Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА5
1.1. Понятие государственного долга в нормативных документах5
1.2. Спорные моменты в законодательстве11
1.3. Совокупный государственный долг16
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ28
2.1. Управление государственным долгом28
2.2. Институционная основа управления государственным долгом32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ44
Выдержка из текста работы
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг — это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
Государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации (ст.97 БК РФ).
Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:
— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
— договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
— договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет (ст. 98 БК РФ).
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.
Управление государственным долгом заключается:
— в формировании политики в отношении государственного долга;
— в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
— в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Настоящая тема исследования остается открытой для изучения, так как существует немало работ относительно правового регулирования государственного долга РФ. В процессе написания курсовой работы были изучены труды следующих авторов: А.Е. Воробьева, Т.В. Чекушиной,
Ю. Воронина, В. Кабашкина, Е.С. Подвинской.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы комплексно изучить особенности правового регулирования государственной долга Российской Федерации. Для этого поставлены задачи:
— раскрыть понятие внутреннего и внешнего государственного долга;
— проанализировать методы управления государственным долгом;
— исследовать методы и реализацию обслуживания государственного долга.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу управления государственным долгом.
Предметом исследования стали нормы финансового права Российской Федерации, закрепляющие правовое регулирование государственного долга Российской Федерации.
В своей исследовательской работе я использовала такие методы исследования как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Первая глава раскрывает понятие государственного долга. Вторая глава исследует управление государственным долгом. В третьей главе проанализировано обслуживание государственного долга………
Список литературы
Нормативная литература:
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013);
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012);
3. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011)
«О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ред. от 05.06.2012) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;
Специальная литература:
5. Воробьев А.Е., Чекушина Т.В. «Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами» учебное пособие. Изд. РУДН, 2006. — 206 с.
6. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. — 2006.
7. Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 720 с.
8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 268 с.
9. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом // Финансы. — 2002. — №3
10. Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. — 8-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. — 318 с.
11. Эриашвили Н.Д . Финансовое право — 3-е изд. М: Юнити-Дана, 2011 — 572с.
Интернет-ресурсы:
12. Министерство финансов. Официальный сайт — minfin.ru/ru/