Содержание
Введение3
Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода5
Глава II. Общественный строй. Общая характеристика7
Глава III. Правовое положение дворянства9
Глава IV. Правовое положение духовенства11
Глава V. Правовое положение горожан.13
Глава VI. Правовое положение крестьян15
Заключение17
Литература19
Введение
В конце XVIII века в России начинается неизбежный процесс разрушения феодального, крепостнического строя. На его фоне происходит зарождение новых буржуазный отношений. В начале XIX века тенденция сохраняется, процессы социальных и экономических изменений приобретают значительно больший размах. Во всех без исключения отраслях экономики идёт постепенное создание уклада, отвечающего концепциям капиталистического образа жизни. Классовая структура российского общества трансформируется: наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождаются новые, свойственные капиталистическим отношениям, классы буржуазия и пролетариат. Безусловно, это требует внесения определенных изменений в официально закрепленные правовые нормы, регулирующие отношения сословий.
В понимании общественного строя России первой половины XIX века как реально сложившегося, так и закрепленного различными законами лежит ключ к осознанию всех событий, происходивших позднее: отмены крепостного права, революций 1905-1907 гг., февральской и октябрьской революций Более глубокое понимание событий того времени могло бы помочь политиком осознать процессы, происходившие в последние годы существования Советского союза. Современная же Россия, стремящаяся к рыночной экономике, обязательно должна изучить историю попытки перехода в XIX веке к капиталистическим отношениям. Опыт, отраженный в законодательных актах ушедших эпох, может многое подсказать сегодняшнему ученому или государственному деятелю.
Цель данной работы раскрытие сложившегося в обществе XIX века социального разделения на сословия и его отражения в Своде законов Российской империи 1832 года. Для достижения цели необходимо решить несколько основных задач: рассмотреть происходившие в обществе процессы, знакомиться со способом и причинами создания Свода законов Российской империи, проанализировать содержание статей Свода, относящихся к «законам о состояниях» (IX том Свода законов Российской империи 1832г.).
Общественный строй первой половины XIX века широко освещен как в учебной, так и в научной литературе. Большое внимание его изучению уделяют такие авторы, как Белковец И.П., Исаев И.А. и Титов Ю.П. Однако они предпочитают ссылаться не на статьи Свода законов 1832г., а на законы и указы, на основе которых он был создан. Даже Ключевский в курсе лекций «История сословий в России» (курс был прочитан в Московском университете в 1886-1887г.) не опирался на Свод законов: «Предмет предпринимаемого мною курса — обзор истории сословий в России до издания сословных жалованных грамот 1785 года императрицы Екатерины. Я выбираю эти законодательные акты Екатерины конечным пределом своего курса потому, что ими завершилось образование русских сословий» .
К сожалению, ознакомиться с первоисточником тоже не представляется возможным: Свод законов Российской империи не переиздавался очень давно (были полные переиздания в 1842 и 1857г, затем переиздавались отдельные тома но с внесением изменений, диктуемых временем). Поэтому издания хранятся лишь в крупных библиотеках федерального уровня, и доступ к ним жестко ограничен. Таким образом, необходимо работать с научными статьями, посвященными положению отдельных сословий (примером может служить опубликованная в журнале «Правоведение» статья Блатковой В.В. «Правовое положение частновладельческих крестьян России во второй четверти XIX века).
Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода
Николай I продолжил дело своих предшественников по коди¬фикации русского права. Однако новый правитель стал настаивать на создании не полностью нового Уложения, а полного Свода уже имеющихся за¬конов и указов. В связи с этим в 1826г. Уложенную комиссию преобразовали во Второе отделение Собственной канцелярии Его Ве¬личества. Возглавил новую организацию М.М. Спе¬ранский.
Существует два основных подхода к кодификации права: сведение всех существующих (ныне действующих и недействующих) зако¬нов воедино без изменений или составление нового Уложения. В 1830-х годах был выбран первый вариант. В основу юридической техники составления Свода законов была положена методика Ф. Бэ¬кона, апробированная в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, которые основывались на одном действующем указе либо законе, точно излагались словами указа. Статьи, в основе которых лежало сразу несколько указов, излагались словами глав¬ного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каж¬дой статьей давались ссылки на все указы, которые в нее вошли. Излишне сложные и объемные тексты нередко сокращались. Из противоречивших друг другу указов выбирали лучший с точки зрения составителей, или более поздний хронологически.
Свод законов должен был состоять из восьми разделов:
основные государственные законы (т. I, ч. 1);
учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);
«законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав тамо¬женный (т. VI), г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);
законы о состояниях (т. IX);
законы гражданские и межевые (т. X);
уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почто¬вый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сель¬ские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в ка¬зачьих селениях, колониях иностранцев на территории им¬перии (т. XII);
уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресе¬чении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);
законы уголовные (т. XV).
Для каждой статьи Свода законов составили комментарий. Эти комментарии носили характер толкования, пояснения, не имея силу закона. Свод включал только действующие на тот момент законы. Проверку актуальности законов поручили специальным ревизионным комитетам при министерствах и главным управлениям, куда направляли отдельные части Сво¬да. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственным Советом были рассмотрены все под¬готовленны 15 томов Свода. Свод законов Российской империи решили ввести в действие с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.
Глава II. Общественный строй. Общая характеристика
Классовая структура российского общества в XIX веке стала существенно меняться. Развитие капиталистических отношений привело к зарождению буржуазии и пролетариата. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.
Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми (хотя эта формулировка является спорной. С 1822г. священноцерковнослужители из дворян получили право совершать купчие на мастеровых и крестьян ). Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.
Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.
Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. В целях развития промышленности 28 декабря 1818г. был издан Указ о распространении права учреждать фабрики и заводы на всех казенных, удельных и помещичьих крестьян и «свободных хлебопашцев». Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу (X том Свода законов Российской империи. Книга 2: О порядке приобретения и укрепления прав на имущества вообще). С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военну службу.
В первой половине XIX века городское население значительно выросло, усилился процесс его расслоения и обострения классовой борьбы. Для наиболее богатых представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетные граждане не несли рекрутской повинности, не платили подушной подати, освобождались от телесных наказаний.
Таким образом, хотя основная социальная структура общества остается неизменной по сравнению со второй половиной XIX века, зарождающийся капитализм вносит коррективы, заставляя государство искать компромиссы, предпринимая определенные шаги под влиянием экономических, политических и иных факторов.
Глава III. Правовое положение дворянства
Александр I восстановил действие жалованной грамоты дворянству 1785г. (полное название «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства»), отмененной Павлом I. Она была внесена в IX том Свода и в большой степени определяла правовое положение дворянства. Однако ряд изменений за истекшие полвека были внесены.
К личным правам дворян относится право на дворянское досто¬инство (связанное с определенной привилегией в свободе передвижения), право на защиту чести, личности и жизни. Дворяне освобождались от любых телесных наказаний, а также от обязательной государственной служ¬бы и многих других обязанностей.
Под имущественными правами дворянства понимают полное и неог¬раниченное право собственности на приобретение, использова¬ние и наследование любого вида имущества. Также было установлено исключительное право дворян покупать деревни и владеть людьми крепостными крестьянами. Дворянам разрешалось приобретать крестьян без земли любым способом, но лишь при условии с приписки к собственным населенным недвижимым имениям и с указанием этого в купчих крепостях. А с крестьянами, достающимися дворянам, не имеющим населенного недвижимого имения, по семейному разделу, надлежало поступать в соответствии с законами о наследствах, «приходящих к не имеющим права владеть крепостными людьми».
Согласно жалованной грамоте дворянству, дворяне имели право открывать промыш¬ленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести мор¬скую торговлю. К моменту составления Свода законов 1832г, им были даны и новые права: разрешалось иметь в городах фабрики и заводы (это способствовало развитию промышленности), вести торговлю наравне с купечеством.
Имели дворяне и особые судебные права, как то: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина могли судить только равные ему (сословный суд), решения других судов для него не имели значения.
Манифестом «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831г. установился порядок, согласно которому избираться на дворянские общественные должности могли лишь дворяне, имевшие более 100 душ крепостных крестьян или 3 тысяч десятин незаселенной земли.
Таким образом, мы видим, что государство через законы стремилось максимально усилить позиции дворян крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма. Изменения относительно «Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства» были продиктованы появлением капиталистических отношений и по большей степени шли на благо дворянству, ограничения же, которые ввели, потому что их невозможно было не ввести, были незначительными.
Глава IV. Правовое положение духовенства
Как и прежде, духовенство разделяли на черное и белое, то есть монашествующее и приходское. Однако в XIX веке это сословие превратилось в служилое, что принесло ряд изменений в права и обязанности его представителей.
Политика в отношении духовенства проводилась несколько противоречивая. Государство вроде бы давало служителям церкви больше привилегий (еще в 1801 году духовенство освободили от телесных наказаний; в 1807 году от поземельного сбора, а в 1821 году и от постоя). В то же время количество людей, которые имели право на эти привилегии, сокращалось: самодержавие пыталось ограничить духовное сословие людьми, которые непосредственно несли службу в церкви, имея тесную связь с ее должностной структурой. Лиц, не имевших должности при церкви, добровольно-принудительно записывали в одно из податных состояний. При этом государство решало еще одну проблему. Речь идет об обеспечении различных государственных ведомств образованными чиновниками, а создаваемой системы народного образования учителями. За счет развития профессионального обучения среди духовенства оно занимало по уровню образованности второе место после дворянства, поэтому его представители были востребованы во всех сферах гражданской службы. Так, в начале царствования Александра I в связи с открытием общеобразовательных школ разного уровня правительство прямо затребовало от Синода в ведение Министерства народного просвещения для подготовки учителей в педагогическом училище 100 семинаристов.
Выдержка из текста работы
Актуальность работы . В наше время вопрос судьбы российского дворянства вновь оказался в центре общественного внимания. На современном этапе исторического развития Россия находится на пути становления гражданского общества. Его формирование невозможно без осуществления системы преобразований. Процесс адаптации к изменившейся реальности предполагает налаживание эффективного взаимодействия с окружающей средой на экономическом, политическом и социальном уровнях. В связи с этим, объектом исследования общественных наук являются формы поведения различных социальных групп, способы их взаимодействия в переходные эпохи. Успешное решение поставленных проблем невозможно без использования исторических данных.
Опыт реформаторства сопровождал различные периоды истории России. XVIII, XIX вв. характеризуются проведением беспрецедентных преобразований, оказавших влияние на все сословия. Не стало исключением и дворянство — социально-политический и экономический оплот российской государственности. Рассмотрение его эволюции, исследование изменения его правового статуса в период реализации реформ, экономических, политических и социальных проблем адаптации, объективных и субъективных факторов, на них влияющих, сохраняет актуальность и на современном этапе.
В работе будет предпринята попытка раскрыть усиление роли дворянства, как привилегированного сословия землевладельцев высших и средних государственных служащих, определить его значимость в пореформенном устройстве социальной и экономической жизни страны.
Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II во дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.), превратилось в течение XVIII века из служилого сословия в правящее, привилегированное.
Юридическое оформление дворянства как сословия началось при Петре I.В этом отношении велика была роль Табели о рангах(1722г.) [1] окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и установившему разделение дворянства на потомственное и личное. Потомственное дворянство передавалось по наследству от отца и приобреталось: “по рождению” (по происхождению), в результате “монаршей милости” и “пожалования российского ордена”, а также “по выслуге” (с 14-го ранга для военных чинов и с 8-го для гражданских). Личное дворянство приобреталось путем выслуги с 14-го ранга на военной службе и с 12-го ранга на гражданской.
В «Жалованной грамоте» закреплялись и обобщались все личные, имущественные и сословные права этой группы, что показывает преимущество дворянского положения.
Большое влияние на дворянство оказала государственная деятельность Елизаветы, Екатерины II и Николая I.
На протяжении всего XIX в. первое сословие занимало ведущее место в управленческо-бюрократическом аппарате государства и составляло костяк офицерского корпуса. Во второй половине XIX в., когда большая часть дворян теряла связь с землей, служба нередко становилась единственным источником дохода. Правительство осознавало проблему дворянства, пыталось помочь ему сохранить земельную собственность посредством льготного государственного ипотечного кредитования, создавало разного рода комиссии для изучения его положения. Однако вызванный модернизацией общества процесс размывания дворянского сословия остановить было невозможно.Но к концу XIX в. дворянское сословие медленно приходит в упадок. Наблюдается снижение его значимости в обществе.
При написании работы были использованы такие методы исследования как, историко-сравнительный метод (сравнению подвергаются права дворянского сословия по отношению к другим сословиям и изменения привилегий); историко-типологический метод (был выделен период XVIII– нач. XX вв.).
Объект работы – российское дворянство как высшее привилегированное сословие Российской Империи.
Предмет исследования — правовой статус привилегированного сословия XVIII-нач. XXвв.
Хронологические рамки XVIII-нач. XXвв.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях. С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы.
Научную новизну данной работы определяет попытка осуществления комплексного исследования правового положения российского дворянства на протяжении длительного периода. Большинство работ по данной теме затрагивают только локальные проблемы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили различные группы источников. Изучаемый период характеризуется увеличением привилегий для дворянства и их значимость и обязанности при царском дворе. В исследовании особая роль принадлежит «Табели о рангах» Петра I, в которой уже отчетливо прописаны права и обязанности дворянского сословия. Следует отметить, что эпоха XVIII стала временем интенсивного расширения видового состава источников и накопления новых письменных свидетельств. Очень сильно возрос объем законодательных актов, увеличилось количество их разновидностей. В частности, особое значение для выполнения работы имеет «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. Хрестоматийно изложенные законы, указы, манифесты, а так же воспоминания современников, помогли ясно представить положение русского дворянства изучаемого периода[6] . Развитие дворянского сословия XIX в. представлено в сборнике законов[7] .
В историографии эта тема имеет достаточно широкое освещение. В данной работе были использованы труды таких авторов, как Белковец Л.П., Белковец В.В., Бурин С.Н., Корелин А.П., Троицкий С.М., Рогов В.А. Интерес вызывает исследование Романович-Славатинского А.В., который в своем труде проводит некую грань между дворянином — полноправным хозяином земель и крепостных душ, и дворянином после отмены крепостного права.
Статьи о событиях, исторических личностях представлены в энциклопедии[8] . В учебных изданиях представлен исторический обзор изучаемой темы в деталях и фактах[9] .
Особая роль принадлежит работам по «Просвещенному абсолютизму» в России. В «Золотой век» Екатерины II дворянство получило наибольшие привилегии, не только абсолютную власть в своих владениях, но право вмешиваться в управление на местах[10] .
Для полного раскрытия темы определена цель исследования : анализ правового положения российского дворянства в XVIII — нач. XX вв. Исходя из поставленной цели, определен ряд задач :
-рассмотреть законодательное оформление правового положения дворянского сословия в XVIIIв.;
-показать соотношение между привилегиями и обязанностями дворян в петровский период;
-показать изменения в правовом статусе дворянства в XIX- нач. XXвв.;
-проанализировать причины упадка дворянства.
Структура работы состоит из введения, 2-х глав основной части, заключения, списка источников и использованной литературы.
Глава I. Законодательное оформление правового положения дворянского сословия в России в XVIII в.
1.1 Положение дворянства при Петре I . «Табель о рангах» 1722г
Рассматриваемый период в истории России характеризовался серьезными изменениями в сословном делении общества, теперь оно приобретает четко выраженную форму и получает законодательную регламентацию.
Реформы сословного строя, проведенные Петром I, закрепили деление всего населения России на 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство.
До Петра I феодальное сословие подразделялось на ряд социальных групп, пользовавшихся неодинаковыми правами и привилегиями: бояре, дворяне, дети боярские, окольничие и т.д. Неравноправное их положение неоднократно приводило к взаимному столкновению между ними, что ослабляло господствующий класс. Это обстоятельство побудило Петра объединить все социальные группы феодалов в одно сословие, использовав заимствованный польский термин «шляхетство». Но термин «шляхетство» не прижился и затем в обиход стал возвращаться поднятый на новый уровень термин «дворянство». Юридическими актами, определившими правовое положение дворянства, были: Указ о единонаследии (23 марта 1714 г.) и Табель о рангах (1722 г.)
Дворянство имело ряд почетных прав и привилегий. Оно получало высокие чины по службе скорее и раньше, чем лица, принадлежащие к другим сословиям, освобождались от податей, рекрутской повинности и т.д. Но, необходимо отметить, что в период властвования Петра I дворянство можно назвать привилегированным сословием с одной оговоркой: все его привилегии оборачивались обязанностью для всех дворян находиться на государственной службе.[11] Петр создал регулярное войско из гвардейских и армейских полков. Служба в полках для шляхетства была обязательной и бессрочной, как и раньше, но в отличие от прошлого — постоянной, по крайней мере, до окончания Северной войны. Служба начиналась с 15 лет и непременно рядовым. В 1714 г. было запрещено производить в офицеры "из дворянских пород, которые не служили солдатами гвардии и не знают с фундамента солдатского дела"[12] . Вместе с тем усилены наказания для уклоняющихся от службы: у них отбирались имущества, и они подвергались шельмованию. Кроме обязанности службы, на дворян была возложена обязанность учиться, дома или за границей, цифири, геометрии, навигацкой науке и проч. Не обучившимся этим основным наукам было запрещено вступать в брак.
В итоге значительное количество дворян больше страдало от своей родовитости, нежели получало от этого выгоду.
во-первых, юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия;
во-вторых, установление института майората — наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722г.). Вместо прежней службы по отечеству соответственно правилам местничества «Табелью о рангах» положено начало выслуги и личного дворянства каждого служащего. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Закон 1722 г. состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. Петровской Табелью о рангах было введено разделение дворянства на потомственное и личное. Потомственное дворянство передавалось по наследству от отца и приобреталось: «по рождению» (по происхождению), в результате «монаршей милости» и «пожалования российского ордена», а также «по выслуге» (с 14-го ранга для военных чинов и с 8-го для гражданских). Благодаря Табели о рангах человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя или же на гражданской службе, мог получить дворянство — личное или даже потомственное.
Для военных чинов потомственное дворянство обеспечивалось с 12-го класса. В Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна» (ст.15).
Порядок чинопроизводства был задуман Петром I с таким расчетом, чтобы дать возможность выдвинуться людям, возможно, и незнатным, но благодаря личным заслугам, образованию, службе Отечеству. И, наоборот, по замыслу Петра I, не должны были получать чины вне очереди неслужившие знатные сынки.
Петр I зафиксировал в «Табели о рангах»: «Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства… Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит» (ст.14).
В связи с особенностями чинопроизводства в первой половине XVIII в. типичной для офицерского корпуса фигурой стал дворянин, обязанный служить пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получавший унтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры. До трети офицеров производилось из нижних чинов гвардии, весь личный состав полков которой долгое время состоял из дворян. Значительное число офицеров производилось из солдат недворянского происхождения (в начале 1720-х годов недворянское происхождение имели до трети офицеров)[13] .
Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (1832г.), после 1874г. – все.
И в XVII в., и в начале XVIII в., когда дворянство отличалось от прочих классов только обязанностью службы и условным правом личного землевладения, дворяне не дорожили своим положением и скрывались от службы переходом в низший класс, даже в холопы. В свою очередь, и правительство, нуждаясь в служебных силах, легко принимало, или, как тогда выражались, «верстало» различных людей в дворянство. Петр своей Табелью о рангах открыл широкий доступ в ряды дворян всем людям, дослужившимся до обер-офицерского чина. Но только люди, дослужившиеся до первых восьми рангов или чинов, причислялись к «лучшему», «старшему», т.е. потомственному дворянству; прочие состояли в дворянстве личном. С течением времени чем лучше становилось положение дворянства и чем более знакомились дворяне с западноевропейскими правами и понятиями, тем более в дворянстве формировалось чувство сословной чести. Явилось понятие о том, что прилично и что неприлично дворянину.
В целом, Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» — гласила одна из описательных статей закона[14] .
Однако по мере утверждения «Табели» в государственном устройстве чин все больше и больше становился объектом почитания, тормозившего любые демократические процессы в стране.
Таким образом, Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течение последующих двух веков. Разумеется, петровская «Табель о рангах» не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.
1.2 Привилегии дворянству при Елизавете
Начало расцвета дворянства приходилось на царствование Елизаветы Петровны. Обязанная своим восшествием на престол дворянству Елизавета невольно должна была действовать на благо этого класса, и мероприятия правительства естественно должны были проникнуться дворянскими тенденциями. Государственная служба при Елизавете Петровне все в большей степени становилась дворянской привилегией (но вместе с тем и обязанностью).
Свое правление Елизавета начала с того, что осыпала милостями гвардию. Лица, стоявшие у власти и вышедшие в большинстве случаев из среды дворянства, не пропускали случая, чтобы не сделать чего-либо в интересах своего сословия. Таким образом, в 1746 г., по случаю производства новой ревизии, издан был указ, запрещающий разночинцам, состоявшим в подушном окладе, приобретать земли, населенные крестьянами, а равно и крестьян без земли. Указ Елизаветы запрещал, кому бы то ни было, кроме дворян, покупать «людей и крестьян без земель и с землями»[15] .
Землевладение и душевладение начинало становиться исключительным правом дворян. Это было дальнейшим расширением мероприятий московского правительства, которое стремилось к сосредоточению в руках служилого сословия земель и людей. Межевой инструкцией 1754 г. и указом 1758 г. было подтверждено это запрещение и предписано, чтобы лица, не имеющие права владеть населенными землями, продали их в определенный срок. Таким образом, одно дворянство могло иметь крестьян и «недвижимые имения» (термин, сменивший в законодательстве старые слова — вотчина и поместье). Это старое право, будучи присвоено одному сословию, превращалось теперь в сословную привилегию, резкой чертой отделяло привилегированного дворянина от людей низших классов. Даровав эту привилегию дворянству, правительство Елизаветы, естественно, стало заботиться, чтобы привилегированным положением пользовались лица только по праву и заслуженно. Отсюда ряд правительственных забот о том, чтобы определить яснее и замкнуть дворянский класс.
Создавая привилегии дворянству, правительство естественно должно было стремиться к тому, чтобы точнее определить границы дворянского сословия. Было постановлено, что лица, прошедшие в обер-офицеры, не могут считаться потомственными дворянами, а дети их совсем не считаются дворянами.
В 1730 г. Верховный тайный совет обещал шляхетству «содержать его в надлежащем почтении и консидерации, как и в прочих европейских государствах»[16] . При Елизавете это обещание до некоторой степени переходило в дело. Рядом с созданием сословной привилегии идет забота отделить дворянство от остальных низших слоев населения путем его обособления, недопущением в дворянство демократических элементов. Таким пришлым элементом было дворянство личное, т.е. те люди, которые своей службой приобрели личные права дворянства. Указами Елизаветы это личное дворянство лишено было права покупать людей и земли.
Сенат в 1758 и 1760 гг. постановил о личных дворянах: «Так как дети их не дворяне, то не могут иметь и покупать деревни»; «недворяне, произведенные по статской службе в обер-офицеры, не могут считаться во дворянстве и не могут иметь за собою деревень»[17] . Так пресекалась возможность для личного дворянства пользоваться льготами потомственного дворянского класса. Дворяне по роду становились отдельно от дворян по службе. Но из среды дворянства, пользовавшегося всеми правами и льготами, правительство стремилось вывести всех тех людей, дворянское происхождение которых было сомнительно. Дворянином стали считать только того, кто мог доказать свое дворянство. С 1756г. рядом постановлений Сенат определил, что в дворянские списки могут быть вносимы только лица, доказавшие свое дворянское происхождение. При этом определен был и самый порядок такого доказательства.
Так появилась на Руси сословная категория личных дворян, отделенных от дворян потомственных. За это время много лиц вошло в дворянскую среду, но согласно новому уставу они не принадлежали к дворянству. Вследствие этого в 1756 г. Сенат определил, что в дворянские списки могут быть записаны только те лица, которые доказали свое дворянское происхождение; определен был и порядок доказательства.
Наделяя дворянства правами землевладения и душевладения, правительство Елизаветы принимало меры и к обеспечению фактического пользования этими правами. Указом от 13 мая 1754[18] года учрежден был государственный заемный банк, чтобы дворяне могли под залог доставать деньги с меньшими процентами.
Заботясь об обеспечении дворян землями и крепостными душами, правительство шло навстречу и стремлениям дворян расширить свои права над крестьянским населением. Право передачи крестьян было расширено: в 1760 г. помещику дано было право ссылать неисправных крестьян в Сибирь, причем правительство считало каждого сосланного как бы за рекрута, данного помещиком в казну; наконец, крестьяне были лишены права входить в денежные обязательства без позволения своих владельцев. Владельцы получили, таким образом, широкие права над личностью и имуществом своих крестьян. Дворянин являлся перед правительством не только владельцем земли, населенной крестьянами, но собственником крестьян, податной и полицейской властью над ними.
Всеми указанными мерами времени Елизаветы дворянство из класса, отличительным признаком которого служили государственные повинности, стало превращаться в класс, отличием которого делались особые исключительные права: владение землей и людьми. Иначе говоря, дворянство становилось привилегированным сословием в государстве, наследственным и замкнутым.
1.3 «Золотой век» дворянства при Екатерине II
В 1762г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр IIIиздал важнейший документ, регламентирующий правовое положение дворянства в России – Манифест о вольности дворянства от 18 февраля 1762 г. Указанный документ был принят с целью удовлетворения требований дворянства, считавшего себя ущемленным, поскольку оно обязывалось нести службу государству. Манифест освободил дворян от этой обязанности.
Преамбула Манифеста содержала перечисление обязанностей дворянства, существовавших до принятия документа, а также санкции за отказ от их исполнения. В нем говорилось, что дворяне являются "главным в государстве членом"[19] и подразделяются на потомственных и личных. Основным источником доходов, а, следовательно, и благополучия дворянства в рассматриваемый период являлась эксплуатация крестьян, а также жалованье за военную и гражданскую службу. Согласно ст. 2 Манифеста, всем гражданским служащим, безупречно прослужившим в последней должности более года, при увольнении полагался один ранг. Любой дворянин по своему желанию мог перейти с гражданской службы на военную, и, наоборот, а также переехать на службу за границу, что раньше считалось изменой, или вернуться на родину и занять вакантную должность без понижения в чине (ст.ст. 3-5).
Конкретным проявлением последствий принятия Манифеста стал отток дворян со службы, отмечаемый некоторыми исследователями в течение первых лет его действия.
Манифест 7 ноября 1775 г. («Учреждения для управления губерний Всероссийския Империи»), подписанный Екатериной Великой, был направлен на устранение недостатков существующего областного управления.
Россия была разделена на 50 губерний под управлением губернатора, иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями (ст.2). Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения (ст.64). Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд cт.22).
По своему сословному положению дворяне становились с 1775г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.
Таким образом, с 1775г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу — в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.
Следующим документом, завершившим длительный процесс законодательного оформления привилегий дворянства, стала Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, изданная императрицей Екатериной II 21 апреля 1785 года.
Принятие Грамоты было вызвано необходимостью консолидации дворянства и укрепления позиций помещиков в условиях назревающего кризиса феодальных отношений.
Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.
«Жалованная грамота» явилась не новым, по существу, законом о дворянстве, систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми прибавлениями. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица.
Дворяне желали консолидироваться, обособиться от остальных сословий. Идея «Дворянского Корпуса» как чего-то изолированного уже вполне созрела и проникла в сознание дворянских масс.
Дворянские наказы не ограничивались одними требованиями общего характера, они определяли также и состав дворянского корпуса, и те права и преимущества, которыми они желали отделиться от остальных людей подлого рода. В стремлении к обособлению дворян должны были враждебно отнестись к «Табели о рангах» Петра I, которая доводила мысль о преимуществе службы перед родом. Многие дворянские наказы и хлопочут, чтобы дворянство давалось только через пожалование самим государем; мало того, некоторые наказы просят исключить из числа дворян тех, кто попал в него по чину. Но большинство наказов не шло так далеко: большинство просило только исключить из дворянского сословия тех лиц, которые, не имея дворянских дипломов и не представляя никаких доказательств своего дворянского происхождения, продолжали состоять в числе дворян. В старину и при Петре было несколько низших разрядов служилого сословия, которые оставались на каком-то межеумочном положении; некоторые из них попадали в подушный оклад, некоторые – нет, но и не зачислялись в ряды благородного шляхетства, хотя по старой памяти и продолжали называться дворянами. Так вот теперь их старшие братья не захотели иметь их в своей среде. Некоторые наказы предлагали установить особую категорию выслужившихся дворян, категорию помещиков.
Ярославское дворянство, представителем которого был известный князь М.М. Щербатов[20] , просило, «чтобы дворяне по степени знатности рассортированы были по 6 реестрам: князья, графы, бароны, дворяне иностранного происхождения, пожалованные дворяне и чиновники»[21] ; кроме того, ярославские дворяне просили «расписать всех дворян по городам, учредить ежегодные дворянские собрания и завести дворянские книги»[22] . Высоко ценя свое благородство, дворяне добивались, чтобы оно отнималось не иначе, как по суду за неблаговидные поступки для дворян.
«Проект прав благородных» предлагал лишить дворянства за измену, воровство, подлог, нарушение клятвы и др. Затем с точки зрения своего благородства дворяне добивались освобождения от телесных наказаний, пыток и смертной казни; некоторые наказы прибавляли сюда и конфискацию имущества.
В области имущественных прав дворяне добивались исключительного права на владение населенными имениями. Надо сказать, что это их право подтверждалось ещё при императрицах Анне и Елизавете, но на практике плохо исполнялось; жизнь была сильнее дворянских тенденций; теперь дворяне и просили категорически запретить всем недворянам владеть землями с крепостным населением. Дворяне хлопочут об отмене стеснительного указа Петра Великого о руде[23] , просят разрешить им приобретать дома в городах, беспошлинно курить вино для домашнего употребления, брать откупы и подряды и продавать продукты своих земель. Затем дворяне хлопочут об уничтожении мелких, но докучливых сборов с бань, мельниц, пасек, просят об освобождении их домов от военного постоя и т. п.
Все сословные домогательства дворян были приняты Екатериной и нашли себе почти полное удовлетворение в Жалованной грамоте дворянству 1785 г. В одном только Екатерина не выполнила желания дворян — она не замкнула дворянского сословия, осталась на точке зрения петровского законодательства, что дворянство приобретается службой и трудами, престолу российскому полезными. Но все же Екатерина признала и тот принцип давности, который выдвигался в наказах.
Первая статья жалованной Грамоты гласила: «Дворянское звание есть следствие, истекающее от качеств и добродетелей, приобретенных древними мужами, от заслуг, обращающих род в достоинство и приобретающих потомству своему нарицание благородных».
Как логическое последствие этого общего положения, жалованная грамота, говорила, что дворянин, женясь на недворянке, сообщает свое звание ей и детям, и что дворянское достоинство неотъемлемо – что дворянин теряет его не иначе, как по суду за те преступления, за которые следует телесное наказание и лишение чести, и не иначе, как с конфирмацией государя (ст.13). Раз дворянское звание в таком смысле неотъемлемо, то «Жалованная Грамота» признает, что дворянка, выйдя замуж за недворянина, не теряет своего звания, но не сообщает его ни мужу, ни детям (ст.7). Дворянин, покамест он остается дворянином, не может быть подвергнут телесному наказанию (ст.15) или лишению чести без суда (ст.9) , должен быть судим равными себе (ст.12) и лично должен быть освобожден от всех податей (ст.36). Таковы права дворянства, вытекающие из самого понятия благородства.
Екатерина утвердила также за дворянами все те права и преимущества, которые были им дарованы её предшественниками. Дворяне вольны служить и вольны просить об отставке (ст.8), они имеют право вступать на службу к дружественным заграничным государям, но при нужде государства каждый дворянин по первому требованию самодержавной власти должен служить, не щадя ничего, даже живота своего (ст.20).
Затем Екатерина подтвердила право дворян свободного распоряжения благоприобретенными именьями и установила, что наследственные имения не подлежат конфискации, а переходят по наследству к наследникам (ст.22). Затем дворянам было даровано право торговать оптом плодами своей земли без платежа тех налогов, которые падали на купцов (ст.27); открывать заводы, ярмарки (ст.28,29) и подлежать городовому праву (ст.31), если бы они пожелали им воспользоваться. Исполняя желания дворян, Грамота подтвердила их права на недра земли (ст.33). Кроме того, был снят с дворянских лесов целый ряд ограничений (ст.34), которые лежали на них по указам Петра I, запрещавшего в целях сбережения мачтового леса рубить дубы и сосны известной величины. Помещичьи дома в деревнях освобождались от постоя (ст.35).
Вняв желанию дворян составить особый «корпус», «Жалованная Грамота» предоставляла дворянам собираться в той губернии, где они жительство имеют, и составлять дворянские общества (ст.37). Созывались дворяне генерал-губернатором через каждые 3 года для выборов разных должностных лиц и для выслушивания предложений и требований генерал-губернатора и губернатора (ст.38). На предложения генерал-губернатора дворяне имеют право чинить пристойные ответы о добре и пользе общественной. Но, кроме этого пассивного права, дворяне через депутатов имеют право подавать жалобы в Сенат и непосредственно государю, делать представления об общих государственных нуждах (ст.48). Дворянство каждой губернии имеет право иметь свой дом (ст.50), архив (ст.51), свою печать (ст.52), своего секретаря (ст.53) и своими добровольными вкладами составлять особую казну (ст.54).
Желая если не замкнуть, то ясной чертой отделить дворянство от остальных классов, Екатерина разрешила дворянам иметь в каждом уезде свою родословную книгу и на предмет ведения её выбирать одного депутата (ст.66,67). Этот депутат вместе с предводителем дворянства должен иметь попечение о составлении и пополнении дворянской родословной книги. В нее должно записывать дворян, которые имеют недвижимость в уезде и могут доказать свое право на дворянское звание (ст.68). Родословная книга должна была состоять из 6 частей (ст.76).
В первую часть вносятся действительные дворяне, то есть те, кто пожалован в дворяне благодаря гербу, печати и чей род существует более 100 лет (ст.77).
Во вторую часть заносятся те дворяне и их потомки, которые во Франции назывались «дворянством шпаги» (noblessed’epole), то есть потомки обер-офицеров, возведенных в дворяне по «Табели о рангах» Петра I (ст.78).
Третья часть вмещает в себя те фамилии, которые во Франции назывались noblessderobe, то есть потомство чиновников, попавших в дворянство по «Табели о рангах» Петра Великого (ст.79).
В четвертую часть записывались иностранные дворянские роды, переехавшие на службу в Россию (ст.80).
Пятая часть обнимала собой титулованные дворянские роды – князей, графов, баронов (ст.81).
В шестую часть, самую почетную, попадали древние, самые благородные дворянские роды, которые вели свое родословное дерево с XVII и даже XVI столетия. Так удовлетворила Екатерина желание дворянства иметь в своей среде известную дифференциацию (ст.82).
Все внесенные в родословную книгу получали право присутствовать на дворянских собраниях, а правом голоса пользовались лишь те, кто достиг 25-летнего возраста, имел свою деревню и дослужился до обер-офицерского чина. Тот, кто не удовлетворял этим условиям, тот мог только присутствовать, но ни активным, ни пассивным избирательным правом не пользовался. Пассивным избирательным правом пользовались те, кто имел со своих деревень дохода на менее 100 руб.
«Жалованная Грамота дворянству» 1785г. была кульминационным пунктом, который завершил консолидацию и социально-политическое возвышение дворянства. Дворянство сделалось теперь свободным общественным классом, классом привилегированным, который обставлен рядом гарантий по отношению к верховной власти и её представителям.
В ходе работы важно отметить, что Грамота закрепляла важные юридические гарантии (права) и преимущества дворянского сословия:
1. Личные права: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от податей, повинностей и телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.
2. Имущественные права: полное и неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия (строить фабрики и заводы) в своих имениях, разрабатывать полезные ископаемые на своей земле, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
3. Грамота закрепляла привилегию дворян в отношении правосудия: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равные ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.Приговор суда по делу любого дворянина обязательно подлежал рассмотрению в Сенате, причем обвинительный приговор вступал в законную силу только после его утверждения императрицей, которая по своему желанию могла освободить дворянина от наказания независимо от тяжести совершенного им преступления (ст.13).
Рассматриваемый документ впервые устанавливал срок давности для рассмотрения уголовных дел дворян (10 лет), который не зависел от тяжести совершенного преступления (ст.14).
4. С 1771 г. исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате (после запрета принимать на службу лиц податных сословий), а с 1798 г. формировать офицерский корпус в армии.
5. Политические корпоративные права: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, составлять особые дворянские общества, избирать свои представительные органы, свой сословный суд, иметь титул «благородства», который мог быть отнят только по суду «равных» или по решению царя.
Принадлежность к благородному сословию давала право на герб, мундир, езды в экипажах, запряженных четверкой, одевания лакеев в особые ливреи и т.п.
Исследовав процесс развития привилегий дворянского сословия в XVIII в., выяснено, что при Петре I дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости; при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права. Наконец, при Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление.
Жалованная грамота завершила процесс оформления и консолидации дворянского сословия, ставшего прочной опорой самодержавия.
Таким образом, к концу XVIII века дворянство не только фактически, но и юридически стало высшим сословием Российского государства, имевшим огромные, даже по европейским меркам, права и привилегии.
Глава 2. Изменения в правовом статусе дворянства в XIX-нач. XX вв.
2.1 Дворянское сословие в первой половине XIX в
После кратковременного царствования Павла I, который отменил Жалованную грамоту, тем самым изменив правовое положение дворян и членов их семей, император Александр I восстановил дворянские привилегии.
К моменту составления Свода законов 1832г, дворянству были даны новыеправа: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю на ровне с купечеством. Усилилось и значение губернской дворянской корпорации как юридического лица, наделенного в том числе и имущественными правами.[24] Тем самым государство через законы стремилось максимально усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма.
Большое влияние на дворянство оказала государственная деятельность и Николая I.Оформление правового положения подданных произошло в 1830 — 50-х годах в ходе систематизации общероссийского законодательства, которая явилась чрезвычайно важным этапом в развитии российского права. В результате получил законодательное оформление юридический статус всех сословий в Российской Империи: дворянства, духовенства, городских жителей и сельских обывателей.
Император понимал, что сила и поддержка его власти опирается на крупных и средних землевладельцев, поэтому всячески старался оказывать им поддержку. Незыблемость власти заключалась в задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления – этому был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян или 150 десятин земли. Отсюда следует, что возможность активного участия в корпоративной жизни сословия представлялась прежде всего наиболее состоятельной части дворянства. Сама деятельность уездных и губернских дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных чиновников. Правительство пыталось бюрократизировать дворянство, крепче связать его с правительственным аппаратом, превратить сословно-корпоративную службу в разновидность государственной[25] .
Юридически регламентировал положение дворянства и Свод законов Российской Империи 1832 года[26] . Дворяне по-прежнему оставались высшим привилегированным сословием и определялись как «следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами: чем, обращая самую службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное» (ст.15); разделялось на потомственное и личное (ст.16); также закреплялись способы получения потомственного и личного дворянства (отделение 2).
Сословная политика Николая I привела к тому, что дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры, однако, не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства. Несмотря на преобладание потомственного дворянства в среде высшей бюрократии состав чиновничества активно пополнялся выходцами из иных сословий.
2.4 Положение дворянства после отмены крепостного права
Реформы царствования Александра II сильно изменили привилегированное положение дворянства.В результате отмены крепостного права в 1861 г. дворяне лишились права владения крестьянами. Эти хозяйства стали, хоть и медленно, эволюционировать по капиталистическому пути. Усилился процесс обезземеливания дворянства. Вместе с тем возросли притязания дворянства на участие в политической власти, в частности, на власть на местах.
Освобождение крестьян лишило дворян дарового труда крестьян и патримониальной власти над сельским населением. Полицейская реформа 1862 г[28] . устранила выборное дворянское начало в уездной полиции, оставив за дворянством (до 1889 г.) только право замещения должности заседателя в уездном полицейском управлении. Судебная реформа 1864 г[29] . обратила судебные должности или в коронные, или в земские, а с введением земских учреждений закрылись различные комиссии и комитеты, в которых депутаты от дворянства или избранные им члены участвовали в заведовании хозяйственными делами местности. Свобода от телесных наказаний с 1863 г. стала достоянием весьма многочисленных групп населения. Праву дворянства на государственную службу было противопоставлено такое же право, приобретаемое по образованию. Воинская повинность, сменившая рекрутскую (1874), была распространена и на дворян. Подушная подать отменена вовсе (кроме Сибири). Сохранились только свобода дворянских домов от постоя, исключительное право на учреждение заповедных имений, титул благородия, гербы, мундир и корпоративная организация.
Дворянам отведена была, однако, влиятельная роль в губернском и уездном управлении. Приведение в действие Положения 19 февраля 1861 г. было предоставлено мировым посредникам, назначавшимся из местных дворян; в 1874 г. съезд мировых посредников заменяется уездным по крестьянским делам присутствием, во главе которого ставится предводитель дворянства, а непременный член обязательно избирается из среды дворян. Земское положение предоставляет предводителям дворянства председательство в земских собраниях. С введением судебно-мирового института уездным предводителям дворянства предоставлено составление списков лиц, могущих быть избранными в мировые судьи, и введение их в должность; устав о воинской повинности 1874 года отводит им первое место в воинских присутствиях: «…Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности»[30] .
Не менее благоприятно было и фактическое положение дворянства в земстве. Ему принадлежала большая часть земельного ценза и голосов в съездах крупных землевладельцев; ряды земских деятелей наполнялись дворянами; в уездах бывали даже случаи совмещения должности предводителя дворянства с должностью председателя земской управы. В земстве дворянство проявляло свою дятельность в качестве наиболее культурного класса русского общества, который до начала 1860-х г., за небольшими исключениями, сосредоточивал в своем лице всю интеллигенцию России.
Но как сословие дворянство неудержимо клонилось к упадку. Земельные его имущества все более и более переходили к другим сословиям. Сословная жизнь дворян почти совершенно заглохла: нередки были случаи, когда дворянство за отсутствием кандидатов затруднялось в выборе предводителей. Влияние сословия ослаблялось, между прочим, самой его многочисленностью.
Поборники сословного начала полагали, однако, что недостаток фактических основ для преобладающего положения дворянства может быть восполнен путем привилегий. Они утверждали, что, предохранив дворянское землевладение от дальнейшего упадка, правительство обеспечит существование в России аграрно-консервативного класса, служащего краеугольным камнем государственного и общественного строя, а поставив во главе местного управления дворянина — положит конец тому безначалию и многоначалию, которое провозглашалось главным недугом местной жизни.
Первый шаг на новом пути сделан был законом 1883г. о дворянских выморочных имуществах[31] . Высочайший рескрипт Д., данный 21 апр. 1886 г. возвестил учреждение дворянского земельного банка, "дабы дворяне тем более привлекались к постоянному пребыванию в своих поместьях, где предстоит им преимущественно приложить свои силы к деятельности, требуемой от них долгом их звания". Рескрипт признает за благо, "чтобы российские дворяне и ныне, как и в прежнее время, сохраняли первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда, в распространении примером своим правил веры и верности и здоровых начал народного образования". Закон 12 июля 1889 г. о земских начальниках передал в руки потомственного дворянства судебно-административную власть на местах (ст.6,7), а положение 12 июня 1890 г. — первенствующее положение в земстве (ст.28). Продолжающиеся и после того ходатайства дворянских собраний имеют предметом, помимо новых экономических и финансовых льгот (напр. освобождение дворян от налога с наследств), преимущественно два вопроса: введение заповедных имений (для обсуждения которого образована в 1892 г. особая комиссия) и сообщение дворянству характера замкнутого сословия.
В своей массе дворянство тяжело адаптировалось к наступившим переменам. Многие стали продавать землю купцам, крестьянам, а с появлением ипотечных банков закладывать земельные владения на длительный срок. Значительная часть помещиков сдавала землю в аренду на различных условиях. Некоторые попытались организовать свои хозяйства на капиталистической основе. Перестройка помещичьих хозяйств шла медленно и мучительно. Положение поместного дворянства усугублялось аграрным кризисом конца XIX в[32] . В этих условиях главной формой проявления дворянской оппозициионности становится земское движение. Однако подавляющее большинство дворян (помещики, чиновники) были настроены консервативно, поддерживали институт самодержавия, выступали против политических реформ, требовали от правительства помощи первому сословию. Правительство осознавало проблему оскудения дворянства, пыталось помочь ему сохранить земельную собственность посредством льготного государственного ипотечного кредитования, создавало разного рода комиссии для изучения его положения. Однако вызванный модернизацией общества процесс размывания дворянского сословия остановить было невозможно. Несмотря на широкую протекционистскую политику правительства они не сумели перестроить свое хозяйство на капиталистический лад. Стали раздаваться голоса о близящейся гибели сословия посредством мобилизации земли[33] .
Для пореформенного периода было характерно нарастание процесса убыли дворянского землевладения, постепенного формирования буржуазной собственности на землю. Буржуазные отношения властно вторгались в “святая святых” феодального общества. C 1877 по 1914 гг. дворянство потеряло почти две трети своего земельного фонда. Особенно активно дворянские земли распродавались в 1906–1909 гг. Кроме того, большая часть дворянства еще не приспособилась к новым условиям хозяйства. На мобилизацию помещичьей земли оказывало влияние и неудовлетворительная хозяйственная конъюнктура, приводившая к огромной задолженности помещиков различным поземельным банкам. Дворянство было не в силах выпутаться из критического положения. Сокращалась доля дворянских земель в общем земельном фонде страны и в частном землевладении, что определило наибольшую активность дворянских обществ, требовавших принятия мер к упрочению позиций дворянского землевладения[34] . Переход дворянского землевладения в руки других сословий, ухудшение его благосостояния снижало престиж сословия в обществе.
В начале ХХ в. социальная структура российского общества усложнилась, бурно формировались новые общественные группы, стирались различия между прежними социальными слоями. Революция 1905 года показала, что в обществе существует широкая оппозиция по отношению к сословной системе. Однако большинство дворянства полагало, что сословная система должна сохраниться. Дворянские и земские собрания энергично вели кампанию против всесословных реформ Столыпина, защищали выдающееся положение уездных предводителей дворянства. Дворянство было не готово к столь резким переменам, оно полагало, что реформы уменьшают роль дворянства в местном управлении. Понимая что социальная структура и социальная идентификация общества изменилась, оно предлагало «идти путем частичных исправлений» и «постепенного совершенствования существующих учреждений»[35] .
В условиях кризиса дворянство должно было определиться как заинтересованная сословно-социальная сила. Социальная идентификация была нестабильной и колебалась между категориями сословной принадлежности, экономического статуса и рода занятий.
Экономически и политически разобщенное дворянство искало пути для сохранения и упрочения своих позиций, однако четкую программу действий выработать так и не смогло. К 1917 г. юридически и фактически дворянство утратило все свои сословные привилегии. По Декрету ВЦИК от 10(23) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[36] : «все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются» (ст.1).
Заключение
Проведенное нами исследование показывает, что дворянство — это привилегированное сословие землевладельцев высших и средних государственных служащих. Юридическое оформление дворянства как сословия началось при Петре I и было завершено при Екатерине II Жалованной грамотой дворянству 1785г.
Начало расцвета дворянства приходилось на царствование Елизаветы Петровны. Создавая привилегии дворянству, правительство стремилось к тому, чтобы точнее определить границы дворянского сословия. Заботясь об обеспечении дворян землями и крепостными душами, правительство шло навстречу и стремлениям дворян расширить свои права над крестьянским населением.
Установлено, что в послепетровское время самодержец все больше зависел от дворянства, в плане поддержки при правительственных переворотах, укреплении власти. Требования и желания дворян были приняты Елизаветой, Петром III, а так же Екатериной II, и нашли себе почти полное удовлетворение в «Жалованной Грамоте дворянству» в 1785 г. Но Екатерина II не сделала дворянское сословие замкнутым, она осталась на точке зрения петровского законодательства, что дворянство приобретается службой и трудами, престолу российскому полезными. Выяснено, что на протяжении XVIII в. дворяне приобретали не только личные блага и безраздельную власть в своем поместье над крестьянами, но и стали держать в своих руках местное самоуправление.
В ходе работы выяснено, что на протяжении XIX в. дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры, однако, не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства.
Проанализировав роль сословия, занимающего ведущее место в управленческо-бюрократическом аппарате государства, на протяжении всего XIX в., выяснено, что большая часть дворян теряла связь с землей, служба нередко становилась единственным источником дохода. Привилегии правительства для дворянского сословия уже не могли оставить неизменным грядущие социальные катаклизмы. Вся система, просуществовавшая очень длительное время, была упразднена в 1917 году декретами советской власти об уничтожении чинов, сословий и титулов.
Список источников и использованной литературы
1.Нормативные материалы
1.1. Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был. // Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.
1.2. О введении ревизии, оп распределении содержания войска по числу ревизских душ, об определении воинских и избрании земских комиссаров для заведывания всех сборов с крестьян для содержания войска, и о счете земских комиссаров в собираемых ими деньгах и припасах// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.
1.3. Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.
1.4. Учреждения для управления губерний Всероссийския Империи.// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.
1.5. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российскаго дворянства.// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.
1.6. О присылке ежегодно Губернаторам ведомостей по данным им из Сената пунктам о взысканиях с Губернаторов, Вице-Губернаторов и Ландратов за неисправности по сборам и о награждении за точное исправление должности.[Электронный ресурс]/ Режим доступа //http://www.peterthegreat.us/
1.7. Указ от 13 мая 1754 г. об учреждении Государственного Заемного банка. [Электронный ресурс]/ Режим доступа://http://www.bbdoc.ru
1.8. Указ Петра I "Привилегия о рудах и минералах" от 10 декабря 1719 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа://http://www.prombez-ekat.ru/GGTN/GGTN.htm
1.9. Свод законов Российской Империи 1832г.//[Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://civil.consultant.ru/code/
1.10. О восстановлении жалованной дворянству грамоты. Манифест от 2 апреля 1801 г. // ПСЗ 1-e. Т. XXVI. № 19 810.
1.11. «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний по общему учреждению управляемых». [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://www. mvdrb.ru/index.php?page=264
1.12. «Учреждение судебных установлений»/ Хрестоматия по истории государства и права России.- М.:ПРОСПЕКТ, 1999.
1.13. «Устав о воинской повинности»/ Хрестоматия по истории государства и права России.- М.:ПРОСПЕКТ, 1999
1.14. Декрет ВЦИК от 10(23) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http:// www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/soslov.htm
2.Научная и учебная литература
2.1. Баринова Е.П. Стратификация дворянства в начале XX в.// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://old.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/reg_ist/pov_kr/docs/09.pdf
2.2.Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.
2.3. Бурин С.Н. Новая история 1640-1918 гг. Ч. 2. — М.: Мир, 1998.
2.4.Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. — М: ОЛМА ПРЕСС, 1994.
2.5. Дроздов И. Г. Судьбы дворянского землевладения в России и тенденции к его ликвидации. Пг., 1917.
2.6. Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России./ Абсолютизм в России . XVII–XVIII века. М., 1964.
2.7. Климов И.П. История отечественного государства и права: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.
2.8. Корелин А. П. Дворянство в пореформенной России, 1861–1904 гг.: Состав, численность, корпоративная организация. М., 1979.
2.9. Можаева Г.В. Сословный строй и хозяйство России в первой половине XIX в. Сборник документов и материалов. / Под ред. Г.В. Можаевой. — Томск: Сибирь, 1999.
2.10. Орлов А.С. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. А.С. Орлова. — М., 2003.
2.11. Романович-Славатинский А.В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. — М.: Пресс, 1998.
2.12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999
2.13. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. — М., 1974.;
2.14. Тюкавкин В.Г.История СССР. С древнейших времен до наших дней. Т.IV. — М.: Наука, 1968.; История России XVIII – XIX вв. / Под ред. В.Г. Тюкавкина — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
2.15. Тютрюмов И.М. /Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://civil.consultant.ru/elib/books/35/page_30.html
2.16. Чистяков О.И. Отечественное законодательство XI-XXвеков: Пособие для семинаров. Часть I (XI-XIXвв.) / Под ред. О.И. Чистякова. – Юристъ, 1999.
2.17.Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство, 1999.
2.18. Тамбовское губернское дворянское собрание. Тамбов, 1908.
[1] Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был. // Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.-С.204.
[2] О введении ревизии, оп распределении содержания войска по числу ревизских душ, об определении воинских и избрании земских комиссаров для заведывания всех сборов с крестьян для содержания войска, и о счете земских комиссаров в собираемых ими деньгах и припасах// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.-С.199.
[3] Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.-С.220.
[4] Учреждения для управления губерний Всероссийския Империи.// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.-С.222/
[5] Грамота на права, вольности и преимущества благородного российскаго дворянства.// Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.-С.225.
[6] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. А.С. Орлова. — М., 2003.; Хрестоматия по истории государства и права./Под ред. Ю.П.Титова-М.:1999.; Отечественное законодательство XI-XXвеков: Часть I (XI-XIXвв.) / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 1999.
[7] Сословный строй и хозяйство России в первой половине XIX в. Сборник документов и материалов. / Под ред. Г.В. Можаевой. — Томск: Сибирь, 1999.
[8] Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. — М: ОЛМА ПРЕСС, 1994.
[9] История СССР. С древнейших времен до наших дней. Т.IV. — М.: Наука, 1968.; История России XVIII – XIX вв. / Под ред. В.Г. Тюкавкина — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
[10] Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. — М., 1974.; Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство, 1999.
[11] Климов И.П. История отечественного государства и права: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.- С.111.
[12] О присылке ежегодно Губернаторам ведомостей по данным им из Сената пунктам о взысканиях с Губернаторов, Вице-Губернаторов и Ландратов за неисправности по сборам и о награждении за точное исправление должности.//http://www.peterthegreat.us/
[13] Романович-Славатинский А.В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. — М.: Пресс, 1998. – С. 89.
[14] Табель о рангах // Российское законодательство Х – ХХ вв. — С. 81.
[15] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Ред. А.С. Орлова — М., 2003. – С. 119.
[16] Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. – С. 109.
[17] Бурин С.Н. Новая история 1640-1918 гг. Ч. 2. — М.: Мир, 1998. – С. 189.
[18] Указ от 13 мая 1754 г. об учреждении Государственного Заемного банка. [Электронный ресурс]/ Режим доступа://http://www.bbdoc.ru
[19] Манифест о даровании вольности всему российскому дворянству. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://www.hrono.ru/dokum/1700dok/1762volnosti.html
[20] Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. — М: ОЛМА ПРЕСС, 1994. – С. 156.
[21] Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России. / Абсолютизм в России . XVII–XVIII века. М., 1964. – С. 81.
[22] Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. – С. 53.
[23] Указ Петра I "Привилегия о рудах и минералах" от 10 декабря 1719 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://www.prombez-ekat.ru/GGTN/GGTN.htm
[24] О восстановлении жалованной дворянству грамоты. Манифест от 2 апреля 1801 г. // ПСЗ 1-e. Т. XXVI. № 19 810.
[25] Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство, 1999. – С. 67.
[26] Свод законов Российской Империи 1832г.//[Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://civil.consultant.ru/code/
[27] Внутренняя и внешняя политика Николая I.// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://onzpi-co1.narod.ru/index/q20/q20.htm
[28] «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний по общему учреждению управляемых». [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://www. mvdrb.ru/index.php?page=264
[29] «Учреждение судебных установлений»/ Хрестоматия по истории государства и права России.- М.:ПРОСПЕКТ, 1999.- С.256
[30] «Устав о воинской повинности»/ Хрестоматия по истории государства и права России.- М.:ПРОСПЕКТ, 1999.- С.262
[31] Тютрюмов И.М. /Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. [Электронный ресурс]/ Режим доступа://http://civil.consultant.ru/elib/books/35/page_30.html
[32] Корелин А. П. Дворянство в пореформенной России, 1861–1904 гг.: Состав, численность, корпоративная организация. М., 1979. С.50
[33] Дроздов И. Г. Судьбы дворянского землевладения в России и тенденции к
его ликвидации. Пг., 1917. С.14, 28–29.
[34] Баринова Е.П. Стратификация дворянства в начале XX в.// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://old.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/reg_ist/pov_kr/docs/09.pdf
[35] Тамбовское губернское дворянское собрание. Тамбов, 1908. С. 18, 24.
[36] Декрету ВЦИК от 10(23) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/soslov.htm