Содержание
ПЛАН
Введение3
Глава 1. Ребенок как специальный субъект правовых отношений6
1.1.Международно-правовые предпосылки обеспечения права ребенка на
воспитание в семье6
1.2.Конвенция «О правах ребенка» как основание его семейно-правового статуса7
1.3.Законодательное регулирование защиты и охраны прав детей, реализующие
принципы Конвенции «О правах ребенка» на территории Российской
Федерации8
Глава 2. Имущественные права ребенка11
2.1.Право получать содержание от своих родителей11
2.2.Право на алименты11
2.3.Право собственности полученные им доходы (заработок)13
2.4.Право собственности на имущество, переданное ему в дар или в порядке
наследования, приобретенное на собственные средства14
Глава 3. Неимущественные права ребенка18
3.1.Право жить и воспитываться в семье18
3.2.Право на общение с родителями и другими родственниками19
3.3.Право на защиту21
3.4.Право выражать свое мнение22
3.5.Право на имя, отчество и фамилию23
Глава 4. Реализация прав детей в РФ27
4.1.Внесудебная защита прав детей в РФ27
4.2.Судебная защита прав детей в РФ29
Заключение39
Список используемых источников и литератур42
Выдержка из текста работы
Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом.
Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания.
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье в России ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них — погибают; 60% — сироты, достигшие трехлетнего возраста, — попадают в специнтернаты с диагнозом "дебильность" (только в 1994 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Проблема защиты прав ребенка существует не только в России, но и во всем мире, но для нашей страны она приобретает пугающие размеры. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы.
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье.
Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком. В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.
Проблемы детства в нашей стране приобрели общегосударственные масштабы, имеют общенациональный характер, свидетельствуют о том, что сфера детства находится в глубоком кризисном состоянии. Общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем будущем — детях. Положение детей в современной России — один из самых печальных итогов проводимых в стране реформ, в результате которых сфера детства оказалась самой пострадавшей: растет число социальных сирот, преступность несовершеннолетних, пьянство, наркомания и другие формы девиантного поведения, миллионы беспризорных детей, снижение посещаемости школ. Но самое страшное в том, что эти явления происходят на фоне равнодушия, непрофессионализма, жестокости взрослых, неэффективности существующих в государстве институтов социальной защиты и реабилитации детей.
Цель настоящей работы является анализ основных прав ребенка и форм их правовой защиты в РФ.
Задачи контрольной работы:
. Изучить права ребенка в системе прав человека;
. Рассмотреть формы защиты прав ребенка в РФ;
. Проанализировать внесудебную защиту прав детей в РФ;
. Исследовать судебную защиту прав детей в РФ.
Объектом является теория и практика социальных институтов.
Особую значимость для решения поставленных в контрольной работе задач имеют работы, в которых тщательному исследованию подверглись права ребенка, основы правового положения личности в целом, таких как: Беспалов Ю.Ф., Ильинская И.М., Кон И.С., Нечаева А.М., Сайфутдинова, Р.И.
Изучением статуса детей в отраслевых аспектах российского права занимались: Хананашвили, Н.Л., Рабец А.М.Чечина Н.А.
Структура контрольной работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Основные аспекты проблемы прав детей и их защиты в современном российском обществе
.1 Определение прав ребенка в системе прав человека
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные СК РФ. Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:
жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;
общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации, имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;
защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд;
выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;
изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя;
получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка). Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка[8, с. 216].
1.2 Формы защиты прав ребенка в РФ
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК).
К первым относятся:
Прокуратура,
Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);
предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона «О прокуратуре РФ»);
непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);
внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре РФ»);
опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона «О прокуратуре РФ»)[10, с. 29].
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции», ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»).
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:
предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:
расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите;
составление Плана по защите ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание;
разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями и патронатным воспитателем;
контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите[7, с. 106].
Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.
Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.
Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями.
Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка — закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.
судебный попечительство право ребенок
Глава 2. Реализация прав детей в РФ
.1 Внесудебная защита прав детей в РФ
К полномочиям внесудебной формы защиты прав ребенка можно отнести право органа опеки и попечительства давать согласие: на установление отцовства по заявлению только отца ребенка (ст. 48 СК РФ); родителям — на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет (ст. 59 СК РФ); на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (ст. 75 СК РФ) и др.
Органы опеки и попечительства также могут быть привлечены в качестве ответчика по делам о восстановлении родительских прав и по делам об отмене усыновления по требованию родителей, когда родителям неизвестно, кто является усыновителем ребенка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 СК РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. В соответствии с данной нормой дела должны назначаться судом к рассмотрению только после получения от органов опеки и попечительства составленных в установленном порядке актов обследования условий жизни обоих лиц, претендующих на воспитание ребенка.
Заключение органа опеки и попечительства, привлеченного судом для участия в деле, оглашается в судебном заседании после исследования всех обстоятельств дела. Письменное же заключение органа опеки и попечительства, представленное в суд до начала судебного заседания, основывается не на материалах дела, а на тех сведениях, которые были получены им во внесудебном порядке. При этом мнение представителя органа опеки и попечительства, участвующего в деле, окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании.
Поэтому представитель органа опеки и попечительства должен иметь возможность в своем заключении, даваемом после исследования всех обстоятельств дела, выступая не от собственного имени, а от имени органа опеки и попечительства, изменить ту позицию, которая изложена в письменном заключении. Необходимо, чтобы на это у представителя органа опеки и попечительства имелись соответствующие полномочия, указанные в доверенности. Если же такие полномочия представителю органа опеки и попечительства не предоставлены, то он должен ходатайствовать перед судом об отложении разбирательства дела для представления нового мотивированного письменного заключения органа опеки и попечительства.
Все полученные в результате проведенного обследования сведения подлежат сугубо педагогической оценке. А вместе обследование и заключение органов опеки и попечительства, даваемые суду по вопросу о праве на воспитание ребенка, должны рассматриваться как своего рода социально-педагогическая экспертиза условий жизни ребенка, с которой суд считается при вынесении своего решения, но которая не является для него обязательной.
Поскольку функции по опеке и попечительству исполняются на уровне органов местного самоуправления, нормы о порядке деятельности органов опеки закрепляются в настоящее время в региональном законодательстве. Вместе с тем подавляющее большинство этих норм затрагивают осуществление субъективных гражданских прав личности и требуют фиксации исключительно на федеральном уровне (статья 71 Конституции Российской Федерации). Следовательно, порядок исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей на всей территории Российской Федерации должен быть единым. Однако, установление такого порядка в настоящее время противоречило бы принципу самостоятельности местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации). Этому же принципу противоречил бы и государственный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. Пользуясь отсутствием такого контроля и отсутствием единой нормативной базы для осуществления функций по опеке и попечительству, соответствующие органы на местах зачастую допускают нарушения прав граждан[12, с. 44].
Специфическим правовым положением среди лиц, участвующих в деле, обладает в процессе прокурор. Деятельность прокурора в процессе объединяется единой законоохранительной функцией.
В соответствии с действующим законодательством прокурор может участвовать в рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, в двух формах:
) обращения в суд за защитой прав свобод и законных интересов несовершеннолетних. Так, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации прокурор может обратиться в суд только с иском: о лишении родительских прав (п.1 ст. 70), об ограничении в родительских правах (п.3 ст. 73), об отмене усыновления (ст.142);
) вступления прокурора в процесс, начатый по инициативе других лиц, и дачи им заключения по делам: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (ст.72 СК РФ), об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления (ст. 140 СК РФ), в порядке особого производства — об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ.
Перечень оснований, по которым прокурор по ГПК РФ вправе обратиться в суд или вступить в процесс для дачи заключения, не обеспечивает защиту прав, свобод и законных интересов граждан и особенно несовершеннолетних. Руководствуясь интересами детей, считаем, что обязательное участие прокуратуры необходимо по всем делам, связанным с воспитанием детей.
В юридической литературе суды как субъектов гражданского процессуального права подразделяют на две большие группы. Первую группу составляют суды, рассматривающие гражданские дела по существу: суды первой инстанции. Ко второй группе относятся суды кассационной и надзорной инстанций, в компетенцию которых входит проверка правильности актов, вынесенных нижестоящими судами.
.2 Судебная защита прав детей в РФ
Право граждан на защиту в судебном порядке закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46), а также в международных актах, таких как Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Международный Пакт о гражданских и политических правах. Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителей или иных законных представителей. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное или оспоренное право ребенка.
Нормы права, касающиеся судебной защиты семейных прав закреплены и в других законах Российской Федерации, в том числе, в ст. 10 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ[5, с. 273].
Судебный порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка могут представлять его законные представители, а в случаях предусмотренных законом, иные лица. Рассмотрим подробно вопросы представительства ребенка в судебном процессе.
. Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими — усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями).
. В соответствии с норами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из семейных и иных правоотношений, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет имеет право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или опекунов (попечителей) для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст. 37 ГПК РФ). Исключением из этого правила являются случаи, когда несовершеннолетний признан полностью дееспособным — эмансипированным до достижения совершеннолетия (ст. 27 ГК РФ) или при вступлении в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ).
Семейный кодекс РФ в ст. 56 также закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им четырнадцати лет. В этом случае право ребенка на защиту не ограничивается возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Он наделяется и другими правами и обязанностями, предусмотренными ст. 35 ГПК РФ.
Кроме того, суд обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства, которые должны назначить ребенку представителя.
. Семейный Кодекс обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122, 123, 126, п. 4 165 СК РФ). В этих целях органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК РФ), а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим (ст. 26 СК РФ), устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка (п. 3 ст. 48 СК) и т.д.
. Широкими полномочиями по защите прав детей наделен прокурор. Его действия по защите семейных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (ст. 28 СК); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 СК); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 СК), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК; ст. 273 ГПК) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК) и в других случаях.
. Защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений (п. 1 ст. 147 СК).
. Семейный Кодекс Российской Федерации возлагает значительную роль в защите прав членов семьи на органы опеки и попечительства. Согласно ст. 78 СК РФ органы опеки и попечительства должны быть привлечены судом к участию в деле при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка (ст. 79 СК РФ).
Приведем пример из практики:
Истец Органа опеки и попечительства Администрации <данные изъяты> городского округа обратился в суд с иском к ответчику ФИО1 о понуждении к совершению действий.
Согласно исковому заявлению ФИО1 является опекуном малолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно распоряжения администрации «адрес» от ДД.ММ.ГГГГ. Одинокая мать ребенка, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ умерла. В соответствии со ст.37 п.1 Гражданским кодексом РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Однако, ФИО1 производит снятие денежных средств превышающих величину прожиточного минимума без разрешения органа опеки и попечительства. Согласно ст.25 Федерального закона «Об опеке и попечительства» № 48-ФЗ опекун (попечитель), обязаны предоставить отчет о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом, В Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 и Законе Кемеровской области от 14 декабря 20 Юг, № 124-03 указано, что опекун (попечитель), приемный родитель обязаны предоставлять в орган опеки и попечительства письменный отчет о расходовании денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в соответствии с действующим законодательством. ФИО1 неоднократно разъяснялось данное законодательство. Однако, опекун расходует денежные средства предназначенные несовершеннолетней подопечной на свое усмотрение. Сведения о расходовании не предоставляет. ФИО1 была направлена повестка, так как телефонные переговоры результатов не дали, были только одни обещания. После была направлена вторая повестка, которая результатов не дала. Специалисты органов опеки выезжали к ФИО1. ФИО1 написала пояснительную, по поводу непредставления письменного отчета о расходовании, в которой обещала предоставить отчет. Но так результатов на данный момент нет. В соответствии со ст. 56 СК РФ, ст. 46 ГПК орган опеки и попечительства обязан и имеет право защищать права несовершеннолетних граждан в случае, если законный представитель их нарушает.
Просит обязать ФИО1 предоставить письменный отчет о расходовании денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой.
Представитель истца Органа опеки и попечительства Администрации «данные изъяты» городского округа ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание явилась, просит принять отказ от иска, в связи с тем, что ФИО1 предоставила письменный отчет о расходовании денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание явилась, не возражает против удовлетворения ходатайства истца.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что имеются основания для принятия отказа от иска истца, поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст.39 ч.2 ГПК РФ Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.1,2,3 ст. 173 ГПК РФ Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия, утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает отказ от иска истца Органа опеки и попечительства Администрации «данные изъяты» городского округа в лице его представителя к ФИО1 о понуждении к совершению действий, поскольку отказ от иска является свободным волеизъявлением, не противоречит закону и не нарушает права и свободы заявителя. Сторонам понятны последствия отказа от иска, предусмотренные ст.221 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1 ч.4, 39,173 ГПК РФ суд,
Определил:
Принять от истца Органа опеки и попечительства Администрации «данные изъяты» городского округа отказ от иска к ФИО1 о понуждении к совершению действий.
Повторное обращение в суд с тем же заявлением, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Производство по делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 15 дней.
Заключение
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные СК РФ. Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:
) жить и воспитываться в семье;
) общаться с родителями и другими родственниками;
) защищать свои права и законные интересы;
) выражать свое мнение;
) иметь имя, отчество и фамилию;
) изменить свое имя и фамилию;
) получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предписывает установление и соблюдение минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав детей на отдых и оздоровление, защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и развитию.
Стремительная трансформация общественного устройства и экономическая нестабильность в России обусловили рост таких негативных явлений, как нарушение прав и интересов несовершеннолетних, пожалуй, самой беззащитной части любого современного общества.
Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.
В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разбираться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.
В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.
Список литературы
Нормативные акты
. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
. Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, № 147, 05.08.1998.
. Федеральный закон РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
Научная литература
. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2010. — 382
. Ильинская И.М. Судебное рассмотрение споров о праве на воспитание детей. М., 2011. — 428 с.
. Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Просвещение, 2010. — 269 с.
. Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие. М., 2009. — 391 с.
. Рабец А.М. Роль суда в обеспечении реализации права ребенка на индивидуальность / А.М. Рабец // Семейное и жилищное право. — 2012. — № 2. — С. 28-37
. Сайфутдинова Р.И. Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребенка / Р.И. Сайфутдинова // Современное право. — 2010. — № 4. — С. 7-19
. Хананашвили Н.Л. Защита прав ребенка в России: Пространства взрослой жестокости / Н.Л. Хананашвили // Вопросы ювенальной юстиции. — 2011. — № 1. — С. 42-49