Содержание
Введение.3
1. Представление о личности в отечественной и зарубежной психологии…4
2. Развитие личности в онтогенезе..6
3. Структура личности и симптомокомплекс.11
4. Определение характера человека.13
5. Сравнение характера и темперамента.19
6. Этапы формирования характера..22
Заключение..25
Список источников литературы.26
Выдержка из текста работы
Содержание и порядок проведения занятия |
Время, мин. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1.Понятие личности. 2.Психические познавательные процессы. 3.Эмоционально-волевые процессы. 4.Индивидуально-психологические процессы. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
5 170
40 40 40 50
5 |
Литература:
1.Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии / Под ред. А.А.Крылова. Л., 2006.
2.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.
3.Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.
Учебно-материальное обеспечение
1.Мультимедийный проектор;
2.Информационные слайды;
Методические рекомендации преподавателю
по подготовке и проведению семинара
Во вводной части занятия (5 мин) Проверяю готовность группы и учебной аудитории к занятию. Объявляю тему и цели семинара, последовательность заслушивания сообщений и обсуждение учебных вопросов. После объявления темы и целей семинара целесообразно провести краткий контрольный опрос, обращая внимание на то, что личностный подход в психологии позволяет глубже понять и разобраться в большом количестве свойств и особенностей человеческой сущности, помогает раскрыть взаимоотношения и связи между людьми, а также внимательнее изучить личностные аспекты человека, являющегося общественным существом, которое включено в общественные отношения и является носителем сознания. Любая реакция человека и его психическое состояние в целом зависят от специфических особенностей конкретной личности, которые сформировались у него в процессе приобретения им общественного опыта, и от его потребностей, интересов и установок, т.е. от всей системы отношений его к существующей действительности. При изучении индивида нельзя отделять явление, которое изучается, непосредственно от личности в целом, ее направленности, системы отношений человека с существующей действительностью. Затем изложить последовательность обсуждения учебных вопросов и заслушивания докладов.
При обсуждении первого учебного вопроса (40 мин) «Понятие личности» следует рассказать, что в психологии понятие личности введено для обозначения совокупности индивидуально-психологических характеристик, это конкретное понятие, более узкое, чем в юридических и ряде других дисциплин. К правовому значению термина «личность» приближаются психологические понятия субъекта и индивида, под которыми понимают отдельного человека, не заостряя внимание на его психологических особенностях и степени развития. Личность охватывает весь спектр психологических характеристик, начиная от неотъемлемых психофизиологических особенностей типа темперамента и заканчивая высшими психическими образованиями, такими как ценностные и нравственные структуры.
Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.
При обсуждении второго учебного вопроса (40 мин) «Психические познавательные процессы» необходимо рассказать, что под психическими процессами понимают определенные проявления психической деятельности человека. Каждый из них имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.
Психические процессы:
-
это формы отражения объективной реальности субъектом в процессе осуществления деятельности центральной нервной системой;
- это первичные регуляторы поведения человека.
Психические процессы можно разделить на 3 группы:
-
познавательные, или когнитивные, — это мышление, память, ощущения, восприятие, речь, представление, воображение и внимание человека;
- эмоциональные—это радость, грусть, печаль;
- волевые.
Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.
При обсуждении третьего учебного вопроса (40 мин) «Эмоционально-волевые процессы» необходимо дать понятие эмоционально-волевым процессам. Эмоциональные процессы — это психическая реакция на внутреннее или внешнее воздействие, выражающаяся в перестройке ритма деятельности как самой психики, так и всего организма. Эмоции содержат оценку явления, причем его частные черты не выделяются, эмоциональный отклик возникает на событие в целом. Эмоции выполняют регулирующую функцию — они перестраивают деятельность психики и организма для оперативного реагирования на изменившиеся условия.
Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.
При обсуждении четвертого учебного вопроса (50 мин) «Индивидуально-психологические процессы» следует сказать, что в понятие личности обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека. Индивидуальность — это те личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей. Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент всегда связывается с органическими основами, или физиологическими особенностями, организма. Характер представляет собой совокупность индивидуальных психических свойств, которые проявляются у человека в типичных условиях, а также находят выражение в типичных способах деятельности в таких же условиях.
Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.
В заключительной части (5 мин) необходимо уделить внимание понятию личность. Личность человека проявляется в его действиях, поступках, а также в отношении к другим людям. По этим внешним проявлениям и поступкам личности можно судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Именно таким образом и происходит познание личности. Производя психологическое исследование личности и процесса формирования у данной личности необходимых ей психических качеств, следует иметь в виду то, какую именно функцию выполняет конкретное психическое явление, которое подлежит непосредственному изучению.
Задание к семинару
Тема 2: «Понятие личности в психологии и правовой науке.»
Цели:
- Закрепить полученные знания лекции по данной теме
- Изучить психологические особенности личности преступника.
3. Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине
Учебные вопросы:
1.Понятие личности.
2.Психические познавательные процессы.
3.Эмоционально-волевые процессы.
4.Индивидуально-психологические процессы.
Перечень тем для сообщений (рефератов):
Время: 4 часа
Место: учебный класс
Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить следующие вопросы:
1.Понятие личности.
2.Понятие темперамента, характера.
3.Понятие эмоционально-волевых процессов.
При подготовке к первому вопросу необходимо повторить материалы лекции.
Для обсуждения второго, третьего, четвертого вопроса требуется знать материалы лекции, самостоятельно изучить дополнительную литературу, быть готовым к контрольной работе.
Быть готовым в выступлениях не только пояснить основное содержание вопросов, но и использовать альтернативные концепции, воззрения научных школ.
Указания обучающимся по подготовке докладов:
При подготовке докладов целесообразно использовать дополнительную литературу (научные труды, статьи из журналов).
Вопросы для самоконтроля:
- Проявление личности человека.
- Классификация психических процессов.
- Эмоционально-волевые процессы.
Литература:
1.Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии / Под ред. А.А.Крылова. Л., 2006.
2.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.
3.Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.
Руководитель занятия:
начальник кафедры психологии и педагогики
полковник вн. сл. Ю.Н. Соболев