Содержание
Содержание
Введение..3
1 Качество продукции (услуг): сущность, понятие, особенности.5
2 Мировая эволюция менеджмента качества..11
3 Конкурентоспособность продукции……17
4 Значение и способы повышения качества и
конкурентоспособности продукции.21
5 Основные принципы управления качеством25
6 Внедрение системы управления качеством на предприятии..32
Заключение.47
Список использованной литературы48
Выдержка из текста работы
Понятие качества продукции формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий. С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие «надежность» . Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В настоящее время под качеством продукции понимают совокупность физических, функциональных и эстетических свойств, обеспечивающих возможность удовлетворять определенные требования и потребности потребителей и делающих товар привлекательным для покупателя.
С развитием промышленного производства и конкуренции на рынке товаров такие задачи как обеспечение и повышение качества продукции, контроль качества, выбор норм и стандартов, согласование интересов заказчика и менеджмента предприятия стали основными элементами теории и практики управления качеством продукции. Большой вклад в разработку теории управления качеством внесли зарубежные и отечественные ученые. Работы русских ученых П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова являются теоретической основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые И. Г. Венецкий, А. М. Длин, американские ученые У. А. Шухарт, Э. Дэминг, А. Фейгенбаум.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Целью данной курсовой работы является раскрытие такого понятия как качество промышленной продукции. В связи с этим в первом параграфе мы рассмотрим понятие, сущность, значение качества продукции, затраты на управление качеством. Рассмотрим роль лицензирования, сертификации, стандартов в обеспечении выпуска качественной продукции. Во втором параграфе речь пойдет об эволюции менеджмента качества, его связи с менеджментом предприятия. Рассмотрим системы контроля качества, инжиниринг качества, способы и методы повышения качества.
1. Сущность и значение качества продукции.
1.1. Понятие качества продукции и роль стандартов в его обеспечении.
Под качеством продукции понимают совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки, а также способствует расширению объемов внутреннего сбыта………………….
Заключение.
В результате проведенного исследования отметим, что выбранная нами тема достаточно широкая, актуальная и включает в себя многочисленные аспекты: роль стандартов ISO 9000, лицензирования и сертификации в обеспечении качества; исследование эволюции и взаимосвязи общей теории менеджмента и менеджмента качества; рассмотрение задач по обеспечению контроля качества продукции, существующих систем контроля, анализ причин брака продукции; японская система управлением качества, роль кружков качества; взаимосвязь управления человеческими ресурсами и качеством, роль человеческого фактора. И действительно, роль человеческого фактора в обеспечении высокого качества очень велика. От этого зависит безопасность жизни людей. Будь то автомобили или самолеты. Известно, что немногие страны способны позволить себе производство пассажирских самолетов, несмотря на то, что необходимые денежные средства на строительство авиационных заводов есть. Как не странно, но специалистов с большим опытом работы по контролю за качеством очень мало. А ведь только опытный, высококвалифицированный инспектор по качеству может с уверенностью сказать, будут ли безопасны полеты или нет. Часто никакие приборы не могут дать такого ответа. Только опыт, полученный с годами работы, дает правильный ответ.
Заслуживает особого внимания деятельность японских кружков качества, которая может получить развитие в любой стране. Они не обязательно должны создаваться по японскому образцу. И наши хозяйственники вполне сумели бы извлечь немало полезного из японской практики управления человеческим фактором. Эффективное использование людских ресурсов должно рассматриваться как долговременная стратегия управления. Система подготовки и обучения персонала на японских предприятиях заслуживает тщательного изучения и применения.
Список литературы.
1. Саватеев А.Ф. Управление качеством: Учебное пособие / ГУУ. М., 1999.
2. Управление инвестициями: Т.2. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. – М.: Высшая школа, 1998.
3. Исикава К. Каков японский путь управления качеством /Экономика, М. 1988.
4. Николаева Э.К. Кружки качества на японских предприятиях / Издательство стандартов, 1990.
5. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике / Издательство стандартов, 1990.
6. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии / Наука, 1989.
7. Фейгенбаум А.В. Контроль качества и продукции / Наука, 1991.
8. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 4-е изд. Доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1999.
9. Гличев А. В. Новвоведения, маркетинг и управление качеством / ж. «Стандарты и качество». №10, 1995г.
10. Гличев А.В. Современные методы управления качеством / ж. «Стандарты и качество». № 4, 9. 1996г.