Выдержка из текста работы
Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Субъективно личность индивида – это его Я, это система представлений о себе, формируемая в процессе деятельности и общения и обеспечивающая единство и тождественность его личности.
Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т. е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.
Еще одна характерная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Она наиболее полно и детально характеризует личность.
Существует много концепций. Самые известные из них: психоаналитическая, теория черт, гуманистическая, социально-когнитивная.
Психоаналитическая: разработана З.Фрейдом. В соотв. с его взглядами, личность — единство трёх образующих начал : ид, эго, суперэго
Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто тёмное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании.
Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является “исполнительным” органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе “социализации”. Суперэго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.
«Теория черт» исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Также делается акцент на внешние качества человека. Эндоморф (добряк, толстяк – Санта Клаус), Мезоморф (Супермен) и Эктоморф (Шерлок Холмс) . Присутствует разделение на экстравертов и интровертов.
Гуманистический: Основа – Маслоу, Роджерс. Основная идея – человек по натуре существо доброе, каждый обладает определённым потенциалом, и задача общества, его самого – этот потенциал развить. Для этого должны быть удовлетворены базовые потребности человека: выживание, физиологические потребности, потребность в безопасности, общении, признании, любви, потребность в самореализации.
Роджерс соглашается с Маслоу и добавляет: чтобы человек мог самореализовываться ( творчество, личные достижения ), необходима соответствующая соц.среда, окружение. Главные составляющие среды – доброжелательность, уважение, готовность помочь, понимающая критика
Социально-когнитивный (Бандура). Человек и среда взаимно влияют друг на друга. Среда формирует человека, а с другой – человек накладывает свой отпечаток на среду. Чем сильнее личность, тем значимее отпечаток. Каждый человек бессознательно стремится к такому образу жизни, которая является конгениальной его типу личности.
Принципиально важным индикатором самочувствия личности является чувство контроля над внешними факторами и над собой. Человек с таким развитым чувством чувствует по жизни себя увереннее.
Феномен личности весьма сложен, и приведенные концепции друг друга выполняют и помогают лучше этот феномен понять.