Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПОСОБИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ.5
1.1. Общие положения5
1.2. Пособие по временной нетрудоспособности6
ГЛАВА 2. ПОСОБИЯ СВЯЗАННЫЕ С ДЕТЬМИ11
2.1. Пособия гражданам, имеющим детей11
2.2. Пособие по беременности и родам13
2.3. Право на единовременное пособие женщин, вставших на медицинский учет в ранние сроки беременности16
2.4. Ежемесячное пособие на ребенка17
ГЛАВА 3. ДРУГИЕ ВИДЫ ПОСОБИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ18
3.1. Пособие по безработице18
3.2. Социальное пособие на погребение19
3.3. Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ23
Выдержка из текста работы
В России содержание и параметры права социального обеспечения формировались постепенно в процессе развития самой системы социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения во всех странах мира занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающий в себя также негосударственные формы социального страхования и частную благотворительность. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации закрепила основные характеристики социального государства, которые направлены на обязательность последнего по социальной защите населения во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма пособий и компенсационных выплат по системе социального обеспечения в Российской Федерации.
В связи с обозначенной целью в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть условия выдачи пособий гражданам имеющим детей;
Объектом данной курсовой работы является система социального обеспечения в РФ.
Предметом данной курсовой работы являются пособия и компенсационные выплаты по системе социального обеспечения.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
.Понятие и общая характеристика пособий
В государственной системе социального обеспечения преобладающими выплатами в денежной форме помимо пенсий являются социальные пособия и компенсационные выплаты.
Пособие по социальному обеспечению — это гарантированная денежная выплата, безвозмездно предоставляемая определенным категориям граждан за счет государственных средств, в целях их материального обеспечения при наступлении страховых случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Гарантированность пособия обусловлена, прежде всего, тем, что при наступлении соответствующих юридических фактов, определяющих право на пособие, оно подлежит немедленной и полной реализации, при этом не должен иметь значение факт наличия или отсутствия финансовых средств для выплаты пособия. В случае нарушения права на соответствующий вид социального обеспечения заинтересованное лицо может защитить его в административном или судебном порядке.
Необходимо помнить, что пособия имеют целевое назначение: оказание помощи семье в содержании детей, компенсация временно утраченного заработка, повышенных расходов единовременного характера.
В настоящее время в стране сложилась и действует развитая государственная система пособий: пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка, по уходу за ребенком в возрасте 1,5 лет, пособие по временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение и т.д.
Социальные пособия, как правило, выплачиваются относительно непродолжительное время или единовременно, их получают как работающие граждане, так и неработающие, включая пенсионеров. Продолжительность их выплат зависит от цели пособия.
В чем же состоит отличие пенсий от пособий? На первый взгляд между пенсиями и пособиями нет никаких различий. Пенсии и пособия являются денежными выплатами, имеют гарантированный характер и устанавливаются нормами законодательства.
Главное отличие заключается в целевом назначении пособий. Пособия компенсируют временно утраченный заработок в случаях, предусмотренных нормативными актами. Пенсия же является формой материального обеспечения в старости, при инвалидности, потере кормильца, утраты профессиональной трудоспособности.
Пособия, как правило, выплачиваются единовременно или относительно непродолжительное время периодически либо ежемесячно, пенсия — всегда длительная выплата, а трудовая пенсия по старости пожизненная выплата. Пособия ориентированы на всех: их получают, как трудоспособные, так и нетрудоспособные граждане. А право на пенсию имеют только нетрудоспособные граждане по возрасту, состоянию здоровья, в связи с потерей кормильца.
.Система пособий семьям, имеющим детей
Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Поэтому одним из главных приоритетов в деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации всегда являлась и по-прежнему является охрана материнства и детства.
С 1 января 2007 года произошли большие позитивные сдвиги в действующей системе государственной поддержки семей с маленькими детьми, в том числе и для неработающих граждан.
Эта помощь и поддержка осуществляется в разных формах:
·денежные выплаты (пособия);
·услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.);
·льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).
Самыми распространенными денежными выплатами являются государственные пособия, большую часть из них составляют детские пособия.
Пособия назначаются и выплачиваются по заявительному принципу. Главное успеть обратиться за ними не позднее 6 месяцев после исполнения ребенку возраста полутора лет.
С 1 января 2007 года матери, не подлежащие социальному страхованию (неработающие) впервые получили право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет
Основным нормативным документом, которым установлена единая система государственных пособий семьям, имеющим детей, является Федеральный закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года №81-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. №1012н, а ежемесячного пособия на ребёнка в малообеспеченной семье — законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
Пособия, семьям, имеющим детей и в связи с материнством подразделяются на государственные пособия, которые назначаются по всей территории РФ и выплачиваются в едином размере, и пособия (выплаты), предусмотренные законами субъектов РФ, которые являются мерой дополнительной поддержки семей в отдельно взятом регионе.
Какие пособия считаются государственными? К государственным относятся 8 видов пособий:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребёнка;
ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
ежемесячное пособие;
единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.
По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу.
Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание семье предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.
С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга.
В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.
Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — из бюджетов различных уровней.
В 2008 г выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся — до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ.
Государственные пособия назначаются:
гражданам РФ, проживающим на территории РФ;
гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
временно проживающим на территории РФ и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Кому не назначаются государственные пособия?
гражданам Российской Федерации (иностранным гражданам и лицам без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
гражданам Российской Федерации (иностранным гражданам и лицам без гражданства), лишенных родительских прав;
гражданам Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины. Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, постоянно и временно проживающие на территории РФ.
Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.
С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.
С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
.Пособие по беременности и родам
Право на пособие по беременности и родам имеют застрахованные женщины:
работающие по трудовому договору;
уволенные в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, полномочий частного нотариуса, статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;
учащиеся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования;
военнослужащие по контракту, а также служащие в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;
работающие в качестве гражданского персонала в воинских формированиях РФ, находящихся на территориях иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ;
усыновившие ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.
Продолжительность декретного отпуска составляет 70 календарных дней до родов (при многоплодной беременности — 84 дня) и 70 дней после родов (при осложненных родах, например, при кесаревом сечении — 86 дней; при рождении двух и более детей — 110 дней).
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:
среднего заработка — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;
рублей — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;
стипендии — женщинам, обучающимся по очной форме обучения;
денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и др.
Таким образом, данное пособие выплачивается только занятым женщинам, среди них наиболее распространенная категория — работающие по трудовому договору и подлежащие обязательному социальному страхованию. Как выше было сказано пособие по беременности и родам устанавливается им в размере 100% среднего заработка. По нормам Федерального Закона № 255 с 01.01.2011г. средний заработок считается за два календарных года, предшествующих году ухода в отпуск по беременности и родам.
Размер пособия не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Что это значит? Это значит, что при расчете пособия по беременности и родам в 2013 году доход, учитываемый за 2011 год, ограничен сверху 463000 рублями, а учитываемый доход за 2012 год ограничен сверху 512000 рублями. Размер пособия за 140 дней при этом не может быть больше 186986 рублей (208356 рублей за 156 дней при осложненных родах и 259110 рублей за 194 дня больничного по беременности и родам при рождении двойни или тройни). Максимальный размер пособия по беременности и родам с 1 января 2010 года не зависит от районных коэффициентов. И в Москве, и за Полярным кругом максимальный размер пособия одинаковый.
Женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере минимального размера оплаты труда за каждый месяц отпуска. В 2013 году МРОТ сотавил 5205 рублей. В страховой стаж включаются все периоды, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, в зачет идут доходы от всех работодателей, но выплаты пособий производятся либо по одному из последних мест работы, либо по каждому месту работы. Пособие назначается работодателем (работодателями) в течение 10 дней после предоставления всех документов, а выплачивается в ближайший после назначения день выплаты зарплат.
Документы, необходимые для начисления пособия по беременности и родам:
листок нетрудоспособности;
заявление о предоставлении отпуска;
справка о сумме заработка с другого места работы, если такие были в предшествующие два года.
Если работодатель не может выплатить пособия по беременности и родам (нет денег на счете), пособие выплачивает территориальный орган страховщика.
Уволенным в связи с ликвидацией организации пособие по беременности и родам выплачивается органом социальной защиты. Для этого необходимо в течение 12 месяцев со дня увольнения встать на учет в центре занятости.
Обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе получают пособие по месту учебы.
Наряду с пособием по беременности и родам ФЗ № 81 предусмотрено единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в сроки беременности до двенадцати недель, с 1 января 2013 года оно составляет 490 рублей.
Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При пропуске этого срока по уважительной причине решение о предоставлении пособия может быть принято территориальным органом ФСС РФ. Перечень уважительных причин утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г. № 74.
Особое внимание в процессе исследования необходимо уделить вопросу расчета пособия.
Так 2011 и 2012 годы были переходным периодом, когда женщина сама могла выбрать наиболее выгодный вариант расчета пособий (по средней заработной плате за 12 месяцев или по данным за два предшествующих года).
Но уже при расчете пособий в 2013 году такого выбора нет. Расчет производится согласно новым правилам (то есть за два предшествующих года), но с некоторыми изменениями.
В чем же заключаются данные изменения?
Поправка заключается в том, что с 2013 года ранее фиксированное число 730 (количество календарных дней за два года) можно будет корректировать.
Что это означает?
Теперь при расчете пособий в 2013 году будет браться количество календарных дней за два предыдущих года (2011 и 2012) за минусом периодов больничных, декретных, отпусков по уходу за ребенком, дополнительных оплачиваемых выходных по уходу за детьми-инвалидами и дней, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты (при условии, что с нее не платили взносы в ФСС).
Изменения в расчет декретных и пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет были внесены Федеральным законом № 21-ФЗ от 25.02.2011 г.
Рассмотрим новые правила расчета на примере.
Женщина уходит в отпуск по беременности и родам (140 дней) в 2013 г. Расчет данного пособия будет осуществляться по данным 2011 и 2012 гг.
Например, в 2011 году ей были начислены:
заработная плата 150000 руб.
отпускные 14300 руб.
больничные 5300 руб. (за 10 дней)
В 2012 году начисления составили: — заработная плата 165000 руб. — отпускные 15700 руб.
больничные 10200 (за 16 дней)
Итак, по приведенным выше данным расчет пособий в 2013 году будет производиться следующим образом:
) пособие по беременности и родам (140 дней)
(150000 + 14300 + 165000 + 15700) / (365 + 366 — 10 — 16) = 489,36 руб.
,36 * 140 = 68510,40 руб. — размер пособия по беременности и родам
) пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет
(150000 + 14300 + 165000 + 15700) / (365 + 366 — 10 — 16) = 489,36 руб.
,36 * 30,4 * 40% = 5950,62 руб.
Но стоит обратить внимание, что данная усовершенствованная методика расчета распространяется только на декретные и пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет. Больничные же будут начисляться, как и ранее в 2012 году (доход за два предыдущих года / 730).
Для пособия по беременности и родам установлен максимальный и минимальный размер.
Минимальный размер пособия по беременности и родам рассчитывается из МРОТ, который с 01.01.2013 г. составляет 5205 руб.
* 24 / 730 * 140 =
где: 24 — количество месяцев за два года (так как пособие по беременности и родам рассчитывается с 2011 г. из средней заработной платы за два года, предшествующих году наступления беременности).
— количество календарных дней за два года, если фактически они были отработаны.
— количество дней отпуска по беременности и родам (данный период берется из листа нетрудоспособности, который выдается медицинским учреждением).
Максимальный размер пособия по беременности и родам рассчитывается из предельной величины, установленной для среднего заработка Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. Данная величина составляет 415000 руб. за год.
Таким образом, получаем: (415000 + 415000) / 730 * 140 = 159178,08 руб.
С 01.01.2010 не устанавливаются максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Вместо этого введен порядок исчисления среднего дневного заработка.
+ 512000 = 975000
/ 731 = 1333,79
,79 * 140 = 186730,60 за 70 дней до и 70 дней после родов.
пособие компенсационная выплата социальный
4.Классификация детских пособий
Одним из главных приоритетов в деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации всегда являлась и по-прежнему является охрана материнства и детства. С 1 января 2007 года произошли большие позитивные сдвиги в действующей системе государственной поддержки семей с маленькими детьми, в том числе и для неработающих граждан.
С 1 января 2007 года матери, не подлежащие социальному страхованию (неработающие) впервые получили право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет
Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Пособие установлено в размере 300 рублей, с 01.01.2008 г. оно проиндексировано до 325,5 рублей. Единовременное пособие предоставляется по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.
Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.
Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание семье имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие выплачивается при передаче ребенка семье, биологические родители которого неизвестны, умерли или объявлены умершими, лишены или ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в местах лишения свободы и т.п. В случае передачи на воспитание семье двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Размер указанных единовременных пособий в соответствии с ФЗ от 19.05.1995 года № 81 составляет 8000 руб., с 01.01.2008 г. он проиндексирован до 8680 руб. Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам — органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Для назначения пособия необходимо представить: заявление; справку органов загса о рождении ребенка; справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия и другие документы. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке. Опекун должен предъявить выписку из решения органа местного управления об установлении опеки, усыновитель — копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, приемные родители — копию договора о передаче ребенка на воспитание семье и другие документы, указанные в постановлении Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865.
Право на единовременное пособие имеет жена военнослужащего по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Это пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные федеральным законодательством и законами субъектов РФ.
Право на единовременное пособие не предоставляется женам курсантов военных образовательных учреждений. Размер пособия в 2008 г был равен 14000 рублей.
Ежемесячные пособия
Право на пособие в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (рожденного, усыновленного, принятого под опеку) предоставляется не только матерям, но и отцам, другим родственникам, фактически находящимся в отпуске по уходу и подлежащим государственному социальному страхованию. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из них.
Право на пособие сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.
Лицам, имеющим одновременно право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 и на пособие по безработице, предоставляется право выбора пособия по одному из оснований. При наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из пособий.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:
руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми — не работающим лицам;
40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия не может быть меньше 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, размеры пособия увеличиваются с учетом районного коэффициента к заработной плате.
При уходе за двумя и более детьми до 1,5 лет размер пособия суммируется, но не может превышать 100% прежнего заработка (дохода, денежного довольствия).
Для назначения пособия необходимо представить: заявление; копию свидетельства о рождении ребенка и предыдущих детей; выписку из решения об установлении опеки; выписку из трудовой книжки (военного билета); копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; справку о неполучении пособия по безработице и другие документы, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865.
Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву имеют: мать ребенка; опекун ребенка, либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.
Ежемесячное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды детских пособий, гарантированных государством.
Право на ежемесячное пособие не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения.
Матери ребенка ежемесячное пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала военной службы по призыву. Опекуну ребенка пособие выплачивается со дня смерти матери либо со дня вступления в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения.
Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6000 руб. на каждого ребенка.
Расчет пособий в 2012 и 2013 годах
В 2012 году сохранится переходный период для расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1.5 лет. У женщины будет, как и в 2011 году, право выбора методики расчета данных пособий.
То есть можно будет выбрать:
либо рассчитывать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет по методике 2010 года — из расчета средней заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу ухода в декрет или в отпуск по уходу за ребенком
либо рассчитывать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет по методике 2011 года — из расчета средней заработной платы за два года, предшествующих году ухода в декрет или в отпуск по уходу за ребенком
Для этого женщине необходимо написать соответствующее заявление.
С 01.01.2013 года данные пособия будут рассчитываться также из среднего заработка за два года. Но если в 2011-2012 годах средний заработок определяется, как частное от деления суммы заработка за два года на 730.
Где 730 — считается число календарных дней за этот период, при этом фактическое количество отработанных календарных дней не учитывается, то есть данное число не подлежит корректировке.
То с 2013 года при расчете пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет будет браться число календарных дней за два года (а не 730), но за исключением отдельных периодов.
То есть из расчетного периода будет исключаться календарные дни, приходящиеся на:
тот период, когда были больничные, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком
дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом
периоды, когда работник освобождается от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на нее не начислялись страховые взносы в ФСС РФ.
Расчет пособий в 2013 году
и 2012 годы были переходным периодом, когда женщина сама могла выбрать наиболее выгодный вариант расчета пособий (по средней заработной плате за 12 месяцев или по данным за два предшествующих года).
Но уже при расчете пособий в 2013 году такого выбора нет. Расчет будет производиться согласно новым правилам (то есть за два предшествующих года), но с некоторыми изменениями.
В чем же заключаются данные изменения?
Поправка заключается в том, что с 2013 года ранее фиксированное число 730 (количество календарных дней за два года) можно будет корректировать.
Что это означает?
Теперь при расчете пособий в 2013 году будет браться количество календарных дней за два предыдущих года (2011 и 2012) за минусом периодов больничных, декретных, отпусков по уходу за ребенком, дополнительных оплачиваемых выходных по уходу за детьми-инвалидами и дней, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты (при условии, что с нее не платили взносы в ФСС).
Изменения в расчет декретных и пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет были внесены Федеральным законом № 21-ФЗ от 25.02.2011 г.
Рассмотрим новые правила расчета на примере:
Женщина уходит в отпуск по беременности и родам (140 дней) в 2013 г. Расчет данного пособия будет осуществляться по данным 2011 и 2012 гг.
Например, в 2011 году ей были начислены:
заработная плата 150000 руб.
отпускные 14300 руб.
больничные 5300 руб. (за 10 дней)
В 2012 году начисления составили: — заработная плата 165000 руб. — отпускные 15700 руб.
больничные 10200 (за 16 дней)
Итак, по приведенным выше данным расчет пособий в 2013 году будет производиться следующим образом:
) пособие по беременности и родам (140 дней)
(150000 + 14300 + 165000 + 15700) / (365 + 366 — 10 — 16) = 489,36 руб.
,36 * 140 = 68510,40 руб. — размер пособия по беременности и родам
) пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет
(150000 + 14300 + 165000 + 15700) / (365 + 366 — 10 — 16) = 489,36 руб.
,36 * 30,4 * 40% = 5950,62 руб.
Но стоит обратить внимание, что данная усовершенствованная методика расчета распространяется только на декретные и пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет. Больничные же будут начисляться как и ранее в 2012 году (доход за два предыдущих года / 730).
Можно ли одновременно получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком и работать?
Порой молодой маме в связи с финансовой необходимостью или по другим причинам приходится выбирать, или пойти в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и получать соответствующее пособие, или же выйти на работу и получать заработную плату.
В этой связи возникает вопрос, а можно ли это как-то совместить?
Да, законодательством предусмотрен вариант, когда женщина (или другой член семьи), находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет, может выйти на работу на условиях неполного рабочего дня или же работать на дому. В таком случае за ней сохраняется право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет.
Кроме того, следует отметить, что при таких условиях женщина будет иметь право взять ежегодный оплачиваемый отпуск, и это не будет основанием для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Второй возможный вариант, когда женщина находится в отпуске по уходу за ребенком по основному месту работы и при этом работает по совместительству в другой организации. В данной ситуации выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет осуществляться по основному месту работы.
И в заключении стоит отметить, что женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и работающая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.
При этом она имеет право на данное пособие и в случае болезни ребенка, в отношении которого она получает ежемесячное пособие до полутора лет.
То есть женщина одновременно будет получать оба пособия за этот период — ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения полутора лет и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за этим же ребенком в связи с его болезнью.
Заключение
Пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи. На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат пособий населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты.
Было бы идеальным, провести реформирование системы социальной поддержки в России хотя бы за несколько ближайших лет. Но законодатель, когда обсуждает и принимает законы, касающиеся назначению, размеров, выплат пособий не может учесть весь спектр проблем, с которыми сталкиваются в жизни простые граждане. Конечно, чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди, которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд.
Список используемых источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
. Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
. Федеральный закон от 31.12.2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспече¬нии пособиями обязательному государственному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»
. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»
. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный капитал)»
. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 82 «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средс¬твами (частью средств) материнскою (семейного капитала)»
. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного капитала) на улучшение жилищных условий»
. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного капитала) на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»
. Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 г. №727 «О порядке обеспечения пособиями обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»
. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»
. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г. № 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»
. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудос¬пособности, по беременности и родам»
. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения час¬ти первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год» в связи с жалобой граждански Т.А. Баныкиной»
. Письмо ФСС РФ от 05.03.2008 г. № 02-18/07-1931
Научная и учебная литература
17.Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. Практикум. 2-е изд. перераб. и доп. -М., 2009.
.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник. М, 2007.
.Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. / Под общей ред. М.Ю. Зубарова. М, 2007.
. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник.- М., 2010.
. Право социального обеспечения России: учебник / под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.
. Право социального обеспечения России. Практикум: учеб. Пособие /отв. Редактор Э.Г. Тучкова. М., 2008.