Содержание
Содержание
Введение…3
1. Законодательное закрепление права на забастовку.5
1.1. Историческая справка о правовом регулировании
забастовочного движения в различных странах…….5
1.2. Правовое регулирование проведения забастовки новелла
трудового законодательства в России.10
2. Порядок проведения забастовки, права и обязанности сторон.17
3. Опыт проведения забастовок в России25
Заключение.32
Список нормативных актов и литературы .34
Введение
Рыночная экономика невозможна без использования человеческого труда. Данная аксиома всем известна. Однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко забывают о ней. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов, которые, безусловно, очень важны. Но все-таки нельзя забывать о рынке труда, на котором продают и покупают такой специфический товар, как рабочая сила, умственные и физические способности человека. Все остальное является производным от них. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов.
Забастовки стали реальностью нашего времени. Если восемь-десять лет назад они казались событием экстраординарным, то теперь сообщения о подобных акциях звучат регулярно.
Право на забастовку давно признано международным сообществом в качестве права каждого работника на защиту своих прав. В этой связи право на забастовку занимает значимое место в структуре правового статуса личности и в Российской Федерации. У нас в стране право на забастовку закреплено Конституцией РФ. Часть 4 статьи 37 Конституции России признает право на забастовку за каждым работником как крайнее средство разрешения коллективного трудового спора.
Мировая и российская практика показывает, что забастовки могут иметь место в любом предприятии (оранизации) при наличии коллективного трудового конфликта, независимо от социально-экономического состояния государства и методов государственного управления. В России забастовки часто используются работниками не в качестве последнего способа разрешения коллективного трудового спора, а в качестве средства оказания влияния на работодателя, администрацию предприятия, федеральные органы государственной власти, органы власти субъекта РФ.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость проведения исследования права на забастовку, а также механизма его реализации в России.
Нормативную базу курсовой работы составляют Конституция РФ 1993 года, Трудовой кодекс РФ, законодательство зарубежных стран по вопросам предоставления и регламентации в этих странах права на забастовку; судебная практика, в том числе постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности статей Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)».
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты права граждан на забастовку.
Предметом исследования являются нормы конституционного, трудового и административного права, закрепляющие право на забастовку.
Целью работы является определение содержания понятия «забастовка» с учетом международного и российского законодательства, изучение и анализ механизма реализации данного права.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих основных задач:
1.Рассмотреть тенденции развития забастовочного движения и правового регулирования забастовки на примере зарубежных стран.
2.Определить правовые и научно-теоретические основы конституционного права на забастовку.
3.Изучить и проанализировать систему правоотношений в условиях забастовки и механизм реализации права на забастовку: выявить основания возникновения правоотношений в ходе забастовки, установить круг субъектов, имеющих право на участие в забастовке, определить права и обязанности сторон, принимающих участие в забастовочных правоотношениях.
4.Проанализировать российский опыт проведения забастовок.
1. Законодательное закрепление права на забастовку
1.1. Историческая справка о правовом регулировании забастовочного движения в различных странах
В современных экономических и правовых условиях можно говорить о формировании двух основных сфер приложения личного труда человека: свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской (и иной не запрещенной законом экономической) деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) и свободном распоряжении своими способностями к труду (работа по найму) (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Правовой статус указанных категорий граждан отличается, в частности, по объему экономического риска, ответственности, социальным гарантиям. Причем вторая категория граждан (наемные работники) находится в экономической зависимости (хозяйской власти) от первой, выступающей в роли работодателей. Таким образом, работодатели осуществляют деятельность для достижения собственных целей, используя не только свои способности и имущество, но и способности к труду других людей.
По этой причине интересы наемных работников могут отличаться (и отличаются) от интересов работодателей. Это аксиоматическое положение наиболее ярко начало проявляться с конца XVIII в., когда с приходом эпохи промышленного производства были зафиксированы первые случаи экономического давления работников на работодателей с целью защиты своих профессиональных интересов .
Нужно сказать, что формирование института права, регулирующего коллективные трудовые споры (конфликты), прошло долгий и тяжелый путь — от полного запрета коллективных акций работников (с введением уголовной ответственности за участие в них) до признания права на забастовку на межгосударственном уровне. Данный процесс в национальных правовых системах сопровождался принципиальными изменениями сущности права в сторону его гуманизации, обусловленными новой системой ценностей общества — признанием прав человека, стремлением достичь социального мира, социальной справедливости в распределении общественного продукта, пришедшей на смену концепции абсолютной свободы договора и апологетике института частной собственности. Необходимо также отметить, что на этот процесс воздействие, главным образом, оказывала именно рабочая борьба, проводившаяся вопреки существующему законодательству.
Можно сделать вывод, что право на забастовку (право рабочей борьбы, право на коллективные действия работников — в зарубежном законодательстве оно иногда именуется и так) изначально пробивало себе дорогу фактически, прежде чем получило свое закрепление юридически. Следовательно, забастовки — явление социальное, отразившееся в правовой материи постольку, поскольку оно объективно требует урегулирования. Иными словами, право, в основном являясь «нормативной реальностью… само отражает реальность социальную» . Осознание этого факта приводит к мысли, что даже самый жесткий законодательный запрет забастовок не сможет предотвратить данного явления, если не будут ликвидированы (или, по крайней мере, смягчены) те предпосылки, которые его вызвали.
Для того чтобы уменьшить вредные последствия забастовок, определить критерии их социальной оправданности, необходимо выработать такое законодательство, которое бы гармонично сочетало интересы работников, работодателя, государства и третьих лиц (общества). Решение столь сложной задачи возможно лишь на основе глубокого и всестороннего анализа этого правового института.
Необходимо различать право на забастовку как субъективное право, правомочие в конкретном правоотношении (выступающее как «право-поведение», «возможность положительного поведения самого управомоченного, то есть право на собственные действия» ) и объективное (позитивное) право как отдельный институт трудового права.
В этой связи хотелось бы отметить следующую отличительную особенность права на забастовку как категории позитивного (трудового) права РФ — оно является правом нематериального характера (содержит организационные, процедурные, процессуальные нормы, с превалированием первых двух), включающим отдельные вкрапления материального права (нормы-дефиниции; нормы, определяющие компетенцию различных органов при организации и проведении забастовок и т.д.) . Право на забастовку в позитивном смысле является объектом пристального внимания законодателя как необходимая предпосылка возникновения субъективного права на забастовку.
Попытаемся охарактеризовать данный институт, определив его место внутри национальной правовой системы.
Преже всего, отметим, что право на забастовку в странах, чьи правовые системы входят в романо-германскую правовую семью, относится к числу конституционных. Придание конституционного статуса этому праву свидетельствует о его признании на уровне государства и повышенной степени его защиты. При исследовании конституций стран-членов СНГ и Балтии (РФ, Азербайджана, Армении, Молдовы, Кыргызстана, Грузии, Казахстана, Украины, Белоруси, Литвы), государств Центральной и Восточной Европы (Болгарии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии) и ряда стран Западной Европы (Испании, Португалии) выясняется, что право на забастовку имеет позитивную формулировку (то есть, изложено по следующему типу: «право на забастовку гарантируется (признается)»). В некоторых случаях (в Основном Законе Эстонии, Албании, Венгрии, Польши, Греции, Италии, Франции) оно сформулировано не прямо, но предполагается, что такое право есть (например, предусматривается, что: «право на забастовку осуществляется в рамках закона»). В конституциях Германии, Швеции, Японии оно не закреплено, но выводится логическим путем из иных конституционных положений — о праве на создание организаций, на коллективные трудовые споры (переговоры) и «прочие коллективные действия» («меры борьбы, связанные с профессиональной деятельностью»). И лишь незначительная часть стран романо-германской правовой семьи не содержит в своих конституциях не только упоминания о праве на забастовку, но и не подразумевает его (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Латвия, Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия). Тем не менее, право на забастовку в указанных странах все же существует (судебная практика его признает) .
Дифференцированный подход к способу изложения права на забастовку в конституции обусловлен различными, чаще всего объективными, причинами. Право на забастовку причисляется международными правовыми актами к так называемым правам второго поколения, значимость которых мировое сообщество осознало в хронологическом порядке во вторую очередь (права первого поколения — на жизнь, собственность, защиту от незаконного лишения свободы и т. д.). Поэтому инкорпорация в национальное законодательство этого права в позитивной форме произошла, главным обрзом, в странах, где смена политического режима сопровождалась принятием новых конституций, отразивших мировые правовые стандарты (страны бывшего СССР, Восточной Европы, Испания, Португалия).
Выдержка из текста работы
Забастовка,как указывает ст. 2 Закона, это временный добровольный отказ работников отвыполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешенияколлективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешенияколлективного трудового спора, забастовка — это ультимативное действие работников,давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнениясвоих требований, не урегулированных в примирительных процедурах. Она являетсякрайней, исключительной мерой разрешения коллективного трудового спора,переросшего в конфликт. Впервые трудовое законодательство в царской Россиипоявилось в результате забастовочной борьбы рабочего класса. Ни один закон отруде ни в царской России, ни в зарубежных странах в конце XIX и начале XX вв. неиздавался без стачечной борьбы трудящихся.
Рабочийкласс развитых стран путем стачечной борьбы, забастовками в различных формах(замедленного темпа работы, предупредительные, т.е. кратковременные, 24- или48-часовые, ступенчатые — прекращение работы на несколько часов в день илинеделю, перемежающие, т.е. по очереди останавливается работа каждого цеха,стачек, до объявленного полного прекращения работы и др.) не только вынуждаетсобственников и правительство идти на социальные реформы, улучшающиеопределенным образом условия труда, но этим же методом он борется и противантирабочих законов, ущемляющих, отнимающих завоеванные борьбой уступки.
Конечно,под влиянием научно-технического прогресса, под воздействием рабочего движениясовременный работодатель тоже перестраивается, становится гибче, учитывая всефакторы. (2, С. 421)
Всвоей курсовой работе я рассмотрю законодательное закрепление права назабастовку, порядок ее проведения и организации.
2.Основнаячасть. Право на забастовку и порядок
ее организации и проведения
2.1.Законодательное закрепления права на забастовку
Правона забастовку закреплялось в законодательстве под напором рабочего движения.Начиная с конца XVIII в. законодательство, когда говорило озабастовках, только запрещало их. Во второй половине XIX в. под напоромнарастающего стачечного движения это запретительное законодательствопостепенно смягчается. Рабочий класс требовал юридического закрепления правана забастовку.
ВСША в 1935 г. было закреплено это право в законе Вагнера, в ст. 7 которогопредусматривались согласованные действия трудящихся для защиты своих прав. Ноантирабочий закон Тафта-Хартли 1947 г. во многом ликвидировал сделанные закономВагнера уступки рабочим, в том числе ограничил право на забастовки.
Конституционноеже признание права на забастовки было получено лишь в некоторых странах послевторой мировой войны. (2, С. 422)
СоветскийСоюз в 1974 г. ратифицировал «Международный пакт об экономических, социальных икультурных правах», согласно которому принявшие его государства обязуютсяобеспечить право на забастовку в соответствии с регламентирующим еезаконодательством страны. Но закон, регламентирующий забастовки, был у наспринят лишь через 15 лет после ратификации указанного Пакта, поскольку до 1989г. в стране их не было. Право же регулирует поведение людей в существующихобщественных отношениях. Но как только появились у нас забастовки, то 9октября 1989 г. был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективныхтрудовых споров (конфликтов)», который и закрепил право трудовых коллективов назабастовку. Но основной упор и главная суть и этого Закона, и принятого новогороссийского Закона 1995 г. — примирительный процесс разрешения коллективноготрудового спора, не дать перейти ему в забастовку. Право на забастовкузакреплено в ст. 37 Конституции РФ.
Правона забастовку — это право трудового коллектива или нескольких трудовыхколлективов, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, формаколлективного ультиматума для удовлетворения требований работников, неполучивших разрешения спора мирным путем. (3, С. 381)
Какотмечалось в «Известиях» от 10 января 1996 г., по прогнозам экспертов МинтрудаРоссии в стране существует крайне низкий уровень средней зарплаты и постояннаязадержка ее выплаты в ряде отраслей. Среднемесячный денежный доход в расчете надушу населения обеспечивает лишь два прожиточных минимума (где уж тут додеторождения, роста семей). Покупательная способность зарплаты и пенсииснизилась за 1996 г. соответственно на 31 и 15 процентов. К концу 1996 г.прожиточный минимум по этим прогнозам должен был составить 440—540 тыс. рублей.В бюджетной сфере зарплата критически низкая, и первые 13 разрядов18-разрядной тарифной сетки ниже прожиточного минимума, а ее получают более 13млн. работников этой сферы2. В сентябре 1995 г. размер реальной заработнойплаты снизился против сентября 1994 г. на 29 процентов. А общая суммазадолженности по зарплате на 1 октября 1995 г. достигла почти 1 трлн. рублей.
Втечение 1996 г. от 17 до 19 процентов начисленной зарплаты не выплачивалось вустановленные сроки. Ежемесячно около 1 млн. человек не получали начисленнойим зарплаты из-за отсутствия средств.
Падениеуровня реальной заработной платы, несвоевременная ее индексация, хроническиезадержки с выплатой стали основными причинами забастовок и коллективныхтрудовых споров, — отмечают эксперты.
Количествозабастовок в России за девять месяцев 1995 г. увеличилось в 14,5 раза посравнению с тем же периодом 1994 г. 95 процентов забастовок пришлось научреждения образования, около 3 процентов — на предприятия угольнойпромышленности, — отмечено в указанной экспертизе.
Отзабастовок несет убыток не только работодатель, но и работники (не получаютзарплату), уменьшается прибыль не только бастующего трудового коллектива, но ипотребителей и поставщиков данного бастующего производства, а следовательно, идоход всего народного хозяйства.
Поэтомуэтот метод решения коллективного трудового спора в принципе неприемлем длянародного хозяйства страны.
Разрешениеколлективного трудового спора всегда логично связано с изменением конфликтнойситуации, а способы ее изменения отражены в решении (соглашении) по спору.Требования трудового коллектива, профсоюза (его цели в конфликте) могутизменяться в результате переговоров с другой спорящей стороной при ихвзаимодействии и компромиссе, так что изменение требований трудового коллективаи администрации всегда надо иметь в виду при их переговорах.
Думается,что и в нашем обществе можно и нужно использовать имеющийся в США, Англииинститут подготовки менеджеров по конфликтам, которые обладали бы определеннымиспециальными знаниями мирного решения конфликта (спора).
ЗаконРФ «О коллективных трудовых спорах» в ст. 13 указывает, что право работников назабастовку в соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерациипризнается как способ разрешения коллективного трудового спора.
Правона забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайномположении. Запрещаются забастовки, а потому ограничено право на забастовку,служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов,органов Федеральной службы безопасности, — если при этом создается угрозаобороне страны и безопасности государства. То есть это не безусловноезапрещение забастовки этих работников, а при указанных условиях. (2, С. 490)
Всоответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ являются незаконными забастовками,создающие угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц.
Ввышеуказанных двух ограничениях права на забастовку, когда забастовка не можетбыть проведена, окончательное решение по коллективному трудовому спору (послепримирительных процедур) принимает в 10-дневный срок Президент РФ. То есть ипри ограничении права на забастовку дается работникам право для окончательногорешения коллективного трудового спора обратиться к Президенту РФ.
Осуществлениеработниками, их трудовыми коллективами права на забастовку возможно: лишь послепрохождения примирительных процедур; или, как указывалось, при уклоненииработодателя от примирительных процедур; или когда он не выполняет соглашения,достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 13Закона). В этих случаях работники могут использовать не сразу забастовку, атакие формы, как собрания, митинги, демонстрации, пикетирование. Эти формымогут использоваться и в ходе забастовки для поддержания требований.
Участиев забастовке является добровольным и никто не может быть принужден к участиюили отказу от участия в забастовке, иначе такие принуждающие лица несутдисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Работодателиже и их представители не вправе организовывать забастовку и принимать в нейучастие.
Новыйтрудовой кодекс в ст. 409 Раздела XIII «Защитатрудовых прав работников» закрепляет, что в соответствии со статьей 37Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку какспособ разрешения коллективного трудового спора.
Еслипримирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового споралибо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение,достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники илиих представители вправе приступить к организации забастовки.
Участиев забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участиюили отказу от участия в забастовке.
Лица,принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несутдисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке,установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Представителиработодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
2.2.Порядок проведения забастовки, права и обязанности сторон
Порядокобъявления забастовки Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»четко урегулирован (ст. 14). Об объявлении забастовки решение принимается общимсобранием (конференцией) работников организации, филиала, представительстваили профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органысчитаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, еслиприсутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзнойорганизации (делегатов конференции). Решение же соответствующего органасчитается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующихна собрании (конференции). Как видим, порядок объявления забастовки довольнодемократичный. Закон предусмотрел возможность проведения однократной часовойпредупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительнойкомиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме непозднее чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечиваетминимум необходимых работ (услуг). (2, С. 492)
Статья410 Трудового кодекса устанавливает правила объявления забастовки. Решение обобъявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работниковорганизации (филиала, представительства, иного обособленного структурногоподразделения) по предложению представительного органа работников, ранееуполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора.Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом(объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организациисобранием (конференцией) работников данной организации.
Собрание(конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует неменее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).
Работодательобязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведениясобрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее)проведению.
Решениесчитается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников,присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведениясобрания (созыва конференции) работников представительный орган работниковимеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников вподдержку проведения забастовки.
Послепяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократнообъявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель долженбыть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Припроведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечиваетминимум необходимых работ (услуг) в соответствии с действующим Трудовымкодексом.
Оначале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден вписьменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Врешении об объявлении забастовки указываются: перечень разногласий сторонколлективного трудового спора, являющихся основанием для объявления ипроведения забастовки;
датаи время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность ипредполагаемое количество участников;
наименованиеоргана, возглавляющего забастовку, состав представителей работников,уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
предложенияпо минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале,представительстве, ином обособленном структурном подразделении в периодпроведения забастовки.
Работодательпредупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективныхтрудовых споров.
Забастовкувозглавляет представительный орган работников.
Орган,возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции)работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающиминтересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений поспорным вопросам.
Орган,возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Длявозобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спорапримирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба поурегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены овозобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня. (3, С. 381)
Оначале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден второйспорящей стороной в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Врешении об объявлении забастовки указываются:
а)дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое число ееучастников;
б)наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителейработников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах во времязабастовки;
в)предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому напроизводстве в период проведения забастовки (непрерывно действующие участкипроизводства, работы крайне необходимые для сохранения имущества, оборудования,обслуживания населения и т.д.). Работодатель о предстоящей забастовкепредупреждает Службу, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры ксохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т.д. Дляэтого он использует указанный 10-дневный предупредительный срок до началазабастовки. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией)работников орган или соответствующий орган профсоюзов. Он вправе созыватьсобрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию повопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать соответствующих специалистовдля подготовки заключений по спорным вопросам. Он вправе также приостановитьзабастовку и возобновить ее после приостановления без повторного рассмотренияспора в примирительной комиссии, посредником или в трудовом арбитраже. О такомвозобновлении забастовки он должен предупредить работодателя и Службу непозднее чем за три рабочих дня до забастовки.
Впериод проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешениеколлективного трудового спора путем проведения различных примирительныхпроцедур.
Впериод проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаныпродолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.
Работодатель,органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган,возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них, меры по обеспечениюв период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации(филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) иработников, а также работы машин и оборудования, остановка которыхпредставляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Переченьминимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах,представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей,обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли(подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органомисполнительной власти, на который возложены координация и регулированиедеятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованиюс соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если вотрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийскихпрофессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг)утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли)экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки иутверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяетсяПравительством Российской Федерации.
Органисполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечнейминимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденныхсоответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает иутверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениямиорганизаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов)региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующиесодержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечнейминимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъектаРоссийской Федерации.
Минимумнеобходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительствеопределяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно сорганом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ(услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлениизабастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг)должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозойжизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале,представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренныесоответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).
Вслучае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в организации(филиале, представительстве) устанавливается органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации.
Решениеуказанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг) ворганизации, филиале, представительстве, может быть обжаловано сторонамиколлективного трудового спора в суд.
Принеобеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может бытьпризнана незаконной (ст. 412 ТК РФ). (1, С. 285)
Дляобеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранности имуществапроизводства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановкакоторых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, работодатель,органы исполнительной власти и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принятьдля этого зависящие от них меры.
Втех организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана сбезопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересовобщества (например, скорая помощь, больницы, водоснабжение, транспорт и т.п.),при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых длянаселения работ (услуг).
Этотминимум определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительнойвласти или органом местного самоуправления в 5-дневный срок с момента принятиярешения об объявлении забастовки.
Аесли такое соглашение не достигнуто, то этот минимум необходимых работ (услуг)устанавливается органом исполнительной власти или органом местногосамоуправления. В случае необеспечения минимума необходимых работ (услуг)забастовка может быт признана незаконной.
Законпредусмотрел обязательное ведение документации при разрешении коллективноготрудового спора. Все действия сторон при этом оформляются протоколамипредставителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющимзабастовку.
2.3.Завершающая стадия забастовки
Всоответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являютсянезаконными и не допускаются забастовки:
а)в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер всоответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах иорганизациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных,военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросамиобеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных,поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидациистихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; ворганизациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств илиоборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б)в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение,отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный,железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, еслипроведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства,жизни и здоровью людей.
Правона забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Забастовкапри наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она былаобъявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящимКодексом.
Решениео признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик,краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судамиавтономной области и автономных округов по заявлению работодателя илипрокурора.
Решениесуда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку,который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решениисуда.
Решениесуда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежитнемедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступитьк работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решениясуда органу, возглавляющему забастовку.
Вслучае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправененачавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.
Вслучаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересовРоссийской Федерации или отдельных ее территорий Правительство РоссийскойФедерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующимсудом, но не более чем на десять календарных дней.
Вслучаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с частямипервой и второй настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору вдесятидневный срок принимает Правительство Российской Федерации (ст. 413 ТКРФ). (1, С. 259)
Признаниезабастовки незаконной производится решением Верховного суда республики илидругого субъекта Российской Федерации. Такое решение суд принимает позаявлению работодателя или прокурора и доводит решение до сведения органа,возглавляющего забастовку. А данный орган обязан немедленно проинформировать орешении суда участников забастовки.
Незаконнымипризнаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков,примирительных процедур и требований Закона, а также забастовки ранееуказанных работников, которым Закон ограничивает право на забастовку(правоохранительных органов и др.), и забастовки в период чрезвычайногоположения.
Решениесуда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежитнемедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовкуи приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанногорешения суда органу, возглавляющему забастовку.
Судтакже вправе отложить неначавшуюся забастовку в случае созданиянепосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся— в этом случае приостановить на тот же срок.
Такимобразом, отложить, приостановить или досрочно прекратить забастовку могут дваоргана: суд — в указанных случаях и орган, возглавляющий забастовку, — в любоевремя.
Вслучаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересовРоссийской Федерации или отдельных территорий, Президент РФ и Правительство РФвправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чемна 10 календарных дней.
Полномочияоргана, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией)работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения обурегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовкинезаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).Например, в нем может быть сделана оговорка, что данный орган продолжаетконтролировать выполнение достигнутого соглашения об урегулированииколлективного трудового спора.
Забастовкаоканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она можетоканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Тогда спринятием решения суда прекращаются и полномочия органа, возглавляющегозабастовку. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективномутрудовому конфликту осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.
Законустановил определенные гарантии для участников забастовки. Статья 414устанавливает, что участие работника в забастовке не может рассматриваться вкачестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудовогодоговора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратитьзабастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 действующего Трудовогокодекса.
Запрещаетсяприменять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарнойответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи413 действующего Трудового кодекса.
Навремя забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы идолжность.
Работодательимеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия взабастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательногоминимума работ (услуг).
Коллективнымдоговором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешенияколлективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплатыработникам, участвующим в забастовке.
Работникам,не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможностивыполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этимпростоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах,которые предусмотрены настоящим Кодексом. Работодатель имеет право переводитьуказанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном настоящимКодексом.
Коллективнымдоговором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешенияколлективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядоквыплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный настоящимКодексом. Так, участие работников в забастовке не может рассматриваться какнарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора,кроме случаев, если они не прекратили забастовку, признанную судом незаконной,или приступили к забастовке, отсроченной судом, или приостановленной. Законтакже запрещает, кроме вышеуказанных случаев, применять к работникам,участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности. За участникамизабастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработнаяплата им за это время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам,кто не принимает участия в забастовке, но в связи с ней не может выполнять своюработу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т.е. нениже двух третей его ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другуюработу с сохранением их среднего заработка по прежней работе, а для работников,не выполняющих нормы или переведенных на повременно оплачиваемую работу,сохраняется их тарифная ставка (оклад).
Коллективнымдоговором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым входе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотреныопределенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.Этими актами может быть предусмотрен более льготный порядок выплаты работникам,не участвующим в забастовке. Например, во всех случаях сохранять им за времязабастовок оплату не ниже их среднего заработка.
Такимобразом, закон установил при законной забастовке определенную социальнуюзащищенность работников как неучаствующих, так и участвующих в забастовке.Более того, ст. 19 Закона запрещает локаут, указывая, что в процессеурегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки,запрещается локаут, т.е. увольнение по инициативе работодателя работников всвязи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а такжеликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства. Статья415 трудового кодекса устанавливает запрещение локаута: «В процессеурегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки,запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связис их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке». Этадемократического характера норма российского Закона о коллективных трудовых спорахзначительно отличается от норм зарубежного законодательства, допускающих вотдельных странах локаут.
Законустановил ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовыхспорах. Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требованийработников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто непредоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижениютребований или препятствует его проведению, несут дисциплинарную или административнуюответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф вразмере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в судебномпорядке (ст. 20 Закона). Такую же ответственность несут представителиработодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутомув результате примирительной процедуры. Дела о наложении указанных штрафоврассматриваются в порядке, установленном законодательством об административныхправонарушениях.
Следовательно,за невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедурпо разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персональновиновные в этом представители работодателя. Если же в невыполненииобязательства виноваты представители работников, то Закон не предусмотрел ихправовую ответственность. Они имеют морально-политическую и общественнуюответственность перед соответствующими работниками. Закон предусмотрелответственность работников за проведение приостановленной или отложеннойзабастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до нихвступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконнойлибо отсрочке или приостановке забастовки. Такие работники могут бытьподвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а ихневыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за чтоработника можно и уволить.
Статья416 нового трудового кодекса устанавливает ответственность за уклонение отучастия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого врезультате примирительной процедуры: «Представители работодателя, уклоняющиесяот получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в томчисле не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) повыдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее)проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии сдействующим Трудовым кодексом или административной ответственности в порядке,который установлен законодательством Российской Федерации об административныхправонарушениях. (2, С. 493)
Представителиработодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению,достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административнойответственности в порядке, который установлен законодательством РоссийскойФедерации об административных правонарушениях".
Еслизабастовку объявила профсоюзная организация (ее объединение) и суд признал еенезаконной, то эта профсоюзная организация несет материальную ответственность.Она обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счетсвоих средств в размере, определенном судом. Следовательно, теперь по Законуможно лишить профсоюз его средств, если им объявлена незаконная забастовка. Конечно,это жесткая по отношению к профсоюзной организации мера. Но она обязываетруководителей профсоюзных организаций более ответственно проверить, не будетли эта забастовка незаконной, и объявлять только законные забастовки.
Корганизаторам незаконной забастовки могут быть применены и меры дисциплинарногои общественного взыскания.
Статья417 устанавливает ответственность работников за незаконные забастовки:«Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее наследующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку,вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконнойлибо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнутыдисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
Представительныйорган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания еенезаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконнойзабастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом». (1, С. 262)
Лицаже, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия,привлекаются к уголовной ответственности.
Организации,трудовые коллективы которых проводят забастовку, должны нести материальнуюответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этихдоговоров. Тем самым уменьшаются фонды на социальное развитие трудовогоколлектива.
Ущерб,нанесенный любой забастовкой другим организациям или гражданам, возмещаетсябастующей организацией в соответствии с гражданским законодательством. Здесьнесет ответственность организация, поскольку она заключала договор.
Возмещениеущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся порешению трудового коллектива, производится из фонда потребления организации всудебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативепрофсоюза, то такое возмещение ущерба производится за счет средств профсоюза вразмере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положениепрофсоюза.
Профсоюзныеорганы должны активизировать работу по предупреждению забастовок, посколькуони сужают возможности государства и трудовых коллективов в социальномразвитии. Профсоюзы в целях профилактики трудовых споров должны активнееосуществлять повседневный анализ обстановки в трудовых коллективах, выявлятьнаболевшие проблемы, стремиться быстрее снимать конфликтные ситуации ипризывать к ответу должностных лиц, допускающих ущемление прав трудовыхколлективов. Профсоюзные органы должны активнее участвовать в контроле завыполнением решений примирительных органов, а также соглашений администраций итрудовых коллективов, достигнутых в результате забастовки.
4. Заключение
В данной курсовой работе мной была рассмотрена темаправа на забастовку, порядок ее проведения и организации. Порядок проведениязабастовок с вступлением в действие нового трудового кодекса получил полноезаконодательное регулирование. Прежний кодекс законов о труде не содержал всебе норм, регулирующих данный вопрос. Реалии рыночной экономики показали, чтобез законодательного закрепления этого вопроса не обойтись.
Как показывает история забастовочного движения, этотспособ разрешения трудовых конфликтов не является лучшим в достижениипоставленной цели и как правило заводит в тупик. В настоящее время забастовкакак способ разрешения трудового спора стал достаточно редким явлением в нашейстране. Стороны стараются найти обоюдно приемлемое решения на примирительныхстадиях и не доводить дело до остановки трудового процесса, так как в конечномитоге проигрывают обе стороны.
Вступивший в действие с 1 февраля Трудовой кодекс ясчитаю достаточно полно регулирует порядок разрешения споров на различных ихстадиях.
1. Трудовойкодекс Российской Федерации. (Официальный текст от 30 декабря 2001 года). М.,2002.
2. Толкунова В. Н., Гусов К. Н. Трудовое право России: Учеб. Пособие/под ред. В. Н.Толкуновой – М.: Юрист, 1995.
3. Трудовое право: Учебник. Отв. Ред. Смиронов О. В. М.: «Проспект», 1997.
4. Трудовое право России. Учеб. для вузов./ Ред. – Р. ЗЛивищивц – М.: 1998.
5. Соболев С. А. Трудовое право России и социальноеразвитие// Государство и право – 1997 — № 4.