Содержание
Введение.
I.Общие положения деятельности прокуратуры РФ.
1.1Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ.
1.2 Основные функции прокуратуры.
1.3 Принципы и организация деятельности прокуратуры.
1.4 Прокуратура-орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности.
II.Прокурорский надзор
2.1 Предмет общего надзора.
2.2 Виды (отрасли) прокурорского надзора.
2.3 Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора.
III.Современные цели,задачи,проблемы прокурорского надзора.
3.1 Общий надзор в социальной сфере, надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе.
Заключение.
Библиография.
Выдержка из текста работы
В силу своего предназначения прокуратура призвана охранять и защищать права и свободы граждан, интересы общества и государства, укреплять законность и правопорядок, а чтобы реализовать возложенные на нее задачи прокуратура осуществляет особый вид государственной деятельности – прокурорский надзор.
Согласно ст. 129 КРФ, прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ.
Данное положение находит свою конкретизацию в ФЗ от 17 января 1992 года №2202-I « о прокуратуре РФ», где закреплено, что прокуратура РФ это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдение КРФ и исполнением законов и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Основные черты прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности:
1. Осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер
2. Прокурорский надзор осуществляется от имени РФ — прокуратура призвана выполнять задачи, поставленные перед ней государством, представлять и защищать интересы граждан, общества и государства
3. Этот вид деятельности является особым и самостоятельным — поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной)
Прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности – это самостоятельная специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени государства и состоящая в проверке точности соблюдения КРФ и исполнение законов, действующих на ее территории.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующую деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и тд.
Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими как уголовный, гражданский и арбитражный процесс и рядом других.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина это часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. Предметом курса прокурорский надзор в РФ является правовые нормы определяющие назначение, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. Курс прокурорского надзора состоит из общей и особенной частей.
В общую часть включены темы, содержание которых освещает назначение прокуратуры и прокурорского надзора: общая характеристика функций прокуратуры, принцип организации деятельности прокуратуры, история становления и развития прокуратуры, место и назначение прокуратуры в структуре государственных органов, система и структура органов и учреждений прокуратуры, служба в органах и учреждениях прокуратуры, кадры органов и учреждений прокуратуры, организация управления в органах прокуратуры.
Особенная часть изучает отрасль прокурорского надзора и иные правовые деятельности прокуратуры.
Курс прокурорский надзор тесно связан с рядом других юридических дисциплин:
1) В ТГП прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а прокурорский надзор в качестве одного из видов государственной деятельности.
2) Конституционное право РФ предусматривают изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры, порядок назначения генерального прокурора РФ, место прокуратуры в системе других органах государства и взаимоотношение между ними.
3) Более всего смежных вопросов с курсом прокурорский надзор имеет учебная дисциплина Правоохранительные органы в РФ, одна из тем которой посвящена прокуратуре, ее задачам , функциям в системе органов, вопросам организации. Однако цель данной дисциплины дать общее представление о правоохранительных органах, не претендуя на глубину освещения каждого.
4) Курсы уголовного, гражданского и арбитражного процессе освещают соответственно полномочия прокурора в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.
5) Административное право затрагивает вопрос полномочия прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях
Курс прокурорского надзора имеет связь с большинством правовых дисциплин еще в одном аспекте – определение предметов прокурорского надзора применительно к отдельным его направлениям, конкретных задач прокурорских проверок, возможно только с соблюдением тех норм, которая изучается в рамках многих правовых дисциплин (трудовое, жилищное, земельное, уголовно-исполнительное право и тд.).
Основные понятие курса прокурорский надзор в РФ
Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры , принятый на работу в порядке установленном ФЗ о прокуратуре и исполняющий должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие прокурор – собирательное.
В узком смысле, прокурор – это руководитель прокуратуры, генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, район, прокурор специализированных прокуратур.
В широком смысле – это понятие охватывает не только вышеназванного прокурора, но и должности заместителей генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших помощников старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
От понятия прокурор следует отличать более широкое по своему содержанию понятие прокурорский работник. Прокурорскими работниками являются работники органов и учреждений прокуратуры имеющие классные чины и воинские звания. К их числу относятся не только прокуроры органов прокуратуры, но и другие прокурорские работники, выполняющие функциональные обязанности, связанные с осуществлением надзора, уголовного преследования и другой деятельности, а так же научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделения органов и учреждений прокуратуры.
Предмет прокурорского надзора — это сфера общественных отношений, на надзор за законностью которой направлена деятельность прокурора.
Объектом прокурорского надзора является совокупность предусмотренная законом о прокуратуре органов и организаций, а так же должностных лиц, деятельность которых поднадзорна органам прокуратуры.
Субъекты прокурорского надзора — прокуроры, осуществляющие надзорную прокурорскую деятельность в пределах своей компетенции.
Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своей функции.
Средства прокурорского надзора — это предусмотренные законом действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий. Выделяют следующие виды средств: направленные на выявление нарушения, направленные на устранение нарушения закона, направленные на предупреждение нарушения закона, направленные на привлечение к ответственности виновных, направленные на возмещение ущерба причиненные нарушением закона.
Акт прокурорского реагирования – закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушений (протест, представление об устранении нарушений, заявление в суд, письменное требование).
Виды прокурорского надзора:
1. Общий надзор (за соблюдением закона органами государственной власти, органами местного самоуправления)
2. Надзор за исполнением закона органами дознания и следствия
3. Надзор за исполнением закона администрациями учреждений, исполняющих наказания
4. Надзор за исполнением закона судебными приставами
5. Надзор за соблюдением прав, свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления
Прокурор так же занимается координацией деятельности по борьбе с преступностью; участие прокурора в правотворческой деятельности (прокурор вправе вносить предложения в законодательный орган с предложением дополнения или изменения закона с целью его совершенствования. Однако, по КРФ генеральный прокурор не вправе самостоятельно разработать законопроект и выдвинуть его на рассмотрение в Гос.думу. Генеральный прокурор субъекта федерации вправе разработать закон субъекта федерации, который может быть принят законодательным органом субъекта. Прокурор изучает не только принятые законы, но и законопроекты, которые могут противоречить действующему законодательству. Новое направление деятельность – антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Ст.9.1 ФЗ о прокуратуре. Суть данной статьи заключается в том, что применение проверяемых нормативно-правовых актов могут служить благоприятным условием создания коррупциогенных фактора – неоднозначность толкования, создание «лазейки», пробел законодательства. С этой целью применяется меры прокурорского реагирования);
Правовое просвещение (в 2008 году приказ генпрокурора) – не отражается в ФЗ о прокуратуре. Прокурор выступает с лекциями, беседами, ведутся отдельные рубрики в СМИ, встреча с гражданами для разъяснения некоторых вопросов о толковании законодательства с целью повышения правовой грамотности населения.
Отрасль прокурорского надзора это направление надзорной деятельности прокуратуры, обусловленная предметом прокурорского надзора, спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями прокурора, определенными формами и методами прокурорской деятельности, а так же актами прокурорского реагирования на нарушение закона.
Методика прокурорского надзора это совокупность научно-обоснованных и проверенных на практике приемов и способов реализации правовых средств прокурорского надзора; содержится в методических рекомендациях, направляемых в нижестоящие органы прокуратуры Генеральной прокуратурой РФ и прокуратурами субъектов РФ. Некоторые из них закреплены в приказах и указаниях генпрокурора, обзорах и методических письмах Генеральной прокуратуры РФ.
Тактика прокурорского надзора – система научных положений и разрабатываемые на их основе рекомендации, касающаяся осуществлением деятельности органом прокуратуры в целом, а так же выполнение отдельных действий прокурора в рамках соответствующей методике прокурорского надзора.
Правовые основы организации деятельности прокуратуры РФ
Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующая деятельность прокурора по обеспечению верховенства КРФ, соблюдения и исполнения законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.
Существуют следующие нормативно-правовые акты составляющие правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры.
1. КРФ – определяет принципы организационного построения и непосредственно деятельности самой прокуратуры. Ст. 129 КРФ – прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ. В этой же статье конституции определен порядок назначения и освобождение от должности генерального прокурора РФ, а так же нижестоящих прокуроров.
2. ФЗ о прокуратуре РФ – в нем определены цели и задачи органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.
3. Иные ФЗ – ФЗ об ОРД, который содержит отдельные положения, касающийся прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Процессуальное положение прокурора в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется УПК, ГПК, АПК и КоАП
4. Международные договоры РФ – содержит большое количество норм, регламентирующее организацию и деятельности прокуратуры, в том числе порядок исполнения поручений, оказание правовой помощи, и др. например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Минск.
Соглашения Генеральной прокуратуры РФ о сотрудничестве с органами прокуратуры других стран (соглашение о сотрудничестве между генеральной прокуратурой РФ и генеральной прокуратурой Туркменистана. Москва 2009)
5. Указы президента РФ (об утверждении положения о классных чинах прокурорских работников РФ)
6. Постановление правительства РФ (постановление от 30.06.05 об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры РФ, постановление от 27.12.04 о порядке обеспечения прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения.
7. НПА от Генерального прокурора РФ. ФЗ о прокуратуре предоставляет генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, положения, указания и инструкции. Приказы генерального прокурора РФ издаются по ключевым основополагающим вопросам об организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального, социального обеспечения работников. Например приказы Генерального прокурора РФ №195 об организации прокурорского надзора за исполнением закона, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Указания как правило регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением отдельных законов, например о приватизации (Указания ГП РФ от 12.05.09 об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами). Распоряжения – нормы связанные с реализацией разового и краткосрочного характера (Распоряжение ГП от 27.10.98 №71/38-р об обеспечении представительства генеральной прокуратуры РФ в судах и арбитражных судах). Положения регламентируют статус отдельных структурных подразделений прокуратуры, а так реализация мер социального-материального обеспечения сотрудника, например положение об аттестации. Инструкции определяют процедуру осуществления отдельных видов деятельности в частности организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и тд. Приказами Гп РФ вводятся в силу действия (приказ гп РФ №200 от 2007 года введена в действие инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан)
Принципы организации деятельности прокуратуры,
Принципы организации и деятельности прокуратуры. Принципы прокурорского надзора это руководящие идеи (основополагающие начала), выраженные в нормах права
Принципы прокурорского надзора это руководящие идеи (основополагающие начала), выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а так же устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства реализации.
1. Принцип законности – выражается в том, что органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с КРФ и ФЗ
2. Принцип публичности – органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдению законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.
3. Принцип единства – прокуратура является единой системой специальных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства КРФ, исполнение законов на всей территории РФ. Содержание принципа единства системы выражается в единстве правового пространства, в рамках которого действует прокуратура, позволяет находить для всех структурных подразделений прокуратуры цели, задачи и направления деятельности, а так же сформировать для всех прокуроров правовой статус и единое средство прокурорского реагирования на выявление нарушения законности. Позволяет обеспечить единообразный подход к вопросам организации и управления. В соответствии с данным принципом не допускается создание государственных и негосударственных органов, подменяющих и дублирующих деятельность по осуществлению прокурорского надзора. Единую систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, редакции печатных изданий, являющиеся….
4. Принцип централизации – в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельности органов прокуратуры , при неукоснительных подчинениях нижестоящих вышестоящим и гп РФ, а так же безусловному выполнению указаний вышестоящих нижестоящим
5. Принцип непартийности – организация и деятельность органов прокуратуры не может строиться в зависимости от каких либо политических структур или идеологических взглядов.
6. Принцип независимости – в своей организации деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом. Гарантии независимости: независимо от федеральных органов государственной власти, общественных объединений, финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляется только за счет федерального бюджета,
Генеральная прокуратура РФ, Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности СФ ФС РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий – 5 лет. Генеральный прокурор РФ приносит присягу при назначении на должность.
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемыми от должности СФ ФС РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В генеральной прокуратуре образуются коллегии в составе генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Структуру генеральной прокуратуры РФ составляет главное управление, управления и отделы (в составе управления, на правах управления).
Начальники главных управлений являются старшими помощниками генерального прокурора рф, а их заместители и начальники отделов в составе управления – помощниками генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ имеет заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальнику управлений, а так же помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует заместителей начальников управления.
В генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем генерального прокурора РФ – главный военный прокурор.
В генеральной прокуратуре действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов связанных с организацией деятельности органов прокуратуры. Цель деятельности данного совета – научное содействие органам прокуратуры РФ, выполнение возложенных на них задач.
В соответствии с указом президента РФ от 19.01.2010 №82 – существует 8 федеральных округов. В связи с этими административными образованиями, согласно положению об управлении генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, утвержденных приказом генерального прокурора РФ от 28.01.2010, созданы управление генеральной прокуратуры РФ в Центральном, Северо-западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном федеральном округах, Северо-кавказском федеральном округе.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемых на должность прокурора и порядок приема на службу в органы прокуратуры.
Прокурорами могут быть только граждане РФ, получившее высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию. Кроме того, кандидат на должность прокурора должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должность помощника прокурора прокуратуры районов и городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждении высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию и окончившие третий курс указанных учреждений.
Лица принимаются на службу в органах и учреждениях прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет.
На должность прокурора города или района приравненный к ним прокурор назначается лицо не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором не менее 3 лет, а так же на должность федеральных прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющих стаж работы прокурором или следователем .
Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должность прокуроров субъектов рф, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуроров специализированных прокуратур лиц имеющих опыт работы на руководящих должностях.
Ограничения
Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе если оно:
- Имеет иностранное гражданство
- Признано по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным
- Лишено по решению суда правом занимать определенные должности в течение определенного срока
- Имело или имеет судимость
- Имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей
- Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а так же братья, сестры и дети супругов) с работниками органов или учреждений прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому.
- Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям составляющим государственную тайну,
- Если исполнение служебных обязанностей по должности на которые претендует лицо связано с использованием таких сведений.
Кроме указанных ограничений ФЗ о прокуратуре запрещает:
- Прокурорским работникам заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельностью
- Быть депутатом законодательного, представительного органа государственной власти РФ, органа местного самоуправления
- Заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через агентов
- Состоять членом органа правления коммерческой организации,
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе прокуратуры в которой он состоит на службе
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое гос имущество и служебную информацию
- получать гонорары за публикацию
- получать от физических и юридических лиц вознаграждение, связанное с исполнением служебных обязанностей
Присвоение классных чинов прокурорским работникам
Прокурорам, научным и педагогическим работникам учреждения прокуратуры в соответствии с занимаемой ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положение о классных чинах прокурорских работников, утвержденного Указом Президента РФ от 30.06.97.
Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине:
- Младшего юриста – 1 год
- Юристы 3 класса – 2 года
- Юристы 2 класса – 2 года
- Юристы 1 класса – 3 года
- Младший советник юстиции – 3 года
- Советник юстиции – 4 года
Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1,2,3 класса не устанавливаются.
Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Президентом РФ. Классные чины государственного советника 1,2,3 класса присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального Прокурора РФ прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование. Порядок присвоения классных чинов до старшего советника юстиции включительно утверждаются генеральным прокурором РФ.
Одна полоса, одна маленькая звезда – младший юрист
Одна полоса, две звезды – юрист третьего класса
Одна полоса, три звезды – юрист второго класса
Одна полоса, четыре звезды (капитан) – юрист первого класса
Две полосы, одна звезда (майор) – младший советник юстиции
Две полосы, две звезды (подполковник) – советник юстиции
Две полосы, три звезды (полковник) – старший советник юстиции
Одна большая звезда – государственный советник юстиции третьего класса
Две большие звезды – государственный советник юстиции второго класса
Три большие звезды — государственный советник юстиции первого класса
ОДНА ОГРОМНАЯ ЗВЕЗДА В ПОЛПЛЕЧА – действительный государственный советник юстиции
Отпуска работников органов и учреждений прокуратуры.
Прокурорам и научным педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно, с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется после 10 лет — на 5 календарных дней, после 15 – на 10, после 20 – на 15 календарных дней.
За безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности ими могут быть получены следующие поощрения:
- Объявление благодарности
- Награждение почетной грамотой
- Занесение на доску почета, книгу почета
- Выдача денежных премий
- Награждение подарком, ценным подарком, именным оружием,
- Досрочное присвоение классного чина
- Награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в Прокуратуре РФ» или «Почетный работник Прокуратуры РФ» с одновременным вручением грамоты Генеральным Прокурором РФ.
- Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист рф» и награжден государственной наградой РФ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей и совершение проступков порочащих честь прокурорского работника, на них налагаются следующие дисциплинарные взыскания:
- Замечания
- Выговор
- Строгий выговор
- Понижение в классном чине
- Лишение нагрудного знака за безупречную службу в прокуратуре РФ или почетный работник прокуратуры РФ
- Предупреждение о неполном служебном соответствии
- Увольнение из органов прокуратуры
Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности
Любая проверка сообщения о факте правонарушения совершенного прокурором является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении совершенного прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев когда прокурор застигнут при совершении преступления) его предварительное расследование производится СК РФ в порядке установленном УПК РФ. На период расследования он отстраняется от должности. За время отстранения от должности прокурору уплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплата за классный чин и доплата за выслугу лет.
Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ, для обеспечения безопасности других лиц, а так же задержание при совершении преступления.
Сущность, объект и предел прокурорского надзора за исполнением закона
В научной литературе прокурорский надзор за исполнением закона иногда именуется общим надзором.
Указанные направления характеризуются разнообразными общественными отношениями, урегулированными нормами права, а так же большим числом участвующих субъектов. К объектам прокурорского надзора за исполнением надзора относятся:
Федеральное министерство, государственные комитеты, службы и иные органы исполнительной власти
Органы военного управления, их должностные лица
Органы контроля и их должностные лица
Представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ
Органы местного самоуправления
Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций
Субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Предмет прокурорского надзора
Элементы:
Соблюдение конституции РФ
Исполнение законов, актов
Соответствие законам правовых актов издаваемых органами и должностными лицами
Пределы прокурорского надзора можно классифицировать по следующим основаниям:
- Компетенция – генеральная прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением закона федеральными органами исполнительной власти, прокуратура субъектов РФ осуществляет надзор за исполнением закона законодательными и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Прокуратуры городов и районов – за городскими и районными органами исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами. В соответствии с принципами централизации и единоначалия вышестоящий прокурор вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.
- По объектам прокурорского надзора – прокуратура не осуществляет надзор за исполнением конституции, законов РФ, федеральных органов законодательной власти ,судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. В случае несоответствия постановления Правительства РФ Конституции РФ или иным ФЗ, Генеральный прокурор обязан информировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствует и граждане.
- По наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона – проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушении закона, требующих принятие мер. Надзор за законностью актов издаваемых органами законодательной и исполнительной власти субъекта осуществляется независимо от поступления информации о нарушении закона.
Используемые в преподавании курса
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Учебно-методический комплекс дисциплины
Специальность: 030501 "Юриспруденция"
Рекомендовано кафедрой:
протокол № 3
30 октября 2007 г.
Зав. кафедрой __________
Челябинск
Содержание
Аннотация…………………………………………………………..3
Инновационные технологии……………………………………………4
Рабочая учебная программа дисциплины…….…………………..5
1. Цели, задачи и предмет дисциплины….………………………….5
2. Требования к уровню освоения дисциплины………………….6
3. Объем дисциплины………………………………………………7
3.1 Объем дисциплины и виды учебных работ……………………7
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы…….8
4. Содержание дисциплины…………………………………………10
5. Темы и планы семинарских (практических) занятий
с методическими рекомендациями……………………………..15
6. Практикум………………………………………………………..19
7. Задания для самостоятельной работы студентов………………26
8. Тематика рефератов, методические указания
по их выполнению и подготовке…………..……………………….33
9. Вопросы для подготовки к зачёту, методические
рекомендации по подготовке к зачёту…………………………37
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………….40
10.1 Литература…………………………………………………….40
10.2 Материально-техническое, информационное
обеспечение дисциплины……..………………………………..48
Аннотация
Учебно-методический комплекс дисциплины "Прокурорский надзор" составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 "Юриспруденция".
Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин.
Составители:
Бражников Д.А., заведующий кафедрой уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, доцент;
Бычков В.В., доцент кафедры уголовного права и процесса.
Утвержден на заседании Учебно-методического совета Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО "РГТЭУ"
"15" января 2008 г. протокол № 8
Согласования со смежными кафедрами:
И.о. зав. кафедрой гражданского права и процесса
кандидат юридических наук, доцент В.Е. Горюнов
Зав. кафедрой социально гуманитарных
наук и права, кандидат философских наук,
доцент Т.Н. Захарова
Зав. библиотекой В.В.Луцук
Инновационные технологии,
используемые в преподавании курса
«Прокурорский надзор»
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (Тема 4).
Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (Тема 6).
Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (Темы 7).
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели, задачи и предмет дисциплины
Настоящий учебно-методический комплекс определяет содержание учебной дисциплины «Прокурорский надзор» и разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция» Министерства образования Российской Федерации. Программа является единой для всех специализаций и профилей подготовки.
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов и слушателей со спецификой организации работы прокуратуры, полномочиями прокурора, изучение тактики и методики осуществления прокурорского надзора.
Основу содержания дисциплины составляют вопросы организации и деятельности российской прокуратуры, получившие нормативное закрепление в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе деятельность прокуратуры по контролю за исполнением законов, уголовному преследованию, координации правоохранительной деятельности в борьбе с преступностью, участию прокурора в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, а также в арбитражном судопроизводстве, участию прокурора в правотворческой деятельности.
При составлении учебно-методического комплекса учтено, что вопросы устройства органов прокуратуры, статус работника прокуратуры изучаются в дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации». Вместе с тем в рамках дисциплины «Прокурорский надзор» рассматриваются многие нормы и институты таких отраслей права как гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное, административное, уголовно-исполнительное в рамках надзора прокурора за исполнением соответствующих законов.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
иметь представление:
– о многообразии видов деятельности прокуратуры,
– о способах и методах осуществления прокурорского надзора.
знать:
– нормативные документы, регулирующие организацию деятельности прокуратуры,
– полномочия прокурора по осуществлению надзора,
– особенности составления актов прокурорского реагирования.
Учитывать профиль специализации, различные назначения, цели и задачи, стоящие перед юристом, кафедра полагает целесообразным выделить приоритеты, на которые должен ориентироваться преподаватель при изложении учебного материала по курсу "Прокурорский надзор".
Юрист должен:
— обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
— понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
3. Объем учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы
для студентов очной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов 3 курс 5 семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинарские и практические занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Текущий контроль | Реферат | |
Вид итогового контроля | Зачёт |
Объем дисциплины и виды учебной работы
для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Количество часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские и практические занятия | — |
Самостоятельная работа | |
Текущий контроль | Реферат |
Вид итогового контроля | Зачёт |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Для студентов 3 курса очной формы обучения
№ | Наименование темы | Всего ауд. часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Самост. работа |
Третий курс | ||||||
Пятый семестр | ||||||
1. | Предмет, система и основные понятия курса «Прокурорский надзор». | — | ||||
2. | Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры. | — | ||||
3. | Система и структура органов прокуратуры. | — | ||||
4. | Функции прокуратуры Российской Федерации. | — | ||||
5. | Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. | — | ||||
6. | Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. | — | ||||
7. | Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. | — | ||||
В семестре сдается зачёт | ||||||
Итого за семестр | ||||||
Итого по курсу «Прокурорский надзор» |
Для студентов заочной формы обучения
№ | Наименование темы | Всего ауд. часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Самост. работа |
Третий курс | ||||||
Пятый семестр | ||||||
1. | Предмет, система и основные понятия курса «Прокурорский надзор». Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры. | — | — | |||
2. | Система, структура, функции органов прокуратуры Российской Федерации. | — | — | |||
3. | Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. | — | — | |||
Выполняется курсовая работа и сдается экзамен | ||||||
Итого по курсу «Прокурорский надзор» | — |
4. Содержание дисциплины
Тема 1
Предмет, система и основные понятия
курса «Прокурорский надзор»
Место и роль прокуратуры в системе государственных органов российской федерации.
Взаимоотношения прокуратуры Российской Федерации с Конституционным судом Российской Федерации, с судами общей юрисдикции и с арбитражными судами имеет свою специфику, с законодательной и исполнительной властью.
Предмет и структура курса «Прокурорский надзор».
Понятия: «прокурор», «прокурорский работник», «прокурорский надзор».
Предмет прокурорского надзора.
Полномочия прокурора.
Объекты и субъекты прокурорского надзора.
Средства прокурорского надзора.
Акты прокурорского надзора.
Методика прокурорского надзора.
Тема 2
Тема 4. Функции прокуратуры Российской Федерации
Семинар – 2 часа
Вопросы семинара:
1. Функции и направления деятельности органов прокуратуры.
2. Понятие и сущность прокурорского надзора.
3. Уголовное преследование.
4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
5. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.
Методические рекомендации по подготовке
к семинарским занятиям
В системе как очного, так и заочного обучения самостоятельная работа является основным методом изучения учебной дисциплины. В связи с этим студенты должны научиться методике самостоятельной работы по изучению дисциплины, умению отграничивать главное от второстепенного. Для реализации этой цели во время обзорных и установочных лекций студенту следует внимательно изучить полный комплект программы курса уголовного процесса и методических материалов по проведению семинарских занятий. Установить, что непонятно и попросить преподавателя в индивидуальном порядке дать необходимые пояснения.
Как правило, тот объем информации, который получают обучаемые на лекциях, ее насыщенность не позволяют им усвоить материал в системе, что требует от преподавателя и студентов (путем постановки вопросов по итогам лекции) обращать внимание на узловые, наиболее важные вопросы темы. Поэтому в первую очередь студенты должны обращать внимание на главные, наиболее полно отражающие тему теоретические вопросы.
Начинать работу следует с изучения логической системы уголовного процесса. Структура учебника отражена в оглавлении. Уяснение общего содержания текста после ознакомления с оглавлением следует продолжать изучением аннотации, предисловия, введения, заключения, предметного указателя. Все эти операции по изучению уголовного процесса составляют так называемое просмотровое чтение.
Для понимания содержания параграфов необходимо выделить смысловые единицы различного объема – темы, выраженные в подпараграфах и абзацах, затем подтемы, выраженные группами тезисов и отдельными суждениями.
Затем следует тщательно ознакомиться с учебником по уголовному процессу и уяснить содержание каждого параграфа с выделением малых тем текста параграфа в описательной форме в виде тезисов.
Понимание изучаемого текста достигается за счет постановки (в уме) вопросов в процессе чтения и нахождения на них ответов, обращения к уже исследованному тексту учебника и выделению повторяющихся положений.
Торопливость при изучении учебника и научного текста никогда не приносит пользы. Если студент начнет экономить время, пропуская при чтении отдельные фразы и целые абзацы, труд будет напрасным и бесполезным. Читать учебник нужно основательно, добиваясь глубокого понимания содержания.
Особое внимание следует уделять изучению конспекта обзорных или установочных лекций. Делаться это должно в полном объеме и без каких-либо изъятий. Несколько по иному следует подходить к изучению во время самоподготовки дополнительной литературы. Целесообразно обращать повышенное внимание лишь на те страницы монографической литературы, которые затрагивают наиболее важные вопросы темы либо на те, которые, по мнению обучаемого, оказались им непонятыми.
Для достижения цели подготовки к семинарским занятиям необходимо отказаться от механического заучивания тех или иных положений.
Существует рад способов запоминания материала: повторение всего материала или его отдельных частей, разбивка текста на части, умозрительное построение «мостиков», связывающих теоретический материал по прокурорскому надзору с практической деятельностью органов внутренних дел. Конспектирование основных теоретических проблем позволяет развивать не только логическую, но и зрительную память.
В целом подготовка к семинарским занятиям достигается посредством мысленного изложения изучаемого материала своими словами.
Если в ходе подобного изложения чувствуется неполное усвоение того или иного вопроса, необходимо повторное прочтение изучаемого текста.
Работа студента с учебно-методической литературой всегда успешнее, если она осуществляется систематически, с равномерной нагрузкой в течение всего периода обучения. Студенту следует планомерно, рационально использовать свое рабочее время.
Вместе с тем, как бы хорошо не был материал изучен, следует преодолевать эффект «забывания». Особенно важно обращать на это внимание в первые дни после прочтения текста. Поэтому, чтобы не изучать текст заново, необходимо, в тот же день или на следующий (но не позднее, чем через день) повторить материал, а в последующем иногда следует обновлять его в памяти.
Знания, полученные в ходе ознакомления с учебно-методической и специальной литературой, следует закреплять изучением основных ведомственных нормативных актов, регулирующих прокурорский надзор. При подготовке к семинарским занятиям по прокурорскому надзору целесообразно для самоконтроля ответить на вопросы, поставленные по той или иной теме занятия.
Иногда целесообразно, чтобы кто-либо из коллег и знакомых студента осуществлял с использованием соответствующих материалов контроль, за правильным формулированием того или иного института, не подменяя его описанием. Для наглядности может быть приведен конкретный пример.
К каждому семинарскому занятию студенту следует вновь перечитать учебник, повторить основные положения нормативно-правового материала и конспекта обзорных или установочных лекций. Целесообразно также вновь попытаться ответить на вопросы для самоконтроля к семинарским занятиям. Желательно возобновить работу по преодолению эффекта «забывания». Непосредственно в день проведения семинарского занятия необходимо мысленно повторить основные теоретические положения учебно-методической и специальной литературы.
И законностью правовых актов
Практическое занятие – 2 часа
Задача 1
Прокурор города истребовал из городской администрации ряд постановлений главы города с целью проверки их законности. Администрация города отказала в предоставлении прокурору этих материалов, мотивируя свои действия тем, что в соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право проводить проверку в порядке общего надзора лишь в случае поступления в прокуратуру информации о нарушении. Поскольку прокурор не сообщил такой информации, администрация не обязана предоставлять прокурору постановления главы города.
Оцените действия прокурора и администрации города.
Задача 2
Помощник районного прокурора, проверяя соблюдение законодательства о труде в ЗАО «Игрушка», выявил, что на протяжении ряда лет приказы генерального директора противоречат установленному законом порядку предоставления отпусков и отгулов рабочим акционерного общества. В ходе дальнейшей проверки было установлено, что эти приказы издавались генеральным директором на основании письменной Инструкции вышестоящего ведомства, которому подчинялось предприятие.
Каковы должны быть действия помощника прокурора?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 3
Барсуков был привлечен судьей районного суда к административной ответственности за торговлю в неустановленном месте, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа. В связи с тем, что размер штрафа превысил верхний предел санкции соответствующей ст. КоАП РФ, прокурор района принес судье протест на данное постановление. Судья отклонил протест. Прокурор района обратился с протестом на постановление судьи в областной суд. Однако судья областного суда отказался принять протест, мотивируя свои действия тем, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает принесение протеста на решение судьи в вышестоящий суд.
Оцените законность действий прокурора и судьи областного суда.
Задача 4
Прокурор одного из субъектов Российской Федерации посчитал, что постановление Правительства России по вопросам подачи налоговых деклараций противоречит закону. Он обратился в Генеральную прокуратуру с представлением об опротестовании постановления правительства.
Прав ли прокурор субъекта федерации?
Задача 5
Генеральный прокурор Российской Федерации принес в Государственную думу протест на принятый Федеральный закон «О собственности на землю» в связи с тем, что он противоречит отдельным положениям Конституции Российской Федерации. Государственная дума отказалась рассматривать протест, разъяснив Генеральному прокурору, что Федеральный закон «О собственности на землю» подписан Президентом Российской Федерации, в связи с чем протест должен быть принесен Президенту Российской Федерации.
Оцените правильность действий Генерального прокурора и Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.
Задача 6
Прокурор Привокзального района г. Энска, проверяя исполнение законов в ЗАО «Бытхим», установил, что ввиду неправильно организованного технологического процесса на предприятии постоянно допускается перерасход материалов. В результате предприятие работает нерентабельно и работники не получают в полном объеме заработную плату. Прокурор обязал директора акционерного общества изменить технологический процесс путем использования станков «Ротор» для производства средств бытовой химии.
Оцените действия прокурора.
Задача 7
Проверяя исполнение законов на Энском оружейном заводе, начальник отдела общего надзора Энской областной прокуратуры Курамшин потребовал предоставить ему заключенные администрацией завода договоры на производство и поставку произведенного вооружения. Директор завода отказал Курамшину в предоставлении данных сведений, сославшись на то, что они составляют государственную тайну.
Прав ли директор завода?
Прав и свобод человека и гражданина
Практическое занятие – 2 часа
Задача 1
В прокуратуру района от работников ОАО «Металлопрокат» поступило письмо, в котором указывалось, что на предприятии создана партячейка одной из политических партий. В ходе проверки выяснилось, что руководящие органы партии «Союз за социальную справедливость», зарегистрированной в установленном порядке в Министерстве юстиции, приняли решение о создании региональных отделений партии по производственному принципу. В результате на нескольких предприятиях стали функционировать партийные организации.
Каковы должны быть действия прокурора по результатам проверки?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 2
В ходе проверки соблюдения трудового законодательства на одном из предприятий прокурор установил, что заработная плата рабочим регулярно начисляется, но не выплачивается более шести месяцев ввиду отсутствия средств на соответствующем счете.
Каким образом прокурор может отреагировать на выявленный факт?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 3
В ЗАО «Баранов и компания» имели место случаи систематического опоздания на работу. Директор, не Желая увольнять квалифицированных работников, но осознавая необходимость повысить трудовую дисциплину, издал приказ, в котором ввел взимание денежного штрафа за опоздание на работу. Работники не возражали против данного решения. Факт издания такого приказа стал известен работникам налоговой инспекции, проводивших на предприятии проверку соблюдения налогового законодательства, они и сообщили об этом в прокуратуру. Прокурор организовал проверку соблюдения трудового законодательства на предприятии. Работники ЗАО «Баранов и компания» обратились к вышестоящему прокурору с жалобой, в которой указали, что прокурор не имеет права вмешиваться в деятельность ЗАО, тем более что коллектив не возражает против введения штрафа за опоздания на работу.
Каковы должны быть действия прокурора, осуществляющего проверку, и вышестоящего прокурора?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 4
На заводе «Сельхозмаш» провели массовое увольнение сотрудников в связи с сокращением штатов, не поставив об этом в известность районный отдел занятости населения.
Начальник отдела занятости обратил на данный факт внимание прокурора района.
Какое решение должен принять прокурор?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 5
Природоохранный прокурор г. Энска получил сообщение о том, что ОАО «Бытхим» загрязняет реку отходами производства. В ходе проведения прокурорской проверки данный факт подтвердился. Однако установлено также, что загрязнение происходит в результате конструктивных недостатков очистных сооружений, производимых в другом городе.
Каким образом должен действовать прокурор?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 6
Гражданин Иванченко обратился в избирательную комиссию Северо-Западного административного округа г. Москвы с просьбой выдать ему открепительное удостоверение для голосования на выборах Президента Российской Федерации, т.к. в день голосования он будет находиться на отдыхе в. Сочи. Представитель избирательной комиссии отказал Иванченко в выдаче открепительного удостоверения, мотивируя это тем, что он проживает в Северо-Западном округе лишь 5 дней. Иванченко обжаловал действия комиссии прокурору.
Какие действия должен предпринять прокурор района?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 7
К прокурору в день выборов Президента России обратился гражданин Махалов, которому избирательная комиссия отказала в выдаче избирательного бюллетеня, поскольку его не было в списках избирателей. Махалов потребовал, чтобы прокурор своим предписанием обязал избирательную комиссию внести его в списки избирателей и выдать избирательный бюллетень. Прокурор направил в комиссию письменное распоряжение о немедленном устранении нарушений прав гражданина Махалова.
Прав ли прокурор? Какие действия ему следовало предпринять в данной ситуации?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Тема 7. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
Практическое занятие – 2 часа
Задача 1
Помощник прокурора Энского района, в чьи обязанности входило осуществление надзора за исполнением законов при расследовании преступлений следователями органа внутренних дел, истребовал у начальника следственного отдела при ОВД «Энский» нераскрытые уголовные дела за последний год в связи с отсутствием положительных результатов в расследовании данной категории дел. Начальник следственного отдела отказался выполнить требование помощника прокурора без соответствующей мотивировки.
Оцените позиции помощника прокурора и начальника следственного отдела.
Задача 2
Прокурором в ходе проверки законности приостановления уголовных дел установлено следующее. Дознаватель Ипатов С.Н., возбудив уголовное дело по признакам преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, произвел неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. Через два дня после начала производства по делу было установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления, которое, как выяснилось, после его совершения заболело тяжким заболеванием, носящим временный характер. Лицо, производящее дознание, вынесло постановление о приостановлении производства по делу.
Соответствует ли требованиям закона принятое решение?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 3
Прокурору района поступило сообщение об обнаружении в водоотводном канале трупа новорожденного Ребенка без признаков насильственной смерти.
Каковы должны быть действия прокурора в данной ситуации?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 4
Прокурору района поступила жалоба от обвиняемого Лесных П.С. в необоснованном отказе следователя удовлетворить ходатайство, заявленное после ознакомления обвиняемого с материалами дела об истребовании дополнительных материалов по делу.
Каковы могут быть действия прокурора?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 5
Прокурор при ознакомлении с материалами уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, пришел к выводу о том, что предъявленное обвинение не соответствует тяжести содеянного и личности обвиняемого.
Как должен поступить прокурор в данной ситуации?
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задача 6
Судья по ходатайству обвиняемого произвел проверку законности и обоснованности продления сроков предварительного следствия и, установив нарушение закона, вынес постановление о прекращении уголовного дела. Прокурор принес протест на решение судьи.
Оцените позицию судьи и прокурора.
Подготовьте акт прокурорского надзора.
Задания для самостоятельной работы студентов. Курс прокурорского надзора Российской Федерации – одна из ведущих дисциплин специальности “юриспруденция”
Курс прокурорского надзора Российской Федерации – одна из ведущих дисциплин специальности “юриспруденция”. Глубокие знания законодательства о прокуратуре России являются непременным условием успешной работы в органах правосудия, милиции, прокуратуры и других правоприменительных учреждениях.
Самостоятельная работа по дисциплине прокурорского надзора России способствует развитию умения активно и творчески мыслить. В ходе занятий обучающиеся вырабатывают навыки аргументации своей точки зрения и точного изложения своих мыслей перед аудиторией.
Необходимым условием успешного усвоения курса является изучение Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Освоение курса прокурорского надзора России предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке прокурорского надзора по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому обучающийся не должен ограничиваться только изучением учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой.
Порядок проведения самостоятельной подготовки включает ознакомление с поставленными вопросами, изучение литературы, рекомендованной к теме занятий, конспектов прослушанных лекций, законодательства. Предусмотренные задачи должны быть выполнены письменно, аргументированы ссылками на Закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие нормативные акты Российской Федерации.
Глубокие знания законодательства о прокуратуре России являются непременным условием успешной работы в органах правосудия, милиции, прокуратуры и других правоприменительных учреждениях.
Самостоятельная работа по дисциплине способствует развитию умения активно и творчески мыслить. В ходе занятий обучающиеся вырабатывают навыки аргументации своей точки зрения и точного изложения своих мыслей перед аудиторией. Самостоятельная подготовка проводится по всем занятиям. При подготовке к занятиям обучаемые должны изучить вопросы, выносимые на обсуждение в аудитории, подготовить тезисы ответа по каждому вопросу, выполнить задания к предстоящему занятию. Являясь необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, самостоятельная работа обучаемых призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоение понятийного аппарата дисциплины, содержания основных нормативных правовых актов и литературы по данной учебной дисциплине.
Организация самостоятельной работы должна строиться по системе поэтапного освоения материала. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания источника, обобщение полученных знаний.
Предварительная подготовка включает в себя уяснение цели изучения материала, оценка широты информационной базы анализируемого вопроса, выяснение его научной и практической актуальности. Изучение теоретического содержания заключается в выделении и уяснении ключевых понятий и положений, выявлении их взаимосвязи и систематизации.
Обобщение полученных знаний подразумевает широкое осмысление теоретических положений через определение их места в общей структуре изучаемой дисциплины и их значимости для практической деятельности.
Необходимым условием успешного усвоения дисциплины является изучение закона «О прокуратуре Российской Федерации» и других нормативных актов.
Освоение курса дисциплины предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке прокурорского надзора по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому обучающийся не должен ограничиваться только изучением учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой.
Порядок проведения самостоятельной подготовки включает ознакомление с поставленными вопросами, изучение литературы, рекомендованной к теме занятий, конспектов прослушанных лекций, законодательства. Предусмотренные задачи должны быть выполнены письменно, аргументированы ссылками на уголовно-процессуальный кодекс и другие нормативно акты.
Тема 1. Предмет, система и основные понятия
курса «Прокурорский надзор»
Рекомендации по изучению темы:
Изучая данную тему, обучающимся необходимо уяснить, что уяснение места прокуратуры в государственно-правовой системе России имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Необходимо уяснить место и роль прокуратуры в системе государственных органов российской федерации.
Знать взаимоотношения прокуратуры Российской Федерации с Конституционным судом Российской Федерации, с судами общей юрисдикции и с арбитражными судами имеет свою специфику, с законодательной и исполнительной властью.
Уяснить предмет и структуру курса «Прокурорский надзор».
Знать понятия: «прокурор», «прокурорский работник», «прокурорский надзор».
Уяснить предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора.
Знать объекты и субъекты прокурорского надзора, средства прокурорского надзора, акты прокурорского надзора.
Уяснить методику прокурорского надзора.
Требования по оформлению реферата
Реферат выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А-4. Текст располагается на одной стороне листа. На каждой странице, за исключением титульного листа, должен стоять ее номер. Поля по краям листа должны соответствовать следующим значениям: 25 мм с левой стороны, 15 мм с правой стороны, 20 мм сверху и снизу. Выполнение реферата в школьной тетради не допускается. Рекомендуется выполнять работу на компьютере (текстовый редактор Microsoft Word: размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный) и распечатывать на принтере. Объем работы должен составлять 30-40 страниц. Допускается представление работы в рукописном варианте, но при этом объем работы должен соответствовать не менее 30 страницам машинописного текста. Каждый раздел работы (глава, параграф) должен начинаться с новой страницы. Текст работы обязательно должен содержать постраничные сноски на использовавшуюся литературу. Структура работы должна иметь следующие обязательные компоненты:
1) Титульный лист;
2) Содержание;
3) Введение (указывается актуальность темы реферата, его теоретическая и практическая значимость, степень разработанности темы в теории прокурорского надзора, рамки исследования, задачи и цели, поставленные перед работой);
4) Основную часть (состоит из глав поделенных на параграфы, либо только из параграфов);
5) Заключение (указываются основные выводы сделанного анализа, предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности);
6) Список использованной литературы (оформляется в алфавитном порядке с соблюдением соответствующих правил – в качестве образца оформление литературы, как в списке литературы, так и в сносках можно использовать любую из монографий, изданных в последние два года).
После проверки реферата и его положительной оценке, он защищается в установленном порядке с выставлением оценки. В случае, если работа при проверке оценена на неудовлетворительно, работа возвращается слушателю, который обязан в кратчайшие сроки устранить все замечания указанные в рецензии к работе и сдать ее на повторную проверку.
При получении неудовлетворительной оценки по результатам защиты слушатель выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые кафедрой.
9. Вопросы для подготовки к зачёту,
методические рекомендации по подготовке к зачёту
1. Сущность прокурорского надзора.
2. Цели и задачи прокурорского надзора.
3. Предмет и основные направления прокурорского надзора.
4. Правовая основа деятельности прокуратуры.
5. Понятие и система функций органов прокуратуры.
6. Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры.
7. Система органов и учреждений прокуратуры.
8. Генеральная прокуратура РФ, ее задачи, функции и структура.
9. Специализированные прокуратуры и их краткая характеристика.
10. Система, структура и компетенция прокуратуры субъекта РФ.
11. Система органов военной прокуратуры и их компетенция.
12. Требования к лицам, назначаемым на должность сотрудников прокуратуры. Порядок их назначения на должность и освобождения от должности.
13. Понятие, сущность значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.
14. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов.
15. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов.
16. Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов.
17. Понятие и виды прокурорских проверок. Основные этапы их проведения.
18. Понятие и виды актов прокурорского реагирования на нарушение законов.
19. Протест прокурора.
20. Постановление прокурора.
21. Представление прокурора.
22. Предостережение о недопустимости нарушения закона.
23. Сущность, предмет и задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
24. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
25. Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
26. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
27. Организация надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
28. Организация рассмотрения жалоб и заявлений граждан.
29. Организация и проведение личного приема граждан.
30. Понятие, сущность и значение прокурорского надзора за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
31. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
32. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
33. Организация работы по надзору за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Методические рекомендации по подготовке к зачёту
В соответствии с учебным планом формой итогового контроля знаний студентов очной формы обучения по прокурорскому надзору является зачёт.
К сдаче зачёта студент допускается после подготовки и успешной защиты реферата по учебной дисциплине «Прокурорский надзор».
При оценке знаний студентов преподаватель руководствуется следующими критериями:
— «зачтено» – если студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятие решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;
— «не зачтено» – если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.
Зачётный билет состоит из двух теоретических вопросов.
С целью стимулирования развития практических навыков и творческих, аналитических способностей слушателей теоретические вопросы, включаемые в билеты, имеют повышенную сложность и, в большинстве своем, развернутую формулировку, что рекомендуется использовать в качестве плана ответа при подготовке к итоговому контролю и при сдаче зачёта.
Благодаря редакции зачётного вопроса ответ на него не должен являться повторением текста закона или подзаконных актов. Положения закона должны служить лишь базой для суждений студента о взаимосвязи теории и практики.
Студенту не возбраняется избрать собственную схему (план) ответа на зачётные вопросы.
Нормативные акты. 1. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г
1. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
2. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ : ред. от 5 февраля 2007 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.
3. 0 декларации прав и свобод человека и гражданина : постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – Ст. 1865.
4. Об улучшении взаимодействия органов прокуратуры с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры российской федерации в деятельности по укреплению законности и правопорядка : указание Генпрокуратуры РФ от 18.03.1996 № 17/20.
5. Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением : приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 октября 1996 г. № 57.
6. Об утверждении регламента главной военной прокуратуры : приказ Главной военной прокуратуры Российской Федерации от 21 марта 2003 г. № 57.
7. О введении в действие инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации : приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 93 : ред. от 21 октября 2003 г.
8. О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации : приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 16 марта 2006 г. № 12 (вместе с «инструкцией о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах Прокуратуры Российской Федерации») // Законность. – 2006. – № 5.
9. О проверке законности правовых актов, изданных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации : письмо Генпрокуратуры Российской Федераций от 7 августа 1997 г.
10. О работе с обращениями граждан : письмо ГТК РФ от 17 июля 1997 г. № 01-58/13666 (вместе с «Представлением об устранении нарушений законодательства, регламентирующего организацию и порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан и юридических лиц», утв. Генпрокуратурой Российской Федерации 03 июля 1997 г. № 23д-5-97).
11. О применении статьи 5 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года : указание Генпрокуратуры Российской Федерации от 05.05.2000 № 93/7.
12. Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием : приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 31.
13. Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства : приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 июля 2002 г. № 39.
14. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях : приказ Генпрокуратуры Российской Федерации № 80, МВД РФ № 725 от 12 сентября 2006 г.
15. О порядке прекращения по истечении сроков давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления : приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 мая 2004 г. № 12.
16. Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве : приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 13 ноября 2000 г. № 141.
17. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. № 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 9. – Ст. 1066.
18. По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1 пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 6-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 16. – Ст. 1774.
19. По жалобе гражданина Примова Неджефа Шерифовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре российской федерации» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 1999 г. № 41-О // Вестник Конституционного Суда РФ. –1999. – № 4.
Основная литература
1. Авдеев, В.Н. Прокурорский надзор: курс лекций / B. Н, Авдеев, Д.И. Шелег; под ред. В.Л. Попова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
2. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
3. Поляков, М.П. Прокурорский надзор: Пособие для сдачи экзамена / М.П. Поляков, А.Е. Федулов. – М., 2005.
4. Галузо, В.Н. Прокурорский надзор / В.Н. Галузо, В.И. Черонюк, Ф.К. Шрёдер, М.И. Эрнагивили. – М., 2004.
Дополнительная литература
1. Багмет, А. Надзор за полнотой регистрации сообщений о преступления / А. Багмет // Законность. – 2004. – № 9. – С. 25-26.
2. Баймухаметов, Е. Совершенствование прокурорского надзора / Е. Баймухаметов // Прокурорская и следственная практика. – 2005. – № 1-2. – С. 202-207.
3. Беляев, В.А. Надзор как форма юридической деятельности / В.А. Беляев // Правоведение. – 2004. – № 3. – С. 68-84.
4. Беляев, В.А. Сущность надзора и некоторые пути его оптимизации / В.А. Беляев // Российский следователь. – 2005. – № 12. – С. 55-60.
5. Бессарабов, В.Г. Надзор за исполнением законов — важное направление деятельности Российской прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина / В.Г. Бессарабов // Прокурорская и следственная практика. – 2004. – № 3-4.
6. Бухтояррва, О. Защита прокурорами интересов государства / О. Бухтрярова // Законность. – 2005. – № 3. – С. 33-35.
7. Винокуров, А. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов / А. Винокуров // Законность. – 2006. – № 4. – С. 45-47.
8. Герасимов, С. Надзор за исполнением законодательства об оплате за труд / С. Герасимов // Законность. – 2005. – № 1. – С. 7-11.
9. Гордеев, Г. Участие прокуратуры в правовом воспитании населения / Г. Гордеев // Законность. – 2004. – № 1. – С. 21-23.
10. Григорьев, Е. Прокурорское реагирование на укрытие преступлений от учетов / Е. Григорьев // Законность. – 2004. – №1. – С. 19-23.
11. Зайцев, О.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / О.А. Зайцев, П.А. Смирнов. – М: Изд-во «Экзамен», 2007.
12. Залужный, А. Надзор за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях / А. Залужный // Законность. – 2004. – № 11. – С. 28-30.
13. Земеров, Н. Надзор за исполнением законодательства о народной медицине / Н. Земеров // Законность. – 2005. – № 8. – С. 30-32.
14. Ильенкова, А. Права прокуратуры на защиту граждан / А. Ильенкова // Законность. – 2005. – № 3. – С. 42-43.
15. Инджиев, В. Надзор за исполнением законодательства об охране здоровья граждан / В. Инджиев // Законность. – 2006. – № 10. – С. 44-47.
16. Исаенко, В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними / В. Исаенко // Законность. – 2003. – № 2. – С. 20-22.
17. Казаков, С. Информационная система органов прокуратуры / С. Казаков // Законность. – 2005. – № 10. – С. 2-4.
18. Казарина, А. Предмет общего надзора / А. Казарина // Законность. – 2004. – № 11. – С. 7-9.
19. Калинин, В.Н. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона / В.Н. Калинин // Следователь. – 2004. – № 4. – С. 55-61.
20. Каплунов, В. Проверки исполнения таможенного законодательства / В. Каплунов // Законность. – 2006. – № 8. – С. 19-21.
21. Ковалевский, В. Результативность прокурорского надзора за своевременностью выплаты заработной платы / В. Ковалевский // Законность. – 2005. – № 12. – С. 6-9.
22. Ковинько, О.А. О роли прокурорской деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / О.А. Ковинько // Прокурорская и следственная практика. – 2005. – № 1-2. – С. 157-162.
23. Козусев, А. Ф. Прокурорский надзор за исполнением требований УПК РФ об основаниях, порядке и сроках приостановления предварительного следствия / А.Ф. Козусев // Прокурорская и следственная практика. – 2004. – № 3-4. – С. 183-192.
24. Короткое, А.П. Практика прокурорского надзора при применении некоторых положений нового УПК РФ / А.П. Короткое, А.В. Тимофеев // Прокурорская и следственная практика. – 2004. – № 1-2. – С. 115-144.
25. Крутиков, М. Общий надзор и правосудие / М. Крутиков // Законность. – 2005. – № 8. – С. 7-8.
26. Лукоянов, Д. Место прокуратуры в государственном механизме / Д. Лукоянов // Законность. – 2006. – № 11. – С. 54-56.
27. Маклаков, Д. Кандидат на должность прокурора / Д. Маклаков // Законность. – 2006. – № 8. – С. 27-28.
28. Максимов, В. Принципы планирования в органах прокуратуры / В. Максимов // Законность. – 2004. – № 6. – С. 12-15.
29. Макушенко, Е. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов о тарификации услуг ЖКХ / Е. Макушенко // Законность. – 2006. – № 9. – С. 8-11.
30. Маслохутдинов, 3., Нестерова, Т. Трудовые права работников прокуратуры / 3. Маслохутдинов, Т. Нестерова // Законность. – 2004. – № 2. – С. 34-38.
31. Мухамедзянов, И. – Подготовка прокурорских кадров / И. Мухамедзянов // Законность. – 2006. – № 9. – С. 56-57.
32. Мыцыков, А., Казарина, А. Эффективность надзора за исполнением закона / А. Мыцыков, А. Казарина // Законность. – 2005. – № 6. – С. 2-5.
33. Нестерова, Т. Прокуратура и защита трудовых прав / Т. Нестерова// Законность. – 2004. – № 5. – С. 13-17.
34. Никитин, А.П. Деятельность органов прокуратуры в сфере обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых законом интересов общества и государства / А.П. Никитин // Прокурорская и следственная практика. – 2004. – № 3-4.
35. Осипян, С. Функции прокуратуры и предмет надзора / C. Осипян // Законность. – 2006. – № 12. – С. 9-11.
36. Овсянников, И.В. Прокурорский надзор за законностью решений об отказе в возбуждении уголовного дела / И.В. Овсянников // Закон. – 2005. – № 10. – С. 84-91.
37. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела : научно-методическое пособие / Под ред. А.П. Короткова и М.Е. Токаревой (публикуется в сокращении) // Прокурорская и следственная практика. – 2004. – № 1-2. – С. 223-289.
38. Потапова, Л.В. Проблема определения места органов прокуратуры РФ в системе разделения властей / Л.В. Потапова // Российский юридический журнал. – 2005. – № 4. – С. 33-36.
39. Решетникова, Т. Акты прокурорского надзора / Т. Решетникова // Законность. – 2004. – № 8.
40. Савченко, Н. И. Организация прокурорского надзора в сфере экономической деятельности / Н. И. Савченко // Прокурорская и следственная практика. – 2006. – № 1-2.
41. Сизов, В. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления / В. Сизов // Законность. – 2006. – № 6. – С. 16-19.
42. Сопин, В. Личная безопасность прокурорских работников / В. Сопин // Законность. – 2006. – № 10. – С. 47-49.
43. Соловьев, А.Б. Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях по УПК РФ / А.Б. Соловьев // Прокурорская и следственная практика. – 2005. – №-3-4. – С. 259-267.
44. Степанова, Е. Компьютеризация органов прокуратуры / Е. Степанова // Законность. – 2004. – № 12. – С. 26-27.
45. Терещенко, А. Реформа прокуратуры: новые приоритеты / А. Терещенко // Законность. – 2006. – № 8. – С. 4-7.
46. Тертышник В. Функции прокуратуры / В. Тертышник, А. Тертышник // Законность. – 2004. – № 12. – С. 53-54.
47. Тимофеев, В. Прокуратуре – лучшие кадры / В. Тимофеев // Законность. – 2005. – № 9. – С. 49-51.
48. Токарева, М.Е. Прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса: проблемы правовой регламентации и результаты правоприменения по итогам 2005 года / М. Е. Токарева, Н. В. Буланова // Прокурорская и следственная практика. – 2006. –№ 1-2. – С. 70-83.
49. Тумандейкин, Е. Надзор за организацией розыска без вести пропавших / Е. Тумандейкин // Законность. – 2006. – № 3. – С. 15-18.
50. Тризно, И. Оплата труда: организация надзорной деятельности / И. Тризно // Законность. – 2007. – № 3. – С. 24-27.
51. Тюрина, А. Иск как средство реагирования прокурора на выявленные правонарушения / А. Тюрина // Законность. – 2006. – № 10. – С. 26-28.
52. Усманов, К. Роль органов прокуратуры в обеспечении защиты конституционных прав человека / К. Усманов // Прокурорская и следственная практика. – 2005. – № 1-2. – С. 208-213.
53. Ханжин, В. Надзор за наложением ареста на имущество / В. Ханжин // Законность. – 2006. – № 7. – С. 6-7.
54. Чухонцев, С. Практика надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях / С. Чухонцев // Законность. – 2006. – № 3. – С. 2-4.
55. Чуманов, Е. Информационно-аналитическая работа – основа организации общего надзора / Е. Чуманов // Законность. – 2004. –№ 1. – С. 16-19.
56. Шевченко, С. Люди стали уважать прокуратуру / С. Шевченко // Законность. – 2006. – № 3. – С. 44-48.
57. Шобухин, В. Юридическое образование работников прокуратуры / В. Шобухин // Законность. – 2006. – № 6. – С. 35-37.
58. Штейнбах, В. Электронный вариант надзорного производства по уголовному делу / В. Штейнбах // Законность. – 2005. – №.5. – C. 14-15.
59. Яковлев, Н. Роль прокурора в защите прав потерпевших / Н. Яковлев // Законность. – 2004. – № 9. – С. 27-29.