Содержание
Введение
1.Роспуск парламента: понятие и назначение, закрепление в конституциях развитых демократических государств
1.1. Понятие роспуска парламента
1.2. Практика применения института роспуска парламента в Конституциях развитых демократических государств
2.Роспуск Государственной Думы на основании статьи 111 Конституции Российской Федерации
2.1.Неутверждение Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, внесенной Президентом Российской Федерации
2.2.Вопросы, возникающие при толковании части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации
3.Роспуск Государственной Думы на основании статьи 117 Конституции Российской Федерации
3.1.Выражение недоверия Правительству Российской Федерации
3.2.Отказ Правительству Российской Федерации в доверии
4.Последствия роспуска Государственной Думы. Условия, исключающие возможность роспуска
4.1.Последствия роспуска Государственной Думы
4.2.Назначение выборов
4.3.Условия, исключающие возможность роспуска
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
С момента своего рождения и до смерти любой гражданин признается способным иметь права и нести обязанности. Это качество называется правоспособностью. Правоспособностью наделены все люди, независимо от пола, возраста, физического и психического состояния, социального статуса, уровня образования и т.д.
Одним из законных методов оказания помощи в реализации правоспособности субъекта является институт представительства. Что можно понять под представительством?
Представительство — такое совершение юридически значимых действий представителем от имени представляемого, при котором все правовые последствия возникают не у представителя, а у представляемого.
Развитие представительства в современных условиях рыночных отношений требует эффективного правового механизма, обеспечивающего четкость и полноту его регулирования. Вместе с тем, как показал анализ нормативно-правовых актов, а также судебной практики по исследуемой проблеме, в гражданском законодательстве о представительстве, есть пробелы и противоречия, что усложняет его практическое применение. Кроме того, общее развитие цивилистической науки предопределяет необходимость в уточнении и систематизации имеющихся теоретических положений о представительстве. Так, несмотря на значительное число трудов, в которых рассматриваются те или иные аспекты представительства, до сих пор нет единства подходов относительно понятия представительства; большое количество вопросов вызывает определение юридической сущности представительства, его места в системе институтов гражданского права. В связи с тем, что реализация представителем своих полномочий затрагивает интересы как представляемого, так и третьих лиц, особую значимость приобретает проблема определения правового статуса представителя, сущности его полномочий, а также соотношения воли и волеизъявления в отношениях представительства, что позволит наиболее эффективно защитить права и законные интересы указанных субъектов.
Нужно отметить, что актуальность данной курсовой работы заключается в том, что представительство и доверенность в гражданском праве имеет немаловажное значение. В жизни могут сложиться различные ситуации, когда невозможно самому представлять свои интересы, в силу каких-то обстоятельств (например, по болезни или отъезду или просто недостаточных знаний), и тогда имеет смысл прибегнуть к помощи представителя.
Состояние научной разработанности темы. Вопросы правового регулирования представительства являются объектом пристального внимания учёных — представителей различных отраслей права, о чём свидетельствует значительное число публикаций, как в дореволюционный период, так и в последующее время.
Объектом исследования выступают правоотношения представительства, возникающие между представителем, представляемым и третьими лицами, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом исследования выступает правовое регулирование института представительства и доверенности в соответствии с нормами гражданского права, а также практикой их применения.
Цель представительства: совершение представителем юридических действий, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности у представляемого. Среди данных действий наибольшее значение имеют двусторонние и односторонние сделки.
Целью данной курсовой работы является изучение представительства и доверенности в гражданском праве.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие, значение и историю института представительства;
изучить понятие и значение доверенности;
институт представительство доверенность исполнительный
рассмотреть особенности правового регулирования института представительства в уголовно-исполнительной системе;
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный Кодекс и т.д.
Глава 1. Возникновение института представительства в РФ
1.1 История возникновения института представительства в РФ
С развитием культуры жизненные отношения становятся разнообразнее и сложнее, вместе с этим усложняются и соответствующие юридические нормы. Знание и применение их становится затруднительным для большинства граждан, которые не обладая специальной подготовкой, сами не в состоянии вести свои дела, им необходима помощь человека, хорошо знающего постановления материального права и формы процесса, то есть появляется потребность в особом классе лиц, который бы специально занимался изучением права и мог оказывать нуждающимся юридическую помощь или правозаступничество.
Первоначально было лишь непрямое представительство, то есть действия лица не от имени представляемой стороны, а от собственного имени представителя, но за свой счет. Основанием допущения этой формы представительства служила неспособность лиц выступать в процессе в силу возраста, пола, состояния здоровья и иных причин. И только в формулярном процессе институт представительства получил признание по существу.
Здесь представители открыто выступали со стороны дееспособных лиц под именем когниторов. Это поручение они получали от заинтересованной стороны и назначались последней. Дальнейшее развитие представительства и более простой его формы связано с назначением процессуального представителя-прокуратора. К устному содействию сторонам допускались также адвокаты, но без представительства в собственном смысле.
До возникновения и утверждения института представительства обязанность лично присутствовать на процессе обусловливалась еще и тем, что производство в суде было письменным, основывалось на документах, свидетельских показаниях, в том числе письменных объяснениях тяжущихся, отражавших их позицию по делу, требования, основанные на законах.
Следует заметить, что для составления такого рода документов требовались знания и умение, которые в Древней Греции привели к появлению логографов, специально занимавшихся подготовкой объяснений для суда по поручению соответствующей стороны. Можно сказать, что это была опосредствованная форма представительства, его своеобразное первое появление в Древней Греции.
А в Древнем Риме представительство проистекало из патроната, являвшегося особым институтом римского права. Он заключался в том, что римский гражданин, став патроном чужеземца, который становился в положение клиента, оказывал последнему правовую помощь, совершал в его интересах сделки, защищал перед римским судом. При этом патрон действовал не как представитель чужеземца, а как защитник его интересов.
Иной смысл в понятие "патрон" вкладывает Ю.Ф. Лубшев, утверждающий, что определенное лицо могло быть принято в род римского гражданина на правах, равных родственникам. Действительно, древнейшая римская семья, так называемая агнатическая семья, представляла собою союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки. В древнейшее время только он был носителем правоспособности в сфере частного права, а члены семьи правоспособности не имели.
Из перечисленного выше видно что, даже в Древнем Риме патрон и патронат изначально никак не увязывали с представительством. Во многих странах Европы патрон как субъект представительства появился значительно позже. Это произошло тогда, когда патроны получили право выполнять те же функции, что и адвокаты, то есть и возможность представлять стороны в процессе, а слово "патрон" начало вытесняться новым термином "прокуратор".
В субъектном плане эволюции представительства благоприятствовало следующее обстоятельство: Если в отношении гражданина можно было требовать и обеспечить личную явку в суд, то данное требование становилось невыполнимым, когда стороной судебного процесса были юридические лица, например, государство, его структурные подразделения, церковь, монастырь и т.д. В таких случаях интересы перечисленных субъектов процесса могли представлять только уполномоченные на то лица: доверенное лицо короля, князя, церкви, монастыря (старосты, настоятели, монахи), знавшие законы. Это было представительство юридических лиц.
Именно институты родственного представительства и представительство юридических лиц, как подчеркивается в юридической науке, расчистили путь для наемного представительства. Это хронологически совпало с формированием феодальных государств на европейском континенте (XIII-XVII вв.). Но обратимся к истории России.
Стоит отметить, что до середины 1860-х годов в Российской империи действовали стряпчие, ходатаи, заступники, поверенные, которые выполняли функции представительства. Свод законов Российской империи ненадлежащим образом регулировал институт представительства. Своей обособленной организации у поверенных не существовало, требования образовательного и нравственного цензов к ним не применялись, контроль и надзор за их деятельностью не осуществлялся, а фактически профессию ходатаев осуществляли лица, не только не имеющие юридического образования, но и просто отсутствием должного общего образования.
В России правозаступничество как явление наиболее близкое к современному пониманию сущности адвокатуры возникает в связи с судебным представительством. На Руси впервые о поверенных упоминается в Псковской и Новгородской судных грамотах. Так, согласно Псковской судной грамоте, услугами судебных представителей в ходе процесса могли воспользоваться женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие люди.
В XV в. появился институт наемных поверенных, которые стали именоваться ходатаями по делам или стряпчими. Необходимо отметить, что эффективность работы стряпчих была очень низка, поскольку последние находились в полной зависимости от судей и практически не имели никаких прав. Соборное Уложение 1649 г. даже ввело для ходатаев телесные наказания. Кроме того, они могли быть подвергнуты тюремному заключению. Троекратное осуждение влекло лишение права ходатайствовать по чужим делам.
Термин "адвокат" в России впервые был употреблен в 1715 г. в "Кратком изображении процессов или судебных тяжб", изданном при Петре I. В частности, в главе 5 закреплялось, что интересы истца ("челобитчика") или ответчика в случае невозможности их личного присутствия на судебном заседании может представлять адвокат.
В 1775 г. выходит указ Екатерины II "Учреждения о губерниях", по которому стряпчие становились помощниками прокуроров и защитниками казенных интересов. Причем никаких требований в виде образовательного и нравственного цензов к ним не предъявлялось. Чуть позже появился имущественный и сословный ценз — судебный представитель должен был быть дворянином и иметь свои деревни в дан — ном повете или хотя бы в губернии.
Накануне судебной реформы 1864 г. внутреннее состояние института поверенных мало чем отличалось от прежнего, если иметь в виду, что ходатаи по делам являлись порождением господствовавшей в то время инквизиционной системы процесса, их деятельность еще больше дискредитировала правосудие в глазах общественного мнения. В результате судебной реформы 1864 г. в России была учреждена адвокатура. Для присяжных поверенных были установлены достаточно высокие требования, фактически совпадающие с требованиями к кандидатам на должность судьи. Так, согласно ст.354 "Учреждения Судебных установлений", присяжными поверенные могли быть лица, достигшие 25-ти летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Присяжными поверенными не могли стать иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния; лица, состоявшие на государственной службе или выбранные в государственные органы, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда.
Можно сделать вывод, что упадочное состояние всей судебно-правовой системы в полной мере отражалось и на институтах судебного представительства и правозаступничества. Приспосабливаясь к порокам дореформенного суда, ходатаи по делам и стряпчие не обладали должным авторитетом в обществе, так как в большинстве своем были людьми малообразованными, зависимыми от судей, не имеющими достаточных правовых средств для эффективного воздействия на осуществление правосудия. Кроме того, среди стряпчих было много случайных лиц, основной целью которых являлось получение наживы. Часто они по собственной инициативе затягивали процесс, вводя своих клиентов в необоснованные растраты.
Прогрессивные общественные круги в стране все более осознавали необходимость реформирования института представительства. Однако этому противились российские самодержцы, которые боялись и не желали реформировать данный институт. Тем не менее даже в таких трудных условиях в 60-х гг. XIX в. в России удалось учредить новую профессиональную адвокатуру.
Еще одним немаловажным этапом процесса эволюции института представительства, а именно создание его базы с определенными составными элементами преемственности, связан с видом систематизации советского гражданского законодательства, начавшейся в 1922 году. В данный период развития института представительства выделяется кодификация советского гражданского и гражданского процессуального права 1960-х гг.
Ровно также как и Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 года посвятили большинство норм регламентации института представительства и таким образом путем интегрировали основы регулирующих его норм права и создания межотраслевого цивилистического института представительства. Данного рода отношения межотраслевой интеграции норм права, регулирующих институт представительства, с превалирующей силой обозначил себя после развала СССР и создания бывшими союзными республиками суверенных и независимых государств, начавших осуществление как судебных, так и судебно-правовых реформ, созданию новой национальной правовой системы.
Впервые на этот путь вступила Россия, высшая представительная власть которой 12 декабря 1993 года приняла Конституцию Российской Федерации и 24 октября 1991 года утвердила Концепцию судебной реформы в РСФСР. С помощью чего была подготовлена фундаментальная правовая основа для реформы российской базы законодательства и создания национального права в новых как экономических, так политических и социальных условиях. Одним из первых законов значится и ГК Российской Федерации 1996 года, сохранивший и усовершенствовавший институт представительства.
1.2 Современное понимание института представительства
В современных правоотношениях институт судебного представительства занимает одну из ведущих позиций в гражданском и арбитражном судопроизводстве. От того, насколько качественно организован институт представительства, насколько он законодательно гарантирован, во многом зависит справедливость правосудия. Изучение вопроса понятия и значения добровольного представительства в гражданском и арбитражном процессе должно привести к правильному разрешению всяких трудностей и недоразумений, вытекающих из представительных отношений.
Большинство современных институтов гражданского права берет свои истоки из римского частного права. Однако данное утверждение не совсем точно в отношении института представительства. Несмотря на развитую теорию имущественных отношений, в римском праве фактически не было разработана теория представительства. Как подчеркивают исследователи, это объясняется патриархальной природой римской экономики, широким применением труда рабов.
В римском праве действовал принцип: "Невозможно приобретение в нашу пользу через постороннее лицо". И лишь в позднем римском праве можно найти признаки зарождения косвенного представительства. Впрочем, как верно заметил Н.И. Нерсесов, разработка института представительства на римских началах совершенно невозможна".
Исследование понятия, природы, сущности и значения гражданско-процессуального представительства всегда привлекало внимание ученых-юристов России. Так, одни признавали судебное представительство самостоятельным правовым институтом (например, Е.В. Васьковский, И.Е. Энгельман), а другие включали представительство в институт доверенности (например, Д.И. Мейер).
Проблема определения понятия представительства, а также выявления его правовой сущности относится к числу наиболее дискуссионных проблем современной цивилистической науки. В трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию представительских отношений, неоднократно поднимался вопрос о необходимости правильного уяснения правовой сущности представительства, отмечались те сложности, которые в процессе такого уяснения возникают, а также выдвигались различные концепции представительства.
В дореволюционный период под представительством в гражданском праве понималось — совершение одним лицом юридических действий вместо и от имени другого, при этом юридические последствия действия распространяются на правовую сферу последнего. Совершая это действие, представитель фактически выражает свою волю, но юридически его воля рассматривается как воля лица представляемого.
Н.И. Нерсесов вывел следующую формулу представительства: "…свойства контрагента и юридического субъекта распределяются между двумя различными лицами: представителем и его принципалом. Первый заключает юридическую сделку, следовательно является настоящим контрагентом, второй непосредственно приобретает из оной права и обязанности, следовательно считается первоначальным и настоящим юридическим субъектом по такой сделке".
В юридической литературе советского государства и права представительство в гражданском праве определялось как "заместительство лиц в гражданском обороте в случаях невозможности для них лично участвовать при отсутствии дееспособности или при полной дееспособности по доброй их воле".
Применительно к гражданскому процессуальному представительству А.Х. Гольмстен отмечал: "В гражданском процессе представитель есть лицо, осуществляющее процессуальные права другого от имени того, кому права эти принадлежат, и исполняющее процессуальные обязанности от имени того, на ком они лежат, и при том с тем, чтобы последствия его действий были отнесены на счет представляемого".
Встречались и противоположные суждения. Так, Г.Ф. Шершеневич выступал против отнесения комиссионного правоотношения к скрытому представительству, полагая, что в нем отсутствует существенный признак представительства — заключение сделки от имени представляемого.
С развитием учения о представительстве, совершенствовалось определение: "Представительство — совершение сделок и других дозволенных юридических действий в пределах полномочий одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого), в результате чего права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются непосредственного для представляемого".
Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что категория "представительство" формируется еще в дореволюционном гражданском праве и без существенных изменений используется в советском гражданском праве и современном гражданском праве.
Следует отметить, что в российском гражданском праве представительство понимается только в узком смысле, согласно которому представителем может считаться только то лицо, которое выступает от имени представляемого. Однако следует подчеркнуть, что в науке гражданского права выделяют понятие представительства в "широком смысле" и "узком смысле". При этом в понятие представительства в "широком смысле" включается как прямое представительство (представитель действует от имени в интересах представляемого), так и косвенное представительство (представитель действует от своего имени в интересах другого лица). Так, по мнению Л.В. Санниковой, под представительством, в широком значении, следует понимать правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) совершает действия в интересах другого лица (представляемого) от своего имени или от имени представляемого с целью создания для последнего желаемых им правовых последствий.
Такое разделение долгое время является в цивилистике предметом научного спора. В центре научной дискуссии не только вопрос об определении представительства в "широком смысле" (необходимости такого разделения), но и подведении такого определения под законодательную форму.
Дискуссия об определении "представительства" берет свое начало еще из трудов русских цивилистов XIХ века. В этот период получает довольно широкое распространение идея деления представительства на виды в зависимости от того, выступает ли лицо от "своего" имени или от "чужого". Возникновение прямого (или открытого, непосредственного, полного) представительства связывалось с договором поручения, по которому поверенный действует от имени доверителя и в его интересах. Косвенное представительство, как полагали ряд ученых, порождается договором комиссии, согласно которому комиссионер заключает сделки в интересах комитента, но от своего имени.
Необходимо рассмотреть субъектный состав представительства. Систематический анализ ст.21, 27 и 182 ГК РФ позволяет сделать вывод, что на стороне представляемого может выступать любое правоспособное лицо. Во-первых, это гражданин (с момента рождения), во-вторых, — юридическое лицо (с момента возникновения в установленном порядке, то есть государственной регистрации). В-третьих, возможно также представительство Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (например, при продаже земельных участков и др.).
Представителем может выступать гражданин, частный предприниматель, юридическое лицо. Если представителем является гражданин, то он должен обладать полной дееспособностью, возникшей в связи с достижением им совершеннолетия либо в более ранние сроки при вступлении в брак или эмансипации. Частично дееспособные граждане в исключительных случаях могут выполнять функции, например, с 16 лет в силу отношений членства в кооперативах. Соответственно не может выступать представителем гражданин, признанный недееспособным в установленном порядке. Ограниченные в дееспособности могут выступать представителями только с согласия попечителя.
Юридические лица могут выступать представителями в зависимости от содержания их правоспособности. Так, коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), обладающие общей правоспособностью, могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе представлять других лиц при заключении сделок. Некоммерческие юридические лица и унитарные предприятия, имеющие специальную правоспособность, могут быть представителями только в случаях, если это соответствует целям их деятельности, закрепленным в учредительных документах.
Глава 2. Правовое регулирование института представительства в УИС
К правовому регулированию института представительства можно отнести: Уголовно — исполнительный кодекс РФ, в нем говорится что для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
В Конституции РФ говорится, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В законодательстве четко не определен круг "иных лиц" имеющих право на оказание юридической помощи, руководствуясь конституцией можно предположить, что человек должен иметь юридическое образование. Однако, когда осужденный просит удостоверить доверенность на представительство в судах, государственных органах на свою сожительницу с целью что бы она потом на правах этих самых иных лиц имеющих право оказывать юридическую помощь, могла бы оказать юридическую помощь и разрешить вопросы в части полномочий переданных ей по доверенности, на условиях определенных для адвокатов, ему могут оказать в этом.
В Уголовно — процессуальном кодексе сказано следующее о защитнике лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении. В соответствии со ст.49 УПК РФ защитником является: "лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь".
Также в данной статье сказано о том, что в качестве защитников допускаются адвокаты. Но так же есть случаи, когда по определению ил постановлению суда в качестве защитника могут быть опущены наряду с адвокатом близкий родственник, родственник, иное лицо по выбору подсудимого, о допуске которого ходатайствуют обвиняемый.
Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории России по вопросам права данного иностранного государства, при этом они не допускаются к оказанию юридической помощи по вопросам, связанным с государственной тайной РФ. Указанные адвокаты должны быть зарегистрированы федеральным органом юстиции в специальном реестре. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории России запрещается.
Участие законодательного представителя несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании указано в ст.428 УПК РФ. Данный представитель вправе заявлять ходатайства и отводы, давать показания, предоставлять доказательства, приносить жалобы на действия (бездействия) и решения суда.
В Уголовно — исполнительном кодексе говорится о том, что при назначении представителя должны учитываться его опыт работы в соответствующем органе или учреждении УИС, знание судопроизводства, требований законодательства, иных руководящих документов по вопросам, которые подлежат изучению в суде при рассмотрении конкретного дела.
Полномочия представителя учреждения или органа УИС на ведение дел в судах определяются выданной ему доверенностью, оформленной надлежащим образом на совершение процессуальных действий. Доверенность может быть дана на ведение определенного дела, нескольких дел или всех дел с участием конкретного учреждения или органа УИС либо только на совершение определенных процессуальных действий.
Также представитель УИС обязан при подготовке к судебному заседанию всесторонне выяснить обстоятельства, послужившие поводом для рассмотрения дела в суде, определить круг спорных вопросов, изучить требования законодательства по данным вопросам, собирать документально оформленные доказательства для отстаивания прав и законных интересов учреждения или органа УИС. Руководители структурных подразделений учреждения или органа УИС обязаны оказывать практическое содействие в собирании и истребовании необходимых доказательств по делу.
Судебное доказывание слагается из нескольких последовательных стадий: определение круга обстоятельств, подлежащих доказыванию; выявление и собирание доказательств по делу; исследование доказательств; оценка доказательств; проверка правильности судебного доказывания при пересмотре судебных актов.
Вначале должны быть установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию в целом по делу (предмет доказывания), а затем обстоятельства, подлежащие доказыванию каждой стороной (бремя доказывания).
2.2 Доверенность как основа представительства в УИС
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Как видно, доверенность — документ, фиксирующий полномочия представителя на совершение сделки. Она адресуется третьим лицам и служит для удостоверения полномочий представителя перед ними. Иначе говоря, благодаря доверенности полномочие представителя на совершение той или иной сделки становится очевидным для соответствующего третьего лица.
По общему правилу, доверенность может выдаваться только дееспособными гражданами. Граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно выдавать доверенности в пределах тех прав, которые могут осуществлять сами. Для совершения иных сделок лица в возрасте от 14 до 18 лет могут выдать доверенность только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.
Юридические лица, обладающие специальной правоспобностью, могут выдавать доверенности лишь для совершения сделок, не противоречащих целям их деятельности, закрепленным в законе. Юридические лица, обладающие общей правоспособностью, могут выдавать доверенности на совершение любых законных сделок.
В качестве доверителя могут выступать одно или несколько лиц одновременно. Множественность лиц, одновременно выступающих в качестве доверителей, имеет место, например, при выдаче доверенности участниками общей долевой собственности третьему лицу для совершения сделки по отчуждению всего имущества, находящегося в общей долевой собственности.
Доверенность может быть выдана на имя одного лица или нескольких лиц. Выдача доверенности — односторонняя сделка. Поэтому ее совершение не требует согласия представителя. Но принятие доверенности или отказ от ее принятия — это право представителя. Лицо, выдавшее доверенность, вправе в любое время ее отменить. В свою очередь представитель может отказаться в любое время от доверенности.
В исправительном учреждении действия начальника учреждения, приравненные к нотариально удостоверенным (удостоверение доверенностей и завещаний) не являются обязательными для исполнения. Законодательство лишь предоставляет право на их совершение, но не обязывает. Действующие нормативно — правовые акты не содержат требований к ИУ по предоставлению юридической помощи (нотариальных услуг) лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Задачей мест лишения свободы является только обеспечение осужденным возможности получения таких услуг. Исключением является положение ст.53 ч.2 ГПК, где в императивном порядке зафиксировано, что для оформления полномочий представителя в гражданском процессе доверенности осужденных заверяются начальником ИУ, но вместе с тем такая доверенность может быть удостоверена и нотариусом.
Доверенность — письменный документ, для действительности которого необходимо наличие в нем обязательных реквизитов.
Обязательным реквизитом доверенности является дата ее совершения. Отсутствие в доверенности такой даты делает ее юридически ничтожной. От даты совершения доверенности необходимо отличать срок действия доверенности. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если в доверенности не указан срок действия, то она сохраняет силу в течение одного года со дня совершения. Данное правило не распространяется на нотариально удостоверенные доверенности, выданные для совершения сделок за границей без указания о сроке их действия. Такие доверенности сохраняют силу до их отмены доверителем. Как видно, отсутствие указания на срок действия доверенности не влечет ее недействительности, а приводит к необходимости применения сроков, определенных в законе.
Другим обязательным реквизитом доверенности является подпись доверителя. Гражданин-доверитель может расписаться собственноручно, а в случаях наличия у него физического недостатка, болезни, неграмотности доверенность может подписать рукоприкладчик с соблюдением правил.
Следует выяснить каков порядок, удостоверения доверенностей. В соответствии со ст.59 ГПК РФ нотариус удостоверяет доверенности от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, подлежит нотариальному удостоверению по представлении основной доверенности, в которой оговорено право передоверия, либо по представлении доказательств того, что представитель по основной доверенности вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Доверенность, выданная в порядке передоверия, не должна содержать в себе больше прав, чем предоставлено по основной доверенности.
Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.
Следовательно, если осуждённый хочет получить юридическую помощь не в рамках уголовно-процессуальных отношений, то его представитель ("иное лицо") для получения возможности оказания юридической помощи осуждённому должен предоставить доверенность (заверенную нотариально или заверенную начальником ИУ) и документ удостоверяющий личность.
Порядок выдачи доверенности регулируется положениями Главы 5 ГПК РФ и статьей 185 Гражданского ГК РФ, согласно которой осужденный, отбывающий лишение свободы, вправе уполномочить другое лицо совершать сделки от его имени, в том числе сделки требующей нотариальной формы.
Понятие "сделка" определено в статье 153 ГК РФ. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, что свидетельствует об отношениях, имеющих исключительно гражданско-правовой характер.
Таким образом, доверенности, выдаваемые осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, на основании статьи 185 ГК РФ оформляются лишь в целях осуществления гражданско-правовых сделок.
По действующему законодательству право на выступление адвоката в качестве доверенного лица (представителя) по делам гражданского судопроизводства и на участие по уголовным делам в качестве защитника допускается при предъявлении удостоверения адвоката и ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием (ч.5 ст.53 ГПК РФ и ч.4 ст.49 УПК РФ). Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде. Иного порядка участия адвоката в судебном процессе гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.
Заключение
Фундаментальные преобразования, произошедшие в экономическом укладе Российской Федерации в 90-е годы XX столетия в связи с переходом к рыночным отношениям, потребовали расширения сферы применения традиционных правовых конструкций, определивших активное использование современных правовых механизмов их регулирования. К числу наиболее востребованных и динамично развивающихся правовых конструкций относится представительство, которое в настоящее время активно используется не только в отношении лиц, которые в силу возраста или состояния психики относятся к категории недееспособных, а также тех лиц, которые в силу конкретных жизненных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Представительство свидетельствует о состоянии развития гражданского оборота; его роль в механизме регулирования рыночных отношений бесспорна.
Исследование историко-правовых аспектов представительства в России приводит к выводу о том, что становление данных правоотношений происходило, начиная со времени римского права, допускавшего, однако, его применение лишь при владении, вещном праве и при наследовании. В сфере же права обязательственного применялась сходная правовая конструкция, предполагавшая ответственность представляемого наряду с представителем.
Также видно, что уже в римском праве происходит разграничение законного представительства, вызванного к жизни самой социальной структурой общества и, вследствие этого, имеющего первостепенное значение, а также представительства договорного, не получившего должного развития. При этом особое значение имело то, что на данном этапе исключалась возможность использования конструкции прямого представительства, при котором одно лицо создает своими действиями сразу же, к тому же непосредственно, права и обязанности у представляемого.
Анализ норм гражданского законодательства относительно юридической сущности представительства приводит к выводу о том, что его признаки выражаются в том, что, во-первых, представительство состоит в совершении сделок или иных правомерных юридических действий и является категорией исключительно юридической; во-вторых, представитель в отношениях с третьими лицами действует от имени и в интересах представляемого; в-третьих, представитель должен иметь полномочие на совершение сделки или иного правомерного юридического действия; в-четвертых, полномочие, необходимое для существования представительства, должно опираться на правовое основание.
Цель представительства — совершение представителем юридических действий, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности у представляемого. Среди данных действий наибольшее значение имеют двусторонние и односторонние сделки. Немаловажную роль играют и иные юридические действия: приемка продукции, составление актов о недостатках товаров, предъявление претензий и исков и т.д.
Институт представительства наиболее полно урегулирован в нашем законодательстве, и оно имеет важное значение в жизни общества.
Список использованной литературы
Законы и иные нормативно — правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации
2.Гражданский Кодекс Российской Федерации
.Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации
.Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации
.Приказ ФСИН РФ от 18.08.2005 № 718 "О правовом обеспечении деятельности ФСИН России"
.Приказ Минюста РФ "Правил внутреннего распорядка ИУ" от 03.11.2005 г. № 205.
.Псковская судная грамота. Ст.21 // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов М., 1998.
Специальная и учебная литература:
8.Энциклопедия государства и права. Том 3/Под ред.П. Стучка. — М.: Издательство коммунистической академии. — 1923. — С.462.
9.Юридический словарь. Том 2. — М. Государственное издательство юридической литературы. — 1956. — с. 208.
.Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России / Ю.Ф. Лубашев. — М., 2001.
.Мартынчик Е.Г., Колоколова Э.Е. Российская адвокатура на переломе веков (сравнительно правовое исследование) // Адвокатская практика. 2001, № 2.
.Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права / Ю.П. Титов. — М., 2002.
.Черкасова Н.В. Образование и развитие адвокатуры в России // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. — М.: Изд-во АН СССР, 1986.
.Рясенцев В.А. Происхождение представительства и его сущность в буржуазном праве // Государство и право. №10. — 1960. — с.81.
.Нерсесов Н.И. Понятие добровольного представительства в гражданском праве. — Спб.: 1878. — с.11.
.Мейр Д.И. Русское гражданское право. Классика российской цивилистики. — М. Спарк. — 2001. — с.142.
.Гольмстен А.Х. Указ. соч. С.118
.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1915. Т.1 С.214
.Санникова Л.В. Договоры о представительстве // Журнал российского права. — 2004. — №4.