Содержание
Введение………………………………………………………………………….…….3
1. Право на пенсионное обеспечение…………………………………………..……..4
2. История создания Пенсионного фонда РФ………………………….……..……..11
3.Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ……………….16
4. Некоторые вопросы судебной практике по делам,
связанным с применением законодательства об обязательном
пенсионном страховании……………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………….………………………………29
Список источников и литературы……………………………………………………31
Выдержка из текста работы
Пенсионное обеспечение одна из важнейших задач современного государства, необходимо н только обеспечить пенсионное обеспечение, но и сделать его достойным труда человека. В настоящий момент на отечественном пенсионном рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости.
В рамках развития и совершенствования обеспечения населения пенсионными услугами государство инициирует создание особых финансовых структур — негосударственных пенсионных фондов, которые призваны эффективно действовать в решении проблем пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды достаточно новая для России структура, которая находится в процессе развития и совершенствования, что делает актуальным исследование негосударственных пенсионных фондов в рамках российской системы пенсионного обеспечения. Более того, дальнейшее развитие и совершенствование отечественной пенсионной системы должно происходить через расширение негосударственных пенсионных фондов, которые должны становиться все более активными и эффективными игроками не только пенсионных, но и финансовых услуг.
Поэтому представляется актуальным рассмотреть в рамках данной работы негосударственное пенсионное обеспечение в РФ.
Объект работы – негосударственное пенсионное обеспечение в РФ.
Предмет работы – Пенсионный Фонд РФ, особенности его формирования.
Цель работы – исследовать особенности и формирование Пенсионного фонда РФ.
Задачи работы:
— рассмотреть значение и функции Пенсионного фонда РФ;
— изучить особенности деятельности Пенсионного фонда РФ;
— рассмотреть источники формирования бюджета Пенсионного фонда;
— исследовать изменение формирования ПФ в результате пенсионной реформы 2015 года;
— изучить проблемы и перспективы формирования ПФ.
При исследовании данной темы использовались следующие методы: сбор информации, ее целенаправленное преобразование, теоретический анализ литературы по проблеме, конкретизация, сравнение, анализ и синтез полученной информации, ее обобщение.
При написании практической части курсового исследования использовались графические, математические и статистические методы.
Степень изученности проблемы.
Проблемы развития ПФ России рассмотрены в работах С. Яновой, А.В. Одинцовой, Е.Л. Прокопьевой, Г.В. Павленко, Н.Н.Никулиной, Т.И.Осиповой, М.Е.Шашкиной, Л.М.Низовой, Е.С.Новоселовой, Е.Н.Лесниченко, Е.С.Тереховой, И.А. Алебастровой, М.О.Буяновой, С.И.Кобзевой, З.А.Кондратьевой, Т.С. Гусевой, В.В. Дрошнева, Б. Збышко, И.А. Каверина, М. Климовой.
Таким образом, источников и литературы использованных пи написании работы остаточно для изучения ПФ РФ.
Для анализа финансовой деятельности ПФ РФ привлекалась официальная статистика, ее материалы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, проанализированы методы исследования, источники и историография проблемы, определены объект и предмет работы, цели и задачи работы, проанализирована структура курсового проекта.
В главах раскрыто содержание курсового исследования.
В заключении приведены основные выводы по проблеме роли и значения ПФ РФ в российской системе пенсионного обеспечения.
Список источников включает источники и научные работы, использованные при написании дипломного исследования.
1.Пенсионный фонд Российской Федерации, его назначение и роль в социальном развитии общества
1.1.Значение и функции Пенсионного фонда РФ
Пенсионная система государства выступает своеобразным отражением его социально – экономической модели. Именно поэтому Пенсионный фонд РФ имеет отпечаток тех специфических особенностей, которыми характерна современная Российская Федерация. ПФР выступает своеобразным гарантом осуществление такого элемента социальной политики российского государства как выплата пенсий и обеспечение достойного существования российских граждан потерявшим трудоспособность. Именно это выступает важнейшей функцией ПФР.
Изначально российское государство было объявлено социальным, ответственным за жизнь и благосостояние собственных граждан. В рамках социального государства важнейшее место занимает пенсионная политика…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в курсовом исследовании нами рассмотрена роль и значение Пенсионного фонда РФ в российской пенсионной системе.
Пенсионная система государства выступает своеобразным отражением его социально – экономической модели. Именно поэтому Пенсионный фонд РФ имеет отпечаток тех специфических особенностей, которыми характера современная Российская Федерация. Изначально российское государство было объявлено социальным, ответственным за жизнь и благосостояние собственных граждан. В рамках социального государства важнейшее место занимает пенсионная политика.
К 1990 году практически вся сложившаяся в светское время пенсионная система рухнула, что привело к значительному снижению уровня жизни населения, снижению рождаемости и превышению смертности над рождаемостью и другим негативным последствиям. Возник огромный разрыв между уровнем доходов самых богатых граждан РФ и большинством населения страны. Шоковая терапия, проводимая правительством, приведшая к гиперинфляции, к росту безработицы, привела к резкому социальному расслоению населения. За чертой бедности оказалось 2/3 населения РФ.
В 1990-е годы, в России была создана пенсионная система на новых принципах. Основным элементом осуществления пенсионной политики российского государства и стал Пенсионный Фонд.
20 ноября 1990 года в РСФСР был принят закон «О государственных пенсиях». Именно с этого закона началось формированию в российском государстве пенсионной системы принципиально нового типа, полностью отличной от прежней – социалистической и автономной от бюджета СССР.
Пенсионный закон России считался достаточно радикальным для времени принятия, тем более, что он начал действовать в условиях острого социально-экономического кризиса как в России так и на всем постсоветском пространстве.
Российским законом были отменены ранее действовавшие е системы персональных, отраслевых, региональных и иных социальных льгот, различных дифференцированных надбавок к трудовой пенсии. Вместо этой сложной системы учреждалась единообразная пенсионная система России.
В статье 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», главным критерием дифференциации пенсионного обеспечения россиян признавался лишь «труд и его результаты». Поэтому, вместо разветвленной и многоуровневой пенсионной системы были установлены лишь два вида пенсий: социальные и трудовые.
Начало нового этапа развития социального страхования в России было положено в конце 1990 года созданием двух государственных внебюджетных фондов. 22 декабря был организован Пенсионный Фонд РФ (ПФР), 25 декабря – Фонд социального страхования РФ (ФСС).
На первом, переходном, этапе российская система пенсионного обеспечения продолжала действовать на основе распределительной схемы позднего советского периода.
Пенсионный бюджет в начале 1990-х годов пополнялся за счет фиксированных отчислений от фонда заработной платы организаций и предприятий.
Для исполнения социальных обязательств российского государства требовался более совершенный финансовый механизм, в полной мере отвечающий новым экономическим реалиям.
Таким инструментом стал Пенсионный фонд России (ПФР).
ПФР был основан 22 декабря 1990 года. тем самым впервые в нашей стране была сформирована автономная внебюджетная система для финансирования социальных и пенсионных выплат.
В течение 1991-1992 годов отделения ПФР были учреждены во всех субъектах РФ.
Средства ПФР формально были отделены от федерального бюджета, однако при этом они оставались собственностью РФ. Такая структура управления средствами пенсионных фондов совершенно не свойственна для зарубежных пенсионных систем, но она сыграла значительную роль в становлении и развитии системы пенсионного страхования в России.
Российская модель, использованная в ПФР, обеспечивала определенную защиту пенсионных капиталов россиян в период экономической дестабилизации.
Первый вариант бюджета ПФР вырабатывался в условиях тяжелого кризиса неплатежей. Именно поэтому важнейших шагов ПФР стало привлечение значительных заемных средств коммерческих банков. В условиях жесткого финансового кризиса это была непростая задапча, но Фонд смог выполнить ее.
Объем первого бюджета ПФР составил 6,6 млрд. руб., большая часть этих средств была заемной. Тем самым ПФР решил проблему погашения пенсионной и социальной задолженности бюджетов СССР и РСФСР за 1991 год. Однако, это не сняло проблему получения финансирования на долгосрочную перспективу. Перестройка экономики страны, перевод ее на рыночные основы показывал то, что сохранение упреждений – социалистической системы начисления и выплаты пенсий уже невозможно. Новая пенсионная система должна была сочетать достойное вознаграждение россиянам за труд с новыми социально-экономическими реалиями.
Модернизация пенсионной системы и повышение уровня жизни пенсионеров на 1994-2000 – е годы стало одной из ведущих целей реформ ПФР.
В ходе комплекса радикальных реформ пенсионного обеспечения, реализованных в РФ за последние 25 лет, функции ПФР существенно расширились. Помимо выплаты пенсий, ПФР осуществляет выплату всех видов пособий гражданам, выдачу государственных сертификатов на материнский капитал, участвует в реализации программы государственного софинансирования пенсий, участвует в формировании, инвестировании и выплате накопительной части пенсии.
Фактически за 2000-е годы ПФР стал мультифункциональной финансовой организацией, особенностью которой выступает реализация конституционных принципов социальной справедливости и социального, пенсионного обеспечения в рамках рыночной экономики. При этом ПФР оперирует как средствами российского государства, поступающими непосредственно из консолидированного бюджета РФ, так и средствами самих граждан, их пенсионными отчислениями и отчислениями коммерческих структур.
2000-е годы показали, что российская пенсионная система нуждается в модернизации. Основным интересом пенсионера выступает получение высокой пенсии, но в реалиях РФ получение высокой пенсии только за счет государственных пенсионных отчислений невозможно. Поэтому актуальной стало создание такой пенсионной системы в которой сосуществует как государственная или страховая пенсия и пенсия заработанная человеком непосредственно, которая складывается из его персональных пенсионных взносов. В этих условиях важную роль играет так же конкуренция на пенсионном рынке. Если до 2000 годов ПФР был фактическим монополистом на пенсионном рынке страны, он конкурировал, лишь с небольшими корпоративными пенсионными фондами, то с середины 2000-х в РФ появился целый ряд коммерческих пенсионных фондов, которые активно стали привлекать пенсионные накопления россиян.
С 2013 года ПФР приступил к осуществлению Стратегии долгосрочного развития пенсионной? системы РФ. Одна из генеральных целей Стратегии — формирование трехуровневой? модели пенсионной? системы на базе обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования. Такая сложная модель, которая повсеместно внедряется в РФ с 1 января 2015 года, может обеспечивать максимальную сбалансированность пенсионной системы России в долгосрочной перспективе.
В 2017 году система пенсионного обеспечения РФ насчитывает 43 миллионов пенсионеров, что составляет примерно половину экономически активного населения страны.
В 2017 году ПФР на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Такая общинная география пенсионных выплат связана с тем, что ПФР выплачивает пенсии лицам имеющим право на пенсию в РФ, а так же гражданам иных государств с которым заключены специальные межправительственные соглашения.
Однако, реформирование пенсионной системы в России еще далеко от завершения. В первую очередь пенсионная система станы, в достаточной степени не обеспечивает существование пенсионеров, хотя средняя пенсия и выше прожиточного минимума, но уровень этого минимума сравнительно низок. ПФР все еще находиться в сложном финансовом положении и постоянно получает субсидирование от государства (правда в последние годы уже российское государство стало забирать средства из ПФР).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I.Законодательные материалы и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс] — Документ предоставлен Консультант Плюс Режим доступа. URL:www.consultant.ru (дата обращения: 10. 04. 2017).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации(с изм. Ред 8, 10 июня 2015 г.) [Электронный ресурс] — Документ предоставлен Консультант Плюс. Режим доступа. URL:www.consultant.ru (дата обращения: 10. 04. 2017).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) [Электронный ресурс] — Документ предоставлен Консультант Плюс. Режим доступа. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10. 04. 2017).
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ[Электронный ресурс] — Документ предоставлен Консультант Плюс. Режим доступа. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10. 04. 2017).
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс] «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс» Плюс. Режим доступа. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10. 04. 2017).
6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (с изм. Ред. 11 декабря 2015 г.) // Доступ из СПС «Консультант Плюс» Плюс. Режим доступа. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10. 04. 2017).
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс] «О страховых пенсиях» // Доступ из СПС «Консультант Плюс» Плюс. Режим (дата обращения: 10. 04. 2017).
8. Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 258-ФЗ [Электронный ресурс] «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи (с изм. Ред. 11 декабря 2015 г.) // Доступ из СПС «Консультант Плюс» режим доступа. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10. 04. 2017).
9. Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» [Текст] // Соц. защита. — 2012. — N 5. — С.1-15; N 6. — С.1-15.
II.Монографии, учебники, учебные пособия
10.Социальное право России[Текст]: Сборник материалов и документов. /Под ред. Шведуна И.А. М.: Пресс, 2011. – 364 с.
III.Статьи из периодической печати
11.Автономов И. Пенсионная реформа: какой она видится и как она идет[Текст]/И. Автономов // Эксперт. 2012. № 7. – С. 26-31.
12. Азарова Е. Страховая и накопительная пенсии[Текст]/Е. Азарова // Хоз. и право. — 2014. — N 6. — С.40-54.
13.Артеменко Т.А. История возникновения права социального обеспечения в России[Текст]/Т.А. Артеменко // История государства и права. — 2008. — N 6. — С.39-43.
14.Артемов И. А. Негосударственные пенсионные фонды: прошлое и будущее[Текст]/И.А. Артемов. // Вопросы экономики. 2011. № 6. – С. 14 -25.
15. Анохин П. Спасут ли пенсионеры бюджет страны? [Текст]/П. Анохин // Рос. Федерация сегодня. — 2015. — N 19. — C.25-27.
16.Айзинова И.М. Эволюция пенсионного обеспечения[Текст]/И.М. Айзинова // Пробл. прогнозирования. — 2010. — N 5. — С.68-83.
17.Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения на современном этапе[Текст]/О.П. Бамчага // «Черные дыры» в рос. законодательстве. — 2011. — N 5. — С.23-25.
18.Белова Е. Трудовая или государственная? [Текст]/Е. Белова // Соц. защита. — 2015. — N 3. — С.88-91.
19.Белякин В. Досрочная пенсия после проведения СОУТ[Текст]/В. Белякин // Охрана труда и соц. страхование. — 2015. — N 5. — С.72-76.
20.Буянова М.О. Право социального обеспечения[Текст]: учеб. пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. — 814с.
21.Габдулхаков Р.Р. Зачем нужны общероссийские неправительственные пенсионные фонды? [Текст]/Р.Р. Габлхаков // ЭКО. — 2015. — N 8. — С.137-150.
22.Глушенкова М. Пенсионный спекулятор[Текст]/М. Глушенкова // Коммерсантъ-Деньги. — 2013. — N 46. — С.12-15.
23.Гусева Т.С. Развитие российской системы негосударственных пенсионных фондов[Текст]/ Т.С. Гусева// Права человека. — 2014. — N 8. — С.21-30.
24.Гурвич Е. Принципы новой пенсионной реформы[Текст]/Е. Гурвич // Вопросы экономики. — 2014. — N 4. — С.4-31.
25.Дементьев Н.П. Пенсионная система в современной России: перманентное реформирование и неопределенность[Текст]/И. Дементьев // ЭКО. — 2015. — N 11. — С.153-168.
26.Еремеева В. Какие изменения грядут в системе пенсионного обеспечения[Текст]/В. Еремеева // Человек и труд. 2015.№ 7. С. 11 – 23.
27.Збышко Б. Нововведения в пенсионном обеспечении[Текст]/Б. Збышко// Охрана труда и соц. страхование. — 2012. — N 1. — С.3-6.
28.Клочков П. На паритетных началах[Текст] / Павел Клочков, Лора Вульф // Соц. защита. — 2005. — N 5. — С.24-28.
29. Куртин А.В. Социально-экономические проблемы развития пенсионной системы России[Текст]/А.В. Куркин // Уровень жизни населения регионов России. — 2012. — N 3. — С.3-7.
30.Лампси А. Песнь пенсий[Текст] / Алексей Лампси, Дмитрий Ладыгин // Коммерсантъ-Деньги. — 2015. — N 4. — С.46-47.
31.Лесниченко Е.Н. Основные аспекты зарождения и развития негосударственного пенсионного обеспечения[Текст]/ Е.Н.Лесниченко, Е.С.Терехова // Страховое дело. — 2012. — N 9. — С.59-64.
32. Минаев С. Цена пенсионера[Текст]/С. Минаев // Коммерсантъ-Власть. — 2015. — N 43. — С.20-22.
33.Павлюченко В.Г. Новые условия пенсионного обеспечения и порядок исчисления страховой пенсии с 2015 г[Текст]/В.Г. Павлюченко // Уровень жизни населения регионов России. — 2014. — N 3. — С.115-122.
34.Пенюгалова Л.А. Оценка состояния пенсионной системы Российской Федерации[Текст]/Л.А. Пенгалова // Страховое дело. — 2014. — N 3. — С.8-12.
35.Починок А. Пенсии новые и старые[Текст]/А. Починок // Экономика и жизнь. 2012. № 5. С. 23-31.
36.Родионова М. А. Пенсионная реформа в России: новые пути[Текст]/М.А. Родионова // Вопросы экономики. 2013. № 2.- С. 17 -28.
37.Туманянц К.А. Направления оптимизации российской модели пенсионного обеспечения в контексте теории экономических интересов[Текст] / К.А.Туманянц, Г.В.Тимофеева, Ю.В.Тимофеев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. — N 44. — С.2-11
38.Фомин А.А. Исторические этапы развития социального законодательства в России (конец XIX-XX в.) [Текст]/А.А. Фомин // История государства и права. — 2006. — N 3. — С.29-32.
39.Хорос В.Г. Российская социальная работа: Общие подходы[Текст]/В.Г. Хорос //Молодой ученый. 2012. №11. С. 25-38.
IV.Интернет – ресурсы
40.Официальный сайт Правительства Российской Федерации [электронный ресурс] Режим доступа. URL: >41.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [электронный ресурс] Режим доступа. URL: ru/(дата обращения: 22. 04. 2017).
42.Официальный сайт Федеральной налоговой службы [электронный ресурс] Режим доступа. URL: >43.Официальный сайт. Банк России[электронный ресурс] Режим доступа. URL: statistics/?PrtId=pdko(дата обращения: 22. 04. 2017).
44.Основные показатели деятельности НПФ [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: ru /contributors/polled _investment/npf /reports(дата обращения: 22. 04. 2017).
45.Мировая экономика[электронный ресурс] // Режим доступа. URL: stat.php(дата обращения: 22. 04. 2017).
46.Экономика Российской Федерации: статистический отчет [электронный ресурс] Режим доступа. URL: governmentactivity/ antikrizismeriprf/5431178.htm(дата обращения: 22. 04. 2017).
47.Центр экономической коньютктуры[электронный ресурс]- Режим доступа. URL: graph/gdprus.htm(дата обращения: 22. 04. 2017).
48.Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации [электронный ресурс] Режим доступа. URL: /www.pfrf.ru(дата обращения: 22. 04. 2017).