Содержание
Введение…..3
1. Предмет криминологии………………………………4
2. Место криминологии в системе других наук………8
3. Методология науки криминологии…….16
Заключение……26
Список использованных источников и литературы….27
Выдержка из текста работы
Рабочая тетрадь по курсу «Криминология» предназначена для самостоятельной работы студентов юридических вузов очной и заочной форм обучения, в целях подготовки к зачетам и экзаменам, а также для контроля усвоения студентами теоретического материала.
Рабочая тетрадь составлена на основе требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900 «Юриспруденция» в соответствии с Рабочей программой изучения дисциплины «Криминология».
Основная цель — дать студентам возможность самостоятельно развить умение и навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозировать преступность и индивидуальное преступное поведение; выработать у студентов способность правильно анализировать и оценивать генезис, состояние, структуру и динамику преступности, ее географию, взаимосвязи с другими элементами социальной системы; сформировать у студентов интерес к проблематике противодействия преступности, как в исследовательском, так и в практическом отношении, умение ориентироваться в динамично изменяющемся уголовном законодательстве, нормативно-правовой базе, регулирующей сферу противодействия преступности.
Для решения, приведенных в рабочей тетради, заданий (тестов) студент должен использовать действующее законодательство, теоретический материал, конспекты лекций, а также дополнительную литературу,знать: историю криминологии; тенденции развития преступности в России и в мире; факторы преступности; зарубежные криминологические теории; практику воздействия на преступность в зарубежных государствах, уметь: проводить системный анализ как преступности в целом, так и отдельных ее видов; применять теоретические знания на практике, владеть: навыками выявления закономерностей развития преступности; составления криминологического портрета личности преступника; организации криминологических исследований; прогнозирования и планирования профилактических мер в области противодействия преступности.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии | |
Тема 2. Развитие криминологии и ее современное состояние в России | |
Тема 3. Преступность и ее основные характеристики | |
Тема 4. Факторы и тенденции преступности в России | |
Тема 5.Лица, совершившие преступление | |
Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения | |
Тема 7. Виктимологические факторы преступлений | |
Тема 8. Организация и методика криминологических исследований | |
Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью | |
Тема 10. Предупреждение преступности |
Тема 1 Понятие, предмет и система криминологии
1. Криминология как социолого-правовая междисциплинарная наука.____________________ ________________________________________________________________
2. Укажите, на Ваш взгляд правильный ответ:
1. Криминология – это социально-правовая наука и нормативная отрасль права.
2. Криминология – это учебная дисциплина и междисциплинарная отрасль знаний.
3. Криминология – это учебная дисциплина, изучающая вопросы предупреждения правонарушений и преступлений.
Существует Ваш вариант ответа.
3. Особенности становления отечественной криминологии. _____________________________
________________________________________________________________
4. Эмпирический характер криминологии.____________________________________________
________________________________________________________________
5. Какое из ниже перечисленных утверждений наиболее точно раскрывает содержание предмета криминологии?
1. Криминология изучает – преступность, личность преступника, причины и условия конкретного преступления, предупреждение преступлений.
2. Криминология изучает – преступление, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступлений.
3. Криминология изучает – преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности.
4. Криминология изучает – преступность, личность преступника, причины и условия преступности, последствия преступности, систему мер борьбы с преступностью.
Криминология изучает – личность преступника, причины и условия всех преступлений, систему мер борьбы с преступлениями.
6. Личность преступника – это______________________________________________________
________________________________
7. Причины и условия преступности ________________________________________________
________________________________________________________________
8. Предупреждение преступности __________________________________________________
________________________________________________________________
9. Функции криминологии: _______________________________________________________
________________________________________________________________
10. Задачи криминологии на современном этапе развития российского общества: аналитическая __________________________________________________________________
________________прогностическая_________________________________________________________________
_______________
практическая____
________________
11. Значение криминологических знаний для практической деятельности правоохранительных органов: ______________________________________________________
________________________________________________
Тема 2. Развитие криминологии и ее современное состояние в России
1. Возникновение криминологии как науки. _________________________________________
________________________________________________
2. Выделите в развитии криминологии три периода: __________________________________
________________________________________________
3. В каком году был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника?
1. 1919 год.
2. 1925 год.
3. 1937 год.
4. 1954 год.
5. 1963 год.
4. В каком году был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности?
1. 1925 год.
2. 1956 год.
3. 1963 год.
4. 1979 год.
5. 1985 год
5. В какое время криминология определилась как самостоятельная наука?
1. 1793-1799 гг.
2. 1812-1814 гг.
3. 1879-1885 гг.
4. 1905-1914 гг.
5. 1964-1970 гг.
6. С какого года криминология преподается как самостоятельная учебная дисциплина в юридических вузах?
1. 1955 год.
2. 1961 год.
3. 1964 год.
4. 1970 год.
5. 1973 год.
7. С именем какого ученого связано становление криминологии как самостоятельной науки?
1. Топинар.
2. Ломброзо.
3. Беккариа.
4. Монтескье.
8. Кто является автором труда "О преступлениях и наказаниях" (1764 г.)?
1. Беккариа.
2. Дюркгейм.
3. Кетле.
4. Ферри.
5. Мор.
9. Внедрение в практику криминологических экспертиз ________________________________
________________________________________________________________
10. Зарубежная криминология, современные тенденции развития, обобщение международного опыта борьбы с преступностью______________________________________
________________________________________________________________
Тема 3. Преступность и ее основные характеристики
1. Укажите, на Ваш взгляд, правильный ответ:
1. Преступность – совокупность преступлений.
2. Преступность – система преступлений
2. Соотношение понятий: девиантность, делинквентность, преступность._________________
________________________________________________________________
3. Уголовно-правовой характер преступности: ________________________________________
________________________________________________________________
4. Качественные и количественные показатели преступности: ___________________________
________________________________________________________________
5. Укажите, какие из перечисленных не относятся к признакам преступности?
1. Историческая изменчивость.
2. Социальная обусловленность.
3. Массовое явление.
4. Противоправность и наказуемость.
5. Статистическая совокупность преступлений.
6. Негативный и правовой характер.
6. Укажите, какой из перечисленных показателей относится к качественной характеристике преступности?
1. Состояние.
2. Структура.
3. Динамика.
4. Уровень.
7. Укажите, что не входит в структуру преступности по категориям преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности (ст. 15 УК РФ).
1. Малозначительные преступления.
2. Преступления небольшой тяжести.
3. Преступления средней тяжести.
4. Тяжкие преступления.
5. Особо тяжкие преступления.
8. Латентная преступность – это:
1. Скрытая от правоохранительных органов преступность.
2. Преступность, не нашедшая отражения в официальных статистических источниках.
3. Преступность, скрываемая правоохранительными органами от официальной регистрации.
9. Укажите, какой из перечисленных ниже видов латентной преступности наиболее точно отвечает следующему высказыванию:
"Преступность, не нашедшая отражения в официальных статистических источниках".
1. Естественная латентность.
2. Искусственная латентность.
3. Пограничная латентность.
10. Определите преступления, обладающие наибольшей латентностью:
1. Убийства.
2. Причинение тяжкого вреда здоровью.
3. Хищения особо ценных предметов.
4. Дача взятки.
5. Кража.
11. Как Вы думаете, являются ли тождественными понятия "личность преступника" и "лицо, совершившее преступление"?
1. да.
2. Нет.
12. Понятие “часы” преступности. Их характеристика. _________________________________
________________________________________________________________
13. Понятие “цена” преступности. Характеристика ее слагаемых.________________________
________________________________________________________________
Тема 4. Факторы и тенденции преступности в России
1. Понятие детерминации.________________________________________________________
________________________________________________
2. Факторы преступности._______________________________________________________
________________________________________________
3. Принципы детерминации.______________________________________________________
________________________________________________
4. Криминогенные детерминанты: понятие и классификация.________________________
________________________________________________________________
5. Классификация причин и условий преступности.____________________________________
________________________________________________________________
6.Факторы и условия преступности на современном этапе развития российского общества._______
________________________________________________________________