Содержание
Введение3
Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода6
Глава II. Общественный строй. Общая характеристика9
Глава III. Правовое положение дворянства12
Глава IV. Правовое положение духовенства15
Глава V. Правовое положение горожан.17
Глава VI. Правовое положение крестьян19
Заключение22
Литература23
Выдержка из текста работы
Армия играла большую роль в социально- политическом развитии Российской империи. В рамках своих постоянных связей с гражданским населением армия прямо и косвенно влияла на формирование системы ценностей и верований, политических представлений и поведенческих стереотипов различных сегментов общества.
По линиям призывной системы армия вбирала в себя массы гражданских лиц и по истечении определенного срока возвращала обществу преобразованный ею "человеческий материал", который обогащал социально- бытовой уклад новыми знаниями и навыками. При рекрутской повинности, когда действовали сверх — длительные сроки службы и взятый в армию воин редко возвращался после демобилизации на свою малую родину, поле, на котором происходило взаимное оплодотворение военного и гражданского социумов, также было весьма широким. Множественные пересечения армии с ячейками гражданского общества возникали по маршрутам движения и в точках дислокации воинских частей, на путях исполнения административных и фискальных обязанностей воинских чинов. Каналом военного воздействия на гражданскую сферу являлись трудовые повинности, выполнявшиеся податным населением в пользу армии. Даже короткие и эпизодические контакты не проходили бесследно, а длительные и интенсивные вызывали известные ответвления и отклонения в ходе естественной эволюции гражданских сообществ.
Политическое участие армии в большом и многосоставном государстве неизбежно простиралось и на область отношений центра с периферией. Выдвинутая по воле Петра I на передовые рубежи имперского строительства, российская армия на протяжении всего последующего периода развития служила орудием приобретения новых территорий и инструментом встраивания населяющих их народов в систему имперской государственности. Военнослужащие армии выступали в амплуа колонизаторов, администраторов, арбитров, культурного десанта по отношению к отсталым этносам окраин. Положение военных администраторов на территории культурно продвинутых окраин было более сложным: оно требовало умения вести диалог с представителями высоко организованных и далеко не всегда дружественных национальных элит, а процесс наведения мостов с некоторыми разрядами местных контрагентов отнюдь не всегда протекал гладко. Однако и при этих условиях имперская конструкция России составляла незыблемую аксиому для военного сообщества. До конца старого порядка армия была носительницей имперской системы ценностей и проявляла повышенную чуткость к вызовам имперской целостности в эпоху политического пробуждения наций. Поиски путей преодоления нарастающей диссоциации в теле империи, переоформления оснований содружества наций волновали умы лучших представителей военного "сословия", в особенности тех, кто был непосредственно причастен к административному менеджменту в национальных регионах.
Вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы "правовой статус армии в российской империи".
Объектом курсовой работы является армия в российской империи.
Предметом курсовой работы является изучение правового статуса армии в российской империи.
Хронологические рамки исследования обусловлены временем становления и деятельности армии Российской Империи. Точкой отсчета являются стрелецкие мятежи, давшие мощный толчок формированию регулярной армии Петра I и косвенно повлиявшие на оформление ее стандартов взаимодействия с властью и обществом. А конечным рубежом — так называемый "корниловский мятеж", который подвел собой итоговую черту под историей Российской империи и открыл дорогу для радикальной смены политической элиты и оформления нового общественно — политического строя.
Целью курсовой работы является изучение и анализ правового статуса армии в российской империи посредством имеющейся литературы.
Главная целевая установка реализуется через решение следующих задач:
.охарактеризовать правовую систему Российской империи;
.выделить этапы развития армии в Российской империи;
.рассмотреть законодательство Российской империи первой половины XIX в., определяющее правовой статус армии;
.рассмотреть правовой статус военнослужащего армии Российской империи конца XIX в-начала XX в.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения о армии в Российской империи
.1Правовая система Российской империи
Российская империя представляла собой государство, существовавшее в период с 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году. Империя была провозглашена по итогам Великой Северной войны русским царём Петром I Великим. Столицей Российской империи был сначала Санкт-Петербург в 1713-1728 годах, потом Москва в 1728-1730 годах, затем снова Санкт-Петербург в 1730-1917 годах (в 1914 город был переименован в Петроград). Российская империя была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Монгольской и Британской империй) — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года. 1 (14) сентября 1917 года Россия была официально провозглашена республикой. Однако законодательный орган империи — Государственная Дума была распущена лишь 6 (19) октября того же года.
Вплоть до начала 1917 года Россия считалась самодержавной монархией (хотя с 1905 года власть монарха была в той или иной степени ограничена избираемой населением Государственной Думой).
Источниками права Российской империи были:
Указы и манифесты императора и утверждённые ими документы (уложения, положения, уставы и т. п.)
Утверждённые императором мнения Государственного совета и журналы Комитета министров
С 1906 г. — законы, одобренные Государственной Думой и Государственным Советом.
С 1832 г. все вышеуказанные законодательные акты включались в Свод законов Российской империи. Его первым разделом были Основные государственные законы Российской империи, которые были принципиально изменены в 1906 г.
Также источником права были правовые обычаи (преимущественно в сфере крестьянского хозяйства).
Помимо этого на национальных окраинах империи действовал ряд местных законов:
В Царстве Польском действовали гражданский и торговый кодексы Наполеона, принятые в Герцогстве Варшавском в 1808 и 1809 годах.
В Великом княжестве Финляндском действовало Общее Уложение Шведского Королевства, утверждённое в 1763 г.
В западных губерниях (бывших землях Речи Посполитой) до 1840 г. (в Могилевской и Витебской губерниях — до 1831 г.) действовали Литовский Статут, Вислицкий статут 1374 г, статуты Вартские, Владислава Ягеллы (1423), Пиотрковские и Корчинские, принятые при Казимире IV (1447 и 1465), Нешавские и Опокские (1454), дополненные при Иоанне Альберте (1496), статуты Сигизмунда (1507-1543), сеймовые конституции, мазовецкие изъятия (сборник 1576 года), прусская корректура (собрание норм, распространявшихся на Западную Пруссию, отошедшую к Польше по Торнскому договору 1466 г., утверждённая на сейме 1598 года), магдебургское право.
В Эстонии и Латвии действовало остзейское гражданское право, включавшее германское право (императорские постановления, Саксонское зерцало и Libri feudorum), шведское земское и городовое уложения и различные нормы феодального и городского права. В 1865 г. вступил в силу Остзейский свод.
В Бессарабии действовали Соборная грамота Александра Маврокордато, утверждённая в 1785 г., Шестикнижие Арменопула (сборник, автором которого был Константин Арменопул (1320-1382), византийский юрист, бывший судьей в Фессалониках) и "Краткое собрание законов" Андронаки Донича, изданное в 1814 г. (краткое изложение начал римского права с основными изменениями, внесёнными из местных молдавских обычаев).
.2 Этапы развития армии в Российской империи
Греков А. определял понятие армии, как слагаемое из трех составных данных — во-первых, армия есть сила, во-вторых, сила вооруженная и, в-третьих, сила государства, физическая мощь государственного организма. Для того, чтобы установить содержание всех этих данных, является необходимым изучить армии с двух точек зрения, — как социальное образование и как государственное учреждение.
Действительно, в качестве силы армия представляет собой особо организованное массовое единство, особую общественную группу со своим собственным связующим принципом. Как сила государства — она есть орган этого последнего, его создание, живущее лишь в нем и для него.
Сравнивая армию с живым организмом, генерал-лейтенант А.Ф. Редигер характеризовал ее как весьма сложное образование, состоящее из массы различных частей и выполняющее различные функции.
Армия допетровского Московского государства представляла собой феодальное ополчение (поместная конница), и служилых людей — стрельцов, в мирное время занимавшихся ремёслами и торговлей. Столкновение с регулярными армиями европейских держав показали неэффективность подобной организации; Московское государство начинает организовывать так называемые"полки иноземного строя" по образцу тех европейских армий, с которыми ему приходилось воевать. При царе Алексее, отце Петра, их численность доходит до половины всех войск.
Вооруженные силы Российской империи, как регулярная армия были основаны императором Петром I, и комплектовались на основе рекрутской повинности. Срок службы первоначально был пожизненным. Новая система убедительно показала свою эффективность победой над Швецией в Северной войне 1700-1721, и в русско-турецких войнах XVIII века. Победы российского оружия позволили существенно отодвинуть границы империи, завоевать выход сначала к Балтийскому, а затем и к Чёрному морям.
В 1793 году срок службы сокращён до 25 лет, в XIX веке также несколько раз сокращался, к моменту введения всеобщей воинской повинности дойдя до 7 лет.
С 1810 года начался эксперимент по организации военных поселений, целью которых было сокращение расходов на содержание армии. В 1857 году эти поселения были окончательно распущены, ввиду экономической неэффективности и ряда бунтов. Примером может служить Холерный бунт 1831 года, когда карантины и окуривание заражённых домов и имущества вызвало слухи о том, что правительство якобы "рассыпает яд".
Серьёзным поражением России стала Крымская война 1853-1856, показавшая накопившуюся техническую отсталость армии и неэффективность её организации. Поражение в этой войне прямо подтолкнуло принятие военных реформ 1862-1874 года. В целом реформы сводились к замене "рекрутчины" на всеобщую воинскую повинность, перевооружение армии (в том числе переход на нарезные ружья), реорганизацию военного управления, улучшение боевой подготовки войск, улучшение системы подготовки офицеров.
К 1865 году вся пехота была вооружена новыми нарезными винтовками, с 1860 года в России организовано производство нарезных артиллерийских орудий.
С 1874 рекрутская повинность заменена манифестом императора Александра II на всеобщую воинскую повинность (см. также Военная реформа Александра II), со сроком службы в 6 лет, и с призывным возрастом в 21 год. Призыву не подлежало "инородческое" население Кавказа и восточных национальных окраин. В целом за счёт системы льгот призыву подлежало только около 30 % мужчин. Льготы могли распространяться на: единственного сына, брата круглых сирот, священнослужителей, врачей и др. Предоставлялась льгота по образованию в виде отсрочки на время обучения, в мирное время допускался откуп от службы с зачислением в ополчение.
Кроме того, в особом порядке призывалось население Великого княжества Финляндского, и казаки.
На момент начала военных реформ 1862-1874 годов до 70 % офицеров не имели вообще никакого военного образования. В систему подготовки офицеров были внесены существенные изменения, в частности, организованы юнкерские училища, основана Военно-Юридическая академия. К 1877 году было основано 17 юнкерских училищ численностью 4755 человек. Это позволило закрыть потребность армии в кадрах, и прекратить приём в офицеры дворян, не имевших образования.
В рамках военной реформы в 1863 году отменяется такая форма наказаний, как прогнание через строй. В 1867 также проводится реформа военно-судебной системы, которая ввела открытый суд, построенный на состязательных началах.
В XIX — начале XX веков был предпринят ряд попыток распространить воинскую повинность и на "инородческое" население на общих основаниях. Император Николай I в 1827 году распространил рекрутскую повинность на евреев (см. также Кантонисты), призывавшихся в 12 лет (христиане — в 18 лет) с квотой десять рекрутов на тысячу мужчин (для христиан — семь на тысячу).
Глава 2. Правовой статус армии в Российской империи первой половины XIX в.
.1 Законодательство Российской империи первой половины XIX в., определяющее правовой статус армии
Важнейшие положения военного законодательства исследуемого периода были закреплены в многочисленных источниках права, весьма различных по своей форме, юридической силе и уровню разработки. Среди них:. Законы: 1. Именные высочайшие указы за подписью императора. 2. Высочайше утвержденные законопроекты, одобренные Государственным советом, или высочайше утвержденные мнения Государственного совета. З. Высочайше утвержденные постановления Военного совета.. Высочайшие повеления, имеющие силу во всех случаях, если они не противоречат законам: Указ (высочайшее повеление), а также высочайше утвержденные доклады военного министра и других лиц (начальников Главного штаба, начальников управлений и т.п.).. Административные распоряжения, имеющие силу лишь при условии соответствия законам: 1.Указы Правительствующего сената. 2. Постановления Военного совета. 3. Приказы военного министра и др.
Значительное место в системе военного права Российской империи занимал Свод военных постановлений как кодифицированный акт военного законодательства. Источниковой базой для его составления послужили Полное собрание законов, Собрание законов Российской империи и Собрание узаконений и распоряжений. Первый Свод военных постановлений был издан в царствование императора Николая I, а именно в 1839 г. В дальнейшем дважды составляли Свод военных постановлений — в 1859 и 1869 гг. Сравнивая Свод военных постановлений с источниковой базой современного военного законодательства, можно провести аналогию с "пакетом" законов РФ: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О материальной ответственности" и др. В перечисленных законах, как и в Своде военных постановлений, содержатся правовые нормы, которыми регулируются важнейшие вопросы в области строительства и деятельности Вооруженных Сил РФ. Но в отличие от российских законов, Свод военных постановлений более детально регламентировал жизнь и деятельность русской армии.
Значительное число законов, регулирующих воинские отношения, не вошло в Свод военных постановлений, они были опубликованы в Полном собрании законов. К таким правовым актам относятся именные высочайшие указы, повеления за собственноручной подписью императора, указы Правительствующего сената, постановления Военного совета и др. Примером также может служить Именной указ Правительствующему сенату об образовании Свода военных постановлений, Указ об утверждении Устава о воинской повинности и т. д. Эти указы и повеления мы можем сравнить с указами Президента РФ. Но если высочайшие указы и повеления императорской России относились к источникам права, которые имели юридическую силу закона, то указы главы государства Российской Федерации являются подзаконными актами.
Некоторые источники военного права осознанно не были введены в общий состав Свода военных постановлений. К таким источникам можно отнести воинские уставы, штатные положения, табели о размерах вещевого довольствия войскам.
Воинские уставы вооруженных сил Российской империи утверждались указами императора и регулировали боевое устройство и обучение войск, а также караульную службу. Они состояли из трех частей: 1) Устава о строевой службе, 2) Устава о полевой службе, 3) Устава о гарнизонной службе. Два первых Устава состояли из нескольких видов. Устав о строевой службе включал четыре главных вида: 1) Устав о строевой пехотной службе, 2) Устав о строевой кавалерийской службе, 3) 2 Устава о строевой артиллерийской службе — пешей и конной и 4) Строевые уставы, не относящиеся исключительно к одному роду оружия. Каждый из этих видов делился еще на части. Устав о полевой службе состоял из: 1) Устава о полевой пехотной службе; 2) Устава о полевой кавалерийской службе.
Штаты войск, то есть расписания, устанавливали число должностей, воинских званий, лошадей, полагающихся в каждой воинской части, военном управлении и учреждении. Расписания составляли особый Свод штатов. Табели (те же расписания) устанавливали размеры вещевого довольствия войск различными предметами.
С 1869 г. основным хронологическим изданием военного законодательства стал сборник "Приказы по военному ведомству". В каждом издании под соответствующим порядковым номером объявлялись не только приказы министра, но и любые другие акты, имевшие отношение к военной проблематике, отличавшиеся друг от друга по юридической силе. Приказы военного министра рассылались во все структурные нижестоящие подразделения, как в настоящее время приказы министра обороны Российской Федерации.
Второстепенные изменения в армии находили отражение в циркулярах отдельных департаментов и управлений Военного министерства.
В исследуемый период нормативного разграничения источников права на законы и подзаконные акты не было. Уяснению отличия правовых актов мешало и то, что император был одновременно высшим исполнительным и законодательным органом, издававшим акты как глава исполнительной и законодательной ветвей власти.
В 1825 г. М.М. Сперанский предложил составление Свода законов разделить на три разряда: 1) составление проекта "общего разделения законов"; 2) проведение по проекту "работ приуготовительных"; 3) проведение "работы окончательной", то есть составление непосредственно Свода законов. В основе разделения законов он использовал разработанный им подход к классификации законов. Все законы делились на государственные и гражданские. Государственные, в свою очередь, были подразделены на два рода. К первому принадлежали законы, определявшие право, которые устанавливали существо союза государственного и прав, от него происходящих. Государственные законы определяли существо прав и обязанностей государственных.
Государственные законы первого рода подразделялись на четыре вида. К первому виду относились законы, которые устанавливали "существо верховной самодержавной власти и порядок, коим она образуется в лице Самодержавном". По мнению Сперанского, законы первого вида являлись основными, так как служили основанием для остальных. Второй вид составляли законы, определявшие "состав установлений, образ и пределы их действия". "Они суть орудия, коими верховная власть располагает, вверяя им известную часть в известных пределах разные отдельные части управления". Третий вид — это законы "нравственные", которые "составляют силу повиновения", "личные", содержащие обязанности по службе (военной и гражданской), и "вещественные", регулирующие вопросы "…подати, пошлин и разных сборов". К четвертому виду относились законы, определявшие права и обязанности подданных.
Ко второму роду были отнесены: 1) законы предохранительные, или "Уставы благочиния"; 2) уголовные законы.
Гражданские законы первого рода подразделялись на три вида: "1) законы союзов семейственных; 2) общие законы об имуществах; 3) особенные законы об имуществах"[240]. Второй род тоже делился на три вида: "1) законы о порядке взысканий по делам бесспорным; 2) законы судопроизводства общего гражданского и особенные: межевого и торгового; 3) законы о мерах гражданских взыскании спорных".
При составлении Свода законов по предложению Сперанского в его состав не были включены военные законы, что и послужило одной из основных причин создания Свода военных постановлений. Военные законы разделялись "…сообразно с различием существенного характера на 3 группы: 1) воинско-уставную, в которой определяется боевое (тактическое) устройство и обучение войск, 2) военно-административную, определяющую внутреннее (административное) устройство, управление и хозяйство войск, и 3) военно-судную, исчисляющую случаи важных нарушений военнослужащими законов и следствия этих нарушений".
Началом составления Свода военных постановлений послужил представленный проект Свода военных узаконений генерал-майором Д.И. Ахшарумовым начальнику Штаба е.и.в. барону Дибичу. По предложению барона Дибича проект Свода был рассмотрен в Совете Военного министерства и поддержан к исполнению.
Составление Свода было поручено генерал-майору Д.И. Ахшарумову, который при содействии и под общим руководством М.М. Сперанского при II отделении собственной е.и.в. канцелярии к началу 1830 г. представил императору на рассмотрение 1-ю часть своего труда, а в 1835 г. — все книги Свода. В этом же году по соглашению мнений М.М. Сперанского и военного министра А.И. Чернышева и после высочайшего повеления Николая II для проверки Свода был учрежден в Военном министерстве особый комитет. В течение трех лет (1835-1838 гг.) общими усилиями комитета и редакции, возглавляемой Д.И. Ахшарумовым и под непосредственным руководством М.М. Сперанского и А.И. Чернышева проводилась проверка и обработка Свода военных постановлений.
июня 1839 г. высочайшим Манифестом императора Николая I было объявлено о выходе Свода военных постановлений под наименованием Свод 1838 г., а "…его применение повелено было начать с 1 января 1840 г.". Свод состоял из пяти частей, включавших 15 книг, в которых было 285 глав и 23128 статей.
В первой части Свода собраны воедино конституционные законы, которые устанавливали организационную структуру русской армии. В связи с этим первая часть имеет общий заголовок "Образование военных учреждений". Все законоположения, относящиеся к организации войска, разделены на несколько отделов соответственно важности тех учреждений, о которых в них шла речь. Каждый отдел составлял особую книгу. В первой книге содержались законы, которые устанавливали организацию центральных военных учреждений. Вторая книга содержала вопросы организации отдельных воинских частей, предназначенных для непосредственного ведения боя. В третьей книге были законы, регулировавшие вопросы обучения военному искусству офицеров и унтер-офицеров. В четвертой книге освещались вопросы организации учреждений, которые обеспечивали снабжение войск материальными средствами.
Вторая часть Свода военных постановлений именуется "Устав о службе по военному ведомству вообще". В эту часть включены законы, которые регулировали различные взаимоотношения между военнослужащими. Первая книга — "О прохождении службы по военному ведомству" — содержит законы, устанавливающие порядок прохождения службы. Во вторую книгу — "О наградах во время прохождения службы и при отставке" — вошли законы, определявшие различные служебные привилегии и поощрения.
В третьей части были собраны законы, определявшие внутреннюю жизнь армии. Она называлась "Наказ войскам". В нее включен целый ряд наставлений, инструкций и наказов, как воинские подразделения должны жить, учиться и действовать. В первой книге — "О внутреннем управлении войск" — помещены законы войскового быта. Во второй книге — "Устав о службе войск" — даны законы, определявшие различные обязанности воинских частей.
Четвертая часть Свода содержала законы, которые регулировали экономические отношения, возникавшие между армией и государством и между военнослужащими. Называется она "Устав хозяйственный". Первая книга — "О заготовлении снабжения" — содержит законы, регламентирующие приобретение материальных средств для снабжения войск. Во второй книге — "О хранении, свидетельстве и пересылке казенного имущества до отпуска иного" — изложены законы, устанавливавшие контроль за состоянием материальных средств, поступивших в распоряжение войск. Третья книга — "Об отпуске снабжения" — содержала законы, которые устанавливали порядок распределения имущества, принадлежавшего войскам и воинским подразделениям. В четвертой книге — "О хозяйстве войск" — помещены законы, регулировавшие вопросы использования должностными лицами воинских подразделений материальных средств, поступавших в их личное распоряжение. Пятая книга — "О ведении счетов и ревизии их, о казенных взысканиях и претензиях" — включала законы об ответственности должностных лиц перед государством за законное использование имущества, выделенного подразделениям для их существования.
Завершающая, пятая часть Свода содержала законы, которыми обеспечивался порядок в воинских подразделениях. Она носит название "Устав военно-уголовный". В первой книге — "О преступлениях и наказаниях" — даны законы о возможных случаях нарушения воинской дисциплины и о наказании виновных. Во второй книге — "О военном суде" — собраны законы, регулирующие порядок осуществления воинского правосудия.
Свод 1838 г., объединивший в себе только право прежних времен, создавал проблемы дополнения его вновь появляющимися законодательными актами, согласования его с новыми формами армейской жизни. Поэтому с появлением новых законодательных актов возник вопрос согласования отживших постановлений Свода с новыми формами жизни. "Средством к удовлетворению этой потребности могло быть только систематическое издание, по возможности ежегодно, особой книги, в которой должны были быть помещены все законоположения, опубликованные в истекший период времени, с указанием, как относятся они к действующему Своду, т. е. какие статьи вводятся вновь, какие статьи Свода отменяются или изменяются".
Таким образом, возникла необходимость переиздания Свода.
В утвержденном 24 июня 1867 г. докладе Главного военно-кодификационного комитета был принят последний вариант кодификации: была установлена новая система Свода, которая предусматривала введение в него новых Положений в виде отдельных особых книг. Новая программа Свода была окончательно утверждена в январе 1869 г.
В структурном плане Свод военных постановлений 1869 г. разделялся на 6 частей: 1 — Военные управления; 2 — Войска регулярные; 3 — Войска иррегулярные; 4 — Военные заведения; 5 — Военное хозяйство; 6 — Уставы военно-уголовные. Каждая из частей объединяла в своем составе несколько книг, общее число которых составило 24.
Анализ структуры военного законодательства исследуемого периода позволяет определить, какие вопросы из широкой сферы военных правоотношений и каким образом были урегулированы в законодательстве, а также выработать предложения по совершенствованию системы военного законодательства Российской Федерации. Как уже указывалось, Свод военных постановлений подразделялся на шесть частей. Часть первая именовалась "Военные управления" и включала в себя в зависимости от года издания три или четыре книги. Книга первая — "Военное министерство: особые управления, к составу министерства принадлежащие, и комитет о раненых"; книга вторая — "Военно-окружные управления"; книга третья — "Местные военные управления"; книга четвертая — "Полевое управление войск в военное время".
Таким образом, первая часть Свода содержала в себе в кодифицированном виде законодательство об управлении вооруженными силами. Книга первая включала законодательство о высшем и центральном уровнях управления вооруженными силами: о компетенции главнокомандующего — императора, военного министра и подчиненного ему министерства и других центральных органов военного управления. Книга вторая регулировала деятельность среднего уровня управления вооруженными силами — командующих войсками военных округов с подчиненными им управлениями, а также их взаимодействие как с центральными и высшими, так и с нижестоящими органами военного управления. В книге третьей содержались вопросы о деятельности местных органов военного управления, их компетенции в мирное и военное время, а также порядок взаимодействия с управлением военных округов и органами строевого управления. Книга четвертая регламентировала порядок, сроки преобразования органов управления вооруженными силами мирного времени в случае начала войны или боевых действий.
Вторая часть Свода военных постановлений 1869 г. именовалась "Войска регулярные" и включала четыре книги, от пятого до восьмого номера включительно. Книга пятая "Устройство и состав войск и их управлений" содержала нормативный материал, регулировавший организацию объединений, соединений, частей, одним словом, войсковых подразделений, а также порядок управления ими. Шестая книга Свода имела название "Комплектование войск". В ней содержались нормативные элементы системы комплектования вооруженных сил личным составом. Она более подробно регламентировала комплектование различными категориями военнослужащих, в ней досконально излагались обязанности значительного числа должностных лиц при производстве призыва на военную службу.
Сравнивая ныне действующие нормативно-правовые акты с шестой книгой, можно заметить, что в настоящее время ей соответствуют не только Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе", но и ряд нормативных актов, изданных министром обороны РФ, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил России и другими должностными лицами.
Книга седьмая "Прохождение службы по военному ведомству" регламентировала вопросы прохождения военной службы всеми категориями военнослужащих. Книга восьмая "Награды, пенсии, пособия и призрение чинов военного ведомства" содержала законодательный материал о наградах, пособиях военнослужащим, вообще обо всех видах льгот и пенсий военнослужащим и их семьям по различным основаниям. Нормативный материал, объединенный в части второй Свода, можно отнести к наиболее часто подвергавшемуся изменениям.
Часть третья Свода называлась "Войска иррегулярные" и объединяла три книги, с девятой по одиннадцатую включительно. Книга девятая — "Устройство и состав казачьих войск и их управлений"; книга десятая — "Служба в казачьих войсках"; книга одиннадцатая — "Хозяйство казачьих войск". Эти три книги включали законодательство о специфических войсках российской армии. Одновременно с основной частью армии существовала большая по своей численности другая ее часть, которая была представлена казачьими войсками. Организация частей и соединений, порядок их комплектования, прохождения военной службы и ряд других моментов службы казаков коренным образом отличались от остальной армии. Административно-территориальные единицы, где проживали казаки, подчинялись Военному министерству, а на местах — военным должностным лицам, что также позволяло выделять законодательство о казаках в особую часть Свода.
Четвертая часть Свода военных постановлений 1869 г. называлась "Военные заведения" и состояла из шести книг: книга двенадцатая — "Заведения интендантские"; книга тринадцатая — "Заведения артиллерийские"; книга четырнадцатая — "Заведения инженерные"; книга пятнадцатая — "Заведения военно-учебные"; книга шестнадцатая — "Заведения военно-врачебные"; книга семнадцатая — "Заведения военно-тюремные". Эта часть Свода включала законодательство о специфических частях, в обязанность которых входило обеспечение функционирования вооруженных сил. Здесь также были сведения об организации таких частей, их деятельности и управлении ими.
Пятая часть Свода называлась "Военное хозяйство". Она состояла из следующих книг: восемнадцатой — "Заготовления и постройки по военному ведомству"; девятнадцатой — "Довольствие войск"; двадцатой — "Внутреннее хозяйство частей войск" и двадцать первой — "Отчетность по военному ведомству. Казенные взыскания и претензии".
Часть шестая "Военно-уголовные уставы" состояла из трех книг (двадцать вторая — "Воинский устав о наказаниях", двадцать третья — "Устав дисциплинарный" и двадцать четвертая — "Устав военно-судебный"). Эта часть кодифицировала законодательство о юридической ответственности военнослужащих, а также уголовно-процессуальное законодательство.
Если сравнить систему Свода 1869 г. с системой Свода 1838 г., то можно заметить, что в Своде 1838 г. каждая часть охватывала известную область военного права исчерпывающим образом. Конституционные нормы помещались только в одной I части; нормы хозяйственные — только в IV части; нормы о порядке службы — только во II части и т. д. Все это — результат того, что Свод 1838 г. представлял собой строго научную систему. В Своде же 1869 г. нормы одного и того же характера размещены почти по всему Своду. Например, нормы конституционные были даны в 4 частях: в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й; нормы о службе — в 2 частях: 2-й и 3-й; нормы хозяйственные — в 3-х частях: 3-й, 4-й и 5-й и т. д. При этом и распределение законоположений по отдельным книгам было совершенно случайным. Например, военно-окружные управления и местные управления принадлежат по существу к одной и той же группе территориальных управлений, а между тем они размещены по разным книгам, особые высшие установления, вовсе не входящие в состав Военного министерства, помещены в книге о центральном военном управлении.
Таким образом, военное законодательство России в первой половине XIX в. представляло собой систему нормативно-правовых актов, имевших юридическую силу закона, издававшихся под непосредственным надзором главы государства и совместно со специальными совещательными органами военного управления. Все военное законодательство Российской империи было кодифицировано в едином Своде военных постановлений, который был законом прямого действия.
.2 Правовой статус военнослужащих в армии российской империи конца XIX — начала XX века.
В отечественной военно-правовой литературе долгое время господствовал тезис о политическом и гражданском полноправии военнослужащих, несмотря на то, что ряд российских ученых ХIХ-ХХ столетий, таких как А.М. Добровольский, А.Д. Градовский, А.Н. Греков, ссылаясь на специфику военной организации, на особое положение армии в механизме государства, ее функции, утверждали, что общепризнанные правовые начала и принципы правового положения гражданина не могут в полной мере найти применение в армии и должны быть ограничены. Так профессор Александровской военно-юридической академии А.М. Добровольский в своей книге "Особенности положения военнослужащих в области публичного права" писал, что правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, чем у других граждан. На это положение оказывает воздействие природа военной службы.
Определяющим моментом здесь являются:
особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы;
особенность взаимных отношений и составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченностью армии и проникновению ее единым духом;
существо военной службы, как службы государственной.
Добровольский убедительно доказывает, что особенность положения военнослужащих в области публичного права может заключаться и в том, что в известных случаях нормы общего права в отношении их не получают применения или же для них (военнослужащих), в силу особенностей их служебного положения, создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае права последних могут подвергаться ограничениям или же, наоборот, военнослужащие в этом отношении могут быть поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими гражданами.
Точку зрения Добровольского поддерживали А.Д. Градовский, А.Н.Греков и другие российские ученые.
Так по российскому военному законодательству конца XIX — начала XX веков военнослужащим российской армии было запрещено входить в состав и принимать участие в каких бы то ни было союзах, группах, организациях, партиях и т.д., образуемых с политической целью, присутствовать на различного рода политических собраниях, печатать без разрешения и предварительной цензуры начальства литературные произведения. По избирательным законам Российской Империи все военнослужащие были лишены активного и пассивного избирательного права.
В отношении ограничений военнослужащих в области публичного права Добровольский отмечал, что военно-служебные отношения, налагая на военнослужащих военно-служебные обязанности, вместе с тем представляют им некоторые субъективные права, вытекающие из служебного положения, такие, как:
право на защиту чести и достоинства личности при исполнении обязанностей военной службы;
право на содержание;
право на возмещение расходов, производимых в интересах службы;
право на почетные преимущества: награждение деньгами; награждение землями; награждение подарками.
Таким образом, была сделана первая попытка сбалансировать права и обязанности военнослужащих. Установление для военнослужащих определенных льгот и привилегий сообразовывается с тем обстоятельством, что в силу их служебного положения осуществление принадлежащих им гражданских прав является затруднительным или фактически невозможным. Поскольку в этих случаях нормы общего права не могут быть применимы, то для возможности осуществления военнослужащими своих гражданских прав государство было призвано создать для них специальный закон, в котором кроме ограничений присутствовали бы и соответствующие привилегии.
А теперь обратимся к особенностям правового положения военнослужащих русской армии.
Необходимо сказать, что армия в Российской империи по своей природе, по выполняемым функциям, в обществе и государстве традиционно относилась к числу социальных групп и социальных институтов, положение и престиж которых были очень высокими. И это было совершенно естественно, так как ни общество, ни государство не могли допустить иного, не ставя под угрозу само свое существование. В этой связи можно вспомнить известное изречение Наполеона: "Если народ не хочет кормить свою армию — он будет кормить чужую". И поскольку на протяжении столетий существование государств зависело, главным образом от боеспособности их вооруженных сил, то последние концентрировали в себе все лучшее, что было в обществе. Наибольший же рост авторитета Вооруженных Сил в нашем Отечестве приходился на периоды взлета славы русского оружия.
Отношение к офицеру (как наиболее характерному представителю военных) и его положение в обществе зависит от многих факторов и обуславливается как специфическими чертами общества, так и некоторыми особенностями жизни и деятельности в условиях вооруженной организации. Анализ отечественного опыта в рамках рассматриваемого вопроса позволяет глубже разобраться в проблеме снижения авторитета и престижа статуса российского офицера, российской армии и воинской службы в целом.
В дореволюционной России профессия офицера была одной из самых уважаемых и социально значимых. Ее престиж обеспечивался, прежде всего, особым положением воина, его социальной защищенностью. Законодательно обязанности, права и привилегии офицеров российской армии были впервые закреплены в период царствования Петра I. Его знаменитый акт "Табель о рангах" четко определил место офицера в иерархии не только военной, но и гражданской службы. Интересно, что данным законом военные чины объявлялись выше соответствующих гражданских и даже придворных чинов.
Высокий статус офицера в русском обществе XVIII — XIX веков был явно не случаен: он был закономерно подготовлен бытовавшим с раннего средневековья на Руси отношением к воинской службе. Носить оружие и быть воином считалось благородным, и занятие это из поколения в поколение давало основание считать свой род благородным. На протяжении полутора столетий офицерство в России не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было его наиболее привилегированной частью. Офицеры, как профессиональная группа, в социальном плане стояли выше любой другой социально-профессиональной группы населения страны. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе того времени. И нет ничего случайного в том, что именно этот период ознаменован самыми славными победами русского оружия, именно за это время Россия раздвинула свои границы в Европе предельно далеко, именно в то время она была сильнейшей державой мира, занимая в нем такое положение, какое не занимала никогда ни в прошлом, ни в будущем. Можно сказать, что вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были "золотым веком" русской государственности. Однако в конце XIX века статус военнослужащего претерпел значительные изменения и существенно понизился.
Здесь необходимо привести один исторический факт: "так, в период царствования Александра III… офицеры, не желая влачить нищенское существование, расставались с армией. Лишь в 1885 году их некомплект составлял примерно 17 тысяч. Оставшимся же запрещали заниматься, говоря сегодняшним языком, предпринимательством". В то время во властных структурах нашелся влиятельный сановник, воспринявший нужды людей государственных как свои собственные. Это был обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, который и направил Императору письмо со своими мыслями о незаконной практике совмещения высокопоставленными чиновниками должностных обязанностей с занятием коммерцией. Предлагая запрет в отношении титулованных особ, обер-прокурор высказал сомнение в целесообразности распространения его на войсковых офицеров. В результате, Император внял просьбе обер-прокурора и позволил офицерам дополнительный заработок, а заодно повысил им жалование.
Однако, финансовое положение офицера в начале XX столетия не было столь высоким, как его пытаются показать в настоящее время: так, дороговизна формы стояла в разительном противоречии к финансовым возможностям офицера. Конечно, денежное содержание старшего офицера существенно отличается от его современника, но младшие офицеры и в царское время получали невысокое содержание и довольствие. Достаточно привести следующие примеры. Мундир стоил 65 рублей (в коннице — дороже), китель 25 рублей, сапоги 20 рублей. Между тем жалование подпоручика равнялось 70 рублям; поручик получал 80 рублей, штабс-капитан — 90 рублей; капитан -105 рублей; сверх того выплачивались "квартирные", размер которых определялся "разрядом" города, где стоял полк: по 1 разряду — 25 рублей (Петербург), по IX разряду — 8 рублей (захолустные городишки), в Киеве, Одессе квартирные равнялись 22 рублям 69 копейкам. Квартирных не полагалось, если офицер получал жилье при казарме.
Некоторым должностям были присвоены "столовые": адъютанту 8 рублей, командиру роты 30 рублей, а штаб-офицерам от 55 до 150 рублей в месяц. Небольшие "столовые" получали и начальники команд разведчиков и службы связи. Жалование капитана — офицера с 20-30 годами службы — равнялось 140-150 рублям (для пояснения этих цифр надо указать, что в те времена в таких городах, как Киев, Одесса, Харьков квартира в 3-4 комнаты стоила 30-50 рублей, иждивение одного едока в семье -15 рублей в месяц).
Во время пребывания в лагерях выплачивались "лагерные". Ежегодно выдавалось несколько рублей в качестве "дровяных" и "осветительных". Полагались "фуражные" тем, кто обязан был иметь собственного коня. Единственным ощутительным добавлением к скромному жалованию военнослужащего была надбавка, которая выплачивалась служившим в Туркестане, Забайкалье, Амурской и Тургайской областях, по прохождении более 10 лет в этих местах, офицер сохранял эту прибавку до конца своей службы. В военно-учебных заведениях офицеры получали лекционное вознаграждение.
Денежное довольствие выдавалось офицеру не полностью: было немало обязательных вычетов — в пенсионный и эмеретурный капиталы (т.е. в казну), в заемный капитал офицеров полка, в полковое собрание на его содержание и на библиотеку при нем, а также в особый фонд для приобретения офицерского походного снаряжения. Были еще вычеты, которые ни закон, ни приказ не делали обязательными, но совершенно неизбежные: обычай требовал, чтобы каждому сослуживцу при его переводе или отставке делали небольшой подарок на память о совместной службе и провожали его обедом или ужином; принято было обедом или ужином отмечать войсковые торжества (например, полковые батарейные праздники). Связанные с этим расходы раскладывались на всех офицеров части и несколько отягчали офицерский бюджет. В больших городах, а в столицах особенно, офицерскому собранию приходилось тратиться на представительство — на угощение высоких гостей, посещающих полк, и иностранные военные делегации. В Петербургской гвардии эти расходы были так велики, что равнялись офицерскому жалованию. В армейских частях в больших городах обязательные вычеты достигали 10-15 рублей в месяц.
Офицеры были обязаны вести образ жизни, соответствовавший офицерскому достоинству. Это были требования негативного и позитивного характера: не ходить в рестораны II и III классов, не занимать в театрах (кроме Императорских) места далее 5 ряда кресел, не носить на улице пакетов с покупками (но оплачивать доставку их на дом); требовалось, чтобы офицер вращался в "обществе", то есть в среде лиц соответствующего общественного уровня, а это было связано с хождением в гости, с приемом гостей, с посещением балов, благотворительных базаров и т.д. В обычае было, чтобы офицер не скупился на раздачу "чаевых" при выполнении этих общественных светских обязанностей. Офицер должен был приехать к знакомым с визитом в наемной пролетке, но не прийти пешком. Эти нигде не закрепленные традиции поведения в гражданском обществе существовали и выполнялись военнослужащими.
Право на пенсию из государственной казны имели генералы, офицеры и их семьи. Размер пенсии исчислялся от окладов жалованья, столовых и добавочных денег. За выслугу 25 лет полагалось 50 процентов окладов; за каждый год, прослуженный сверх 25 лет, размер пенсии увеличивался на три процента (до 35 лет). Полная пенсия считалась за выслугу лет в размере 80 процентов окладов. Были установлены максимальные и минимальные размеры пенсий: 7000 руб. и 300 руб. в год. Оклады содержания при назначении пенсии определялись по последним перед увольнением чину или должности, а при выслуге в них менее двух лет — по предпоследнему.
Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет на пенсию, в том числе службы в действующей армии, дисциплинарных частях, отдаленных местностях, на должностях летчиков и учебно-воспитательного персонала, время командировок в районы, пораженные чумой. Наибольшее увеличение пенсионного стажа давала служба в Порт-Артуре во время осады крепости и нахождение в чумном районе, когда один месяц засчитывался за двенадцать.
При увольнении военнослужащих по болезни или ранению сокращался обязательный срок выслуги на пенсию, а инвалидам первой группы пенсия назначалась в размере полного годового оклада содержания. По особым правилам назначались пенсии летчикам, увольняемым в отставку по болезни: им полагалась пенсия при небольшом стаже военной службы.
Необходимо отметить немалые преимущества в пенсионном обеспечении военнослужащих, проходивших службу в отдаленных местностях. Они имели три вида льгот: увеличенный размер пенсии, назначение ее из "усиленного" оклада жалованья, льготное исчисление выслуги лет (два дня за три, три за четыре, четыре — за пять в зависимости от районов местности).
Были предусмотрены преимущества и ряду других лиц при назначении пенсий. Не военный министр, а лично царь назначал в повышенном размере пенсии министру, членам военного совета и Комитета о раненых, командующими войсками военных округов, корпусным командирам, начальникам главных управлений министерства и семьям всех этих лиц. Дополнительные ежемесячные выплаты, которые полагались награжденным Георгиевским крестом или медалью, прибавлялись к пенсии при ее назначении.
В Российской армии все было до мельчайших подробностей регламентировано уставами, а выполнение устава было строжайшей обязанностью. Дисциплина не была ни "палочной", ни "суровой", ни основанной на произволе — она была именно такою, какая необходима для организованной жизни в мирное и военное время, а в бою — для организованного самопожертвования военнослужащих. Устав не разрешал оставлять проступки, упущения по службе и преступления без взыскания, но и разрешал наказывать военнослужащих только соответственно вине и обстоятельств дела. Не было наказаний денежных, телесных или унижающих.
Никто — ни солдат, ни офицер — не мог жаловаться на строгость взыскания, но всякий имел право и возможность жаловаться на наложение незаслуженного или законом непредусмотренного наказания или же вообще на неудовлетворение его тем, что ему по закону полагалось (например: солдат по Георгиевскому Статуту заслужил Георгиевскую медаль, а ему не дали этой награды; смерть брата его делала единственным кормильцем семьи, а его почему-либо не отпускали с военной службы; пища была хуже, чем положено по интендантской раскладке и т.д.).
Было два способа для принесения жалобы — подача солдатом докладной записки, а офицером — рапорта непосредственному начальнику, который обязан был направить жалобу тому начальнику, который этот вопрос мог разрешить. Воспрещалась подача коллективных жалоб или жалоб за другого военнослужащего. Если жалоба содержала лживые сведения, то на военнослужащего налагалось взыскание. Обоснованная жалоба удовлетворялась командованием.
Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях рыцарской чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Блюстителем офицерской чести являлся в каждом полку Суд Чести.
Постановления суда чести нельзя было обжаловать: никакая власть и никакой суд не могли отменить или изменить их. Это право принадлежало лишь Верховному Главнокомандующему, но он им никогда не пользовался.
Суд Чести судил офицера за проступки и, найдя его виновным, мог потребовать его ухода из полка и даже ухода с военной службы.
Таким образом, уже в конце XIX начале XX века, как сложившиеся традиции в Русской армии, так и имеющиеся гарантии давали возможность военнослужащим, хотя и не полностью, реализовывать имеющиеся у них права и льготы. Российскими учеными начала XX столетия была предпринята первая попытка сбалансировать права и обязанности военнослужащих. Ведь по их мнению, установление для военнослужащих льгот, привилегий, главным образом имеет смысл тогда, когда в силу их служебного положения осуществление принадлежащих им гражданских прав является затруднительным или фактически невозможным. Это связано и с самими условиями прохождения службы, а, следовательно, необходим специальный закон, закрепляющий права и обязанности военнослужащих. По такому пути пошли Франция, Россия и другие государства, приняв специальные законы о статусе военнослужащих.
Заключение
Россия была провозглашена империей в 1721 г. после окончания Северной войны со Швецией. Но официальное провозглашение касалось лишь названия государства, потому что процесс формирования Российской империи начался задолго до этой даты и не завершился и после нее.
Под "империей" в современной политической науке понимается обширное по территории и полиэтническое по составу населения государство, являющееся антиподом государства национального типа. В национальном государстве сложившаяся политическая нация, чаще всего имеющая единую этническую основу, тесно и органично связана с институтом государственной власти. Национальное государство — это единство гражданского общества и собственно самого государства в пределах его пространственных границ.
Армия традиционно играла большую роль в социально- политическом развитии России. В рамках своих постоянных связей с гражданским населением армия прямо и косвенно влияла на формирование системы ценностей и верований, политических представлений и поведенческих стереотипов различных сегментов общества. Военный истеблишмент вносил существенную лепту в формирование ведущих направлений правительственной политики, а публичные войсковые презентации служили важнейшим элементом легитимации политического порядка.
Несмотря на то, что армия является силовой структурой, ее роль не исчерпывается функциями принуждения и насилия. В определенных ситуациях она способна принять на себя созидательные функции и даже подменить собой некоторые институты гражданского общества в части содействия новым элементам политического порядка и социального взаимодействия, подготовки управленческих кадров, просвещения масс гражданского населения. В этой части армейского применения в полной мере воплощается смысл политики как объединяющей людей области деятельности.
Правовой статус армии Российской империи закрепляло военное законодательство, представляющее собой систему нормативно-правовых актов, имевших юридическую силу закона, издававшихся под непосредственным надзором главы государства и совместно со специальными совещательными органами военного управления. Все военное законодательство Российской империи было кодифицировано в едином Своде военных постановлений, который был законом прямого действия.
Высокий статус офицера в русском обществе XVIII — XIX веков был явно не случаен: он был закономерно подготовлен бытовавшим с раннего средневековья на Руси отношением к воинской службе.
Список использованных источников
.Греков А. Правовое положение армии в государстве. — С-Петербург, 1908. — 234 с.
.Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. — С. 135.
.Вернадский Г.В. История права. — М, 1998. — 587 с.
.Рождественский Н.Ф. Руководство к военным законам. — СПб., 1853. — 674 с.
.Полное собрание законов Российской империи. — Собр. 2. — Т. 35. — №36464.
.Лобко П.Л. Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. — М, 2011. — 329 с.
.Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. — СПб., 2001. — С. 273.
.Заусцинский П.Ф. История кодификации русского военного законодательства. — М, 2005. — 567 с.
.Государственное право важнейших европейских держав. — СПб., 1895. — 679 с.
.Добровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. — СПб., 1913. — 421 с.
.Злаин А.И. Блестящие нищают офицеры. // Армейский сборник. — 1995. — №11. — 456 с.
.Ананьина Е.В. История России в XIX веке /дореформенный период/. — М., 2013. 387 с.
.Андреев А.Р. История русского дворянства //Дворянство в России. — М., 2003.
.Андреев А.Р. История власти в России. — М., 2003. — 378 с.
.Баиов А.К. История русской армии // Российский военный сборник: Вып. 4. — М., 1994. — 349 с.
.Богданович М.И. Исторический очерк деятельности военного управления в России 1855 — 1880 гг. — СПб., 1879-1881. 562 с.
.Вернадский Г.В. История права. — СПб., 2010. — 645 с.
.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. — Ростов н/Д, 2010. — 674 с.
.Геллер М. История Российской империи. — М., 2011. — 678 с.
.Зайончковский П.А. Военные реформы в России (1860-1870 гг.). — М., 1952. — 345 с.
.Заусцинский П.Ф. История кодификации русского военного законодательства. — СПб., 1908. — 567 с.
.Золотарев В.А. Военная история Отечества. — М., 1995. — 345 с.
.Исаев И.А. История государства и права России. — М., 2012. — 674 с.
.Квашнин А.В. Сухопутные войска России. — М., 2001. — 347 с.
.Керсновский А.А. История русской армии: В 4 т. — М., 2008. — 543 с.
.Кизеветтер А.А. XIX век в истории России. — СПб., 1895. — 324 с.
.Кривошеев М.В., Кривошеев Ю.В. История Российской империи (1861-1894гг.). — СПб., 2010. — 346 с.
.Кузнецов И.Н. История государства и права России. — Минск, 2010. — 453 с.
.Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской империи. — М., 2012. — 478 с.
.Сперанский М.М. Четыре "беседы" с наследником престола //Правоведение. — М., 1997. — № 4. С. 38-41.
.Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов. — СПб., 1833. — 327 с.
.Чистяков О.И. История отечественного государства и права: В 2 т. — М., 2012. — 564 с.
.Юшков С.В. История государства и права России. — Ростов н/Д, 2011. — 378 с.