Содержание
Введение3
1. Сущность и принципы маркетинга.5
2.Маркетинг как объект правового регулирования10
3.Источники маркетингового законодательства11
4.Понятие и содержание маркетингового права17
Заключение26
Литература и источники28
Выдержка из текста работы
Именно банки аккумулируют денежные средства, накопление которых является основным условием расширенного воспроизводства и развития потребления. Кроме того, банки предоставляют субъектам экономических отношений недостающую ликвидность (например, в виде кредитов), что является основным стимулятором устойчивого развития современной экономики. Предоставление кредитов в то же время означает принципиальную возможность "создавать деньги", что неизбежно влияет на денежную систему государства. И наконец, через кредитные организации проходит основная масса платежей — как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет контрагентам поддерживать экономические связи, даже находясь на большом расстоянии друг от друга. Банк — это организация, которая осуществляет профессиональное управление денежными средствами.
Специфика банковской деятельности, роль кредитных институтов в современной экономике, особенности их отношений с кредиторами, и прежде всего с вкладчиками, породили необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных институтов.
Особое значение действия государства приобретают в современных условиях.
В настоящее время регулирование банковской деятельности — сфера банковского законодательства, в структуре которого принято выделять общие и специальные законы, а также нормативные акты Банка России. Основой банковского законодательства являются так называемые специальные банковские Законы — Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", целью которых является установление основных принципов организации и функционирования банков и банковской системы в целом, а также совершение различного рода операций, являющихся формой реализации банковских функций.
Целью курсовой работы является разработка предложений по решению проблем в законодательстве по развитию и регулированию банковской системы РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
рассмотреть понятие, функции и элементы банковской системы РФ;
изучить законодательные основы регулирования банковской сферы РФ;
проанализировать показатели развития банковской системы в РФ;
проанализировать механизм регулирования банковской системы РФ;
выявить проблемы законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ.
Объектом исследования является банковская система РФ.
Предметом исследования является правовое регулирование банковской системы РФ.
Методы исследования — анализ, обобщение, сравнение, синтез.
Курсовая работа написана на основе нормативно-правовой базы РФ, а также изданий периодической печати.
законодательство банк денежный кредитный
1. Теоретико-правовые основы регулирования банковской системы РФ
.1 Банковская система РФ: понятия, элементы, функции
Банковская система является необходимым элементом рыночной экономики и оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Традиционно банковская система рассматривается в широком и узком понимании. В широком смысле банковская система — "совокупность кредитных организаций, действующих на территории государства, включая филиалы и представительства иностранных банков, а также органы банковского контроля и надзора". Она представляет собой ключевое звено рыночной экономики. Один из специалистов не включил в данную систему органы контроля и надзора, однако дополнил ее за счет союзов и ассоциаций кредитных организаций-резидентов, банковских групп, банковской инфраструктуры и банковского рынка.
В узком смысле банковская система определяется как совокупность Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков. Они призваны обеспечить мобилизацию денежных средств и включение их в деловой оборот.
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. [11, с.123] Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные виды банковских операций и услуг.
Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись деловому человеку. Кейнс сравнивал банковскую систему с кровеносной системой организма, а капиталы — с кровью, питающей различные его части. Он считал, что государство, регулируя с помощью банков движение потоков финансовых средств, может воздействовать на национальную экономику и оказывать поддержку тем отраслям, которые отстают от общего развития [8, с.241].
Банковская система РФ до сих пор имеет много противоречий. Банки занимаются разнообразными видами операций. В их функции входит не только организация денежного оборота и налаживание кредитных отношений. Они финансируют народное хозяйство, операции по продаже ценных бумаг, организуют страховые операции, проводят посреднические сделки, управляют имуществом и т.д.
Структура банковской системы сводится к распределению всех банковских и кредитных учреждений в иерархическом порядке. Как и все прочие отрасли народного хозяйства, банковская система нуждается в иерархичной структуре ее составляющих. В ней выделяется центральное звено и низовые функциональные органы. Структура банковской системы России характеризуется двухуровневостью. На высшем уровне иерархии находится Центральный банк РФ.
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системы страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе.
Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и денежно-кредитная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего.
Его функции заключаются в организации обращения денег и безналичных расчетов, управлении золотовалютными резервами, кредитно-расчетном обслуживании правительства, денежно-кредитном регулировании, реализации политики Центробанка среди институтов этого сектора. Подразделениями Центробанка являются Центральный аппарат, центральный институт сектора, региональные учреждения Центробанка.
На низовом уровне банковской иерархии находятся коммерческие и специализированные банки. В их функции входит кредитно-расчетное обслуживание клиентов в комплексном виде, специализации на определенных видах услуг.
Классификация банков:
. По функциональному принципу: эмиссионные и коммерческие.
. По характеру операций: универсальные и специализированные
. По типу собственности: государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные
. По сфере обслуживания: местные (региональные), межрегиональные, национальные, международные
. По масштабам деятельности: консорциумы, крупные, средние и малые банки.
. По числу филиалов: бесфилиальные и многофилиальные.
Функции универсального коммерческого банка:
. Кредитная.
. Функция инвестиционного планирования.
. Функция платежей и расчетов.
. Сберегательная функция.
. Трастовая функция.
. Брокерская.
. Управление потоками наличности.
. Функция банковского инвестора (выпуск и размещение ценных бумаг клиента).
. Функция страхования.
Коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны.
Главное их предназначение — привлекать сбережения и распределять их между заемщиками. Для корпораций и потребителей банки являются основным источником кредитов.
Роли банка в экономике [8, c. 102]:
Роль посредника — трансформация сбережений преимущественно частных лиц в кредиты, займы производству и всему народному хозяйству.
Роль в осуществлении платежей.
Роль гаранта.
Роль организации, предоставляющей агентские услуги (выпуск и погашение ценных бумаг клиента).
Политическая роль (банк — проводник политики государства).
Структура банковской системы имеет также подразделение по секторам. Для повышения оперативности и действенности регулирующих мероприятий Центробанка банковская система делится на сектора, которые включают аналогичные по функциям институты. К примеру, банки потребительского кредита, земельные банки, сектор лизинговых институтов и другие. Главной целью такого деления является установление регулирующих процедур в зависимости от особенностей операций институтов определенного сектора.
Таким образом, банковская система имеет огромную роль в экономике РФ, однако данная система имеет еще много противоречий.
Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции и установления основ экономических процессов. Речь идет о системе соответствующих мер, осуществляемых органами государственной власти в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к современным, зачастую изменяющимся условиям. При этом следует заметить, что эффективность применяемых мер зависит от действующего законодательства, способного (или не способного) регулировать механизм функционирования экономики страны. Следовательно, государственное регулирование экономики в определенном смысле есть процесс, урегулированный нормами действующего законодательства, отражающий правовой принудительный механизм.
"Регулировать" означает "упорядочивать, направлять развитие, движение с целью привести в порядок систему", применительно к банковской деятельности механизм государственного воздействия проявляется в упорядочении, систематизации, определении пути развития банковской системы, где основная нагрузка "ложится" на кредитные организации. В данном аспекте необходимо выделить два направления правового регулирования банковской деятельности [10, c. 69]:
) общее, которое выражается в правотворческом процессе, с помощью которого раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования банковских отношений, а также реализация определенных принципов в механизме правового регулирования;
) непосредственное, которое проявляется в реализации Банком России интересов государства, через прямое, непосредственное воздействие на кредитные организации второго уровня банковской системы путем нормативного регулирования и принятия правовых актов [15, c. 47].
В настоящее время регулирование банковской деятельности — сфера банковского законодательства, в структуре которого принято выделять общие и специальные законы, а также нормативные акты Банка России. Основой банковского законодательства являются так называемые специальные банковские Законы — Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", целью которых является установление основных принципов организации и функционирования банков и банковской системы в целом, а также совершение различного рода операций, являющихся формой реализации банковских функций.
Закон о банках закрепляет двухуровневую модель построения российской банковской системы, первый уровень которой занимает Центральный банк Российской Федерации, второй — кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Действующими Законами, регулирующими банковскую деятельность, предусмотрены особенности функционирования кредитных организаций как юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью. Наличие этих особенностей подчеркнуто и в корпоративном законодательстве (ст. 1 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах".
В систему банковского законодательства входит также Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в котором впервые в законодательной практике определены особенности финансового оздоровления коммерческих банков. Для банковской системы это одна из важнейших проблем. Поскольку в условиях рыночной экономики банковская система становится жизненно важным общественным институтом, то любая неудача, пусть даже одного банка, снижает доверие ко всей этой системе, способствует оттоку средств из банков и, как следствие, может привести к разрушению денежно-кредитной системы страны. В этом, прежде всего, сказалась специфика правовой природы кредитных организаций.
Особо следует отметить Федеральные законы от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях". Принятие указанных законодательных актов является частью реализуемой государством и банковским сообществом программы в целях поддержания политической, экономической и социальной стабильности общества, внутренней устойчивости банковского сектора, укрепления доверия к банковской системе.
Кредитные организации, как любые коммерческие организации, — частноправовой институт, чья деятельность является предметом регулирования гражданского законодательства, несомненный приоритет в структуре которого принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации. ГК РФ определяет общие правила создания и функционирования юридических лиц, их виды и правовое положение, а также отсылает к Федеральным законам "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", закрепляющим организационно-правовые формы, наиболее адекватные для банков. Кроме того, ГК РФ содержит нормы о праве собственности, регулирует обязательственные и иные правоотношения гражданско-правового характера, устанавливает особенности правового регулирования отдельных видов обязательств, имеющих непосредственное отношение к банковской деятельности. В науке подчеркивается, что отношения кредитной организации и ее клиента имеют в своей основе гражданско-правовую природу, что исключает какую-либо подчиненность или подконтрольность одной из сторон гражданского правоотношения перед другой [12]. Подробная регламентация этих отношений в российском законодательстве закреплена впервые [16, c. 85].
Регулирование банковской деятельности в рамках гражданского законодательства осуществляется на началах формального юридического равенства участников финансово-кредитных отношений. В этом смысле все кредитные организации, несмотря на существенные различия в полномочиях по осуществлению банковских операций, различный уставный капитал и финансовые возможности, равны перед законом, юридическими и физическими лицами, с которыми они вступают в те или иные гражданские правоотношения. Законом четко определен принцип независимости функционирования кредитных организаций, который находит конкретное воплощение через реализацию принципа свободы договоров.
Деятельность банков регулируется также Федеральными законами от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", другими федеральными законами и подзаконными нормативными актами.
Нормы общих законов применяются в случае, если специальные банковские нормы не устанавливают иных правил и ограничений. Прежде всего это связано с тем, что деятельность кредитных организаций затрагивает интересы не только клиентов самой кредитной организации, но и публичные интересы, связанные с функционированием банковской системы и системы расчетов.
Таким образом, государственное регулирование предполагает (помимо прочих) воздействие соответствующими правовыми средствами как на банковскую систему страны в целом, так и на деятельность конкретных кредитных организаций. Кроме этого, устойчивость банковской системы в решающей степени зависит от деятельности самих банков.
2. Оценка развития и регулирования банковской системы РФ
.1 Анализ показателей развития банковской системы РФ
В 2012 году ситуация в российской экономик оставалась достаточно стабильной, продолжился рост производства в большинстве основных видов экономической деятельности, снижался уровень безработицы. Основным фактором экономического роста по-прежнему был высокий внутренний спрос.
В 2012 году наблюдалась положительная динамика большинства ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике.
Отношение активов банковского сектора к ВВП за год возросло с 74,6 до 79,1%. В то же время уровень данного показателя в России остается сопоставимым с его уровнем в отдельных странах группы BRICS1.
Отношение капитала банковского сектора к ВВП составило 9,8%, увеличившись за год на 0,4 процентного пункта. Основным источником формирования ресурсной базы кредитных организаций по итогам 2012 года стали средства на счетах клиентов, отношение их объема к ВВП увеличилось на 1,4 процентного пункта и составило 48,1%, в том числе отношение объема вкладов физических лиц к ВВП — 22,8% (прирост на 1,5 процентного пункта), отношение депозитов юридических лиц (кроме кредитных организаций) к ВВП — 15,4% (прирост на 0,4 процентного пункта) [21].
В структуре активов банковского сектора в 2012 году, как и годом ранее, доминировали кредиты. Отношение совокупного объема выданных кредитов к ВВП возросло на 2,8 процентного пункта -до 54,3%, при этом их доля в совокупных активах банковского сектора сократилась на 0,4 процентного пункта и составила 68,6%. Отношение кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП возросло на 2,6 процентного пункта -до 44,3%.
В 2012 году количество действующих кредитных организаций сократилось на 22 — до 956 (см. рисунок 1). В течение года были отозваны (аннулированы) лицензии у 23 кредитных организаций; в связи с реорганизацией в форме присоединения исключены из Книги государственной регистрации 7 кредитных организаций; получили лицензию на осуществление банковских операций 8 новых кредитных организаций. Таким образом, в 2012 году сохранилась тенденция последних лет к уменьшению числа действующих кредитных организаций [21].
Рисунок 1- Количество банков в РФ [21]
В 2012 году сохранилась тенденция к повышению показателей, характеризующих концентрацию банковской деятельности. Доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора за 2012 год изменилась незначительно и по итогам года составила 94,3% (по результатам 2011 года — 94,1%); за пять лет (2008-2012 годы) этот показатель вырос на 2,7 процентного пункта. Доля пяти крупнейших банков в активах за 2012 год увеличилась с 50,0 до 50,3%, а за пять лет — возросла на 8 процентных пунктов.
Количество банков с капиталом свыше 300 млн. и 1 млрд. рублей представлено на следующем рисунке 2.
Рисунок 2 — Количество банков с капиталом свыше 300 млн. и 1 млрд. рублей [21]
Ресурсная база банков в течение 2012 года формировалась в условиях непростой ситуации на внешних рынках и структурного дефицита ликвидности (см. рисунок 3).
На протяжении большей части 2012 года доступ к внешним источникам фондирования имели лишь крупнейшие российские банки. В этих условиях банковский сектор продолжал более интенсивно использовать внутрироссийские источники, в частности за счет предложения привлекательных, зачастую весьма высоких, процентных ставок по вкладам [21].
В целом средства на счетах клиентов выросли за отчетный год на 15,5% — до 30 120,0 млрд. рублей (за 2011 год — на 23,7%). Доля данного источника в пассивах банковского сектора на 1.01.2013 составила 60,8% (на начало 2012 года — 62,7%). Темпы прироста привлеченных средств свидетельствуют о достаточно высоком уровне доверия населения и бизнеса к банкам, что остается важным фактором устойчивости банковского сектора.
Рисунок 3- Структура пассивов банковского сектора в 2012 году [21]
В 2012 году развитие банковских операций происходило в условиях замедления роста российской экономики, что предопределило некоторое снижение динамики банковского сектора: за год активы кредитных организаций выросли на 18,9% — до 49 509,6 млрд. рублей (за 2011 год — на 23,1%).
Рисунок 4- Кредиты, депозиты и прочие средства, привлеченные на межбанковском рынке, по срокам погашения (доля в общей сумме в %) [21]
Суммарный объем кредитов, выданных нефинансовым организациям и физическим лицам, за 2012 год вырос на 19,1% — до 27 708,5 млрд. рублей (в 2011 году — на 28,2%), а их доля в активах банковского сектора увеличилась с 55,9 до 56,0%.
Рисунок 5- Структура активов банковского сектора в 2012 году [21]
В совокупных активах банковского сектора по состоянию на 1.01.2013 основная доля (50,4%) приходится на банки, контролируемые государством, и крупные частные банки (26,6%). Удельный вес в активах банковского сектора банков, контролируемых иностранным капиталом, составил 17,8% [21].
В 2012 году прибыль действующих кредитных организаций достигла рекордной величины за всю историю развития банковского бизнеса в России, составив 1011,9 млрд. рублей (см. рисунок), а с учетом финансового результата предшествующих лет — 2861,3 млрд. рублей (в 2011 году — 848,2 и 2243,1 млрд. рублей соответственно).
Рисунок 6- Финансовый результат банковского сектора, млрд. руб.[21]
Удельный вес прибыльных кредитных организаций за 2012 год снизился с 94,9 до 94,2%, соответственно доля убыточных кредитных организаций увеличилась с 5,1 до 5,8% (а их количество — с 50 до 55). Убытки действующих кредитных организаций составили в 2012 году 9,4 млрд. рублей (в 2011 году — 5,6 млрд. рублей).
Рентабельность активов кредитных организаций в 2012 году составила 2,3%, рентабельность капитала — 18,2% (в 2011 году — 2,4 и 17,6% соответственно) [1].
За год показатели рентабельности активов увеличились у 501 банка, или 52,4% от общего числа действующих кредитных организаций, а рентабельности капитала — у 496 банков, или 51,9%, соответственно.
В таблице 1 представлены показатели рентабельности банковской деятельности.
Таблица 1- Показатели рентабельности банковской деятельности РФ [21]
ПоказателиРентабельность активов, %Рентабельность капитала, %2011201220112012Банки, контролируемые государством2,82,520,620,1Банки, контролируемые Иностранным капиталом в том числе находящиеся под существенным влиянием резидентов Российской Федерации2,4 1,22,5 1,717,4 10,018,8 14,6Крупные частные банки1,71,914,216,0Средние и малые банки Московского региона1,51,58,08,5Региональные малые и средние банки1,71,710,410,7
В 2012 году показатели рентабельности несколько улучшились практически у всех групп банков. Наибольшие показатели рентабельности по-прежнему демонстрировали банки, контролируемые государством.
После глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. в банковском секторе России сформировался и продолжает генерироваться ряд системных рисков. В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом величина кредитного риска банковского сектора увеличилась примерно на 5%. Доля крупных кредитных рисков в активах банковского сектора по состоянию к концу 2012 г. составила почти 30%.
Поскольку большинство российских банков имеют универсальный характер и выполняют функции как депозитно-кредитных, так и инвестиционных институтов, то инвестиционные риски накладываются на кредитные риски, что в дальнейшем может привести к кумулятивному эффекту. Кроме того, наиболее острыми проблемами устойчивости российских банков и развития кредитно-банковской системы являются низкий уровень капитализации банковской системы, рост числа банков с низким показателем достаточности капитала и высокая степень концентрации банковских активов; агрессивная кредитная политика коммерческих банков на рынке потребительского кредитования; нехватка ликвидности; ухудшение условий кредитования реального сектора экономики; высокий уровень проблемных и безнадежных кредитов и низкая производительность труда в отрасли.
Общий объем собственных средств (капитала) кредитных организаций на конец 2012 г. составлял 5,5 трлн. руб.; почти треть, 1,6 трлн. руб., приходилась на Сбербанк. Отношение объема собственных средств банков к ВВП в настоящее время составляет ниже 10% (в Бразилии — 30%, во Франции — 25%, в ФРГ — 15%) [21].
Низкий уровень рыночной капитализации характерен для большинства российских банков. По состоянию на конец 2012 г. в России действовали 963 кредитные организации, из них только 170 (около 18%) имели капитал более 1 млрд. руб. В рейтинге FT Global 500 крупнейших компаний мира по уровню капитализации присутствовали только два российских банка — Сбербанк России с капитализацией 72 млрд. долл. (86-е место) и ВТБ с капитализацией 24 млрд. долл. (366-е место). Несмотря на определенный рост, совокупный размер капитализации российской банковской системы в 2012 г. был меньше, чем размер капитализации таких американских банков, как Bank of America и Citibank.
Одной из государственных мер, которые помогли бы остановить генерирование системных рисков, могло бы стать повышение уровня капитализации российских банков. В последнее время одной из наиболее эффективных и востребованных мер государственной поддержки кредитно-банковской сферы было предоставление через Внешэкономбанк коммерческим банкам субординированных кредитов за счет Фонда национального благосостояния. Данная мера была направлена на пополнение капитала второго уровня российских банков для обеспечения устойчивости банковской системы страны и расширения объемов кредитования экономики. В первые два года кризиса Внешэкономбанк удовлетворил более двух десятков заявок российских банков на пополнение капитала на общую сумму 404 млрд. руб. При этом общий лимит средств Фонда национального благосостояния, предназначенных для выдачи субординированных кредитов, составлял 410 млрд. руб. [21]
Помимо низкого уровня капитализации сохраняется тенденция снижения показателя достаточности капитала. Если за 2011 г. данный показатель снизился на 3,4 процентного пункта — до 14,7%, то в 2012 г. сократился лишь до 13,8%, хотя в целом по банковскому сектору остается на уровне, превышающем регулятивные требования. Достаточность капитала первого уровня за тот же период повысилась с 9,3 до 9,5% [21].
Оптимальным уровнем достаточности капитала, т.е. отношения капитала банков к активам, взвешенным с учетом рисков, по методике Банка России считается значение 12%. В течение последнего года резко выросло число банков с более низкими показателями достаточности капитала. Причем таких банков в 2012 г. стало примерно вдвое больше (107), чем в предыдущем году, а доля их активов в совокупных активах банковской системы страны увеличилась за этот же период с 6,4 до 34,3%.
Из первой тридцатки норматив достаточности капитала ниже 12% имели девять банков — ВТБ, ВТБ24, Промсвязьбанк, Транскредитбанк, Номосбанк, "Уралсиб", "Санкт-Петербург", Ханты-Мансийский банк и банк "Траст". Если исключить из расчетов четыре крупнейших банка (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк), то в группу с низкой достаточностью капитала попадут кредитные организации, на которые в 2012 г. приходилось около 50% совокупных активов банковской системы. У некоторых крупных банков данный показатель приблизился к критической отметке в 10%.
Такое сокращение достаточности капитала вынуждает банки капитализировать прибыль, теряя перспективы расширения бизнеса. Для целой группы банков характерен устойчиво низкий уровень прибыльности активов, что ограничивает возможности повышения их капитализации и, соответственно, делает ситуацию низкой достаточности капитала самовоспроизводящейся. Примерно у 200 российских банков могут возникнуть проблемы с ликвидностью, если их показатель достаточности капитала опустится ниже 10%. Общая сумма дефицита ликвидности оценивается в 455 млрд. руб.
Главными препятствиями на пути обеспечения достаточной капитализации российских банков являются их слабая диверсификация бизнеса по отраслям, по источникам прибыли по регионам страны и высокая степень концентрации корпоративного кредитного портфеля на отдельных заемщиках.
В последнее время зарубежные эксперты, в частности эксперты МВФ, не раз выражали опасение по поводу того, что в России, как и в большинстве развивающихся стран, возможен перегрев кредитного рынка. За период с 2000 по 2012 г. кредиты нефинансовым организациям выросли примерно в 14 раз, а стоимостный объем ВВП — в шесть раз. В качестве мер по охлаждению агрессивно растущего рынка потребительского кредитования Банка России планирует повысить нормы резервирования по таким кредитам, а также рассматривает возможность введения изменений в методологию оценки рисков по необеспеченному розничному кредитованию при расчете норматива достаточности капитала [21].
Нынешняя цель регулятора состоит в том, чтобы сделать высокорисковые кредиты менее интересными для банков. В 2013 г. Банк России стремится замедлить темпы роста потребительского кредитования до 25 — 30%. Стабильность банковской системы выгодна всем как залог устойчивого роста экономики, а резкое введение жестких мер регулирования может привести к тому, что банки будут вынуждены сократить объемы кредитования. На фоне сохраняющегося спроса на кредиты население может пойти в микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы. Деятельность этих организаций по сравнению с банками регулируется в значительно меньшей степени (контроль над ними осуществляют Минфин России и ФСФР России). Они предоставляют свои услуги по гораздо более высоким, чем банки, ставкам.
Проблема дефицита ликвидности банков решается за счет средств Банка России, которые предоставляются на аукционах РЕПО (кредитование под залог ценных бумаг). Ситуация с ликвидностью банковского сектора начала усложняться с марта 2012 г., когда процентные ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам не опускались ниже 4,4% годовых. За прошлый год соотношение средней величины наиболее ликвидных активов со средней величиной совокупных активов банковского сектора составило 7,2%. Поскольку дополнительную ликвидность получают в основном крупные банки, у них соответственно и выросла концентрация полученных средств. В то же время получение дополнительной ликвидности банками, не имеющими доступа к сделкам РЕПО с Банком России, оставалось проблематичным, что вызвало определенный рост средств, привлеченных с межбанковского рынка.
Сокращение банковской ликвидности, повлекшее за собой увеличение объема кредитов и ставок межбанковского рынка, а также ограничение доступа к международным рынкам капитала заставили многие банки повышать ставки по своим операциям. По предварительным оценкам, более 100 банков в ближайшее время могут столкнуться с дефицитом ликвидности в случае падения экономического роста.
Серьезным недостатком российской банковской системы является отсутствие у банков "длинных" денег, в которых нуждается реальный сектор экономики, что сдерживает инвестиционную активность предприятий. По уровню доступности финансирования для бизнеса Россия в 2012 г. находилась на 53-м месте из 62 обследованных стран (данные World Economic Forum). Кроме того, в последние годы прослеживается тенденция к ухудшению условий кредитования нефинансовых предприятий и замедлению динамики спроса на кредитные ресурсы.
Общий объем кредитов, предоставленных российскими коммерческими банками малым и средним предприятиям, к концу 2012 г. составил почти 5 трлн руб., или половину всех кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В то же время ограниченный доступ к финансированию в России за последние два года испытывали почти 40% таких предприятий, что почти на 20% превышает среднеевропейский показатель. Потребность только производственных предприятий малых и средних размеров в инвестиционных кредитах составляет почти триллион рублей ежегодно. Расширение кредитования таких предприятий требует увеличения капитала профильных финансовых организаций, расширения их возможностей заимствования через гарантийные механизмы, а также создания благоприятных условий финансового регулирования в данной сфере.
В целях привлечения "длинных" денег банки прибегают к заимствованиям из-за рубежа, что ставит их в зависимость от конъюнктуры, складывающейся на зарубежных финансовых рынках. В случае неблагоприятного развития событий западные банки ограничивают лимиты предоставления кредитов российским заемщикам, что автоматически сокращает приток "длинных" денег в экономику.
Таким образом, в России сохраняется неоправданно высокая стоимость денег, причем существенное влияние на это оказывает банковская маржа. В среднем по российской банковской системе в 2012 г. она составляла 5,2% (в странах Еврозоны этот показатель составлял 1,4%, в странах Восточной Европы — 2,7%). Высокая процентная маржа тянет вверх ставки по кредиту, а поскольку суммы процентных платежей предприятия закладывают в цену продукции, то все это, в конечном счете, ведет к удорожанию товаров и увеличению инфляции.
Дорогое фондирование за счет частных депозитов вынуждает банки отдавать предпочтение высокодоходным кредитам физическим лицам во избежание потерь в марже. Отраслевые показатели кредитования свидетельствуют о том, что приоритетным сектором является торговля, которая получает кредитов больше, чем вся российская обрабатывающая промышленность. В 2012 г. прирост кредитов в торговле превысил 10%, в то время как в обрабатывающей промышленности — только 6%. Если учесть, что большая часть кредитов населению являются потребительскими, то именно торговля получает наиболее благоприятные условия для развития.
Дальнейшее развитие российской экономики требует значительного объема долгосрочных инвестиций, что, в свою очередь, предполагает наличие собственного рынка длинных денег, включая рынок пенсионных накоплений и рынок облигационных займов. В настоящее время пенсионные накопления являются фактически единственным источником долгосрочных финансовых ресурсов для российской экономики. Кроме того, рост экономики России сдерживается инфраструктурными ограничениями. По оценкам Минэкономразвития России, в ближайшие три года в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов стоимостью 9,6 трлн руб. В этой связи отказ от накопительного компонента пенсионной системы лишит экономику важнейшего финансового ресурса для развития и модернизации экономики. Помимо российского Пенсионного фонда, источником "длинных" денег может стать Инвестиционный фонд РФ, бюджетные ассигнования которого в 2012 г. составили почти 40 млрд. руб. Наконец, инвестиционный процесс можно было бы стимулировать посредством такого механизма, как государственные гарантии, которые в 2012 г. в федеральном бюджете были установлены в размере 511 млрд. руб., а через два года должны достигнуть отметки в 1,3 трлн. руб.
Таким образом, можно отметить, что за последние годы наблюдается устойчивая тенденция развития банковской системы, показатели эффективности банков растут, однако среди отрицательных тенденций можно отметить существенный рост процентных ставок, что ведет к росту инфляции.
Регулирование банковской системы может трактоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле регулирование банковской системы характеризует все (государственные и негосударственные) формы управляющего воздействия на банковскую систему. Поэтому можно говорить о государственном и негосударственном регулировании банковской системы (например, деятельность кредитных организаций, их союзов и ассоциаций, оказывающих самостоятельное влияние не только на них самих, их собственников и клиентов, но и на стабильность всей банковской системы).
Применительно к государственному регулированию банковской системы речь идет о понятии, характеризующем более узкое явление, а именно управляющее воздействие государства, направленное на реализацию его конституционных функций и осуществляемое исключительно государственными органами [10, c. 76].
Государственное регулирование банковской системы как составной части единой денежно-кредитной сферы России — сложное многоплановое явление.
С одной стороны, это регулирование макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями, когда государство воздействует на все структурные элементы денежно-кредитной системы, включая Банк России: принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты; утверждаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики; устанавливаются единые государственные стандарты организации и функционирования денежно-кредитной системы; осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на устойчивость национальной валюты, состояние рынка денежных (финансовых) и кредитных услуг.
С другой стороны, государственное регулирование проявляется в непосредственном воздействии на организации, функционирующие в денежно-кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность (регистрация, лицензирование, надзор, контроль, использование обязательных экономических нормативов, инструментов и методов денежно-кредитного регулирования и т.п.). Речь идет о государственном регулировании предпринимательской и некоммерческой деятельности конкретных лиц в сфере денег, денежного обращения и кредита. Например, применительно к кредитным организациям такое регулирование осуществляется Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону [17, c. 45].
Взаимодействие Банка России и Правительства России с другими органами государственной власти основывается также на конституционных правовых нормах, устанавливающих статус и полномочия Президента России как главы государства, являющегося гарантом Конституции России и принимающего меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, а также обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ) [13, c. 24].
Президент России, кроме того, имеет и иные полномочия в денежно-кредитной сфере, обусловленные его статусом гаранта Конституции России и реализуемые путем издания нормативных правовых актов в форме указов.
Опосредованное регулирующее воздействие Президента РФ на денежно-кредитную сферу проявляется также при представлении Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России и при постановке вопроса об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции РФ).
Государственные регулирующие полномочия в денежной и кредитной сфере выражаются также в принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов, их одобрении Советом Федерации и подписании Президентом России.
Серьезное влияние на государственную денежную и кредитную политику оказывает Государственная Дума, к ведению которой отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России, а также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Функционирование банковской системы России, как и всей денежно-кредитной сферы, зависит и от деятельности судебных органов. От эффективности правосудия, осуществляемого ими по конкретным делам, непосредственно зависит реализация на практике режима конституционной законности в денежно-кредитной сфере, защита интересов государства, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Судебная практика, вне всяких сомнений, непосредственным образом корректирует практику самой банковской деятельности и должна способствовать обеспечению законности в банковской сфере [10, c. 76].
Существенное влияние на банковскую деятельность в Российской Федерации оказывают толкование и разъяснение правовых норм высшими судебными органами России. Согласно действующему законодательству толкование Конституции РФ осуществляется Конституционным Судом РФ (п. 5 ст. 125 Конституции РФ). Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии с Конституцией России дают разъяснения по вопросам судебной практики (ст. ст. 126, 127 Конституции РФ), в том числе и судебной практики по делам, связанным с организацией и функционированием банковской системы, а также элементов, ее образующих.
Кроме того, при наличии оснований судами принимаются решения, отменяющие незаконные акты органов государственной власти, в том числе касающиеся организации и функционирования банковской системы. На Конституционный Суд России возложены полномочия разрешать дела и принимать решения о соответствии или несоответствии Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, законодательных и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией России, проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в том числе законодательных актов, регулирующих правоотношения в банковской сфере.
При таких обстоятельствах реальное влияние на денежно-кредитную политику в России, на состояние национальной валюты России оказывает не только Банк России, но и Правительство РФ, а в широком смысле — и Президент РФ, федеральные органы законодательной и судебной власти [17, c. 45].
Таким образом, следуя логике Конституции России и федерального законодательства, наиболее общие полномочия и ответственность за состояние денежно-кредитной сферы возложены на федеральные органы государственной власти (Президент России, Федеральное Собрание России, Правительство России, Банк России). Что же касается непосредственного регулирования деятельности субъектов денежно-кредитных отношений, то по смыслу Конституции России часть таких полномочий возлагается на Правительство России, другая часть — на Банк России, а третья должна иметь совместный для Правительства России и Банка России характер. Однако федеральное законодательство до настоящего времени не устанавливает детальное разграничение компетенции и ответственности Правительства России и Банка России в денежно-кредитной сфере.
С учетом изложенного непосредственное денежно-кредитное регулирование, направленное на исполнение действующего законодательства, осуществляет не только Банк России, но и Правительство России. Эти же органы непосредственно отвечают за результаты государственной денежной и кредитной политики в стране. Ни о каких иных государственных органах, непосредственно регулирующих деятельность субъектов денежно-кредитных отношений, Конституция России не упоминает. Однако именно этот существенный момент, основанного на Конституции России механизма осуществления государственной денежно-кредитной политики, не получил необходимого развития в федеральном законодательстве. Более того, федеральное законодательство развивалось в совершенно противоположном направлении. В федеральном законодательстве отсутствуют правовые нормы, уточняющие конституционные положения о компетенции, полномочиях и ответственности Правительства России и Банка России при реализации денежно-кредитной политики. В особенности это касается тех сфер денежно-кредитного регулирования, которые осуществляются ими независимо друг от друга, и той части денежно-кредитных полномочий, которые требуют обязательного взаимодействия, согласования, а иногда и принятия совместных решений. Более того, федеральное законодательство развивалось по пути ограничения конституционных полномочий Банка России и "распыления" конституционных полномочий Правительства России при осуществлении ими единой государственной денежно-кредитной политики. Примером может служить федеральное законодательство о рынке ценных бумаг, предоставляющее исключительные права по регулированию рынка ценных бумаг Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) [13, c.24].
Государственное управляющее воздействие на банковскую систему может иметь различные объекты, субъекты, формы и методы. Например, государственное управляющее воздействие на банковскую систему может проявляться в форме законотворчества и подзаконного нормотворчества, касающегося собственно банковской системы либо каждого из ее элементов в отдельности; организации банковской системы или ее функционирования. Государственное управляющее воздействие может выражаться в регулировании различных аспектов функционирования банковской системы, например особенностей деятельности Банка России, кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков либо банковских ассоциаций и союзов. К государственному регулированию банковской системы следует отнести и регулирование налоговых, бюджетных, гражданско-правовых, таможенных, административных, процессуальных и иных правоотношений, возникающих при создании, организации и функционировании банковской системы, которые связаны, но не могут быть в полном объеме отнесены к специфическому виду деятельности, присущему исключительно банковской системе, — банковской деятельности [10, c. 76].
Речь идет о собственно "банковском регулировании", ограничивающемся регулированием именно банковской деятельности и именно кредитных организаций и филиалов иностранных банков. Каждой из вышеперечисленных разновидностей или направлений государственного регулирования банковской системы присущи собственные формы, методы и уполномоченные органы.
Так, регулирующее государственное воздействие на банковскую систему в процессе законотворчества в пределах своей компетенции оказывают Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание РФ; в процессе денежно-кредитной политики — Правительство России, Банк России, а также Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ; собственно банковское регулирование — Банк России; деятельность на рынке ценных бумаг, антимонопольное, налоговое, таможенное и иное связанное с организацией и функционированием банковской системы регулирование — соответствующие уполномоченные государственные органы (самостоятельно или во взаимодействии друг с другом).
Государственные органы действуют на основе принципов взаимного участия в разработке и координации вопросов экономической, в том числе финансовой, денежной, кредитной, валютной, политики, взаимного информирования о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, а также на основе проведения регулярных консультаций. Важную роль в укреплении банковской системы и обеспечении законности банковской деятельности в России призваны выполнять судебные органы Российской Федерации, формирующие судебную практику, толкующие в соответствии с возложенными на них полномочиями нормы действующего законодательства, а в установленных законом случаях отменяющие незаконные решения государственных органов [17, c. 45].
Каждое из существующих направлений государственного регулирования банковской системы имеет собственные особенности, является предметом регулирования различных или нескольких отраслей права. Например, государственное воздействие на банковскую систему в форме законотворчества реализуется в рамках конституционного права, конституционных правоотношений и конституционной процедуры.
Правосудие по поводу правоотношений в банковской сфере реализуется в порядке, регулируемом процессуальным законодательством на основе норм различных отраслей материального права. Налоговые правоотношения регулируются в рамках налогового законодательства.
Существование различных направлений и форм государственного регулирования банковской системы России предполагает использование в процессе такого управляющего воздействия различных методов (административных и неадминистративных, экономических, косвенных средств воздействия на банковскую систему). При этом единственным и в своем роде уникальным государственным органом, использующим для государственного регулирования банковской системы экономические, косвенные средства, является Банк России [13, c. 24].
По своей правовой природе государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности в РФ имеет межотраслевой характер, состоит в эффективной организации банковской деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора в этой сфере. Государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. Регулирующее воздействие государства на упорядочение процессов в кредитной системе проявляется, например, в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на состояние кредитной системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.
При этом если в первом случае государственное регулирование проявляется в широком смысле и связано с установлением единого государственного механизма по регулированию, надзору и контролю за банковской деятельностью в РФ, включая организацию и деятельность Банка России, то во втором речь идет о государственном регулировании предпринимательской деятельности в одной из сфер российской экономики — сфере денег и кредита. Осуществляется такое государственное регулирование уже самим Банком России в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону [10, c. 76].
Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:
а) законотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти устанавливают правовые нормы, регулирующие организацию банковской системы и механизм ее функционирования, статус, функции и полномочия Банка России, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности, а также порядок осуществления банковского регулирования, надзора и контроля;
б) подзаконное нормотворчество уполномоченных федеральных государственных органов, развивающих и дополняющих федеральное банковское законодательство;
в) регистрацию и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;
г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов;
д) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью (контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ, надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);
е) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.
Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере [17, c. 45].
Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения. Экономическое содержание государственного регулирования банковской деятельности наиболее ярко проявляется при установлении Банком России обязательных нормативов, имеющих универсальный и общеобязательный характер. Указанные нормативы имеют, безусловно, экономический характер, но они облекаются в правовую форму нормативных актов, так как в их основе лежат государственно-властные полномочия Банка России.
В процессе государственного регулирования банковской деятельности используются не только административные методы, но и договорные, рыночные механизмы, связанные с осуществлением государственно-властных полномочий. Например, акционирование государством принадлежащих ему банков, покупка или продажа государством акций кредитных организаций, проведение конкурсов на получение кредитными организациями права на обслуживание бюджетных средств, выполнение Банком России функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, совершение иных сделок с этими организациями (покупка и продажа ценных бумаг, операции с векселями, выдача банковских гарантий, поручительств, выпуск в обращение облигаций Банка России, валютные интервенции). В научной литературе выделяется и третий метод, именуемый комплексным методом, который объединяет в себе отдельные черты первичных методов — гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.
Правовыми формами государственного воздействия на банковскую сферу являются правовые (нормативные и индивидуальные) акты, гражданско-правовые договора, решения Конституционного Суда РФ, решения федеральных судов РФ.
Государственное воздействие на банковскую систему осуществляется и с использованием актов международного права. Конституция России провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции России) [10, c. 76].
Таким образом, государственное регулирование банковской системы России — это комплексное политическое, экономическое и юридическое явление, находящееся в неразрывной связи со всей денежно-кредитной сферой России и ее регулированием. В основе юридического аспекта этой проблемы лежат правовые нормы конституционного, банковского и гражданского законодательства. Для целенаправленного совершенствования государственного регулирования отношений в сфере денег и кредита необходима единая государственная концепция развития всей денежно-кредитной системы, учитывающая ее социальную природу и основанная на конституционных принципах экономического, политического, государственного, федеративного устройства современной России. Только при таких условиях может быть создан эффективный государственный механизм, обеспечивающий минимальные гарантии стабильного функционирования денежно-кредитной сферы.
3. Совершенствование законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ
.1 Проблемы законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ
В настоящее время банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. Основные законодательные акты — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий положения об основных банковских сделках, и прочие нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность ЦБ РФ или банковскую деятельность. Но, конечно, подавляющим большинством источников банковского права являются акты Банка России
По оценке специалистов, банковское законодательство содержит на сегодня 8734 нормативных акта. Причем многие из нормативных актов противоречат другим. Например, если взять регистрацию КБ, то мы можем увидеть, что в законе о государственной регистрации юридических лиц дается год, в течение которого должен быть уплачен уставный капитал, а вот в законе о регистрации КБ — уставный капитал вносится в течение месяца [18, c. 38].
Как отмечалось ранее, и банковская система, и банковская деятельность находятся в неразрывной взаимосвязи и единстве со всей денежно-кредитной системой России. Анализ показывает, что нынешнее состояние федерального законодательства не обеспечивает в полной мере реализацию конституционных основ денежно-кредитной политики. Более того, некоторые противоречия по вопросу регулирования денежно-кредитной сферы содержатся и в Конституции России.
Конституция РФ и федеральное законодательство упоминают о "финансовом, валютном, кредитном регулировании", "финансовой и кредитной политике", "кредитной и денежной политике", "денежно-кредитной системе", "денежно-кредитной политике", "денежно-кредитном регулировании", но не раскрывают содержание этих понятий (ст. ст. 71, 114 Конституции Российской Федерации; Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)").
В федеральном законодательстве отсутствует взаимосвязанная система институтов и согласованный механизм регулирования денежно-кредитных отношений. В результате создаются условия, порождающие внутрисистемные противоречия.
О существовании особого рода государственных органов денежно-кредитного регулирования упоминает не только Конституция РФ, но и федеральное бюджетное законодательство. Согласно ст. 151 БК РФ, Банк России признается органом денежно-кредитного регулирования. С 1 января 2008 г. эта статья Бюджетного кодекса утратила силу, но от этого Банк России не изменил свой конституционно-правовой статус органа денежно-кредитного регулирования. Одновременно с этим и Правительство России в соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ тоже "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики", которую в реальности невозможно отделить от политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, осуществляемой Банком России. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно-кредитной политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России. Некоторая нестыковка конституционных правовых норм, регулирующих компетенцию Правительства России и Банка России в денежной и кредитной сфере, очевидна. Неслучайно банковское законодательство более осторожно формулирует место и роль Банка России и Правительства России в процессе осуществления единой государственной денежно-кредитной политики и в процессе реализации государственной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Так, в федеральном банковском законодательстве установлено, что разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, — функция Банка России, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством России (ст. ст. 4, 5, 18 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)").
Несмотря на несогласованность некоторых правовых норм, из Конституции России следуют важные теоретические и практические выводы применительно к регулированию денежно-кредитной сферы России [18, c. 38]:
) государственное регулирование денежной и кредитной сферы отнесено к исключительному ведению Российской Федерации;
) регулирование денежной и кредитной сферы не является исключительной компетенцией только какого-либо одного федерального органа государственной власти, только Правительства России или только Банка России.
Более того, из Конституции России следует, что и Правительство, и Банк России не являются единственными государственными институтами федерального уровня, регулирующими денежную и кредитную сферу России. Поэтому Правительство России и Банк России при осуществлении денежно-кредитной политики обязаны обеспечить взаимодействие с другими федеральными органами государственной власти.
Такой вывод основан на конституционно-правовых принципах единства системы государственной власти (ст. 5 Конституции России) и единства экономического пространства (ст. 8 Конституции России).
Принятые в последнее время документы стратегического развития российского банковского сектора нацеливают банковское сообщество на интенсификацию банковской деятельности. Речь, прежде всего, идет о совершенствовании банками операционной деятельности, повышении ее эффективности, рационализации, включая повышение производительности труда и экономию затрат. Как показал ряд исследований, производительность труда в банковском секторе России примерно в 10 раз ниже уровня США, Германии и Италии, в 17 раз ниже уровня Франции и Швейцарии, в 25 раз — Нидерландов и в 35 раз — Ирландии. Основными факторами, определившими отставание по этому показателю, считаются неэффективность бизнес-процессов российских банков и низкая доля платежей по электронным каналам. При этом уровень зарплат в финансовом секторе самый высокий по сравнению с другими отраслями экономики России и превышает средний отраслевой уровень примерно в 2,5 раза. Если в финансовом секторе средняя зарплата составляет около 55 тыс. руб., то, например, в обрабатывающей промышленности — чуть более 20 тыс. руб., а в сельском хозяйстве — чуть более 10 тыс. руб. Неоправданно большие затраты компенсируются пока высокими ставками по кредитам и низкими ставками по депозитам и переносятся на плечи населения и предприятий. По уровню развития финансового сектора Россия находится на 127-м месте в мире (данные World Economic Forum). Таким образом, в среднесрочной перспективе первоочередной задачей деятельности банков должна стать работа над повышением эффективности их деятельности.
Российский финансовый рынок является одним из самых волатильных в мире. Противодействие системным рискам на финансовом рынке и реализация антикризисных мер государства являются одной из ключевых задач государственной политики на современном этапе. Это возможно только в случае раннего отслеживания сигналов финансовой нестабильности. Пока же ни в российской, ни в зарубежной практике не было создано эффективных систем предупреждения и урегулирования финансовых кризисов. В связи с этим важнейшее значение приобретает анализ источников системных рисков, а также определение различных сценариев и реализация комплекса мер, направленных на снижение системных рисков кредитно-банковской системы и финансовых рынков. Необходима разработка эффективной национальной системы мониторинга, оценки и предупреждения рисков финансовых кризисов.
По оценкам экспертов, потери от банковских кризисов составляют в среднем ежегодно более 10% ВВП, а банковское кредитование и прибыльность банков в течение нескольких послекризисных лет остаются в депрессивном состоянии. В своем недавнем исследовании американские экономисты Г. Хоггарт, Дж. Рейдхилл и П. Синклер выявили следующие особенности преодоления финансовых кризисов.
Российская банковская система еще не вышла на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг. В проекте основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. в разделе "Приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики" отмечается, что основными задачами денежно-кредитной политики в 2013 — 2018 гг. являются задачи снижения уровня инфляции и обеспечения экономики необходимой ликвидностью. Согласно прогнозу уровень инфляции должен снизиться к 2018 г. до 3-3,5%, постепенно будет осуществлен переход к таргетированию инфляции, а также предполагается снизить до минимума влияние тарифной составляющей на уровень цен в стране.
Таким образом, в федеральном законодательстве отсутствует взаимосвязанная система институтов и согласованный механизм регулирования денежно-кредитных отношений. В результате создаются условия, порождающие внутрисистемные противоречия.
.2 Предложения по решению проблем в законодательстве по развитию и регулированию банковской системы РФ
С августа 2012 года Россия официально стала членом ВТО, чем ознаменовала серьезные изменения в векторе развития как экономики в целом, так и отдельных ее секторов.
Повышение эффективности функционирования национального банковского сектора является одним из ключевых направлений современной государственной политики Российской Федерации. Это нашло свое юридическое закрепление в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. Приоритетами в развитии банковского сектора, безусловно, является создание конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности, а приоритетное направление в этом должно сыграть появление в России международного финансового центра [12, c. 58].
Вступление во Всемирною Торговую Организацию позволит провести процессы либерализации банковской сферы, повысить конкуренцию между кредитными организациями, которая должна будет подхлестнуть развитие банковской системы и повысить капитализацию национального банковского сектора за счет появления иностранных кредитных организаций, а также предоставит возможность крупным национальным банкам развиваться на международных финансовых рынках.
Издавая законодательные акты, государство заинтересовано в том, чтобы они были реализованы и на их основе складывались определенные им правоотношения. Анализ действующего законодательства, регулирующего как публично-правовые, так и частноправовые отношения банковской деятельности, позволяет отметить, что многие из существующих нормативных правовых актов нуждаются в усовершенствовании, что позволит обеспечить эффективность механизма государственного регулирования экономики, усилить роль и значение Центрального банка РФ, повысить результативность реализации правовых норм, регулирующих банковскую деятельность.
В целях приведения стандартов банковской деятельности и надзора в единообразие с экономически развитыми странами, в Российской Федерации необходимо развивать систему пруденциального регулирования банковской деятельности, которая должна обеспечить стабильность и надежность национального банковского сектора в условиях повышающейся конкуренции. Данные меры уже широко распространены в виде так называемых Базельских Соглашений, но пока лишь частично реализованы на территории России. По сути, эти соглашения устанавливают «правила игры» для всей денежно-кредитной системы, а также устанавливает нормы и стандарты функционирования банков. Данные меры позволяют существенно снизить рисковый характер этой деятельности, предотвратить кризисные явления в экономике в целом, и в каждой отдельной кредитной организации. Поэтому данные механизмы необходимо развивать, особенно в условиях вступления в ВТО, так как для сохранения национальных банков потребуется их полная стабильность и прозрачность. Пруденциальное регулирование позволяет обеспечить превентивный характер принимаемых мер и не допускать отрицательных явлений на рынке банковских услуг.
Вступление в ВТО даст множество преимуществ для российских компаний при ведении внешнеторговой деятельности и инвестировании в зарубежных государствах, но необходимо оценить, насколько это рационально и перевесят ли плюсы. Ведь выходить на международный уровень надо лишь тогда, когда внутри государства все в порядке. В ином же случае развитие экономики будет проходить под диктовку заполонивших государство иностранных корпораций, способных предложить на рынке и более высокое качество, и более выгодные цены. Это не значит, что государство должно развивать протекционистскую политику, но показывает, что данный вопрос еще требует проработки, а процесс вступления в ВТО должен быть поступательным и аккуратным. Примеры некоторых государств с молодой рыночной экономикой показали, что объективно кредитные организации этих государств не могут конкурировать на равных с крупными банками развитых государств [12, c. 58].
Действия государства по модернизации финансового сектора должны включать в себя не только мероприятия по стабилизации банковского сектора, но и структурные реформы, нацеленные на посткризисное развитие всей финансовой системы. К этим реформам, во-первых, относится реформа банковского надзора. Речь идет не об институциональных изменениях в системе надзорных органов, в конечном итоге единая система финансового надзора в стране или она дифференцирована по секторам — зависит от условий национального развития. Не случайно, что в стране, которая стала пионером в реализации идеи единой системы надзора в финансовом секторе, — в Англии сегодня ведется дискуссия о возврате "на круги своя", о передаче банковского надзора в сферу полномочий Банка Англии. Однако банковский надзор в России должен быть насыщен новыми механизмами — прежде всего позволяющими принимать решения на основании т.н. профессионального суждения. Недавно принятый Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" позволяет сделать важные шаги в направлении консолидированного надзора в России. Однако этот Закон должен быть адаптирован к реалиям правового регулирования банковского сектора — через соответствующие поправки в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", уточняющие понятия банковской группы и банковского холдинга и устанавливающие дополнительные механизмы внутреннего и внешнего контроля за движением информации внутри группы (холдинга), позволяющие формировать отчетность именно на консолидированной основе.
Кроме того, должны быть реализованы идеи, которые вошли в т.н. "Базель II", например, идеи дифференцированного надзора за банками в зависимости от их систем внутреннего контроля и других факторов (т.н. IRB-подход). И уже сегодня необходимо готовиться к проведению идей т.н. "Базеля III" — идей, направленных на укрепление банковского капитала.
Совершенствование законодательства в сфере банковской деятельности будет более эффективным, если, прежде всего, четко определить понятия и категории, используемые законодателем. Так, например, несмотря на то, что основной закон, регулирующий банковскую деятельность, называется ФЗ "О банках и банковской деятельности", тем не менее, в нем не содержится понятия банковской деятельности. Легальное определение широко используемого в нормативных актах понятия "банковская операция" в указанном Законе также отсутствует.
Немало вопросов возникает по ст. 13.1 "Осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем". Так, например, в данной статье речь идет о банковской операции, выполняемой субъектом, не имеющим банковской лицензии.
Не совсем понятным остается механизм реализации ст. 13.1 в части, где указано: "Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев". Требует уточнения порядок применения данной нормы в случае истечения указанного срока и невозможности идентифицирования кассового чека в дальнейшем.
Кроме того, было бы не лишним в данной статье определить критерии ответственности банковского платежного агента как непосредственного участника правоотношений [12, c. 58].
Вместе с тем немаловажным аспектом эффективного государственного регулирования банковской деятельности является необходимость включения отдельной статьи в Закон "О банках и банковской деятельности" о принципах, основных началах банковской деятельности. Представляется, что в данной статье в первую очередь должны отражаться принципы построения банковской системы, принципы эффективности банковской системы, принцип сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов — клиентов банка, принцип соответствия норм, регулирующих банковскую деятельность, нормам международного права, принцип ответственности и др.
В соответствии с Положением о кураторах кредитных организаций (утв. ЦБ РФ 7 сентября 2007 г. N 310-П) основной задачей куратора является своевременная и точная оценка экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, в том числе выявление нарушений (недостатков) в ее деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы Российской Федерации. По мнению специалистов, дальнейшее развитие института кураторов кредитных организаций позволит сделать процедуры банковского надзора более прозрачными и обеспечить эффективность надзорной деятельности Банка России.
Далеко не полный анализ действующего законодательства и все вышеуказанное позволяют сделать вывод о том, что одной из составляющих финансовой устойчивости государства является эффективная и стабильная банковская система. Современная политика государства в области государственного регулирования банковской деятельности должна быть направлена на повышение эффективности ее функционирования, что может быть достигнуто только путем совершенствования правовой базы.
Заключение
На основе проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:
Банковская система является необходимым элементом рыночной экономики и оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность общества в целом.
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Основная функция банковской системы — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.
Банковская система РФ до сих пор имеет много противоречий. Банки занимаются разнообразными видами операций. В их функции входит не только организация денежного оборота и налаживание кредитных отношений. Они финансируют народное хозяйство, операции по продаже ценных бумаг, организуют страховые операции, проводят посреднические сделки, управляют имуществом и т.д.
Структура банковской системы сводится к распределению всех банковских и кредитных учреждений в иерархическом порядке.
Государственное регулирование банковской системы как составной части единой денежно-кредитной сферы России — сложное многоплановое явление.
С одной стороны, это регулирование макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями, когда государство воздействует на все структурные элементы денежно-кредитной системы, включая Банк России. С другой стороны, государственное регулирование проявляется в непосредственном воздействии на организации, функционирующие в денежно-кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность (регистрация, лицензирование, надзор, контроль, использование обязательных экономических нормативов, инструментов и методов денежно-кредитного регулирования и т.п.). Взаимодействие Банка России и Правительства России с другими органами государственной власти основывается также на конституционных правовых нормах, устанавливающих статус и полномочия Президента России как главы государства, являющегося гарантом Конституции России и принимающего меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, а также обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
После глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. в банковском секторе России сформировался и продолжает генерироваться ряд системных рисков. В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом величина кредитного риска банковского сектора увеличилась примерно на 5%. Доля крупных кредитных рисков в активах банковского сектора по состоянию к концу 2012 г. составила почти 30%.
Общий объем собственных средств (капитала) кредитных организаций на конец 2012 г. составлял 5,5 трлн. руб.; почти треть, 1,6 трлн. руб., приходилась на Сбербанк. Отношение объема собственных средств банков к ВВП в настоящее время составляет ниже 10% (в Бразилии — 30%, во Франции — 25%, в ФРГ — 15%) [21].
Низкий уровень рыночной капитализации характерен для большинства российских банков. По состоянию на конец 2012 г. в России действовали 963 кредитные организации, из них только 170 (около 18%) имели капитал более 1 млрд. руб. В рейтинге FT Global 500 крупнейших компаний мира по уровню капитализации присутствовали только два российских банка — Сбербанк России с капитализацией 72 млрд. долл. (86-е место) и ВТБ с капитализацией 24 млрд. долл. (366-е место). Серьезным недостатком российской банковской системы является отсутствие у банков "длинных" денег, в которых нуждается реальный сектор экономики, что сдерживает инвестиционную активность предприятий.
По своей правовой природе государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности в РФ имеет межотраслевой характер, состоит в эффективной организации банковской деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора в этой сфере. Государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ.
В настоящее время банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. По оценке специалистов, банковское законодательство содержит на сегодня 8734 нормативных акта. Причем многие из нормативных актов противоречат другим. В федеральном законодательстве отсутствует взаимосвязанная система институтов и согласованный механизм регулирования денежно-кредитных отношений. В результате создаются условия, порождающие внутрисистемные противоречия.
Для совершенствования банковского законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ было предложено:
развивать в РФ систему пруденциального регулирования банковской системы для приведения стандартов банковской деятельности и надзора в единообразие с экономически развитыми странами;
ввести понятия банковской деятельности и банковская операция в ФЗ «О банках и банковской деятельности;
включить в ФЗ «О банках и банковской деятельности» отдельную статью о принципах и основных началах банковской деятельности.
Список использованных источников
1.Конституция РФ//СПС КонсультантПлюс
2.Гражданский кодекс РФ//СПС КонсультантПлюс
3.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 23.07.2013) //СПС КонсультантПлюс
.Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" //СПС КонсультантПлюс
.Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.09.2013) "О банках и банковской деятельности"//СПС КонсультантПлюс
.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"//СПС КонсультантПлюс
.Положение ЦБ РФ от 16 октября 2008 г. N 323-П "О предоставлении Банком России российском кредитным организациям кредитов без обеспечения"//СПС КонсультантПлюс
.Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003. С. 165.
.Греф Г., Юдаева К. Российская банковская система в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. 2009. N 7.
.Куприянова Н.А. Формирование современной банковской системы и банковского законодательства//Право и экономика. — 2010. — N 5
.Дадашева О.Ю. Перспективы банковской системы России//Управление в кредитной организации.- 2010.- N 2
.Дедищев А. Какой должна стать российская банковская система//Банки и деловой мир, 2010, N 4
13.Пастушенко Е.Н., Пастушенко Д.С. Финансово-правовая наука о статусе Банка России: современное состояние и перспективы развития // Финансовое право. 2009. N 2.
14.Рождественская Т.Э. Правовое регулирование банковской системы в посткризисный период//Банковское право. — 2010. — N 5
15.Ротбард М. Государство и деньги. Челябинск, 2011. С. 13.
.Рыбакова С.В.Что нового привнесет Гражданский кодекс в регулирование кредитных отношений?//Банковское право. — 2012. — N 5
.Саттарова Н.А. Правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности//Банковское право.- 2010.- N 2
.Саркисянц А. Российская банковская система: специфика развития//Бухгалтерия и банки. — 2013. — N 4
.Семенов С.К. Экономический кризис и нормативное регулирование банков//Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет.- 2010.- N 6
20.Тосунян Г.А. Теория банковского права. Том 1. М., 2006. С. 100
21.cbr.ru