Выдержка из текста работы
Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» разработан с целью соблюдения принципа законности, установленного частью второй статьи 19 Конституции Украины, и выполнения положений части второй статьи 120 Конституции Украины, согласно которым «организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины» и пункта 12 части первой статьи 92 Конституции Украины, согласно которой «исключительно законами Украины определяются организация и деятельность органов исполнительной власти».
К этому времени организацию, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных органов исполнительной власти должным образом — на уровне закона не урегулирован.
Цель Закона — согласно Конституции Украины установить систему органов исполнительной власти и комплексно урегулировать организацию, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины и центральных органов исполнительной власти.
Задача Закона — ввести в легитимное поле организацию и деятельность Кабинета Министров Украины и центральных органов исполнительной власти; урегулировать в развитие Конституции Украины отношения Кабинета Министров Украины с Президентом Украины и Верховной Радой Украины; приблизить систему исполнительной власти Украины к европейским стандартам надлежащего управления путем разграничения политических и административных функций и должностей, проведения институционального разграничения функций выработки политики и администрирования, введения европейских подходов относительно разграничения направлений государственной политики.
Таким образом, необходимо отметить, что изучение влияния принятия Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» на баланс ветвей власти в Украине является очень важной и актуальной темой исследования, особенно в свете представлений Президента Украины в Конституционный Суд Украины относительно соответствия Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» Конституции Украины.
Целью исследования является изучение влияния принятия Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» на баланс ветвей власти.
На современном этапе этот вопрос активно обсуждается в политических и юридических кругах, постоянно находится на первых страницах средств массовой информации, активно дискутируется в обществе.
На сегодня существует несколько точек зрения на принятый Закон, однако окончательное слово остается за Конституционным Судом Украины, который даст окончательное толкование его конституционности.
Глава 1. Кабинет Министров — высший орган в системе органов исполнительной власти
1.1. Полномочия Кабинета Министров
Кабинет Министров — высший орган в системе исполнительной власти. В Конституции Украины, принятой в 1996 году, закреплен качественно новый подход к регулированию всей системы исполнительной власти в республике.
Принципиальное значение имеет осуществление государственной власти в Украине на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную власти. Причем органы исполнительной, законодательной и судебной власти абсолютно самостоятельны. Таким образом, преодолена теория «советского народовластия», строившаяся на основе «концепции о советах», которые соединяют в себе и законодательствование, и исполнение, и контроль. Органы исполнительной власти отнесены к числу органов государственной власти и выступают активными субъектами государственно-правовых отношений.
Законодательная власть в Украине представлена Верховной Радой Украины. Это высшее представительное учреждение и, как единственный представитель воли народа, парламент обладает прерогативой издавать общеобязательные нормативные акты — законы. Исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти осуществляется на основе и во исполнение уже имеющихся общеобязательных нормативных актов органов представительной власти.
Судебная власть осуществляется независимыми от всех других властей судами. Суд — орган защиты права и его охраны от всех нарушений, от кого бы они ни исходили. Он в своей деятельности руководствуется только законами. Согласно ст.113 Конституции Украины Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе исполнительной власти. Он ответственен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных в ст. 85 и 87 Конституции Украины.
Конституция Украины определяет большинство полномочий Кабинета Министров Украины. К его компетенции относятся:
1. Обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины. По обеспечению государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики следует заметить, что это направление деятельности Кабинета Министров подчиняется Президенту, который согласно ст. 106 Конституции тоже имеет полномочия в этой сфере.
2. Принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Эта задача возлагается на все ветви власти в Украине. Требования, предъявляемые в этой сфере в деятельности Кабинета Министров, структур, которым возглавляются, непосредственно связанные сегодня с изменениями качества жизни населения. Координируя деятельность подведомственных министерств и ведомств, Кабинет Министров определяет степень их ответственности за проведение в жизнь социальной политики, необходимые для этого функции и полномочия.
3. Разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины. Обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования.
Во всех перечисленных сферах (как видим, очень общественно важных и разнообразных) Кабинет Министров Украины должен разработать и воплотить в жизнь единую (общегосударственную) политику. Так,
а) в сфере культуры на него возлагаются задачи охраны культурного наследия народностей и наций Украины, развития общенародной культуры, стимулирования ее многообразия, формирование комплексной системы поддержки культуры, ее творцов, их профессиональных объединений;
б) в сфере образования — реализации программы развития образования, повышение эффективности использования ее потенциала, укрепление ее материальной базы и социальной защиты и т.д.
4. Обеспечение равных условий развития всех форм собственности; осуществление управления объектами государственной собственности согласно закону. Конституционное закрепление положения о необходимости обеспечения равных условий развития всех форм собственности объясняется необычайной ролью этого фактора в построении рыночной экономики. Управление же государственной собственностью является одним из главных полномочий Кабинета Министров Украины. Круг объектов, относящихся к государственной собственности, определяется различными законодательными актами, и, прежде всего, Конституции Украины. Согласно ст. 13 Конституции земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От его имени права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления…
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что без наличия в стране эффективной, действенной исполнительной власти нельзя говорить о ее демократичности, гуманности, приобщения к общечеловеческим ценностям, поскольку недостаток такой власти в любом случае приведет к утверждению тоталитаризма. Поэтому очень важным для Украины является четкое законодательное определение статуса органов исполнительной власти и процессуальной формы их функционирования.
Список использованных источников:
1. Декларация «О государственном суверенитете Украины» от 16 июля 1990 года.
2. Закон Украинской Советской Социалистической Республики «Об образовании Кабинета Министров Украинской ССР» от 18 апреля 1991 года, № 980. — XII / / Российская юстиция. — 1991. — № 19.
3. Постановление Кабинета Министров Украинской ССР «Об аппарате Кабинета Министров СССР» от 24 мая 1991 г., № 13
4. Постановление Кабинета Министров Украинской ССР «Вопросы деятельности органов государственного управления при Кабинете Министров СССР» от 4 июля 1991 г.
5. Постановление Кабинета Министров Украинской ССР «О структуре Секретариата Кабинета Министров СССР» от 16 августа 1991 г.
6.Постановление Кабинета Министров Украинской ССР «О государственных комитетах и ??других подведомственных Кабинету Министров Украины органы государственной исполнительной власти» от 8 апреля 1992 г.
7. Постановление Кабинета Министров Украины «Вопросы организации работы Кабинета Министров Украины» от 8 июля 1993 г
8. Постановление Кабинета Министров Украины «О распределении функциональных полномочий руководства Кабинета Министров Украины» от 11 декабря 1995 г
9. Конституция Украины.