Содержание
Содержание
Введение2
I.Характеристика правонарушений в теории права4
1.1. Понятие правонарушения4
1.2. Юридический состав правонарушения7
II. Юридическая ответственность как правовая категория12
2.1 Понятие и виды юридической ответственности12
2.2. Обстоятельства исключающие юридическую ответственность и освобождение от нее17
Заключение21
Список литературы23
Выдержка из текста работы
Значение дисциплины «Правоведение» для последующей профессиональной деятельности выпускника педагогического вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины «Правоведение» для изучения не только всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, но и общепрофессиональных дисциплин.
Правоведение как учебная дисциплина занимает важное место в подготовке кадров. В процессе изучения курса происходит формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные обществом и государством. Средством достижения данной цели выступает высокий уровень правового сознания и правовой культуры. Правовое образование – это важнейший способ формирования правовой культуры, являющейся важным элементом общей культуры человека и гражданина. Правоведение имеет основополагающее значение в формировании правосознания и правовой культуры студента.
1.2.Цели и задачи дисциплины
Основная цель курса «Правоведение» состоит в формировании у будущих специалистов правового сознания путем освоения комплекса знаний об основных отраслях права; воспитании правовой культуры, уважения к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.
Основными задачами курса являются:
— развитие навыков применения норм права в процессе выполнения своих функциональных обязанностей;
— формирование умения ориентироваться в закономерностях становления и развития российского права.
Курс «Правоведение» объединяет в себе несколько отраслей права, что позволяет будущему педагогу получать комплекс правовых знаний по основным сферам общественной жизни.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП.
Учебная дисциплина «Правоведение» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.
Изучению правоведения предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками. Рабочая учебная программа дисциплины «Правоведение» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО на основе действующего федерального законодательства, в соответствии с рабочим учебным планом «44.03.01 Педагогическое образование» и предназначена для обучения студентов Уральского государственного педагогического университета.
Общенаучной основой изучения правоведения является философия, экономика и социология. Знания по дисциплине «Правоведение» помогут студенту овладеть навыками оценки правовых фактов и явлений с общегражданской точки зрения.
Теоретико-правовой основой правоведения служит теория государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области правоведения, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника.
Важное значение имеет практическое применение знаний приобретенных из различных отраслей права.
Дисциплина предполагает межпредметные связи с историей, философией, социологией, политологией, выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.
Учебный курс нацелен на изучение не только нормативных документов, но и научной и учебной литературы, и призван помочь студентам понять роль права в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о нормотворческой деятельности; уметь оценивать и самостоятельно анализировать различные правовые нормы, содействовать становлению профессионального мышления.
Особое внимание уделяется уяснению основных терминов и понятий, на которых базируется изложение материала данного учебного курса.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы.
В результате освоения курса правоведение, у выпускника формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
готов к профессиональной деятельности в соответсвии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4). В результате изучения дисциплины студент должен: — определение государства и права, их роль в жизни общества; — понятие нормы права и нормативно-правового акта; — основные правовые системы современности; — источники российского права; — понятие закон и подзаконный акт; — системы и отрасли российского права; — понятие правонарушения и юридической ответственности, значение законности и правопорядка в современном обществе; — определение правового государства; — основные положения Конституции Российской Федерации; — особенности федеративного устройства России, систему органов государственной власти в Российской Федерации; — понятие гражданского правоотношения; — определение физических и юридических лиц; — понятие право собственности; — обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение; — основные положения наследственного права; — правовое регулирование брачно-семейных отношений, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, ответственность по семейному праву; — понятие трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.Знать:
Уметь
:
— правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;
— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
— принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; уметь ориентироваться в специальной юридической литературе;
— четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;
— знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности;
— использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.
Иметь представление об основах конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, информационного, экологического, образовательного права, права социального обеспечения Российской Федерации;