Содержание
Введение:2
Сущность правонарушения, его социальная природа.4
Понятие правонарушения.6
Юридический состав правонарушения.6
Правонарушения и иные отклонения от порядка.12
Виды правонарушений.14
Причины правонарушений. Борьба с правонарушениями.18
Заключение:22
Список используемой литературы:23
Выдержка из текста работы
Преступления, имеющие место в сфере государственных закупок, отличаются особой общественной опасностью. Данное утверждение связано не только с тем, что в результате их совершения расхищается бюджет государства, но также и с тем, что их активными участниками, как правило, выступают чиновники различного ранга, то есть лица, наделенные властными полномочиями и призванные стоять на страже государственных и общественных интересов. Различные коррупционные схемы (взятки, «откаты»), сопровождающие такие преступления в первую очередь подрывают авторитет государственной власти, способствуют усилению недовольства населения и оказывают резкое отрицательное влияние на социально-экономическую обстановку в стране. Кроме того они несут в себе угрозы развитию благоприятного инвестиционного климата, устойчивости национальной финансовой системы, международной репутации государства в целом, увеличения объемов денежных средств в теневом обращении.
Полностью искоренить правонарушения в сфере закупок не может ни одно общество. В связи с этим всеми развитыми государствами особое внимание уделяется вопросам борьбы с хищением бюджетных средств и совершенствования национального законодательства в сфере государственных закупок. Но в современной России проблемы правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок являются особенно актуальными и практически значимыми.
Страна переживает переходный период политических, экономических и социальных реформ. В этих условиях наблюдается снижение жизненного уровня и потеря нравственных ориентиров у широких слоев населения, разбалансированность всей правоохранительной системы государства, общий рост правонарушений, включая наиболее тяжкие преступления – убийства, разбойные нападения, бандитизм.
В связи с этим всеми развитыми государствами особое внимание уделяется вопросам борьбы с хищением бюджетных средств и совершенствования национального законодательства в сфере государственных закупок. В ходе выполнения работы был проведен анализ ситуации по вопросам пресечения и профилактики правонарушений в сфере государственных закупок.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе выявления правонарушений в сфере закупки.
Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе выявления правонарушений в сфере закупки.
Цель курсовой работы – исследовать общественные отношения, возникающие в процессе выявления правонарушений в сфере закупки.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие правонарушения;
2. Рассмотреть виды правонарушений;
3. Определить порядок выявления правонарушений при осуществлении прокурорского надзора в сфере закупок;
4. Изучить полномочия ФАС России в рамках реагирования на нарушения требований законодательства при осуществлении закупок.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Правонарушение как разновидность неправомерного поведения
1.1 Понятие правонарушения
В любом обществе правонарушение противопоставляется правомерному поведению. В сфере правового регулирования поведение лица может быть правомерным либо неправомерным. Правомерные деяния соответствуют нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях – актах, нарушающих право.
Потребность в правовом разграничении деяний на правомерные и неправомерные вызвана тем, что в реальной действительности существует так называемое «поле возможностей», которое представляет собою набор различных вариантов человеческого поведения. Возможность нарушений норм права заложена уже в самой природе человека как сознательно-волевого существа, имеющего возможность выбора того или иного варианта поведения для достижения своих целей и интересов. Поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать защиту и соблюдение правовых норм.
Одни варианты человеческого поведения государство признает полезными, важными, правомерными, другое же – незаконным. «В процессе общественной жизни происходит расхождение, несовпадение конкретных жизненных целей, стремлений, интересов с теми общественно полезными эталонами (нормами) поведения, которые формулируются правом». Это несовпадение, несоответствие порождается объективными и субъективными причинами.
Существует множество определений и трактовок понятия правонарушения. Большинством авторов правонарушение понимается как виновное, противоправное, общественно вредное деяние деликтоспособного лица. В.Д. Ардашкин предлагает следующую дефиницию: «Правонарушение – это противоправное деяние деликтоспособных лиц, которое нарушает законные частные и публичные интересы». По мнению В.Н.Хропанюка, «правонарушение – это виновное поведение праводееспособных лиц, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность». Наиболее полное определение правонарушения сформулировал А.А.Иванов, по мнению которого «правонарушение – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние человека, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом» ….
Заключение
Коррупционные правонарушения, совершаемые в сфере государственных закупок, причиняют существенный материальный ущерб национальной экономике, способствуют несправедливому распределению ресурсов, снижению рыночной конкуренции и неэффективному расходованию государственных средств. Выявление, пресечение и предупреждение таких правонарушений в настоящее время – важная задача.
В настоящее время развитыми государствами особое внимание уделяется вопросам борьбы с хищением бюджетных средств и совершенствования национального законодательства в сфере государственных закупок. Правонарушение в сфере закупок можно определить как вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами права предусмотрена юридическая ответственность. Правонарушение является юридическим фактом в виде неправомерного поступка, влекущим возникновение охранительного правоотношения между нарушителем и государством.
Существуют ситуации, при которых должностные лица переступают рамки дозволенного и нарушают закон. Иногда законы РФ нарушаются намеренно, а иногда и случайно. Тем не менее, не знание закона не освобождает от ответственности. Связи с этим, в РФ существуют нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность должностных лиц в сфере государственных закупок.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут:
• дисциплинарную,
• гражданско-правовую,
• административную,
• уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба как контролирующий орган проводит плановые и внеплановые проверки. Во время проведения проверок ФАС устанавливает: правильность принятого решения о способе определения поставщика, соблюдение процедур определения поставщика и соблюдение сроков заключения контрактов.
Принятие нового Федерального закона о контрактной системе является положительным явлением, так как способствует уменьшению количества так называемых пробелов в регулировании отношений в сфере государственных закупок, а также улучшению эффективности проведения надзора контролирующими органами за деятельностью субъектов данной сферы, в том числе – совершенствованию прокурорского надзора, направленного на выявление коррупционных правонарушений в системе государственных и муниципальных закупок.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2018) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
5. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). ст. 4571.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. ст. 1652.
7. Письмо ФАС России от 23.01.2014 № ИА/2111/14 «По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов» // «Официальные документы в образовании». № 17.июнь. 2014.
Научная и учебная литера
1. Богданов Е.В., Сащеко П.И. Деятельность прокуроров по выявлению, пресечению и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2014. № 3. С. 257-274.
2. Борисова Е.Р. Государственные закупки как элемент системы государственного регулирования социально-экономического развития // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 4 (14). С. 10-13.
3. Ветер Н.Ю. Злоупотребление правом // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 106. С. 468-483.
4. Деушева Л.Н. Контрактная система. Система планирования как один из способов борьбы с коррупцией в госзаказе // В сборнике: Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: (российский и зарубежный опыт) Сборник тезисов докладов и статей международной интерактивной онлайн видеоконференция российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В.Плеханова при участии представителей государственной власти Российской Федерации. Российский экономически институт им. Г.В.Плеханова. 2015. С. 44-45.
5. Еремин В.В. Проблемы действующей в России системы управления государственными закупками // Молодой ученый. 2017. № 20. С. 474-475.
6. Жемчужников А.А., Домовец С.С. Осуществление закупок: общие положения и способы определения подрядчиков (исполнителей, поставщиков) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 674.
7. Лапина Е.Б. Государственные закупки государственных услуг // Административное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 901-909.
8. Плебан И.В., Щедрин С.С. Разработка информационной системы для проверки портала государственных закупок на предмет коррупционных правонарушений // В сборнике: Россия молодая Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2015. С. 181.
9. Сафарова Ю.А., Анферова О.А. Виды правонарушений и современные направления борьбы с правонарушениями // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2015. № 9-10 (37). С. 41-47.
10. Старовойтов В.Г., Гладких В.И. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок: старые и новые подходы // Российская юстиция. 2017. — N 9. — С. 47 — 50.
11. Ушаков Н.А., Ушакова Е.В. Выявление коррупционных правонарушений при осуществлении прокурорского надзора в сфере государственных и муниципальных закупок // В сборнике: Правоохранительная система России: состояние и перспективы развития Санкт-Петербург, 2014. С. 329-338.
12. Чваненко Д.А. К вопросу об ответственности за нарушение условий государственного (муниципального) контракта // Конкурентное право. 2018. № 2. С. 25-28.