Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты правовой культуры…………………………………5
1.1. Сущность правовой культуры………………………………………………5
1.2. Структура, функции и виды правовой культуры…………………………..6
2. Правовой нигилизм и правовой фетишизм…………………………………10
2.1.Правовой нигилизм: понятие, источники и формы выражения………….10
2.2. Правовой фетишизм………………………………………………………..16
3. Анализ проявления правового нигилизма на примере
Костромской области……………………………………………………………18
3.1. Исследование проявления различных форм правового нигилизма……..18
3.2. Оценка весомости форм проявления правового нигилизма……………. 20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………25
Приложение………………………………………………………………………26
Выдержка из текста работы
В современной отечественной юридической науке к настоящему времени уже созданы основы общей теории правосознания. Однако интерес к проблематике правосознания, юридического мышления и правовой культуры продолжает возрастать. Реформы последнего десятилетия, сопровождаются не продуманным копированием западных, политических и правовых институтов, привели к конфликтам между официальными и народными правовыми представлениями, взглядами, идеалами. Обнищание народа и процесс его отчуждения от государства негативно сказываются и на правосознании населения: правоохранительные органы, система правосудия, законы и подзаконные нормативные акты всё чаще воспринимаются населением с опасением и недоверием, отрицательной реакцией. Данная ситуация актуализирует новые исследования правосознания, образовательно-воспитательной работы с населением. Отрицательный результат политики заимствования готовых решений подталкивает к изучению самобытности российской правовой культуры и юридического менталитета. Это необходимо для разработки собственной стратегии правового развития российского общества и выхода из создавшегося кризиса.
Русские мыслители не верили в силу и успешность внешних реформ без душевного и духовного совершенствования человека. «Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза, никакое «избирательное право», — писал известный русский правовед, философ Иван Александрович Ильин.
«Нравственным началам должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления правосудия», — утверждал и знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони.
Вот те мысли, которые они завещали нам. Не может в России право существовать само по себе, в холодном отъединении от народной жизни и ее идеалов, представлений о справедливости. Наше право должно и воспитывать и одновременно опираться на то лучшее, что есть в наших людях. Только тогда в обществе человек будет равен человеку!
Тема курсовой работы очень актуальна, всё чаще и чаще поднимаются вопросы связанные с правовой культурой и правовым нигилизмом нашего государства, президент Дмитрий Анатольевич Медведев, неоднократно выступал с постановкой этих проблемных вопросов и предложениями по их решению, очень много статей на данную тему в средствах массовой информации с известными юристами, политиками и др.
Целью моей работы было раскрыть понятие правосознания и правовой культуры общества, способы их формирования, а так же правового нигилизма — истоки его появления и пути преодоления.
Глава 1. Правосознание: понятие, виды, уровни
Понятие «правосознание» производно от понятия «сознание». Сознание — это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно — исторических условий формирование человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, выступающая высшим уровнем отражения действительности. Осознанная и волевая деятельность человека предполагает осознание существующих моральных устоев, традиций взаимосвязей, ценности и выработку к ним внутреннего психологического отношения. Само сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности (положительным, отрицательным, безразличным и т.д.) в обществе существуют различные формы общественного и индивидуального сознания: политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое.
«Правосознание — это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации».
Правосознание имеет общую с правом природу и в силу этого вторично по отношению к существующим общественным отношениям, так как формируется под непосредственным воздействием потребностей и интересов общества, различных социальных групп, и отдельных индивидов, но, сформировавшись, само начинает оказывать воздействие на существующие в обществе отношения. Оно определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, существующими правовыми традициями.
Правосознание есть у каждого человека, осознающего, что кроме него на сете существуют и другие люди. Именно охарактеризовал сущность правового сознания русский учёный А.И.Ильин, полагавший, что каждый человек — осознанно или нет — считается (или должен считаться) с правами другого человека и согласовывает своё поведение с интересами других людей, общественным и государственным благом. Другой правовед, Л.И. Петражицкий, обращал внимание на то, что каждый человек может осознать в себе правовые эмоции, мотивы, чувственные и интуитивные акты. Например, человек (заёмщик), который занял денег у другого человека на определённый срок, испытывает с приближением срока возврата суммы займа всё большие эмоциональные переживания своей обязанности перед другим лицом по причине осознания правомочия этого лица требовать возврата займа. Психические переживания в данном случае будут иметь правовой характер, так как противоположная сторона имеет право, а должник имеет обязанность по договору займа. Соответственно моральным будет переживание в случае, не связанном с осознанием правомочия противоположной стороны, например в случае подачи милостыни.
Правосознание классифицируют на виды по различным основаниям. В зависимости от уровня проникновения в сущность права, глубины охвата правовых явлений и носителям смотрите схему:
Рисунок 1.1 — Классификация видов правосознания
Рассмотрим виды правосознания, выделяемые с точки зрения его носителей (субъектов). Прежде чем, общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации — работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.
Индивидуальное правосознание — это представления, взгляды, эмоции отдельного человека, индивида. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания.
В связи с осознанием необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику, правосознание делится на три уровня.
Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях.
Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении — одна из бед нашего общества.
Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
Роль правосознания в общественной жизни:
фактор правотворчества, совершенствования законодательства;
способствует формированию и развитию правовой культуры должностных лиц и населения;
условие полного и точного соблюдения законов, активности людей в отстаивании своих прав и свобод, в поддержании правопорядка, борьбе с правонарушениями
Да, сегодня отношение к закону у нас подобно отношению к статуе Фемиды. Люди с почтением смотрят на нее, проходя мимо, порой даже снимают шляпы, но тут, же забывают о ее существовании.
Правда, некоторые потом очень удивляются, когда Фемида призывает их к ответу.
Глава 2. Структура правосознания
Структура правосознания — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающих целостность правосознания, его развитие и функционирование. В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии) рис. 2.1.
[Введите текст]
Рисунок 2.1 — Структура правосознания
Правовая идеология — это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний — все это относится к области правовой психологии.
Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.
Глава 3. Правовая культура: её связь с правосознанием
Государство и право в современном мире находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с общечеловеческой культурой. В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования.
«Правовая культура — это определённый уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом». Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков правового государства.
Правовая культура представляет собой совокупность знаний и навыков, умение применять их на практике, обеспечить законность в обществе. Высокая правовая культура предполагает убежденность личности в важности права и избранных средств его реализации, ответственности за то, что делают субъекты юридической организации государства. Следует заметить, что граждане станут доверять правозащитнику при условии, когда будут полностью уверены в том, что опыт, знания и убежденность юриста, достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы в целом всегда надежно реализуется в конкретной ситуации.
При таком понимании правовой культуры в поле зрения попадает сама юридическая практика, то, как она реализуется на деле, насколько обстоятельно и ответственно протекает деятельность организаций, учреждений и отдельных личностей.
Правовую культуру, так же как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности.
3.1 Правовая культура общества
Правовая культура общества представляет собой общий уровень правовой дееспособности общественного организма, выражающийся в защищенности прав и свобод граждан. В правовой культуре общества, наряду со знаниями и способностями применять их на деле, важную роль играет фактор восприятия личностью закона и всей правоохранительной системы в целом. Такое восприятие существенно важно, когда оно исходит от юриста. На основе правового восприятия постепенно в обществе формируется правовое предвидение. Оно по своей сущности выступает, с одной стороны, показателем правовой надежности и состоятельности общества, а с другой — своеобразной психологической гарантией проявления законности в нем.
Важно подчеркнуть, что правовое предвидение, правовое восприятие и другие правовые рефлексии закона и законности являются весомыми показателями уровня культуры. Они определяют в сознании личности и социальных групп высокую законопослушность, формируют соблюдение закона или же, напротив, заранее оправдывают его нарушение со стороны граждан, государства, должностных лиц и самих юристов.
Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:
уровень правосознания и правовой активности общества;
степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.)
степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами:
реальной потребностью в праве;
состоянием законности и правопорядка в стране;
степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования;
уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц;
соотношением общечеловеческого и общенационального в праве;
эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищённостью прав личности и т.д.
Реальный уровень правовой культуры, ее качества и особенности отражаются в основных элементах правозащитной системы, представленной судом, прокуратурой, милицией и т.д. Они пронизывают само право и правовые отношения, законность и правопорядок, законодательную и правоприменительную деятельность. В своем поступательном развитии правовая культура соотносится с динамикой цивилизованного процесса, тесно взаимодействует с другими областями (видами) общечеловеческой культуры. Для юриста, его профессиональной деятельности, особенно важна взаимосвязь правовой и нравственной культуры, что способствует оптимизации и эффективности его профессиональной деятельности.
3.2 Правовая культура личности
Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Она означает правовую образованность человека, включая правосознание, умения и навыки пользоваться правом, подчинения своего поведения требованиям юридических норм.
Включает в себя следующие основные элементы:
знание и понимание права;
отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению;
навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод.
Правовая культура личности непосредственным образом вплетена в правовую культуру общества. Она отражает степень ее прогрессивного развития и воплощает в себе способность обеспечить правомерную деятельность личности.
Данный процесс но своему характеру двусторонен и обеспечивает развитие, как правовой культуры общества, так и профессиональной (применительно, например, к деятельности юриста). Начало этого движения коренится в личностной сфере, когда появляется неудовлетворенность существующим положением дел. Затем наступает потребность в новых формах правовой деятельности. Они — важная предпосылка перехода личностной правовой культуры юриста на более высокий уровень. Затем формируются условия для овладения новыми подходами и опытом других юристов для нахождения более справедливых отношений права.
Правовая культура выступает специфическим средством теоретической и практической деятельности людей. И примеры такой деятельности демонстрируют юристы. Истоки подобного движения находятся, как правило, в недовольстве существующим в обществе положением дел со стороны граждан. Именно они страдают больше всего от противозаконного действия преступников и, в немалой степени, от тех, кто призван защитить их от преступления. Разница заключается в том, что защиту от преступников можно ждать от работников суда, прокуратуры, милиции. Защиту же от низкой правовой культуры сотрудников юридической организации общества искать практически негде. Поэтому правовая культура выступает, с одной стороны, главной предпосылкой эффективности юридической деятельности, а с другой — предметом особого внимания со стороны всех юристов.
3.3 Функции правовой культуры
правосознание нигилизм правовой культура
Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько функций:
познавательно-преобразовательную;
праворегулятивную;
ценностно-нормативную;
правосоциализаторскую;
коммуникативную.
Познавательно — преобразовательная функция подчинена задаче формирования правового государства и гражданского общества, интегрирование общественных, групповых и личных интересов, постановке человека в центр общественного развития, правовой и нравственную справедливость.
Праворегулятивная функция обеспечивает устойчивое и динамичное проявление всех элементов правовой системы. На этой основе она осуществляет консолидацию и гармонизацию общественных отношений, очерчивает границы социальных контуров и поведения людей. Благодаря ей правовая культура упорядочивает отношения между людьми в обществе и определенным образом их нормирует.
Ценностно-нормативная (аксиологическая) функция дает возможность оценить различные общественные явления и процессы, предлагая с этой целью специфические правовые критерии и оценки. Наряду с этим, она дает возможность оценить сами правовые нормы и другие элементы, составляющие в совокупности уровень правовой культуры конкретного общества. Ценностно-оценочный подход применим к праву, законности, правопорядку, механизму правового регулирования в государстве, а также поведению и деятельности личности и социальных групп.
Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс влияет правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.
Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в правовой сфере. Она имеет специфические векторы своего реального осуществления, которые позволяют правовой культуре развиваться в направлении преемственности между различными поколениями. В тоже время она обеспечивает связь различных правовых культур, существующих в одном интервале неодинаковых государственных систем. Благодаря такой связи, правовая культура общества, конкретной юридической организации и ее субъектов может обогащаться за счет пространственно-временного и содержательно-формального поиска правовых открытий, инноваций, прецедентов.
Правовая культура выступает специфическим средством теоретической и практической деятельности людей. И примеры такой деятельности демонстрируют юристы. Истоки подобного движения находятся, как правило, в недовольстве существующим в обществе положением дел со стороны граждан. Именно они страдают больше всего от противозаконного действия преступников и, в немалой степени, от тех, кто призван защитить их от преступления. Разница заключается в том, что защиту от преступников можно ждать от работников суда, прокуратуры, милиции. Защиту же от низкой правовой культуры сотрудников юридической организации общества искать практически негде. Поэтому правовая культура выступает, с одной стороны, главной предпосылкой эффективности юридической деятельности, а с другой — предметом особого внимания со стороны всех юристов.
Глава 4. Правовой нигилизм: истоки, пути его преодоления
Уровень правовой культуры, способен значительно понижаться и даже деградировать под воздействием каких-либо политических и социально-экономических потрясений, непродуманных реформ, как, например, перестройки и псевдодемократических преобразований, которые выпали на долю нашей страны в конце 20 века, что привело к разрушению Советского Союза, к разорению экономики, сельского хозяйства, науки, образования, культуры, к ослаблению всех государственных и муниципальных институтов, к пренебрежению закону, к обнищанию значительной части россиян.
В эти трудные годы во многих местах и во многих случаях торжествовала ни правовая культура, а ее антипод правовой нигилизм. И по сегодняшний день он сохраняет существенную угрозу безопасности страны.
«Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву и иным формам юридической организации социальных связей, разновидность деформированности индивидуального или коллективного правосознания и правовой культуры».
Правовой нигилизм проявляется в многообразных формах таких как:
сознательное преднамеренное нарушение действующих правовых предписаний, совершение правонарушений рядовыми гражданами и должностными лицами;
массовое уклонение от неисполнения предписаний и законодательства, обход требований заходов, стремление реализовать свои интересы и потребности вне «правового поля»;
подмена законности экономической, политической или иной целесообразностью;
частые изменения действующих нормативных правовых предписаний, обусловленные кратковременными интересами правящей государственной элиты;
умышленное неприятие необходимых правовых актов и несовершение необходимых юридически значимых деяний;
преднамеренное создание противоречивых и проблемных правовых актов;
сознательная конфронтация органов власти и должностных лиц разных уровней власти и др.
Правовой нигилизм — это комплексное социально-деструктивное правовое явление, которое масштабно деформирует большинство сфер политической, общественно-правовой, культурной жизни общества и государства, оказывает негативное влияние на формирование правосознания широких масс граждан.
Правовой нигилизм присущ в той или иной мере всем обществам. Но, приобретая массовый характер, затрагивая в значительной части государственные и муниципальные органы власти и управления, интеллигенцию, средства массовой информации он может представлять серьезную опасность.
В день инаугурации, 7 мая, Президент Дмитрий Медведев заявил о том, что Россия должна добиться уважения законов и преодолеть правовой нигилизм. Это одна из важнейших задач, стоящих перед государством. Главная, на мой взгляд, проблема в том, что сейчас граждане не знают или не хотят знать законов своей страны, а также соблюдать и уважать их.
Каковы же причины широкого распространения правового нигилизма в современной российском обществе? Рассмотрим лишь некоторые из них:
Низкий уровень правовой грамотности общества юридическое невежество.
Актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что «народ, не знающий своей страны, ведёт внеправовую жизнь или довольствуется…неустойчивыми зачатками права. …Народу необходимо и достаточно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права… Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права».
Народ не знает законов. Этим активно пользуются чиновники различного масштаба. Тем более, иногда действительно легче дать взятку, чем ждать решения по своему делу месяцами. Возникает благодатная почва для коррупции, различных махинаций. Над этими проблемами бьются уже несколько десятилетий.
«Российская газета» опубликовала мнение Министерства образования и науки РФ — лишь треть выпускников юридических факультетов получают качественное образование. Еще треть выпускников могут «подтянуть» знания, если сами займутся дополнительным образованием. Оставшаяся часть выпускников является «некачественными специалистами», возможно из-за нежелания учиться.
Особенности национальной психологии и культуры, допускающей неуважительное отношение к праву.
«Правовой нигилизм — явление неоднозначное. Истоки следует искать в менталитете русского человека. Кроме того, государство, на мой взгляд, ничего не делает для преодоления правового нигилизма. Сейчас сделаны только первые шаги. На ментальном уровне ничего не предпринимается. Уважение к законам невозможно внушить сразу, это можно сделать только через несколько поколений. Я полагаю, противопоставлять западное и российское общество недопустимо, менталитет и психологические особенности людей надо учитывать, — Крапивина О.Н.
— Ребенка нужно с детского сада приучать к позитивному отношению к праву. Судебное решение принимается по существующему законодательству, а не исходя из интересов той или иной личности. Справедливо или несправедливо это решение, но оно будет принято в соответствии с законом. Бывает так, что решение вынесено, но не исполняется. Как заставить человека его исполнять? Существуют альтернативные (негосударственные) способы разрешения правовых споров и конфликтов. К таким способам относятся переговорный процесс, посредничество, третейское разбирательство, достижение мирового соглашения. С их помощью можно примирять стороны исходя не из права, а из достижения общего консенсуса. Еще до революции молодые московские адвокаты по заданию Сената изучали эмпирику — исполнение законов в провинции, осуществление общинного правосудия. Известно, что в селах существовал совет старейшин, к которому народ обращался за помощью. Он решал споры по справедливости. Я считаю, что альтернативное разрешение споров и процессов — один из способов борьбы с правовым нигилизмом, — Худойкина Т.В.».
Кризисное переходное состояние всех сфер общественной жизни;
Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное состояние российского общества. Социальная напряжённость, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявления правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.
Президент Дмитрий Анатольевич Медведев в своём выступлении отметил: «… Мы должны добиться такой стабильности в государстве, чтобы никто не испытывал страха перед будущим. Только тогда можно мотивировать людей задуматься о том, что противозаконно не платить налоги или брать взятки».
Несовершенство законов
Очевидность несовершенства законов миллионы граждан хорошо видят и ощущают в своей повседневной жизни.
Конституция РФ была призвана стабилизировать обстановку, создать необходимые предпосылки для нормальной деятельности всех государственных и политических институтов. Проблема, однако, состоит в том, что принятая Конституция имеет недостаточную (минимальную) легитимность и социальную базу, что затрудняет достижение на ее основе прочного гражданского мира и согласия. Юридически же жить по ней обязаны все. У значительной части населения налицо конфликт между внутренним убеждением и внешней необходимостью соблюдать Основной Закон.
«На Конституцию у нас, мягко говоря, никто не молится, включая и первых лиц. Если она мешает, её игнорируют. Соответственно нет и конституционной законности, а есть конституционный нигилизм, а есть конституционный нигилизм, неуважение к главному закону государства. Этот закон сразу же после его принятия стал нарушаться всеми структурами власти. Нарушается и в настоящее время. Более того, он не известен большинству россиян. Борис Николаевич Ельцин в своём радиообращении 15 февраля 1997г. признал: «Знаю, не многие наши граждане читали текст нынешней Конституции». А ведь принятую Конституцию в школе должны были изучать отдельным предметом.
К сожалению, Конституция РФ четко не разграничивает предметы законотворчества и указотворчества, не оговаривает, что законы обладают высшей юридической силой (верховенством). В ней лишь говорится, что «указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».
В частности, много замечаний, как у руководителей страны, так и у общественности к земельному, экологическому и градостроительному законодательству, к закону о малом бизнесе и другим. По оценкам экспертов, каждый седьмой закон содержит серьезные ошибки. О юридической технике многие просто забыли, путают параграфы, части документа. А в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления существенных ошибок еще больше. Об этом говорится уже многие годы, однако положение в лучшею сторону меняется очень медленно. Все это создает трудности в правоприменительной практике, нарушает права граждан и организаций.
Несовершенство законов усугубляется низким уровнем правоприменительной практики со стороны исполнительных органов всех трех уровней власти. К сожалению, деятельность, в том числе Правительства РФ и его федеральных органов, не всегда служит примером ответственного подхода к этому важному вопросу. Так, в середине 2005 года депутаты Государственной Думы обнаружили, что за семь последних лет из 11 решений Конституционного Суда РФ, по которым Правительство обязано было внести не позднее трех месяцев проект в Госдуму, ни одно из них не исполнено. А ведь затяжка исполнения признанного неконституционным какого-то положения часто порождает правовой вакуум, нарушает права и свободы гражданина.
Сложилась крайне неблагоприятная и опасная социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антиправовые устремления субъектов. К сожалению, правовой нигилизм не спадает, а прогрессирует.
Основные пути преодоления правового нигилизма:
повышение общей и правовой культуры граждан;
повышение нравственности;
правового и морального сознания граждан;
совершенствование законодательства;
профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;
упрочнение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
уважение и всемерная защита прав личности;
массовое просвещение и правовое воспитание населения;
подготовка высококвалифицированных кадров юристов;
скорейшее проведение правовой реформы и другие.
«Председатель думского Комитета ГД РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель правления Ассоциации юристов России Павел Крашенинников озвучил основные направления в работе юридического сообщества по правовому просвещению граждан. Работу можно разбить на несколько направлений.
Первая — работа со СМИ.
В настоящее время помимо издания печатных СМИ ассоциация занимается совместно с НТВ+ созданием собственного телеканала с условным названием «Право-ТВ». Но очевидно, что далеко не у всех есть возможность установить у себя спутниковую тарелку. Поэтому часть правовых программ мы будем предлагать федеральным и региональным телекомпаниям. Причем они будут коренным образом отличаться от того, что показывает сегодня телевидение. В них не будет насилия и судебных «мыльных опер», разыгрываемых актерами. Мы намерены показывать репортажи с реальных судебных процессов и говорить о проблемах, которые по-настоящему волнуют людей…
Второе направление — создание общественных юридических приемных, куда может обратиться любой желающий и получить бесплатную квалифицированную помощь. Причем не обязательно это должен быть офис, в котором постоянно сидят консультанты. Специалисты уже сейчас выезжают в воинские части и колонии, где ведут прием граждан… Правовой нигилизм служит одним из главных тормозов развития правового государства и реализации национальных проектов. И наша ассоциация будет вплотную заниматься этой проблемой… Наше участие в становлении гражданского общества предполагает две составляющие.
Первая — нормотворчество, вторая — пропаганда и правовой мониторинг».
Ясно одно, что правовой нигилизм нельзя ликвидировать немедленно, для этого потребуется достойно воспитать не одно поколение. Борьба с нигилизмом напрямую связана с выходом общества из кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Также многое зависит от каждого человека.
Заключение
Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.
Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание, как одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.
Одним из основных направлений в деле повышения правовой культуры общества должно быть правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях.
Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.
Тем более важно обучать этому, будущих юристов — профессионалов, чтобы основной целью своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Формирование правовой культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.
Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры.
Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.
Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство.
Ещё классики утверждали: есть два способа разложить нацию — наказать невиновных и не наказывать виновных. У нас допускается и то и другое.
Устранение этих уклонов — один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. — Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004. — 48 с.
2. Алексеев С.С., Перевалов В.Д., и др. «Теория государства и права» учебник.; изд-во «Норма», 2009г.- 496 с.
3. Ильин И.А. «О сущности правосознания». М., 1993 г.
4. Малько А.В. «Теория государства и права»: учебник — 3-е изд., — М.: КНОРУС, 2008. — 297 с.
5. Малько А.В. и др. «Большой юридический словарь». — М.: Проспект, 2009. — 704 с.
6. Матузов Н.И., Малько А.В «Теория государства и права»: курс лекций- 2-е изд., М.:Юристъ, 2001г. — 636 с.
7. Мордовец А.С., Синюков В.Н. «Теория государства и права: учебник». — М., 2005. — 488 с.
8. Закатнова А. «Одиннадцать забытых» //Российская газета, 2005, 27 июля, с.3-4.
9. Кузьмин В.В. «В обществе Дмитрия Медведева»// Российская газета № 012 2008 г., с. 1.
10. Кузьмин В.В. «Закон без лозунгов» //Российская газета, 2008, с. 2.
11. Круглый стол «Работа правовой системы России — проблемы правотворчества и правоприменения» // «Голос МГУ» №23 (2242) 2008г., с. 3-4.
12. Матузов Н.И. «Правовой нигилизм и правовой идеализм»// Правоведение, 1994 №2.
13. Шаров А. «Телевизионное право» // Российская газета №100 2007г. — с.1.
14. Ямшанов Б. «Ошибка в законе». // Российская газета, 2007, 7 декабря, с. 3.
Размещено на