Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ6
1.1 Правосознание и правовая культура6
1.2 Структура, виды и функции правовой культуры11
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА16
2.1 Развитие правовой культуры16
2.2 Правовое воспитание22
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
ЛИТЕРАТУРА31
Выдержка из текста работы
Библиография.
Ларра был сыном женщины и орла. Он презирал людей,считал себя первым на земле. Он был гордым и высокомерным. Однажды он убилдевушку за то, что та отказала ему в любви. Узнав об этом, люди придумалисамое страшное наказание, которое только может выпасть на долю человека. Ониоставили его в одиночестве. Его жизнь превратилась в бесконечную муку для него…
В этой притче высказана мысль о том, что «жить вобществе и быть свободным от общества нельзя».[1]Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций.От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишаетсявсякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным исправедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствуетусвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплениивысокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий ипоступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развитияличности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой,как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушениязакона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорированияправа остаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в видеайсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды.Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способыеё формирования. В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепциитакого явления как правовая культура, её структурные компоненты и путипреодоления проблем, встающих на пути её формирования. Автор попытался внестисвой вклад в решении общественной задачи: повысить уровень правовой культурыкаждого человека, живущего в обществе. Преодоление недостатков в процессе формированияправовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развитияобщества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознанияграждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важноиметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельныхлюдей, который такими недостатками вызывается.
I. Общее понятие термина«правовая культура» общества.
1.1. Определение правовой культуры.
Правовое сознание даёт представление о духовныхценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается вчувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснитьмеханизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоитьтакую категорию как правовая культура. Эта категория используется дляхарактеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры обществаизучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалови достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека истепень его защищённости в данном обществе.
«Правовая культура — этокачество правовой жизни общества и степень гарантированности государством иобществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение правакаждым отдельным членом общества».1
Под правовой культуроймы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятияправовой действительности», а также «надлежащую степень знания населениемзаконов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правоваякультура включает в себя «специфические способы правовой действительности(работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)»2,законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовойдеятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность.Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлениюколеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений — поканепревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».3
Правовая культура можетбыть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностныесвойства и качества, и общественной, когда обращается внимание нафункционирование социального организма в его целостности. «В правовой культуреиндивида присутствуют элементы её логической структуры — нормативные сужденияили деонтические модальности, включающие такие модальные операторы, как«обязательства», «разрешено», «запрещено». Нормативные суждения складываются нафундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правовогоповедения личности».1
1.2. Структурныекомпоненты правовой культуры.
Правовая культура человека — сложноепсихологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества,государства. И для того чтобы воспитать в себе высокую правовую культуру,необходимо представить себе это явление в существенных чертах и понять егозначение для общества и отдельного человека. Итак, представим себе правовуюкультуру в виде дома, «фундаментом» которого будет являться нравственныевзгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений имипользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувствозаконности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентомявляется правовая деятельность, которая содействует укреплению законности иправопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм.Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности,характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правовогорегулирования, а не каких-то отдельных направлений. Рассмотрим каждый из этихуровней отдельно и вычленим определяющие их факторы…
Правовая культура формируется постепенно. Сначалазакладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляютсяпредставления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми.Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми.Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного,административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и фактыистории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколькоинформировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные,профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовыефеномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры прирешении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформироваласьправовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровеньограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовымиявлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правоваякультура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь сявлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное,но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметьоценить их с юридической точки зрения.
Однако, было бы ошибкой рассматривать правовуюкультуру на обыденном уровне как дефектную, второразрядную. Это становитсяпонятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правоваякультура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется настадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни присоблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав ипредставляет собой огромный массив правомерного поведения».1 Правоваякультура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан пореализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговойдекларации о совокупном годовом доходе).
Уровень развития правового сознания населения долженбыть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы.При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями иявлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Имсвойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладатьсистемой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуютразрешению сложных ситуаций.
Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательнойосновы жизни общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органамитребуют достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры, которая всвою очередь вырабатывается коллективными усилиями учёных-философов, социологов,юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должнызаниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдениемдемократических принципов. Правоприменение, «властная деятельностьгосударственных органов, осуществляющих индивидуальное регулированиеобщественных отношений на основе закона с целью его реализации»1,является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качествоправоприменительной деятельности зависит от структуры государственногоаппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма икультуры правоприменителя. Следует заметить, что совершенствование структурынужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий егонезависимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительныхорганов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России —правосудия.
Профессор Корельский обозначил ещё один, высший наего взгляд, уровень правовой культуры — уровень развития всей системыюридических актов, «т.е. текстов документов, в которых выражается изакрепляется право данного общества»2. Закон должен быть непротиворечивым,понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован вдоступном для населения источнике. Система законодательства, основой которойявляется конституция государства, имеет большое значение для оценки правовойкультуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развитияне только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. Подошедшим до нас памятникам права историки могут судить о правовой атмосферетого времени.
Укажем на очень важную правовую тонкость, пониманиекоторой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть(частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательствопостоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «поканормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными дляисполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела,ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.»1.Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.
На данном уровне правовой культуры существует массапроблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовомотношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть егонедостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеетправа сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.
Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены междусобой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённыенаучными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовойдеятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в своюочередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.
1.3. Факторы,определяющие высокий уровень правовой культуры.
Правовая культураподвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокойправовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Приэтом следует иметь в виду, что для одного общества на определённом этаперазвития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Эторезультат того, что «разные люди, разные общности людей, политические партии,лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оцениватькультурные достижения в государственно-правовой сфере».1 Инымисловами, существует проблемы в достижении единства интерпретации правовыхявлений в качестве культурных ценностей. Тем не менее, эти препятствияпреодолимы. История выработала некоторые критерии оценок, на основе которыхсоздаётся возможность для определения основных направлений повышения правовойкультуры. К ним относятся:
ü «формирование чувств права изаконности;
ü освоение достижений логико-правовогомышления;
ü совершенствование законодательства;
ü повышение уровня правовойдеятельности;
ü увеличение объёма и качественноесовершенствование правопослушного поведения;
ü совершенствование юрисдикционной или инойправоприменительной деятельности;
ü разделение полномочийзаконодательных, исполнительных и судебных учреждений;
ü изучение памятников права иправоприменительной практики как основы юридического образования».2
Повышение уровня правовойкультуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподаваниеправа в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащеекадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных иправоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоёвнаселения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровеньправовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условийразвития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовойнигилизм.
Развитость и совершенство государственного аппарата— показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам,участвующим в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования.Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлятьправовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органоввласти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдение демократическихи юридических процедур при правотворчестве. В центр политики должны бытьдуховно свободные, творческие личности. Однако, «в фокусе правовой деятельностидолжностных лиц остаются вместе с тем общегосудаственные интересы вопрекиинтересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся ксобственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок».1Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своимположением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая иполитическую и нравственную.
II. Эхо прошлого… (Из истории развитияправовой культуры).
Люди издревле создавали иутверждали законы. Первые из дошедших до нас—законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг.до н.э.). Мы не имеем сведений об отношении к ним живших тогда людей. Но,однако, можно утверждать, что законы обладали силой оружия, силой государства.И ещё — авторитетом богов. Например, в представлении древних египтян правду,справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат. Судьи считались еёжрецами. Древнеиндийские законы Ману, мифического бога — прародителя людей, представляютсобой смесь норм обычного права, моральных норм, религиозных предписаний.Естественно, что люди по-разному относились к праву в зависимости от того,какое место занимали на общественной лестнице. Следовательно, различной посодержанию была их правовая культура. Вместе с тем, понимая несовершенствоправа, ещё в древние времена мудрые люди отмечали полезность многих законов дляустановления порядка, безопасности государства, развития хозяйства. И тогосударство, в котором граждане повиновались законам, могло избежать внутреннихвойн…. В Элладе граждане, достигшие совершеннолетия, давали клятву вединомыслии: «И я буду слушаться властей… и повиноваться установленным законам…И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущуэтого, но буду защищать их один и вместе со всеми».1 Всё этосвидетельствует о высоком уровне правовой культуры древних цивилизаций.
Правовая культурафеодального общества формировалась под влиянием религии и обычаев, ритуалов.Библейские тексты имели силу закона. Средневековое население было безграмотно.Люди верили в различные знамения, чудесные исцеления, видения. Всудопроизводстве часто применялся «божий суд», который в действительностиозначал победу сильного над тем, кто послабее. В качестве права выступала сила.Убийство на поединке, во время турнира, не считалось преступлением. Правымоказывался не тот, кто поступил справедливо, а тот, кто вышел победителем.
Правовая культурасредневековья допускала жестокость как средство обеспечения законопослушания.Иногда насилие принимало обличие закона. «В самом деле, — писал французскийпросветитель Ж.-Ж. Руссо, — первый из законов — это лишь бесполезноесредство, придуманное неглубокими умами, чтобы заменить страхом то уважение,которого они не могут добиться иным путём».1 В буржуазный периодправоведы поднимали вопрос о расхождении в самом содержании права. По ихмнению, право должно было включать в себя правду, справедливость и свободу нетолько во внешних проявлениях, но и во внутренних, т.е. народ должен не тольковыполнять свои обязанности, но и понимать их необходимость, признавать их. ВРоссии правовая антикультура имеет давние и глубокие корни. Трудно быловнедрить веру в непогрешимость и справедливость права. Русский народ понималсвои обязанности лишь по отношению к общине. Вне её он видел насилие над собой,принуждение. «…Вопиющая несправедливость одной части законов вызывала в нёмпрезрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нём в самом зародышеуважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушаетзакон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же поступаетправительство. Это тяжело и печально для нашего времени…».2 Воттакую безотрадную характеристику правовой неорганизованности дал Герцен.
К проблеме формированияправовой культуры обращались многие юристы-мыслители, среди них К.Д. Кавелин,Р.Ф. Иеринг, С.А Муромцев, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, Б.А.Кистяковский и другие. Праву отводилась важная воспитательная роль. «Право вгораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, иличем систематические упражнения воли…. Право — по преимуществу социальнаясистема и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальнаядисциплина создаётся только правом; дисциплинированное общество и общество сразвитым правовым порядком — тождественные понятия».1
Право сыгралонезначительную роль в духовном и культурном развитии русской интеллигенции,состоящей из людей, которые ни индивидуально, ни социально не были воспитаны(не говоря о простолюдинах). По мнению Б.А. Кистяковского «русскаяинтеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нём ценности; извсех культурных ценностей право находилось у неё в большом загоне».2Не могло быть и речи о формировании прочного правосознания и правовой культуры.В связи с этим выдающиеся русские мыслители XIX в. предлагали развить правовую сознательностьпосредством разработки правовых идей в литературе. Можно заметить, что видейном развитии нашей интеллигенции не участвовала ни одна правовая идея, таккак она не была отражена в литературе. Что касается других стран, то уангличан, к примеру, были в соответственную эпоху с одной стороны трактатыГоббса «О гражданине» и о государстве – «Левиафан» и Фильмера о «Патриархе», ас другой — сочинения Мильтона в защиту свободы слова и печати, памфлетыЛильборна и правовые идеи уравнителей – «левеллеров». В немецком духовномразвитии правовые идеи сыграли большую роль. Здесь к концу XVII столетия создалась многовековая традицияблагодаря Альтузию, Пуфендорфу, Томазию. Право признавалось неотъемлемойчастью культуры.
Подобного не было вразвитии нашей правовой культуры. У нас при всех университетах создавалисьюридические факультеты, открывались юридические высшие учебные заведения, но ниодин из представителей преподавательского состава этих заведений не издал никниг, ни статей, ни даже правовых этюдов, которые бы имели широкое общественноезначение и влияли бы на правосознание людей. В области правовых идей работалиЧичерин и Соловьёв, но им не удалось оказать значительного влияния на умырусской интеллигенции. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Ноих мало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русскойинтеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правовогогосударства. Кистяковский в своей статье «В защиту права» говорил о«притупленности правосознания русской интеллигенции… как результат застарелогозла — отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни».1
Исходя из всего этого,можно судить о недостаточно высокой правовой культуре российских граждан.История развития права показывает, что долгое время интерес к правовым идеям вРоссии отсутствовал. Накоплен небольшой запас работ по этой теме, и потому онаактуальна в настоящий момент. Формирование правовой культуры граждан необходимодля постройки правового государства.
III. Задачи формированияправовой культуры.
Государство придаёт большое значение воспитаниювысокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовностиактивно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенныестороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построенииправового общества.
Для формирования правовой культуры необходимоучитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию восновополагающих началах и принципах правовой системы государства».1Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются наотраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — этопринципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства,независимость судей и подчинение их только закону — принципы гражданскогопроцессуального и уголовного процессуального права), основнымиконституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубокопонять общественную сущность права, его разумность и необходимость,способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для значительногорасширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права».2Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, ноорганизованность общественных отношений, их подчиненность общественномупорядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости иполезности правовых установок, их ответственности перед обществом игосударством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано насоциальной зрелости и юридической грамотности граждан».3 Всё этопредставляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкойнормального функционирования гражданского общества с развитой правовойкультурой.
В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективнуюборьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы»1преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувствозаконности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться засправедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействиенесправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например,нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте.Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровнясформированности правовой культуры.
В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактикеправонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона неосвобождает от ответственности»2 и вести борьбу на преодоление правовогонигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такойнигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабойинформированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанномжелании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды приминимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизмследует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причинойподрыва доверия народа к законодателю.
В-пятых, «активизировать правовое поведение». Отактивности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законностизависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеетспособность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
IV. Правовое воспитаниекак средство формирования правовой культуры.
Правовая культура общества нуждается всистематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальномразвитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей,норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовойкультуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовоевоспитание—это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данныйпроцесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебнымизаведениями, обществом в целом.
4.1 Содержание правового воспитания.
Содержанием правового воспитания являетсяприобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободахличности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у гражданустойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовыеценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностьюв процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитанияявляется «создание специального инструментария по донесению до разума и чувствкаждого человека правовых ценностей».1
Рассмотрим основные элементы механизма правовоговоспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культурычеловека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательногопроцесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или инымиконституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда правасредствами массовой коммуникации, художественной литературой.
Другим «важным элементом механизма правовоговоспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы,способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия насознание и поведение личности в интересах правопорядка».1 К нимотносятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия навоспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способычасто применяются в юридической практике.
4.2. Правовое просвещение.
К методам правового воспитания относится правовоепросвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общейправовой культуры. Главная его цель — «воспитание уважения к праву изаконности как ценностной установки широких слоёв населения России»,2овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной июридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальноеправосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов итребований, отвечающих интересам всего общества, государства»3.Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своихправ и обязанностей перед государством и обществом является составной частьюправовой культуры.
Система мероприятий правового всеобуча включает всебя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которыхосуществляют государственные и общественные органы как на коммерческой, так ина бюджетной основе. Задача правового всеобуча — ознакомить население собразцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровеньправовой защищённости, а следовательно и уровень правовой культуры, выше, чем вРоссии. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействиеправового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, таккак невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которыеотсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опытдругих стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогическиезаявления (как политическими лидерами перед населением, так и простымивоспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются напроцессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателягодится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийсячеловек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в областиправовой культуры общества.1
4.3. Роль средств массовой информации в правовомвоспитании.
К формам правовоспитательной работы через средствамассовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальнымвопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон»,комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработанытакие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможныелектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний,научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественногосознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей странеза последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы непользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательныхили иных конституционно необходимых мероприятий.
Серьёзным недостатком нынешней практикивоспитательной работы в юридической области является недооценка организационныхформ, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад,диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственногоустройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать егоразвитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижениесоциальной защищённости требуют активизации работы по разъяснению правличности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконныхи необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или инымигражданскими, политическими, имущественными правами».1
Немаловажную роль в формировании правовой культурыобщества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья,театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистскихпубликации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности приисследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей,разъяснения новых юридических видов социализации человека. «Законы жанра»,характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность приотборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса,рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологиипреступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости илижестокости совершённого преступления».2 О какой правовойкультуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценамикриминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой,беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятияотрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания черезкинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражаниякриминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённымобъективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но такжеи все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности»3.
Правовая культура предполагает умение грамотно июридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языкаюридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являютсясоставной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь,требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять текстыюридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смыслеслова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастуювнедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как«шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореолсквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовомуразрушению личности, культурной деградации личности».3
5. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры.
Обратимся к художественной литературе, отражающейстепень правовой культуры общества. «Художественная культура вступает внепосредственную связь с правовой на уровне отношений, чувств. Чувства играютосновную роль в эстетическом отношении к миру».1Художественные образы воздействуют на сознание людей. Впечатления, полученныеот прочтения книги, отражают правовые отношения и в значительной степениспособствуют совершенствованию правовой культуры. Это действительно дляклассической литературы, произведений великих писателей, поэтов, таких как Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С Грибоедов. Заметим,что в последнее время, произошло изменение в сознании общества, и задачихудожественной литературы имеют сейчас не воспитательный и познавательныйхарактер, а, скорее, развлекательный. В большинстве случаев «модные»бестселлеры несут антиправовую культуру в массы. Книги пестрят изобилием сценнасилия и разврата, обосновывая это реальностью жизни. «Это книги о России идля России», — говорят нам с экранов телевизоров. Это для нас и нашегопоколения, стремящихся жить в правовом государстве?.. Самое страшное то, что настраницах беллетристики имеет место сочувствие к тем, кто самочинно вершит суди расправу (то же можно сказать и о кино). Нетерпеливым авторам хочетсяизобразить сиюминутное торжество справедливости. С точки зрения психологии этопонятно. Но вместе с тем отходит на второй план, просто вычёркивается, как нечтоформальное, чувство законности — неотъемлемая принадлежность правовой культурыобщества. На первое место выступает торжествующий, ничем не сдерживаемыйинстинкт, варварский принцип «око за око, зуб за зуб», при этом ни о какойправовой культуре не может быть и речи. У читателя может сложитьсяпредставление, что совесть и закон не всегда идут рука об руку, взаимноукрепляя друг друга. Совесть, мол, нетерпелива — подавай ей справедливостьсейчас же, а законность — пока-то она восторжествует:сначала проведут следствие, потом суд…. Из выше сказанного можно сделать выводо том, что современная художественная литература не оправдывает своегоназначения в проблеме формирования правовой культуры общества.
Вывод.
Формирование правовой культуры — сложный длительныйпроцесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формированияявляются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическоеукрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствованиесистемы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстведемократичной, эффективной конституции и высокому правовому итехнико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Примерруководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих взаконодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние впроцессе формирования правовой культуры общества.
Правовая культура — необходимое условиесознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, чтоспособствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей,предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованныеправовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности иправопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовоегосударство.
В настоящее время существует масса проблем впроцессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правоваябезграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкоепротиворечие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также неразвитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовойнигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и другихпроблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровняправовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательногопроцесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кинои искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знаниегражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом являетсяосновными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Литература.
1. Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998. – 656 с.:ил (Серия «Мастера психологии»)
2. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф.Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. идоп. – М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.
3. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988. – 112с.
4. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М. Юрид. Лит. 1996- 432 с.
5. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИФРА*М – НОРМА,1997. – 570 с.
6. Теория государства и права. Под ред. проф. Манова Г.Н. Учебник длявузов. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 336 с.
7. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М.Н. Марченко.2-е изд., перер. и доп. ЗЕРЦАЛО ТЕИС, 1996. – 476 с.
8. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высшихучебных заведений. / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова. – 2-е изд. доп. испр.– М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 1995. – 384 с.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие.- М. «Юристъ», 1998. 944 с.
11. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.:«Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.