Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов…….5
2. Организация силового обеспечения деятельности таможенных органов……………………………………………………..…………………….11
3. Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии расследования и дознания……………………..………………………15
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………27
Выдержка из текста работы
1.5. Оперативно-розыскные действиясвязанные с ограничением прав граждан. 8
III.<span Times New Roman"">
2.1. Какимобразом заводятся дела о нарушении таможенных правил. 10
2.2. Требования предъявляемые к таможенным органам для обеспечения порядкапроверки сведений о нарушении таможенных правил. 11
2.3. Участники в производстве и рассмотрении дел онарушении таможенных правил. 14
2.4.<span Times New Roman"">
2.5.<span Times New Roman"">
2.6.<span Times New Roman"">
2.7.<span Times New Roman"">
2.8.<span Times New Roman"">
2.9.<span Times New Roman"">
IV.<span Times New Roman"">
3.1.<span Times New Roman"">
3.2.<span Times New Roman"">
3.3.<span Times New Roman"">
V.<span Times New Roman"">
VI.<span Times New Roman"">
I.ВВЕДЕНИЕ
Таможенное законодательство впервыенаделило таможенные органы правоохранительной функцией. Правоохранительнаядеятельность таможенных органов является одной из важнейших формгосударственного контроля. Она включает непосредственную борьбу с контрабандойи иными преступлениями в таможенной сфере. Правоохранительная деятельностьосуществляется в следующих формах: дознание, проведение оперативно-розыскныхмероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропныхвеществ, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.
Правоохранительнаядеятельность осуществляется таможенными органами всех уровней.
Государственныйтаможенный комитет РФ организует борьбу с нарушениями таможенных правил,включая административные правонарушения, посягающие на нормальнуюдеятельность таможенных органов; реализует меры по пресечению незаконногооборота через таможенную границу РФ наркотиков и психотропных веществ,предметов художественного и исторического достояния, оружия; оказываетсодействие борьбе с международным терроризмом.
Региональные таможенныеуправления обеспечивают единообразное применение и осуществляют контроль заисполнением в регионе законодательства, за организацией борьбы с контрабандой ииными таможенными преступлениями.
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">I
<span Times New Roman",«serif»">ДЕЯТЕЛЬНОСТЬТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">1.1 Дознание и действия правомерные длятаможенных органов.
Дознание — один из видов предварительногорасследования. Предоставление права проводить дознание характеризуетправоохранительную деятельность государственных органов. К их числу, помимотаможенных органов, относятся милиция, органы государственной безопасности,налоговая полиция и др.
Поскольку органы дознания проводят расследование, ихдеятельность регламентируется нормами уголовно-процессуальногозаконодательства. Осуществляется она с целью обнаружения преступлений и лиц, ихсовершающих. Таможенные органы производят дознание по делам,oтнесенным к их компетенции.
Наиболее опасным из этих преступлений являетсяконтрабанда. Обнаружив признаки преступления, таможенный орган возбуждаетуголовное дело и проводит неотложные следственные действия: осмотры, обыски,выемки, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых и свидетелей.
Выполнив неотложные следственные действия, таможенныйорган передает дело в прокуратуру для дальнейшего его расследования инаправления в суд.
На выполнение неотложных следственных действий законотводит органу дознания 10 дней. О передаче дела в прокуратуру выноситсяпостановление. После того как следователь примет дело к своему производству,таможенный орган может проводить по нему следственные и розыскные действиятолько по поручению следователя. Однако следователь может приступить красследованию, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных действий.
В составе таможенных органов образованы подразделенияпо борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Дознание поуголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, осуществляютотделы дознания таможен и отделы организации дознания региональных таможенныхуправлений.
Непосредственно же дознание проводятдолжностные лица этих подразделений. Лицо, производящее дознание, начинает егопо поручению начальника таможенного органа, но принимает решение от своегоимени и несет личную ответственность за ход дознания.
В то же время начальник таможенногооргана не может отменить постановление лица, производящего дознание, если нато была дана санкция прокурора.
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">1.2.Условия при которых возбужденно уголовное дело.
Независимо от характера правонарушениязакон предусматривает единые поводы и основания для возбуждения дела. Подповодом к возбуждению уголовного дела понимаются источники, из которыхтаможенные органы получают сведения о преступлениях. Таким источником можетслужить и непосредственное обнаружение таможенным органом признаковпреступления, в том числе контрабанды.
В отличие от поводов основанием для возбуждения уголовногодела являются фактические данные, указывающие на наличие признаковпреступления.
Когда в таможенный орган поступает сообщение опреступлении, он возбуждает уголовное дело только в том случае, если необходимопроизвести неотложные следственные действия для того, чтобы установить изакрепить следы преступления.
При отсутствии необходимости в проведении неотложныхследственных действий уголовные дела возбуждаются только следователями.
Анонимныезаявления, сообщение по телефону лица, отказавшегося назвать себя, не являютсяповодом для возбуждения уголовного дела.
Уголовно-процессуальный закон устанавливает трехдневныйсрок со дня получения сообщения о преступлении, а в исключительных случаях —десятидневный срок для проверки, в основном методами таможенного контроля(досмотр, проверка документов и т. д.) и получения необходимых материалов иобъяснений. До возбуждения уголовного дела применяются оперативно-розыскныемеры.
Результаты проверки доводятся досведения начальника таможенного учреждения (он же является начальником органадознания), после чего решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Подавляющее число таможенныхпреступлений обнаруживается работниками таможни в ходе осуществления таможенногоконтроля при проверке документов, досмотре транспорта, грузов и личногодосмотра. Сообщение о возбуждении уголовного дела направляется в региональноетаможенное управление и Государственный таможенный комитет.
Дознание проводится только должностнымилицами таможенных органов. Но при проведении ряда неотложных следственныхдействий обязательным условием является участие двух понятых (осмотры, обыски,выемки, освидетельствование). В качестве понятых могут быть вызваны любые незаинтересованные в деле граждане.
Закон предоставляет лицу, производящему дознание,возможность привлекать к участию в осмотрах места происшествия, помещений,предметов, документов компетентных лиц в качестве специалистов.
1.3.Выемка, обыск, задержание, осмотр.
Выемка относится к неотложным следственным действиями осуществляется таможенным органом, если возникает необходимость изъятьопределенные предметы и документы, имеющие значение для дела, и если точноизвестно, где и у кого они находятся.
Обыск производится в том случае, если имеются достаточныеоснования полагать, что в помещении либо ином месте находятся предметы (товары,транспортные средства, иные предметы) или документы, могущие иметь значение длядела.
Обыск проводится по постановлению лица, проводящегодознание, и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства,обыск может быть произведен и без санкции, но с последующим сообщением об этомпрокурору в течение 24 часов.
Личный досмотр является формой таможенного контроля.Проведение его имеет целью обнаружить предметы контрабанды либо предметы,запрещенные к транзиту.
Цель проведения личного обыска шире, чем при личномдосмотре. Помимо указанных выше предметов в результате обыска могут бытьобнаружены и другие вещественные доказательства: документы, товарные чеки, квитанциина отдельно следующий багаж, записные книжки, содержащие сведения, интересующиеследствие. Поэтому проведение личного досмотра не исключает последующеепроведение личного обыска.
Вопрос о задержании гражданина ставится перед начальникомтаможенного органа в одном из трех случаев:
— если лицо застигнуто при совершении преступленияили непосредственно после его совершения;
— если очевидцы прямо укажут на него как на лицо,совершившее преступление;
— если на одежде подозреваемого, при нем или в егожилище обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК РСФСР).
Задержание может быть произведено, например, если наодежде подозреваемого обнаружены следы наркотиков. Для того чтобы получитьнеобходимые доказательства, необходимо произвести освидетельствование лица.Закон допускает возможность задержания и в тех случаях, когда лицо пытаетсясовершить побег, когда не установлена его личность или лицо не имеетпостоянного места жительства.
О каждом случае задержания дознаватель составляетпротокол, который утверждается начальником таможенного органа.
По каждому факту задержания по подозрению в совершениипреступления таможенный орган должен письменно в течение 24 часов уведомитьпрокурора, осуществляющего надзор за законностью действий данного органадознания.
Если задерживается иностранный гражданин, начальникоргана дознания обязан доложить об этом в Государственный таможенный комитет РФ.
По уголовным делам адвокат оказывает помощь лицам,привлеченным к ответственности, в качестве защитника.
Как правило, защитник допускается к участию в деле смомента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого всовершении преступления, или применения к нему меры пресечения в видезаключения под стражу участие защитника возможно и до предъявления обвинения —с момента объявления ему протокола задержания или постановления о примененииэтой меры пресечения (ч. 1 ст. 47 УПК РСФСР).
Поэтому лицо, задержанное по подозрению в совершениитаможенного преступления, имеет право пригласить защитника.
Основания для проведения осмотра установлены ст. 178УПК РСФСР. Возможен осмотр места происшествия, помещения, предметов,документов. Осмотр проводится с целью обнаружения следов преступления, другихвещественных доказательств.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр местапроисшествия проводится до возбуждения дела.
Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводитсяс целью обнаружения предметов контрабанды. Осмотру могут подлежать предметы,изъятые при личном обыске и задержании лица. К проведению осмотра, когда необходимоустановить качество предметов, фабричную маркировку и другие отличительныепризнаки, возможно привлечение специалиста.
Ответ на этот вопрос зависит от того, требуется ли поданному делу проводить предварительное следствие нет.
По контрабанде, например предварительного следствия обязательно,поэтому прекращение уголовного дела на стадии дознания недопустимо. Дознавательобязан составить постановление о направлении дела следователю.
По другим делам, по которым предварительное следствиене обязательно (таможенные преступления к ним не относятся), возможнопрекращение дела постановлением органа дознания.
<span Times New Roman",«serif»">1.4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Характер и содержаниеоперативно-розыскной деятельности определены Уголовно-процессуальным кодексом,Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РоссийскойФедерации» от 12 августа 1995 г. В Таможенном кодексе соответствующиенормы содержатся в главе 36.
В федеральном законе она определена как вид государственнойдеятельности, которая осуществляется гласно и негласно соответствующимиподразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскныхмероприятий в целях защиты собственности, обеспечения безопасности общества игосударства от преступных посягательств.
Специфика оперативно-розыскной деятельности таможенныхорганов состоит в том, что она осуществляется для выявления лиц,подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания покоторым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросаммеждународных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органовиностранных государств в соответствии с международными договорами РФ потаможенным вопросам.
Самостоятельным направлением оперативно-розыскнойдеятельности таможенных органов является обеспечение их собственнойбезопасности.
Таможенный кодекс не раскрывает содержания оперативно-розыскнойдеятельности. Она проводится в полном соответствии с Законом от 12 августа1995 г.
Статья 6 Закона детализирует полномочия органовосуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Им предоставляется право:применять опрос граждан; наводить справки; сбирать образцы для сравнительногоисследования; исследовать предметы и документы; проводить наблюдения;производить отождествление личности; обследовать помещения, сооружения,участки местности и транспортные средства; контролировать поставки. Крометого, им предоставлено право контролировать почтовые отправления, телеграфные ииные сообщения, а также прослушивать телефонные переговоры.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскныхмероприятий составляют государственную тайну.
В ходе проведения таких мероприятий могут использоватьсяинформационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка. В практикетаможенных органов применяются и такие технические средства для обнаружениятайников с предметами контрабанды, как рентгеновские аппараты и приборы дляобнаружения металлов.
Основания проведения оперативно-розыскных мероприятийдля таможенных органов — те же, что и для остальных правоохранительныхорганов. Определены они в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности вРоссийской Федерации» от 12 августа 1995 г.
Такие меры применяются не только после возбужденияуголовного дела, но и при получении сведений о подготавливаемом преступлении.Сведения могут быть получены, например, по результатам таможенного контроля.Располагая ими, таможенные органы могут проводить оперативную проверку.
Основанием для проведенияоперативно-розыскных мероприятий являются также поручение следователя, указаниепрокурора, запросы международных правоохранительных организаций иправоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорамио правовой помощи.
В ранее действовавшем Законе «Обоперативно-розыскной деятельности» от 13 марта 1992 г. такие мероприятияне предусматривались. Контролируемые поставки характерны для таможенной сферы.Поэтому они предусмотрены таможенным законодательством.
Глава 37 Таможенного кодекса предусматривает порядокпроведения контролируемых поставок, прежде всего наркотических средств ипсихотропных веществ. Вызвано это возросшей опасностью распространения наркотиковв Российской Федерации. Государственная граница используется наркобизнесом дляввоза наркотиков в страну или транзита через ее территорию. Контролируемые поставкивыполняют роль барьера к его распространению.
Ст. 227 Таможенного кодекса определяет цель использованиятакого метода — пресечение международного незаконного оборота наркотическихсредств и психотропных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обороте.В каждом случае таможенные органы РФ действуют в соответствии с договоренностьюс таможенными и другими компетентными органами иностранных государств или наоснове международных договоров.
Суть контролируемой поставки состоит в том, что подконтролем таможенных органов допускается ввоз в страну и вывоз из нее илитранзит наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконныйоборот.
Решение об использовании метода контролируемойпоставки принимается Государственным таможенным комитетом РФ. Если странойназначения является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерациине возбуждается, а о принятом решении немедленно уведомляется прокуратура.Указанный метод может использоваться и в других определенных законом случаях.
С принятием нового Закона об оперативно-розыскнойдеятельности контролируемые поставки отнесены к ней В соответствии с Закономконтролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализациякоторых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основаниипостановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющегооперативно-розыскную деятельность.
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">1.5. Проведение оперативно-розыскныхдействий
<span Times New Roman",«serif»"> связано с ограничением прав граждан
Обеспечение законности проведенияоперативно-розыскных мероприятий предусмотрено ст. 9 Закона «Обоперативно-розыскной деятельности в РФ».
При проведении оперативно-розыскных действий, связанныхс ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных сообщений, а также с нарушением конституционногоправа на неприкосновенность жилища, таможенный орган, как и любой другойправоохранительный орган, проводящий оперативно-розыскные действия, обязанпредставить материалы судье, который рассматривает их единолично и принимаетрешение о возможности их проведения либо отказывает в этом. Для решения вопросасудья может потребовать предоставить дополнительный материал.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ«О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 КонституцииРФ» от 24 декабря 1995 г. рекомендует судам принимать такие материалы крассмотрению незамедлительно. Суды не могут отказать в их рассмотрении.
Закон также определяет характер информации, располагаякоторой допустимо проводить оперативно-розыскных мероприятия, ограничивающиеконституционные права граждан. Подобная информация включает сведения о том,что имеются признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенногопротивоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно,либо о лицах, участвующих в нем. Проведение указанных оперативно-розыскныхмероприятий допустимо, если имеются сведения о событиях или действиях,создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологическойбезопасности Российской Федерации.
Как отмечалось выше, проведение оперативно-розыскныхмероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, возможно только на основаниисудебного решения. Но из этого правила имеется исключение.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могутпривести к совершению тяжкого преступления (контрабанда, например, относится ктяжким преступлениям), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны,допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлениюруководителя органа, осуществляющего такую деятельность, в течение 24 часов собязательным последующим уведомлением суда (судьи). В течение 48 часов с началапроведения оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебноерешение.
Данные, полученные в результате оперативно-розыскныхдействий, сами по себе доказательственного значения не имеют. Но они могутбыть использованы для подготовки и осуществления следственных действий. Результатыоперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием длявозбуждения уголовного дела представляться в орган дознания, следователю или вcyд. Длятого чтобы их можно было использовать в качеств доказательств, они должны бытьпроверены и оформлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуальногозаконодательства, то есть как протоколы допросов свидетелей, протоколы осмотраи т. 1д.
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">
<span Times New Roman",«serif»">II
<span Times New Roman",«serif»"> ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
<span Times New Roman",«serif»">2.1. Какимобразом заводятся дела о нарушении таможенных правил.
Таможенное законодательствоустанавливает особый порядок привлечения к ответственности за нарушениетаможенных правил. Он предполагает две стадии:
а) производство по делу;
б) рассмотрение дела по существу.
Производство по делу заключается в сборе доказательств,проведении конкретных процессуальных действий. На второй стадии (рассмотрениядела) на основании собранного материала и оценки доказательств решается вопросо наложении взыскания.
Производство по делу о нарушении таможенных правилявляется видом административного расследование которое, как известно,заключается в выявлении факта и обстоятельств правонарушения, данных о виновныхоканчивается составлением протокола.
Но таможенное законодательств недублирует административное расследование и нетолькоего регламентирует, расширяет круг лиц участвующих впроизводстве по делу и в его рассмотрении, предусматривает проведение такихдействий, которые характерны для совершенно иной отрасли права — уголовногопроцесса (осмотр, предъявление для опознания). Устанавливается новый видпроцессуальных действий — проведение таможенного обследования.
Поводы для этого могут быть разные, всеони определены законом. Прежде всего, признаки нарушения таможенных правилмогут быть обнаружены должностными лицами таможни. По каждому такому фактунемедленно составляется протокол.
Кроме того, поводом для заведения дела могут послужитьсообщения и заявления российских и иностранных граждан, а также сообщения всредствах массовой информации. В таможенные органы могут быть направленыматериалы из других правоохранительных, контролирующих и иных государственныхорганов, что тоже может служить поводом для заведения дела.
Помимо поводов, существуют основания для заведениядела. Такими основаниями являются достаточные данные, которые указывают напризнаки нарушения таможенных правил.
Заведению дела предшествует проверка фактов, изложенныхв поступившем сообщении. Проверяется также личность правонарушителя. Возможно,что при проведении проверки будут выявлены обстоятельства, исключающиепроизводство по делу.
Закон устанавливает 12 обстоятельств, исключающихпроизводство (ст. 291 ТК). Одни из них относятся к характеристике фактическихданных, другие — к характеристике нарушителя. Обстоятельствами первой группыможно назвать отсутствие события или состава таможенного нарушения.Производство по делу исключается, если правонарушение, совершенноепредприятием, учреждением или организацией, а также гражданином-предпринимателем,произошло вследствие действия непреодолимой силы либо если гражданин(физическое лицо) действовал в состоянии крайней необходимости или необходимойобороны.
Точно так же применение взыскания за нарушение таможенныхправил устраняется в связи с амнистией или в случае, если принят акт,устраняющий ответственность за конкретное нарушение.
Возможно, что к моменту рассмотрения дела истеклисроки наложения взыскания за нарушение.
Обстоятельствами, характеризующими личность нарушителяи исключающими привлечение к ответственности, являются:
недостижение лицом 16-летнего возраста, с котороговозможно привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил, либоневменяемое состояние нарушителя. Если по тому же факту возбуждено уголовноедело, производство по делу о нарушении таможенных правил такжеисключается.
Если нарушение не обнаружено непосредственно должностнымлицом таможенного органа, а имеется соответствующая информация, полученная припроведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления,проводится проверка таких сообщений.
Проверка может осуществляться в ходепроведения таможенного контроля или производстве таможенного оформления.Должностное лицо, проверяющее информацию о нарушении, вправе до заведения делао нарушении проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, атакже получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства черезтаможенную границу РФ, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверкидокументы, сведения, объяснения.
Проверка сообщений, заявлений и иной информации оподготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правилдолжна быть закончена в срок не более трех суток, а в исключительных случаях —в срок не более десяти суток.
Если нарушение таможенных правил обнаруживаетсянепосредственно должностным лицом таможенного органа, проверка не проводится.Протокол о нарушении оформляется немедленно.
<span Times New Roman",«serif»">2.2. Требования предъявляемые ктаможенным органам для обеспечения порядка проверки сведений о нарушениитаможенных правил.
О каждом случае обнаружения нарушениятаможенных правил (за исключением случаев использования упрощенной формыприменения взыскания) должностное лицо докладывает начальнику и составляетпротокол о нарушении таможенных правил по форме, установленной приказом ГТКРоссии «Об утверждении новых форм протокола и постановления по делу онарушении таможенных правил» от 09.08.93 г. № 313.
При обнаружении признаков нарушения таможенных правил,являющегося одновременно нарушением валютного законодательства, информация онем немедленно передается в специализированное подразделение таможенногооргана по валютному контролю.
При непосредственном обнаружении признаков нарушениятаможенных правил или при получении материалов, в которых имеются достаточныеданные, указывающие на такие признаки, протокол оформляется немедленно. В иныхслучаях, требующих предварительной проверки поступившей информации, — впределах сроков, установленных статьей 294 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В отдельных случаях составлению протокола можетпредшествовать оперативная консультация со специализированным подразделениемтаможенного органа.
Копия протокола, составленного должностным лицом,вручается под расписку лицу, привлекаемому к ответственности за нарушениетаможенных правил.
В случае невозможности вручить копию протокола онавысылается указанному лицу.
Должностное лицо, составившее протокол о нарушениитаможенных правил, представляет его для регистрации в структурноеподразделение по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правилтаможенного органа.
Проверка сообщений, заявлений и иной информации отаких нарушениях, полученных должностными лицами при производстве таможенногооформления и проведении таможенного контроля, осуществляется в ходе таможенногооформления и таможенного контроля.
К проведению таких проверок при необходимости должныпривлекаться должностные лица, являющиеся сотрудниками других структурныхподразделений таможенного органа.
Протокол о нарушении таможенных правил имеет исключительноезначение для привлечения к ответственности за нарушение.
С момента составления протокола дело о нарушениитаможенных правил считается заведенным и произведет во по нему начатым.
Форма протокола о нарушении таможенных правил. какуказано выше, установлена ГТК РФ.
В протоколе указываются: дата и место его составления,должность и фамилия лица, его составляющего; необходимые для рассмотрения деласведения о привлекаемом к ответственности; место, время совершения и существонарушения таможенных правил; статья Таможенного кодекса, предусматривающаяответственность за данное нарушение таможенных правил; фамилии и адресасвидетелей, если они имеются; объяснение лица, привлекаемого кответственности; сведения о товарах, транспортных средствах, документах и иныхизъятых предметах. В протокол включаются иные сведения, необходимые дляразрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составляющим ипривлекаемым к ответственности. Если имеются свидетели, они также подписываютпротокол.
Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе датьобъяснения и замечания по содержанию протокола. При составлении протокола емуразъясняются его права, о чем в протоколе делается отметка.
Копия протокола, как отмечалось, вручается под распискуили высылается лицу, привлекаемому к ответственности.
Производство по делу о нарушении таможенных правилдолжно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента его заведения.Этот срок может быть продлен, если возникает необходимость, начальником таможниРФ, либо его заместителем, либо начальником вышестоящеготаможенного органа в пределах сроков наложения взыскания за нарушениетаможенных правил.
Сроки наложения взыскания определяются статьей 247 ТКв два месяца со дня обнаружения нарушения (для физических лиц) и в шестьмесяцев (для юридических лиц). В этих пределах допустимо продление сроковпроизводства по делам о нарушении таможенных правил.
Установление таких сроков существенно превосходитсроки, установленные для.рассмотрения административных правонарушений.Административные правонарушения должны быть рассмотрены в пятнадцатидневныйсрок с момента получения протокола.
Значительное расхождение в сроках объясняется сложностьюи многоаспектостью деятельности таможни. Осуществление таможенного контроля,проведение проверок, затребование документов, возможно, потребуют в отдельныхслучаях значительного времени. Но не может быть оправдано необоснованноезатягивание производства. Оперативность является одной из характерных черт административногопроцесса, и этот принцип по возможности должен быть соблюден.
Производство по таким делам, равно как и их рассмотрение,о