Содержание
Введение3
Глава 1. Соглашения о оказании международной правовой помощи4
Глава 2. Коллизионные вопросы в области семейного права13
2.1. Семейный кодекс Российской Федерации об отношениях, осложненных иностранным элементом13
2.2. Международные договоры в области брачно – семейных отношений22
Глава 3. Правовая помощь по гражданским и торговым делам: международное сотрудничество24
Заключение28
Список источников и литературы29
Выдержка из текста работы
Сотрудничество государств в области оказания правовой помощи является важной формой международного сотрудничества в правовой сфере. Основными целями такого сотрудничества являются: обеспечение законных прав и интересов своих граждан и юридических лиц; борьба с уголовной преступностью; содействие эффективному отправлению правосудия. Оказание международной правовой помощи осуществляется на основе специальных двусторонних и многосторонних договоров, заключаемых суверенными государствами как основными субъектами международного права.
Государства оказывают друг другу помощь по гражданским и семейным делам путем проведения процессуальных действий, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем составления, пересылки и вручения документов. Кроме того, государства предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения.
Объем помощи зависит от состояния международных связей и отношений с конкретной страной. Международные соглашения могут заключаться по всему комплексу отношений, традиционно относимому к правовой помощи или по конкретным вопросам. Кроме того, соглашения об оказании международной правовой помощи могут содержать нормы, устраняющие коллизии законодательства договаривающихся государств.
В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сотрудничества по оказанию правовой помощи на основании международных договоров. Это в полной мере относится и к России, которая всегда проявляла активность в этой сфере и являлась участницей основных универсальных конвенций, региональных соглашений и двусторонних договоров о правовой помощи.
Глава 1. Соглашения о оказании международной правовой помощи
Российская Федерация участвует во всех важнейших универсальных соглашениях относительно оказания международной правовой помощи. Она является участницей: Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года, Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года, Гаагской конвенции о получении за границей документов по гражданским или торговым делам 1970 года, Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, а также Берлинской конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 года.
В рамках Совета Европы Россия участвует в Европейской конвенции о выдаче 1957 года и двух дополнительных протоколов к ней — 1975 и 1978 годов, в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и дополнительного протокола к ней 1978 года, а также в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 года.
Большое значение для России имеют двусторонние договоры по вопросам оказания правовой помощи. Российская Федерация на сегодняшний день имеет оформленные отношения в этой сфере более чем с тридцатью государствами, и работа в данном направлении продолжается. В то же время у России нет договоров о правовой помощи с Великобританией, Германией, Израилем, Швейцарией, Японией, со многими странами Латинской Америки, хотя на практике часто возникает необходимость взаимодействия в этой сфере международных отношений.
Основополагающим фактором в создании института правовой помощи на территории СНГ явилось заключение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее — Минская конвенция). Именно этот обширный и многоплановый международный документ заложил правовые основы для сотрудничества в данной сфере.
В 1997 году в Москве страны СНГ подписали Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее — Протокол 1997 года), которым внесены изменения и дополнения. Протокол 1997 года, как и Минская конвенция, ратифицированы Россией соответствующими федеральными законами.
При выборе способов решения тех или иных конкретных вопросов правовой помощи Минская конвенция исходит из стремления сохранить существовавшие ранее в едином правовом пространстве близкие правовые связи, в то же время учитывая, что теперь речь идет уже о самостоятельных независимых государствах.
Факт заключения Минской конвенции не повлияет на уже действующие международные договоры о правовой помощи, поскольку она не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ее договаривающиеся стороны (ст.82).
Структурно Минская конвенция состоит из преамбулы и 87 статей, объединенных в 5 разделов, 3 из которых поделены на части. Цели ее заключения изложены в преамбуле. Наличие преамбулы характерно для международных договоров вообще и для соглашений об оказании межгосударственной правовой помощи в частности. В преамбуле указываются цели заключения соглашения, принципы взаимоотношений, в ней также обычно отмечается наличие дружественных отношений между государствами и желание развивать сотрудничество в дальнейшем.
Право каждого на равную защиту закона, в том числе на справедливое беспристрастное судебное разбирательство, было впервые закреплено на международном уровне во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Признание этого права мировым сообществом послужило основой для активизации сотрудничества государств в правовой сфере.
Основные принципы Декларации были закреплены на региональном уровне при заключении соответствующих соглашений. В рамках Совета Европы, например, указанные положения, были развиты и конкретизированы в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
Поскольку наличие у человека прав и основных свобод не зависит от его гражданства и места постоянного проживания, принципиальные положения упомянутых международных документов в полной мере должны распространяться на всех лиц, находящихся под юрисдикцией любого государства. Положения о предоставлении иностранцам правовой защиты наравне с собственными гражданами содержатся в действующем законодательстве большинства современных государств. Так, в ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Хотя процессуальные права иностранцев регулируются внутренним законодательством, суверенные государства стремятся закрепить правовой статус своих граждан на международном уровне. Многие международные соглашения об оказании правовой помощи, заключенные во второй половине XX в., содержат положения, согласно которым договаривающиеся стороны предоставляют своим гражданам на взаимной основе национальный режим.
Специальную норму о свободном доступе иностранных граждан и юридических лиц в суды содержат и договоры о правовой помощи, и Минская конвенция. Эти лица имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды другого договаривающегося государства, выступать в них, возбуждать ходатайства и предъявлять иски на тех же условиях, что и граждане данного государства.
Согласно положениям Минской конвенции граждане договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на их территориях, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав равной правовой защитой. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения юстиции других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.
Положения Минской конвенции относительно освобождения от уплаты и возмещения судебных и издержек, а также пользования бесплатной юридической помощью полностью соответствуют общепризнанной международной практике, в частности ст.17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года.
Граждане договаривающихся государств могут на равных основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями договаривающихся государств (ст.25 Гаагской конвенции).
Главной правовой проблемой судебных дел с иностранным элементом является проблема юрисдикции. В широком смысле юрисдикция государства означает исключительное правомочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета государства. В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рассматривать дела, отнесенные …
**************************************************************