При этом согласно ст.33 Федерального закона от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления в праве выступать заказчиком на оказание услуг, необходимых для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения, осуществлять функции по закупке товаров, работ, услуг на основе муниципального заказа и организовывать торги.
Проанализируем наиболее концептуальные определения понятия «муниципальный заказ».
В большинстве случаев муниципальный заказ определяется как форма хозяйственно-договорных отношений между органами местного самоуправления и предприятиями, организациями, учреждениями, направленных на удовлетворение нужд населения в сфере услуг, производство товаров народного потребления, поддержание стабильного функционирования отраслей местного хозяйства, социальную защиту малообеспеченных слоев населения .
Еще одним важным структурообразующим определением понятия муниципальный заказ представляется такое определение: муниципальный заказ – это система отношений между органом местного самоуправления и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления и предусмотренных в составе расходов местного бюджета1.
О.Е.Кутафин, В.Н.Фадеев определяют муниципальный заказ – договор органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов2. Тогда правомерно понимание муниципального заказа как совокупности договоров, заключаемых муниципальным образованием в целях удовлетворения муниципальных нужд, при этом формирование муниципального заказа – это его планирование, выбор исполнителей и заключение договоров муниципального заказа. Но если иметь ввиду, что слово договор синонимично слову контракт, то в определении муниципального заказа как совокупности заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета не обнаружим ничего нового3, на что уже обращалось внимание в юридической науке.
До недавнего времени федеральное законодательство не содержало ответа на вопрос, каково содержание понятия муниципальный заказ. С 1 января 2000 года вступил в действие Бюджетный кодекс РФ. П.4 ст.72 Кодекса содержал норму, в соответствии с которой государственный или муниципальный заказ представлял собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета1.
Э. Маркварт считает, что под муниципальным заказом следует понимать обеспеченное средствами муниципального бюджета или внебюджетных фондов муниципального образования поручение муниципального образования на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ, необходимых для обеспечения потребностей муниципального образования2. При этом он особо подчеркивает, что у многих глав муниципалитетов и чиновников до сих пор нет точного представления о том, что же такое муниципальный заказ, и, соответственно, каждый говорит о том, что он сам подразумевает под этим термином3.
Определение муниципального заказа, данное Э. Марквартом и солидарным с ним рядом исследователей, строится на том, что содержание этого понятия должно вытекать из основных целей деятельности и функций местных органов власти. Эти цели кратко можно сформулировать как обеспечение жизненно важных потребностей проживающего на территории муниципального образования населения. Тогда муниципальный заказ действительно должен представлять собой документально оформленное и финансируемое из муниципального бюджета поручение хозяйствующему субъекту выполнить работы, поставить товары или оказать услуги, направленные на удовлетворение нужд местного населения4.
Разные подходы к определению понятия «муниципальный заказ» заставляют использовать и разные термины. Так, под муниципальным заказом понимаются совокупность заключаемых контрактов или договоров, договор, соглашение, контракт, заключаемый между органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и другими исполнителями муниципальных услуг. Более емкими, продуктивными определениями являются те, в которых муниципальный заказ представляется как форма хозяйственно-договорных отношений, система отношений, между органами местного самоуправления и исполнителем муниципальных услуг, так как это определение вбирает в себя множество более узких. Во многих определениях есть ряд общих признаков, которые и следует считать характерными признаками муниципального заказа:
— муниципальный заказ исходит от местной публичной власти: администрация муниципального образования вступает в хозяйственно — договорные отношения с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности; отраслевые подразделения администрации муниципального образования формируют пакет предложений и заявок;
— муниципальный заказ — своеобразный способ обеспечения нужд муниципального образования (имеются в виду сферы услуг, производства и поставки товаров народного потребления и др.);
— муниципальный заказ должен быть обеспечен за счет финансирования из бюджетных или внебюджетных средств, при этом муниципальный заказ становится одним из элеме6нтов исполнения бюджета и управления муниципальной собственностью, муниципальными предприятиями и учреждениями, осуществляющими закупки для своих нужд1;
— муниципальный заказ исполняется лицами, получившими этот заказ в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами муниципального образования, а не самими органами местного самоуправления.
Договор между органом местного самоуправления и поставщиком (подрядчиком, исполнителем услуг) заключается именно на исполнение муниципального заказа, поэтому муниципальный заказ – это не сам договор и тем более не поручение органа местного самоуправления. Если с учетом этимологии слова «заказ» муниципальный заказ считать поручением, то в этом случае теряется добровольный, договорный смысл возникающих отношений, они выходят за рамки гражданско-правового регулирования.
Анализ признаков муниципального заказа позволяет предложить следующее его определение: муниципальный заказ – это размещаемое на конкурсной основе предложение органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту выполнить работу (предоставить услугу, поставить товар), предназначенную для удовлетворения потребностей муниципального образования в соответствии с законодательно закрепленными за ним функциями и оплачиваемую из средств местного бюджета или внебюджетных источников финансирования.
Детального рассмотрения требует понятие «муниципальные нужды». Муниципальными нуждами следует считать потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечиваемые за счет местных бюджетов.
Перечислим очевидные способы определения муниципальных нужд и формирования муниципального заказа:
1.Определение потребностей муниципального образования в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры (муниципальных нужд) осуществляется на основании заявок, поступающих от отраслевых комитетов, управлений, отделов администрации муниципального образования в сроки, отведенные для составления и утверждения местного бюджета. Заявки направляются соответствующему заместителю главы администрации муниципального образования.
2. Формирование заказа осуществляет заказчик на основе утверждаемых представительным органом местного самоуправления одновременно с утверждением местного бюджета на предстоящий финансовый год муниципальных программ, направленных на решение вопросов обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования по предметам ведения местного самоуправления и финансируемых из средств местного бюджета.
От конкретного вида предусмотренных муниципальным заказом муниципальных нужд зависит его содержание. Оно может быть очень разнообразным и определяется заказчиком самостоятельно в соответствии с федеральными законами и правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальный заказ может быть сформирован на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, обслуживание, содержание объектов, находящихся в муниципальной собственности; работы по ремонту и модернизации оборудования, находящегося в муниципальной собственности, его гарантированному обслуживанию и утилизации; производство и поставку продукции; жилищно-коммунальные, социально-культурные, транспортные услуги, а также другие работы и услуги.
Учитывая все основополагающие, было определено, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон №94-ФЗ)1, что под муниципальными нуждами понимают обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В последнее время особое внимание уделяется такой разновидности муниципального заказа, как муниципальный социальный заказ, представляющий собой механизм реализации социальных программ в муниципальном образовании путем проведения конкурса проектов на оказание социальных услуг2.
Муниципальный социальный заказ, как отмечает Н.А.Марчук, — это исходящее от органов местного самоуправления задание некоммерческой организации об оказании жителям города социальных услуг, предусмотренных муниципальными социальными программами и оплачиваемых из средств местного бюджета и внебюджетных фондов1, которые своим целевым содержанием, правовым режимом и предназначением отличаются от местных бюджетов2.
Потребность в таком механизме обусловлена сложной социальной и экономической ситуацией в стране, когда становится необходимым более рациональное и эффективное использование средств, выделенных на социальные программы.
Муниципальный социальный заказ как муниципальный заказ в сфере деятельности по предоставлению социальных услуг, отнесенной к предметам ведения местного самоуправления, включает содержание и использование муниципального жилищного фонда, организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений образования и здравоохранения, обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения и подобные услуги.
Таким образом, суть «социального заказа» заключается в распределении на конкурсной основе денежных средств, выделяемых на социальные программы.
Изложенное позволяет сделать вывод, что единого определения понятия «муниципальный заказ» на данный момент не существует, хотя выделяются характерные признаки муниципального заказа, а именно: финансирование муниципального заказа из средств местного бюджета или внебюджетных фондов муниципального образования; предоставление услуг особого характера, призванных обеспечивать потребности муниципального образования, т.е. нужды населения в целом; правовая природа заказа, состоящая в поручении выполнения работ другому лицу; предложение исходит от муниципального образования, то есть от местной публичной власти, а не от частного лица.
Следует различать муниципальный заказ как конкретный гражданско-правовой договор, направленный на исполнение заказа со стороны соответствующих органов местного самоуправления, и муниципальный заказ как процесс, предшествующий заключению контракта, включающий в себя порядок формирования заказа, оформления предложения органов местного самоуправления, порядок (процедуру) определения стороны, претендующей на заключение договора муниципального заказа.
Согласно действующему законодательству, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
1.2. Принципы размещения муниципального заказа
Эффективное правовое регулирование принципов размещения муниципального заказа является одним из важнейших факторов продуктивного функционирования всей структуры муниципального заказа. Так как принципы устанавливаются нормами права, то можно вести речь о принципах правового регулирования муниципального заказа.
В теории права принципы любой отрасли права рассматриваются как ее основополагающие идеи, начала и закономерности1. В системе каждый принцип обеспечивает функционирование всех остальных, и нарушение одного принципа ведет к искажению всей системы2. Принципы муниципального права, с одной стороны, тесно связаны с общеправовыми принципами3, а с другой, определяют функционирование всей системы местного самоуправления, в том числе муниципального заказа.
Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок и размещения заказов в настоящее время сформулированы в законодательстве отдельных стран и зафиксированы в таких международных документах, как Директивы ЕС, Многостороннее Соглашение о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Систематизируя материалы названных документов и публикаций на эту тему , дадим характеристику каждого из них.
Принцип транспарентности означает доступность относящейся к закупкам информации для всех потенциальных участников и общественности. «Транспарентность», т.е. «гласность», «открытость», является сильнодействующим средством против коррупции. До недавнего времени документ, регулирующий процедуры конкурсного отбора поставщиков продукции для государственных нужд – Положение об организации закупки товаров, работ и услуг – был утвержден Указом Президента от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» . Само название Указа однозначно говорит о его целевой направленности.
Принцип подотчетности и соблюдения процедур (ответственность) подразумевает строгое соблюдение закупающими организациями установленного порядка проведения закупок, включая применение методов, соответствующих объемам и характеру приобретаемых товаров и услуг. Вся относящаяся к закупкам документация должна быть доступна для государственного и общественного контроля; в случаях, требующих режима секретности, должен быть разработан регламент доступа к такой документации.
Принцип открытой конкуренции. Открытая конкуренция поставщиков и подрядчиков является наиболее действенным инструментом повышения эффективности закупок и приводит к обоюдовыгодным ценам. Проведение конкурсных торгов, является мерой, которая призвана стимулировать конкуренцию путем максимального привлечения потенциальных претендентов к получению заказа на поставку товаров или выполнения работ. Необходимо также сформировать конкурентную среду, т.е. создать условия, позволяющие всем участникам эффективно участвовать в состязании.
Принцип справедливости (равноправия) как раз создает равные возможности для всех предприятий и фирм на получение заказов на поставку продукции или услуг для муниципальных нужд, а также равного и справедливого отношения ко всем потенциальным поставщикам и подрядчикам при отборе в ходе проведения конкурсов и определения победителей. Этот принцип подразумевает, что условия проведения торгов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее и не могут быть изменены в ходе проведения конкурса. Категорическим требованием процедур закупок и заказов является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.
Принцип экономичности конкурсных процедур означает, что сами процедуры конкурсных торгов должны осуществляться с минимальными затратами. В мировой практике одним из основных путей удешевления конкурсных торгов является унификация подготовки конкурсной документации и конкурсных предложений, проведения квалификационных отборов, выбора системы оценки конкурсных предложений, выявления победителя и заключения контракта.
В дополнение к этим основополагающим принципам размещения муниципального заказа, необходимо рассматривать принцип добровольности как отражающий юридическую природу отношений, возникающих при размещении муниципального заказа и заключении договоров муниципального заказа.
Данные основополагающие принципы размещения муниципального заказа использованы и закреплены в ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ, согласно которому регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
1.3. Правовые основы размещения муниципального заказа в Российской Федерации………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Росс. газета. 1993. № 237.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 г. № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410;
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ (ред. 02.02.2006г.)// СЗ РФ. 1998.№31. Ст. 3823.
5. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (ред.от 07.03.2006г.)// Росс.газета. 2001. №256.
6. Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.
7. Федеральный закон № 97-ФЗ от 6 мая 1999 года «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»// СЗ РФ. 1999. №19. Ст.2302.
8. Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.
9. Федеральный закон от 25. 09.1997г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4464.
10. Федеральный закон РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 29.12.2006г.)// СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822.
11. Федеральный закон от 02.02.2006г. №19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.
12. Указ Президента РФ от 08.04.1997г. N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»// СЗ РФ. 1997. №15. Ст.1756.
13. Указ Президента РФ от 22.12.1993г. №2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ»// СЗ РФ. 1993. №52. Ст.5071
14. Указ Президента РФ от 11.06.1997г. №568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ»// СЗ РФ. 1997. №24. Ст. 2741.
15. Указ Президента РФ от 15.10. 1999г. № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ»// СЗ РФ. 1999. №42. Ст.5011.
16. Указ Президента РФ от 07.02.1995г. № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»(ред. от 10.01.2003г.)// СЗ РФ. 1995. №7. Ст. 513.
17. Постановление Правительства РФ от 14.08.1993г. №812 «Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов(договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в РФ»(ред. от 18.02.1998г.)//СЗ РФ. 1993. №34. Ст. 3189.
18. Постановление Правительства РФ от 30.12.1994г. №1462 «Об утверждении Положения о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс, ВерсияПроф».
19. Постановление Правительства РФ от 01.04.1994г. №1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд»(с изм. от 04.09.1995г.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс, ВерсияПроф».
20. Приказ Министерства Экономики РФ от 30 сентября 1997 г. N 117 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков)-(конкурсной документации)»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс, ВерсияПроф».
21. Распоряжение Госкомимущества РФ N 660-р; Госстроя РФ N 18-7 «Об утверждении положения о подрядных торгах в РФ» (ред. от 18.10.94)// Рос.вести. 1993. №90.
22. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) «Методические рекомендации о порядке проведения конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Российской Федерации». Москва. 2001.
23. Основные Положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд. (утв. Председателем Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике Е.В. Басиным от 06.05.1997г. №БЕ-18-9// Закон. 2001. №7.
24. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям п.2 ст.1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс, ВерсияПроф».
25. Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ от 25 мая 2006г. № Д07-997// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс, ВерсияПроф».
Специальная литература
26. Абдрахимов Д. Эффективность системы конкурсных закупок// Конкурсные торги. 1999. №3. С.32-37.
27. Абдурахимов Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции и перспективы развития. – Екатеринбург: 2000.
28. Агафонова Н.Б., Гриднева И.С. Система муниципального заказа на службе у местного сообщества.// Серия «Библиотечка местного самоуправления». Выпуск 6. Омск, 2001. С. 81.
29. Алексеев О.Б., Генисаретский О.И., Кибина И.И., Лапшев П.И. Местное экономическое развитие. Руководство для профессионалов. – М.: 1999.
30. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. — М.: Юр. Лит, 1982.
31. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. — М.: 1994. С. 68.
32. Белоусова Е.В. Муниципальное право. – М.: Книгописная палата, 2000.
33. Берг О.В. Система совершенствования законодательства субъектов РФ в сфере местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление. 2000. №2.
34. Берг О.В. Субъекты муниципального и гражданского права// Законность. 2001. №2. С. 38-39.
35. Берг О.И. И выгодно, и законно: Проблемы правового регулирования муниципального заказа// Муниципальная власть. 1999. №3. С. 78.
36. Блусь П.И., Бушуева В.М. и др. Как выполнить социальный заказ?: Методические рекомендации для органов местной власти, общественных организаций и советов самоуправления/ Ред.: Калих А.А., Блузь П.И. – Пермь: Стиль-МГ: 2000.
37. Бондарь И.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.И. Муниципальное право РФ. — М.: Юнити-Дана. Закон и право, 2002. С. 473.
38. Бурмистрова Т.В., Калина Н.А., Тюляков А.А. Торги по закупке продукции для государственных нужд: Нормативная база и антимонопольный контроль// Право и экономика. 1999. №11. С. 20-33.
39. Васильева Н.В. Муниципальный заказ в жилищной сфере: принципы и порядок размещения// Конституционное и муниципальное право. 2002. №3. С. 9-13.
40. Васильева Н.В., Доманевская Е.П., Кирсанов С.А. Муниципальные услуги: путь к эффективности. – СПб: Метрополис, 2001. С. 54.
41. Витрянский В. Договор поставки// Закон. 1995. № 6. С. 14.
42. Горячкин П.В., Штоколов А.И.. Опыт, проблемы и перспективы развития подрядных торгов в России.// Ценообразование и сметное нормирование. 2004. №9.
43. Государственные и муниципальные финансы/ Учебник/ под. ред. Лушина С.И. и Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2006. – 763с.
44. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.:2000.С.253
45. Гребенщикова Я.Б. Развитие нормативно-правовой базы проведения закупок продукции для муниципальных нужд в России// Конституционное и муниципальное право. 2002. №2. С. 34-37.
46. Дядунов Д.В. Теоретические основы муниципального заказа: Автореф.дис…к.э.н. Самара. 2001.
47. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. №11. С. 32-35.
48. Иванов Р.Л. О понятии принципов права// Вестник Омского университета. 1986 Вып. 2
49. Игодина Л.Л. Муниципальные финансы: учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2003.
50. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ с постатейными материалами. Части первая-третья/ под.ред. Е.Л. Забарчука.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.- 960с.
51. Костюков А.М. Муниципальное право как отрасль российского права.- М.: Юнити-Дана, Законы и право, 2003.
52. Костюков А.М., Арбузов С.В. Муниципальный заказ: от практики мест к федеральному регулированию// Местное право. 2002. №7-8. С. 87.
53. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ.-М.: Юрист, 2000. С. 292.
54. Лившиц Р. Теория права: Учебник. – М.: 1994. С. 195;
55. Малицкий Г.А., Власова Е.Г. О практике развития муниципального заказа органами местного самоуправления. Анализ нормативно-правовой базы муниципальных образований РФ. Серия «Библиотечка местного самоуправления». Выпуск 7. Омск, 2001. С. 2.
56. Маркварт Э., Исупова С.С. Предупреждение коррупции на местном уровне посредством использования конкурсного размещения муниципального заказа – теория вопросов и практика применения: Материалы конференции МГИС. 2001.www.mgis2001.ru
57. Марчук Н.А. Правовые основы взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления. – Новосибирск: 1997. С. 35
58. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования./ Под. ред. Шеремета К.Ф., Овчинникова И.И. — М.: 1998. С. 150-151.
59. Модин Н. Муниципальный заказ – основа экономической деятельности органов местного самоуправления// Власть. 2002. №3. С.28.
60. Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах// Правоведение. 1969. №3. С. 43.
61. Пешин Н.Л. Муниципальная финансовая система РФ: науч.-практ. пособие.- М.: Формула права. 2000.
62. Садиков О.Н. О системе норм Гражданского кодекса// Журнал российского права. 1998. №1. С. 14.
63. Сахарнова В.Н. Управление муниципальной собственностью и муниципальный заказ // Законодательство и экономика. 2001. №6. С.8-11.
64. Смирнов В.И., Абдрахимов В.А., Виссарионов А.Б. и др. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральнох государственных нужд/ Под.ред. Смирнова В.И. – М.: 2001.
65. Становление рыночной системы государственных закупок в России/ Под.ред. Смирнова В.И., Нестеровича Н.В., Ахмедзянова И.М. — Казань: НПО «БизнесИнфоСервис», 2000. С. 123.
66. Таболин В.В. Муниципальное городское право: Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления в городах/ Рос.фонд правовых реформ. Фонд правовых проблем федерализма и местного самоуправления. – М.: Формула права, 2000.
67. Теория государства и права. Курс лекций/ Под. ред. М.Н. Марченко.- М.: 1998. С. 295
68. Теория и практика муниципального заказа: Сборник статей и практических материалов/ Под.ред. Маркварта Э. – СПб.: OST – Euro, 2000.
69. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений// Правоведение. 1990. №9. С. 25.
70. Шишкова А. Государственные закупки: от теории к практике// Адвокат. 2002. №12. С. 51-57.
71. Шугрина Е.С. Муниципальное право. — М.: Издательское дело. 1999. С. 487.
Судебная практика
72. Решение Управления ФАС по Челябинской области от 07.06. 2006 г. № Р45-2678/2006-56-248// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс, ВерсияПроф».
73. Постановление ФАС ДВО от 28.02.2001 N Ф03-А73/01-2/192// Обзор судебной практики. В.Трофимов// Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика»
74. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.05.2006г. № Ф03-А37/06-1/1075// Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».
75. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.11.2004 N Ф04-7434/2004(5688-А75-11) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».
76. Постановление ФАС ЗСО от 17.11.2004 N Ф04-8015/2004(6223-А45-23// Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».
77. Определение Верховного суда РФ от 29.11. 2006 N 58-Г06-45// Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».
78. Определение Верховного суда РФ от 26.07. 2006 года N 5-Г06-70// Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».
79. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2006г. №А43-17106/2005-21-664 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».
80. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2006г. №А82-3942/2005-1// Справочно-правовая система «Консультант Плюс: судебная практика».