Содержание
Введение3
1. Экономическая сущность нематериальных активов4
1.1. Сущность категории нематериальные активы4
1.2. Нормативное регулирование учета нематериальных активов9
1.3. Совершенствование нормативного регулирования учета нематериальных активов13
2. Бухгалтерский финансовый учет нематериальных активов16
2.1. Документальное оформление движения нематериальных активов16
2.2. Учет нематериальных активов как объектов долгосрочного инвестирования17
2.3. Амортизация нематериальных активов18
2.4. Учет выбытия нематериальных активов20
Заключение22
Список литературы23
Выдержка из текста работы
Под капитальным строительством понимаются работы по строительству новых объектов, а также расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующих объектов основных средств.
Бухгалтерский учет затрат на капитальное строительство ведется заказчиком (застройщиком) по объектам с начала строительства до сдачи их в эксплуатацию. После сдачи объектов в эксплуатацию они зачисляются в состав основных средств как отдельные инвентарные здания, сооружения и оборудование.
Учет затрат, формирующих инвентарную стоимость объектов основных средств. При выполнении функций заказчика организацией, специализирующейся на выполнении работ по капитальному строительству как основному виду деятельности, связанному с реализацией инвестиционных проектов, она ведет учет затрат по капитальному строительству по объектам с группировкой по следующей структуре расходов (статьям затрат) на:
строительные работы;
работы по монтажу оборудования;
приобретение оборудования, сданного в монтаж;
приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря;
приобретение оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
прочие капитальные затраты.
В данном реферате мы рассмотрим особенности учета затрат на приобретение оборудования как требующего так и не требующего монтажа.
Глава 1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций, источники их финансирования
Долгосрочные инвестиции — это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями[1] :
осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;
приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;
приобретение земельных участков и объектов природопользования;
приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно — исследовательских и опытно — конструкторских разработок, проектно — изыскательских работ и др.).
Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.
В бухгалтерском балансе долгосрочные инвестиции отражаются по статье "Незавершенное строительство". По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.
Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организаций и привлеченные — долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе.
К собственным средствам, являющимся источником финансирования долгосрочных инвестиций, относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.
Глава 2. Учет затрат на приобретение оборудования
Учет оборудования к установке. Оборудование к установке (оборудование, требующее монтажа) отражается заказчиком или застройщиком на счете 08 в составе затрат по капитальному строительству по отдельной одноименной статье. Учет ведется в разрезе строек по каждому виду оборудования начиная с месяца, в котором подрядчиком начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям зданий и сооружений) или укрупненной сборке.
Оборудование, требующее монтажа, приобретается, как правило, заказчиком или застройщиком. Однако если это предусмотрено договором, оно может приобретаться и подрядчиком.
При приобретении заказчиком или застройщиком данного оборудования оно учитывается у него на балансе до начала работ по монтажу на счете 07 "Оборудование к установке" в размере затрат по приобретению, а НДС — на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"[2] .
При этом делается запись: Д-т сч. 07, 19, К-т сч. 60.
Оборудование принимается на учет по стоимости приобретения, которая складывается из стоимости оборудования по счетам поставщиков (без НДС), расходов по доставке оборудования до склада и заготовительно-складских расходов.
Учет расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов может вестись непосредственно на счете 07 как отклонение фактической стоимости приобретения материалов от их стоимости по цене поставщика. При сдаче оборудования в монтаж часть отклонений, приходящихся на него, списывается в дебет счета 08 (за исключением части отклонений, приходящихся на оборудование, оставшееся числиться на счете 07). Сумма отклонений, которая подлежит списанию, определяется как произведение процента на стоимость оборудования, сданного в монтаж. Процент рассчитывается как отношение суммы разницы между фактической стоимостью оборудования, числящегося на начало месяца на остатке, с учетом оборудования, полученного в отчетном месяце, и их стоимостью по цене поставщиков к стоимости оборудования по ценам поставщиков.
Учет расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов может вестись с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" применительно к порядку, установленному по учету материалов. При этом полученное оборудование по цене поставщика приходуется по дебету счета 07 с кредита счета 15, а сумма отклонений отражается на счете 08 с кредита счета 16.
В случае если оплаченное оборудование не прибыло на отчетную дату на склад заказчика или застройщика, его стоимость учитывается на счете 07, но обособленно от других видов оборудования, как оборудование, находящееся в пути.
Операции по поступлению и движению оборудования оформляются заказчиком или застройщиком с использованием типовых форм первичных учетных документов, предназначенных для учета оборудования: N ОС-14 "Акт о приемке оборудования", N ОС-15 "Акт приемки — передачи оборудования в монтаж", N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования". При передаче заказчиком или застройщиком оборудования подрядчику для сдачи в монтаж используется акт формы N ОС-15 "Акт приемки — передачи оборудования в монтаж". При этом оборудование продолжает числиться у заказчика или застройщика на счете 07 "Оборудование к установке", а у подрядчика принимается на забалансовый учет — счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа"[3] .
По получении от подрядчика согласно справке N КС-3 данных о сдаче оборудования в монтаж его учетная стоимость списывается заказчиком или застройщиком с кредита счета 07 в дебет счета 08. Одновременно соответствующая часть расходов по доставке оборудования и заготовительно — складских расходов списывается как отклонения со счета 07 в дебет счета 08. На счете 08 данные расходы учитываются одной позицией обособленно от стоимости оборудования до ввода его в эксплуатацию. Застройщик суммы НДС учитывает на счете 19.
При приобретении оборудования, требующего монтажа, подрядчиком оно учитывается на его балансе в порядке, установленном для учета материально — производственных запасов. Заказчик или застройщик в этом случае оплачивает подрядчику стоимость смонтированного оборудования в размере, предусмотренном договором, наряду со стоимостью выполненных строительных и монтажных работ.
Учет оборудования, не требующего монтажа, а также инструмента и инвентаря, приобретаемого по смете строек. Оборудование, не требующее монтажа, а также инструмент и инвентарь (в дальнейшем — предметы со сроком службы более 12 месяцев) отражаются заказчиком на счете 08 по стоимости приобретения в составе затрат на капитальное строительство по отдельной одноименной статье, если приобретение данного имущества предусмотрено проектно — сметной документацией на строительство объекта. При этом у заказчика стоимость оборудования и предметов отражается по данной статье, а сумма НДС — по дебету счета 19. Застройщик указанные суммы НДС учитывает также на счете 19.
Стоимость приобретения оборудования и предметов складывается из сумм, уплаченных заказчиком или застройщиком по счетам поставщиков (за минусом НДС), а также транспортных расходов по доставке имущества, расходов на установку и т.п.
Оприходование оборудования оформляется заказчиком или застройщиком актом типовой формы N КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией", а предметов — приходным ордером типовой формы N М-4 "Приходный ордер" или актом о приемке материалов формы N М-7 "Акт о приемке материалов" (при наличии расхождений с данными, указанными в счетах поставщиков). В бухгалтерском учете при этом делаются следующие записи:
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 — оприходованы оборудование и предметы (без НДС);
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — отражен НДС;
Д-т сч. 60 К-т сч. 51, 52, 55, 90 — оплачены счета поставщиков.
В случае неполучения оборудования и предметов их стоимость учитывается в составе имущества, находящегося в пути: оборудования — на счете 07, предметов — на счете 10 "Материалы", а НДС — на счете 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально — производственным запасам". По поступлении данного имущества на склад его стоимость списывается со счетов 07 и 10 в дебет счета 08.
В случае если данные оборудование и предметы приобретались в соответствии с договором на строительство непосредственно подрядчиком, оно учитывается у него до сдачи объекта в целом заказчику или застройщику.
У заказчика или застройщика данное оборудование и предметы отражаются по указанной статье в составе капитальных вложений по мере оплаты или принятия к оплате счетов подрядчика вместе с объектом строительства, для которого они приобретались.
Оборудование, требующее монтажа, отражается в учете и отчетности как введенное в эксплуатацию одновременно с вводом в эксплуатацию основного объекта. Инвентарная стоимость данного оборудования складывается из фактических затрат на его приобретение, расходов на строительные и монтажные работы, прочих капитальных затрат, относимых на стоимость вводимого в эксплуатацию оборудования по прямому назначению. Если расходы на строительные и монтажные работы и прочие капитальные затраты относятся к нескольким видам оборудования, то они распределяются между этими видами пропорционально их стоимости по ценам поставщиков.
Оборудование, не требующее монтажа; инструмент, инвентарь, приобретаемые для строящихся основных объектов, отражаются в учете как введенные в эксплуатацию одновременно с вводом в эксплуатацию основных объектов.
Инвентарная стоимость оборудования, не требующего монтажа, предметов (инструмента и инвентаря со сроком службы 12 месяцев, предназначенных для вводимых объектов в качестве первого комплекта), а также оборудования, не требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса, слагается из фактических затрат на их приобретение, расходов по доставке и других расходов, связанных с приобретением.
Заключение
Порядок учета затрат по строительству объектов зависит от способа их производства — подрядного или хозяйственного.
При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика — заказчика по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.
В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ как подрядным, так и хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик (заказчик).
При поступлении оборудования, требующего монтажа, его приходуют по фактической себестоимости приобретения.
Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно — складских расходов.
Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материально — производственных запасов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования.
При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика.
После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика.
Список литературы
1. Бухгалтерский учет. Под ред. Безруких П.С. — М., 2002
2. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М., 2002
3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М., 2005
4. Шишкоедова Н.Н. Теория бухгалтерского учета. М. 2003
[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М., 2005
[2] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М., 2002
[3] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М., 2002