Содержание
Содержание
Введение2
I.Понятие российского гражданства3
1.1 Соотношения понятий гражданства и подданства3
1.2. Понятие гражданства в ретроспективе5
1.3. Современное понятие гражданства8
II. Принципы российского гражданства …11
2.1Основные принципы гражданства РФ.11
2.2. Правовой статус гражданина РФ15
III.Сравнительный анализ закона о гражданстве 1992 года и закона (проекта) 2002.17
3.1. Анализ законодательства о гражданстве17
3.2. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства24
Заключение28
Список литературы30
Выдержка из текста работы
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема отказа в приеме в гражданство как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон «О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство — один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
Сейчас на основе Закона «О гражданстве Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.
В ходе работы я в большей степени опиралась на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Постановления Государственной Думы, Распоряжения Правительства и комментарии к ним, учебники и монографии, а также газетные и журнальные публикации.
Глава 1. Гражданство РФ: понятие, принципы, регулирование
1.1. Понятие и принципы гражданства
Отношения, связанные с гражданством, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствие с ними другими нормативными правовыми актами РФ.
Понятие гражданства определяется как устойчивая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей.
Правовой характер связи лица с государством, о6разующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживают за границей, а ее население включает не только российских граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Государство в законе устанавливает основания, в соответствии с которыми определяется принадлежность к гражданству государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически удостоверяется документами. Ими являются паспорт гражданина или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнегс возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик). В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно.
Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).
Статья 5 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации определяет, что гражданами РФ являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего федерального закона (на 1 июля 2002 г.);
б) лица, которые приобрели российское гражданство в соответствии с Федеральным законом о гражданстве…………..
Заключение
Рассмотрев основные положения гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.
Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.
В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.
Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе — права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.
Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации — являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.
Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее исторически — политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем.
Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.
Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.
Таким образом, в «законодательство об иностранных гражданах, пребывающих (проживающих) на территории Российской Федерации» входят перечисленные выше международные нормативные документы, Конституция Российской Федерации (прежде всего – глава 2), Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных министерств. В данный законодательный массив включаются нормативные правовые акты, которые: а) определяют правовой статус иностранного гражданина, фиксируют его элементы: права, свободы, обязанности и гарантии; б) регулируют порядок пребывания (проживания) иностранных граждан на территории России.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и, следовательно, могут быть выделены условно-теоретически. С учетом этого и изложенного выше можно сделать вывод о том, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне Российской Федерации, а также иными актами международного права.
Иммиграционный статус иностранных граждан в России характеризуется предоставлением им права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, согласно части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации. Этим правом они пользуются в ограниченных пределах. Так, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает предоставление иностранцам избирательных прав на муниципальных выборах при соблюдении ряда условий.
Список литературы:
1. Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Центральная избирательная комиссия РФ, 1993
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Семейный кодекс РФ
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. N 30. С. 3032.
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. N 22 от 3 июня 2002 г. С. 2031.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 26 февраля 1995 г. // Российская газета. – 1995, 9 февраля.
8. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302.
9. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пункта «2» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в связи с жалобой А.Б. Смирнова от 16.05.1996 г. // Вестник Конституционного Суда РФ, 1996. № 3, с. 32-34.
10. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 2005.
11. Баймуратов М.А. Международное публичное право. – М., 2007.
12. Богуславский М.М., Гридин С.С. Статус иностранцев в СССР. М., 1984.
13. Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003.
14. Кириллова Т.Н. Общее положение гражданской правосубъективности иностранцев в СССР // Правоведение. 1966. N 1.
15. Куплеваский Н.О.. Русское государственное право. Т. 1. Харьков, 1902.
16. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2007.
17. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право, 2003, № 8. – с. 21-24.
18. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 2008.
19. Резник М.Ю. Гражданское общество как феномен цивилизации. – Москва, «Норма», 2003.
20. Романенко Л.М. “О методике исследования гражданского общества” СоцИс №1 2005г.