Содержание
Введение3
Основная часть4
1. Общая характеристика правового положения Правительства Российской Федерации4
1.1 Правовой статус Правительства Российской Федерации4
1.2 Правительство и иные органы власти9
2. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации15
3. Ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации20
Заключение26
Глоссарий28
Список использованных источников30
Приложения32
Выдержка из текста работы
Сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства как органа представительной власти, Конституция весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти.
В современном облике Правительства, в отличие от ранее действовавшего законодательства, более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти.
Правовой статус Правительства основан на принципе разделения властей и ответственности Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране. Важным фактором в деятельности Правительства является осуществление им единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, которые отнесены к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав.
Основной функцией Правительства является организация исполнения федеральных законов. Кроме того, Правительством должно контролировать исполнение законов органами исполнительной власти всех уровней, и принимать необходимые меры по устранению допущенных нарушений.
Объектом данного исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с правовым положением, порядком создания и составом, полномочиями Правительства РФ.
Задачи исследования:
— охарактеризовать Правительство РФ как орган исполнительной власти РФ и выявить правовую базу актов правового регулирования его деятельности;
— рассмотреть порядок создания и состав Правительства РФ;
— проанализировать полномочия Правительства РФ;
— изучить особенности актов Правительства РФ;
— исследовать вопросы сложения полномочий и отставки Правительства РФ.
В работе использованы нормы Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ», а также иное законодательство. Также базой для работы послужили работы авторов по конституционному праву.
Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Характеристика и правовое регулирование статуса
Правительства Российской Федерации
Правительство РФ, согласно ст.10 Конституции РФ , осуществляет наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами государственную власть, действуя при этом самостоятельно, независимо, но в тесном взаимодействии с указанными органами.
Ранее действовавшая Конституция РФ 1978 года установила в 1991 году, что Президент РСФСР является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти (гл.13.1), тем самым возложив на него непосредственное руководство Правительством. Правительство было подотчетно Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ.
Действующая Конституция, как отмечает Г.Д.Садовникова, сохраняя некоторые формы парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ, закрепляет самостоятельность Правительства и его ответственность за проведение социально-экономической политики в стране .
Конституция не называет Правительство высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.1) Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти в Российской Федерации.
Следовательно, закон признает Правительство органом государственной власти. Непосредственного определения термина «государственная власть» в отечественном законодательстве не содержится. Однако, взяв за основу определение А.В.Малько , можно характеризовать государственную власть как распространяющееся на все общество и осуществляемое специально уполномоченными лицами и органами публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственная власть – это один из способов осуществления власти народа. Согласно ч.ч.1, 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Устойчивость власти декларирует ч.4 ст.3 Конституции: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей. Согласно данной статье, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст.11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. По сути, это дублирует положения ст.110 Конституции РФ о целевом направлении деятельности Правительства и отнесении данного органа к исполнительной ветви власти.
Закон «О Правительстве РФ» закрепляет две основные характеристики Правительства как органа государственной власти:
— Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти;
— коллегиальный характер осуществления деятельности Правительства РФ. Неслучайно в обиходе и средствах массовой информации Правительство иногда называют «кабинетом министров». Коллегиальный характер деятельности означает, что ни одно лицо не может присвоить себе всю полноту власти и правомочий данного органа. Все решения подготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органа совместно. Непосредственно коллегиальный состав Правительства раскрывается в ч.2 ст.110 Конституции РФ и ст.6 Закона «О Правительстве РФ». В данных нормах указывается, что Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
К источникам правового регулирования деятельности Правительства РФ относятся Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы и указы Президента РФ.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.15 Конституции РФ).
К нормам Конституции РФ, прямо регулирующим деятельность Правительства, относятся положения ч.1 ст.11, ч.4 ст.78, главы 6 и ст.134 Основного закона. Часть 1 ст.11 Конституции относит Правительство РФ к органам, непосредственно осуществляющим государственную власть. Нормы ч.4 ст.78 Конституции вменяют в обязанность Президенту РФ совместно с Правительством обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Глава 6 Основного закона регламентирует состав Правительства, порядок его формирования, полномочия Председателя Правительства, функции и основные направления деятельности Правительства, определяет издаваемые Правительством нормативные акты, обязывает Правительство слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, регулирует такие основания прекращения деятельности Правительства, как отставка, «вотум недоверия», сложение полномочий. Статья 134 Конституции наделяет Правительство правом внесения предложений о пересмотре Конституции или внесении в нее поправок.
Непосредственное отношение к деятельности Правительства имеют и большинство норм 1 и 2 глав Конституции, закрепляющих основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, поскольку, согласно ст.2 Основного закона, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Правительство является высшим органом исполнительной власти государства, а значит защита конституционного строя и прав и свобод человека и гражданина – одна из основных его задач.
Следующей по объему, после Конституции, юридической силой обладают федеральные конституционные законы. Они принимаются по вопросам, органически связанным с Конституцией, и регулируют наиболее важные правоотношения. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» регламентирует основы д…
**************************************************************