Выдержка из текста работы
Функционирование права в любом государстве, в том числе и в России, невозможно без эффективного правового регулирования, упорядочивания общественных отношений. Именно посредством правового регулирования обеспечивается реализация позитивных интересов субъектов, осуществляется социальное управление их деятельностью. Механизму правового регулирования современного российского государства и эффективности его применения и посвящена настоящая работа. Работа состоит ид двух глав. Первая глава «Понятие и форма организации правового механизма» представляет собой изложение теоретических основ правового регулирования: определение его механизма и степени эффективности, рассмотрение основных стадий развития. Вторая глава «Механизм правового регулирования и его реализация в Российской Федерации» представляет собой рассмотрение проблемы правового регулирования применительно к современному российскому государству.
В последнее время в юридической литературе стало особенно актуально обращаться к процессам глобализации, интернационализации права, которых не избежать и России. В соответствии с этим проблема правового регулирования приобретает еще одну область исследований: функционирование правового механизма в условиях глобализации. Некоторым аспектам данной проблематики посвящен первый параграф второй главы. В процессе работы над темой исследования автор использовал работы ведущих отечественных юристов (С.С.Алексеева, Н.Г.Александрова и др.). Естественно, что любой управленческий процесс по мере своей реализации связан с рядом препятствий, мешающих реализации права, удовлетворению правомерных интересов граждан и общества. Подобные препятствия существуют и в России. К числу препятствий, поддающихся управлению можно отнести недостатки правоприменения и коллизионность, которые характерны для правовой системы любого государства. Эти препятствия вполне легко устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке.
Однако существует совсем иной род препятствий, которые не поддаются или, точнее, сложно поддаются управлению. К числу таких препятствий можно отнести стихийные бедствия, природные явления, климатические условия. Правовое регулирование стихийных бедствий, к примеру, является не столь актуальным для России. Оно актуально для таких стран как, например, США, поскольку только за последнее время печально известный ураган «Катрина» показал не только недостатки правового, но и социального регулирования, что выразилось в факте мародерства, неосознанности последствий, оплошности властей при принятии решения эвакуации и поселения людей. К числу трудно управляемых препятствий правового регулирования применительно к России, на наш взгляд, следует отнести естественно сложившийся в ходе исторического развития России факт федеративного устройства, территориальную «раздробленность» Российской Федерации на ряд государств. В качестве примера можно привести отношения России со странами Северного Кавказа. Здесь правовое регулирование затрагивает фундаментальные основы функционирования самого государственного устройства, территориальной целостности российского государства.
Поэтому проблема правового регулирования имеет особую актуальность. Именно от степени устойчивости правового механизма и его эффективного функционирования зависит жизнь, как целого государства, так и отдельных людей. Именно этой проблематике мы решили посвятить заключительную часть работы, а именно – последний параграф.
В данный момент для российского государства является актуальным не только исключительно правовое, сколько государственно-правовое, государственно-экономическое регулирование.
Цель данной работы: понятие правового механизма, стадии и принципы функционирования.
Задачи данной работы: основные проблемы правового регулирования отношений в Российской Федерации и порядок работы правового механизма.
Объект исследования: правовой механизм государства.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА
1.1. Понятие правового механизма
Как отмечают большинство исследователей, механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее последовательным способом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права .
Таким образом, основной целью механизма правового регулирования является гарантия справедливого удовлетворения интересов субъектов посредством снятия возможных препятствий, стоящих на пути осуществления их интересов. Можно сказать, что механизм правового регулирования это специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического конца.
Механизм правового регулирования представляет собой систему различных по природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой, с одной стороны, комплекс правовых элементов, а, с другой стороны, — единую систему элементов вне зависимости от их природы и функций.
Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выявить основные, юридические, опорные инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди других.
Как справедливо отмечает отечественный исследователь А.Ф. Черданцев, механизм правового регулирования представляет собой определенную идеальную модель, созданную в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких – то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели – с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все основные средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования .
В самом общем плане механизм правового регулирования представляет собой организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, то есть эффективности.
Следует разграничивать содержание понятия механизм правового регулирования от содержания понятия «правовой системы».
Ряд исследователей сближает эти два понятия по содержательному критерию, то есть что и Механизм правового регулирования и правовая система включают в себя совокупность правовых средств регулирования общественных отношений и, на этом основания якобы могут рассматриваться как аналогичные.
Однако следует учитывать, что правовые средства занимают не весь логический объем, а является лишь частью правовой системы, являющейся более широким понятием, чем механизм правового регулирования.
1. 2. Стадии и принципы организации правового механизма
Механизм правого регулирования является достаточно сложным и комплексным явлением, объединяющим в себе элементы правового обеспечения различной природы, осуществляющиеся, реализовывающиеся на соответствующих стадиях.
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н. Г. Александров . Им был сделан набросок основных направлений правового воздействия на условия общественной жизни. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме в этот период были проведены Л. С. Явичем, а несколько позднее В. М. Горшеневым .
По мнению Н. Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования являются:
1) установление правового статуса лица;
2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов;
3) установление моделей правоотношений;
4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности . Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П. Е. Недбайло, А. С. Пиголкин, М. П. Лебедев, Н. И. Матузов и ряд других ученых-юристов.
Отечественный исследователь С. С. Алексеев характеризует механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств , при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
При этом автор полагает, что рассматриваемая общетеоретическая категория позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций, и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде.
В соответствии со стадиями правового регулирования С. С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:
1) юридические нормы;
2) правовые отношения;
3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права .
В современной юридической литературе можно выделить более трех основных стадий и элементов правового регулирования:
1. Стадия правовых норм. Норма права представляет собой необходимый начальный элемент механизма правового регулирования. Норма права — это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.
По емкому и точному определению П.П.Вострикова: «Нормы права — это правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т. е возможностью применения государственного принуждения.
Юридическая норма — исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы .
Юридические нормы — продукт сознательной деятельности человека как высшей формы отражения объективного мира. Они возникают как результат необходимости урегулирования правом общественных отношений.
Таким образом, исходя из современных теоретических обоснований норма права — это общеобязательное, формально-определенное, установленное (либо санкционированное) и обеспечиваемое государством правило поведения, регулирующее (охраняющее) общественные отношения.
2. Стадия юридических фактов. На данной стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным.
Здесь «юридический факт» используется как бы в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». При этом для достижения интереса порой бывает недостаточно одного юридического фактора. Необходима целая система фактов, один из которых как раз и будет играть решающую роль.
Юридические факты являются, таким образом, вторым элементом механизма правового регулирования. Однако некоторые исследователи не признают за юридическими фактами статуса самостоятельного элемента механизма правового регулирования, полагая, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования к другой……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Механизм правового регулирования носит сложный, комплексный характер, объединяя в себе функции правотворчества и нормативного регулирования. Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизируя сбои и остановки в его работе.
Как указывает отечественный исследователь В.А. Сапун «От правильного выполнения правовых средств зависит, в конечном счете достижение средств правового регулирования, а значит, эффективность права в целом.
Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта .
Повышение уровня правовой культуры субъекта невозможно без эффективного механизма правового регулирования и влияет на его качество, на укрепление законности и правопорядка.
Отсутствие правовой культуры, юридической грамотности особенно характерно для населения России, которая обусловлено, возможно, отсутствием истории создания, взращивания правовой культуры, который есть процесс долгий и который России еще предстоит пройти.
Ведь интересы человека есть главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности.
Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.
В условиях России, на наш взгляд, правовое регулирование невозможно без эффективной экономики и сильной централизованной государственной власти. Становление мощного механизма правового регулирования осложняется еще и тем, что России до сих пор сохраняет черты государства переходного периода, государства пост тоталитарного, несущее на себе признаки, как прошлого, так и признаки, обусловленные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова А.А. О понятии механизма правового регулирования // Правовая реформа в Российской Федерации: общетеоретические и исторические аспекты: Межвузовский сборник статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. – 445 с.
2. Александров Н.Г. Трудовые правоотношения. М., 1948.
3. Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М.: Изд-в МГУ, 1999. 521 с.
4. Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород: Юрист, 2003. – 342 с.
5. Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 1963. – 234 с.
6. Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981. – 234 с.
7. Городнов О.А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение, 2000. № 5. С. 22-31.
8. Мозолин В.П., Петровичева Ю.В. Информация и право // Журнал Российского права. 2004 № 8. С. 60-76.
9. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – 543 с.
10. Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории. Владивосток, 1992. С. 18 — 23.
11. СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
12. СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4042.
13. СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3756.
14. Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1974. – 623 с.
15. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002. – 234 с.
16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – М, 2001.- 432 с.
17. Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961 – 221 с.